Логопедическая работа при сенсомоторной афазии

В данной статье представлен практический материал по восстановлению речи у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности. Материал будет полезен для широкого круга специалистов, занимающихся реабилитацией больных с нарушениями высших психических функций.

Логопедическая работа по восстановлению речи у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности

Афазия – системное нарушение речи, состоящее в полной или частичной потере речи и обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга.

Афазия может иметь разную этиологию: сосудистую, травматическую (черепно-мозговая травма), опухолевую.

Наиболее тяжелыми последствиями локальных поражений мозга любой этиологии являются нарушения:

А) речи и других высших психических функций (ориентировки в пространстве, умения писать, читать, считать и т.п.);

Они могут присутствовать одновременно, но могут выступать и изолированно: нарушения движений у больного могут присутствовать, а нарушения речи отсутствовать, и наоборот.

Афазия – одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения, величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности.

Наиболее распространенной и признанной в отечественной и зарубежной афазиологии является нейропсихологическая классификация, созданная А.Р. Лурией. В основу концепции А.Р. Лурия положил представление о том, что очаг поражения всегда расположен на уровне вторичных полей коры левого полушария. Он приводит к тому или иному виду речевой агнозии или апраксии, которые оказывают системное патологическое влияние на работу третичных полей коры. В результате этого больной испытывает трудности в использовании средств языка, необходимых для передачи сообщения. Таким образом, согласно А.Р. Лурии, третичные (смысловые) поля коры при афазии остаются непораженными, но не могут полноценно функционировать, потеряв гностические или праксические опоры. Очаг поражения может располагаться в разных отделах вторичных полей коры – лобной, заднелобной, премоторной, постцентральной (нижнетеменной), височной, затылочной. Он может охватывать как один, так и несколько отделов.

От того, где располагается очаг поражения, зависит и форма афазии.

  1. Моторная афазия афферентного типа;
  2. Моторная афазия эфферентного типа;
  3. Динамическая афазия;
  4. Сенсорная афазия;
  5. Акустико-мнестическая афазия;
  6. Семантическая афазия.
  7. Сенсорная афазия.

Понимание речи

У больных с грубой сенсорной афазией объем понимания речи крайне ограничен. Больные в состоянии понимать лишь сугубо ситуативную речь, близкую им по тематике. Выявляется грубое отчуждение смысла слова при показе частей тела и предметов. Устные инструкции не выполняются или выполняются с грубыми искажениями. В основе этих явлений – первичное грубое нарушение фонематического слуха. При восприятии речи больные усиленно опираются на мимику и жест, интонацию собеседника.

Объем слухо-речевой памяти

Объем слухо-речевой памяти в большинстве случаев исследовать не представляется возможным из-за грубости первичного нарушения фонематического слуха.

Спонтанная речь

Повторная речь

Повторная речь крайне ограничена. В основном больной повторяет лишь хорошо знакомые слова, допуская в них большое количество звуковых искажений.

Диалогическая речь

Диалогическая речь крайне ограничена из-за трудностей понимания вопроса. В тех случаях, когда сугубо ситуативный вопрос оказывается понятным, больные дают на него ответ, который насыщен разнообразными искажениями. Конкретные сведения в ответе практически отсутствуют. Удается лишь уловить, и то не всегда, общую смысловую направленность.

Называние

Попытки называния сопровождаются многочисленными искажениями звуковой структуры слова, вербальными парафазиями на основе акустической и смысловой близости слов. Называние распространенных действий несколько легче, чем предметов.

Фраза по сюжетной картинке

Попытки составить фразу сводятся к продуцированию отдельных слов или словосочетаний, не всегда связанных по смыслу и перемежаемых многочисленными междометиями.

Пересказ текстов

Чтение

Письмо

Письмо как функция отсутствует. Больные пишут обычно лишь свою фамилию, имя, наиболее высоко упроченные слова. списывание букв, слогов и фраз сопровождается многочисленными ошибками, обусловленными звуковой лабильностью. Самоконтроль и попытки коррекции отсутствуют. Звуко-буквенный анализ состава слова грубо нарушен.

