Методическая работа по нервной системе


Методическая разработка практического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
vegetativnaya_nervnaya_sistema.docx 32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

Департамента физической культуры и спорта города Москвы

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Методическая разработка практического занятия

Специальность: 49.02.01 Физическая культура

Составитель: Королева Д.В.

1.2 Цели занятия:

Углубить и закрепить теоретические знания студентов по теме.

После работы на занятии студент должен

- особенности строения вегетативной нервной системы;

- функциональные особенности вегетативной нервной системы;

- принципиальные отличия вегетативной нервной системы от соматической нервной системы

- отвечать на вопросы по теме

- показывать на плакатах, муляжах и планшетах центры и узлы

(ганглии) симпатического и парасимпатического отделов вегетативной

- формировать навыки самостоятельной работы в лаборатории анатомии и

физиологии с муляжами и таблицами

- уметь опираться на знания, полученные в процессе изучения анатомии;

- способствовать формированию у студентов логического мышления, развитию

- активизировать внимание и стремление к более глубокому изучению темы;

- способствовать нравственному воспитанию студентов;

- добиться эффективного усвоения учебного материала;

- обеспечить целенаправленную работу преподавателя

  1. Формы и методы организации учебного процесса.

  1. Тип занятия - формирование знаний, умений

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

  1. Перцептивные методы:

- словесные: объяснение, беседа

- практические: устные и письменные упражнения

  1. Логические методы:

1.2.3. Гностические методы:

  1. Методы стимулирования и мотивации учения

1.3.1. Методы формирования интереса к учению:

- опора на полученный ранее жизненный опыт

1.3.2. Методы развития долга и ответственности в учении:

- метод убеждения учащихся в общественной и личной значимости учения;

- метод создания благоприятного обучения

1.4. Методы контроля и самоконтроля в обучении

  1. Продолжительность занятия: 90 минут

4. Место проведения занятия: лаборатория биологии, анатомии и физиологии

Деятельность внутренних органов регулируется вегетативной нервной системой. Одной из основных её функций является поддержание постоянства внутренней среды организма – гомеостаза.

Вегетативные рефлексы, включая как основную часть рефлекторной дуги эндокринные железы, принимают непосредственное участие в поддержании уровня кровяного давления, глюкозы в крови, температуры тела, парциального давления кислорода, углекислого газа и других констант. Вегетативная нервная система состоит из симпатического и парасимпатического отделов, в ганглиях которых передачу возбуждения осуществляет ацетилхолин.

Передача возбуждения с пост ганглионарного волокна на эффекторный орган в симпатическом отделе происходит с помощью норадреналина , а в парасимпатическом – ацетилхолина. Возбуждение симпатических и парасимпатических нервов обычно вызывает противоположные изменения функций органов.

При увеличении симпатических влияний повышаются частота сердечных сокращений, артериальное давление, расширяются зрачки, уменьшается потоотделение, снижаются тонус кишечника и кислотность желудочного сока.

При увеличении парасимпатических влияний возникают обратные реакции.

Нарушения деятельности вегетативной нервной системы многообразны. Они возникают при травмах, ряде инфекционных заболеваний, интоксикациях, болезнях обмена, эндокринных расстройствах.

Сегодня мы закрепим теоретические знания по строению и функциям вегетативной нервной системы. Перспективной целью нашего занятия является использование знаний полученных на занятиях анатомии на клинических дисциплинах: терапии, травматологии, нервных и психических болезнях.

Методическая разработка на тему

Учитель : Дробышева Екатерина Валерьевна

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Нервная система объединяет и координирует работу всех систем организма. Она воспринимает сигналы из внешней среды и обеспечивает взаимодействие с ней организма.

