Элективный курс анатомия и физиология нервной системы о в петунин


Данная программа предназначена для поддержки естественнонаучного профиля в 10 или 11 классе и рассчитана на 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
anatomiya_10_klass.doc 239.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей имени В.Г. Сизова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Анатомия и физиология человека

Учебный год 2013-2014

Учитель Чувашова О.В.

УМК: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: человек.

8 класс. - М.: Вентана-Граф, 2008 г.

Обсуждена и согласована Принята на заседании

на заседании методического объединения педагогического совета

учителей естественно-научного цикла Протокол №__________

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.1. Нормативно-правовые документы .

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, с использованием программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М., изд. "Дрофа", 2001 г. - стр. 57-1081).

2.2. Общая характеристика учебного предмета

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (33 ч. на ступени основного общего образования) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.

2.3. Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  • овладения умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников;
  2. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий;
  3. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий.
  • развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.

2.4. Место предмета в учебном плане лицея

Преподавание курса в 10 классе осуществляется в соответствии с учебным планом лицея, согласно которому в 10 классе на курса отводиться 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год.

  1. Учебно – тематический план

Разделы: Биология

Классы: 10 , 11

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс занятий предназначен для учащихся старших классов, интересующихся процессами работы центральной нервной системы, а также психологией.

Он базируется на знаниях курса биологии 8 и 9 классов рассчитан на 10 и11 классы, по 1 часу в неделю (35+35часов).

Цели курса:

Элективный курс по биологии предназначен для повышения интереса учащихся к своему организму, физиологически процессам в центральной нервной системы, а также факторам среды, нарушающих работу нервной системы. Учащихся познакомят с основными методами изучения функций организмов, физиологией и психологией, как частей современной биологии. Занятия должны пробудить интерес к новым специальностям, востребованным на рынке труда, способствовать профориентации.

Расширение и углублений занятий по курсу способствует целенаправленной подготовке выпускников средней школы к сдаче ЕГЭ по биологии и поступлению в учебное заведения медицинского, экологического, физиологического и социального профилей. Также программа должна ознакомит учащихся с основным современной психики, трудностями в изучении головного мозга, работами по созданию искусственного интеллекта.

Задача курса:

  1. сформировать у учащихся научные понимание роли сложных процессов, происходящих в организме человека, в его нервной системы.
  2. Научить комплексно, оценивать физиологические процессы организма, как ответной реакции на раздражение с участие центральной нервной системы.
  3. Изучить практические работы по курсу занятий, фиксировать наблюдения и меть оформлять результаты в виде докладов, презентаций, выступлений (дискуссий)
  4. Ознакомится учащихся с ролями испытателя и испытуемого, научить обрабатывать свои результаты исследования психологических тестов и близких людей (в семье, в классе)
  5. Воспитывать у учащихся коммуникативные обще учебные навыки и умения, уважительного отношения к собеседнику, терпимости и толерантности в разных жизненных ситуациях.
  6. Продолжить элементы саморазвития, самопознания и самовоспитания на основе сравнения, диагностики, так необходимые в период становления личности учащихся.

Планируемые результаты:

  1. знать и характеризовать основные методы изучения функций организма;
  2. уметь принимать теоретические знания на практике;
  3. уметь работать с тестами, диаграммами, графиками, таблицами, научной медицинской литературой, пользоваться современными научными медицинскими терминами, делать обработку материалов исследования.
  4. Осознать ценность своего здоровья и своих близких людей, научится терпимости, чувству справедливости и такта в разных ситуациях, справляясь со своими эмоциями.
  5. Изучив особенности собственных психических и физиологических процессов, корректировать свое поведение, волю, интеллект и сознание для достижения высших успехов, отличной учёбы, поступления в учебные заведения с целью получения престижной и нужной профессии.
  6. осознать свою индивидуальность в мире и значимость, более бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

  1. Акимушкин, И. Занимательная биология.- Молодая гвардия,1972.
  2. Косенко, З. И., Ремезов, А. Рассказы о жизни мозга.- М.: Детская литература, 1964
  3. Коштоянц, Х. С. Великий русский физиолог И. М. Сеченов. - М.: Воениздат, 1972
  4. Воронин, Л. Г., Колмановский, В.Н., Маш, Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология.- М.; Просвещение,1984
  5. Зверев, И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека-М.: Просвещение, 1983.
  6. Нарышкина, М. Рассказы о Павлове. - М.-Л.: Детгиз,1952.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Воронин, Л.Г., Маш, Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: Просвещение, 1983
  2. Комсов, Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников-М.: Просвещение,1982
  3. Хрипкова, А.Г.методика преподавания факультативных курсов по биологии. - М.: Просвещение,1981
  4. Карташев Н.Н., Федоркина Н.А. Практикум по возрастной анатомии, физиологии, гигиене человека,2000

