Кто ставит диагноз дизартрия логопед или невролог

Что такое дизартрия?

Дизартрия – сложное нарушение речи, которое развивается у пациентов после инсульта, черепно-мозговой травмы и является признаком поражения головного мозга.

Как быстро определить дизартрию? Логопед проводит обследование по схеме, которая включает уточнение анкетных данных, сбор анамнеза (сведений о развитии речевых расстройств), изучение общей моторики. Психологическая диагностика при дизартрии проводится неврологом.

Виды дизартрии и их клиническая характеристика

Деление дизартрии на виды происходит по месту локализации повреждения, степени нарушения речи и определяющему, наиболее выраженному симптому.

Выделяют следующие виды дизартрии:

  • Бульбарная
  • Псевдобульбарная
  • Корковая
  • Мозжечковая.

Бульбарная дизартрия развивается вследствие поражения черепно-мозговых нервов, которые располагаются в продолговатом мозге. При данной форме дизартрии нарушается связь между мышцами, обеспечивающими артикуляцию, с центральной нервной системой. В результате пациент с трудом выполняет правильные движения языком и губами, которые находятся в расслабленном состоянии. Его лицо становится малоподвижным, повышается слюноотделение.

Псевдобульбарная дизартрия преимущественно возникает вследствие ишемического инсульта головного мозга у людей старше 50 лет или в любом возрасте при черепно-мозговой травме. У пациентов выражена атрофия мышц речевого аппарата, что приводит к монотонности речи, затруднению жевания и глотания, повышенному слюноотделению.

Корковая, или кортикальная дизартрия – нарушение речи, вследствие следующих причин:

  • Повреждения коры лобной доли головного мозга при травме
  • Наличия опухоли лобной доли
  • Перенесенных заболеваний (энцефалита, менингита) в результате которых частично утрачиваются нейромедиаторные функции.

При данном виде дизартрии нарушается произношение согласных и темп речи, пропадает автоматизм артикуляции, появляется гнусавость.

Мозжечковая дизартрия возникает вследствие поражения мозжечка. Этот вид расстройства речи встречается достаточно редко. Она чаще всего сопровождает другие фирмы дизартрии. Из-за нарушения функции мозжечка и его связей с другими отделами мозга у пациентов развиваются нарушения:

Афазиологи причисляют корковую дизартрию к лёгким нарушения речи при моторных афазиях. Различают эфферентную (премоторную) и афферентную (постцентральную) формы корковой дизартрии. Эфферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении области передней центральной извилины, в которой представлена иннервация мышц, обеспечивающих артикуляцию. У пациентов нарушаются артикуляторные движения, но не нарушается содержательная сторона речи. Это кардинально отличает корковую дизартрию от афазии. Артикуляторная корковая дизартрия касается только специфических речевых движений. Другие произвольные и непроизвольные движения губ и языка остаются в сохранности.

Афферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении постцентральных областей коры больших полушарий. У взрослых паретическая дизартрия бывает при опухолях мозга. Такая дизартрия у взрослых компенсируется после удаления новообразования. Мезэнцефально-диэнцефальная дизартрия связана с повреждением ядер черепно-мозговых нервов.

Гиперкинетическая дизартрия возникает у больных детским церебральным параличом. Характеризуется избыточными непроизвольными движениями в артикуляционном аппарате, которые усиливаются во время речевого акта. У пациентов во всех отделах речедвигательного аппарата и мимической мускулатуре ярко выражены гиперкинезы. Они отмечаются также в верхних конечностях, учащаются и усиливаются при попытке говорить. Реже проявляются непроизвольные движения в плечевом поясе, нижних конечностях и плечевом поясе.

Атактическая дизартрия наблюдается при атонически-астатической форме детского церебрального паралича. Редко встречается в чистом виде. Чаще является сопутствующим синдромом на фоне спастического пареза или гиперкинеза. Ведущим синдромом при атактической дизартрии является атаксия. Она проявляется в гиперметрических, асинергических нарушениях артикуляционных движений и в скандированности ритма речи. Оптические нарушения бывают при стёртой форме дизартрии.

Пароксизмальная дизартрия наблюдается у пациентов, страдающих рассеянным склерозом и другими заболеваниями нервной системы. У пациентов возникают отдельные приступы, которые обычно длятся менее 1 минуты, но могут повторяться до нескольких раз в сутки. Иногда они провоцируются волнением или гипервентиляцией. Дизартрия может достигать такой выраженной степени, что речь человека становится полностью неразборчивой. У лиц, страдающих дизартрией, могут наблюдаться такие сопутствующие симптомы, как онемение, двоение в глазах или слабость. Смешанная дизартрия развивается у детей после перенесенной травмы.

