Критерии нервно эмоционального и психофизического утомления

Утомление определяется не только физиологическими, но также психологи­ческими и социальными факторами и рассматривается с 3-х точек зрения:

1)со стороны субъективной -как психическое состояние;

2)со стороны физиологических механизмов;

3)со стороны снижения производительности труда и его эффективности.

С психологической точки зрения утомление - это особое, своеобразно пере­живаемое психическое состояние. Умственная деятельность вызывает определён­ное нервно-эмоциональное и психофизическое напряжение. Обостряются вос­приятие, внимание, память, что сопровождается вегетативными сдвигами в орга­низме. Эмоции выступают в роли организатора целенаправленной умственной деятельности. К моциональному напряжению ведут и такие характеристики тру­довой деятельности, как значимость работы, её ответственность, культура меж­личностных отношений, психологический климат в коллективе. Длительное не­рвно-эмоциональное напряжение без отдыха приводит к изменениям со стороны физиологических функций, выражается это в ухудшении функционального со­стояния организма (ухудшение работы сердца, биоэлектрической активности моз­га, снижение артериального давления, учащение пульса, возникновение невро­зов, понижение мышечного тонуса).

От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограни­ченный лоток информации, что приводит к ослаблению возбудительного процес­са и торможению в определённых зонах коры больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только физической, но и умственной.

Под влиянием умственной работы психические функции (внимание, память, восприятие, скорость реагирования) претерпевают фазные изменения: в начале работы внимание, запоминание, скорость выполнения "тестовых" задач и про­фессиональная работоспособность изменяются в сторону улучшения, затем ум­ственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность, выражающееся в том, что количественные и качественные показатели работоспо­собности падают, снижается лабильность зрительного анализатора, ухудшаются Функции внимания (объём, концентрация, переключение), памяти (кратковремен ной и долговременной), восприятия, что проявляется большим числом ошибок. Увеличивается время реакции на простые и сложные сенсомоторные реакции. Ход нарастания утомления и его конечная величина зависят от ряда условий:

- от индивидуальных особенностей (выносливость, толерантность к стресс-факторам);

- от обстоятельств протекания работы (психическая и физическая нагрузка);

- от состояния предшествующей работоспособности;

- от состояния здоровья;

3. Особенности использования средств физической культуры для повышения работоспособности и профилактики утомления

Физическая культура - компонент человеческой культуры, включающий в себя не только развитие мускулатуры и занятия физическими упражнениями, но и уме­ние управлять своим самочувствием.

Для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело. Устойчивость и активность показателей умственной деятель­ности (память, внимание, скорость передачи информации и др.) прямо пропор­циональны уровню физической подготовленности человека, а различные психи­ческие функции зависят от определённых физических свойств и качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, и их нужно постоянно тренировать.

Физические упражнения оказывают на работоспособность непосредственное воздействие сразу же после их использования, либо вызывают кумулятивный эф­фект, в котором проявляется суммарное влияние многократного их использова­ния (на протяжении нескольких недель или месяцев).

Для поддержания умственной работоспособности на высоком уровне целе­сообразно использовать упражнения средней интенсивности. Высокие нагрузки не обеспечивают полноценного восстановления умственной работоспособности. Нейтральны по воздействию и малые нагрузки. Эффект сверхвосстановления наблюдается при оптимальных нагрузках. Упражнения должны соответствовать функциональным возможностям организма, состоянию здоровья, возрасту, полу и специфике трудовой деятельности и т.д. Эффективное воздействие на повыше­ние умственной работоспособности оказывают упражнения динамического ха­рактера: дозированная ходьба, бег, лыжи, спортивные игры, катание на коньках, ежедневные прогулки на свежем воздухе не менее 60-70 мин.; занятия в "группе здоровья" или самостоятельные занятия физическими упражнениями не реже 2-3 раз в неделю по 40-90 мин.

