Как называется область при поражении которой возникает моторная афазия

В конце 19 века французский врач Поль Брока исследовал участок коры головного мозга. Он располагается в лобной коре, в нижней ее извилине в задней части. Исследователь выявил, что этот участок обеспечивает двигательную организацию речи. Задненижнюю лобную извилину назвали в честь ученого – зона, или центр Брока.

Из-за поражения моторного речевого центра возникает нейропсихологический синдром двигательной дисфазии – патология, при которой нарушается воспроизведение фраз.

Что это такое

Афазия Брока – неврологический синдром, характеризующийся комплексным нарушением сформированной речи. Чаще всего сопровождается тремя патологиями: аграмматизмом, аномией и дезартикуляцией. Однако в синдром могут входить и другие расстройства, например, моторная диспросодия или нарушение чтение и письма. Афферентная моторная афазия входит в синдром поражения лобных участков коры головного мозга.

Все эти расстройства имеют один корень – патология образования собственной речи, при сохранении сенсорного компонента, то есть больной понимает слова и их смысл, но не может сказать что-то свое. Хотя есть смешанные расстройства, объединяющие нарушение понимания и формирования речи.

Патология речи считается не только неврологическим, но психическим и социальным нарушением. При дисфазии сохраняется критическое отношение к своему заболеванию, в отличие от сенсорной афазии. Больной с моторной афазией осознает свой недостаток.

Психастенические особи или с люди с депрессивной акцентуацией могут закрываться от общества и тяжело переживать расстройство. Снижается социальная адаптация и интеллектуальный потенциал. Такие люди не желают вступать в контакт с окружающими, не выходят из дому. Легкая изоляция может достигать крайнего затворничества.

Моторная дисфазия ограничивает жизнеспособность. Степень нарушения функций человека определяется клинической и функциональной тяжестью.

1 степень – легкая двигательная дисфазия. Нарушается устный разговор, уменьшается словарный запас. Группа инвалидности не выдается.

2 степень – средняя дисфазия. Ограничивается устная речь, уменьшается словарный запас, разговор состоит из простых шаблонных фраз. Оформляется 3 группа инвалидности.

3 степень – выраженные речевые патологии. Резко ограничено взаимодействие с окружающими. Для понятной коммуникации используется мимика и жестикуляция. Выдается 2 группа инвалидности.

4 степень – тотальная дисфазия. Выдается 1 группа инвалидности, так как больной не может взаимодействовать с социумом из-за непонимания устной речи и невозможности сформулировать предложение или хоть как-то передать информацию.


Причины

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижней лобной извилины сзади или центра Брока. Патология имеет центральный механизм нарушения. Это значит, что болезнь появляется после нарушения высших корковых функций.

  • Геморрагический или ишемический инсульт. Это наиболее частые причины повреждения мозгового участка. Вследствие острого нарушения кровообращения нейроны нижней лобной извилины погибают и замещаются нейроглией – почти нефункциональной тканью.
  • Опухоль или метастазы. Объемный процесс или новообразование механически сдавливает лобный участок.
  • Травматическое поражения головного мозга.
  • Острые нейроинфекции: энцефалит, менингит, менингоэнцефалит, церебральный абсцесс. Их осложнения: отек головного мозга, некроз мозговой ткани.
  • Хирургические операции на головном мозгу, в ходе которых врач повредил нижнюю лобную извилину.
  • Нейродегенеративные заболевания: болезнь Альцгеймера, Пика, Паркинсона, лобная деменция, рассеянный склероз.

Также моторная афазия развивается при поражении центра Брока внутримозговой гематомой.

Виды моторной афазии

Афферентная и эфферентная афазия – разные понятия, несмотря на их схожесть в названии. Сравнительная характеристика афферентной и эфферентной моторной афазии:

  1. Эфферентная – поражаются премоторные области коры мозга. Афферентные – поражается артикуляционная зона, располагающаяся в постцентральной извилине.
  2. Афферентная встречается преимущественно у пожилых, эфферентная – юных, молодых и зрелых людей.
  3. Афферентное расстройство касается моторной составляющей фраз, преимущественно нарушается артикуляция. Эфферентное нарушение сопровождается замедлением перехода между одной единицы речи к другой.

Афферентная моторная дисфазия бывает двух вариантов:

  • Первый вариант. Отличительной чертой является нарушение систем, обеспечивающих артикуляцию. Грубая моторная афазия сопровождается нарушением целесообразности двигательных речевых актов.
  • Второй вариант. Эта моторная афазия характеризуется сохранностью шаблонных простых фраз, но нарушением спонтанных речевых актов. Типовая локализация при поражении – теменная кора левого полушария.

Динамическая эфферентная афазия классифицируется по тяжести патологии:

Существует комбинация – сенсомоторная афазия. Это сочетание моторного нарушения речи и ее восприятия. Возникает в результате инсульта в бассейне левой мозговой артерии. Часто сопровождается параличом и парезом одной стороны тела, реже – с односторонней патологией зрения.


