Характеристиками невротического внутриличностного конфликта являются

Невротический конфликт как высшая стадия развития внутриличностного конфликта может возникнуть в любом возрасте. Но в большинстве случаев он закладывается в детстве в условиях нарушения отношений с окружающей социальной микросредой и в первую очередь с родителями. В результате затруднения с поиском выхода из переживаний могут появляться психическая (и физиологическая) дезорганизация личности, формирование неврозов.

Выделяют три основные формы клинических неврозов:

1) неврастения. Основные ее симптомы: повышенная раздражительность, слезливость, неустойчивость эмоций и настроения, которое часто является пониженным, депрессия.

2) истерия. Истерические формы невроза весьма разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания. Наиболее частые из них: двигательные расстройства, параличи, нарушение координации движений, расстройства речи и т.д. 3) невроз навязчивых состояний. Помимо общеневротических симптомов этот невроз характеризуется появлением после тяжелой психотравмы различных по содержанию навязчивостей, особенно часто в виде фобий.

В то время как нормальный человек способен преодолевать трудности без ущерба для своей личности, у невротика все конфликты усиливаются до такой степени, что делают какое-либо удовлетворительное решение невозможным.

Постоянно напряженное отношение невротика к другим, болезненная реакция на критику и на обычные замечания, скрытая враждебность и стремление всегда и везде выделяться делают эту личность с самого начала чрезмерно конфликтной. А стержнем ее отношений с другими является постоянное соперничество. Но и в этом невротик отличается от нормальных людей. К. Хорни выделяет три особенности, отличающие невротическое соперничество от обычного.

1) невротик постоянно сравнивает себя с другими, даже в ситуациях, которые не требуют этого.

2) отличие невротического соперничества состоит в том, что он стремится во всех отношениях быть уникальным и исключительным. В то время как нормальный человек может довольствоваться сравнительным успехом, цель невротика — всегда полное превосходство.

3) отличие заключается в скрытой враждебности, свойственной честолюбию невротика, его установке, что “никто, кроме меня, не должен быть красивым, способным, удачливым”. У человека, страдающего неврозом, разрушительный аспект деятельности сильнее созидательного, и он побуждается слепым, неразборчивым и навязчивым стремлением унизить других. Известие о том, что кто-то опередил его, может привести невротика в состояние слепой ярости.

17. Психологические механизмы решения внутриличностных конфликтов. Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности. В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность. На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии — один из естественных путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности. Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины — в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.

Внутриличностный конфликт
как детерминанта развития

Базируясь на анализе концепций выше приведенных авторов, мы можем определить внутриличностный конфликт как состояние внутреннего мира субъекта, характеризующееся:

· различной степенью напряженности и осознанности смысложизненных представлений;

· необходимостью и возможностями выбора способа жизнедеятельности в процессе разрешения внутренних противоречий на осознаваемом и неосознаваемом уровнях;

· беспрерывным столкновением психических систем и сфер личности в процессе выработки и отрицания систем ценностей, мотивационных основ деятельности, личностных смыслов;

· противоборством сил интеллекта и инстинкта;

· повышенной эмоциональностью (чувство вины, различные страхи, тревожность, окрашивающая в мрачные тона отношение к себе, другим людям, действительности).

Основными параметрами состояния внутриличностного конфликта являются: своеобразие структурного содержания; направленность и уровень активности субъекта; степень психоэмоциональной напряженности и степень включенности сознания в процесс разрешения внутренних проблем и противоречий развития.

Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особенностями, по мнению Н.В. Гришиной, являются:

· необычность с точки зрения структуры конфликта (здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных лично-
стей или группы лиц);

· специфичность форм протекания и проявления (это чаще формы тяжелых переживаний, сопровождающиеся специфическими, эмоциональными состояниями: страхом, депрессией, стрессом);

· латентность его не всегда легко обнаружить.