Правильная организация процесса обучения позволяет больным преодолеть многие из отклонений в общем поведении, в его личностной реакции на дефект, а также влечет за собой изменение эмоционально- волевой сферы

Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга – способности к компенсации. Необходимо строго учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания, а именно индивидуальные свойства личности больного, тяжесть соматического состояния, условия жизни и др.

Восстановительное обучение проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определенные задачи и соответствующие им методы работы. Программа обучения строится с соблюдением принципа системности. Это значит, что восстановительная работа должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.

При сенсорной афазии задачей педагогического воздействия является восстановление фонематического слуха и вторично нарушенных экспрессивной речи, чтения и письма. В случаях грубого нарушения речи при сенсорной афазии работа начинается с предметной деятельности больных, требующей от них выполнения конкретных действий (трудовых, игровых, учебных и др.). Восстановление понимания речи на этом этапе обучения проводится через различного рода невербальную деятельность больных.

Для накопления обиходного пассивного словаря используют показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим признакам; показ картинок с изображением предметов, относящихся к определенной лексической теме; показ частей тела на картинке и у себя; выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений со зрительной опорой на картинку.

Примерные конспекты занятий по восстановлению речи у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности

  1. Установление контакта с больным и затормаживание непродуктивной непроизвольной речи.
  2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи.
  3. Накопление обиходного пассивного словаря.
  4. Подготовка к восстановлению письменной речи.

Оборудование: лото, тетрадь, ручка, предметные картинки

Ход занятия

1. Вводная беседа.

- Здравствуйте! Меня зовут …..

- Какой сегодня день недели?

2.1.- Будем играть в лото.

- Я называю картинку, вы слушаете. Если у Вас есть картинка, Вы забираете.

- Покажите, где сковорода.

- Хорошо. Кладите картинку на карту.

- Покажите, где тарелка.

- Молодец! Положите картинку на карту.

- Покажите, где нож.

- Хорошо! Положите картинку на карту.

- Покажите, где кастрюля.

- Соберите все картинки.

- Вас зовут Мария?

- Вы живете в Москве?

- Сейчас светит солнце?

- Сейчас идет снег?

- Сейчас идет дождь?

2.3.- Я говорю, Вы делаете.

- Молодец! Очень хорошо!

2.4.- Вот картинки. Я называю, Вы показываете.

Под таким медицинским термином, как афазия необходимо понимать расстройство речи, которое можно охарактеризовать как утрату способности пользоваться словами для общения с окружающими и выражения мыслей, при данном состоянии функция артикуляционного аппарата и слуха сохраняется

Если говорить о причинах развития данного патологического процесса, то к ним следует отнести сосудистые поражения головного мозга), опухоли, травмы, инфекционные заболевания (энцефалит, лейкоэнцефалит), болезнь Пика.

Принято различать сенсорную, моторную, амнестическую, динамическую и семантическую афазии. В данной статье мы уделим внимание амнестической афазии.

Афазия – что это такое?

В неврологии афазия – это нарушение речи от искажения и вплоть до полного ее отсутствия, причем имеется в виду, что страдает уже сформированная, развитая речь у взрослых и детей старше 2,5-3 лет. При патологии поражаются речевые зоны головного мозга. Периферические органы, необходимые для реализации речи (органы дыхания, голосообразования и речевой артикуляции), остаются нормально функционирующими, то есть анатомические причины нарушения устной речи или восприятия чужой речи отсутствуют. Также не страдает интеллект, зачастую сохраняется стремление говорить.

Диагностика

Прежде чем приступить к терапии, необходимо узнать степень поражения головного мозга и выраженность проблемы. Для этого специалисты рекомендуют проведение нескольких обследований:

  • УЗИ и сонография;
  • рентген черепа и мозга для обнаружения дефектов;
  • КТ;
  • комплексные лабораторные анализы;
  • допплеровское картирование сосудов;
  • обычная и контрастная МРТ головного мозга.