Симптомы

Клиническая картина афферентной афазии. В основе – неспособность самостоятельного воспроизведения отдельных звуков. Когда больной пробует это сделать, у невольного возникают хаотические двигательные акты языка и губ.

Сразу же после инсульта в клинической картине афферентной дисфазии нарушается понимание слуховой речи. Такое состояние длится не более нескольких дней и полностью проходит. Признаки также выявляются в снижении географической ориентации и нарушении конструктивно-пространственном восприятии.

Афферентная афазия сопровождается нарушением навыков письма и чтения. Их тяжесть зависит от тяжести расстройства речи. В письме это проявляется непроизвольным пропуском гласных букв. Навыки письма реабилитируется по мере восстановления речи.

Осложнения афферентной дисфазии часто выражаются депрессивными реакциями как осознание немощного состояния. Кроме того, патология речи – это поражение двигательной коры, следовательно, снижается двигательная активность больного. В результате снижаются функции самообслуживания. Это усиливает психологический дефект. Если не оказать психологическую помощь, возникает риск развития клинической депрессии.

Ведущий дефект при эфферентной моторной афазии – нарушение переключения между отдельными единицами языка, которые дополняются другими симптомами. Клиническая картина эфферентной афазии включает следующие элементы моторной афазии:

Динамическая моторная афазия также сопровождается нарушением письма. Больному трудно дается написание предложений. В слове заменяются буквы, сами слова стоят в неправильной последовательности. При моторном варианте восприятие слуховой и письменной речи обычно сохранено.

Обычно афферентная дисфазия Брока сопровождается неврологическими нарушениями. Наблюдается односторонний паралич или парез, одностороннее нарушение зрения.

Осложнения – депрессивная реакция на собственный речевой недостаток, снижение социальной адаптации из-за нарушения коммуникации, снижение двигательной активности.

Диагностика

В диагностике учавствует команда специалистов и берутся результаты инструментальных методов исследования.

Инструментальное и общеклинические обследования:

  • Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Они выдают трехмерное послойное изображение головного мозга, на котором можно рассмотреть очаги нарушения кровообращения в лобной области коры, либо другую причину расстройства – опухоль, черепно-мозговую травму, внутримозговую гематому.
  • Анализ спинномозговой жидкости. По ее составу и изменениям можно судить о наличии воспалительных реакций в центральной нервной системе и выявить природу воспаления – туберкулезный менингит или клещевой энцефалит.
  • Церебральная гемодинамика. По успешности кровообращения можно судить о нарушении гемодинамики в той или иной области.

Консультация у специалистов:

  1. Логопед. Он диагностирует произносительную сторону нарушения речевых функций. Обычно также обнаруживается дислексия и дисграфия.
  2. Невролог. Он диагностирует неврологическую сторону речевой дисфункции. В ходе обследования также выявляются нарушения чувствительности по гемитипу и односторонние парезы или параличи.
  3. Психиатр. Инсульт артерий в области лобной коры мог вовлечь и соседние участки коры, ответственные за контроль за своим поведением, эмоциональное расторможение и интеллект.
  4. Медицинский психолог. Он диагностирует психологические нарушения, например, тревогу насчет своего состояния, депрессивную реакцию на речевой недостаток или острую реакцию на стресс после перенесения инсульта или черепно-мозговой травмы.

Методы коррекции

Восстановление речи проводится такими методами лечения:

  • Этиотропная терапия. Направленна на устранения причины болезни. Например, при инсульте первоочередное – восстановление кровотока и жизнеспособности мозговой ткани, при опухоли – удаление новообразования.
  • Медикаментозная терапия. Проводится коррекция мозговой деятельности путем стабилизации обмена веществ. Применяются нейропротекторы и нейрометаболические препараты.
  • Психологическая поддержка у людей с острым переживанием перенесенной травмы.

После стабилизации больного выполняется логопедическая работа с моторной афазией. Методы восстановления включают артикуляционную и мимическую гимнастику. Упражнения включают произношение фраз, изучение стихов. Также выполняется работа, направленная на правильное движение языка, губ и щек.

Сроки излечения зависят от причины и ее масштабности. В среднем улучшение речи наступает через 6 месяцев после начала занятий. Более или менее речь стабилизируется ко второму году лечения. Важно знать, что чем раньше начнется реабилитация (а ее лучше начинать к концу 3-й недели после инсульта), тем выше успех восстановления речевых функций.

Одна из важнейших специфических, наиболее сложноорганизованных человеческих форм деятельности, использующая языковые средства — это речевая функция. Она является организующей и связующей другие психические процессы (мышление, восприятие, память произвольное внимание, воображение), а также разносторонней, но, в то же время, единой функциональной системой разных процессов нервной системы, которые осуществляются совместной деятельностью различных участков головного мозга.