Диагностика дизартрии

Логопеды выделяют 4 степени тяжести дизартрии:

  1. Первая степень – стёртая дизартрия. В этом случае почти не наблюдаются признаки нарушения речи. В большинстве случаев их может выявить только логопед. У детей такие нарушения выявляются в возрасте 5 лет. Симптомами стёртой дизартрии являются плохая дикция, проглатывание или искажение звуков и слогов, невыразительная речь
  2. Вторая степень дизартрии (типичная) характеризуется хорошо заметными дефектами произношения, но речь остаётся понятной для слушателя
  3. Третья степень (тяжёлая) – существенно нарушается речь, она становится доступной только для понимания близких людей
  4. Четвёртая степень проявляется выраженными нарушениями речи, которую окружающие совсем не понимают, или её абсолютным отсутствием.

Для того чтобы определить наличие, вид и степень тяжести дизартрии в Юсуповской больнице проводят комплексное обследование пациента с помощью следующих методов:

  • Электроэнцефалографии
  • Электромионейрографии
  • Магнитно-резонансной томографии головного мозга.

При обследовании у логопеда, исходя из анамнеза развития речи, произношения, дыхания, восприятия речи, артикуляции и многих других факторов, которые сопоставляются с данными неврологических исследований, устанавливается точный диагноз.


Логопедическое обследование

У пациентов с дизартрией неврологи проводят исследование общей моторики с помощью специальных тестов. Пациенту предлагают выполнить следующие задания:

  • Одеться, обуться, раздеться, снять обувь;
  • Пройти из угла в угол, размахивая обеими руками, остановиться, присесть, стать на носки;
  • Поочерёдно попрыгать на правой, левой и на обеих ногах;
  • Поднять руки вперёд, вверх, отвести назад, опустить вниз.

При этом необходимо врач регистрирует следующие показатели:

  • Объём движений (полный, неполный);
  • Точность выполнения (полная, неполная);
  • Самостоятельность (полная или неполная, выполнение с помощью логопеда);
  • Координация движений (правильная, неправильная или отсутствует);
  • Чувство равновесия (имеется или отсутствует);
  • Осанка (правильная или неправильная).

Невролог анализирует качественное состояние общей моторики: скованность, моторная напряжённость, расторможенность, повышенная двигательная активность.

Для того чтобы проверить мелкую моторику, врач предлагает пациенту сжать и разжать пальцы в кулак, кончиком большого пальца поочерёдно коснуться всех пальцев правой и левой руки, поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы. Пациенту предлагают собрать мозаику, пирамидку, спички или горошины. При выполнении пациентом движений врач отмечает плавность, точность, нарушение темпа выполнения движений, невыполнение, наличие.

Затем невролог приступает к определению моторики артикуляционного аппарата. Расстройства подвижности органов артикуляции находятся в прямой зависимости от глубины поражения и формы дизартрии. Обычно диагностика выраженных форм псевдобульбарной дизартрии не вызывает трудностей, но определение стёртой дизартрии сопряжено со значительными трудностями. По этой причине неврологи проводят дополнительное обследование по выявлению паретичности мышц. Пациенту предлагают следующие тесты:

При паретической дизартрии пациент не может удержать кончик языка на верхней губе без помощи нижней. Может наблюдаться посинение, хаотичное подёргивание кончика языка, дрожание его мышц. У пациентов с дизартрией может нарушаться мимика. Они не могут наморщить лоб, надуть щёки. Двигательные расстройства особенно ярко проявляются при активном сокращении мышц лица.

Пробы по Мастюковой

Наряду с обследованием подвижности артикуляционного аппарата в изолированных пробах используются функциональные пробы Мастюковой на дизартрию. Проба № 1 выполняется следующим образом. Пациенту предлагают открыть рот, высунуть язык вперёд и удерживать его неподвижно по средней линии. Одновременно он должен следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом (карандашом, пальцем). С помощью этой пробы оценивается возможность удерживать язык по средней линии, наличие синкинезий (дополнительных движений, которые непроизвольно возникают при основных функциональных движениях).

При проведении второй пробы пациенту предлагают выполнять движения языком вверх и вниз. При этом руки исследователя лежат на шее пациента. Отмечается наличие или отсутствие напряжения шейной мускулатуры и синкинезий при движении языка.

При исследовании просодической стороны речи логопед обращает внимание на следующие характеристики:

  • Темп (нормальный, медленный, быстрый);
  • Ритм (нормальный, аритмичный);
  • Сохранность пауз в потоке речи (скандированность, деление слов на слоги);
  • Силу голоса (громкий, громкий, немодулированный);
  • Высоту голоса (низкий, высокий);
  • Тембр голоса (нормальный, гнусавый, сиплый, хриплый);
  • Внятность речи (отчётливая, смазанная).

