Неврологическое обследование ребенка методики

Методика неврологического обследования новорожденных и грудных детей

Неврологическое обследование новорожденных детей имеет ряд особенностей, свойственных только этому возрастному периоду. Для правильной оценки состояния центральной и периферической нервной системы и назначения соответствующего лечения с первых часов жизни ребенка необходимо своевременное неврологическое обследование его наряду с телесным. Повторное неврологическое обследование более рационально проводить через 1 час 30 минут—2 часа после кормления, когда новорожденный спокоен. Исследования проводят в комнате с достаточной освещенностью, при температуре воздуха 25—27°С, положив ребенка на пеленальный стол.
Обследование осуществляют в последовательности, целью которой является наименьшее беспокойство ребенка. Вначале проверяют все рефлексы в положении на спине, затем в состоянии вертикального подвешивания ногами вниз и в последнюю очередь на животе.
Прежде всего обращают внимание на положение головы, туловища, конечностей, на выраженность спонтанных движений рук, ног. Определяют позу ребенка, форму черепа, его размеры, состояние черепных швов, размеры и состояние родничков, наличие кефалогематомы, родовой опухоли, костных пластин, асимметрий, а также кровоизлияния в кожу головы, лица, склеру глаз.
Здоровый ребенок рождается с окружностью головки 35—36 сантиметра. В первые 3 месяца головка увеличивается на 1,5—2 сантиметра в месяц, с 4 до 6 месяцев — на 1 см в месяц, а с 6— 12 месяца — на 0,5 сантиметра в месяц.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧЕРЕПНО — МОЗГОВЫХ НЕРВОВ:

Ароматические вещества (мята, валериана, духи и пррочее) вызывают гримасу на лице ребенка, двигательное беспокойство, крик.

На яркий свет новорожденный щурится п поворачивает голову и глаза к источнику света. Внезапное освещение вызывает смыкание век и слабое разгибание головы. Проверяют наличие кратковременного (5—7 секунд) зрительного сосредоточения, которое отмечается к З—5-му дню жизни. К 2 месяцу проявляется мигательный рефлекс при приближении предмета к глазам.

Обращают внимание на положение нижней челюсти (нет ли ее смещения, отвисания), величину глазных щелей, выраженность носогубных складок. Проверяют следующие рефлексы: конъюнктивальный, корнеальный, орбикулопальпебральный, поисковый, хоботковый, сосательный.
Конъюнктивальный и корнеальный рефлексы. Дотрагивание ваткой до конъюнктивы или роговицы вызывает смыкание век.
Орбикулопальпебральный рефлекс. Короткий перкуторный удар пальцем или молоточком по верхней дуге орбиты вызывает смыкание века соответствующей стороны.
Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля). При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 минут до кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 месяцев, а затем угасает.
Хоботковый рефлекс. Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.
Сосательный рефлекс. При введении указательного пальца в рот па 3—4 см ребенок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отмечается в течение 1-го гада жизни.

Проверяют слуховой и вестибулярный рефлекс — смыкание век, появление двигательного
беспокойства, испуга при применении звукового раздражителя. В первые дни жизни у здоровых новороноденных, особенно при повороте головы, может наблюдаться установочный мелкоразмашистый горизонтальный нистагм. Необходимо обратить внимание на наличие крупноразмашистого пли постоянного мелкоразмашистого нистагма (горизонтальный, вертикальный, круговой), что свидетельствует о поражении центральной нервной системы.

Обращают внимание на глотание ребенка, звучность голоса, а также па синхронность сосания, глотания и дыхания,
на наличие поперхивания и захлебывания во время еды. Определяют подвижность и рефлекс мягкого неба, глоточный рефлекс.

Проводят осмотр и ощупывание (пальпацию) грудино-ключично-сосцевидной мышцы, проверяют возможность поворота головы в обе стороны, наличие кривошеи.

Определяют положение языка во рту (по средней линии или имеется отклонениев сторону), его движение, участие в акте сосания, наличие тремора, фибриллярных подергивапий, атрофии.