Ресурсный центр ППиПО

На заседании МО

Рабочая программа

на 2013 - 2014 учебный год

Рабочую программу составила учитель биологии Гатих Н.В

Пояснительная записка

Цель курса: углубленное изучение вопросов строения и функционирования центральной нервной системы (ЦНС) и сенсорных систем.

Основные задачи курса:


  1. изучить особенности строения и функций нервной ткани, нервных волокон, нервов, спинного и головного мозга и органов чувств организма человека;

  2. рассмотреть общие принципы управления процессами жизнедеятельности организма человека и роль ЦНС в регуляции, инициации и координации функций;

  3. развить творческие способности обучающихся в процессе проведения самонаблюдений, выполнения лабораторных работ, написания и защиты рефератов;

  4. способствовать определению и закреплению профориентационных устремлений школьников, направленных на освоение биологических и медицинских специальностей.

Последовательность разделов и тем программы обусловлена логикой развития основных анатомических и физиологических знаний о ЦНС и сенсорных системах и связана с переходом от общих вопросов к частным.

В процессе изучения каждого раздела программы предусмотрены теоретические занятия в виде лекций, комбинированных уроков, обобщающих уроков, а также лабораторные работы. Основные формы текущего контроля: письменные контрольные работы, тесты, индивидуальные карточки опроса с физиологическими задачами и вопросами. В конце раздела проводится зачет и письменная контрольная работа, а по завершении изучения курса итоговое тестирование.

В программу включено примерное распределение материала по разделам и темам в форме поурочно-тематического планирования, сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников. В содержании программы также приведен перечень лабораторных работ и демонстрационных объектов по каждому разделу курса. В конце приложен перечень учебно-методического обеспечения.

Предмет и задачи анатомии и физиологии ЦНС. Нервная ткань. Нейроны и их строение

явления в клетках возбудимых тканей. Проводимость

Строение и функции спинного мозга человека

Общие сведения о периферической нервной системе

Понятие об органах чувств и сенсорных системах. Значение зрения. Строение глаза

Содержание программы
Раздел 1 Общая анатомия и физиология ЦНС

Нервная ткань. Нейроны и их строение. Тело нейрона (ядро, цитоплазма, нейрофибриллы) и отростки нейрона (аксоны, дендриты). Функции аксонов (отведение нервных импульсов от тела нейрона) и дендритов (восприятие раздражения и проведение нервных импульсов к телу нейрона). Классификация нейронов по количеству отростков (униполярные, биполярные, мультиполярные, псевдоуниполярные) и по выполняемым функциям (аффекторные, или чувствительные; ассоциативные, или вставочные; эффек-
торные, или исполнительные). Нейросекреторные клетки, особенности их строения и значение.

Нейроглия и ее функциональная значимость. Особенности и значение шванновских клеток, олигодендроглии, микроглии и глиальных макрофагов,

Нервные волокна и нервы. Нервные волокна, их типы (миелиновые и безмиелиновые), строение и значение. Дегенерация и регенерация нервных волокон. Нервы, их строение, значение и классификация (центростремительные, центробежные и смешанные).

Нервные окончания и их деление на группы по функциональному признаку (эффекторы, рецепторы, иные кониевые аппараты). Двигательные и секреторные эффекторные нервные окончания и их роль. Рецепторы, их значение и классификация

по специфичности воспринимаемого раздражения (механорецепторы, барорецепторы, хеморецепторы, фоторецепторы, терморецепторы и др.), по особенностям строения (свободные и несвободные окончания), по месту воспринимаемого стимула (экстероре- цепторы и интерорецепторы).

Рефлекс и рефлекторная дуга. Состав рефлекторной дуги (афферентная, центральная и эфферентная части). Количество нейронов, участвующих в образовании рефлекторной дуги. Обратная связь. Рефлекторное кольцо. Принципы рефлекторной деятельности по и.п. Павлову (принципы детерминизма, анализа и синтеза, структурности). Понятие о нервном центре. Классификация рефлексов (по биологическому значению, по роду рецепторов, по характеру ответной реакции, по продолжительности, по сложности и др.).