А.Я. Анцупов выделяет следующие условия возникновения внутриличностного конфликта:

· личностные: сложный внутренний мир человека и актуализация этой сложности; сложная и развитая система потребностей и мотивов; высокий уровень развития чувств и ценностей; сложно организованная и развитая когнитивная (познавательная) структура, способность человека к самоанализу и саморефлексии;

· ситуативные: а) внешние — невозможность или угроза удовлетворения глубинных и активных мотивов и отношений личности, причем внутренний конфликт возникает при условии, когда внешние факторы порождают определенные внутренние изменения; б)внутренние – противоречия между различными сторонами личности, когда они равно значимы, когда личность осознает субъективную неразрешимость ситуации, остро переживает ситуацию выбора и эмоционально погружается в проблему.

Основные показатели, свидетельствующие о внутриличностном конфликте:

· в когнитивной (познавательной) сфере: снижение качества мыслительной деятельности: мышление становится вялым, восприятие ограничивается рамками конфликтной зоны; снижается концентрация внимания, отмечается растерянность и невозможность сосредоточенности;

· в эмоциональной сфере: значительные отрицательные переживания по поводу невозможности реализации жизненно важных потребностей, перенапряжение и срыв с перевозбуждением или с запредельным торможением; психический дискомфорт и напряженность, порождающие неуверенность, нерешительность, недоверчивость, мнительность, неустойчивость настроения и различные формы агрессии и депрессии;

· в поведенческой сфере: снижение выносливости, уровня самозащиты, работоспособнос­ти, формирующие стрессовые реакции; подавление эмоций, которое чревато появлением раздражения, досады, приводящих к усугублению конфликта и к формированию чувства не­состоятельности;

· в деятельности: снижение качества, интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности трудом, негативный эмоциональный фон общения;

· интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации, оценка своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался, усиление психологического стресса; формирование личностной зави­симости от манипулятора, агрессора, материальных ценностей, фатальных предначертаний.

Механизм возникновения внутриличностного конфликта может быть про­яснен учением о доминанте А.А. Ухтомского. В ситуации неблагоприятного стечения обстоятельств развития личности возникает некоторая доминанта, влияющая на возникновение неудовлетворенной потребности, неразрешенного противоречия, комплекса, амбиции.

Известно, что при истощении ресурсов для поддержания доминанты на нее начинают работать близлежащие центры и, таким образом, центр возбуждения или торможения рас­пространяется на все более широкое пространство. Происходит блокирование деятельности сознания неразрешенной проблемой.

При этом на сознательном уровне постепенно ослабевает уверенность в себе, нарушается установленная сеть напряжений развития, появляется чувство растерянности, неустойчивости, ведомости, раз­рушается система базисных ценностей, мотивационных основ деятельности и осуществляется их постепенная замена чужими, интроецированными.

На поведенческом уровне человек становится весьма зависим от чужо­го мнения, тревожен, агрессивен, раздражителен; отмечается уход в защитные формы поведения.

Источники внутренних конфликтов обусловлены: наследственно задаваемыми особенностями внутреннего мира субъекта; архаичным стремлением личности к положительной самооценке и положительному принятию, одобрению и признанию со стороны окружающих; факторами условий развития. Условия воспитания и развития ребенка являются очень важными факторами, влияющими на поведение и мировосприятие человека на протяжении всей его жизни. Укажем здесь некоторые наиболее важные факторы развития, влияющие на формирование внутриличностных конфликтов человека.

1. Проблемы воспитания в семье, суть которых заключается в отсутствии необходимой и достаточной свободы развития; в хроническом ограничении возможностей выбора ребенком своих предпочтений и образа жизни; в хронических межличностных конфликтах родителей, в избалованности, отвержении и др. Все это приводит к ошибочным представлениям о мире и нарушает баланс отношений к себе, к другим, к миру.

Важно отметить, что внутриличностный конфликт может быть нормативным, который характеризуется:

· противоречивостью онтогенеза (индивидуального развития), проявляющейся в осознании своей за­висимости от мира и своей ограниченности;

· наличием у человека социально значимых целей и ценностей и формированием скромности в плане претензий;

· возможностью самостоятельного разрешения противоречий путем анали­тической деятельности и стимулирования собственных способностей;

· кратковременностью кризисных реакций.