В самостоятельных занятиях, помимо упражнений для всестороннего физического развития, необходимо использовать упражнения направленного (специ­фического) воздействия; оказывающие влияние на сосудистую систему головно­го мозга. К ним относятся: дыхательная гимнастика, упражнения зрительного ап­парата, для релаксации, закаливающие процедуры и т. д. Физические упражнения при утомлении имеют некоторые особенности: увеличивается продолжительность отдыха, выполняются с меньшей интенсивностью и дольше по времени, с боль­шим разнообразием. В физкультурные паузы вводят упражнения на координа­цию движений. Все формы активного отдыха и направленные физические упраж­нения для профилактики утомления определяются в зависимости от сочетания четырёх основных признаков: падение внимания, потеря интереса к работе, сон­ливость, перевозбуждение. При падении внимания активный отдых надо начи­нать с гимнастического комплекса, исключая упражнения на внимание, которые желательно выполнять отдельно перед возобновлением работы, а затем перейти к непродолжительной прогулке с дыхательными упражнениями. Продолжительность комплекса от 10-20 мин.

При повышенной сонливости в комплексах физкультпауз или физкультмину­ток рекомендуется чередовать разминание мышц шеи и верхней трапециевидной мышцы с растиранием их. Полезны также упражнения, которые можно выпол­нять, не снимая рук со стола: поднимание и опускание плеч, вращение ими. 10-15-минутные физкультпаузы должны включать упражнения общего и умеренного воздействия на организм: ходьба и лёгкий бег в чередовании, сочетаемые с дыха­тельной гимнастикой.

Недостаток физической двигательной активности в период экзаменационной сессии в течение трудового дня может быть реализован в виде выполнения комп­лексов упражнений:

1.Ежедневная утренняя гимнастика в течение 25-30 мин.

2.Выполнение физкультпауз и физкультминуток через каждый час работы.

3.Ежедневные пешие прогулки на свежем воздухе по 30-40 мин., дозирован­ная ходьба - 6 км/ч.

4.Занятия в секциях и группах здоровья не должны прерываться.

5.Самостоятельные занятия не реже 2-3 раз в неделю по 40-90 мин.

6.Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях: походы, спортивные

игры, соревнования и др. (продолжительностью до 2-4 ч. в свободное время).

4. Роль оздоровительно-спортивного лагеря в оптимизации условий жизнедеятельности студентов

С окончанием учебного года и успешной сдачей экзаменов у студентов есть возможность снять утомление и повысить свою работоспособность в оздорови­тельно-спортивном лагере (ОСЛ). Как показывает многолетний опыт, пребыва­ние в ОСЛ кардинально улучшает деятельность не только психо-эмоциональной сферы, но и вегетативных органов (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем), а также опорно-двигательного аппарата.

Улучшение функционирования психоэмоциональной сферы происходит за счёт:

- положительных реакций по поводу удачной сессии;

- отсутствия необходимости сдачи экзаменов;

- отсутствия учебных занятий (смена обстановки);

- новых межличностных контактов;

- новых форм в распорядке дня, что обусловлено эвристической функцией физкультурной деятельности;

Улучшение функционального состояния жизнеобеспечивающих систем объясняется тем, что 90-95% времени в ОСЛ студент находится на свежем воз­духе, а его двигательная активность возрастает в десятки раз по сравнению с учебным годом.

Всем понятно, что 2-х разовых занятий по физкультуре в неделю совершен­но недостаточно не только для повышения функционального состояния студен­та, но даже и для компенсации того переутомления, которое наступает в ходе учебного процесса.

Недаром в недалёком будущем предусматривается ввести (пока в школах) ежедневные занятия физкультурой. Нам известно негативное отношение боль­шинства студентов к этому нововведению, но почему в ОСЛ с утра до ночи ежед­невно они с удовольствием пребывают в движении? Ведь это - утренняя гимнас­тика, закаливающие процедуры, целый день - бадминтон, настольный теннис и футбол; турпоходы (пешие, конные, водные, вело); военно-спортивные игры; ма­лые олимпиады; первенства отрядов, лагеря и межлагерные; плаванье; катание на роликах; работа на тренажёрах и т.д. и т.п. Работа "до упаду", а возвращаются студенты из лагеря отдохнувшими и, главное, окрепшими. Ибо другого средства оздоровления, чем физическая культура, человечество ещё не изобрело.

А пока что в среде студентов - около 40% отнесённых по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу. К 2003 году ожидается, что школу закончат 100% больных выпускников, которые и придут к нам в вузы.