Процессы управления в живых системах. Управление, его способы (регуляция, инициация и координация) и их характеристика. Средства управления (биологически активные вещества (БАВ), эндокринные железы, ЦНС), управляемые органы и системы. Нервная регуляция функций организма человека и ее характерные черты (вторичность в ходе эволюции, б6льшая точность, быстрота действия и др.).

Демонстрационные объекты. Портреты выдающихся анатомов и физиологов. Таблицы и рисунки, иллюстрирующие методы анатомии и физиологии ЦНС. Таблицы, рисунки, схемы и микропрепараты, иллюстрирующие строение нервной ткани, нервных клеток, нервных волокон, нервов, нервных окончаний, синапсов, рефлекторных дуг.

Раздел 2 Частная анатомия и физиология ЦНС

Спинной мозг человека. Общие сведения о спинном мозге (местонахождение в организме, размеры, границы, оболочки и др.). Серое и белое вещество спинного мозга. Центральный канал. Образование и значение спинномозговой жидкости. Передние, задние и боковые рога спинного мозга. Передние и задние корешки спинномозговых нервов. Сегменты спинного мозга. Канатики белого вещества. Проводящие пучки спинного мозга (короткие, восходящие, нисходящие). Рефлекторная функция (двигательные центры скелетной мускулатуры, центры вегетативной нервной системы)

и проводниковая функция спинного мозга и их значение. Повреждения спинного мозга. Спинальный шок и его последствия.

Головной мозг человека. Общие сведения о головном мозге (местонахождение в организме, масса, оболочки, подходы к делению на отделы, желудочки мозга и др.). Строение (размеры, границы, серое и белое вещество) и функции (рефлекторная и проводниковая) продолговатого мозга. Варолиев мост и его значение (двигательная,

чувствительная и вегетативная иннервация органов головы).

Мозжечок и его строение (червь, правое и левое полушария, ножки мозжечка, кора мозжечка и др.). Функции мозжечка и их изменения, наступающие при повреждениях мозжечка (атония, астазия, астения, атаксия).

Строение и функции среднего мозга (ножки мозга и четверохолмие, черное вещество, красные ядра и др.).

Промежуточный мозг. Строение и функции таламуса, метаталамуса, эпиталамуса, гипоталамуса. Гипоталамо-гипофизарное взаимодействие и его роль в обеспечении связи между нервной и эндокринной системами. Ретикулярная формация как система, активи-зирующая кору больших полушарий. Специфический и неспецифический пути передачи uмnулъсов в кору больших полушарий. Лимбическая система как анатомическое эмоциональное кольцо. Функциональное значение лимбической системы.

Строение и функции большого (конечного) мозга. Общие сведения о большом мозге (правое и левое полушария, мозолистое тело, передняя и задняя спайки и спайка свода, кора больших полушарий, базальные ядра). Деление полушарий на доли (лобную, теменную, височную, затылочную и островковую) и борозды, их разделяющие. Развитие больших полушарий у зародыша и ребенка.

Строение коры полушарий большого мозга. Пирамидальные и звездчатые нейроны коры. Слои нейронов в коре полушарий большого мозга (зональный, внешний зернистый, внутренний зернистый). Новая кора (неокортекс), старая кора (архикортекс), древняя кора (палеокортекс) и их значение. Базальные ядра больших полушарий (хвостатое, чечевицеобразное, миндалевидное тела и ограда) и их значение. Белое вещество и группы проводяших путей полушарий (ассоциативные, комиссирные, проекиионные) и их функции. Функциональные зоны коры (сенсорные, ассоциативные и моторные) и их роль. Локализация функций в коре больших полушарий. Финкииональная ассиметрия полушарий.

Демонстрационные объекты. Таблицы, рисунки, модели, муляжи, пластинчатые препараты, иллюстрирующие строение спинного мозга и головного мозга человека и их отделов.

Раздел 3 Анатомия и физиология периферической нервной системы

Периферическая нервная система и структуры, ее образующие (нервные узлы, нервы, нервные окончания). Закономерности строения периферической нервной системы (парность нервов и их расхождение от ЦНС пучками; кратчайший путь нервов к органам; сегментарная иннервация мышц и кожи и др.). Периферические отделы соматической и вегетативной (автономной) нервных систем и их значение.