Врач проверяет состояние словарного запаса и грамматического строя речи. Трудные случаи дизартрии обсуждаются на заседании Экспертного Совета с участием ведущих специалистов в области неврологии, психологии, логопедии. Делается заключение, в котором указывается форма дизартрии, характер нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи. Наряду с клиническим диагнозом, который ставит невролог, делается логопедическое заключение.

Обследование артикуляционного аппарата

Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции. Вначале врач наблюдает за мимической мускулатурой пациента в покое. Он обращает внимание на выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт. Смотрит, есть ли слюнотечение, оценивает характер линии губ и плотность их смыкания, обращает внимание на то, имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.

Затем переходит к осмотру органов артикуляционного аппарата. В ходе обследования характеризует особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов:

  • Губ
  • Языка
  • Мягкого и твёрдого нёба
  • Зубов
  • Челюстей

Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции. Пациенту предлагают выполнить следующие движения:

Исследование объема и качества движений языка проводится с помощью следующих тестов:

Для исследования двигательной функции мягкого неба пациенту предлагают выполнить следующие действия:

Оценка произносительной стороны речи

Дизартрия – это нарушение звукопроизносительной речи, которое обусловлено органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии состоят в следующем:

  • Расстройстве артикуляции звуков;
  • Нарушениях голосообразования;
  • Изменениях темпа речи, ритма и интонации.

При дизартрии может нарушаться звукопроизношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушение гласных классифицируется по рядам и подъёмам, а нарушения согласных – по их основным признакам:

  • Наличию и отсутствию вибрации голосовых связок;
  • Месту и способу артикуляции;
  • Наличию или отсутствию дополнительного подъёма спинки языка к твердому небу.

  • Речевого дыхания;
  • Образования голоса;
  • Воспроизведения звуков и их сочетаний;
  • Словесного ударения;
  • Фразовой интонации со всеми ее средствами;
  • Соблюдения норм орфоэпии (образцового литературного произношения).

Основные симптомы дизартрии – нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи – определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. При дизартрии имеют место следующие расстройства произносительной стороны речи:

  • Псевдобульбарный синдром, выражающийся в нарушении дыхания, голосообразования, ограниченной подвижности всего артикуляционного аппарата, прежде всего губ и языка;
  • Дистония – меняющийся тонус;
  • Оральные синкинезии.

Их наличие и степень выраженности неврологи и логопеды Юсуповской больницы оценивают во время совместного обследования пациента с дизартрией. Осуществлять раннюю диагностику дизартрии специалистам позволяет наличие современной аппаратуры, знания и многолетний опыт работы. При наличии признаков дизартрии записывайтесь на приём по телефону: +7 495 104 53 76


  1. Причины патологии
  2. Виды и стадии дизартрии
  3. Признаки патологии
  4. Диагностика
  5. Коррекция дизартрии
  6. Прогноз

Причины патологии

Распространенность дизартрии у детей составляет не более 6%. При этом патология относится к одной из наиболее распространенных логопедических проблем. Однако изучением и терапией этой проблемы занимаются не только логопеды, но также неврологи и психиатры.


В основе развития дизартрии у детей лежат патологии центральной и периферической нервной системы

В основе развития дизартрии лежат патологии центральной и периферической нервной системы. Они могут появиться как в процессе внутриутробного развития, так и после рождения.

Факторами, провоцирующими возникновение дизартрии у детей во время их пребывания в животе мамы, становятся:

  • возникающая иммунная реакция материнского организма с резус-отрицательной группой крови на резус-положительный плод. Состояние классифицируется как резус-конфликт и с первых месяцев беременности должно быть на особом наблюдении;
  • наличие у беременной соматических заболеваний с хроническим течением;
  • токсикоз и гестоз, провоцирующие гипоксию плода;
  • патологии родовой деятельности;
  • травмы плода, полученные во время его рождения;
  • асфиксия, наблюдающаяся при рождении. Патологическое состояние может возникнуть при длительном пребывании плода в матке после отхождения околоплодных вод, и при обвитии шеи ребенка пуповиной;
  • билирубиновая энцефалопатия, вследствие которой у новорожденных часто развивается ядерная желтуха;
  • недоношенность, срок которой составляет 1 месяц и более.

Дизартрия у детей в дошкольном возрасте может появляться вследствие таких патологий:

  • травмы головы и костей черепа;
  • гнойный отит, развивающийся в среднем ухе;
  • инфекции головного мозга;
  • интоксикации;
  • наследственные заболевания и новообразования в области черепа.

Дизартрия может развиваться у ребенка школьного возраста и взрослого человека на фоне таких состояний:

  • травма головы;
  • проведенные ранее нейрохирургические вмешательства;
  • онкологические образования головного мозга;
  • инсульт;
  • нейросифилис;
  • болезнь Паркинсона;
  • рассеянный склероз.