Функции нервной системы

1. Контроль за работой всех органов

2. Объединение всех органов в единый организм

3. Основа нервной деятельности, сознания, мышления, поддержания гомеостаза (постоянства внутренней среды организма)

Нервную систему делят на:

1.1. центральную – ЦНС (головной и спинной мозг)

1.2. периферическую – ПНС (нервы, нервные узлы и нервные сплетения)

2.2. вегетативную (симпатическая и парасимпатическая)

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка – нейрон



Он имеет тело ( сома ) и отростки. Короткие, ветвящиеся – дендриты , воспринимают сигналы от внешней среды или других клеток и передают их телу нейрона. Длинный, неветвящийся – аксон , передает импульсы от тела нейрона к другим клеткам или органам-исполнителям (мышцам). Сверху аксон покрыт миелиновой оболочкой.

По количеству отростков нейроны делят на :

Униполярные – один отросток.

Биполярные – два отростка.

Мультиполярные – много отростков.

Тела нейронов объединяясь образуют серое вещество. Отростки составляют белое вещество.

Путь, по которому проходит нервный импульс – рефлекторная дуга . Ответная реакция на раздражение – рефлекс .


1. Чувствительное нервное окончание, которое воспринимает раздражение.

2. Чувствительный нейрон ( афферентный ) передает импульсы в ЦНС

3. Интернейрон (вставочный нейрон) он находится внутри ЦНС и передает импульс с чувствительного на двигательный нейрон

4. Двигательный нейрон ( эфферентный ) передает импульс из ЦНС к рабочему органу (мышце)

5. Эффекторный (рабочий) орган, который выполняет двигательную или секреторную (если это железа) функцию

Место контакта двух нейронов – синапс


ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (ЦНС)

Спинной мозг


Функции : рефлекторная и проводниковая.

Головной мозг

Расположен в полости черепа, повторяет неровную нижнюю его поверхность и сферическую верхнюю.


Отделы головного мозга :

1. Продолговатый – регулирует дыхание, пищеварение, кровообращение, содержит центры рвоты, кашля, чихания. Центры дыхания и кровообращения являются автономными.

Мост – получает сигналы от кожи лица, ротовой полости, органов слуха и вестибулярного аппарата, регулирует мимические и жевательные мышцы, слюнные железы.

Мозжечок – отвечает за координацию движений и положение тела в пространстве.

3. Средний – отвечает за регуляцию тонуса скелетных мышц ориентировочные рефлексы, зрение и слух.

4. Промежуточный – состоит из таламуса (фильтрует информацию) и гипоталамуса (регулирует центры насыщения и утоления жажды, ходьбу, плавание, бег, обмен веществ, автономную нервную систему).

5. Конечный – большие полушария, которые делятся на доли:

лобная – отвечает за высшую нервную деятельность (ВНД)

теменные – отвечают за кожно-мышечную чувствительность

затылочная – отвечает за зрение

височные – отвечают за слух и равновесие

Желудочки головного мозга – полости в головном мозге, заполненные спинномозговой жидкостью


Оболочки мозга:

Твердая . Эта оболочка плотная, прочная, содержит в своем составе большое количество коллагеновых и эластических волокон. Выстилая изнутри полость черепа, твердая оболочка головного мозга является одновременно надкостницей внутренней поверхности костей мозгового отдела черепа.

Паутинная . Эта оболочка располагается кнутри от твердой оболочки головного мозга. Тонкая, прозрачная паутинная оболочка в отличие от мягкой оболочки (сосудистой) не проникает в щели между отдельными частями мозга и в борозды полушарий. Она покрывает головной мозг, переходя с одной части мозга на другую, и ложится над бороздами.

Мягкая . Это самая внутренняя оболочка мозга. Она плотно прилежит к наружной поверхности мозга и заходит во все щели и борозды. Мягкая оболочка состоит из рыхлой соеди­нительной ткани, в толще которой располагаются кровеносные сосуды, направляющиеся к головному мозгу и питающие его.

ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (ПНС)

Периферическая нервная система состоит из нервов, идущих из головного и спинного мозга, которые ответственны за передачу импульсов из органов и команд от нервных центров для контролирования жизнедеятельности всего тела.

