Непродуктивная нервно психическая напряженность

Показатель СО интегрально отражает уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, присущий испытуемому. Эта напряженность заключается в неумеренно завышенном расходова­нии нервно-психических ресурсов при столь же неумеренно низком коэффициенте полезного действия. Чем больше величина СО, тем в большей мере силы человека расходуются на поддержание собственной психической целостности, на борьбу с внутриличностными пробле­мами, на волевое преодоление усталости в ущерб достижению субъек­тивно значимых целей.

Предполагается, что у испытуемого, выбирающего цвета в по­рядке аутогенной нормы, непродуктивная нервно-психическая напря­женность отсутствует. В общем случае (за исключением людей с пси­хическими расстройствами) это выражается в активном стремлении действовать, способности проявлять волевые качества в трудных ситуациях. Эмоциональная сфера характеризуется преобладанием стеничных, положительных переживаний, оптимистической верой в будущее. Внутренний мир такого человека отличается согласован­ностью потребностей и способностей, интересов и долга, отсутстви­ем противоречащих друг другу равносильных мотивов поведения.

Длительная работа, требующая постоянного волевого напря­жения, отсутствие возможности полноценного отдыха, а также тяже­лые хронические заболевания, истощающие организм, также могут быть причиной значительных отклонений от аутогенной нормы.

Значения СО отражают устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка.

Более 20 баллов – преобладание отрицательных эмоций. Доминирует плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выяснить, т.к. ребенок нуждается в психологической помощи.

10 – 19 баллов – эмоционально состояние в норме, поводов для беспокойства нет.

0 – 9 баллов – преобладание положительных эмоций, ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

На выборке из 772 взрослых здоровых испытуемых различных профессий получено нормализованное статистическое распре­деление оценок СО, приведенное к 7-бальной стандартной шкале. При этом общий смысл стандартных баллов можно определить сле­дующим образом: 4 балла - статистическая средневыборочная норма;

3, 5 - незначительное отклонение от нормы;

2, 6 - значительное отклонение от нормы;

1,7 - исключительно большое отклонение от нормы.

Перевод сырых значений СО в стандартные баллы

Стандартные баллы
Диапазон сырых значений СО 0-2 4-6 8-12 14-20 22-26 28-30

Показатель СО позволяет прогнозировать эффективность и ус­пешность деятельности (в том числе, профессиональный):

1 - 2 балла - отсутствие непродуктивной нервно-психической на­пряженности. Испытуемый активен, его действия разнообразны, ко­эффициент полезного действия высокий. Эмоциональный настрой - оптимистичный. Развит волевой самоконтроль. При этом воля не яв­ляется орудием подавления какой-то части личности, она лишь согла­сует различные, но не противоречивые желания испытуемого. При наличии соответствующей мотивации испытуемый способен интенсивно работать длительное время. В экстремальных ситуациях он эффек­тивно мобилизуется и сосредотачивается на выполнении задачи.

3 балла - незначительный уровень непродуктивной нервно-пси­хической напряженности. У испытуемого преобладает установка на активную деятельность. Его энергоресурсов достаточно для более или менее регулярных вспышек сверхактивности и напряжения, недоступ­ных большинству других людей. В условиях мотивированной (инте­ресной) деятельности не испытывает трудностей с оперативным и долговременным запоминанием и воспроизведением информации. К острым ощущениям, в общем, не стремится. Из стрессовых ситуа­ций выходит с достоинством.

5 баллов - повышенный уровень непродуктивной нервно-пси­хической напряженности. Потенциал целесообразной активности ис­пытуемого очень невысок. По этой причине он вынужден насильно заставлять себя делать те или иные необходимые дела. Постоянно действующий волевой контроль усиливает переутомление. Длитель­ная интенсивная работа, скорее всего, будет дорого стоить испытуе­мому в нервно-психическом плане. При этом она будет очень нерав­ноценной по производительности и качеству в разные периоды вре­мени. Общий эмоциональный фон характеризуется повышенной воз­будимостью, тревожностью, неуверенностью. В стрессовой ситуации вероятен срыв деятельности и поведения.

