Конструктивно пространственная апраксия наблюдается при афазии

Все вышеназванные формы афазии объединяет общее свойство: во всех случаях имеет место глубокая патология речи как сложнейшей психической функции, тесно связанной с другими высшими психическими процессами – мышлением, памятью, восприятием и т.д., а также и непосредственно с личностью человека. И на первое место выступает нарушение ее коммуникативной функции.

Расстройства речи типа афазий сравнительно редко выступают в изолированной форме.Это объясняется тем, что данные расстройства являются лишь одним из симптомов сложного комплекса различных других дефектов, которые возникают после того или иного поражения мозга. Поэтому они сопровождаются двигательными, чувствительными, а нередко интеллектуальными нарушениями. Особенно сложными в этих случаях могут быть расстройства движений, которые чаще всего сопровождают афазию. Речь идет о своеобразных формах двигательных нарушений, которые в клинике носят название апраксий. Под апраксиями понимают нарушение целенаправленного действия. Эти расстройства движения не обусловлены параличом или парезом, а также нарушением их координации или заболеванием костно-мышечной системы. В этих случаях при целостности органов движения и способности их производить движения (паралича нет) утрачивается необходимая последовательность в произведении отдельных компонентов сложного двигательного аппарата. В результате этого движения утрачивают свою целенаправленность. Например, больной не может зашнуровать ботинки, застегнуть пижаму, закурить папиросу.

Сюда же относится и потеря целого ряда профессиональных двигательных навыков. Самое непосредственное отношение имеют апраксические расстройства и к некоторым видам речевых нарушений, а также нарушений письма. Так, например, моторная афазия в значительной степени обусловлена апраксическими нарушениями. В этих случаях нет параличей или парезов мышц, осуществляющих акт речи, однако в силу утраты последовательности движений органов артикуляции, речь становится полностью невозможной или резко ограниченной.

Основоположником учения об апраксии принято считать Либмана (конец XIX в., германия). Из отечественных авторов этот вопрос изучали: Кроль М.Б., А.Р. Лурия, И.Н. Филимонов и др.

В настоящее время выделяют следующие виды апраксии:

  1. Моторная.
  2. Идеоторная.
  3. Конструктивная.
  4. Пространственных соотношений.
  5. Графическая.
  6. Оральная.

Моторная апраксия – является самой грубой формой апраксических нарушений. В этом случае нарушены действия не только по подражанию, но и спонтанные. Больной забывает самые простейшие действия, которыми он пользовался в обиходе.

Имеются в практике такие наблюдения. Больная 50 лет. Диагноз: травма черепа, остаточные явления моторной афазии, аграфии, алексии, апраксии. По истечении года после выписки из клиники неожиданно выявились большие затруднения в привычных ей до болезни действиях. Однажды задумала приготовить обед. Поставила тесто, но забыла, как его разделать. Она брала маленькими кусками из кастрюли и в беспомощности у себя на груди, прямо на платье, эти комочки превращала в лепешки, чтобы в дальнейшем начинить их. Сделав лепешки, не начинив их, открывала шкаф в плите и все туда складывала. Выручила соседка.

Идеоторная апраксия. Подражательные действия сохранены. Нарушаются элементарные действия, чаще их последовательность.

При конструктивной апраксиибольной не может ни по письменному, ни по устному заданию сложить из спичек требуемую фигуру, начертить треугольник, квадрат и т.д.

Апраксия пространственных соотношений. Больной не ориентируется в местности. Не может найти палату, кровать. Например, учитель географии не ориентируется в географической карте.

Графическая апраксия – утрачивается способность воспроизводить не бумаге написание тех или иных букв, они забывают их графическое изображение.

Оральная апраксия – это нарушение привычных действий ил движений языка, участвующего в образовании отдельных фонем как по слуху, так и по подражанию. Конечно, это мешает восстановлению речи.