Сколько стоит такая диагностика? Рентген обойдется пациенту порядка 1800-2400 рублей. Стоимость сеанса КТ достигает примерно 2800 рублей. Лабораторные анализы в клинике можно сделать бесплатно. А вот самым дорогостоящим обследованием считается томография. Сколько стоит МРТ головного мозга? В столичных клиниках стоимость этого исследования без контрастных веществ колеблется в пределах 4-5 тысяч рублей. А вот контрастная томография может обойтись в 6000-7000 рублей.

Результаты назначенных исследований позволят определить локализацию повреждений и назначить соответствующую терапию.

Афазия – виды

Нарушения речи могут быть различными в зависимости от повреждающих факторов и того, какой участок мозга. Исходя из анатомических, лингвистических, психологических критериев, существует несколько классификаций афазии. Рассмотрим основные выделяемые виды расстройства речи, характеризуемые теми или иными проявлениями и степенью тяжести, которые требуют разных подходов в лечении.

Человек хорошо слышит, но словно все произносится на неизвестном для него языке, и никакого смысла из услышанного выделить не получается. Произносимая больными речь может быть правильной грамматически, многословной, беглой, плавной, однако содержать множество иносказаний, ненужных союзов и предлогов, и донести смысл высказываний мимикой и жестами не получается. При этом сами пациенты порой не осознают этих проблем, раздражаются, что их не понимают.

У пациентов, кроме этого, нарушается повторение, называние предметов по показу, чтение вслух и письмо (письменная речь).

Тяжелые нарушения речи отмечаются при данной разновидности афазии, когда под поражение попадают заднелобные либо височные отделы головного мозга. Сенсомоторная афазия – тотальная афазия. Пациенты становятся не способными произносить и воспроизводить речь на слух, нарушается фонематический слух, страдает инициация речи, нарушается артикуляционная функция, письменная речь. В целом, в клинической картине присутствует симптоматика сенсорной и моторной афазии.

Нередко такое расстройство сочетается с частичным параличем, потерей чувствительности половины туловища.

Моторная афазия эфферентного типа (афазия Брока) появляется вследствие поражения нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр Брока) либо задненижних отделов третьей лобной извилины. Повреждение мозговых клеток в этих участках приводит к тому, что у человека нарушается слого- и словообразование, воспроизведение некоторых или всех звуков, но способность к пониманию речи сохраняется (как устной, так и письменной).

Характерна разорванная речь, по слогам, иногда с расположением звуков в неправильном порядке. Зачастую она скудная, включает только названия предметов и явлений. Случаются ошибки в окончаниях существительных, неверное употребление рода, числа, падежей, ударений в словах.

Иногда речь утрачивается полностью, и больные общаются только посредством жестов и мимики, при этом они полностью осознают свой дефект. Нарушено чтение вслух, письмо (вторично из-за нарушения речевой автоматизации).

Помимо того, становится невозможным выполнение простейших языковых жестов (складывание языка трубочкой, цокание языком, облизывание губ и тому подобное). Афферентная афазия характеризуется нарушением письма под диктовку, самостоятельно и чтения из-за того, что пациенты не могут проговаривать про себя слова.

Иногда все же такая афазия сопровождается относительной сохранностью письма, при помощи которой больные коммуницируют с окружающими.

Рассматриваемое расстройство обуславливается поражением средних отделов левой височной части, расположенных за пределами ядерной зоны слухового анализатора. Наблюдается неполноценность слухоречевой памяти на фоне нормальной артикуляции речи, фонематического слуха. То есть пациенты забывают предыдущие услышанные слова при восприятии новых, способны повторить только одно-три слова из словесно цепочки. Особенно ярко это выражается при длинных обращенных высказываний, одновременном общении с несколькими собеседниками.

Мнестическая афазия характеризуется скудностью произносимой речи, словесными пропусками, при этом пациенты активно используют интонацию и жестикуляцию для передачи смысла высказываний, компенсируя этим дефект. Страдают тоже письмо, арифметические действия, чтение, наблюдаются аграмматизмы, затруднение чтения длинных текстов и зрительных представлений о предмете.