Сложность терапии дизартрии всегда напрямую зависит от тяжести имеющихся нарушений работы центральной и периферической нервной систем ребенка.

Виды и стадии дизартрии

По неврологическим показателям речевое расстройство классифицируется с учетом зоны локализации основной патологии. Так, дизартрия бывает:

  • бульбарная. При патологии наблюдаются поражение речевых центров в продолговатом мозге. Состояние сопровождается проблемами с рефлексами сосания и глотания. Также возникают трудности с пережевыванием твердой пищи. Практически все согласные выговариваются одинаково;
  • псевдобульбарная дизартрия. Возникает при повреждении связей между корой головного мозга и черепными нервами. При такой патологии ребенку трудно приподнять кончик языка и удерживать его в одном положении; может возникать насильственный смех и плач;
  • подкорковая, или экстрапирамидная. Проявляется вследствие повреждения подкорковых центров. Речь больного может сопровождаться резкими неконтролируемыми гортанными выкриками. Мышцы лица непроизвольно резко двигаются. Речь нечленораздельная, медленная и постепенно стихающая;
  • мозжечковая дизартрия. Развивается на фоне очагового повреждения проводящих путей и мозжечка. При патологии ребенок может выкрикивать отдельные слоги и слова, речь становится протяжной и медленной. Больной ходит, шатаясь, движения неуклюжие;
  • корковая патология. Возникает по причине воспалительных и деструктивных процессов в мозге. Состояние сопровождается неконтролируемыми мышечными спазмами. Ребенок может не только невнятно произносить слова, но и в отдельных случаях не понимать речь.

В том случае, когда основной причиной развития болезни является детский церебральный паралич (ДЦП), патология условно разделяется на:

  • спастико-паретическую;
  • атактико-гиперкинетическую;
  • спастико-гиперкинетическую;
  • спастико-атактическую.

Патология имеет такие степени тяжести:

  • 1 степень именуется стертой. Наличие у ребенка речевых дефектов обнаруживается только во время логопедического обследования;
  • 2 степень характеризуется понятной речью ребенка, при которой наблюдаются заметные дефекты произношения звуков и слогов;
  • 3 степень устанавливается в том случае, когда речь ребенка понимают только близкие;
  • 4 степень, или анартрия. Речь неразборчива даже для самого близкого окружения ребенка.

В отдельных случаях при 4 степени дизартрии дети не разговаривают вообще.

Признаки патологии

Дефект речи при дизартрии имеет множество специфических симптомов, связанных с недостаточным количеством или патологиями нервных окончаний. К основным признакам патологии относятся:

  • недостаточная или неполная подвижность губных мышц;
  • ограниченный радиус движения языка;
  • отсутствие чувствительности мягкого неба;
  • патология голосовых связок;
  • недостаточно развитая дыхательная мускулатура;
  • патологии строения гортани;
  • невнятность речи.

Дизартрия у детей также сопровождается визуальными физическими дефектами. Проблемы с артикуляцией проявляются повышенной подвижностью либо практически полным отсутствием движений мимических мышц. При гипотонии артикуляционной моторики практически всегда наблюдается плотное смыкание губ и напряженность лица.

При мышечной дистонии язык ребенка неподвижен и вяло лежит в ротовой полости, губы разомкнуты. Одновременно с этим наблюдается слюнотечение, а голос приобретает носовой характер. При попытках заговорить мышечный тонус резко меняется с пониженного на повышенный.

Стертая дизартрия сопровождается небольшим искажением произносимых звуков. При более серьезных степенях патологии ребенок может говорить медленно и протяжно, заменяя при этом отдельные звуки и слоги либо пропуская их во время произношения слов. Из-за анартрии речевые мышцы полностью парализованы и ребенок физически не способен выговаривать слова и слоги.

Дизартрия у детей имеет такие особенности:

  • нарушена артикуляция всех звуков;
  • шипящие и свистящие звуки произносятся сквозь зубы или боковым произношением, при котором кончик языка не вибрирует, а одна его боковая сторона прижата к верхнему ряду зубов;
  • произносимые твердые согласные практически всегда смягчаются;
  • укороченный выдох, при котором речь часто прерывается;
  • глухой и тихий тембр голоса;
  • речь монотонная.

Часто ввиду недостатка общения у ребенка с таким диагнозом наблюдается торможение развития речи, маленький запас слов и дисграфия (нарушение письма).

Диагностика

Постановкой диагноза и последующим лечением больных дизартрией занимается логопед и невролог. Логопед во время первичного приема оценивает как речевые, так и неречевые нарушения. Речевые нарушения определяются после устной и письменной проверки. Устная диагностика включает определение:

  • способа и характера произношения;
  • правильности произношения звуков и слогов;
  • темпа и ритма ведения речи;
  • характер дыхательного ритма во время разговора;
  • разборчивости речи;
  • уровня лексико-грамматического построения предложений во время разговора.