Факторы, определяющие состояние речи, и прогноз при при афазии разных форм

До настоящего времени нет единого мнения как по вопросу о самих факторах, влияющих на афазию, так и об их влиянии на динамику восстановления речи при афазии. Если отечественные исследователи отводят большую роль специальному восстановительному обучению для эффективности восстановления речи при афазии, то многие зарубежные авторы пессимистически относятся к специальному обучению больных. В связи с этим ряд исследователей выдвигает задачу не преодоления дефекта, а приспособление к нему. До сих пор остается малоизученным целый ряд важнейших вопросов, от решения которых зависит выбор правильного и наиболее эффективного пути и методов восстановления речи.

Учитывая недостаточную изученность факторов, влияющих на эффективность восстановления речи при афазии, Л.С. Цветкова и др. провели специальное изучение разных факторов. Были выделены 6 факторов, оказывающих влияние на динамику восстановления речи:

  1. Специальное обучение.
  2. Форма афазии.
  3. Степень выраженности речевого дефекта.
  4. Давность заболевания.
  5. Этиология заболевания.
  6. Возраст больного.

Были исследованы больные с разными формами афазии, с разной степенью выраженности дефекта.

От каких же факторов зависит эффективное восстановление речи?

  1. Решающее значение принадлежит направленному восстановительному обучению.
  2. Форма афазии особого влияния на эффективность восстановления речи не оказывает. Однако такое влияние обнаружилось на динамике отдельных сторон речи – экспрессивной и импрессивной. Экспрессивная речь лучше восстанавливается при моторных речевых формах афазии.
  3. Влияние степени выраженности дефекта. Изучение этого фактора на эффективность восстановления речи позволило обнаружить зависимость экспрессивной и импрессивной речи от степени выраженности их нарушений к началу курса восстановительного обучения. Оценивая больных до и после восстановительного обучения, Цветкова Л.С. обнаружила, что значительная положительная динамика отмечается в группе со средней степенью выраженности дефекта. Больные с грубой и легкой степенью выраженности нарушения продвигаются за цикл занятий менее значительно.
  4. Давность заболевания. Наиболее эффективным курс восстановительного обучения оказывается для больных, занятия с которыми проводились в период от 0,5 до 1 года от начала заболевания в сравнении с больными, у которых от начала заболевания прошло более длительное время. Поэтому многими авторами (Бейн, Цветковой и др.) подчеркивается необходимость раннего начала занятий.
  5. Влияние этиологий заболевания. Для прогноза восстановления речи при афазии и для решения вопросов адекватной восстановительной терапии имеет большое значение ее этиология. Сравнивая, например, динамику восстановления речи в процессе обучения у больных с последствиями черепно-мозговой травмы и нарушением мозгового кровообращения, обнаружилось, что более лучший прогноз у больных с последствиями черепно-мозговой травмы.
  6. Роль возраста. Наиболее положительная динамика обнаружена в группе больных молодого возраста.

Таким образом, данные исследования свидетельствуют, что решающее значение для восстановления нарушенной функции принадлежит направленному восстановительному обучению. В этих условиях отмечается положительная динамика восстановления речи у больных с различной этиологией и давностью заболевания, разных возрастных групп и с разной степенью выраженности речевого дефекта.

АФАЗИИ

В соответствии с классификацией, разработанной А. Р. Лурия и основанной на теории системной динамической локализации высших психических функций, существует 7 форм афазий, каждая из которых связана с нарушением одного из факторов, на котором основана речевая система, и наблюдается при определенной лока­лизации патологического процесса.

При выпадении афферентных звеньев речевой функциональной системы возникают следующие формы афазии.

Сенсорная афазия связана с поражением задней трети височ­ной извилины (41, 42 и 22-е поля) левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т. е. способности различать звуковой состав слов. Речевой слух является главным афферентным звеном речевой системы; человек помимо неречевого слуха обладает и специализированным речевым слухом. Речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы. Речевой слух является всецело прижизненным образованием, он образуется в определенной речевой среде и формируется по за­конам этой речевой среды. Речевой слух — это фонематический слух, т. е. способность к анализу и синтезу речевых звуков, к различению фонем данного языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков языка, сово­купности определенных признаков звуков речи, которые позволяют различать слова данного языка, различительные единицы звуково­го строя языка. В русском языке фонемами являются, во-первых, все гласные и их ударность. Это означает, что смена гласной и смена ударности гласной означает смену смысла слова. Такие признаки, как дли­тельность гласного звука, открытость или закрытость гласного звука, высота тона не важны для понимания русской речи (в отли­чие, например, от немецкого языка, где смыслоразличительным признаком является длительность гласных, или вьетнамского язы­ка, где различительным признаком является высота гласного зву­ка).