Соматическая нервная система представлена у человека 12 парами черепных нервов и 31 парой спинномозговых нервов, которые проводят информацию от внешних раздражителей. Этот отдел регулирует деятельность и поведение организма в соответствие с условиями внешней среды и степени ее воздействия, осознанно управляет нашим организмом. Соматическая нервная система регулирует работу поперечнополосатой мышечной ткани скелетных мышц. Высшим центром соматической нервной системы является кора больших полушарий.

Вегетативная (автономная) нервная система иннервирует внутренние органы и кровеносные сосуды, то есть органы, в которых имеются гладкомышечные элементы и железистый эпителий. Состояние вегетативной нервной системы прямо влияет на обмен веществ в органах. Вегетативные органы действуют непроизвольно, автоматически и без отдыха.

Вегетативная нервная система действует на органы двояким образом: или усиливает функцию органов или ослабляет их работу. Поскольку одно и то же нервное волокно не может проводить импульсы противоположного действия вегетативная нервная система делится на симпатическую и парасимпатическую части.

Симпатическая часть вегетативной нервной системы усиливает в основном функции внутренних органов, выполняют трофическую функцию, усиливают обменные процессы в клетках, усиливает секрецию желез, учащает ритм сердечных сокращений.

Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы выполняет защитные функции – замедляет ритм сердечных сокращений, суживает зрачок, усиливает моторику желудочно-кишечного тракта, способствуя более быстрому выведению из него содержимого, опорожняет полые органы, т.е. её действие диаметрально противоположно.

Работа нервной системы, труд и физические упражнения


Мозг человека, его нервная система издавна привлекали умы ученых. Работе мозга посвящены тысячи исследований, так как именно мозг во многом, если не во всем, определяет деятельность нашего организма, его поведение и приспособление к окружающей среде.

Рис. Схема движения сигнала от воспринимающего аппарата — до исполнительного (рефлекторная дуга).

Работа нервной системы представляет собой миллиарды клеток, имеющих многочисленные, порой очень длинные ответвления (корешки), которые протянулись ко всем органам и системам организма. К нервной системе относятся и те образования (рецепторы), которые в процессе развития животных и человека обрели способность воспринимать внешние и внутренние раздражения, например, аппарат слуха или зрения, температурной или тактильной чувствительности, мышечно-суставного чувства (проприоцепторы) и др.

С клетками нервной системы связана наша работоспособность, периодизация и жизненные ритмы функционирования всех органов и систем человека.

Именно нервные клетки на протяжении всей нашей жизни работают с большим напряжением. Они легко ранимы и бы стро истощаются. Поврежденные же клетки практически не восстанавливаются. Все это и заставляет относиться к ним с большой бережливостью, искать, путей сохранения оптимальной работоспособности нервных клеток и расширения функ циональных возможностей нервной системы в целом.

Из рецепторного (воспринимающего) аппарата, нервного проводящего пути и определенных групп мозговых клеток состоит анализатор, через который поступает в центральную нервную систему информация о состоянии наших органов, положении тела в пространстве, окружающих нас предметах, температуре воздуха, атмосферном давлении и т. п.

А — кора головного мозга; Б —подкорковые образования; В — гормональная система; Г — мышечная система.

Многочисленные преемники замечательных отечественных физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Веденского, А.А. Ухтомского в своих исследованиях показали многообразие и сложную архитектуру взаимосвязей организма с внешней и внутренней средой, основанную на условно-рефлектор ных реакциях. Последние способны совершенствоваться и закрепляться.

В повседневной жизни человека: в труде, быту, при занятиях спортом, — центральным вопросом остается возможность срочной переработки обильной информации, поступающей с рецепторного аппарата, и тех путей решения, которые возникают перед организмом (его нервной системой) в связи со складывающейся ситуацией в его деятельности.

Современному культурному человеку хорошо известно, что его поведение, деятельность, черты характера обусловлены особенностями функционирования нервной системы, ее био логическими свойствами.

Еще Гиппократ делил всех людей на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков, имея в виду, что одни горячи, как кровь, другие легко возбудимы, третьи, наоборот, трудно возбудимы, а четвертым присуща уравновешенность характера.