При многократном тестировании испытуемого в примерно оди­наковых привычных для него условиях показатель СО является отно­сительно устойчивым. Различие результатов двух обследований по показателю СО в 2-4 балла не является существенным (наиболее надежные результаты получаются при усреднении результатов не­скольких тестирований).

При выраженных колебаниях величины СО в серии обследова­ний можно сделать вывод о нервно-психической неустойчивости ис­пытуемого и, вместе с тем, о его хорошей податливости медико-пси­хологическому терапевтическому воздействию.

Стандартные баллы
Диапазон сырых значений СО 0-2 4-6 8-12 14-20 22-26 28-30

Показатель СО позволяет прогнозировать эффективность и ус­пешность деятельности (в том числе, профессиональный):

1 -2 балла - отсутствие непродуктивной нервно-психической на­пряженности. Испытуемый активен, его действия разнообразны, ко­эффициент полезного действия высокий. Эмоциональный настрой -оптимистичный. Развит волевой самоконтроль. При этом воля не яв­ляется орудием подавления какой-то части личности, она лишь согла­сует различные, но не противоречивые желания испытуемого. При наличии соответствующей мотивации испытуемый способен интенсивно работать длительное время. В экстремальных ситуациях он эффек­тивно мобилизуется и сосредотачивается на выполнении задачи.

3 балла - незначительный уровень непродуктивной нервно-пси­
хической напряженности. У испытуемого преобладает установка на
активную деятельность. Его энергоресурсов достаточно для более
менее регулярных вспышек сверхактивности и напряжения, недоступ­
ных большинству других людей. В условиях мотивированной (инте­
ресной) деятельности не испытывает трудностей с оперативным и
долговременным запоминанием и воспроизведением информации.
К острым ощущениям, в общем, не стремится. Из стрессовых ситуа­
ций выходит с достоинством.

5 баллов- повышенный уровень непродуктивной нервно-пси­
хической напряженности. Потенциал целесообразной активности ис­
пытуемого очень невысок. По этой причине он вынужден насильно
заставлять себя делать те или иные необходимые дела. Постоянно
действующий волевой контроль усиливает переутомление. Длитель­
ная интенсивная работа скорее всего будет дорого стоить испытуе­
мому в нервно-психическом плане. При этом она будет очень нерав­
ноценной по производительности и качеству в разные периоды вре­
мени. Общий эмоциональный фон характеризуется повышенной воз­
будимостью, тревожностью, неуверенностью. В стрессовой ситуации
вероятен срыв деятельности и поведения.

При многократном тестировании испытуемого в примерно оди­наковых привычных для него условиях показатель СО является отно­сительно устойчивым. Различие результатов двух обследований по показателю СО в 2-4 балла не является существенным (наиболее надежные результаты получаются при усреднении результатов не­скольких тестирований).

При выраженных колебаниях величины СО в серии обследова­ний можно сделать вывод о нервно-психической неустойчивости ис­пытуемого и, вместе с тем, о его хорошей податливости медико-пси­хологическому терапевтическому воздействию.

По аналогии с показателем СО получено нормализованное ста­тистическое распределение оценок ВК, приведенное к 7-балльной стандартной шкале.

Дата публикования: 2015-11-01 ; Прочитано: 807 | Нарушение авторского права страницы


Нервное напряжение – это отклонение, возникающее как следствие всевозможных перегрузок психоэмоционального характера. У человека нервная система отличается немалой пластичностью, она приспосабливается к всевозможным стрессорам и нестандартным условиям, однако ресурс ее все-таки ограничен. Любые интенсивные эмоциональные реакции порождают отклик в организме, именуемый стрессом. Когда эмоции обладают позитивным окрасом, то индивид ощущает счастье, негативным – возникает нервно-психическое напряжение. Если своевременно обнаружить признаки нервного напряжения, то коррекционное воздействие будет непродолжительным, а индивид быстро воротится к нормальному существованию, единства с окружающей средой и эмоциональному балансу.