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении сред­них отделов коры левой височной области, расположенных вне ядерной зоны звукового анализатора (21-е и частично 37-е поля). При акустико-мнестической афазии фонематический слух остается сохранным, больной правильно воспринимает звуки род­ного языка, понимает обращенную к нему устную речь. Однако он не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти. Здоровый человек, как правило, запоминает при первом предъ­явлении на слух 10-ти слов, не связанных между собой по смыс­лу, 6—7 слов (7 плюс минус 2). У больных с акустико-мнестической афазией объем слухоре­чевой памяти снижается до 3, а иногда и до 2 элементов. Это ведет к тому, что в специальных условиях, когда требуется запомнить большую фразу, возникает вторичное — из-за слабости слухоречевых следов — непонимание устной речи, поскольку понимание речи в значительной степени зависит и от запоминания речевого сообщения. Трудности понимания устной речи могут возникнуть у таких больных и в других усложненных условиях, связанных с объемом речевого сообщения.

Следует отметить, что больные и с сенсорной и с акустико-мнестической афазией активно используют в своей речи инто­нации, пытаясь с их помощью передать содержание сообщения. Часто слова сопровождаются жестикуляцией, которая также в определенной степени компенсирует речевой дефект. Итак, нарушение слухового звена речевой системы приводит к развитию сенсорной или акустико-мнестической афазии.

У больных с оптико-мнестической афазией нет каких бы то ни было явных зрительных гностических расстройств: они прекрас­но ориентируются и в зрительном пространстве, и в зрительных объектах. Однако у них нарушена способность изображать объек­ты. Специальное изучение их рисунков показало, что они не могут изобразить даже элементарные объекты (типа стол, стул, дом и т.д.), которые может изобразить любой здоровый человек, не имеющий специальных художественных способностей и не обу­ченный рисованию. Этот дефект рисования связан с нарушениями зрительных образов и входит в один комплекс симптомов вместе с расстройством называния предметов. Более грубо у этой категории больных страдает называние объектов при относительной легкости называния действий. Нарушения называния объектов у больных с оптико-мнести­ческой афазией является центральным симптомом. Другие речевые функции страдают при этом вторично.

Итак, все описанные выше формы афазий основаны на нару­шениях разного типа афферентаций: слуховой, зрительной, кине­стетической и той комплексной афферентаций, которая лежит в основе пространственного восприятия.

Другую группу афазий составляют афазии, связанные с нарушением эфферентных звеньевречевой системы.

Таким образом, эфферентная моторная афазия, как и другие формы афазии, представляет собой системное нарушение всех видов и форм речевой деятельности при ведущей роли нарушения одного (кинетического) аспекта речи.

Нарушения произвольных движений и действий относятся к сложным двигательным расстройствам, которые в первую оче­редь связаны с поражением коркового уровня двигательных функ­циональных систем.

А. Р. Лурия разработал классификацию апраксий, исходя из общего понимания психологической структуры и мозго­вой организации произвольного двигательного акта. Суммируя свои наблюдения за нарушениями произвольных движений и действий, используя метод синдромного анализа, вычленяющий основной ведущий фактор в происхождении нарушений высших психических функций (включая и произвольные движения и дейст­вия), он выделил 4 формы апраксий.