Для проведения диагностики письменной речи ребенку необходимо переписывать отдельные слова и предложения с предоставленного примера, писать под диктовку, читать и пояснять вычитанное, осмысляя полученную информацию.


Диагностика дизартрии у детей позволяет выявить стертые формы

При диагностике неречевых нарушений логопед оценивает работу мимической и артикуляционной мускулатуры, объем их движений и особенности дыхания.

В ходе неврологических обследований могут потребоваться данные МРТ мозга, электромиографии и электроэнцефалографии.

Коррекция дизартрии

Коррекционная терапия включает такие методы:

  • логопедический, общий точечный, артикуляционный и сегменто-рефлекторный массаж;
  • посещение занятий ЛФК;
  • механотерапия;
  • иглоукалывание;
  • применение комплекса упражнений для развития мелкой моторики;
  • дыхательная гимнастика;
  • упражнения для развития голоса.

В дополнение к основным логопедическим методам, лечение может включать в себя сеансы нетрадиционных методов терапии:

  • дельфинотерапия;
  • пескотерапия;
  • изотерапия.

Для достижения положительного результата все назначенные врачом занятия с ребенком должны проводиться ежедневно.

Процесс автоматизации речи и коррекции дизартрии занимает много времени и требует особой настойчивости, потому как первые результаты появляются не ранее, чем через несколько месяцев после начала активных занятий.

Педагогические занятия с логопедом обязательно должны проводиться одновременно с медикаментозной терапией патологии, назначенной неврологом. Наиболее заметный положительный результат от лечения получают пациенты, терапия у которых направлена на устранение первопричины дизартрии.

Прогноз

Нормализации речи до уровня 90-100% можно достичь у пациентов со стертой дизартрией. В таком случае ребенок может учиться в обычной школе, периодически посещая логопедические пункты. При более тяжелых случаях лечение обеспечивает улучшение речи. Однако пациент нуждается в обучении в специализированной логопедической школе.

Добрый день, Страна Мам!

Скажите, кто-то сталкивался с диагнозом дизартрия у ребенка?
Если да - то в каком возрасте был установлен диагноз, с какими специалистами работали, какие результаты? Удалось ли вывести речь ребенка на нормальный уровень к школе?

Страна Мам → Дизартрия. Кто сталкивался с таким диагнозом?
Добрый день, Страна Мам!
Скажите, кто-то сталкивался с диагнозом дизартрия у ребенка?
Если да - то в каком возрасте был установлен диагноз, с какими специалистами работали, какие результаты? Удалось ли вывести речь ребенка на нормальный уровень к школе? Читать полностью
+8 Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!')"> Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!')">
Rina_A
13.09.2018 217 5 22 комментария

Комментарии



Понятно, спасибо за ответ!
Можно еще спрошу?
Препараты использовали какие-то? Массаж, физио?
В какую школу в результате пошли, в обычную или в коррекционную? Удалось установить, в чем причина дизартрии?





речь в полном порядке

Дизартрия все равно дает о себе знать, периодически вылезают проблемы, там где их не ждешь



С чего вы вообще взяли, что у вас дизартрия?

Сходили в логопеду на консультацию в связи с невнятной речью у ребенка))

Логопед подозревает дизартрию, направил на консультацию с неврологом. После консультации с неврологом уже будет определенность, дизартрия или дислалия.

Про "слетающие звуки" - это вообще печально((







Нам раньше говорили что все в пределах нормы (логопед в саду). Но так как я не очень понимала, как такая речь в 4 может быть нормой, пошли к другому логопеду. Как выяснилось, не только не норма, но и к неврологу нужно идти.

Скоро хочу сходить к логопеду может что нибудь скажут ещё

Дизартрия – это одна из форм нарушения речевой функции. Болезнь чаще возникает в детском возрасте, но может возникнуть и у взрослого человека на фоне органических поражений. Подробно рассмотрим причины заболевания и способы борьбы с ним.


Что такое дизартрия

Нарушение речи при дизартрии сопровождается такими характерными признаками, как:

  • патология произношения;
  • расстройство артикуляции и дыхания;
  • нарушение фонации и темпо-ритмической организации.

Это заболевание находится в тройке самых распространенных в логопедии. Учитывая, что в основе дизартрии всегда лежат нарушения нервной системы (периферической или центральной), лечением болезни занимаются неврологи и психиатры.

Больных дизартрией отличает невнятная речь, слова проговариваются малопонятно и не четко. При боле легких формах болезни выявляются незначительные фоновые дефекты, смазывание отдельных букв. На тяжелых стадиях заболевания слова совсем не различимы, речь не внятная и не выразительная.

Характерными особенностями произношения при заболевании являются устойчивость нарушений и сложности их коррекции. Артикуляция затруднена для всех звуков речи, в том числе и гласных, которые обычно даются человеку легко.