Симптомы нервного напряжения

Зачастую к нервному напряжению приводит целая совокупность факторов: постоянно присутствующая усталость в ежедневном профессиональном бытие на фоне развития конфликтной ситуации в семейных отношениях довольно быстро может породить невроз, а расстройство аппетита, спровоцированное жизненными негораздами, вызовет также и хилость, недомогание.

Таким образом, основополагающими причинами, порождающими нервное напряжение, являются:

– отрицательные впечатления и негативное эмоциональное реагирование, которые возникают постоянно и постепенно скапливаются в подсознании (такие как: обида, злоба, надменность, зависть);

– различные подсознательные страхи и неспособность ими управлять порождает сильное беспокойство;

– нереализованные планы, несбывшиеся мечты, невоплощенные желания, психологические преграды – все те составляющие, которые на подсознательном ярусе не позволяет индивиду стать собой;

– невезения в личных взаимоотношениях, стрессовые ситуации, постоянно присутствующие конфликты и переживания;

– неудовлетворенность профессиональной средой, выбранной сферой деятельности, ощущение нереализованности;

– невозможность выкинуть вовне постоянно накапливающиеся переживания;

– отсутствие регулярного отдыха, физических нагрузок.

Возникновению нервного напряжения более сильно предрасположены индивиды, профессиональная занятость которых связана с постоянными конфронтациями, интенсивной нагрузкой, переживаниями и чрезмерной ответственностью.

К первичным проявлениям нервного напряжения относят:

– скованность, ощущение неловкости;

– инертность, отсутствие активности и заинтересованности к происходящим событиям;

– расстройства сновидений вплоть до полного его отсутствия;

– повышенное неадекватное эмоциональное реагирование;

– отсутствие желания взаимодействовать с социальным окружением (замкнутость).

Отсутствие радости проявляется тем, что индивиду уже не доставляют радость обыденные мелочи. Такой субъект не понимает, чего так радостно другим, когда на улице солнышко светит или пташки щебечут.

Усугубление эмоционального фона обнаруживается в неадекватном реагировании субъекта на всякую мелочь. Человек делается обидчивым и легко ранимым.

Условно всю симптоматику данного расстройства можно поделить на две категории. К первой относят вышеперечисленные, так называемые, внешние признаки. Вторая категория симптомов – это внутренние проявления, характеризующиеся чрезмерным равнодушием к обстановке, повышенной тревожностью и заторможенностью когнитивных процессов. Измождение нервной системы нередко порождает депрессивное состояние. Рассматриваемый этап может стать довольно серьезным для индивида, поэтому следует предпринимать действия, направленные на коррекцию состояния.

Порой нервно-психическое напряжение провоцирует возникновение повышенной возбудимости. Тогда появляется приумноженное чувство эйфории, повышенная разговорчивость, активная, но бесполезная деятельность. Невзирая на описанные проявления, индивид ощущает хорошо себя, вследствие чего во внимание данную симптоматику не принимает.

Помимо перечисленных проявлений также наблюдаются соматические сигналы, такие как:

– неконтролируемое дрожание, проявляемая как в ощущении где-то внутри, так во внешнем выражении (подергивание конечностей);

– нарушение функционирования пищеварительной системы, ярко выраженный дискомфорт в эпигастрии;

– снижение аппетита либо напротив, повышенное чревоугодничество;

– усиление дурных привычек (например, кусание губ или ногтей);

– слезливость и непродолжительные истерики, сменяющиеся абсолютным безразличием к проистекающим событиям.

Как снять нервное напряжение

Не следует недооценивать напряжение нервной системы, поскольку, невзирая на якобы нестрашную симптоматику, данное расстройство зачастую приводит к невеселым последствиям. Поэтому распознав проявления нервного напряжения, следует незамедлительно приступать к активным действиям по устранению факторов, вызвавших описываемое состояние и симптоматики.

Лечение нервного напряжения у взрослых рекомендуется начинать с нормализации сна. Прежде всего, следует стараться засыпать без помощи фармакопейных средств. Также необходимо исключить алкоголь, ежедневный кофе и употребление энергетических напитков. Перед отходом в Морфеево королевство рекомендуется избегать просмотра телевизионных передач, компьютерных игр или блуждания в сетевой паутине. Быстрому и легкому засыпанию способствует незначительная физическая нагрузка, например, вечерняя пробежка или обычная прогулка.