Важными компонентами этой единой совокупности, позволяющей осуществлять процессы общения с помощью языка, являются письмо и чтение. С языком и речью непосредственно связано мышление человека. Смысл речи выражается посредством построения фразы, грамматической конструкции, акцентов и ударений. Важная ее характеристика — семантика (смысл), которая заключается в словах и соотношениях слов, а также в системном словесном ряде, в который включено конкретное слово.

Общая характеристика афазии


Речевая система как сложная в функциональном отношении конструкция состоит из афферентных (от рецепторного аппарата к нервному центру) и эфферентных (от нервного центра к рабочим органам) нервных проводниковых систем. Речевое восприятие осуществляется путем анализа и синтеза частей (элементов) потока звука с помощью участия звеньев зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов. Процессы словесного же произношения представляют собой систему артикуляционных координированных движений. Последние сформированы в предшествующем опыте пациента, а афферентной основой их функционирования являются слуховой и кинестетический (относящийся к движению, моторный) анализаторы.

Чаще всего патология развивается в результате:

  • нарушения мозгового кровообращения (инсульт) ишемического или геморрагического типа (афазия после инсульта встречается у 15-38% больных);
  • травматического повреждения головного мозга или хирургического вмешательства на нем, трепанации черепа;
  • развития опухоли мозга;
  • инфекционных заболеваний головного мозга (энцефалит, менингоэнцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс мозга);
  • паразитарных инвазий — в тех случаях, если локализация паразитов в процессе цикла их развития включает мозговые ткани;
  • хронических прогрессирующих заболеваний центральной нервной системы, например, очаговые формы болезни Альцгеймера и болезни Пика.

Речь, как очень сложная психическая деятельность, подразделяется на различные формы и виды. В соответствии с психологической структурой ее подразделяют на:

  • экспрессивную, которая произносится вслух;
  • импрессивную, представляющую собой речевое восприятие других людей.

Экспрессивная речь состоит из таких этапов, как замысел высказывания, внутренняя речь, стадия внешнего развернутого высказывания. Многие патологические процессы отражаются в нарушениях темпа, плавности, ритма этого вида речи. Она может становиться, например, прерывистой, замедленной, скандированной (при болезни Паркинсона) или с запинаниями на первых слогах (при атрофических возрастных процессах в головном мозге).

Особенности импрессивной речи, или процессов понимания обращенного речевого высказывания, заключаются в понимании устной (чтение) и письменной речи. Психологическая структура этого вида состоит из следующих этапов:

  1. Первичного восприятия речевой информации.
  2. Декодирования этой речевой информации, представляющего собой анализ состава буквенной или звуковой форм.
  3. Соотношения информации с определенными смысловыми категориями.

В обобщенном виде можно сказать, что смысл импрессивной речи состоит в реакции человека на смысл слов. Речевое понимание возможно при нормальном функционировании центра Вернике, являющегося центральным звеном речевого слухового анализатора.

У детей с умственной отсталостью поражение этого центра является причиной нарушения понимания смысла обращения к ним. Ведущий симптом — разной степени расстройство восприятия звукового состава слова, то есть фонематического восприятия. Это проявляется отсутствием реакции на слова и вообще на словесные конструкции, затрудненностью слухового восприятии устного обращения, избыточной чувствительностью к громким звукам, более лучшим восприятием негромкой и даже шепотной речи.

При упрощенном обобщении различных видов афазии их условно группируют в три вида расстройств:

  1. Экспрессивной речи, или нарушение воспроизведения при ее понимании.
  2. Импрессивной речи, то есть ее понимания.
  3. Называния предметов при сохранении способности к пониманию и воспроизведению, но утрате в коре головного мозга основы (матрицы) формулировки слова. В этом случае больной правильно описывает назначение предмета, но не помнит его названия.

Эти формы афазии называют (соответственно) моторной, сенсорной и амнестической. На установлении одной из этих форм и их разновидностей базируются диагностика локализации, объема поражения, а значит и предположительный прогноз патологического состояния.


Таким образом, афазия характеризуется разрушением речевого мышления, которое заключается как в нарушенном понимании больным человеком обращенной к нему речи, так и различными собственными речевыми дефектами. Этот синдром, именуемый еще сенсомоторной афазией, возникает в результате поражения коры и определенных зон подкорковых структур в левом (у правшей) полушарии головного мозга. При этом в симптоматике синдрома имеет преобладающее значение один из компонентов — моторный, при котором нарушена экспрессивная речь, или сенсорный, представляющий собой расстройство речи импрессивной.

Афазию необходимо дифференцировать с такими речевыми расстройствами, возникающими при поражениях мозга, как:

  • расстройства в произношении без нарушений слухового речевого восприятия, а также речевого восприятия в письменном виде и при чтении (дизартрии);
  • отсутствие или грубое врожденное нарушение речи при наличии нормального слуха и первичного интеллекта, обусловленное поражением речевых центров в коре мозга (алалии).