Спинномозговые нервы, их передний и задний корешки, ветви (передняя, задняя, соединительная, оболочечная) и общее число (восемь пар шейных нервов, двенадцать - грудных, nятъпоясничных, nятъ - крестцовых и одна пара - копчиковых). Сплетения спинномозговых 'Нервов (шейное, плечевое, поясничное и крестцовое), их состав и значение.

Черепные нервы, их число (12 пар), деление на двигательные, чувствительные и смешанные. Характер и зоны иннерваиии черепных нервов.

Особенности вегетативной (автономной) нервной системы (иннервирует внутренние органы; возбуждение на пути к органам проходит через два расположенных друг за другом нейрона; небольшая скорость проведения возбуждения; выход нервов из ЦНС пучками и др.). Виды влияния вегетативной нервной системы на работу органов (пусковое, корригирующее и адаптационно-трофическое).

Части вегетативной нервной системы. Симпатическая часть и ее центральный и периферический отделы. Околопозвоночные и предпозвоночные симпатические нервные узлы.

Симпатические сплетения. Солнечное (чревное) сплетение и его значение. Симпатические нервные волокна. Значение симпатической части вегетативной нервной системы. Медиатор окончаний симпатических нервных волокон.

Центральный и периферический отделы парасимпатической части вегетативной нервной системы. Значение парасимпатической части вегетативной нервной системы. Медиатор, образующийся в окончаниях парасимпатических нервов.

Двойная иннервация органов и ее значение. Эффекты симпатической и парасимпатической систем в организме человека.

Демонстрационные объекты. Таблицы, рисунки, модели, иллюстрирующие строение периферической нервной системы, спинномозговых и черепных нервов, особенности строения и функций вегетативной (автономной) нервной системы.

Раздел 4 Анатомия и физиология сенсорных систем

Понятие об органах чувств и сенсорных системах (анализаторах). Шесть видов чувствительности и соответствующие им органы чувств (глаз, ухо, кожа и др.). Анализатор и три его анатомических образования (рецептор, афферентное нервное волокно, зона коры больших полушарий). Значение периферической, проводниковой и центральной частей анализатора. Целостность сенсорной систе- мы как необходимое условие ее функционирования. Вклад И.П. Павлова в создание учения об анализаторах.

Значение зрения как важнейшего чувства. Строение глазного яблока человека (форма, размеры, масса, оболочки и ядро). Фиброзная оболочка: ее передний отдел (роговица) и задний отдел (склера), их строение и функции.

Сосудистая оболочка и три ее части. Радужная оболочка (радужка), ее окраска, зрачок, зрачковый рефлекс. Ресничное (цилиарное) тело, ресничная мышца. Хрусталик и механизм изменения его кривизны. Передняя и задняя камеры, водянистая влага и ее значение. Собственно сосудистая оболочка, значение ее пигментных клеток.

Стекловидное тело и его значение в поддержании формы глаза.

Сетчатая оболочка (сетчатка) и три ее части - задняя (зрительная) и передние (ресничная и радужковая). Палочки и колбочки сетчатки глаза. Дно глазного яблока. Желтое и слепое пятна сетчатки.

Вспомогательные органы глаза, их строение и функции (брови, ресницы, веки, слезный аппарат, мышцы).

Светочувствигельный аппарат глаза. Зрительные пигменты (родопсин и йодопсин) И их значение. Восприятие цвета глазом. Трехкомпонентная теория восприятия цвета. Дальтонизм, ею формы (протанопия, дейтеронопия, тританопия) и причины. Бинокулярное зрение, ею сущность и преимущества (расширение поля зрения; возможность компенсации повреждения одною глаза за счет дригого; снижение эффекта слепою пятна и др.).

Слух и его значение. Строение и функции наружного уха человека. Ушная раковина, ее форма, строение (завиток и противозавиток, козелок и протиеокоэелок, вырезка, мочка) и значение. Наружный слуховой проход. Ушная сера, ее образование

и значение. Барабанная перепонка как тонкая фиброзная пластинка. Значение барабанной перепонки.

Строение и функции среднего уха. Барабанная полость и ее стенки (перепончатая, лабиринтная, сосцевидная, сонная, покрышечная, яремная). Слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко) и их значение в проведении и усилении звука. Евстахиева труба и ее значение.