5. Физическое воспитание в специальных медицинских группах

Основные задачи физического воспитания в спецмедгруппах (СМГ):

1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию и закаливанию организма. Решение этой задачи трудно реализовать по следующим при­чинам:

-большое количество групп и лиц, в них занимающихся;

-нет единого подхода врачей к определению медгруппы;

- тенденция к "перестраховке" как со стороны врачей, так и преподавате­лей физкультуры.

2. Увеличение умственной и физической работоспособности учащихся. Ре­шение этой задачи затруднено тем, что в процессе учебного дня теперь почти не используются физкультминутки и физкультпаузы, нет вводной гим­настики, а отношение большинства студентов к физической работе если не отрицательное, то в лучшем случае индифферентное. Это состояние и не может вести к повышению физической работоспособности, а её ухудшение ведёт к снижению умственной работоспособности, о чём говорилось выше.

3.Формирование основных двигательных умений и навыков, необходимых в профессиональной подготовке. Решение этой задачи затрудняется тем, что большинство студентов СМГ в школе уроки физкультуры не посещали, а потому не обладают соответствующими двигательными навыками и умениями. Поэтому прикладная профессионально-физическая подготовка (ППФП) приобретает для них особое значение. Её реализации мешает пси­хологический барьер, который трудно преодолеть больному человеку.

4.Подготовка к сдаче зачёта по теоретическим требованиям в области физи­ческой культуры. Решение этой задачи затруднено тем, что теоретическая учебная подготовка ограничена во времени, а повышению своего теорети­ческого уровня самостоятельно студенты не уделяют внимания. Не соблю­даются также недельные двигательные режимы.

5.Формирование навыков и воспитание привычек личной гигиены и здоро­вого образа жизни (ЗОЖ).

Особый акцент среди прочих мы ставим на следующих моментах:

- сохранение осанки (а она нарушена у 33% студентов);

- навыки правильной ходьбы (современная обувь этого не позволяет);

- навыки носового дыхания (отсутствие которого затрудняет интеллектуаль­ную деятельность);

- гигиена полости рта, стоматологическая помощь;

- соблюдение активного отдыха;

- борьба с вредными привычками (курение, алкоголь, наркомания, половая распущенность, уносящие сотни тысяч жизней в США, России, не говоря уже о "третьих" странах);

- развитие интереса к физической культуре.

Он реализуется при активизации познавательной деятельности студентов, при повышении образовательной ценности учебных занятий, при совершенствовании теоретических основ обучения. Немалую роль играет дифференцированный под­ход к учащимся с разным отношением к физической культуре. Самостоятельность, при выполнении заданий, обоснование их применения также развивает интерес к этому виду деятельности. Результаты антропометрических измерений, тесты также иногда побуждают к изучению влияния ФУ на организм больного человека.

Принципы методики занятий в СМГ:

а) оздоровительная, лечебно-профилактическая направленность средств фи­зической культуры. При этом сначала ставится задача восстановления на­рушенных функций, предупреждения рецидивов болезни. Поэтому здесь немало элементов лечебной физической культуры.

б) дифференцированный подход к использованию средств ФК. Идеальным ва­риантом было бы объединение в группы по диагнозу заболевания: болезни опорно-двигательного аппарата, вегето - сосудистой дистонии, болезни пи­щеварительного, зрительного аппарата и т.д. К этому следовало добавить объединение в группу по физической подготовленности, не говоря уже о возрасте и поле. Пока что такие варианты неосуществимы из-за недостатков расписания, наличия баз и инвентаря, большого контингента в группах.

В структуре упражнений следует более тщательно использовать топогра­фию мышечных групп, последовательность упражнений, учитывать харак­тер деятельности мышц. Иными словами, и студент, и преподаватель дол­жны знать физиологический эффект каждого упражнения: что даёт каждое упражнение этому организму.

в) профессионально-прикладная направленность занятий. С одной стороны, занятиями в СМГ преследуется задача всестороннего развития человека (что в принципе невозможно), но с другой - требуется подготовка будуще­го специалиста к его профессиональной деятельности. Поэтому препода­вателю физкультуры, равно как и студенту, следует знать профессиограмму каждой специальности и использовать средства физкультуры для её со­вершенствования.