Регуляторная (или префронтальная) апраксия; возникает при поражении конвекситальной префронтальной. коры кпереди от премоторных отделов; протекает на фоне сохранности тонуса и мышечной силы; проявляется в виде нарушений программирования движений, отключении сознатель­ного контроля за их выполнением, замены нужных движений моторными шаблонами и стереотипами. При грубом распаде произвольной регуляции движений у больных наблюдаются симп­томы эхопраксии в виде подражательных повторений движений экспериментатора. Для этой формы апраксии характерны системные персеверации, т.е. персеверации не элементов двигательной программы, а всей программы в целом. Такие больные после письма под диктовку на предложение нарисо­вать треугольник обводят контур треугольника движениями, характерными для письма и т. п. Наибольшие трудности для этих больных вызывает смена программ движений и действий. В основе дефекта лежит нарушение произвольного контроля за осуществле­нием движения, нарушение речевой регуляции двигательных актов. Данная форма апраксии наиболее демонстративно проявля­ется при поражении левой префронтальной области мозга.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Переработки информации.

Агнозия — нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и сознания. Агнозия является патологическим состоянием, возникающим при повреждении коры и ближайших подкорковых структур головного мозга, при асимметричном поражении возможны односторонние (пространственные) агнозии. Агнозии связаны с поражением вторичных (проекционно-ассоциационных) отделов коры головного мозга, ответственных за анализ и синтез информации, что ведёт к нарушению процесса распознавания комплексов стимулов и, соответственно, узнавания предметов и неадекватной реакции на предъявленные комплексы стимулов.

Агнозия - редкое состояние, при котором человек может видеть и ощущать предметы, но не способен сопоставить свои ощущения с функцией этих предметов. При некоторых формах агнозии люди не узнают знакомые лица или знакомые предметы, например ложку или карандаш, несмотря на то, что они могут видеть и описать эти вещи.

- Зрительная. К ней относятся предметная (неузнавание предметов), агнозия на цвета, на лица, слабость оптических представлений (невозможность представить предмет, описать его форму, функцию), симультанная агнозия, агнозия вследствие оптико-моторных нарушений.

- Оптико-пространственная. Здесь различают агнозию глубины, нарушение стереоскопического зрения, односторонняя пространственная агнозия, нарушение топографической ориентировки.

- Слуховая, к которой относится простая слуховая агнозия и слухоречевая.

- Нарушение восприятия времени и движения.

- Соматоагнозия – нарушение восприятия собственного тела и частей тела.

Симптомы:

Поражение коры, ответственной за анализ и синтез информации приводит к агнозии. Соответственно, симптомы будут связаны с локализацией поражения. Например, при поражении левой затылочной области возникает предметная агнозия: при этом пациент видит, может описать предмет, но не знает как он называется и для чего предназначен.

При поражении височной доли возникает слухоречевая агнозия: пациент воспринимает речь как простой набор звуков и не способен различать отдельные слова, воспринимать их смысл.

Афазия – расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи.

В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, - тотальная, моторная или сенсорная афазия.

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.

Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.

Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, - нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, - утрата понимания обращенной речи.

Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.

Амнестико-семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.

Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

Апраксия - нарушение способности выполнять целенаправленные действия. Апраксия характеризуется утратой навыков, выработанных в процессе индивидуального опыта сложных целенаправленных действий (бытовых, производственных и т. д.) без признаков пареза или нарушения координации движений. В классической неврологии выделяют несколько видов апраксии.

Идеаторная апраксия заключается в нарушении плана или замысла сложных действий. Сами по себе частичные действия, входящие в состав целенаправленного действия, правильны, но нарушается их последовательность, или же действие, само по себе правильное, направляется к ложной цели (например, по просьбе показать, как закуривают папиросу, больной чиркает этой папиросой по коробку, а спичку берет в рот). Больные не могут выполнить символические жесты (погрозить пальцем, отдать воинское приветствие и т.д.), однако способны повторить действия исследующего. Идеаторная апраксия возникает при поражении надкраевой извилины (gyms supramarginalis) теменной доли доминантного полушария и всегда двусторонняя.

Моторная апраксия отличается от идеаторной нарушением не только спонтанных действий, но и действий по подражанию. Она часто односторонняя, например, при поражении мозолистого тела может возникнуть только в левой верхней конечности. Моторная апраксия является апраксией "выполнения действия". Моторная апраксия делится на 2 вида: идеокинетическую и мелокинетическую. При идеокинетической апраксии простые действия могут выполняться правильно, но не по заданию, а случайно: больной случайно может сжать руку в кулак, но не сожмет ее по приказу, он пишет не те буквы или знаки, которые ему заданы, но сами по себе они правильны и т. д. Больной часто путает движения: дотрагивается до уха вместо носа и т. д., выражены явления персеверации.