Невротический внутриличностный конфликт нами определяется как бессознательное явление, носящее защитно-компенсирующий или замещающий характер эмоциональных и личностных проблем развития, обусловленное неблагопри­ятными условиями жизнедеятельности и психическими травмами, особенно на ранних этапах развития. Характеристиками невротического конфликта являются:

· главенствующая роль комплексов, амбиций, инстинктов во внутреннем мире человека;

· подавление активности субъекта в русле жизненно важных ценностей (в подобных случаях энергия ценностей не находит выхода и ее избыток нарушает равновесие психики);

· возникновение невротической зависимости, а также поклонение своей зависимости и ограниченности (важно знать, что у человека всегда есть выбор, а в ситуации невротического конфликта человек подавляем зависимостью и не свободен в своем выборе);

· наличие у человека эгоистических целей, стремления к превосходству, силе, самовозвышению;

· наличие ложных целей, возникающих под влиянием прошлых переживаний;

· потеря веры в себя и чувства самодостаточности;

· наличие множества форм личных ритуалов и стремление преодолеть свою неполноценность посредством защитных форм поведения;

· стремление причинить боль другому человеку для облегчения собственной боли.

В числе основных симптомов невротического конфликта можно отметить: усталость, бегство в различные формы защитного или компенсирующего поведе­ния, наличие различных барьеров общения, непоследовательность.

Неразрешенные внутриличностные конфликты имеют способность проецироваться вовне, осложняя межличностное общение и условия жизнедеятельности.

Внутриличностные конфликты имеют ряд конструктивных и деструктивных последствий для человека.

1. Конструктивные последствия:

· усложнение психической жизни, способствующее ее переходу на новые уровни функционирования;

· моральное развитие, приводящее к осознанию себя личностью;

· совершенствование характера, приводящее к формированию решительности, устойчивости поведения, независимости от случайных обстоятельств и т.д.;

· формирование адекватной самооценки;

· усиление привлекательности пока еще недоступной цели;

· мобилизация сил и средств для преодоления препятствий;

· повышение стрессоустойчивости организма.

2. Деструктивные последствия:

· угроза эффективности деятельности;

· торможение развития личности;

· формирование устойчивого комплекса неполноценности;

· формирование садистских наклонностей, таких как стремление порабощать, эксплуатировать, унижать других;

· разрушение внутреннего мира субъекта;

· разрушение существующих отношений в семье, на работе;

· проблемы в общении, проявляющиеся в раздражительности, повышенной агрессивности и тревожности и др.

В целом, внутриличностный конфликт достаточно сложное явление, которое может иметь как положитель­ные, так и отрицательные последствия для личности и окружающих. Поэтому каждому человеку необходимо: осознавать наличие внутреннего конфликта, уметь управлять своей конфликтностью, находить и реализовывать оптимальные стратегии поведения; направлять конф­ликтную активность в нужное русло, в нужное время и в адекватных пропорциях. Кроме того, надо отводить конфликту соответствую­щее место (не драматизировать) и уметь из него извлекать пользу.

Для профилактики патогенных внутриличностных конфликтов важно осознанное применение индивидуальных психологических мер, разработанных А.Я. Анцуповым.

1. Принимайте трудные жизненные ситуации как данность бытия, побуждающую к активности, работе над собой и творчеству.

2. Формируйте жизненные ценности и следуйте им (не будьте флюгером).

3. Будьте гибкими, пластичными, адаптивными, умейте реально оценивать ситуацию и, если необходимо, изменяйтесь.

4. Уступайте в мелочах, но не превращайте это в систему, поскольку постоянная уступчивость отрицает стабильность установок.

5. Надейтесь на лучшее, оптимизм – важный показатель психического здоровья.

6. Не будьте рабом своих желаний, трезво оценивайте возможность их удовлетворения.

7. Учитесь управлять собой, особенно своим психическим состоянием.

8. Развивайте волевые качества, поскольку только с помощью воли человек может преодолеть сложные ситуации.

9. Корректируйте для себя иерархию ролей, поскольку невозможно реализовать все функции, вытекающие из той или иной роли, и учесть все пожелания окружающих.

10. Стремитесь к высокому уровню личностной значимости.

11. Обеспечьте адекватность самооценки.

12. Не копите проблемы.

13. Не беритесь за все сразу, выбирайте приоритеты, а сложные проблемы решайте по частям.

14. Не лгите, ложь влечет переживания, вызывающие чувство вины.

15. Не паникуйте, если удача изменяет вам.