Один из основоположников современного учения о нервизме И. П. Павлов считал, что свойства нервной системы обусловлены такими качествами, как сила нервного процесса, его подвижность и соотношение возбудительных и тормозных процессов.

Работа нервной системы, сила нервного процесса, или степень истощаемости нервной системы, имеет общебиологическое значение и опреде ляет предел работоспособности нервных клеток. Сила нервно го процесса определяет способность человека выполнять боль шой объем работы с сохранением заданного ритма и темпа. Наоборот, при слабости нервного процесса наступает быстрое истощение деятельности, она становится неустойчивой, затухающей, аритмичной.

Второе свойство — подвижность нервных процессов — проявляется в быстроте замыкательных реакций, в скорости смены возбуждения торможением и возврата к первоначальному состоянию. Это скорость распространения (иррадиация) возбудительного процесса по нервной системе, его концентраций; в тех или иных отделах, группах клеток. Функциональная подвижность нервных процессов определяет скорость ответной реакции человека или его различных систем на поступающие сигналы раздражения. Она характеризует перестройку и приспособление организма к меняющимся условиям деятельности быта. От подвижности нервных процессов зависит диапазон устойчивости организма, широта его приспособительных реакций.

Э. Б. Коссовская видит проявление подвижности нервных процессов в том, как быстро человек, его органы и системы могут перестроить свое функционирование от уровня покоя к рабочему состоянию. Или, наоборот, от рабочего уровня перейти к состоянию покоя. Скорость протекания восстановительных процессов в период отдыха также определяется подвижностью нервных процессов.

Человек с высокой подвижностью нервных процессов быстро приспосабливается к новой обстановке, легко овладевает навыками.

Что касается соотношения тормозно-возбудительных процессов, то они могут быть уравновешенными или представлены преобладанием возбуждения над торможением.

По мнению И. П. Павлова, обратного соотношения у бодрствующего организма не может существовать, оно не является биологически оправданным. Вместе с тем в последнее время отдельные исследователи, в частности С. Д. Амром, выделяют лиц с преобладанием именно торможения над возбуждением.

Все эти качества (сила, подвижность и возбудительно-тормозные соотношения) взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют самое прямое отношение к пластическим свойствам нервной системы. Их можно сравнить со скульптором или художником и материалом, из которого создается произведение искусства.

Могут быть прекрасные руки ваятеля и совершенно негодный к творению материал или, наоборот, замечательные краски, глина, камень, но отсутствие таланта у художника. И в том и другом случае возможности к созданию произведения искусства остаются весьма и весьма ограниченными, а могут быть и обреченными на неудачу. Всегда торжествует лишь соединение этих двух факторов. Так и с человеком. Когда его нервная система характеризуется высокими пластическими свойствами (строительный материал!) и большой подвижностью нервных процессов (ваятель!), он быстро ориентируется в окружающей обстановке, легко и хорошо приспосабливается к условиям работы, в короткий промежуток времени и четко переключается с одной деятельности на другую. В организме такого человека быстрее развиваются механизмы защиты против переохлаждения и перегревания, вредного действия различных микробов и т. п.

В работах М. М. Кольцовой, В. Я. Кряжева, А. А. Логинова, В. М. Минаевой, И. Н. Филимонова, Минковского и др. показано, что у человека в первые дни и месяцы его жизни начинают развиваться и дифференцироваться те корковые отделы, которые обеспечивают соответствующее функционирование двигательного и кожного анализаторов. Это лишний раз подтверждает роль функции в развитии нервной системы.

Совершенствование условно рефлекторной деятельности идет по пути развития и шлифовки отдельных качеств, лежащих в основе поведения человека, силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, усиления значения второй сигнальной системы (слова, мышления) и уточнения взаимо действия ее с первой. Для процесса старения организма характерно нарушение деятельности нервной системы. При этом происходящие изменения обусловлены не столько анатомическими, сколько функциональными изменениями основных нервных процессов. С возрастом, когда в силу специфики работы, условий жизни, заболеваний, двигательная активность ухудшается, снижается и деятельность нервной системы: нарушается возбудительно-тормозной баланс, нервные процессы становятся более инертными, сила их падает, страдает замыкательная функция. В поведении такого человека появляется стремление к сохранению сложившихся условий быта, работы. Он менее охотно воспринимает различные реорганизации, внедрение нового, с большим трудом отказывается от привычек и переучивается.