Мелокинетическая апраксия характеризуется искажением структуры самих движений, составляющих действие и заменой их неопределенными движениями в виде раздвигания и передвигания пальцев вместо того, чтобы погрозить пальцем или сжать руку в кулак.

Конструктивная апраксия - это нарушение направления действий как в области конструирования целого из частей, так и в области узнавания. Больной не может сложить из спичек заданную геометрическую фигуру (ромб, квадрат, треугольник), не может расположить разрезанные буквы в надлежащем порядке, чтобы составить слово. При конструктивной апраксии очаги поражения находятся в угловой извилине (gyrus angularis) теменной доли доминантного полушария. Апраксические расстройства двусторонние.

Поражение теменной доли вблизи постцентральной извилины вызывает кинестетическую апраксию: произвольные движения больной может производить только под контролем зрения.

При очагах на стыке теменной, височной и затылочной долей возникает пространственная апраксия - нарушение пространственных соотношений при выполнении сложных двигательных актов: больной не может придать выпрямленной кисти другое положение, попасть в нужную точку в пространстве и т.д.

При поражении нижних участков постцентральной извилины доминантного полушария развивается оральная апраксия, обычно в сочетании с моторной афазией: больной не может найти позиций речевого аппарата, нужных для произношения соответствующих звуков, смешиваются близкие по артикуляции звуки, нарушается письмо.

При поражении лобной доли возникает лобная апраксия: распад навыков сложных движений и программы действий. Больной склонен к эхопраксии (повторяет движения исследующего) или к стереотипным движениям, которых не замечает.

11. Нарушения мышления при шизофрении < по Б.В.Зейгарник)

Практически при любой форме течения шизофрении к числу наиболее ярких нарушений можно отнести нарушения мышления. Они наблюдаются на всем протяжении течения болезни. Они остаются даже на фоне хорошей ремиссии и служат важным критерием диагностики шизофрении. Не существует единой классификации нарушений мышления при шизофрении. Одну из первых классификаций нарушения мышления вообще разработала профессор Зейгарник. Зейгарник опирается на представления о мышлении, которые разработаны в отечественной психологии в школе Выготского-Леонтьева, определяя мышление – познавательная деятельность, опирающаяся на систему понятий, направленная на решение задачи, подчиненная цели, учитывающая условия, в которых эта задача выполняется. Общая структура мыслительной деятельности как в норме, так и в патологии едина. Однако в условиях патологии отдельные звенья психической деятельности могут быть редуцированы, свернуты, сокращены, другие звенья мыслительного акта могут быть наоборот чрезмерно конкретизированы, детализированы, отдельные звенья могут быть искажены.

Зейгарник выделяет в качестве критерия классификации нарушения мышления единый принцип: Место феномена в структуре мыслительной деятельности. При таком подходе отдельные нарушения мышления предстают в виде взаимосвязанной системы нарушений.

Классификация нарушения мышления Б.В. Зейгарник:

3 основных группы нарушений: Нарушения мыслительных операций; Нарушение динамики мышления: инертность мышления; лабильность мышления; Нарушение мотивационного аспекта мышления: некритичность мышления, разноплановость мышления, резонерство.

Нарушение операциональной стороны мышления:

Для больных шизой наблюдается чаще именно искажение мыслительных операций, искажение обобщений прежде всего. Больным шизой доступно выполнение очень сложных мыслительных операций (обобщение, абстрагирование), при решении задач самого разного типа больные шизой опираются не на наиболее частотные закрепившиеся в опыте явления, социальные стереотипы, они опираются на несущественные, малозначимые, латентные признаки и по этим признакам совершают операции обобщения, абстрагирования – это им доступно, но протекают по особу варианту.