У больных дизартрией наблюдается дефект речевого дыхания, при разговоре выдох слишком короткий, человек дышит поверхностно и часто.

Голос обычно слабый, тихий. Заболевание опасно тем, что, возникнув в детском возрасте, оно мешает формированию словарного запаса и ведет к общему отставанию в развитии.

Причины возникновения речевого расстройства

В подавляющем большинстве случаев дизартрия является болезнью, сопутствующей детскому церебральному параличу и основана на органическом поражении центральной нервной системы. Нарушение происходит еще во внутриутробном периоде жизни плода или является следствием родовой травмы.

Приобретенная патология в раннем детском возрасте обусловлена перенесенными острыми инфекционными заболеваниями, такими как: энцефалит, острый гнойный отит, менингит, тяжелая травма головы.

У взрослого человека стойкое нарушение речи возникает после инсульта или черепно-мозговой травмы, а также может быть вызвано наличием опухолей в головном мозге, развивающимися болезнью Паркинсона или рассеянным склерозом.

Виды дизартрии

Основными видами дизартрии являются:

При которой проявления выражены слабо. Нарушения речи проявляются не одномоментно, а по прошествии времени, после перенесенных инфекционных болезней, токсикоза беременных, родовых травм. Диагноз ставится только после тщательно проведенных анализов и диагностики.

Выявляется при явных патологиях, таких как, паралич или атрофия глотки и неба. Слова явно произносятся не четко и очень медленно. Причиной бульварной дизартрии являются опухолевые процессы в продолговатом отделе головного мозга, следствием чего становится разрушения двигательных функций. У человека ярко выражена мимическая недостаточность, лицо приобретает характер неподвижной маски.

Проявляется в патологии мышечного тонуса и неконтролируемых движениях, управлять которым ребенок не может. У больного меняются интонация и темп речи. Для этой формы характерны периоды, когда ребенок говорит ясно и четко, особенно, находясь в кругу близких людей и чувствуя себя в безопасности. Но ситуация может резко поменяться на противоположную, и малыш не в состоянии произнести ни звука. Поражение слуха при подкорковой дизартрии, как правило, не происходит.

Наименее редко выявляется в чистом виде, как самостоятельная форма. Для ее течения характерны очень громкие выкрикивания слов, их скандирование.


Степени тяжести заболевания

В зависимости от степени тяжести дизартрия классифицируется по следующим основаниям.

Самая тяжелая стадии болезни, при которой у человека полностью отсутствует возможность разговаривать. Способность к воспроизведению звуков утрачена на 100 процентов.

Мышцы лица при этой стадии болезни обездвижены, присутствует эффект маски. Утрачиваются функции глотания и жевания.

Характеризуется наличием возможности говорить, но речь является непонятной, нечленораздельной, звуки сливаются и разобрать, что человек хочет сказать очень сложно. Присутствует патология дыхания и отсутствие интонационных нюансов.

Тяжелых патологий артикуляционного аппарата не выявляется, поражения характерны преимущественно для мышц языка. Поражение языка приводит к нарушению его двигательной функции. Выражается в неправильном темпе речи и отсутствию ее плавности. У ребенка не возникает патологий глотания и жевательного рефлекса или они выражены очень слабо.

Тяжело произносятся традиционно сложные звуки и свистящие; р-, ж-,ч-, ц-. Также не поддаются воспроизведению согласные, для которых необходимо прижимание языка к нему.

Наиболее распространенная стадия заболевания у детей. Причиной являются поражения нижних отделов головного мозга. Вторая степень дизартрии часто сочетается с потерей чувствительности лица, ребенок не может точно указать то место, которого касается врач.

Характерным признаком является амимичность лица, эмоции на нем у ребенка не отражаются. Больной не в состоянии выполнить такие действия, как надувание щек, движения губами, затруднено любое действие языком. Появляется нарушение функций глотания и жевания, голос становится явно назальным.

Речь у ребенка непонятная, тихая, темп замедлен. К трудностям в произношении шипящих согласных добавляется отсутствие четкости в проговаривании смежных гласных: -а и -у, -ы и -и. Звонкие гласные произносятся как глухие -с вместо -з, -п вместо -б и т.д.

Речь практически нечленораздельна, звуки подобны мычанию, вплоть до полного исчезновения возможности говорить. Цельный звук расщепляется ребенком на составляющие, к примеру, звук -ц произносится как сочетание -тс.

Обследование пациентов с дизартрией

Постановка диагноза осуществляется на основании данных тщательного обследования. Необходимо исключить у человека такие заболевания как дислалия (нарушение звукопроизношения без патологии слуха) или афазии (приобретенное нарушение речи, которая уже сформирована).