У этой формы афазии, связанной с поражением теменно-затылочного отдела превалирующего полушария, в основе лежат дефекты одновременного восприятия доносимой посредством речи информации. При этом не наблюдается снижение слухоречевой памяти или нарушение фонематического слуха, пациент понимает обращенную речь, у него правильное произношение и выполнение инструкций. Проблемы выражаются в отсутствии понимания логических связей в речевых конструкциях, нарушении временных и пространственных взаимоотношений.

Расстройство речи данного типа проявляется в неспособности больного воспринимать переносный смысл сказанного или написанного, непонимании пословиц, поговорок, метафор, тонкого юмора.

Нередко пациенты заменяют слова описанием функции предметов, у них возникают трудности при пересказывании своими словами прочитанного. Письменная речь у больных ограниченная и упрощенная, лишенная сложных оборотов.

Классификация афазий предусматривает наличие такой разновидности, как амнестическая форма (оптическая), при которой работа нейронов нарушается в теменной и височной зонах коры головного мозга. У пациентов наблюдается нарушение связи между видимым объектом и его речевой интерпретацией, то есть имеется понимание о том, какой объект находится перед ними, но точно его назвать не удается. В таких ситуациях речь больного становится беглой, с обилием слов, которые не передают точно сущность того, что необходимо донести окружающим. При этом зрительных расстройств зачастую нет.

Патогенез

Конкретное место повреждения мозга — это признак, по которому можно выявить амнестическую афазию. Локализация очага поражения при таком виде болезни — зона стыка затылочной, теменной либо височной частей мозга. Примечательно, что патология проявляется не на пораженной зоне, а с противоположной стороны. У правшей страдает левое полушарие, а у левшей — правое. Эти области выполняют функцию своеобразного жесткого диска, и при их повреждении у пострадавшего возникают дефекты речи.

Причины нарушения речи

Основная, самая частая причина расстройства речи у взрослых – сосудистые нарушения в головном мозге – геморрагические и ишемические инсульты. Афазия при инсульте проявляется примерно у 15-35 % пострадавших.

Другими причинами могут являться:

  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли и кисты головного мозга;
  • воспалительные процессы в тканях мозга;
  • прогрессирующие болезни центральной нервной системы;
  • хирургические вмешательства на черепной коробке.

Помимо того, медики выделяют факторы риска, повышающие вероятность развития речевых нарушений:

  • атеросклероз сосудов головного мозга,
  • ревматические пороки сердца;
  • гипертоническая болезнь;
  • травмы головы;
  • пожилой возраст.

Группы риска

К категориям повышенной вероятности развития амнестической афазии можно отнести несколько слоев населения:

  • люди пожилого возраста;
  • те, в чьем семейном анамнезе имеются похожие проблемы;
  • пациенты, переносящие некоторые общие патологии, например гипертонию, частые приступы мигрени, ишемическую болезнь, эпилепсию.

К появлению проблемы могут привести различные факторы, но конечной причиной при любых обстоятельствах является гибель нервной ткани. Ключевым моментом успешной терапии заслуженно считается ранняя диагностика. Для своевременного выявления проблемы следует как можно чаще посещать врачей и проходить соответствующие обследования.

Восстановление речи при афазии

Лечение афазии в обязательном порядке предусматривает воздействие на первопричинные факторы, для чего в зависимости от диагноза может понадобиться помощь невролога или нейрохирурга, консервативное или хирургическое лечение. В некоторых случаях афазия проходит самостоятельно, когда восстанавливается нормальный кровоток в мозговых тканях, но такой благоприятный исход встречается у небольшого числа пострадавших. Зачастую коррекция афазии требует множества усилий со стороны медиков и самого пациента, длительного периода реабилитации.

Кроме того, большое значение для исправления речи имеет понимание и помощь близких, которые при общении с больными должны руководствоваться такими правилами:

  1. Сохранять спокойный тон, нормальный стиль общения, говорить на равных (не как с маленьким ребенком или душевнобольным).
  2. Говорить простыми словами, недлинными предложениями.
  3. Не торопить больного, давать ему время для формулировки своих высказываний.