Разноплановость мышления: Нарушение не отдельных операций, а нарушение логического хода суждений. Больные, как правило, понимают, запоминают инструкцию, могут ее точно повторить. Но инструкция понимается, но не принимается! Однако при выполнении конкретной диагностической пробы на мышление испытуемый может опираться одновременно на разные основания. Например, может следовать инструкции в какой-то части выполнения, или опираться на собственные вкусы и предпочтения, часто не связанные с содержанием задания, или на свое настроение/ситуационные воздействия и т.д. Т.о., суждения больных при выполнении одной и той же пробы одновременно протекают в разных планах. Эти сосуществующие разные планы решения мыслительной задачи могут противоречить друг другу (чаще так и бывает).

Больной шизофренией с явлением разноплановости мышления не критичен к собственному решению и к своим ошибкам. Более того, часто в споре с исследователей склонен отстаивать собственные суждения, не соглашаясь с тем, что они противоречивы.

Степень выраженности разноплановости мышления может быть различной. Эти различия связаны со степенью общего дефекта. Если при решении мыслительной задачи больной допускает единичные ошибки - если есть только эпизод нарушения логики суждения - тогда это нарушение называется соскальзыванием. Если разноплановых идей очень много, наблюдается разорванность мышления - отсутствие всякой связи между отдельными линиями решения задачи.


Апраксия — это нарушение целенаправленности движений. В жизни человек не задумываясь выполняет множество связанных движений. Например, нужно причесаться. Это комплекс простых движений — взять расческу, поднять руку с ней, пройтись несколько раз расческой по волосам в нужных направлениях.

Этот комплекс движений поддерживается высшей нервной деятельностью. И вдруг возникло нарушение — человек взял расческу и застыл. Автоматически причесаться не получилось. Надо обдумывать КАЖДОЕ простое движение.

То есть апраксия — это утрата способности к автоматическому выполнению сложных движений.

Название патологии состоит из двух частей: греческая отрицательная приставка а- и греческое слово praxis — то есть действие. Имеется в виду нарушение сложных форм произвольного целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений, силы, точности и координации движений.

Апраксия — что это такое

Апраксия — это патологическое состояние, сопровождающееся нарушением способности к совершению целенаправленных последовательных движений, при условии сохранности необходимого для этого объема сенсорных и двигательных функций. Апраксия возникает на фоне очагового поражения коры головного мозга или/и подкорковых узлов.

Причинами развития апраксии могут быть опухоли головного мозга, ЧМТ (черепно-мозговая травма), инфекции, сопровождающиеся поражением мозговых оболочек и коры головного мозга, кровоизлияния в головной мозг.

Высшей нервной деятельностью человека называют совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих процесс усвоения информации, обучение новым видам деятельности, формирование целенаправленного поведения, мышления, сознания и психической деятельности.

Высшая нервная деятельность (ВНД) человека включает в себя мышление, речь, память, внимание, восприятие, эмоции и темперамент, волю, воображение, праксис.

  • обучение сложным двигательным актам;
  • совершение целенаправленных движений;
  • автоматизм совершаемых сложных и простых движений.

Регулирование праксиса происходит на уровне коры и подкорковых структур головного мозга. При поражении зон головного мозга, отвечающих за праксис, развивается апраксия.

Справочно. При этом, апраксия не сопровождается нарушением мышечного тонуса или патологиями в двигательной сфере. Утрата приобретенных двигательных навыков при апраксии связана именно с поражением структур в головном мозге, отвечающих за регуляцию праксиса.

В большинстве случае апраксия развивается на фоне поражений лобно-теменных областей коры головного мозга.

