Что такое подвижность нервных процессов детей

Рекомендации по воспитанию детей с разными типами нервной системы

Если понаблюдать за играющими детьми одного возраста, можно заметить, что в одной и той же ситуации все они ведут себя совершенно по-разному. Один весел, другой безо всякой причины хнычет, один стремиться играть с другими детьми, другой предпочитает одиночество и так далее. Малыш появляется на свет с определенными биологическими свойствами, которые передаются по наследству от родителей или других родственников. К врожденным свойствам личности, прежде всего, относят тип высшей нервной деятельности – темперамент.

Темперамент - сочетание таких особенностей нервной системы, как сила (или слабость), подвижность (или малая подвижность), уравновешенность (или неуравновешенность) нервных процессов. От того, как сочетаются эти характеристики, зависят некоторые особенности поведения детей (поведения, а не характера!).

Существует 4 основных типа высшей нервной деятельности, хотя большинство людей относится не к основным, а к промежуточным типам - всего их 24. Поэтому советуем внимательно изучить все типы - возможно в каждом описании Вы увидите знакомые черты своего малыша и найдете полезный совет.

Психологические особенности детей с разным типом нервной системы

  1. Дети холерического темперамента:

Ребенок возбудимого типа - холерик - имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребенка холерика носят ярко выраженный характер. Он не просто смеется, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость.

Ребенок стремится воздействовать на то, что видит. Он хочет переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорство. Дети холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководить ими, пытаются даже руководить взрослыми.

Рекомендации по воспитанию:

- Вырабатывать у ребенка умение тормозить себя, нежелательные реакции (игры с командами, где он будет подчиняться).

- Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать.

- Надо постоянно и настойчиво требовать спокойных и обдуманных ответов, спокойных и нерезких движений.

- Воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми.

- В трудовой деятельности воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе.

- Говорить подчеркнуто спокойным, тихим голосом.

- С пониманием относиться к проявлению активности ребёнка.

- Целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и так далее) - всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия.

- Необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований), конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости.

- Необходимо строго соблюдать режим дня.

Холерика важно воспитывать добрым, заботливым.

  1. Дети сангвинического темперамента:

Ребенок спокойного типа - сангвиник - имеет сильную, подвижную, уравновешенную нервную систему. Внешне дети сангвиники похожи на детей холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. Но есть одно отличие - у ребенка сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам.

Малыш быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям и наоборот. Особенность сангвиников - их легкая приспособляемость к любым условиям. Ребенок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на все, что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями.

Рекомендации по воспитанию:

- Воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу.

- Учить быть ответственным за свои обещания.

- Научить дорожить дружбой.

- Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки).

- Необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое).

- Целесообразно давать выход их энергии, стимулировать раскрытие потенциала и способностей в общественно полезном труде.

- Оказывать помощь в форме дружеских советов.

Целесообразно использовать его лидерские качества.

  1. Дети флегматического темперамента:

Ребенок флегматик - имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. Малая подвижность нервных процессов накладывает отпечаток на все поведение ребенка. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребенку и его ответом следует пауза (иногда значительная), прежде чем начать деятельность - период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к деятельности, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот внезапно прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях, когда предстоит заниматься новым, незнакомым делом.

Как и всякий ребенок, флегматик имеет свои положительные и отрицательные стороны, связанные с особенностями нервной системы. Положительные стороны - это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надежности во всех проявлениях; отрицательные - вялость, низкая активность, замедленный темп действий.

Рекомендации по воспитанию:

- Помочь преодолеть их некоторую леность.

- Развивать большую подвижность и общительность.

- Не допускать, чтобы они проявляли безразличие к деятельности, вялость, инертность.

- Вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.

- Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка.

- Следует чаще хвалить детей за их быстрые действия.

- Побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его.

- Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности.

- Привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

Флегматика необходимо на жизненных примерах знакомить с разными видами чувств и эмоций, учить правильно проявлять их в соответствующих ситуациях: сочувствовать, радоваться.

  1. Дети меланхолического темперамента

Дети со слабой нервной системой - меланхолики - отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители, быстро наступающее утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения.

Рекомендации по воспитанию:

- Мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с этими детьми.

- Большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание, что способствует укреплению веры в себя.

- Развивая работоспособность, помнить, что эти ребята быстро переутомляются.

- Нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку.

- Нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки.

- Целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо.

- Ребёнку полезно заниматься спортом. Необходимо разнообразить жизнь ребёнка.

- Надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми.

- Необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.

Меланхолика необходимо с детства учить планировать свою деятельность, разумно распределять свое время, иначе возможно нервное или физическое перенапряжение, хроническая усталость, формирование отвращения к труду, апатия.

Темперамент и нервная система ребенка

С давних пор подмечена связь черт темперамента и характера нервных процессов, особенностей высшей нервной деятельности человека. Холерик, нервничая, скорее всего, кричит, а меланхолик – плачет. Помните старинные итальянские маски Пьеро и Арлекина? Арлекин раздает подзатыльники, а Пьеро грустит и вздыхает. Можно вспомнить и столь популярные амплуа белого и рыжего клоунов в любом цирке.

Свойства нервной системы лежат в основе темперамента, составляют его физиологическую базу. Индивидуальные различия определяются фундаментальными свойствами нервных процессов – возбуждения и торможения.

Что это за свойства? Прежде всего сила. Она зависит от работоспособности нервных клеток и проявляется в функциональной выносливости, способности выдерживать либо достаточно длительное, либо хотя и кратковременное, но сильное возбуждение, не выключаясь, не переходя в состояние охранительного торможения.

Ребенок с сильной нервной системой награжден от природы возможностью долго, не отвлекаясь и не утомляясь, воспринимать новую информацию, обучаться не знакомым ранее формам взаимодействия, откликаться на неожиданные раздражители. Он не начнет зевать через десять минут после того, как вы вступили с ним в беседу, и вряд ли уснет в театре – правда, если будет заинтересован. А дети со слабой нервной системой, даже очень заинтересованные чем-то, все же нуждаются в отдыхе, переключении, в определенном ритме работы, чтобы не наступило истощение.

Сила нервных процессов проявляется не только в трудоспособности человека, степени его утомляемости, но и в чувствительности, восприимчивости к окружающему. Она определяет протекание процессов внимания.

Детей со слабой нервной системой даже ненавязчивые посторонние раздражители отвлекают. Им для работы нужны привычная обстановка и тишина. А для обладателей сильной нервной системы и более яркие раздражители оказываются полезными, способствующими еще большей концентрации внимания.

Вы замечали, что старший из ваших детей предпочитает делать уроки под музыку и это ему нисколько не мешает, даже наоборот? А младший, подражая брату, тоже надевает наушники, однако посторонние звуки явно отвлекают его от основного занятия. Ребенок быстро устает, начинает смотреть в окно, берет в руки планшет, который взрослые разрешают включать только после завершения домашнего задания. Если надо выучить стихотворение, то без наушников с музыкой у младшего это происходит быстрее и качественнее, а у старшего – медленнее.

Возбуждение и торможение в коре головного мозга каждого из нас могут распространяться активно и пассивно, быстро и медленно. Что является признаком силы процесса возбуждения? Стойкая активность, продолжительные усилия при выполнении любой работы. А по каким признакам судить о силе процесса торможения? По полной сосредоточенности на деятельности, умению без особого напряжения сдерживать определенные движения, отказываться от нежелательных импульсов.

Когда мы говорим о влиянии нервной системы на темперамент, то помимо силы выделяется второе ее важное свойство – уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Признаком уравновешенности является баланс возбуждения и торможения, их равная сила.

Что является показателем уравновешенности нервной системы ребенка? Его умение выполнять задание спокойно и равномерно, без явных авралов и периодов бездействия, без паники и тревоги. Уравновешенный ребенок обычно отличается выдержкой, самообладанием, терпеливостью, эмоциональной устойчивостью. Неуравновешенность проявляется в отсутствии четкого ритма работы, чередовании повышенной активности с периодами ничегонеделания, апатии. Дети с неуравновешенной нервной системой отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, нервными срывами.