Положительным эффектом обладает коммуникативное взаимодействие с друзьями, поэтому рекомендуется отключить интернет и сделать вылазку на природу с близкими. Это гармонизирует внутреннее состояние, устранит стресс и нервозность.

Помимо того, дабы нормализировать душевный настрой следует разрешить межличностное противостояние в семье либо в рабочей среде. Любую проблему лучше обговорить, чем затаить обиду на неосторожные слова близких или коллег.

Также следует регулярно выделять время для физических упражнений. Благотворно на эмоциональный фон влияет плавание, массаж, утренний контрастный душ, ванны с травяными настоями. Помимо того для ликвидации нервного напряжения имеются разнообразные методики, например, медитация или йога.

Если из всего вышеприведенного ничего не помогло, то назначаются фармакопейные препараты, прежде всего, витамины (повышают стрессоустойчивость, снижают риск появления патологий миокарда, сосудистых недугов и неврологических отклонений, снабжают полезными веществами организм), средства, направленные на корректирование мозгового кровообращения (устраняют головные алгии, улучшают клеточную трофику, тем самым повышая работоспособность), антидепрессанты, ноотропы (усиливают трофику тканей мозга, обладают психостимулирующим воздействием).

Как снять нервное напряжение в домашних условиях

Прежде всего, снятие напряжения заключается в уравновешивании эмоционального настроя. Иначе говоря, первостепенными задачами для индивида являются осознание наличия проблемы и нахождение возможных путей освобождения от угнетающей ситуации.

Дабы избежать истощения нервной системы нужно прекратить накапливать на подсознательном ярусе чувства. Скованность тела и переизбыток нервного напряжения нередко порождают негативные эмоции, такие как: обида, злоба, ярость, зависть, высокомерие. Дабы почувствовать облегчение и скинуть с себя груз негатива, необходимо проговорить все скопленные эмоции. Можно, например, написать письмо, изложив в нем ситуацию, которая порождает эмоции с отрицательным зарядом, и сами негативные чувства.


Следует исключить всякие психологические запреты. Любые позитивные желания необходимо реализовывать. Иначе, желание трансформируется в тяжелый булыжник, падающий в глубину подсознания. Все сдержанные влечения и мечтания являют собой эмоциональные зажимы, которые блокируют ощущение радости, счастья, оставляя лишь страдания и устойчивое чувство неудовлетворения собой.

В битве с нервным истощением прекрасно зарекомендовали себя медитативные практики, аутотренинг в виде аффирмаций. Повторение позитивных установок поможет поднять настрой и побороть нехорошее ощущение.

Спорт также эффективен в устранении избыточного напряжения. Физическая нагрузка способствует продуцированию гормона счастья, что неизменно благостно сказывается на эмоциональном настрое.

Существуют также способы, как быстро снять нервное напряжение у взрослых. Они приведены ниже.

Прежде всего, дабы быстро устранить явления нервного напряжения, рекомендуется сменить обстановку. И здесь идеально подойдет пешая прогулка с чередованием темпа движения. Довольно быстро раздражение сойдет на нет. Поскольку нормализуется функционирование эндокринной системы, активизируется деятельность зон мозга, ответственных за настроение, процессы, порожденные стрессом, переключаются на обеспечение активности физического характера.

Результат достигается скорее, если в ходе прогулки перевести внимание с проблемного вопроса на нечто иное, например, на мечтания.

Если здоровье позволяет, то снять перенапряжение поможет экстремальная пища, например, можно скушать кусочек острого перца. Считается, что данное действо вызовет прилив эндорфинов.

Быстрым эффектом обладают обычные прикосновения близких, их объятия. Они подзарядят индивида положительной энергией и способны восстановить внутренне равновесие.

Действенным и довольно полезным методом, немеющим побочных воздействий, считается интимная близость. Данный процесс влияет на продуцирование гормонов удовольствия, что благотворно сказывается на нервной системе. Помимо того, благодаря интимной близости устраняются спазмы и мышечные зажимы, которые всегда сопровождают продолжительному нервному напряжению.