Признаки псевдобульбарной дизартрии можно установить на первом этапе появления младенца на свет: крик такого ребенка мало выражен или отсутствует в момент рождения. Ребенок не обладает сосательными рефлексом, голос плохо модулирован и содержит признаки носового.

Дальнейшее развитие ребенка подтверждает предполагаемый диагноз: он отказывается брать грудь или начинает захлебываться. Питание таких ребятишек часто проводится искусственно –через зонд. По мере взросления также наблюдается нарушения в речевом развитии: звуки у малыша тихие и однотонные, появляются гораздо позднее, чем у сверстников.

Основные симптомы для постановки точного диагноза являются:

  • отсутствие надлежащей артикуляции (дрожание языка, его загибание вверх и т.п.);
  • медленная артикуляция;
  • проявления синкенезии – появление тремора других частей тела, например, рук при движении языком;
  • просодические расстройства речи – ее замедленность, невнятность, однотонность, проседание звуков, отсутствие модуляций;
  • устойчивые нарушения произношения.

Для подтверждения дизартрии проводятся функциональные пробы. Врач просит человека высунуть язык и удерживать его вне рта на середине в течение определенного времени. Одномоментно пациенту предлагается проследить за передвигаемым из стороны в сторону предметом. У больного человека язык будет двигаться вместе с глазным яблоком.

Особое внимание в диагностике должно быть уделено артикуляции в состояния покоя и при движениях мимики.

Дизартрия – это то заболевание, прогноз которого зависит от своевременности диагностики и начала лечения.

Что должно насторожить родителей и подвигнуть привести ребенка к специалисту?

  • у ребенка наблюдается выпадение языка изо рта;
  • постоянное ощущение заложенности носа при разговоре;
  • речь медленная или сбивчивая;
  • при разговоре у ребенка перехватывает дыхание;
  • без причин появляется повышенное слюнотечение;
  • наблюдаются резкие изменения голоса – он становится слишком писклявым.

Это объективные признаки, которые нельзя списать на формирование речи у ребенка, поход к врачу обязателен.


Методы коррекции и лечения расстройства речи

Для успешной коррекции речевых расстройств необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Системный принцип сочетания различных методов.
  • Регулярность проведения занятий.
  • Начало восстановления речевых функций незамедлительно после их диагностики.
  • Восстановление всех составляющих речи одновременно (связанность, артикуляция, правильная грамматика).
  • Коррекция психического состояния человека в целом.
  • Формирование стимулов к проведению лечения, индивидуальность занятий.

Своевременность коррекции особенно важна в случаях развития дизартрии после инсультов и черепно-мозговых травм и врожденных аномалиях речи при ДЦП. Очень важна целенаправленность и последовательность прилагаемых усилий, ведь лечение может продлиться в течение нескольких лет.

Главными методами устранения речевой дизартрии являются:

  • устранение голосовых нарушений;
  • постановка правильного речевого дыхания;
  • формирования фонематического приятия;
  • развитие мимической моторики и артикуляции;
  • правильная постановка звуков;
  • развитие моторики рук.

На подготовительном этапе коррекции происходит устранение вторичных проявлений болезни, препятствующих произношению звуков: повышенного слюноотделения и атрофии мышц.

Следующим шагом становится верная постановка отдельных звуков, слогов и слов. На заключительной стадии основной задачей является вовлечение больного в продуктивное общение.

Мышцы оральной области тренируются простыми навыками жевания, которые у больных вследствие инсульта (а также при других нарушениях нервной системы) могут быть утрачены. Человека попросту учат жевать заново, то одной, то другой стороной рта.

В случае присутствия у ребенка, старшей возрастной группы, сосательных движений, врач может механически им препятствовать, например, зафиксировав язык рукой в перчатке или шпателем. В целях устранения слюнотечения ребенка учат сглатывать слюну.

Научить человека разговаривать заново или просто говорить правильно, очень тяжелая задача, по-сути, у больного должен быть выработан новый условный рефлекс. В коррекции заболевания недостаточно использовать методы подражания звукам, произносимым врачом.

Логопеды чаще прибегают к механическому воздействию на речевой аппарат, используя руки или специальные приспособления (шпателя, ложки) для придания органам нужной постановки (позы).

Помимо механического воздействия происходит изменение произносительной составляющей речи больного (ударение, темп, интонация, ритм), которая заключается в следующем:

  • соотношение самой речи с другими составляющими психики личности пациента;
  • развитие произносительной части речи включает в себя много различных компонентов: моторику, произношение, артикуляцию;
  • коррекции подлежат не только сами дефекты, воздействие оказывается на причины, их вызвавшие.

В лечении дизартрии используются все виды логопедических массажей, которые можно выполнять и в домашних условиях.

Исправление интонации при дизартрии осуществляется по нескольким направлениям:

отличия в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациях;

развитие понятия выразительности речи посредством интонаций.