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКТОРНО — ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В МЕТОДИКЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ И ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ:

Обследование двигательной сферы начинают с наблюдения за положением новорожденного, наличия у него спонтанных движений конечностей. Для новорожденных характерна физиологическая, нерезкая флексорная гипертония конечностей, поэтому руки и нога находятся в согнутом состоянии, ноги слегка разведены в бедрах, кисти рук сжаты в кулачки. В разгибателях головы и шеи мышечный тонус несколько повышен, поэтому у новорожденных в норме имеется легкая тенденция к запрокидыванию головы назад. Лежа на спине, новорожденный самостоятельно поворачивает голову в сторону. В положении на животе он временами поднимает голову на 1—2 секунды. Определяют скорость спонтанного движения, объем, симметричность, наличие атетоидных движений, дрожи конечностей, головы, подбородка. Тремор конечностей, подбородка может наблюдаться и у здоровых новорожденных в первые 2—3 дня при беспокойстве. Такие патологические проявления, как гиперкинезы, становятся более выраженными к концу 1-го года жизни.
Затем исследуют пассивные движения во всех суставах, определяют мышечный тонус, сухожильные рефлексы. Проверяют симметричность, величину мышечного тонуса и сухожильных рефлексов. Мышечный тонус определяют путем исследования пассивных движений в суставах конечностей. Особое внимание обращают на тонус в мышцах, приводящих бедро, путем разведения нижних конечностей в положении ребенка на спине. При этом ноги должны быть разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Повышение тонуса в аддукторах может наблюдаться при поражении центральной нервной системы, а также при врожденных вывихах и дисплазиях тазобедренных суставов. Мышечный тонусв руках определяют также путем пробы на тракцию: в положении ребенка на спине берут его руки за запястья и осторожно, медленно тянут на себя, придавая ребенку сидячее положение. В норме при этом ощущается умеренное сопротивление разгибанию рук в локтевых суставах. Из сухожильных рефлексов наиболее постоянными у новорожденных являются коленные. Проверяют безусловные рефлексы, имеющие отношение к туловищу и конечностям (безусловные рефлексы, имеющие отношение к лицу и голове, проверяют при исследовании черепно-мозговой иннервации), обращая внимание на выраженность и симметричность рефлексов с обеих сторон.
В последнее время основные безусловные рефлексы грудного ребенка с позиций их большей семиологической значимости разделяют на две группы (Л. О. Бадалян): 1) сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы); 2) надсегментарные позотонические автоматизмы, обеспечивающие регуляцию мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы (они регулируются центрами продолговатого и среднего мозга). К оральным сегментарным автоматизмам относятся: сосательный, поисковый, хоботковый (которые описаны выше) и ладонно-ротовой рефлексы.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина). При надавливании большим пальцем на область ладони новорожденного, ближе к тенару происходят открывание рта и сгибание головки. Рефлекс ярко выражен у новорожденных в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении центральной нервной системы. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 месяцев он угасает и к 3 месяцам исчезает.
К спинальным двигательным автоматизмам относятся: хватательный рефлекс, рефлексы Моро, опоры, автоматической походки, ползания, Таланта, Переса, защитный рефлекс новорожденного.

Хватательный рефлекс, Если поместить на ладони новорожденного указательные пальцы врача, происходят сгибание всех пальцев ребенка и охватывание пальцев врача. В некоторых случаях новорожденный очень сильно обхватывает пальцы врача, и ребенка при этом можно приподнять (рефлекс Робинзона). При нарезах кистей рук рефлекс может быть ослаблен или отсутствовать. Такой же хватательный тонический рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. При надавливании большим пальцем, на подушечку стопы происходит подошвенное сгибание пальцев. Хватательный рефлекс отмечается до 3—4 месяцев.

Рефлекс Моро. Этот рефлекс вызывается различными приемами: внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью или ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 сантиметров от головки. При вызывании этого рефлекса происходит отведение рук в стороны и разгибание пальцев (первая фаза), затем руки возвращаются в исходное положение (вторая фаза). Этот рефлекс вызывается сразу после рождения при манипуляции акушера. В единичных случаях он может отсутствовать в первые несколько дней. Более длительное отсутствие указывает па поражение ЦНС. При периферическом парезе руки он может отсутствовать на стороне поражения. Асимметрия рефлекса бывает при гемипарезе. Этот рефлекс выражен до 4—5 месяцев.

Рефлекс отдергивания. Покалывание иглой кожи подошвы вызывает одновременное сгибание бедер, голеней и стоп.
Обращают внимание на выраженность и симметричность рефлекса.
Перекрестный рефлекс экстензоров. Если пассивно разогнуть одну ногу, подавливая на колено, и булавкой уколоть подошву этой ноги, происходит разгибание и легкое приведение другой ноги. При спинальных поражениях рефлексы отдергивания и перекрестный экстензоров могут быть ослаблены или совершенно отсутствовать.