Строение и функции внутреннего уха. Костный лабиринт, три отдела костного лабиринта (преддверие, улитка и полукружные каналы) и их строение. Перепонка овального окна и ее значение. Перепончатый лабиринт, его части - эллиптический и сферический мешочки, функции мешочков. Эндолимфа, перилимфа и их значение. Строение кортиева органа. Волосковые клетки и возникновение в них нервного импульса.

Строение и функции органа равновесия. Части вестибулярного аппарата (преддверие и три полукружных канала), их строение и функции.

Строение и функции органа обоняния. Обонятельная область носоглоточного пространства. Обонятельные клетки, их центральные и периферические отростки и значение отростков. Механизм действия обонятельных клеток.

Строение и функции органа вкуса. Вкусовые рецепторы, вкусовые клетки, вкусовые почки (луковицы) и сосочки языка (желобоватые, 'нитевидные, листовидные и грибовидные). Виды вкусовых рецепторов и их локализация в ротовой полости. Возбуж-

дение рецепторов веществами, обладающими вкусом.

Кожная чувствительность. Тактильная чувствительность. Строение и функции механорецепторов, холодовых, тепловых и болевых рецепторов.

Общие свойства анализаторов (чем сильнее раздражитель, тем шире разливается возбуждение по коре; способность приспосабливаться к различной силе раздражителей; явление последействия и др.) и их характеристика.

Демонстрационные объекты. Таблицы, рисунки и модели, иллюстрирующие строение органов зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса и равновесия, общие свойства органов чувств, схемы, иллюстрирующие состав сенсорной системы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

ОбучающиесяДОЛЖНЫзнать:


  1. особенности строения и функции нервной ткани, нейронов, нейроглии, нервов, нервных окончаний, синапсов;

  2. свойства возбудимых тканей, биоэлектрические явления в животных тканях в' состоянии покоя и возбуждения;

  3. сущность рефлекторного принципа функционирования нервной системы, состав рефлекторной дуги, классификацию рефлексов;

  4. способы и средства управления, характерные для организма человека и других животных;

  5. строение и функции спинного и головного мозга и их отделов;

  6. состав, закономерности строения и функционирования периферической нервной системы;

  7. строение и функции сенсорных систем,

ОбучающиесяДОЛЖНЫуметь:

  1. распознавать на таблицах и моделях структуры нервной системы и сенсорных систем человека;

  2. устанавливать связи между строением и функциями, выполняемыми различными органами и структурами ЦНС и сенсорных систем организма человека;

  3. пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения;

  4. использовать текст учебника и иных пособий для составления таблиц, для работы с натуральными объектами;

  5. готовить и делать сообщения, писать и защищать рефераты,

Перечень учебно-методического обеспечения

4. Билич, Г.Л. Биология: Цитология, гистология, анатомия человека: учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов / Г.Л. .Билич. - СПб.: Союз, 2001.

5. Богданова, Т.Л.: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы / Т.Л. Богданова, Е.А Солодова. - М.: АСТ – ПРЕСС , 2002.

6. Воробьева, Е.А. Анатомия и физиология / Е.А Воробьева, АВ. Губарь, Е.Б. Сафьянникова. - М.: Медицина, 1987.

7. Воронин, Л.Г Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: книга для учителя / Л.Г.Воронин, Р.Д. Маш - М.: Просвещение, 1983.

8. Казаков, В.Н. Физиология в задачах: учебное пособие/ В.Н.. Казаков, В.А Леках, Н.И. Тарапата. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.

9. Петунин, О.В. Анатомия и физиология нервной системы: 10-11 класс: методическое пособие / О.В. Петунин.- М.: Вентана- Граф, 2008.

Литература для обучающихся

1. Батуев, А.С. Человек: основы физиологии и психологии: учебник для 9 классов общеобразовательных учебных заведений / А.С. Батуев, Л.В. Соколова, М.Г.. Левитин; под ред. А.С. Батуева. - М.: Дрофа, 1998.

2. Биология. Человек: учебник для 9 классов общеобразовательных учебных заведений / А. С.. Батуев, И.Д. Кузьмина, АД. Ноздрачев [и др.]; под ред. Ас. Батуева. - М.: Дрофа, 1998.
3. Драгомилов, А.Г. Биология: Человек: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / АГ. Драгомилов, Р.Д. Маш. - М.: Венгана-Граф, 2005.

4. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека: учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. - М.: Просвещение, 2003.

5. Хрипкова, А.Г Биология. Человек и его здоровье: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. - М.: Просвещение, 1997.
Учебные и методические пособия

Таблицы


  1. Расположение внутренних органов

  2. Нервные клетки. Рефлекторная дуга

  3. Схема строения нервной системы

  4. Спинной мозг

  5. Головной мозг

  6. Обонятельный и вкусовой анализатор

  7. Слуховой анализатор

  8. Зрительный анализатор

Микропрепараты


  1. Нерв

  2. Кортиев орган

Модели


  1. Глаза

  2. Глазное яблоко

Барельефные модели


  1. Ухо человека

  2. Доли и извилины верхнелатеральной поверхности полушарий большого мозга

  3. Доли и извилины нижней поверхности полушарий головного мозга

  4. Доли и извилины, цитоархитектонические поля головного мозга

  5. Доли и извилины медиальной поверхности полушарий большого мозга

  6. Строение спинного мозга

  7. Строение спинного мозга

  8. Доли и извилины цитоархитектонические поля головного мозга

Серия: "Библиотека элективных курсов"

В пособии освещены основные вопросы строения и функционирования нервной системы и анализаторов человеческого организма. Представлен ряд лабораторных работ. В каждый параграф включены вопросы на понимание прочитанного. Пособие предназначено для учащихся старших классов, изучающих элективный курс`Анатомия и физиология центральной нервной системы и сенсорных систем` и является результатом многолетней практики преподавания данного курса с углубленным изучением биологических дисциплин. Может быть использовано учителями для подготовки к занятиям при изучении раздела школьной программы по биологии`Человек и его здоровье`. Книга также может представлять интерес для школьников, интересующихся биологией и изучающих этот предмет углубленно.

Издательство: "Вентана-Граф" (2010)

Петунин, Олег Викторович

Новокузнецкий государственный педагогический институт

Отличник народного просвещения Российской Федерации, автор монографий, учебно-методических пособий по проблемам дидактики и методики преподавания биологии и экологии в школе.

Олег Викторович Петунин (22 сентября 1964, Прокопьевск) — российский биолог, учитель МОУ школа 32 г. Прокопьевска Кемеровской области

Автор более 150-ти научных и научно-методических работ, в том числе четырех монографий и более десятка учебно-методических пособий для преподавателей и обучающихся.

Примечания

Ссылки

  • ПЕТУНИН Олег Викторович
  • Учитель одарённых детей

ВЕНТАНА-ГРАФ — издательский центр, ООО, Москва. Методическая, развивающая, учебная, школьные учебники для начальной и средней школы. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 478) См. также Издательства РФ … Педагогический терминологический словарь

Карбонаты — Необходимо перенести в эту статью содержимое статьи Карбонаты (минералы) и поставить оттуда перенаправление. Вы можете помочь проекту, объединив статьи (cм. инструкцию по объединению). В случае необходимости обсуждения целесообразности… … Википедия

Силикатная промышленность — это производство керамики, стекла, цемента из природных соединений кремния. Содержание 1 Керамика 2 Стекло 3 Цемент … Википедия

Преципитат (удобрение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Преципитат. Преципитат концентрированное фосфорное удобрение состава CaHPO4•2H2O. Как удобрение обладает следующими преимуществами: высокая концентрация P2O5, хорошая эффективность на всех… … Википедия

Фосфаты — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Фосфорные удобрения — минеральные удобрения, кальциевые и аммонийные соли фосфорной кислоты. К ним относятся суперфосфат, двойной суперфосфат, аммофос, диаммофос, ортофосфат, метафосфат калия, преципитат, томасшлак, фосфоритная мука, костяная мука и др. Содержание 1… … Википедия

Егоров, Вадим Владимирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Егоров. Егоров, Вадим Владимирович … Википедия

Спасо-Прилуцкий монастырь — Монастырь Спасо Прилуцкий Димитриев епархиальный монастырь … Википедия

ISBN российских издательств — Эту страницу предлагается объединить с Список российских издательств. Пояснение причин и обсуждение на с … Википедия

История Вологды — Вологда на гравюре голландского купца Конрада ван Кленка. 1675 год История … Википедия

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.