А психолог вместо ответа почему-то интересуется, соблюдают ли режим другие члены семьи, похожи ли дни недели друг на друга, встречаются ли постоянно взрослые и дети за завтраком и ужином или каждый ест когда придется, существуют ли единые для всех семейные привычки. Оказывается, у неуравновешенного ребенка совсем непросто выработать жесткий ритм выполнения домашних заданий. Он нуждается в перемене образа жизни всей семьи, ее сплочении. Хорошо, если удастся, жертвуя лишним получасом утреннего сна, всем вставать в одно время и под бодрую музыку делать зарядку. Еще лучше бегать на воздухе хотя бы 10–15 минут. После контрастного душа, который тоже обязателен для всех, и сын видит, что никто не исключение, все вместе завтракают и делятся планами на день. А вечером, за ужином, каждый докладывает семейному совету, удалось ли реализовать задуманное, что не вышло и почему. Множество приемов преодоления неуравновешенности изобретают в каждой семье, если только взрослые осознали, насколько это необходимо их ребенку, насколько поведение каждого взрослого сказывается на укреплении нервной системы их сына или дочери.

Почему так важна подвижность процессов возбуждения и торможения в нервной системе? Дело в том, что это свойство лежит в основе умения быстро адаптироваться, приспосабливаться к новым условиям, незнакомым обстоятельствам, неожиданным задачам. Ребенок с подвижной нервной системой не испытывает затруднений при переключении с одной деятельности на другую, достаточно легко вступает в контакт с незнакомыми людьми.

Противоположность подвижности – инертность нервных процессов. Человека считают инертным, если ему требуется немало сил для перехода от торможения к возбуждению или наоборот. Например, после сна такой малыш долго остается заторможенным, вялым, малоподвижным, не включается в игры других детей. Если же он наконец разыграется, его трудно успокоить, переключить на что-нибудь другое. Развеселившись во время просмотра мультфильма, он будет с большим трудом засыпать, то и дело заговаривая, вспоминая пережитое, пересказывая мультик.

Соотношение силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, их сочетание создает тип высшей нервной деятельности, задающий темперамент человека. Основных типов четыре.

Можно ли окончательно определить тип нервной системы ребенка в самом раннем детстве? На этот вопрос следует ответить отрицательно. Почему? Да потому, что описанные выше типы проявляются, структурируются по мере созревания нервной системы, в процессе взаимодействия с окружающей средой, овладения различными видами деятельности. Так что ребенку нужно 5–7 лет взрослеть, прежде чем можно будет сказать определенно, какой нервной системой он обладает.

В раннем детстве возрастные особенности могут маскировать индивидуальные свойства темперамента. Болезненность малыша, конфликтная атмосфера в семье, стрессовые переживания тормозят созревание нервной системы, ослабляя ее и мешая родителям понять, насколько нервная система их ребенка сильная или слабая, уравновешенная или возбудимая, подвижная или инертная.

Исследования ученых показали, что свойства темперамента зависят не только от соотношения силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Оказывают влияние и такие врожденные свойства нервной системы, как динамичность и лабильность. Что является показателем динамичности? Скорость обучения, восприятия новой информации, то есть быстрота образования новых условнорефлекторных связей. А лабильность нервной системы – это характеристика ее работы, показывающая скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Эти и другие свойства нервной системы, находясь в сложном взаимоподчинении, являются нейродинамическими характеристиками индивидуальности. Они задают определенные параметры темперамента на протяжении всей жизни человека начиная с рождения. Чистых типов высшей нервной деятельности практически не бывает. Каждый из нас несет в себе отдельные черты того или иного темперамента, поэтому можно говорить о существовании немалого количества промежуточных и переходных форм темпераментов.

Помимо общих свойств нервной системы, существуют также свойства парциальные, то есть частичные. Они характеризуют работу отдельных областей коры головного мозга, различных анализаторов – зрительного, слухового, двигательного и других. Когда мы пытаемся дома диагностировать свойства нервной системы своего ребенка, следует помнить именно об этих – парциальных свойствах нервной системы.

Не надо торопиться с выводами относительно силы нервной системы, если вы определяли реакции малыша только на зрительные раздражители. Может быть, на слуховые у него будут совсем другие реакции. Поэтому следует проверять ваши выводы, сопоставляя отклики ребенка на свет, звук, прикосновения, касания. Зачем родителям знать о парциальных свойствах нервной системы своего ребенка? Они особенно важны для определения его задатков, дарований, способностей, талантов. У будущего музыканта будет превалировать слуховой анализатор, у будущего художника – зрительный, а у фигуриста – кинестетический, связанный с движениями.