Защитный рефлекс. В положении на животе ребенок поворачивает голову в сторону. При поражении нервной системы и высоком тонусе он запрокидывает голову назад, что иногда неправильно оценивается как умение держать головку.

Рефлекс опоры. Если поднять ребенка, взяв его подмышки обеими руками и удерживая указательными пальцами голову со стороны спины, он сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах, а стопы — в тыльную сторону. Поставленный на опору, ребенок выпрямляет туловище. Рефлекс выражен до 1—1 и 1/2 месяцев .

Рефлекс автоматической походки. Ребенка ставят на опору в положении, при котором вызывается рефлекс опоры. Если его слегка наклонить вперед, то ребенок делает шаговые движения. Это особенно хорошо выражено, когда новорождепного ставят на наклонную плоскость. Рефлекс физиологичен до 1— 1 и 1/2месяцев.

Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра). Ребенка укладывают на живот; голова и туловище должны быть расположены по средней линии. В таком положении ребенок приподнимает голову на несколько секунд и поворачивает ее вправо и влево, производя при этом ползающее движения (спонтанное ползание). При надавливании ладонью на подошву отталкивание усиливается и в движение включаются руки. В первые 3 дня этот рефлекс в норме у новорожденных вызывается с трудом. Рефлекс наблюдается до 4 месяцев и затем угасает.

Рефлекс Таланта. Проведение указательным пальцем вдоль паравертебральной линии от плеча к ягодицам вызывает сгибание туловища новорожденного вогнутостью в сторону раздражителя. В первые несколько дней в норме у новорожденных этот рефлекс может быть ослаблен или отсутствовать. Рефлекс выражен до 3—4 месяцев.

Рефлекс Переса. Проведение указательным пальцем по позвоночнику от копчика к шее вызывает у ребенка крик, лордозирование туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы. Рефлекс наблюдается до 3—4 месяцев.
Надсегментарные позотонические автоматизмы в зависимости от уровня регуляции делятся на миелоэнцефальные (регулируются центрами продолговатого мозга) и мезэнцефальные (регулируются центрами среднего мозга).
К миелоэнцефальным позотоническим автоматизмам относятся лабиринтные тонические рефлексы, асимметричный шейный тонический рефлекс, симметричный шейный тонический рефлекс.

Лабиринтный тонический рефлекс. В положении ребенка на спине повышается мышечный тонус в разгибателях шеи, спины, нижних конечностей, в положении на животе — в сгибателях шеи, спины, конечностей.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (рефлекс Магнуса — Клейна). При повороте головы в сторону (челюсть находилась на уровне плеча) происходят разгибание конечностей, к которым обращено лицо, и сгибание противоположных. В период новорожденности этот рефлекс встречается непостоянно. Чаще наблюдается реакция верхних конечностей.

Симметричный тонический шейный рефлекс. При сгибании головы новорожденного повышается тонус в сгибателях конечностей, особенно в верхних, при разгибании головы повышается тонус в разгибателях конечностей.