Для лечения могут применяться такие методики:

  • медикаментозная терапия;
  • логопедических занятия;
  • физиотерапия (электромиостимуляция, магнитотерапия);
  • психотерапия.

Лечение

Амнестическая афазия далеко не во всех случаях поддается коррекции. Врачи прописывают терапевтическую схему только на основании результатов обследований. В некоторых случаях пациент нуждается в экстренном хирургическом вмешательстве. Такая операция назначается только при непосредственной угрозе жизни пострадавшего.

Для быстрого выздоровления человеку требуется комплексное лечение, которое состоит из нескольких этапов:

  • психологическая терапия;
  • прием препаратов;
  • выполнение физических упражнений.

Амнестическая афазия с легкостью поддается коррекции при соблюдении всех указаний врача. Быстрее всего выздоравливают молодые люди. Нередко встречались ситуации, когда сильный молодой организм справлялся с проблемой даже без участия медикаментов благодаря хорошему иммунитету.

В среднем же пациенты восстанавливаются после афазии довольно-таки долго. Обычно этот процесс длится порядка 5 лет. Но даже при грамотном лечении нельзя быть наверняка уверенным в наступлении выздоровления.

Небольшое вступление

Речь — это один из основополагающих видов когнитивной работы мозга человека. По количеству воспринимаемых сведений она занимает второе место после зрительного нейросенсорного аппарата и контролирует коммуникативную деятельность. Неудивительно, что без речи общение становится менее продуктивным и информативным. Порок речевой функции, появившийся при наличии у пациента умения разговаривать, зовется афазией и представляет собой острую социальную проблему.

Существует множество серьезных неврологических патологий, способных привести к развитию этого заболевания и других отклонений.

Коррекция

Для реабилитации номинативной функции при амнестической афазии используют поэтапную актуализацию слова через подсказки, картинки. В процессе выполнения заданий больной снова заполняет память существительными, расширяет ее объем, тренирует мозговую активность.

Задания при амнестической афазии разрабатываются индивидуально, исходя из симптомов расстройства, которые проявляются у конкретного пациента. Их суть заключается в следующем:

  1. Больного необходимо научить вычленять существенные признаки предметов.

Если говорить о яблоке, то пациент должен вспомнить, где оно растет, каково по форме, цвету, размеру, вкусу.

  1. Следующий этап — связать мысленный образ и воспоминания о предмете с лексической оболочкой слова. Так восстанавливаются связи между практическим опытом работы с предметом и его называнием в экспрессивной речи.
  2. Самым сложным этапом является объяснение многозначности слова. Дойти до этого уровня реабилитации возможно, если словарный запас пациента удалось вернуть до нормальных объемов.
  3. После наращивания словарного запаса нужно переходить к тренировке ситуативной речи.

Прогноз и профилактика

При комплексном подходе к терапии и выполнении реабилитационных мероприятий пациентам удается восстановить речь. Со временем запоминаются названия предметов, снижается заторможенность речи, повышается способность поддерживать разговор. В ситуациях с обширными повреждениями тканей головного мозга говорить о положительном прогнозе сложно. В этом случае эффективность лечения зависит от степени повреждения, сроков его начала и наличия у пациента сопутствующих болезней ЦНС.

Врачи выделяют ряд рекомендаций, направленных на предупреждение появления и прогрессирования патологии. Они включают в себя следующие пункты:

  • регулярные физические упражнения (растяжка, гимнастика, йога, занятия в тренажерном зале);
  • следование методам лечения, назначенным лечащим врачом;
  • своевременное лечение хронических заболеваний;
  • контроль над индексом массы тела;
  • рациональное питание: прием витаминов и микроэлементов, обогащение рациона зеленью и овощами, употребление фруктов и кисломолочных продуктов, нежирного мяса; необходимо снизить потребление красного мяса, жирного и жареного, острого и соленого, сладкого, мучного;
  • длительные занятия с логопедом;
  • консультации психотерапевта;
  • соблюдение режима труда и отдыха.

Профилактические советы не требуют финансовых затрат и не вызывают дискомфорт у человека.