г) принцип круглогодичности - особенно важен для СМГ, т.к. перерыв в дви-

гательной активности во время каникул сведёт на нет положительные сдви­ги, достигнутые в течение года. Процесс физического воспитания в СМГ осуществляется по 3 периодам:

I. Подготовительный, в котором решаются в основном оздоровительные за­дачи. В этом периоде немаловажную роль должны сыграть домашние за­дания по физкультуре, спецификой которых являются упражнения, приме­няемые именно при определённом заболевании (элементы ЛФК). Домаш­ними заданиями предусмотрено изучение УГГ, коррекция осанки, управ­ление дыханием, самоконтроль, закаливание.

II. Основной, в котором начинается тренировка ослабленных функций и пе­реход к элементам ППФП.

III. Заключительный, где с помощью общей и специальной подготовки реша­ются задачи повышения работоспособности и основные задачи ППФП. Длительность каждого периода зависит от динамики положительных резуль­татов в показателях здоровья и физической подготовленности.

Лекция 5 ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПЛАН

I часть

1.Общеметодические принципы обучения.

3.Основы обучения двигательным действиям.

4.Воспитание физических качеств.

II часть

1.Основные стороны спортивной тренировки.

2.Законы интенсивности нагрузок и их характеристика.

3.Формы занятий физическими упражнениями.

ЛИТЕРАТУРА

1.Теория и методика физического воспитания /Под ред. Л.П.Матвеева, А.Д.Новикова.-Т.-.М.: ФиС, 1976.

2.Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1970.

3.Харре Д. Учение о тренировке. -М.: ФиС, 1971.

4.Физическое воспитание /Под ред. В.А.Головина и др. - М.: Высш. шк., 1983.

I ЧАСТЬ


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Тема: Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

Основные причины изменения общего состояния обучающихся в период экзаменационной сессии.

Критерии нервно – эмоционального, психического и психофизического утомления обучающихся.

Методы повышения эффективности производственного и учебного труда.

Значение мышечной релаксации.

Причины изменения общего состояния обучающихся в период экзаменационной сессии

Два месяца в учебном году у студентов связаны с экзаменами -зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх, эмоциональную напряженность, плохой сон накануне. Сам процесс экзамена характеризуется также значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами.

В период экзаменов под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствия в них физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии.

. Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на состоянии ЦНС и на протекании психических процессов. Большая нагрузка на ЦНС и на ее высший отдел - кору головного мозга проявляется преимущественно в таких психических процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции.

В мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ, он составляет 2-2,5% от общей массы тела, потребляет 15-20% кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, и для нормального проявления своих функций мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения.

Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельности студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за столом, нервно-психическое напряжение, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высокая ответственность за результаты усвоения знаний и др.

Таким образом, умственная деятельность, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний.

Критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления

Утомление определяется не только физиологическими, но также психологическими и социальными факторами и рассматривается с 3-х точек зрения:

1)со стороны субъективной -как психическое состояние;

2)со стороны физиологических механизмов;

3)со стороны снижения производительности труда и его эффективности.

С психологической точки зрения утомление - это особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Умственная деятельность вызывает определённое нервно-эмоциональное и психофизическое напряжение. Обостряются восприятие, внимание, память, что сопровождается вегетативными сдвигами в организме. Эмоции выступают в роли организатора целенаправленной умственной деятельности. К моциональному напряжению ведут и такие характеристики трудовой деятельности, как значимость работы, её ответственность, культура межличностных отношений, психологический климат в коллективе. Длительное нервно-эмоциональное напряжение без отдыха приводит к изменениям со стороны физиологических функций, выражается это в ухудшении функционального состояния организма (ухудшение работы сердца, биоэлектрической активности мозга, снижение артериального давления, учащение пульса, возникновение неврозов, понижение мышечного тонуса).

От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный лоток информации, что приводит к ослаблению возбудительного процесса и торможению в определённых зонах коры больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только физической, но и умственной.