Возрастной процесс совершенствования деятельности нервной системы и последующей ее инволюции при старении показали в своих исследованиях В, И. Великжанина, Н. Н. Заслина, Л. А. Новикова, А. Я- Кудряшова, Н. С. Мирзоянц, Хилла, Монниери и др.

Не будет преувеличением сказать, что бесконечное разнообразие связей организма со средой, непрерывное уравновешивание его функций с последней происходит посредством мышечной деятельности. Правда, в настоящее время такие связи не всегда внешне проявляются достаточно ярко. Это обусловлено эволюцией функций отдельных систем и организма в целом, развитием второй сигнальной системы. И все же работу мышц И. М. Сеченов рассматривает как определенное деятельное состояние мозга.

Единение нервных процессов и мышечных двигательных проявлений, с одной стороны, и подверженность их направленной тренировке, с другой, открывают пути к расширению функциональных возможностей центральной нервной системы.

В разное время Н. А. Грациановым, Р. В. Силлай, Джоне сом, Олсоном, Портером, Терманом и другими исследователями обращалось внимание на взаимосвязь между физическим развитием и умственными способностями.

Профессора 3. И. Бирюкова, М. Я. Горкин, В. В. Розен-блат, А. Д. Слоним, Г. Ф. Фольтборт, Матеев указывают, что определенное чередование повышения нервной деятельности с понижением ее работы, которое бывает при выполнении физических упражнений, оказывает тренирующее влияние на нервные процессы.

Возрастающая функциональная активность нервной системы неразрывно связана и с совершенствованием деятельности наших анализаторов: улучшается глазомер, ориентация в пространстве, точность движений и т. п.

Доказано также, что физические упражнения повышают эффективность последующей работы — особенно сложной, с умственным компонентом.

Физические упражнения и массаж являются эффективными средствами активного отдыха, восстановления работоспособности в первую очередь нервной системы. Влияние активного отдыха на утомленный организм человека сложно и многообразно.

Всякий труд, физический или умственный, неизбежно связан с утомлением, которое проявляется в снижении работо способности. Утомление же рассматривается физиологами как защитная реакция в первую очередь нервной системы против перегрузки. Оно носит временный характер.

Профессором В. Э. Нагорным в лаборатории здорового режима Московского университета было установлено, что под воздействием умственных перегрузок во многих случаях наблюдается значительное повышение тонуса крупных и средних артериальных сосудов головного мозга и увеличение периферического сопротивления мелких сосудов. Данное обстоятельство заставило искать пути улучшения именно мозгового кровообращения в период отдыха.

М. И. Виноградовым, А. Ф. Вербовым, 3. М. Золиной, А. В. Коробковым, И. М. Саркизовым-Серазини, В. Э. Нагорным доказано, что работа нервной системы под влиянием различных физических упражнений массажа эти состояния могут быть в определенных границах изменены в лучшую сторону. А это оказывает существенное влияние на функцию головного мозга, способствует восстановлению его работоспособности.


Рис. 4. Схема взаимного влияния двух очагов возбуждения. Заштрихова ны зоны торможения.

По мнению В. Э. Нагорного, такими упражнениями являются;

а) циклические, выполняемые в медленном и среднем темпе: ходьба, бег и т. п.;

б) вовлекающие в работу мышцы плечевого пояса. Это поднимание рук вперед, в стороны, вверх; дуговые и круговые движения руками и др.;

в) связанные с умеренным раздражением вестибулярного аппарата. Например, наклоны или повороты головы, туловища;

г) все виды упражнений с произвольным расслаблением мышц;

д) вызывающие изменение гидростатического давления крови в сосудах головы (при отсутствии противопоказаний). Имеются в виду переходы от горизонтального положения к положению сидя, стоя, наклоны и др.;

е) различные варианты дыхательных упражнений. Следует иметь в виду, что на мозговое кровообращение оказывает влияние не только характер самих упражнений, но и последовательность их выполнения в комплексе, интенсивность, объем и место их в режиме дня.