Амнестическая афазия возникает на фоне повреждения структур головного мозга. При первых признаках основного заболевания или афазии необходимо обратиться к врачу. Терапия на раннем этапе поможет достичь более успешных результатов и добиться быстрого выздоровления. Если же длительное время заниматься самолечением, возможно формирование стойкого речевого дефекта.

Рекомендации родственникам

Главный совет − это терпение, не нужно повышать голос или раздражаться на вопросы человека с афазией. От того, что вы будете говорить громче, он понимать вашу речь лучше не станет. Заниматься нужно в первые дни после инсульта, с разрешения врача-невролога. Чем раньше вы станете проводить коррекционную работу, тем она будет эффективнее.

Кроме занятий со специалистами, необходимо медикаментозное лечение, которое поможет восстановить работу пораженных участков головного мозга. На начальных этапах реабилитации пациенту необходимо помогать, но задача родственников научить его самостоятельно выполнять задания, потому что глобальная цель реабилитации − максимальное восстановление нормальной речевой среды.

Особенности болезни

Амнестическая афазия — это одно из распространенных последствий ишемических атак и инсультов. Эта патология возникает из-за органического повреждения участка коры полушарий, которые контролируют речевую функцию. Помимо амнестической существует еще несколько разновидностей афазии. Каждая из них характеризуется собственными признаками речевого нарушения.

Любой вид афазии влечет за собой значительное понижение качества жизни больного человека, поскольку его общение с окружающими людьми сильно затрудняется. Но несмотря на всю сложность болезни, она все же поддается коррекции при грамотной терапии и реабилитации. Постепенно пострадавший может адаптироваться и вести нормальный образ жизни.

Как проявляется

Амнестическую форму афазии бывает достаточно трудно распознать и диагностировать при первичном осмотре больного. У таких людей нет нарушения диалоговой речи, в том числе спонтанной, они строят фразы правильно, без грамматических ошибок, однако в их разговоре превалируют глаголы и практически отсутствуют существительные.

Характерными также являются следующие речевые особенности:

  • множественные повторения одних и тех же слов в спонтанной речи;
  • затрудненный поиск нужного названия предмета или события;
  • замена слова описанием его внешнего вида и функций;
  • отсутствие моторных нарушений (нет трудностей с произношением звуков), правильная артикуляция;
  • сохранение навыков чтения и письменной речи (правильно называет нужное слово, если видит его графическое изображение);
  • есть феномен отчуждения смысловой нагрузки слова при его правильном повторении.

Чаще всего амнестическая афазия является симптомом какого-то грозного заболевания или состояния, поэтому в клинике могут присутствовать и другие неврологические проявления, например, сопутствующий гемипарез.

Диагностика

Афазия диагностируется следующими способами:

  1. Исключаются другие речевые расстройства, свойственные психическим патологиям, например, персеверация или логорея при шизофрении.
  2. Патопсихологическое исследование.
  3. Визуализация головного мозга.

Обычно при первом же контакте с больным врач может заподозрить дисфазию. Тут же необходимо отличить афазию от других расстройств коммуникации. Так, пациент может иметь нейросенсорную тугоухость, нарушение иннервации мышц и органов артикуляции.

Сенсорная дисфазия Вернике в первые 2-3 сутки может быть похожей на делирий из-за повышенной речевой продукции и невнятного разговора. Однако психотические состояния легко дифференцируются за счет наличия галлюцинаций и нарушения сознания. При афазии сознание сохранено.

Тестирование представляет собой экспресс-диагностику и логопедическое обследование:

  • спонтанная речь; она оценивается по скорости произношения, количеству слов в минуту;
  • номинативная функция; исследуется возможность больного называть предметы и явления по своему наименованию;
  • наличие повторов;
  • понимание обращенной речи;
  • сохранность навыков чтения и письма.

Методы коррекции

Восстановление расстройства речи требует комплексного вмешательства. В целом лечение состоит их двух этапов:

После основных двух этапов могут добавляться дополнительные, необязательные, для восстановления нормального психического состояния.

Для этого проводится психотерапия, например, при помощи животных (иппотерапия) или песочная терапия.