Под влиянием умственной работы психические функции (внимание, память, восприятие, скорость реагирования) претерпевают фазные изменения: в начале работы внимание, запоминание, скорость выполнения "тестовых" задач и профессиональная работоспособность изменяются в сторону улучшения, затем умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность, выражающееся в том, что количественные и качественные показатели работоспособности падают, снижается лабильность зрительного анализатора, ухудшаются Функции внимания (объём, концентрация, переключение), памяти (кратковремен ной и долговременной), восприятия, что проявляется большим числом ошибок. Увеличивается время реакции на простые и сложные сенсомоторные реакции. Ход нарастания утомления и его конечная величина зависят от ряда условий:

- от индивидуальных особенностей (выносливость, толерантность к стресс-факторам);

- от обстоятельств протекания работы (психическая и физическая нагрузка);

- от состояния предшествующей работоспособности;

- от состояния здоровья;

Методы повышения эффективности производственного и учебного труда

Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышение эффективности учебного труда

Среди мероприятий направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

1.систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов;

2. ритмичную и системную организацию умственного труда;

постоянное поддержание эмоции интереса;

3. совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств; организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

4. отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

5. двигательную активность и физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

6. обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

Использование физических упражнений как средства активного отдыха. Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно- сосудистой систем, активизирует сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

"Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов. К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений(физкультминуты).

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно- трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами,- эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.

С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления.

Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно- трудовой деятельности.

Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.

Значение мышечной релаксации

Расслабление (релаксация) мышц – это уменьшение напряжения мышечных волокон, составляющих мышцу.

Каждой мышце, соединённой суставом, противостоит другая, прикреплённая к этому же суставу, но с другой его стороны и обеспечивающая движение части тела в другую сторону, такие противоположно расположенные мышцы называются антагонистами.

Благодаря способность к релаксации мышц-антагонистов снимается или уменьшается физическое и психическое напряжение.

В силовых упражнениях ненужное напряжение мышц-антагонистов уменьшает величину внешне проявляемой силы. В упражнениях, требующих выносливости , оно приводит к излишней трате сил и к более быстрому утомлению. Но особенно мешает излишняя напряжённость скоростным движениям: она сильно снижает максимальную скорость.

Мышечная напряжённость может проявляться в следующих формах:

- Тоническая – повышенная напряжённость в мышцах в условиях покоя.

- Скоростная – мышцы не успевают расслабляться при выполнении быстрых движений.

- Координационная – мышца остаётся возбуждённой в фазе расслабления из-за несовершенной координации движений.

Список используемых источников:

Вопросы для проверки и самоконтроля

Как изменяется состояние организма студентов под влиянием различных режимов и условий обучения?

Каковы типичные особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов.

Какова оптимизация физической и умственной деятельности.

Благополучие человека и его самочувствие является важным аспектом жизни. Во время постоянных стрессовых напряжений, вы подрываете свое благосостояние и здоровье всего организма. Влияние стресса на здоровье весьма пагубно. Не зная, как избавиться от стрессового напряжения и вовремя не предпринятые соответственные меры, часто приводят к серьезным нарушениям здоровья.

1.1 Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние человека

На перенапряжение, вызванное стрессовым состоянием, реагирует каждая система вашего организма: сердечно-сосудистая, пищеварительная, репродуктивная, нервная, эндокринная, опорно-двигательная и другие. Раздражительность психики во время стресса часто приводит к расстройствам иммунной системы. Результатом этого является перерождение здоровых клеток, и достаточно часто приводит ко всякого рода болезням.

Под воздействием стрессового перенапряжения возникает:

· резкая потеря веса;

· волнение, угнетенность или внезапные изменения настроения;

· утрата аппетита, или сильная тяга к определенному виду пищи;

· различного рода покраснения кожных покровов, высыпания или шелушения.

Неожиданный стресс часто является причиной:

· спазмов мышечных тканей, сосудов, повреждений двигательной функции;

· выкидышей у беременных и снижения либидо;

· панических атак, сердечного приступа;

· снижения тестостерона, развития импотенции;

· тошноты и расстройств кишечника;

· высокого артериального давления.

ВЛИЯНИЕ СТРЕССОВОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ НА ПСИХИКУ И ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ

Постоянное пребывание под воздействием стресса негативным образом сказывается на душевном состоянии, поскольку человек может подолгу переживать апатию ко всему или вовсе утратить интерес к жизни.