Однако было бы глубоко ошибочным думать, что стиму лирующая роль мышц для мозговой деятельности состоит в чисто механическом увеличении притока крови к мозгу. Мозг и мышцы представляют собой функциональное единство. Мышцы не могут сокращаться без нервных импульсов, а мозг, изолированный от влияния мышц, быстро теряет свою возбудимость даже при наличии достаточного кровоснабжения. По мнению М. Р. Могендовича, психический тонус в значительной мере определяется мышечным тонусом, так как у них одна основа — проприоцепция.

Физические упражнения создают мощный поток импульсов в центральную нервную систему. Возникают множественные очаги возбуждения. Отсутствие же или недостаток такой импульсации с мышц ведет к ухудшению работы мозга.

По мнению М. И. Виноградова, Н. В. Зимкина, Ю. К. Заморенова и Б. К. Заморенова, В. В. Розенблата, Г. В. Фольборта, работа нервной системы, а именно важнейшим механизмом улучшения работоспособности после выполнения физических упражнений является углубление торможения уже заторможенных нервных клеток и усиление возбудительного процесса в неработавших участках коры.

Интересно и то обстоятельство, что когда при активном отдыхе упражнения выполняются в медленном темпе, восстановительные процессы идут медленнее., чем при выполнении тех же комплексов, но в среднем или быстром темпе.

Таким образом, физические упражнения, мышечная работ а — неизменный спутник нашей жизни. Это орудие развития организма, совершенствования его функций, приспособления к условиям существования.

С понижением двигательной активности связаны многий заболевания, старение.

Упражнения помогают нам бороться с усталостью, сохранять высокий уровень работоспособности и совершенствовать интеллект.

Статья на тему Работа нервной системы

Для облегчения понимания общей схемы работы нервной системы здесь я даю пошаговое описание работы нервной системы с потоками информации.

Принятие информации – это трансформация раздражения в возбуждение ( трансдукция ). Этот процесс осуществляют рецепторы.

Итак, приемниками для внешней информации в организме являются специализированные образования – сенсорные рецепторы (например, палочки, колбочки, волосковые клетки, специализированные нервные окончания и т.д.). На их мембране обычно находятся молекулярные рецепторы.


Кодирование – это перевод определенных параметров раздражителя, которые умеет снимать рецептор, в пропорциональное электрохимическое возбуждение, а затем в поток нервных импульсов определенной частоты и пространственно-временной организации.

Соблюдается топический принцип - это соответствие между характеристиками раздражения и характеристиками возбуждения.

Таким образом, параметры раздражителя передаются параметрами потока электрохимической импульсации, идущей от рецепторов. И если вдруг процесс кодирования будет нарушен, то может получиться сенсорный образ, заметно отличающийся от оригинала. Поясняющий пример представлен на картинке слева.

Одним из примеров рефлексов среднего мозга может служить старт-рефлекс. Старт-рефлекс (рефлекс четверохолмный) - это физиологический рефлекс на внезапные световые, слуховые и другие раздражители. Ответная реакция выражается в виде застывания, вздрагивания, настораживания, что в дальнейшем в зависимости от биологической и социальной значимости раздражителя для организма может завершиться бегством, обороной или носит ориентировочный характер. В его осуществлении принимают участие четверохолмие и ретикулярная формация ствола. Снижение старт-рефлекса наступает при поражении крыши среднего мозга; он может быть повышен у больных неврозами.

В зрительной системе часть нервных волокон от сетчатки идёт дополнительно ещё и в гипоталамус. Это нужно для регуляции суточных ритмов.

Таким образом, возбуждение от сенсорного органа попадает в центральную нервную систему не по одному нервному пути, а по нескольким путям к разным нервным структурам.

Перекодирование — это изменение характеристик первоначального потока сенсорного возбуждения, идущего от сенсорного органа (от рецепторов). Именнно перекодированием и занимаются нервные центры.