Миелэнцефальные позотонические рефлексы наблюдаются у здоровых новорожденных до 2 месяцев.
Со 2-го месяца жизни начинают развиваться мезэнцефальные установочные рефлексы, определяющие возможность ребенка держать голову, а в дальнейшем сидеть, ходить и осуществлять произвольные движения. К мезэнцефальным установочным автоматизмам относятся: установочные лабиринтные рефлексы, простые шейные и туловищные установочные рефлексы, цепные шейные и туловищные установочные рефлексы.
Установочные лабиринтные рефлексы. Установочный лабиринтный рефлекс с головы на шею развивается со 2-го месяца жизни, когда ребенок начинает удерживать голову по средней линии в положении на животе и к 2—3 месяцу хорошо держит ее в вертикальном положении. С этого периода развивается установочный шейный цепной симметричный рефлекс. Под влиянием этого рефлекса возникает напряжение разгибателей шеи, туловища, а к 5-му месяцу — разгибателей ног, сначала при положении ребенка на животе, а затем в вертикальном положении. Формирование разгибательного тонуса в мышцах шеи, туловища и нижних конечностей позволяет ребенку удерживать туловище при сидении, стоянии и ходьбе.
Верхний рефлекс Ландау. Ребенок в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки, опираясь руками на плоскость удерживается в этой позе. Рефлекс формируется к концу 3-го и к началу 4-го месяца.
Нижний рефлекс Ландау. В положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги. Рефлекс формируется к 5—6-му месяцу.
Туловищная выпрямляющая реакция (выпрямляющий рефлекс с туловища на голову). При соприкосновении стоп ребенка с опорой происходит выпрямление головы. Рефлекс отмечается с конца 1-го месяца жизни.
Простые шейные и туловищные установочные рефлексы. При повороте головы в сторону туловище ребенка поворачивается в ту же сторону. При этом голова и туловище поворачиваются одновременно, как единое целое. Рефлекс появляется с рождения и видоизменяется к 5—6 месяцу.
Цепные шейные и туловищные установочные рефлексы. Поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, по не одновременно, а раздельно: сначала поворачивается грудной отдел, а затем тазовый.
Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище. Поворот плеч ребенка в сторону приводит к повороту туловища и нижних конечностей в ту же сторону. Поворот тазового отдела также вызывает поворот туловища и плеч в ту же сторону. Цепные шейные и туловищные установочные рефлексы формируются к 6—7 месяцам жизни.
В конце неврологического обследования рекомендуется еще раз оценить спонтанную двигательную активность новорожденного, положив его на спину. Дети, которые вначале исследования были вялы, адинамичны, могут стать более активными. Отсутствие такого перехода свидетельствует о выраженной заторможенности центральной нервной системы. Наоборот, дети, которые вначале были очень активными, в конце исследования иногда становятся вялыми, что указывает на быструю истощаемость центральной нервной системы.

Особенности обследования детей обусловлены затруднениями или даже невозможностью применения некоторых методик, используемых у взрослых; рядом не характерных для взрослых этиологических и патогенетических факторов, симптомов и синдромов; различными критериями нормы и патологии в каждом возрастном периоде и др. Поэтому детская невропатология выделяется как самостоятельная дисциплина.

При обследовании ребенка особенно важно свести к минимуму факторы, искажающие диагностическую информацию: соблюдение комфортной температуры помещения, возможно более краткий период обнажения тела ребенка, установление контакта соответственно возрасту и развитию ребенка, проведение неприятных приемов исследования (болевая чувствительность, болевые зоны, защитные рефлексы и др.) на заключительном этапе осмотра и т. д.
Врач должен проявить максимум наблюдательности при возникновении любых (как положительных, так и отрицательных) реакций.

Непосредственное изучение жалоб и анамнеза возможно только у детей старшего возраста, но и в этих случаях следует прибегать к контролирующему расспросу родителей, воспитателей, соседей (в отсутствие ребенка). У детей младшего возраста используют только объективный анамнез. Большее значение, чем у взрослых, у детей имеют наследственный, пре- и перинатальный анамнез, соматическое и психоневрологическое развитие, перенесенные инфекции и травмы, условия жизни и учебы.

При изучении соматического статуса помимо исследования органов и систем (консультация педиатра) важно обратить внимание на соответствие роста, умственного, физического и полового развития возрасту, развитие черепа (размеры, форма, состояние родничков и др.). У маленьких детей более частыми, чем у взрослых, общемозговыми симптомами являются генерализованные судороги. Головная боль выявляется иногда лишь по соответствующим изменениям поведения и мимики.


Признаком внутричерепной гипертензии, а иногда единственным симптомом менингита у грудного ребенка может быть напряжение или выбухание родничка. Тонические менингеальные симптомы могут отсутствовать или маскироваться физиологическим мышечным гипертонусом. Поэтому обращают внимание на менингеальные контрактуры (поза лягавой собаки и др.), поведение (необычное беспокойство или, наоборот, акинезия), симптом подвешивания Лесажа.

Функции черепных нервов и двигательных систем выясняются при наблюдении за реакциями ребенка на запахи, появление предмета в поле зрения, освещение глаз, звуки, при наблюдении за движениями глаз, мимикой, сосанием, глотанием, дыханием в спокойном состоянии, при плаче или крике, поведением при ходьбе, обращении с игрушками, протягиваемыми предметами и др. Важна констатация недоразвития (у новорожденного) или поздней задержки физиологических рефлексов — сосательного (сохраняется до 1 года), хоботкового (до 3 мес), поискового — подготовительных движений к еде при прикосновении к губам (до 3—4 мес).