Инструкция по пользованию удачей В.Леви: не желать, так как отпугнешь; не надеяться, иначе будет больно, если не получится; не искать дважды в одном месте (удача не глупее тебя); искать молча; не хватать грязными руками; вовремя отпускать.

Разрешение внутриличностного конфликта – это восстановление согласованности внутреннего мира личности, проявляющееся в снижении остроты противоречий жизненных отношений, в достижении нового жизненного качества.

В случае конструктивного разрешения достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание, проявляющееся через отсутствие болезненных состояний, связанных с конфликтом.

Деятельность по разрешению всех внутренних противоборств очень важна и различается в зависимости от того, какой это конфликт: нормативный или невротический.

2. В ситуации невротического конфликта, чаще всего, требуется помощь специалиста, поскольку его разрешение возможно только посредством измене­ния и внутренних, и внешних условий, повлиявших на его возникновение.

Вначале необходимо вывести человека из кризиса. Для этого важно включить его в любую рационально организованную деятельность. Затем работать над включением аналитической деятельности.

Преодоление кризиса идет в соответствии с четырьмя стадиями: защита, адаптация, овладение ситуацией и выход из кризиса.

· создание условий для развития психологических сил человека;

· создание условий для возврата эмоционального благополучия;

· предоставление полной самостоятельности в рациональном анализе и принятии решений как о коррекции отдельных составляющих личности, так и об изменении характера межличностных отношений;

· освобождение от нереальных целей посредством соотнесения желаний и возможностей их удовлетворения;

· развитие самосознания и самопринятия;

· формирование ценности и потребности саморазвития.

Базовым средством профилактики патогенных внутриличностных конфликтов является работа над осознанием своего внутреннего потенциала и своего призвания, предназначения в этом мире. Деятельностью по профилактике невротизации общества призваны заниматься все здравомыслящие люди, но особая роль при этом отводится образовательным учреждениям, где сегодня крайне необходимо вводить систему мер профилактики отклонений в развитии субъекта,
в числе которых важно отметить:

· теоретические курсы по основам психологических знаний о психическом развитии субъекта;

· тренинговую работу по совершенствованию личностного развития учащихся и педагогического состава;

· обучение техникам саногенного (оздоравливающего) мышления (Ю.М. Орлов);

· формирование позиции успешности жизнедеятельности субъекта;

· развитие мышления, соотносимого с духовно-нравственным потенциалом культуры и социально-этическими нормами общества;

· пояснение и перевод в конструктивное русло деструкций (разрушающих тенденций) социального мира посредством педагогической деятельности;

· обучение культуре эмоциональной жизни.

Возможно некоторыми ориентирами данной деятельности могут стать приводимые нами характеристики внутреннего мира человека.

Внутриличностные, или внутридушевные, конфликты — вторая разновидность психотравмы, когда человек конфликтует сам с собой. Это в широком смысле конфликт сознания и желания, или, точнее, сознания и влечения (инстинкта). Сущность внутридушев-ной психотравмы зиждется на психоанализе 3. Фрейда. Постараюсь по возможности популярно изложить сущность психоанализа и основные положения учения 3. Фрейда. Сделать это нелегко, ибо при изучении психики человека сам 3. Фрейд использовал как конкретные методы исследования, так и общефилософские умозаключения. Одни и те же бессознательные процессы он нередко истолковывал неоднозначно — то как источник творческих проявлений человека, то как носитель разрушительных тенденций. Хотя в принципе это правильно. Согласно современным воззрениям, все психические процессы в организме человека и окружающая нас действительность носят единый и в то же время противоположно направленный характер. Нет ничего постоянно абсолютно положительного (хорошего), как нет такого же постоянно и абсолютно отрицательного (плохого). Однако это дало возможность противоположно использовать основные принципы учения 3. Фрейда.

И на сегодняшний день имеются как сторонники,так и противники положений 3. Фрейда о психоанализе. Несомненно лишь то, что даже в современных условиях с учетом больших успехов в медицинской науке нельзя глубоко понять и осмыслить сущность неврозов и методы их лечения без знания учения 3. Фрейда о психоанализе.

Что такое психоанализ? Трудно дать медицински правильное, научное и в то же время понятное определение психоанализа, а поэтому не буду давать описание его сущности, приведенное в современней медицинских справочниках и энциклопедиях, так как это потребует подробного разъяснения используемых терминов и положений.