Может ли в процессе взросления ребенка измениться тип его нервной системы и, соответственно, темперамент? Это почти нереально, хотя иногда кажется, что так бывает. Скорее всего, родители просто ошиблись при первичной диагностике темперамента своего малыша и приняли временную слабость нервной системы, связанную с длительной болезнью, например, за свойство темперамента. В ходе взросления изменяется выразительность внешних проявлений, под влиянием внешних воздействий сглаживаются неблагоприятные особенности, в процессе усложнения структуры индивидуальности более четко проявляются взаимосвязи половозрастных и индивидуально-типологических характеристик.

Справедливости ради отметим, что, по мнению глубоко изучавших этот вопрос специалистов, некоторая возможность смены типа нервной системы все-таки допускается. Это происходит под влиянием сильнейших жизненных потрясений, травматических повреждений, сложных инфекций и интоксикаций. Тяжелое инвалидизирующее заболевание может ослаблять работоспособность нервных клеток, повышать истощаемость, инертность, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. В то же время систематические многолетние оздоравливающие и закаливающие процедуры, безусловно, укрепляют нервную систему и способствуют большей уравновешенности, выносливости, переключаемости ребенка.

И хотя в большинстве случаев меланхолик практически всегда останется меланхоликом, а флегматик – флегматиком, в зависимости от возраста внешние проявления темперамента видоизменяются. Так, известно, что при монотонной работе такие врожденные свойства темперамента, как эмоциональность и импульсивность, проявляются у подростков ярче и разнообразнее, чем у младших школьников.

Есть своя специфика и в зависимости от пола детей. Девочки обычно владеют более разнообразными способами внешнего проявления типологических черт, чем мальчики. У них шире диапазон эмоциональных реакций, выше впечатлительность, ниже уравновешенность. Так что флегматик-мальчик и флегматик-девочка не очень похожи. Возможно, поэтому взрослые склонны находить среди девочек больше меланхоликов, а среди мальчиков – холериков.

С возрастом черты темперамента, обусловленные свойствами нервной системы, хотя и претерпевают некоторые изменения, но зачастую в рамках одного и того же типа. Чем младше ребенок, тем выше его возбудимость, чувствительность, впечатлительность, ранимость. Временные нервные связи легко замыкаются и столь же свободно разрушаются, психика истощаема, неустойчива. Поэтому родителям малышей первого-второго года жизни может показаться, что нервная система их дочерей и сыновей близка к слабому типу, что темперамент складывается меланхолический.

Сила процесса возбуждения, обычно небольшая в дошкольном возрасте, проявляется в отвлекаемости внимания вашего ребенка, трудностях сосредоточения. Пониженной работоспособности сопутствует повышенная возбудимость и чувствительность. Зазвонил телефон, бабушка на кухне включила погромче телевизор, запахло почти готовым пирогом – и ваш сын, который только что с неподдельным интересом учил буквы, просит сделать перерыв, не слушает объяснений, зевает.

Лишь к 7–8 годам сила процесса возбуждения достигает того максимального уровня, который возможен для данного типа темперамента. Начиная с этого возраста больших различий в работоспособности между детьми и взрослыми, относящимися к одному и тому же типу, не отмечается. Истощаемость меланхолика и выносливость флегматика теперь больше зависит не от возраста, а от условий жизнедеятельности или состояния здоровья.

Сила процесса торможения достигает максимума позже, чем сила процесса возбуждения. Умение сдерживать свои реакции, ждать, правильно воспринимать запреты и ограничения в большей мере поддается тренировке, чем сила возбудительного процесса.

Чем раньше и последовательнее вы будете воспитывать у своего ребенка сдержанность, терпеливость, умение подавлять сиюминутные желания, произвольно регулировать поведение, тем больше оснований надеяться, что максимальный уровень процесса торможения будет достигнут еще в подростковом возрасте.

Уравновешенность нервных процессов складывается окончательно в подростковом возрасте. Большинство детей до 11–13 лет напоминают по своему поведению холериков со всей свойственной им неуравновешенностью, хотя позднее становятся выраженными сангвиниками или меланхоликами.

Преобладание возбуждения над торможением проявляется в столь ценимой взрослыми детской непосредственности, которая может вылиться как в искренность, так и в бестактность. Истинно безудержные дети, которые, повзрослев, останутся холериками, отличаются от сверстников низким контролем над своими высказываниями и поступками, полной зависимостью от обстоятельств. В период, когда возрастная неуравновешенность суммируется с типологической, родителям и воспитателям приходится особенно туго.