Следует напомнить, что являются физиологическими мышечный гипертонус (до 4—5 мес), оральные автоматизмы (до 1 года), симптомы Бабинского, Россолимо и их аналоги (до 1, реже до 2 лет). Брюшные рефлексы появляются в 5—6 мес и позже. Функции мышцы, сжимающей мочеиспускательный канал, и мышцы — наружного сжимателя заднего прохода становятся произвольными (при правильном воспитании) к 2 годам.

Высшие корковые функции выясняют при опросе контактирующих с ребенком лиц (особенности характера, поведения, приобретение навыков, учеба и т. п.), при наблюдении за поведением и эмоциями ребенка, его реакциями на родителей, незнакомых лиц, новые предметы, обследование и т. д.

Необходимо при сопоставлении клинических данных и результатов дополнительных исследований учитывать возрастные особенности состава спинномозговой жидкости, кранио- и спондилограмм, электроэнцефалограммы, реоэнцефалограммы и др.

Наука неврология - это направление в медицине, призванное изучать и лечить болезни, связанные с расстройством нервной системы. Такое определение очень обобщенное и не может описать весь спектр проблем, решением которых занимаются неврологи.

Неврология. Что это?

Местом диагностики и назначения адекватного лечения болезней, связанных с нарушениями в работе нейронов, может быть только специализированный неврологический центр. В Москве их создано несколько. Современная медицина за последние десятилетия сделала колоссальные открытия, получила новые возможности в решении разных проблем. Особенно выделяются возможности выхаживания недоношенных детей. Раньше малыши, рожденные раньше семимесячного срока, были обречены на погибель. Сейчас же таких детей выхаживают, и вполне успешно.

Но то, что изначально пошло не так, как нужно, к сожалению, сказывается на будущем Чаще всего это различные неврологические проблемы. Как показывает статистика, количество малышей с такими заболеваниями не уменьшается. Причиной могут быть разные факторы - это и патологии развития из-за генетических нарушений, и неправильный образ жизни матери во время беременности, инфекционные заболевания, родовые травмы и неадекватная помощь новорожденному после тяжелых родов.

В любом случае с обращением в неврологический центр (в Москве или любом другом доступном месте) не стоит затягивать, ведь такие проблемы не проходят бесследно и сами собой.

Неврологические центры в Москве


Природа неврологических проблем может быть разной. В зависимости от сложности случая, реальных симптомов и следствий заболевания, врачи предпринимают меры и методы лечения. Опытные доктора в этой клинике выявляют причину и успешно борются с последствиями болезни даже у самых трудных малышей. Полный комплекс воздействия на нервную систему включает также лечебную физкультуру, массаж, работу с психологами и дефектологами. Этот неврологический реабилитационный центр в Москве оснащен современным оборудованием, имеет квалифицированный персонал, в число которого входят теоретики, всесторонне изучающие неврологические заболевания, и практики, опыт которых основан на тысячах реальных случаев. Количество детей, которых они подняли на ноги за годы работы, достигает двух тысяч. Однако за грамотность коллектива придется заплатить немалые деньги. Как свидетельствуют отзывы родителей, цены на услуги центра сильно завышены, и мало кто может себе позволить оплатить их. Многие отмечают отличные результаты работы именно команды реабилитологов даже в тех случаях, когда другие специалисты уже опустили руки.


Отзывы пациентов о разных учреждениях

Отдавать предпочтение тому или иному медицинскому учреждению, руководствуясь только лишь мнением пациентов, не очень разумно. Сколько людей, столько и мнений, часто отношение человека - это сугубо индивидуальная точка зрения, подпитанная личной драмой. Но все же крупицу правды можно найти и в обсуждениях простых людей, которые по тем или иным причинам сталкивались с необходимостью посещать неврологический центр в Москве. Отзывы пациентов, как один, настоятельно призывают составлять свое мнение о больнице на основе тщательного изучения квалификации врача. Необходимо в личном общении с ним, его пациентами узнать методику и принципы работы. Также многие советуют с опаской относиться к центрам, в которых бездумно назначают все возможные процедуры. Комплексность действий хороша, если нет противопоказаний. А в погоне за дополнительными средствами частные клиники очень часто грешат лишними предписаниями.