Причины апраксии

Апраксия может развиваться из-за:

  • опухолей головного мозга (чаще всего, к развитию апраксии приводят глиомы, астроцитомы, ганглионейробластомы, склонные к постепенному прорастанию в кору и подкорковые центры, и постепенному разрушению зон, участвующих в обеспечении праксиса);
  • ликворных и дермоидных кист, аневризм и артерио-венозных мальформаций, приводящих к сдавлению и гибели нейронов коры, а также к разобщению связей между ассоциативными полями в коре подкорковых структурах головного мозга;
  • нейродегенеративных заболеваний, сопровождающихся диффузным поражением коры и базальных ганглиев на фоне болезни Альцгеймера, деменции, болезни Пика , алкогольных энцефалопатий, кортикобазальных дегенераций, осложнений сахарного диабета, болезни Паркинсона;
  • инсультов (причиной апраксии могут быть как ишемические (возникающие в результате спазма артерий головного мозга, тромбоэмболии) инсульты, так и геморрагические инсульты , связанные с разрывом стенки сосуда головного мозга);
  • черепно-мозговых травм (апраксия может развиваться как в результате непосредственного повреждения участков коры, отвечающих за праксис, так и на фоне вторичного поражения этих участков из-за посттравматической гематомы, отеков, ишемических процессов, воспаления);
  • инфекционного поражения головного мозга или/и его оболочек при энцефалитах, менингоэнцефалитах , абсцессах головного мозга;
  • аутоиммунных заболеваний, сопровождающихся диффузным поражением серого и белого вещества головного мозга;
  • различных тяжелых интоксикаций (алкогольных, наркотических, отравлениях лекарственными средствами, ядохимикатами).

Справочно. Факторами риска развития апраксии считают возраст старше шестидесяти лет, наличие наследственной предрасположенности, тяжелой гипертонической болезни, сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, хронического алкоголизма, наличие инсультов в анамнезе.

Виды апраксий

Апраксии разделяют по локализации патологического процесса в тканях головного мозга и по типам развившихся когнитивных нарушений.

В зависимости от расположения патологического очага выделяют следующие виды апраксии:

  • лобные (развиваются на фоне поражения коры передней части лобной доли (префронтальная кора), основными симптомами лобной апраксии являются: потеря или нарушение способности совершать сложные и последовательные движений);
  • моторные (моторная апраксия проявляется сохранением способности планировать свои дальнейшие действия, но потерей возможности выполнить эти действия);
  • премоторные (развивается на фоне повреждения премоторной области коры и 6-го ЦПБ (цитоархитектоническое поле Бродмана), проявляется потерей автоматизма действий, а также утратой навыков, требуемых для трансформации простых действий в сложные);
  • кортикальные (развиваются на фоне повреждения коры в доминантном полушарии мозга);
  • билатеральные (двусторонние формы апраксий, развивающиеся при поражении нижней теменной доли).



В зависимости от типа развившихся когнитивных нарушений принято выделять следующие виды апраксий:

Симптомы апраксии

Симптомы апраксии зависят в первую очередь от вида апраксии и степени ее тяжести.

Общим для всех типов апраксий является только то, что у пациента наблюдается расстройство движений на фоне полного сохранения необходимого объема сенсомоторных функций.

Подробнее симптомы некоторых видов апраксий выглядят следующим образом.

Справочно. Кинетические (идеомоторные) апраксии Липмана чаще всего развиваются на фоне прогрессирующей болезни Альцгеймера (на фоне дегенеративного поражения вторичных чувствительных и соматотопических анализаторов коры).

Если поражается кора доминантного полушария (левое полушарие для правшей и правое для левшей) наблюдается двусторонняя апраксия.


Основными симптомами апраксии Липмана являются:

У пациентов нарушается способность поддерживать необходимую позу, нарушается письмо, способность удерживать предметы, застегивать и расстегивать пуговицы, шить.

Также пациент теряет способность понимать символические движения (подмигивания, воздушный поцелуй).

Пациенты с кинетической апраксией не способны продемонстрировать действие с предметом, не взяв его в руки (символически показать, как нужно есть суп, пить из чашки).

При этом пациент сохраняет способность распланировать действие, но совершить его он не может. В некоторых случаях, при выраженной концентрации внимания и постоянном зрительном контроле выполняемого действия пациент может осуществить задуманное движение.

Справочно. Пространственные типы апраксий сопровождаются нарушением ориентации в пространстве и направлении (право-лево, верх-низ).

Такие пациенты не в состоянии самостоятельно одеться, собрать какой-либо предмет, состоящий из нескольких частей. Также у лиц с пространственной апраксией нарушается способность писать буквы и числа.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.