Подвижность нервных процессов также устанавливается не сразу, в раннем детстве она сравнительно невелика. Малышам трудно переучиваться, если они уже выучили слова с неправильным ударением или едят, зажав ложку в кулаке. Школьнику быстрое приспособление к изменяющимся требованиям дается легче. Заметим, что в пожилом возрасте подвижность снова падает, бабушки и дедушки не любят перемен обстановки, старательно следуют давно выработанным стереотипам поведения, стабильным, многолетним вкусам и привычкам. Может, поэтому дошкольникам иногда бывает легче найти общий язык с любимой бабушкой, чем с молодыми, энергичными, подвижными родителями?

Тип нервной системы окончательно определяется лишь к юношескому возрасту. Существуют индивидуальные различия в свойствах нервной системы детей, значительно влияющие на особенности темперамента. Типологические характеристики могут быть частично замаскированы возрастными особенностями ребенка.

Это обстоятельство требует от родителей особой осторожности при попытках определить темперамент своего ребенка, подобрать эффективные формы воспитательных воздействий.

Проблема нервной системы ребёнка и ее работы многоплановая: биологическая, физиологическая, медицинская, психофизиологическая, психологическая. Она касается, в частности, и индивидуальных особенностей, поскольку нервная система ребёнка представляет тот природный грунт, на котором формируется индивидуальность. Поэтому родителям полезно иметь хотя некоторые сведения по этому поводу.

Нервная система характеризуется определенными свойствами ее основных процессов - возбуждения и торможения. Когда человек спит, эта система находится в тормозном состоянии. Во всех остальных случаях (бодрствования) процессы возбуждения и торможения находятся в различных подвижных соотношениях. Эти процессы имеют такие свойства, как сила, подвижность, уравновешенность (по учению И. П. Павлова). Позже были обнаружены динамичность и лабильность. Все они находятся в различных связях и отношениях, образуя определенные индивидуальные структуры нервной деятельности. Понятно, что это наиболее схема. Свойства нервной системы, имеющих сложное подчинения, еще далеко не выяснены. Но есть немало данных, которые помогают понять индивидуальную картину поведения и деятельности детей. Это, в частности, данные о силе, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Вот мальчик с особой медлительностью во всем, что делает. Движения его слишком спокойны, реагирует на все с опозданием. Создается впечатление, будто он ленив, неохотно берется за дело. Такого мнения были и его родители. Они всегда подталкивали, подгоняли сына, называли лентяем, соней, неудачником, хотя он не был в действительности таковым. У него очевидные черты малоподвижный, инертной нервной системы. Этим и объясняется опоздания его реакций, необходимость определенного времени для того, чтобы соответствующим образом отреагировать на то или иное требованию взрослых. Если бы они своевременно обнаружили эту особенность поведения ребенка, то избежали бы несправедливого отношения к ней, предупредили досадные неувязки в его воспитании.

Еще один пример. Девочка растет моторной, быстрой, непоседливой. Когда есть какое-то интересное занятие, она вся отдается ему, не надоедает, не мешает другим, а когда же нет, то пустует, бегает, поднимает шум, ко всем пристает, всем доставляет хлопот, и, конечно, ей за это всегда перепадает. А дело все в том, что у девочки черты живого, сангвинического темперамента, энергии и подвижности для которого нужен здоровый, разумный выход. Не находя его, живость, повышенная подвижность может вылиться и в недозволенное. Зная эту особенность нервной системы и принимая ее, можно легко предупредить ее негативные проявления. Для этого надо только создать условия, в которых ребенок не скучала бы, а находила для себя интересное и полезное.

Различные формы поведения, хотя бы такие, как в приведенных примерах, обусловливаются разной силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов. Сила этих процессов проявляется в способности нервных клеток выдерживать возбуждение, не одинаковы по продолжительности и силе. Нервная система ребёнка может быть сильной или слабой: клетки слабого под влиянием идентичных раздражителей переходят в тормозное состояние быстрее, чем сильной.

Уравновешенность нервной системы проявляется в том, что возбуждение и торможение имеют одинаковую силу. Если же один процесс преобладает - тогда они неуравновешенные.

Подвижность означает разную скорость перехода нервных клеток от возбуждения к торможению или наоборот. По этому признаку нервные процессы могут быть подвижными или инертными.

Сочетание соответствующей силы, уравновешенности и подвижности этих процессов образует определенный тип нервной системы, проявлением которого в поведении, в деятельности человека является темперамент.