Дабы избавиться от накопленного напряжения, необходимо брать пример с маленьких жителей планеты. Малыши любят гримасничать и передразнивать взрослых. За что их частенько бранят. И напрасно. Маленькие крохи на интуитивном уровне знают, как быстро снять нервное напряжение. Поэтому, если душевные силы на исходе, необходимо предаться такому веселому и довольно простому занятию, как кривляние или строение рожиц перед зеркальной поверхностью. Это не только освободит от эмоционального груза, но и обязательно повысит настроение.

Когда человеческий субъект улыбается либо смеется, увеличивается приток крови в тканевые структуры мозга, следовательно, растет и содержание кислорода, что сказывается на работоспособности мозга и благотворно влияет на душевное состояние. Собственно вследствие этого смех и улыбка устраняют усталость, способствуют переключению на иное состояние, активизируя защитное реагирование организма.

Как снять нервное напряжение у ребенка

Невзирая на кажущуюся беззаботность малышей, их существование также наполнено, трудностями, разочарованиями и потерями: сломалась любимая игрушка, перевели в новый сад, ссоры с другими крохами. Взрослым надобно перестать недооценивать детские проблемы, считая их надуманными и незначительными. Дети в силу возраста сложнее адаптируются к любым переменам, они склонны уделять повышенное внимание якобы незначительным, по мнению взрослого окружения, вещам.

Нервное напряжение у детей может вызвать неожиданный приезд бабушки, первые шаги, ссора родителей. При адекватном реагировании, стресс для малыша полезен, поскольку он способствует мобилизации собственных сил, преодолевать некоторые проблемы, однако избыточное напряжение изматывает.

Взрослому окружению крохи необходимо научиться замечать звоночки нервного напряжения у малыша. Главными проявлениями нервного напряжения у карапузов являются поведенческие изменения.

Излишнее нервное перенапряжение у малышей зачастую проявляется регрессом к признакам младшего возрастного периода: они могут начать сосать пальчики, проситься на ручки, может появиться недержание мочи. Детишки более старшего возрастного этапа могут стать малообщительными, излишне покладистыми.

Помимо того, признаками стрессового состояния у крох могут служить нижеприведенные проявления:

– невротические явления: энурез, тики, скрежетание зубами, запинки в речи, навязчивые движения;

– снижение активности малыша;

– понижение либо чрезмерный рост аппетита;

– алгии в спине, брюшной полости или мигрень;

– дисфункция мочевого пузыря;

– расстройство работоспособности пищеварительной системы;

– нарушение концентрации внимания;

– понижение либо рост массы тела.

Заметив выше перечисленные проявления у собственного чада, родителям, прежде всего, следует снизить нагрузки ребенка, невзирая на их видимую полезность. Задача взрослого окружения заключается в подборе для крох индивидуального метода устранения перенапряжения.


Дабы ликвидировать нервное напряжение у ребенка, необходимо разговаривать с ним, разузнать о его чувствах, переживаниях, мучающих его. Следует создать дома атмосферу открытости, доверия. Нужно убедить малыша, что всякий опыт является положительным.

Также рекомендуется найти малышу занятие по дому, чтобы кроха чувствовал свою нужность, помочь ему отыскать хобби либо творческое занятие, предоставить ему возможность физической активности. При этом следует учитывать пожелания ребенка, а не исключительно собственные интересы, ресурсы и потребности.

При неврозах это более широкое понятие, чем внутренний конфликт, поскольку образуется из более многочисленных источников и не всегда психологически мотивировано. На исходном уровне оно может быть представлено конституционально и антенатально измененной нервно-психической реактивностью при невропатии, перинатальной и постнатальной органической церебральной патологией, генетически трудным сочетанием контрастного темперамента родителей.