Психоанализ как метод познания предназначен для выявления роли и объяснения бессознательных процессов, скрытых мыслей, необдуманных действий в формировании психики человека и возникновении нервно-психических расстройств.

Психоанализ как метод лечения предусматривает восстановление в сознании скрытых психотравмирующих ситуаций из сферы инстинктов, отреагирование на них как на индифферентный раздражитель (дезактуализация), что способствует выздоровлению при неврозах.

Психоанализ как теоретическое направление в психологии представляет общепсихологическое учение о личности и ее разновидности с учетом структуры личности и уровней душевной жизни человека. Всем указанным аспектам психоанализа соответствует этимология (происхождение) этого слова (греч. psyche — душа + анализ), что означает анализ души, или душевной жизни человека, нередко глубоко скрытой от посторонних и даже самого себя, являющейся как причиной страданий, так и создающей основу для гениального развития личности и таланта людей.

По-видимому, не следует больше вдаваться в различные философские аспекты науки, ибо перед нами конкретный вопрос — неврозы у детей. Перейдем к дальнейшему рассмотрению причин возникновения и механизма их развития, чтобы с определенным запасом научных знаний приступить к ознакомлению с особенностями их клинических проявлений, лечения и профилактики.

3. Фрейд изучал структуру личности человека, роль в душевной жизни внутренних конфликтов и кризисов, неудовлетворенных желаний, особенно перенесенных в детские годы, что определяет поведение людей в дальнейшем. Он рассматривал нервную систему как энергетическую машину, обладающую нервной энергией, большая часть которой исходит от бессознательных врожденных потребностей организма, которые обозначаются как инстинкты, например пищевой, оборонительный, половой или сексуальный, воспитания потомства и др. Все многообразие инстинктов 3. Фрейд свел к двум группам: инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные), и инстинкты, разрушающие жизнь (деструктивные). Н^ши поведение, мысли и желания зависят от взаимодействия и взаимовлияния сексуальных и деструктивных инстинктов. Энергия инстинктов жизни порождает либидо — половое влечение, стремление к половой близости. Эта энергия, по 3. Фрейду, является слепым инстинктом, всецело бессознательным, который не хочет знать ничего, кроме принципа удовольствия, испытываемого человеком при разрядке данной энергии. Деструктивным инстинктам, присуща агрессивная энергия.

Хотя Я развивается из Оно и питается его энергией, но постепенно приобретает контроль над требованиями Оно в плане реализации возникших потребностей. Следовательно, Я реагирует на возможности, а Оно — на потребности.

Сверх-Я — это представитель идеалов и запретов и развивается в результате сопоставления социальных норм, воспитательных запретов и поощрений. Сверх-Я выступает как источник моральных устоев индивидуума и проявляется как совесть. Сверх-Я является своеобразным хранилищем морали, норм поведения, идеала и авторитета в сознании личности, выполняя три основные функции: совесть (ограничивает, осуждает или запрещает осознанные решения), самонаблюдение (оценка деятельности на удовлетворение потребностей) и формирование идеалов. Свою энергию Сверх-Я получает от Оно и может его наказывать в виде чувства вины и укоров совести в тех случаях, когда Я действует в угоду Оно, но в противовес Я.

Взаимодействие всех трех инстанций человеческой личности направлено на оптимальный уровень развития духовной жизни, восстановление имевших место нарушений, повышение чувства удовольствия и сведения до минимума чувства неудовлетворенности.

По 3. Фрейду, все поведение человека определяет его сексуальность, а возникновение неврозов он объясняет следующим образом. На сознательное Я постоянно действует содержащее сексуальные инстинкты подсознательное Оно и в основном предсозна-тельное Сверх-Я. Они предъявляют Я требования удовлетворения влечений с учетом моральных установок индивидуума. Сильная психика человека, т.е. сознательного Я, противится этому, хотя и находится как бы между двух огней.