Так, малыши из слабой нервной системой наиболее продуктивно работают при четком режиме и определенном ритме работы, не допускающий переутомления. Отличаясь малой, подвижностью нервных процессов, они не могут быстро входить в новую деятельность и нуждаются в этом дополнительного времени. Для детей же с высокой подвижностью этих процессов изменение форм или видов занятий может оказаться очень желанной - она является одним из эффективных средств поддержания их внимания, интереса. Тем, у кого преобладают черты сильного, неуравновешенной системы, достаточно легко добиться нужной сосредоточенности. Но поскольку тормозные процессы в них слабее от возбуждения, им трудно переключаться с одного объекта на другой. Такое наблюдается и у малышей с сильной, уравновешенной, но малоподвижный нервной системой, хотя причиной этого является уже инертность, медлительность нервных процессов.

У детей с особенностями сильной, уравновешенной, подвижной нервной системы замечается уже нечто иное. Они энергичны, непоседливые, поэтому их внимание может легко отвлекаться от основного занятия. Поэтому когда в первом случае нужно заботиться о создании условий, способствующих быстрому переключению и большей мобильности внимания, то во втором речь идет о том, чтобы ее сосредоточить, потому что дети должны быть заняты интересным для них делом, не сидеть без дела.

Особенности нервной системы ребёнка сказываются на продолжительности выполнения задач. Ребенку с подвижными нервными процессами, при прочих равных условиях, требуется меньше времени на выполнение одного и того же задания, чем той, у кого они малоподвижны, а у питомца со слабой нервной системой значительное напряжение может вызвать расстройство нервной деятельности и постоянный тормозной состояние.

Различия в свойствах нервной системы значительной степени обуславливают то, что одни и те же приемы обучения или воспитательные мероприятия неодинаково влияют на разных детей. Встречаются, например, малыши с замедленным пониманием, тугодум. Они не успевают схватывать материал, который подается в быстром темпе, не могут сразу перейти от одной мысли к другой, отвечают медленно, со значительными паузами. Причина этого - не в незнании учебного задания, не в отсутствии способностей, а в малой подвижности, инертности их нервных процессов. Бестолковыми их считают совершенно безосновательно. Создавая для их деятельности благоприятные условия, не подгоняя, не награждая оскорбительными прозвищами, можно заметить у них и незаурядные способности, и другие достоинства.

Приведенные выше факты свидетельствуют о том, что для правильного развития, обучения и воспитания детей важное значение имеет учет наиболее существенных черт нервной системы. Но как это учитывать, как распознавать?

Сила нервных процессов, как показывают исследования, проявляется в особенностях работоспособности человека, степени ее утомляемости и различиях чувствительности. Она состоит и в различных проявлениях внимания: у лиц со слабой нервной системой посторонние раздражители отвлекают ее, тогда как у людей с сильной нервной системой те же раздражители и в тех же условиях могут даже усиливать ее концентрацию. Стойка активность, длительные и значительные усилия при выполнении работы - это признак силы процесса возбуждения; полная сосредоточенность на какой деятельности, умение без особых напряжений задерживать определенные движения, воздерживаться от нежелательных поступков означают силу тормозного процесса.

Слабость нервной организации человека, в противовес силе, оказывается в постоянной вялости и расслабленности или легкой возбудимости при быстрой утомляемости, а значит, и в сравнительно низкой производительности деятельности.

Признак уравновешенности нервных процессов - равномерность выполнения работы, выдержка, самообладание, тогда как неуравновешенность - это неравномерность, отсутствие четкого ритма работы, повышенная эмоциональная возбудимость, нервные срывы. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов проявляются лишь в динамических особенностях поведения и деятельности ребенка, в характере течения его психических процессов, в его темпераменте. Ими не определяется содержание психической деятельности, отношение к окружающей действительности, уровень развития воспитанника, богатство знаний, круг интересов и т.п. Эти факторы зависят от условий жизни и воспитания, тех общественных отношений, в которые ребенок поставлен, опыта, приобретенного в процессе индивидуального развития. Поэтому нет и однозначного зависимости между типом нервной системы и поведением малыша.

Горячность, чрезмерная эмоциональная уязвимость, невыдержанность. Они неуравновешенны, порывистые, не любят тихих и спокойных игр, претендующих у них на руководящие роли, задорные, легко вступают в конфликт с другими детьми без достаточных оснований. Это холерики.