Напряжение, появляющееся в результате неправильного воспитания и конфликтов, в отличие от предшествующих источников, имеет тенденцию к нарастанию с возрастом детей. Патогенно прежде всего блокирование активности, отсутствие эмоционального отреагирования, чрезмерная стимуляция возможностей и воспитание в целом, не соответствующее особенностям темперамента, характера и формирования личности. Патогенные ситуации воспитания и взаимоотношений в семье не обязательно осознаются как травмирующие, но тем не менее способствуют развитию психического напряжения. К тому же оно может возникнуть и в результате психологического заражения или индукции — непроизвольного усвоения нервного состояния взрослых и сверстников, с которыми ребенок находится долгое время в непосредственном и тесном общении — контакте. Это характерно для эмоционально чувствительных, непосредственных и впечатлительных детей, которые как бы переносят на себя, впитывают эмоциональное состояние близких и значимых лиц, сопереживая, сочувствуя или подражая, идентифицируясь с ними. Срабатывают здесь также и психологические механизмы высокой эмоциональной запечатлеваемости, избирательной внушаемости, привязанности и любви.

О хронической психотравмирующей ситуации как источнике напряжения следует говорить при наличии неразрешимых для детей переживаний, составляющих содержание внутреннего конфликта. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы — эмоциональные потрясения — усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними, пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами общения и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта или состояния хронического дистресса, как основного источника патогенного напряжения при неврозах. Положение осложняется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать накапливающееся нервно-психическое напряжение. Они вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет еще больше нервно-психическую реактивность организма. При этом происходит непродуктивная затрата психофизиологических ресурсов и возможностей, их дальнейшее перенапряжение и болезненное ослабление в целом. Следствием хронического психического напряжения будет нарастание церебральных астенических расстройств, фиксирующих переживания и затрудняющих дальнейшее восстановление нервно-психических сил. Одновременно уменьшается психическая толерантность к продолжающемуся воздействию стрессовых факторов, нарастают беспокойство и эмоциональная неустойчивость, появляются или усиливаются вегетососудистые и соматические нарушения, снижаются общая выносливость и сопротивляемость организма. Вместе это позволяет говорить о появлении развернутой клинической картины невроза.

В настоящем основными защитными механизмами считаются: вытеснение, проекция, отрицание (отказ), рационализация, сублимация, изоляция и регрессия. В дальнейшем ряд исследователей внесли свой вклад в развитие учения о защитных механизмах. В этой связи следует упомянуть о гиперкомпенсаторных психологических механизмах (Adler A., 1928); защитно-пассивном и защитно-агрессивном поведении (Сухарева Г. Е., 1959); трех стадиях развития адаптационного синдрома: тревоге, защите и истощении (Selye H., 1974); защитном значении самой невротической симптоматики и реактивных сдвигов характера (Иванов Н. В., 1974); трансформации отрицательных установок и их замене в системе мотивов в форме подстановок (Бассин Ф. Е., Рожнов В. Е., Рожнова М. А., 1974). У больных неврастенией ведущие типы психологической защиты — отрицание и рационализация; при неврозе навязчивых состояний — изоляция аффекта; при истерии — вытеснение (Ташлыков В. А., 1981).

Патофизиология неврозов

В обобщенном виде патофизиологический механизм неврозов Б. Д. Карвасарский видит в расстройстве функций интегративных систем мозга, среди которых, наряду с корой больших полушарий головного мозга, существенная роль принадлежит лимбико-ретикулярному комплексу. А. М. Вейн, А. Д. Соловьева, О. А. Колосова (1981) подчеркивают мягкость и обратимость его поражений при неврозах, противостоящих грубым локальным поражениям мозга.

В. К. Мягер (1976) раскрыт конкретный характер изменений в мезодиэнцефальной области при неврозах, влияющих на вегетативно-трофические и соматические функции.

Возбудимость — наиболее ранний ответ в онтогенезе при действии ограничений и интенсивных раздражителей у стеничных, активных по природе детей. Возбудимость указывает и на повышенную конституциональную чувствительность нервной системы при одновременном большом количестве помех или искажений в ее работе, что проявляется невропатией. В последующем возбудимость — следствие накопления опыта аффектов, особенно в условиях гиподинамии и блокирования эмоциональной разрядки у детей с холерическим темпераментом, экстравертированных и склонных к экспрессивному выражению чувств. Возбудимость может быть усвоена и по механизмам психологического заражения со стороны нервно-возбудимых, нетерпеливых и конфликтных лиц, окружающих ребенка. Возбуждающим эффектом также обладает непоследовательное обращение одного из взрослых и контрастное отношение нескольких из них.