Во избежание перенапряжения Я со стороны Оно и Сверх-Я существуют различные виды защиты (противодействия) в виде сублимации, вытеснения, рационализации, регрессии и др. Наиболее распространенным сексуальным механизмом защиты является сублимация — отклонение энергии сексуальных влечений от получения удовольствия и продления рода в приемлемые в социальном отношении и не подвергающиеся нравственному осуждению формы деятельности (искусство, спорт, наука и т.д.). Сублимированная энергия, по мнению 3. Фрейда, создает цивилизацию и порождает гениальность. Таким образом, гениальность — это преобразованная энергия либидо (половых влечений); сублимированной может быть не только энергия либидо, но и агрессивная энергия, порожденная деструктивными инстинктами.

Однако механизмы защиты не всегда срабатывают в таком положительном направлении. Защита Я от внутренних и внешних напряжений может носить биологически и социально отрицательный характер. Энергия либидо может разряжаться на тех участках мозга, которые регулируют деятельность, например, чувствительных и двигательных систем. Возникают соответствующие расстройства, порожденные сексуальным инстинктом, которые внешне воспринимаются как болезнь, но носят для человека условно приятный и желаемый характер. В этих расстройствах (симптомах болезни) проявляется сексуальная жизнь индивидуума.

Своеобразно и несколько необычно объясняет 3. Фрейд стадии сексуального развития. По мнению 3. Фрейда, половое влечение возникает у ребенка уже в первые дни после рождения и связано с сосанием груди. Главная потребность новорожденных — это потребность в питании. Он с удовольствием сосет не только грудь, но также соску, а со временем и другие части тела — палец, губу, а порой и различные предметы. Приятные ассоциации при сосании груди повышаются еще и тем, что во время кормления грудью мать ласкает ребенка, покачивает его, произносит отдельные слова или напевает успокаивающие мотивы. Следовательно, раздражение рта приносит ребенку большое удовольствие. Данный период 3. Фрейд обозначил как оральная стадия сексуального развития (лат. слово OS, oris — рот).

По мере развития (до года и на втором году жизни) ребенок нередко испытывает удовольствие при покусывании груди и других частей тела матери, сосания различных предметов, а в последующем может появиться длительно сохраняющаяся привычка сосания пальца, грызения ногтей, вплоть до появления кровоточащих. Происходит, по 3. Фрейду, фиксация, или застревание на оральной стадии сексуального развития.

В дальнейшем (с 2 до 3—4 лет) чувство удовольствия связано преимущественно с выделением кала — анальная стадия сексуального развития (лат. anus — задний проход), т.е. происходит присоединение сексуальности к другим функциям тела.

Анальная зона постоянно подвергается раздражению каловыми массами и вследствие часто встречаемых заболеваний кишечника. Дети, пользующиеся эрогенной раздражимостью анальной зоны, нередко задерживают каловые массы до тех пор, пока эти массы, скопившись в большом количестве, не вызывают сильные мускульные сокращения и при прохождении через задний проход способны вызвать выраженное раздражение слизистой оболочки. У детей вместе с ощущением боли возникает и сладострастное ощущение.

Нарциссизм (греч. Narkissos— Нарцисс — греческий мифологический герой, влюбившийся в свое отражение в воде, т.е. в самого себя, умерший от этой любви и превращенный богами в цветок) — одна из форм полового извращения в виде влюбленности в самого себя. Такие лица испытывают половое возбуждение и сексуальное удовлетворение путем созерцания собственного обнажённоготела (обычно в зеркале) или отдельных его частей. Иногда сочетается с онанизмом. Встречается относительно редко. В его возникновении играет существенную роль изоляция от сверстников с раннего детства.

Третья стадия сексуального развития — фаллическая (от греч. phallos — мужской половой орган, пенис; в прошлом некоторые народности преклонялись перед изображениями полового члена как символа оплодотворяющего и рождающего начала природы). Эта стадия начинается в промежутке от 3 до 4 лет. В это время дети обращают особое внимание на свои половые органы. 3. Фрейд считал, что девочки болезненно переживают отсутствие у них полового члена (тоска по кастрации), а мальчики боятся его потерять (страх кастрации). Возникает своеобразное отношение детей к своим родителям. Мальчик влюбляется в мать и направляет на нее все свои эротические чувства, идентифицирует себя с отцом, которого одновременно ревнует, любит и боится (Эдипов комплекс); девочка же, наоборот, испытывает больше влечение к отцу и идентифицирует себя с матерью (комплекс Электры), ей также присуща зависть к мальчикам из-за отсутствия у нее полового члена.