Формы и признаки моторной афазии

При локальных нарушениях мозгового кровообращения клинические проявления расстройства речи совпадают, как правило, с зоной мозга, подверженной угнетению. В соответствии с существующей классификацией различают семь форм патологии, три из которых — это различные формы моторной афазии, представляющей собой расстройство экспрессивной речи. Другими словами, больной с моторной афазией страдает нарушением членораздельной речи из-за повреждения соответствующего центра головного мозга.

Формы ее следующие:

  1. Моторная афферентная, или моторная афферентная кинестетическая (артикулярная).
  2. Моторная эфферентная, или моторная афазия Брока (вербальная).
  3. Моторная динамическая как один из двух типов транскортикальной моторной афазии.

Достаточно часто встречаются и комплексные (смешанные) формы афазий. На развитие определенной формы, характер течения патологии и сроки излечения моторной афазии влияют, в основном, такие факторы, как:

  • локализация очага поражения и степень его обширности;
  • характер нарушения кровообращения участков головного мозга;
  • степень возможности осуществления компенсаторных функций неповрежденными участками мозга, что зависит от их состояния.

В основном от этих факторов зависит и степень тяжести (перечислены в подразделе каждой из этих форм) патологического состояния — может возникать грубая (и даже полная) или частичная моторная афазия.

Эта форма представляет собой одно из наиболее тяжелых речевых нарушений. Она часто сочетается с эфферентной формой. При таком сочетании развивается настолько грубая моторная афазия, что ее преодоление представляет собой особенно сложный и длительный процесс.

Она возникает в случаях поражения патологическим процессом постцентральной зоны головного мозга в области ее нижних отделов, вторичных речевых зон коры головного мозга, расположенных в левой (у правшей) нижнетеменной области, находящейся кзади от ролландовой (центральной) извилины. Эти вторичные зоны имеют непосредственную и тесную связь с вторичными зонами (полями), которые характеризуются четким соматотопическим строением.

Афферентно-моторная афазия характеризуется выпадением участка афферентной кинестетической (обратная связь между мышцами и ощущениями) речевой системы. Иными словами, при патологии в процессе речевого акта исчезают четкие ощущения, то есть звено проведения потока импульсов, от проприорецепторов аппарата артикуляции к соответствующим отделам коры головного мозга.

Разумеется, здоровый человек в процессе произношения тех или иных слов не осознает ощущений, поступающих в его мозг. Тем не менее, роль кинестетической речевой афферентации очень велика как в случаях формирования речи в детском возрасте, так и при произношении слов и обеспечении нормальной речевой функции.

При рассматриваемой форме патологии происходит расстройство всей в целом речевой системы — нарушается произношение слов, одни звуки речи или буквы (при письме) заменяются другими (литеральные парафазии). Это происходит из-за сложностей с дифференциацией звуков, близких по своей артикуляции (артикулёмы). Они необходимы при произношении звуков и целостных слов, в чем и заключается первичный дефект. Литеральные парафазии приводят к искажению слов.


Афферентно-моторная афазия обусловлена угнетением нижних отделов в постцентральной извилине и прилегающих нижнетеменных отделов (40, 7 поля по Бродману)

Существенным является то, что такие больные близкие между собой артикулёмы не только неверно произносят, но и воспринимают неправильно. Это объясняется тесным взаимодействием теменных артикуляторных зон с воспринимающими височными зонами. Афферентная форма характеризуется расстройством всех видов речи — спонтанной, автоматизированной, повторной, номинативной (называния).

Нередко отмечается и нарушение неречевых (оральных) способностей к осуществлению целенаправленных последовательных действий (праксис) — облизывание губ, надувание одной и обеих щек, высовывание языка и т. д. Несмотря на примитивность этих оральных движений, тем не менее, их выполнение очень часто невозможно в связи с вообще трудным произвольным управлением ротовым аппаратом.

Таким образом, отличительной чертой афферентной кинестетической моторной афазии является нарушенная кинестетическая афферентация оральных (ротовых) движений, в результате чего больной утрачивает возможность выполнять по заданию движение артикуляционными органами (губами, языком и т. д.). Поскольку мышечные парезы, которые способны ограничивать объем артикуляционных движений, отсутствуют, то движения артикуляции непроизвольного характера сохраняются.

Такое нарушение называют оральной апраксией. Она является основой апраксии артикуляционной, которая непосредственно влияет на произнесение речевых звуков. В зависимости от степени выраженности последней эта патология может проявляться:

  • отсутствием артикулированной речи;
  • искажением воспроизведения артикуляционных поз;
  • поисками артикуляций;
  • вторичным системным нарушением других сторон речевой функции.

Степени тяжести моторной афферентной афазии:

Это патологическое состояние имеет, преимущественно, острый характер развития и развивается, обычно, в результате нарушения кровообращения в бассейне средней мозговой артерии. Эта форма речевого расстройства, как правило, сочетается с гемипарезом, более выраженным на лице и руке.