Последствиями такого состояния могут быть:

· приступы раздражительность, вспыльчивости, агрессивности, нетерпимости;

· закомплексованность и сомнение в своих силах;

Часто стресс приводит к появлению или усугублению вредных привычек и изменяет поведенческие характеристики человека. Человеку, часто находящемуся в стрессовом состоянии затруднительно разумно планировать свое время и полностью расслабляться. Пытаясь отвлечься от ненужных проблем, вы стараетесь погрузиться в работу или попросту уйти от своих проблем с помощью спиртного.

ВЛИЯНИЕ СТРЕССОВОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ

Продолжительные и неконтролируемые стрессы нередко негативным образом сказываются на вашем состоянии здоровья и приводят к расстройствам разных систем и органов. Продолжительное влияние стресса на здоровье человека приводит к таким последствиям:

· частые и достаточно сильные головные боли и мигрени;

· ухудшение работоспособности, невнимательность, резкая утомительность;

· возможен рост недоброкачественных новообразований;

· организм становится уязвим к инфекционным и разного рода вирусным заболеваниям;

· возможна дистрофия мышц, деградация головного и спинного мозга на клеточном уровне.

КРАТКОВРЕМЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СТРЕССА

В условиях скоротечного стрессового напряжения в нервную систему поступают определенные сигналы, которые включают специальные отделы нервной системы и способствуют выживанию всего организма в сложных, критических ситуациях. Наблюдается учащенное сердцебиение, в результате чего происходит уменьшение притока крови к пищеварительной системе, а к мышцам, наоборот, увеличивается.

Одновременно с этим ваши надпочечники начинают интенсивно выделять адреналин, который побуждает выброс глюкозы. Она, в свою очередь, быстро расщепляясь в клетках мышц, преобразовывается в энергию. Мышцы, напрягаясь, готовятся активно действовать.

После прекращения стрессового напряжения энергетические запасы организма исчерпаны, количество глюкозы понижается, усиливается чувство голода, а нервная система возбуждается. Ее активация осуществляется во время сна, приема пищи и отдыха. Такая система работает во время кратковременного воздействия стресса, когда вы справляетесь со стрессовым напряжением, и он не оказывает на вас дальнейшего действия.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СТРЕССА

Механизм действия такого стресса значительно отличается от краткосрочного стрессового состояния. Гипофиз, вырабатывающий значительное количество гормонов, стимулирует работу надпочечников и щитовидной железы, которая, в свою очередь, начинает выработку гормона тироксина в большом количестве. Надпочечники же начинают выделять гормон стресса (кортизол), увеличивая уровень глюкозы и расщепляя белки на аминокислоты.

Во время хронического стрессового состояния организм не расходует много энергии, а вы не совершаете активных действий. Вследствие чего излишек глюкозы посылается инсулином на соединение молекул жира.

В состоянии хронического стрессового перенапряжения резерв глюкозы растрачивается значительно быстрее, и вы ощущаете непреодолимое чувство голода. Необходимость в еде значительно вырастает, в результате чего организм набирает лишние килограммы.

В дальнейшем продолжительные стрессы переходят в хроническую усталость или депрессивное состояние, и сопровождается сексуальными нарушениями, бессонницей и головными болями.

Этого всего можно не допустить, если четко понимать насколько разрушительно влияние стрессового напряжения на ваш организм, и что нужно своевременно предотвращать, устранять или снижать действие таких факторов.

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СТРЕССА

Это может звучать весьма странно, но все же стрессовое напряжение способно положительным образом влиять на ваше здоровье. Во время выброса достаточного количества адреналина ваш организм поможет справиться с непростыми и сложными ситуациями, тем самым находя из них выход, а преодолев их, вы становитесь работоспособнее и выносливее.

Стресс помогает наладить взаимоотношения с близкими людьми, поскольку в крови повышается уровень окситоцина, который часто называют гормоном привязанности. Также кратковременное стрессовое напряжение способно рационализировать рабочую память, которой вы пользуетесь для разрешения всевозможных задач.

2.1 Критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления

Даже оптимальная работа на уровне устойчивого состояния не может продол­жаться очень долго, так как энергетические ресурсы организма ограничены: с их ис­черпанием должна прекратиться и работа. В условиях целостного организма полно­го исчерпания энергетических ресурсов практически не бывает, это объясняется тем, что под влиянием работы в организме постепенно развивается особое физиологичес­кое состояние-утомление, которое сигнализирует о приближении к существенным биохимическим и функциональным изменениям, автоматически снижает работоспо­собность, то есть интенсивность работы, и предохраняет от чрезмерных сдвигов.