Другие малыши легко возбуждаются, но так же легко сдерживают свои желания. Они подвижны, жизнерадостны, общительны, любознательны, легко привыкают к новым условиям. Интересным делом восхищаются, продуктивно работают над ней. Когда ее нет, начинают скучать, делаются вялыми. Это сангвиники.

Третьи неторопливо переходят от одних занятий к другим, медленно свыкаються с новым окружением. Вхождение в новую деятельность связана у них с определенными, иногда весьма значительными усилиями. Но они усидчивы, предпочитают спокойные играм, редко выходят из себя, хотя и способны на сильные чувства. Это черты флегматиков.

У меланхоликов на почве слабости и малой подвижности нервных процессов развиваются такие качества, как застенчивость, осторожность, нерешительность, неверие в свои силы. Они глубоко переживают изменения окружения, хотя в обычных условиях могут быть замечательными тружениками.

Как видим, каждый темперамент имеет и положительные, и отрицательные черты. Активность, энергичность, страстность холерика, подвижность, эмоциональность, жизнерадостность сангвиника, сдержанность и медлительность флегматика - глубина и устойчивость чувств меланхолика - это положительные качества, и на них следует опираться в работе с детьми. А такие черты, как невыдержанность или вспыльчивость холерика, легкомысленность и непостоянство сангвиника, инертность и вялость флегматика, замкнутость и чрезмерная застенчивость меланхолика, явно негативные и учет их поможет правильно управлять развитием и воспитанием детей.

Особого внимания требуют дети с ослабленной нервной системой. Преимущественно те, которые перенесли какие-то заболевания или испытали психические травмы. Реакции таких малышей часто не соответствуют раздражителям, которые их вызывают. Они могут без всякой причины капризничать, при малейшем возбуждении им трудно успокоиться, у них обостряется упрямство т.д. Понятно, что с ними надо быть особенно осторожными. Главное в таких случаях - ровное, спокойное отношение старших. Поскольку нервное ослабления - явление временное, оно исчезает тем быстрее, чем меньше напоминает о себе как взрослым, так и самому ребенку. Следовательно, недопустимо любым способом заострять на этом внимание. Есть и другая опасность, которой подчас не могут избежать родители. Им жаль своего отпрыска, они изо всех сил угождают ему, потворствуют всем прихотям - одним словом, приспосабливаются к слабой нервной системы и таким образом тормозят ее восстановление, закрепляют у ребенка болезненную чувствительность и связанные с ней недостатки.

Значительное ослабление нервной системы ребёнка может вызвать функциональные расстройства нервной деятельности и временные задержки или отставания в психическом развитии. Симптомами таких расстройств, обуславливающих отставание детей от определенной нормы, есть стойкое чрезмерное возбуждение, нарушение сна, речи, координации движений, страх, подавленное состояние т.д.

Временные задержки в психическом развитии - явление не массовое. Кроме того, они со временем исчезают, поэтому и называются временными. Но это не должно успокаивать. В отношении детей с таким пороком возможны две ошибки. С одной стороны, их считают неспособными или лентяями и соответственно относятся к ним, то есть не видят настоящей ущербности, неполноценности. Замедленный темп продвижения в психическом развитии вообще и в овладении отдельными видами деятельности частности сравнению со средним или высоким темпом может быть обусловлен малоразвитыми способностями, ограниченностью знаний, умений и навыков, низкой мотивацией обучения, ленью. У детей же, о которых идет речь, он ограничен именно расстройствами высшей нервной деятельности, и очень важно поставить именно-этот, а не какой другой диагноз. Другая опасная ошибка заключается в том, что их квалифицируют как умственно отсталых и отправляют в специальные школы. Для детей с временным отклонением в развитии созданы отдельные классы в общеобразовательных школах, где они имеют возможность подтянуться под руководством опытных педагогов в условиях целенаправленной индивидуальной работы с каждым.

Замедленный темп продвижения в обучении названных индивидов связан с их умственным развитием. Однако он иногда обуславливается и эмоционально-волевыми нарушениями: низкой настойчивостью, отсутствием необходимых для деятельности волевых и эмоциональных ресурсов или повышенной эмоциональностью и реактивностью. Потому не только умственные, но и другие психические качества следует иметь в виду при изучении таких детей. Только знание истории их развития, выяснения причин задержек помогут найти эффективный индивидуальный подход к ним.

Б.Ф. Баев
"Знаете ли вы своего ребенка?"

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.