Моторная афазия Брока возникает при поражении нижних отделов коры мозга в премоторной области, заднего отдела нижней лобной извилины 44 – 45-го полей, называемых зонами Брока, в преобладающем полушарии (у правшей – левого, у левшей – правого). Посредством этой области мозга обеспечивается плавная смена орально-артикуляционных актов, что является необходимым условием артикуляционных слияний и формирования последовательно организованных рядов.


Зоны Брока и Вернике

Степени тяжести эфферентной моторной афазии:

  1. Грубая — невозможность спонтанной и распад автоматизированной речи.
  2. Средняя — аграмматизм (трудность в восприятии или высказывании предложений) спонтанной речи, возникновение персевераций в случаях называния или повторения, присутствие в диалоге эхолаличных ответов, представляющих собой автоматическое повторение услышанных фраз или слов при отсутствии их глубокого смыслового понимания.
  3. Легкая — в случаях называния отмечается отсутствие в словах плавных артикулярных переходов. Непосредственно речь развернутая, отмечаются незначительные трудности произношения.

Краткая обобщающая сравнительная характеристика эфферентной и афферентной моторной афазии:


Расстройство развивается в случае локализации очага поражения в области, расположенной кпереди от зоны Брока. Эта область соответствует передним и средним отделам нижней лобной извилины, находящейся в преобладающем полушарии мозга. Названная область мозга ответственна за активацию, регуляцию и планирование речевой деятельности.

Динамическую форму как один из двух вариантов (динамический и классический), отличающихся только расстройством экспрессивной речи, включает в себя транскортикальная моторная афазия. Кроме того, оба варианта по описанию почти полностью идентичны. Наиболее часто динамическая моторная афазия развивается при остром нарушении кровообращения в бассейне передней мозговой артерии (левой). Одним из основных признаков является нарушение речевой активации, или инициативы. В связи с этим еще одно название нарушения — дефект речевой инициативы.

Больному для речевого инициирования всегда необходимо побуждение, дополнительный импульс, начальная стимуляция. После одного или двух повествовательных коротких ответов больной обычно замолкает, а для продолжения повествования ему необходима дополнительная, повторная стимуляция. Создается впечатление, что он не желает вступать в разговор и общаться с собеседником. Характерными являются эхолалии (механическое непроизвольное повторение сказанного собеседниками или посторонними), их число нарастает по мере утомления.

Нарушения речевой моторики у таких больных отсутствуют, сохранено также и понимание устной речи. При сохраненной способности произнесения всех звуков и слов мотивация к речи у них резко снижена, что особенно проявляется при спонтанном повествовании, требующем постоянного стимулирования. В то же время, повторная и автоматизированная речь, а также назывательная, или номинативная функция речи при динамической моторной афазии сохранены или нарушены очень незначительно.

Главная и отличительная черта этой формы заключается в нарушении последовательности в организации речевого высказывания. Она является не простым затруднением в процессе построения фраз, а представляет собой более глубокие расстройства, при которых самостоятельные высказывания почти отсутствуют.

Специфическое отсутствие грамотности у них проявляется в использовании шаблонных фраз, пропуске местоимений и предлогов. Особенные трудности связаны с актуализацией глаголов. При просьбе назвать существительные и глаголы пациент может вспомнить несколько слов-существительных, но ни единого глагола. В то же время, отмечаются возможность письма под диктовку и сохранность чтения.

Степени тяжести динамической афазии:

Лечение моторной афазии (общие принципы)

Речевые нарушения создают значительные ограничения в плане взаимодействия с социальной средой, приводят к инвалидности и к снижению качества жизни не только самих больных, но и окружающих их близких людей, увеличивают материальные затраты на лечение и уход, обусловливают депрессивное состояние, значительно затрудняют процессы восстановления и ухудшают общий прогноз заболевания. При сравнении пациентов с инсультом без афазии и с таковой отмечено, что в числе вторых вынужденная длительность пребывания на стационарном лечении и смертность более высокие.

Прогноз, степень восстановления и сроки реабилитации зависят, в основном, от таких факторов, как:

Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на то, каким будет процесс восстановления — самостоятельным и бесконтрольным, что может приводить к невозможности полного восстановления речевой функции, или управляемым, направленным, то есть логопедическим. Очень важным является их адекватное сочетание.

Лечебно-реабилитационные методы восстановления речи должны быть комплексными и включать в себя:

  • лечение основной патологии;
  • фармакологическую поддержку;
  • физиотерапию (транскраниальная стимуляция постоянным током и транскраниальная магнитная стимуляция — стимулируют синаптическую активность зон);
  • лечебную физкультуру и массаж;
  • интенсивные логопедические упражнения;
  • помощь психотерапевта и психиатра.