1. Трансформация (преобразование) входящего потока сенсорного возбуждения в другой поток - выходящий. Выходящий поток может сильно отличаться от входящего, например, если он должен управлять мышцами, а не строить нервную модель раздражения в виде сенсорного образа.

2. Разделение входящего потока сенсорного возбуждения на несколько разных выходящих потоков, которые направляются в различные нервные структуры.

3. Контрастирование границ в пространстве. Обычно достигается с помощью латерального (бокового) торможения. Оно усиливает возбуждение по контуру раздражителя и ослабляет возбуждение в центральной области.

4. Контрастирование границ во времени. Происходит за счёт преобразования тонического (постоянного) возбуждения в фазическое (отмечает начало и конец действия раздражителя).

5. Детекция. Выделяет раздражители с определёнными характеристиками за счёт срабатывания специальных нейронов-детекторов с соответствующими рецептивными полями.

Перекодирование происходит в ядрах различных отделов центральной нервной системы: в среднем мозге, таламусе. Поток нервных импульсов после прохождения переключающих ядер изменяется.

Что, например, происходит с потоком сенсорного возбуждения в таламусе?

Во-первых, он раздваивается на два потока: один идет к проекционной зоне коры головного мозга, а другой через систему неспецифических ядер подается на обширные зоны коры в виде диффузного рассеянного потока возбуждения.

Во-вторых, уменьшается частота импульсации и общее количество импульсов. Частый ритм становится более редким.

В-третьих, длительные серии импульсов перекодируются в короткие пачки. Тоническое возбуждение преобразуется в фазическое, т. е. пачки импульсов отмечают только начало и конец действия раздражителя, а не весь период его действия. Длительность возбуждения и разрядов нейрона уже не соответствуют длительности исходного стимула. Таким способом релейные образования (низшие нервные центры) делают работу нервной системы более экономной.

Можно сказать, что в низших нервных центрах за счёт перекодирования происходит удаление избыточной информации. Релейные ядра производят фильтрацию поступающей информации и ее перекодировку.

Высшим нервным центром для каждой сенсорной системы является центральный отдел анализатора - проекционная зона коры. Полное название звучит довольно длинно, но зато внушительно. Например, ЗППЗКБПГМ — зрительная первичная проекционная зона коры больших полушарий головного мозга (поле № 17 по Бродману), или СППЗКБПГМ — слуховая первичная проекционная зона коры больших полушарий головного мозга (поле № 41 по Бродману).

В проекционных зонах коры происходит перцепция - построение сенсорного образа раздражителя. Это уже как бы "вторичное" восприятие по сравнени ю с "первичным" восприятием, которое осуществляют сенсорные рецепторы и которое называется трансдукцией.

Информация (сенсорное возбуждение) доставляется в эти проекционные зоны коры тремя путями:

Прямой специфический путь.

Диффузный неспецифический путь.

Опосредованный путь через корковые связи от других зон коры. Это помогает сличать поступивший сигнал с памятью.

Первичные проекционные зоны коры имеют в своём составе сложные нейроны-детекторы со сложными рецептивными полями, которые выделяют отдельные параметры раздражителя. Сенсорная кора имеет колончатое строение, каждая колонка работает как нейронный ансамбль из взаимосвязанных нейронов. Разные колонки проводят анализ разных параметров приходящего возбуждения и, следовательно, разных параметров исходного раздражения. В первичных проекционных сенсорных зонах коры больших полушарий головного мозга строится первичный сенсорный образ раздражителя в виде нервной модели из возбуждённых нейронов. Этот образ стоит ближе всего к реальности. Он существует несколько мгновений, а затем сменяется вторичным сенсорным образом, уже более субъективным.

Возбуждение от нейронов первичной проекционной коры передается во вторичные и в ассоциативные зоны коры, которые интегрируют его в сложный синтетический образ, включающий в себя разные сенсорные модальности. Например, визуально-аудиальный образ, в котором совмещается зрительная и слуховая информация.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.