Возбудимость при неврозах чаще всего представлена раздражительной слабостью или инертным возбуждением, когда ребенок, по словам родителей, часто ворчит, злится, будучи недовольным, капризным и неустойчивым в настроении или не может быстро остановиться, медленно приходит в себя, долго и безутешно плачет и расстраивается. Последнее иллюстрирует случай в школе с мальчиком 11 лет, лечившимся у нас по поводу неврастении. Однажды учительница музыки вышла из класса; все стали весело приплясывать в такт музыке и мальчик тоже. Когда учительница внезапно вошла в класс, все сразу затихли, но он не мог остановиться, и ему попало за всех. Возбудимость достаточно часто проявляется выраженным чувством беспокойства и тревожности, как и общей непоседливостью, ускоренной речью, повышенной отвлекаемостью. Возбудимость при неврозах носит избирательный характер, проявляясь в основном в семье как наибольшем источнике психической травматизации.

Тормозимость часто является реакцией на действие запредельных раздражителей, перенести которые ребенок не в состоянии. Другим источником будет повышенная чувствительность нервной системы, но, в отличие от возбудимости, с большим оттенком ранимости и уязвимости как конституциональной, так и невропатической, а также смешанной природы. Тормозимость выступает также как следствие психических потрясений и травмирующего опыта в условиях бесконечных угроз и чрезмерной стимуляции психофизиологических возможностей у детей с флегматическим темпераментом, интровертированных, склонных к импрессивному выражению чувств. Тормозимость может быть усвоена и по механизмам психологического заражения со стороны тревожно-мнительных и нерешительных взрослых. Тормозящим эффектом будут обладать чрезмерные моральные требования, оправдать которые ребенок не в состоянии. Тормозимость возникает, когда нужно сделать быстро то, что ребенок с флегматическим темпераментом сделать не в состоянии без перенапряжения своих сил. Усиливает тормозимость культивируемое родителями чувство вины, ощущение детьми своей беспомощности и бессилия, психическая астения как результат перенапряжения имеющихся возможностей и ресурсов.

Тормозимость, как и возбудимость, характерна в большей степени для определенных ситуаций. Избирательность возбудимости и тормозимости показывает, что. несмотря на участие в их появлении ретикулярной формации (возбудимость) и лимбических образований (тормозимость), значительная роль принадлежит изменению нейродинамики лобного отдела коры с ее функциями контроля и сопоставления различных стратегий поведения. Как уже отмечалось, на возбудимость оказывает влияние холерический, а на тормозимость — флегматический темперамент. В свою очередь, возбудимость и тормозимость и сами по себе заостряют эти крайние типы темперамента, создавая впечатление гиперактивности или гипоактивности.

В этой связи неоднократно отмечалась патогенная роль чрезмерных ограничений повышенной психомоторной активности у детей с холерическим и избыточной стимуляции у детей с флегматическим темпераментом. Наиболее неблагоприятная ситуация отмечается в тех случаях, когда мать с контрастным, флегматическим темпераментом и предварительной установкой на появление девочки имеет похожего на отца мальчика с холерическим темпераментом. О выраженном конституционально-средовом конфликте можно также говорить, когда мать с холерическим темпераментом и предварительной установкой на появление мальчика имеет похожую на отца девочку с флегматическим темпераментом.

В обоих случаях происходит нарушение наиболее уязвимого свойства нервной системы — подвижности процессов возбуждения и торможения, их соотношения, с появлением болезненного расстройства или клинической картины невроза.