Главной задачей медикаментозной терапии является восполнение дефицита в организме биологически активных веществ, влияющих на передачу и прохождение нервных импульсов (нейротрансмиттеров), а также являющихся неспецифическими стимуляторами высших, умственных процессов в головном мозге.

В этих целях рекомендуется назначение некоторых препаратов, являющихся модуляторами различных систем нейротрансмиссии, из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, дофаминергических средств, акатинола (Мемантин), ноотропов (Пирацетам, Ноотропил, нейропротекторов (Целлекс) — преимущественно молодым. Всесторонним эффектом характеризуется препарат цитиколин (Цераксон). Кроме того, назначаются препараты, улучшающие мозговой кровоток (Пентоксифиллин) и средства, способствующие метаболическим процессам.

Кроме того, к настоящему времени стало совершенно очевидным, что только при раннем начале коррекционно-логопедических занятий можно рассчитывать на положительные стойкие результаты лечения. Процесс логопедического восстановления речевой функции должен начинаться уже в острый период заболевания (с 7-10-го дня после инсульта) и длиться от 6-и месяцев до 2-3-х и более лет, то есть в течение всего периода восстановления, пока остаются речевые нарушения.

Афазия – это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека.

Афазия включает в себя четыре составляющие – нарушение собственно речи и вербального общения, нарушение других психических процессов, связанных с речью, изменение личности и личностной реакции на болезнь.

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрагия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазия сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболий, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста.

Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения. А.Р.Лурия различает шесть форм афазий:

  • акустико-гностическую и акустико-мнестическую афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга,
  • семантическую афазию и афферентную моторную афазию, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга,
  • эфферентную моторную афазию и динамическую афазию, возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

При поражении речевых зон происходит нарушение, так называемой, первичной предпосылки, осуществляющей специфическую деятельность соответствующей анализаторной системы. На основе первичного анализаторного нарушения возникает вторичный, также специфический, распад всей функциональной системы языка и речи, т.е. возникает нарушение всех видов речевой деятельности: понимания речи, устной и письменной речи, счета и т.д.

АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Для данной формы афазии характерно нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. В основе речевой акустической агнозии лежит нарушение фонематического слуха. Чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Непонимание речи окружающих и отсутствие явных двигательных нарушений приводит к тому, что больные не всегда сразу осознают у себя наличие речевого расстройства связанного с инсультом или травмой.

При сенсорной афазии с трудом улавливается на слух корневая лексико-семантическая часть слова, в результате чего обнаруживается потеря его предметной отнесенности. Однако категориальная отнесенность слова может быть "воспринята”. Например, услышав слово колокольчик, больной говорит: "Это что-то маленькое, а что не знаю”. У больных при акустико–гностической сенсорной афазии, расстраивается слуховой контроль за своей речью. Из за чего, возникает множество литературных и вербальных парафазий.

Речь у больного на раннем может быть абсолютно непонятной для окружающих, она состоит из случайных наборов звуков, слогов, словосочетаний, что получило название "жаргонофазии” или "речевой окрошки”.

Из-за нарушения фонематического восприятия вторично страдает повторение слов, утрачивается ритмико- мелодическую основа. Период жаргонофазии продолжается не более 1,5 – 2 месяцев, постепенно уступая место логорее с выраженным аграмматизмом. В исследовании номинативной функции при сенсорной, акустико-гностической афазии наряду с правильным называнием наблюдаются попытки объяснить значение слова или найти его через фразеологический контекст. Например, при назывании яблока произносится: "ну как же, я отлично знаю, что это груша, не груша, кисленькое яблоко” и т п.

При чтении появляется множество литературных парафазий, возникает затруднение в нахождении места ударения в слове, из-за чего осложняется и понимание прочитанного. Но чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазии.

Письменная речь нарушена в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха. Грубые нарушения счета при сенсорной акустико-гностической афазии наблюдаются лишь на самом раннем этапе.

АКУСТИКО–МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. Считается, что в ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной заторможенностью слуховых следов. Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между, относительно сохранной, способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех, не связанных по смыслу, слов (например: рука-дом-небо и т.д.)

При акустико-мнестической афазии нарушение речевой памяти является основным дефектом, т.к. оказываются сохраненными фонематический слух, артикуляторная сторона речи. Повышенная речевая активность компенсирует трудности коммуникации. Слухоречевую память этих больных отличает большая инертность.

При оптической афазии, вторым вариантом акустико-мнестической афазии, - возникают трудности удержания на слух, смысловой стороны речи, заключаются в ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его зрительным представлением. Зрительное представление о предмете становится неполным, не дорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны, специфичны именно для них, а с другой – связаны с многозначностью слова (например, слова носик, гребешок, ручка).

Больные понимают значение отдельных слов. У них нет артикуляторных трудностей, они не только многоречивы, но и гиперактивны. Однако при всем этом они лишь фрагментарно понимают речь в связи с сужением слухоречевой памяти до 1-2 из 3 слов, воспринятых на слух. Речь обильна, мало информативна, изобилует вербальными парафазиями, но интонационно окрашена.