Медикаментозное лечение

Методы медикаментозного лечения – это набор мероприятий, которые направлены на устранение причины дисфазии и восстановление нормальной работы мозга. Основные направления: этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапия.

Этиотропная терапия – лечение, направленное на устранение причины заболевания. Зависит от того, что привело к афазии. В случае инсульта проводится коррекция водно-солевого баланса, кислотно-щелочного баланса, устраняется отек мозга, восстанавливается мозговое кровообращение. После этого назначаются нейротрофические, нейропротекторные средства и антигипоксанты. Такие препараты улучшают питание мозговой ткани и защищают их от кислородного голодания.

В случае острой инфекции, например, при менингите или энцефалите, назначается противовирусная или антимикробная терапия. Проводится дезинтоксикация и регидратация организма – из кровяного русла удаляются продукты жизнедеятельности инфекции, восстанавливается объем циркулирующей крови и уровень электролитов. Все это направлено на нормализацию работы мозга, без которой логопедические занятия проводить невозможно.

Симптоматическая и патогенетическая медикаментозная терапия зависит от ситуации. При нарушениях работы сердца – корригируют сердечную деятельность, при судорогах – вводят противоэпилептические средства.

Логопедическая помощь

Общие задачи восстановительного обучения – восстановить понимание и воспроизведение речи, попутно корригируя сопутствующие патологии артикуляционного аппарат. Коррекция афазии зависит от ее вида.

Восстановительное обучение при афазии начинается в остром периоде, после стабилизации больного. Чем быстрее начнется коррекционная работа, тем выше вероятность успеха и реабилитации речи.

Методики восстановления при смешанной сенсомоторной афазии

Главные задачи – уменьшение речевой продукции и привлечение слухового внимания. Для этого используются такие упражнения:

  • Больному нужно выполнить речевые инструкции. Врач озвучивает простую инструкцию, а больной их выполняет. Методика работы идет от простого к сложному. Например, первые фразы – откройте глаз, моргните левым глазом или сожмите руку в кулак. Более сложные фразы – укройтесь одеялом, возьмите чашку или ложку.
  • Пациенту показывают простые сюжетные картинки из одного действия. Его задача – назвать несколько простых действий или описать ситуацию на изображении. Например, художник рисует картину, мама обнимает ребенка.
  • Активизация внимания пациента. Врач задает вопрос, а больной на него отвечает, ассоциируя ответ с предметом. Например, врач спрашивает, болит ли у вас голова; пациент утвердительно кивает и прикасается к своей голове.

Методы восстановления при моторной афазии

Задачи – преодолеть трудность в переключении звуков. Используются такие упражнения:

Общие методы восстановления:

  • Логопедический массаж. Это механическое воздействие на мышцы, нервы и сосуды органов речевого аппарата. Массажные движения в области челюсти и шеи улучшают местный кровоток и лимфообращение, расслабляют мышцы и нормализуют дыхание.
  • Упражнения и игры. Игры в своей сути позволяют восстановить или научить больного правильно дышать при разговоре и улучшить произношение звуков. Правильная игра также развивает дыхательную систему, укрепляют мышцы губ и языка, улучшают фразовую речь на выдохе.
  • Методы стимуляции речи при афазии. Сегодня используются сенсорные методы стимуляции, среди которых тактильная и аудиовизуальная стимуляция. В основе тактильной стимуляции – прикосновение к телу больного пальцами или тупой иголкой, поглаживание. Зрительная стимуляция представляет собой привлечение визуального внимания пациента, слуховая стимуляция – привлечение слухового внимания.

Иппотерапия

Лечебная езда на лошади, или иппотерапия, – неспецифический метод восстановления тонуса организма. Относится к методам пет-терапии, то есть лечения при помощи животных. Верховая езда не оказывает конкретного влияния на артикуляционный аппарат или высшие корковые центры речи, но обладает терапевтическим свойством: улучшает координацию, чувство симметрии, укрепляет мышцы тела, синхронизирует части тела при движении и развивает мелкую моторику. Лечебная езда оказывает психотерапевтический эффект: снимает тревогу, стресс, расслабляет.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.