Этот миф и многие ему аналогичные у других народов отражают табу (запрет) на браки между близкими родственниками (родители и дети, братья и сестры), что ведет к резкому увеличению частоты наследственных заболеваний и вырождению рода.

По мнению Фрейда, дети обоего пола должны пережить этот присущий им комплекс, он амнезируется (забывается) и уходит в подсознание как противоречащий формированию совести (Сверх-Я).

Следующая стадия сексуального развития — латентная (скрытая), которая начинается с 5—6 и продолжается до 10—12 лет. В этот период снижается сексуальное чувство ребенка, либидо как бы дремлет, происходит формирование сознательного Я, которое вытесняется из подсознательного Оно, развиваются представления о морали (Сверх-Я). Психическая (сексуальная) жизнь начинает переходить от принципа удовольствия к аспектам реальности. Интересы ребенка переключаются на другие виды деятельности — учебу, спортивные игры и другие увлечения. Последняя стадия — гени-тальная, начинается примерно с 12 лет, проходит препубертатный и пубертатный периоды жизни. В это время сексуальность возрастает с новой силой. Вначале это может проявляться в виде онанизма с участием эмоциональных моментов, направленных на объект либидо противоположного пола, эротических сновидений (непроизвольным семяизвержением). В период половой зрелости энергия либидо переключается полностью на полового партнера.

Если в период полового созревания что-то мешает удовлетворению сексуальных потребностей, то происходит регресс энергии либидо на пройденные фазы развития. Это может привести к деви-антным формам сексуальности, которые в ряде случаев носят патологический характер.

Согласно учению 3. Фрейда о психоанализе, неудовлетворенная или стесненная (неотреагированная) либидозная энергия на различных стадиях сексуальности может стать причиной возникновения невротических нарушений, которые являются символическим проявлением вытесненных (регрессированных) сексуальных влечений.

Невроз, по 3. Фрейду, возникает тогда, когда людям нельзя реально удовлетворить свою эротическую потребность вследствие внешних препятствий или внутреннего недостатка приспособляемости. Они бегут в болезнь, чтобы с ее помощью найти замену недостающего удовлетворения. В болезненных симптомах проявляется часть половой деятельности больного или вся его сексуальная жизнь.

Таким образом, учение 3. Фрейда направлено на изучений духовной жизни людей, бессознательных и неуправляемых явлений, действий и поступков, которые могут привести к возникновению различных заболеваний, и прежде всего неврозов. Главное значение при этом 3. Фрейд придает сексуальности, ее становлению и развитию.

Нашел ли в этом читатель какое-то рациональное зерно, имеющее отношение к его жизни, жизни его детей, родных и близких людей? Если этот раздел книги вы просмотрели быстро (просто пробежали), то, может, лишь осталось впечатление, что все это сплошная сексуальность и ничего серьезного нет. В прошлом все мы так к нему относились, когда нам преподносили 3. Фрейда, фрейдизм и психоанализ как лженауку, не соответствующую советской действительности, сплошной пансексуализм без учета роли сознательной деятельности людей. Мы старались быть сознательными, строили светлое будущее, идя к нему семимильными шагами, а оно все больше скрывалось за горизонтом. Все мы знали правильное положение К. Маркса о том, что общественное бытие определяет сознание, но не придавали этому серьезного значения. А бытие — это удовлетворение врожденных потребностей, инстинктов человека в питании, одежде, жилье, это и духовная жизнь людей, в том числе и сексуальные ее аспекты, которые весьма своеобразны у каждого индивидуума.

Не спешите скептически относиться к тому, о чем писал и что проповедовал 3. Фрейд. Вспомните свое детство, насколько память позволяет проникнуть в прошлое, понаблюдайте за своими детьми, особенно раннего (первые 3 года жизни) и дошкольного возраста, и вы, надеюсь, увидите правоту ряда положений 3. Фрейда. Это необходимо не только для каких-то теоретических познаний, но и для правильного полового воспитания ребенка. А сколько у нас факторов, препятствующих этому, прежде всего в виде тотальной сексуализации телевидения и кинопроката. Нужны ли эти зрелища, повышающие сексуальную возбудимость наших детей? Научные исследования 3. Фрейда касаются соотношения трех аспектов нашей жизни: морали (идеалов и запретов), сознания и инстинктов, которые всегда требовали, требуют и будут требовать удовлетворения. А какова наша мораль? Совесть, идеалы и запреты постепенно уходят со сцены. Пошатнулись общечеловеческие и моральные устои общества. В разгуле хулиганство, бандитизм и насилие. Помыслы некоторой категории общества, особенно молодежи, направлены только на удовлетворение инстинктов.