Нарушение билатеральной регуляции — другой патофизиологический механизм при неврозах, заслуживающий особого рассмотрения. Из обзоров литературы Н. Н. Брагиной. Т. А. Доброхотовой (1981), В. Ротенберга (1984), Э. Г. Симерницкой (1985), Ю. Чиркова (1985) следует, что длительное время существовавшая концепция доминантности одного полушария в настоящее время сменяется концепцией о функциональной специализации полушарий. Левое полушарие обеспечивает дискретное, аналитическое, словесно-логическое мышление, правое — пространственно-образное, конкретное. В правом полушарии происходит чувственное восприятие, интуитивная ориентировка в окружающем мире, перцептивный инсайт. В нем преобладают бессознательные, спонтанные процессы, невербальный анализ информации, отрицательные эмоции типа печали и страха. В левом полушарии доминируют сознательные и речевые процессы, положительные эмоции. Если левое полушарие — языковый центр, то правое — центр чувства музыки. Доминирование левого полушария может быть связано с преобладанием второй, а доминирование правого — с преобладанием первой сигнальной системы (Суворова В. В., 1975; Русалов В. М., 1979).

Большая активность правого полушария заметна при наличии невротических черт личности: неуверенности, тревожности, непереносимости стрессов (Horkovic G., 1977). Ранняя и чрезмерная стимуляция левополушарных функций в ущерб правополушарным в условиях гиперсоциального воспитания при неврозах у детей отмечена В. И. Гарбузовым (1986). Вне неврозов обнаружена связь клинической симптоматики детского аутизма с механизмами гипоактивизации правого полушария (Каган В. Е., 1978). В правом полушарии приводятся в действие защитные механизмы в виде вытеснения и сновидений. Вытесненный мотив переходит в подсознание и вызывает неосознанную тревогу. Тогда человек не может сосредоточиться и его способность к решению текущих задач ослабевает (Ротенберг В., 1985).

Анализ преморбидных особенностей у детей с неврозами показывает преобладание правополушарной активности, сохраняющейся относительно большее время, чем в норме. Об этом говорят цельность восприятия, наивность, непосредственность, внушаемость (являющаяся, на наш взгляд, как и гипнабельность, функцией правого полушария), подверженность беспокойству и страхам, впечатлительность, образность мышления, повышенная чувствительность к музыке, фиксация прошлого опыта и склонность к вытеснению неприятных переживаний, в том числе во время сна. На преобладающую роль правого полушария указывает и относительная частота левшества (амбидекстрии), о чем пойдет речь ниже.

При рассмотрении динамики межполушарной асимметрии при неврозах в целом необходимо учесть исходную активность полушарий при различных клинических формах неврозов, если только речь не идет о первых годах жизни. При обсессивном неврозе и отчасти неврастении левое полушарие относительно более активно, чем при неврозе страха и особенно истерическом неврозе, при которых в большей степени проявляется функциональная активность правого полушария.

Во всех случаях главным аспектом проблемы межполушарной асимметрии при неврозах будет то, что слишком рано тормозится активность правого и возбуждается активность левого полушария или же существует односторонняя подмена правополушарной активности левополушарной функциональной активностью.

Динамика межполушарных соотношений при неврозах рассмотрена в таблице 5. Функциональная специализация полушарий в клинике неврозов рассмотрена в таблице 6.

Таблица 5. Динамика межполушарных соотношений при неврозах

Этап динамики неврозов Клиника Левое полушарие Правое полушарие
Начальный Общая для всех неврозов Возбуждение — перенапряжение (в условиях чрезмерной моральной стимуляции или ограничений) Торможение — репрессия (подавление возможности эмоционального отреагирования отрицательных, неприятных чувств и переживаний)
Развития Неврастении; невроза страха и истерического невроза Торможение — утомление (психическая астения) с нарастанием тревоги Возбуждение — генерация (в условиях эмоционального стресса и шоковых переживаний) состояний аффекта, беспокойства и волнений. Их амнезия, вытеснение в сны или диффузия в левое полушарие
Обсессивного невроза Доминанты застойного возбуждения (навязчивые страхи, мысли опасения) Торможение — депрессия с элементами эмоционального оскудения, нивелирования чувств

Таблица 6. Функциональная специализация полушарий в клинике неврозов

Примечание. Общей (интегративной) характеристикой для обоих полушарий будет беспокойство, внутренняя неудовлетворенность.

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 527 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.