Утомление определяется не только физиологическими, но также психологи­ческими и социальными факторами и рассматривается с 3-х точек зрения:

1)со стороны субъективной -как психическое состояние;

2)со стороны физиологических механизмов;

3)со стороны снижения производительности труда и его эффективности.

С психологической точки зрения утомление - это особое, своеобразно пере­живаемое психическое состояние. Умственная деятельность вызывает определён­ное нервно-эмоциональное и психофизическое напряжение. Обостряются вос­приятие, внимание, память, что сопровождается вегетативными сдвигами в орга­низме. Эмоции выступают в роли организатора целенаправленной умственной деятельности. К эмоциональному напряжению ведут и такие характеристики тру­довой деятельности, как значимость работы, её ответственность, культура меж­личностных отношений, психологический климат в коллективе.

Длительное не­рвно-эмоциональное напряжение без отдыха приводит к изменениям со стороны физиологических функций, выражается это в ухудшении функционального со­стояния организма (ухудшение работы сердца, биоэлектрической активности моз­га, снижение артериального давления, учащение пульса, возникновение невро­зов, понижение мышечного тонуса).

От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограни­ченный лоток информации, что приводит к ослаблению возбудительного процес­са и торможению в определённых зонах коры больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только физической, но и умственной.

Под влиянием умственной работы психические функции (внимание, память, восприятие, скорость реагирования) претерпевают фазные изменения: в начале работы внимание, запоминание, скорость выполнения "тестовых" задач и про­фессиональная работоспособность изменяются в сторону улучшения, затем ум­ственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность, выражающееся в том, что количественные и качественные показатели работоспо­собности падают, снижается лабильность зрительного анализатора, ухудшаются Функции внимания (объём, концентрация, переключение), памяти (кратковремен ной и долговременной), восприятия, что проявляется большим числом ошибок. Увеличивается время реакции на простые и сложные сенсомоторные реакции. Ход нарастания утомления и его конечная величина зависят от ряда условий:

- от индивидуальных особенностей (выносливость, толерантность к стресс-факторам);

- от обстоятельств протекания работы (психическая и физическая нагрузка);

- от состояния предшествующей работоспособности;

- от состояния здоровья;

3. Особенности использования средств физической

культуры для повышения работоспособности

и профилактики утомления

Физическая культура - компонент человеческой культуры, включающий в себя не только развитие мускулатуры и занятия физическими упражнениями, но и уме­ние управлять своим самочувствием.

Для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело. Устойчивость и активность показателей умственной деятель­ности (память, внимание, скорость передачи информации и др.) прямо пропор­циональны уровню физической подготовленности человека, а различные психи­ческие функции зависят от определённых физических свойств и качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, и их нужно постоянно тренировать.

Физические упражнения оказывают на работоспособность непосредственное воздействие сразу же после их использования, либо вызывают кумулятивный эф­фект, в котором проявляется суммарное влияние многократного их использова­ния (на протяжении нескольких недель или месяцев).

Для поддержания умственной работоспособности на высоком уровне целе­сообразно использовать упражнения средней интенсивности. Высокие нагрузки не обеспечивают полноценного восстановления умственной работоспособности. Нейтральны по воздействию и малые нагрузки. Эффект сверхвосстановления наблюдается при оптимальных нагрузках.

Упражнения должны соответствовать функциональным возможностям организма, состоянию здоровья, возрасту, полу и специфике трудовой деятельности и т.д. Эффективное воздействие на повыше­ние умственной работоспособности оказывают упражнения динамического ха­рактера: дозированная ходьба, бег, лыжи, спортивные игры, катание на коньках, ежедневные прогулки на свежем воздухе не менее 60-70 мин.; занятия в "группе здоровья" или самостоятельные занятия физическими упражнениями не реже 2-3 раз в неделю по 40-90 мин.