Мы не будем приводить технику психоанализа, она сложна, требует глубоких знаний, специальной подготовки и особых психических качеств психоаналитика.

Указанные научные труды можно порекомендовать желающим более подробно ознакомиться с сущностью психоанализа, а лишь затем перейти к изучению работ 3. Фрейда, которых 24 тома, многие из них переведены на русский язык.

Как указывают В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донской, использующие психоанализ в своей клинической работе, в психоаналитическую технику, разработанную 3. Фрейдом в конце XIX в., нечего принципиально нового внесено не было, несмотря на большое количество работ по данному вопросу.

Первоначально для лечения больных неврозами 3. Фрейд применял обычный гипноз, но вскоре убедился в его недостаточной эффективности. На этой почве даже возникли дискуссии с Шарко, в клинике которого работал 3. Фрейд. Затем йм был использован катарсис (метод отреагирования) — освобождение от невротических расстройств при аффективной реакции на вызвавшие их психо-травмирующие переживания. С этой целью во время гипноза внушают больным, что им необходимо рассказывать о причине каждого проявления болезни. Больной в ряде случаев может-вспомнить эти моменты, что обычно сопровождается выраженной реакцией. К концу сеанса гипноза пациенту внушалось, чтобы он забыл о происходящем. Дальнейшие наблюдения 3. Фрейда показали, что катарсис можно проводить и без гипноза, а лишь методом внушения в свободном, расслабленном состоянии пациента.

Иногда при возникновении переноса невротические нарушения проявляются с новой силой, что 3. Фрейд назвал неврозом переноса и рассматривал его как путь от болезни к выздоровлению.

Приведенное 3. Фрейдом описание техники психоанализа дает лишь ориентированное представление об этом методе лечения.

Дальше идет анализ материала, полученного от пациента, конкретные способы контакта с ним в зависимости от полученной информации и многое другое, что необходимо знать психоаналитику в его работе.

Психоанализ включает также анализ сновидений, фантазий, ошибочных действий, оговорок и т.д., что приведено в литературе для специалистов. Полагаю, что вышеизложенного нам достаточно для общего понимания этого сложного и кропотливого метода психотерапии.

Вдумайтесь в смысл этого разумного резюме. И не будем обвинять 3. Фрейда в расширенном гипертрофированном толковании сексуальных переживаний ибо в плане исторического развития человека в этом есть глубокий и правильный смысл. Это тем более важно, что научные труды 3. Фрейда (в русском переводе) написаны своеобразным языком. Его нельзя читать бегло, а нужно глубоко проанализировать каждый абзац и даже каждое предложение, за одни и те же высказывания 3. Фрейда одни авторы его критикуют, другие, наоборот, хвалят. Возможно, это обусловлено и тем, что отдельные высказывания 3. Фрейда, порой несколько завуалированные, понимаются по-разному.

Что можно сказать в заключение к данному разделу? Проходят годы, изменяются наши теоретические воззрения на различные аспекты биологической и социальной жизни человека. Однако остается какая-то основа, фундамент, на котором нужно строить или достраивать здание науки. Этот фундамент в познании психических процессов человека, заложенный 3. Фрейлом, будет прочным и долгим еще для многих поколений.

Но как бы в те годы ни критиковали 3. Фрейда и его психоанализ, вычеркнуть имя этого ученого из медицинской науки не могли.

В начале 1980-х годов в СССР наступило некоторое послабление по отношению к психоанализу. Об этом можно судить хотя бы по статьям о психоанализе в 3-м издании БМЭ и БСЭ. Его, конечно, осуждали, но более лояльно. Снова появились в нашей печати труды 3. Фрейда и отдельные главы из его работ.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.