Фонетическая составляющая речи корректируется посредством назначения лекарственных средств, стабилизирующих работу нейронов мозга. Одновременно назначаются лечебный массаж, иглоукалывание и физиолечение.

Использование медикаментозного лечения (ноотропы) применяется для активации мозговой деятельности, а именно:

  • повышения способности к обучению;
  • развитию когнитивных (познавательных) навыков;
  • улучшению способности к запоминанию;
  • активизации умственной деятельности.

Широко применяются такие препараты как ноотропил, фенибут и кортексин. Для нормализации мозгового кровообращения и устранению кислородного голодания прописывается цинназирин. Хорошо проявили себя в лечении заболевания пирацетам и финлепсин. В качестве вспомогательной терапии пациентам выписывается Магний В6.

Дизартрия у детей: домашние упражнения

Дизартрия у детей может стать последствием родовой травмы, интоксикации во время беременности у матери, острой инфекции или сопровождать ДЦП.

Общие проявления у больных ребятишек заключаются не только в речевых проблемах, но также и нарушении моторики (крупной и мелкой), проблемах с жеванием и глотанием. Больным малышам сложно совершать простые движения – прыгать, рисовать, лепить. Заболевшим детям тяжело даются любые звуки и слоги, они не могут связать слова между собой, совершают ошибки в применении предлогов.

Лечение желательно проводить амбулаторно после постановки диагноза и наблюдаться у невролога, психиатра или логопеда.

При этом есть ряд упражнений, выполняя которые самостоятельно и на регулярной основе, родители могут ускорить выздоровление.

Хорошие результаты дает массаж областей, отвечающих за речевые функции (губы, челюсти, подбородок). Массирование необходимо проводить ежедневно чистыми руками, по 20-30 минут.

Распространены следующие приемы массажа ребенка:

  • поглаживание;
  • надавливание на нёбо большим пальцем руки;
  • пощипывания;
  • легкие прикусывания щек с внутренней стороны;
  • массирование рта пациента.

Желательно поставить ребенка перед зеркалом, а взрослому расположиться у него за спиной. Родители могут представить всю процедуру в форме игры, а находясь перед зеркалом ребенок будет видеть все действия.

Родитель также поворачивает малыша лицом к зеркалу, а сам располагается у него за спиной. Взрослый начинает проговаривать отдельные звуки, слога или слова. Ребенок сначала внимательно следит за тем, что мама или папа делают в зеркале, а затем старается повторять движения.

В игровой форме можно проводить специальные упражнения для рта и щек. Попросите ребенка на счет до десяти открыт рот, затем начиная счет обратно – закрыть его. Можно проделывать вместе упражнения по надуванию щек.


Попросите ребенка изобразить как рычит собака, а затем улыбнуться и задержаться в таком положении на несколько секунд.

Для гимнастки языка выполняются следующие упражнения, по 20 секунд каждое:

  • попросите малыша дотянуться языком до носа;
  • пусть ребенок толкает языком попеременно правую и левую щеку;
  • дайте задание обвести языком верхний и нижний ряд зубов.

Можно дать ребенку в рот чистый носовой платок и пытаться аккуратно тянуть его на себя. Таким упражнением укрепляются челюсти больного.

Прогноз и профилактика заболевания

К сожалению, профилактика дизартрии затруднена, специфических мер избежать болезнь, не существует. Следует избегать большого спектра патологий, которые могут привести к этому тяжелому заболеванию: тяжелые инфекции, черепно-мозговые травмы.

Для исключения врожденной дизартрии необходимо внимательно относится к себе в период вынашивания плода – своевременно проходить обследования, прекратить употребление сигарет и спиртного, соблюдать гигиену интимных отношений.

Ребенка с первых дней нужно оберегать от влияния травмоопасных ситуаций или воздействия вирусов любой этиологии.

Прогноз при дизартрии зависит от двух факторов:

  • стадии (тяжести) болезни;
  • начала ее лечения и выявления.

Благоприятный прогноз наблюдается в основном при стертой разновидности заболевания, когда нет тяжелых поражений органической нервной системы. Стертая дизартрия хорошо поддается коррекции при регулярных занятиях с врачом-логопедом.

Бульбарная форма болезни в большинстве случаев остается на всю жизнь, поскольку вызвана поражением мозгового кровообращения или участков головного мозга, отвечающих за речевые функции. Излечение возможно и в этих случаях, при регулярных занятиях и неукоснительном соблюдении врачебных назначений. Но, гарантий выздоровления нет.

Чем раньше начато лечение и если на более ранней стадии начата борьба с болезнью, тем больше шансов на успех. Если на первой стадии дизартрии добиться выздоровления удается в большинстве случаев, то в случае позднего начала лечения, прогноз практически всегда не благоприятный.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.