В письменной речи при акустико-мнестической афазии больше выступают явления экспрессивного аграмматизма, т.е. смещение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Номинативная сторона письменной речи оказывается более сохранной. При записи текста под диктовку больные испытывают значительные трудности удержания в слухоречевой памяти даже фразы. Состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой повторить каждый фрагмент фразы.

При акустико-мнестической афазии сложно воспринимается печатный текст, при чтении. Это связано с нарушением сохранности слухоречевой памяти.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Семантическая афазия возникает при поражении зоны перекрытия трех долей коры головного мозга - теменной, затылочной и височной. В основе нарушения речи по типу амнестической афазии лежат распад смысловой, семантической структуры слова, обеднение ближних и далеких связей слова.

Больные затрудняются и в понимании сложных синтаксических конструкций, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и причастные обороты. Не понимают метафоры, пословицы, поговорки, крылатые слова, не обнаруживается в них переносный смысл.

Экспрессивная речь, артикуляторно сохранна, не отмечается литературных парафазий, отсутствует выраженный аграмматизм, но в письменной и устной речи больные не употребляют сложных лексических комплексов, отчего лексика становится семантически бедной. Бедность лексики выражается в редком употреблении прилагательных, наречий, описательных оборотов, причастных и деепричастных оборотов, пословиц, поговорок Смысловая интонация в речи отсутствует.

Письменная речь отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, в ней мало сложносочиненных, сложноподчиненных предложений. Сокращается употребление прилагательных. Нередко наблюдаются грубые нарушения счетных операций. Больные путают направление действий при решении многозначных арифметических примеров, они испытывают определенные арифметические трудности при действии с переходом через десяток, с трудом записывают со слуха многозначные числа.

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

Афферентная моторная афазия возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной или роландовой борозды.

Различают два типа этой афазии. Первый тип афазии наблюдается при поражении постцентральных отделов левого полушария как у правшей, так и у левшей, и характеризуется полной утратой экспрессивной речи. Второй тип афазии наблюдается у лиц, переученных в дошкольном и младшем школьном возрасте с левой руки на правую.

При первом варианте афферентной кинестетической моторной афазии выраженная апраксия артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи. Попытки произвольного повторения звуков приводит к хаотичным движениям губ и языка, к литературным заменам. Больные дробят закрытый слог на два открытых, дробят стечения согласных в слоге, опускают согласные звуки. И при этом слова тут, там, вот и т.д. звучат как ту-ть, та-мь, во-ть и т.д.

Трудности в понимании вызывают глаголы с приставками (завернуть, возвращаться и т. д.), в понимании значений личностных местоимений, употребляемых в косвенных падежах, что объясняется отсутствием в них предметной направленности, обилием фонематических изменений (например, мне-меня-мною).

Нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. В процессе нейрореабилитации в нашей клинике восстановление внутреннего чтения часто опережает восстановление письменной речи. При записи слов под диктовку, при письменном названии предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются все артикуляционные трудности, т.е. наблюдаются множественные литературные параграфии, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные).

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

Звуковая структура слогов при эфферентной моторной афазии не упрощается, не разрушается, но теряет свою интонационную окрашенность, становится тягучей, монотонной. Литеральные парафазии не характерны для устной речи больных с эфферентной моторной афазией, но их много в письменной речи.

Нарушение чтения и письма характерно для эфферентной моторной афазии. Запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. Часты персеверации букв из предыдущих слов, персеверации одного и того же слога. На поздних этапах восстановления при самостоятельном составлении текста по серии картин выявляется аграмматизм, смешиваются флексии как падежные, так и указывающие род. При грубых случаях, чтение носит угадывающий характер.

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Данная афазия возникает при поражении заднелобных отделов левого, доминантного по речи, полушария, блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности. И для динамической афазии характерен основной речевой дефект - это трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания. Можно сказать, что в основе динамической афазии лежит нарушение внутреннего программирования высказывания, проявляющегося в трудностях его планирования при составлении отдельных фраз.

В основе при динамической афазии лежит нарушение спонтанного развернутого высказывания. При пересказе по сюжетной картинке произносятся отдельные, не связанные между собой фрагменты, не выделяются основные смысловые звенья.

Могут наблюдаться псевдоамнестические трудности при назывании предметов, особенно при воспоминании фамилий или имен знакомых людей, названий городов, и.т.д. Подсказ первого слога слова может явиться пусковым толчком, деблокирующим инертность протекания речевого поиска слов. Испытываются значительные трудности при задании произвести обратный порядковый счет. Например, от десяти к одному.

Для динамической афазии характерно сохранное чтение и письмо. Элементарный счет при динамической афазии остается сохранным, но при данной афазии резко нарушается решение арифметических задач, требующих построение плана действий.