В самостоятельных занятиях, помимо упражнений для всестороннего физического развития, необходимо использовать упражнения направленного (специ­фического) воздействия; оказывающие влияние на сосудистую систему головно­го мозга. К ним относятся: дыхательная гимнастика, упражнения зрительного ап­парата, для релаксации, закаливающие процедуры и т. д. Физические упражнения при утомлении имеют некоторые особенности: увеличивается продолжительность отдыха, выполняются с меньшей интенсивностью и дольше по времени, с боль­шим разнообразием. В физкультурные паузы вводят упражнения на координа­цию движений. Все формы активного отдыха и направленные физические упраж­нения для профилактики утомления определяются в зависимости от сочетания четырёх основных признаков: падение внимания, потеря интереса к работе, сон­ливость, перевозбуждение. При падении внимания активный отдых надо начи­нать с гимнастического комплекса, исключая упражнения на внимание, которые желательно выполнять отдельно перед возобновлением работы, а затем перейти к непродолжительной прогулке с дыхательными упражнениями. Продолжительность комплекса от 10-20 мин.

При повышенной сонливости в комплексах физкультпауз или физкультмину­ток рекомендуется чередовать разминание мышц шеи и верхней трапециевидной мышцы с растиранием их. Полезны также упражнения, которые можно выпол­нять, не снимая рук со стола: поднимание и опускание плеч, вращение ими. 10-15-минутные физкультпаузы должны включать упражнения общего и умеренного воздействия на организм: ходьба и лёгкий бег в чередовании, сочетаемые с дыха­тельной гимнастикой.

Недостаток физической двигательной активности в течение трудового дня может быть реализован в виде выполнения комп­лексов упражнений:

1.Ежедневная утренняя гимнастика в течение 25-30 мин.

2.Выполнение физкультпауз и физкультминуток через каждый час работы.

3.Ежедневные пешие прогулки на свежем воздухе по 30-40 мин., дозирован­ная ходьба - 6 км/ч.

4.Занятия в секциях и группах здоровья не должны прерываться.

5.Самостоятельные занятия не реже 2-3 раз в неделю по 40-90 мин.

Таким образом, умственная деятельность, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму человека и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной возникновения серьезных заболеваний.

Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.

Микропаузы в труде человека с использованием физических упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-2 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др..

2 . Методика составления индивидуальных программ физического самовос­-
питания, оздоровительной., рекреационной и восстановительной направлен­-
ности

Плавание оказывает неоспоримую пользу для здоровья человека, что не под силу иным видам спорта. При любых проблемах с позвоночником регулярное плавание улучшает его состояние и снимает болевой синдром. Выталкивающая сила воды делает человеческое тело практически невесомым, благодаря чему нагрузка на все суставы тела значительно уменьшается. Именно по этой причине, плавание – это огромная польза для позвоночника.

Занятия плаваньем хорошо тренирует мышцы. Стоит отметить, что при разных стилях плавания тренируются различные группы мышц. В данном случае польза от походов в бассейн проявляется в том, что в воде человек должен постоянно держать баланс, из-за чего в работу подключаются внутренние и глубокие мышцы спины, которые обязательно необходимы для поддержки позвонков.

Упражнения в бассейне для спины

В зависимости от состояния здоровья и самочувствия выполняют от 10 до 50 повторений за один подход. Во время одной тренировки делают по 3-4 подхода для каждого упражнения из комплекса. В комплекс входят 6-7 упражнений.

Комплекс для мышц спины

1. Стоя на мелководье, опереться руками о дно бассейна, стопами сжать резиновый мяч и стараться опустить мяч на дно. Повторить 15 раз.

2. Наклоны туловища вперед-назад. Делать 25 повторений.

3. Руки вывести вперед, ладони расположить тыльной стороной друг к другу. Резко развести руки, затем медленно вернуть обратно, повторить 20 раз.

4. Зайти по пояс в воду, стоя на левой ноге, правую ногу поднять и сделать три круга ногой по часовой стрелке и три круга против часовой стрелки. Затем ноги поменять. Выполнить по 10 повторений.

5. Опираясь на стену бассейна, принять положения сидя. Задержаться на 45 секунд, затем отдохнуть 30 секунд. Повторить три раза.

6. Поставить правую ногу на 50 см впереди левой. Сделать корпусом выпад вперед до положения спины 45град. к полу. Задержаться в положении 3 секунды. Повторить 15 раз.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.