Органические поражения двигательных отделов центральной нервной системы, обусловленные ОНМК (ишемический инсульт, кровоизлияние) способствуют не только нарушению речи в виде афазий, но и таким нарушениям речи как дизартрия.

ДИЗАРТРИЯ

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением, недостаточностью, иннервации речевого аппарата.

Клинические формы дизартрии определяются в зависимости от того, какой именно отдел двигательной системы пострадал. При всех формах дизартрии нарушается звукопроизношение за счет неточной моторной установки для воспроизведения фонематических признаков. Внятность произношения снижается в связи с усилением слюноотделения и появлением характерных хлюпающих звуков. Просодические характеристики речи также нарушаются.

В зависимости от локализации очага поражения выделяются бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая и корковая формы. Топическая классификация дизартрии по Е.Н.Винарской.

Обусловлена поражением ядер, корешков или периферических стволов черепно-мозговых нервов, находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялые параличи в мышцах речевых органов, приводящие к потере любых движений - произвольных и непроизвольных. В связи с тем, что поражение может носить очаговый характер, соответственно, из акта произношения исключаются действия тех или иных мышц. Ограничение движения мышц приводит к стойким расстройствам произношения. При наиболее выраженных расстройствах ассортимент произносимых звуков может быть сужен до 2-3. В речи больных появляются дополнительные призвуки, вызванные нарушением дополнительным мышечным напряжением. Внятность речи страдает пропорционально тяжести и распространенности параличей и парезов в оральной области. Нарушены как произвольные, так и непроизвольные движения. Отмечается нечеткость, приглушенность звукопроизношения, назализация звуков.

Возникает при поражении пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга. При данной локализации очага поражения характерны спастические параличи с нарушением управления произвольными движениями. Высоко автоматизированные движения, регулируемые на подкорковом уровне, сохраняются. В речи избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требующие более точных мышечных движений. Определяется повышенный тонус мышц языка и глотки, ограниченность движения губ и языка, слюнотечение, оральные синкинезии. Речь монотонная, смазанная, голос немодулированный.

Является следствием поражения экстрапирамидной системы. Нарушается управление тонусом мышц. Возникает дистония и наиболее характерные симптомы – гиперкинезы. Гиперкинезы проявляются в виде ритмических сокращений мышц (хореический гиперкинез) и волнообразных движений (атетоидный гиперкинез). Гиперкинезы усиливаются при усложнении движения и повышения уровня его произвольности. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии наблюдаются расстройства произношения артикуляционно сложных звуков и выраженные нарушения просодических компонентов речи.

Следствие очаговых поражений двигательных зон коры головного мозга. Характерны такие нарушения как дезорганизация сложных двигательных навыков. Иерархическая структура движений распадается, и все его элементы, по сути, уравниваются. Отсутствует плавность речи, может быть саливация.

Возникает при поражении мозжечка или его проводящих путей, речь замедленная, толчкообразная, скандированная. Снижен тонус и подвижность мышц языка. Выраженные нарушения темпа и плавности речи.

Моторная афазия афферентного типа

  1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи.
  2. Растормаживание произносительной стороны речи.
  3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи.
  4. Стимулирование глобального чтения и письма.
  5. Преодоление расстройств произносительной стороны речи.
  6. Восстановление и коррекция фразовой речи.
  7. Работа над семантикой слова.
  8. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения.
  9. Формирование развернутой речи.
  10. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи.
  11. Восстановление навыка развернутой письменной речи.

Моторная афазия эфферентного типа

  1. Главная задача – преодоление патологической инертности. Восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.

  1. Повышение уровня общей активности больного , преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания.
  2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи.
  3. Преодоление расстройств речевого программирования.
  4. Преодоление расстройств грамматического структурирования.
  5. Стимулирование письменной речи.
  6. Восстановление коммуникативной фразовой речи.
  7. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании.
  8. Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи.

  1. Преодоление пространственной апрактогнозии.
  2. Восстановление способности понимания слов с пространственным значением.
  3. Конструирование сложноподчиненных предложений.
  4. Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций.
  5. Работа над развернутым высказыванием.

  1. Накопление обиходного пассивного словаря.
  2. Стимулирование понимания ситуативной фразовой речи.
  3. Подготовка к восстановлению письменной речи.
  4. Восстановление фонематического слуха.
  5. Восстановление понимания значения слова.
  6. Преодоление расстройств устной речи.
  7. Восстановление письменной речи.
  8. Восстановление понимания развернутой речи.
  9. Восстановление смысловой структуры слова.
  10. Коррекция устной речи.
  11. Восстановление чтения и письма.

  1. Расширение рамок слухового восприятия.
  2. Преодоление слабости слухо-речевых следов.
  3. Преодоление трудностей называния.
  4. Организация развернутого высказывания.

Логопедическая помощь пациентам при дизартрии

  1. Логопедический массаж.
  2. Логопедическая гимнастика.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Коррекция звукопроизношения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.