Государственные неврологические клиники

Одним из старейших в мире отечественной неврологии является Государственный неврологический центр в Москве - НЦН. До 2014 года он был известен как Научный центр неврологии более известной как РАМН. Это заведение относится к учреждениям, которые занимаются не только лечением пациентов, но и всесторонним изучением проблем. Мощнейшая техническая база, института, являющегося передовиком не только в России, но и в Европе, позволяют решать самые сложные задачи. Медицинские достижения последних лет, благодаря которым диагностика сосудистой системы стала более доступной, вкупе с колоссальным опытом значительно расширили возможности современных неврологов.

Этот неврологический центр в Москве имеет статус федерального поэтому право на лечение в нем имеет каждый гражданин страны, однако большие очереди вынуждают прибегать к платным услугам. В НЦН это возможно, и практикуются целые комплексы процедур, направленные на решение конкретных проблем со здоровьем, с использованием новейших разработок.

Расположен неврологический центр в дом 80. Для удобства пациентов заявку на прием можно делать по телефону или через форму на официальном веб-сайте.

Малейшее сомнение в здоровье ребенка - повод обращаться к врачу


Отдельно следует выделить работу Детского психоневрологического центра (бывшая поликлиника №18). Среди государственных учреждений подобного профиля это передовик. Обширная материально-техническая база и единственное в стране отделение нейрохирургии для детей делают это заведение уникальным. Конечно, существует минус - это огромная очередь на бесплатный прием к опытному неврологу. Часто ждать приходится несколько месяцев. Как всегда, вопрос решают деньги, а точнее, платная консультация, ведь даже несколько дней промедления имеют значение в развитии ребенка.


Когда болеют дети, это вдвойне страшно. Тем более если это совсем малыши. Случается, что родители сильно опаздывают с обращением за медицинской помощью. Ни в коем случае нельзя пренебрегать профилактическими осмотрами у участкового педиатра и профильных специалистов. Ведь в случае малейших подозрений они не только помогут вовремя выявить болезнь, но и дадут направление на дальнейшее обследование, если диагноз нуждается в уточнении.

ДНЦ на Пожарском

Морозовская детская городская клиническая больница имеет все необходимое и, что немаловажно, современное оборудование для работы с пациентами. Мамы на форумах высоко ценят как специалиста высокого уровня Вишнякову Ю. Ю. Именно этот невролог помогает подобрать адекватное лечение и использует медпрепараты в крайних случаях. Без ложки дегтя обойтись не удастся, часто в коллективе профессионалов встречаются не очень приветливые коллеги. По отзывам родителей, младший бесспорно, привыкший к человеческому горю, не входит в положение как ребенка, так и родителей. Государственным клиникам еще стоит многому научиться у предприятий, которые работают не за бюджетные деньги, а зарабатывают свою репутацию и клиентскую базу не только профессионализмом, но и высоким уровнем внимания к каждому пациенту.


В каких случаях нужно обращаться к врачу?

Мама - это тот человек, который проводит со своим ребенком больше всего времени. И именно она всегда должна быть настороже, следить за изменениями в поведении, состоянии здоровья, психологическом равновесии своего чада. Конечно, случаи грусти, хандры и просто нежелания общаться бывают со всеми, и дети не исключение. Но не стоит отмахиваться от ребенка в таких случаях:

  • если у него частые головные, спинные боли;
  • если он быстро устает, сонный, мучается головокружениями, тошнотой;
  • не может концентрироваться, быстро забывает изученный материал;
  • если есть проблемы с координацией движений, вздрагивают руки, ноги, дрожит подбородок;
  • наблюдаются или отставание в развитии.

Симптомы неврологических заболеваний у грудничков

Диагностика патологий у совсем маленьких деток - это очень сложный процесс. Индивидуальные особенности каждого малыша, невозможность получения достоверных данных часто становятся причиной конфликтов и недоразумений между родителями и врачами. Нежелание внимать мнению специалиста можно понять - никто не хочет верить, что с любимым чадом что-то не так. Но какие же симптомы действительно требуют по меньшей мере консультации у невролога?

Прежде всего это беспокойный сон, безудержный плач, когда ребенок сыт, сухой и нет реальной причины для слез. Внешне проблемы с ЦНС могут проявляться гипертонусом, асимметрией лица, плохой реакцией глазных яблок на свет, их неправильным расположением. Все эти симптомы свидетельствуют о том, что в развитии происходит сбой, но при правильном подходе лечение имеет очень благоприятный исход. Главное - вовремя посетить неврологический центр. В Москве тем более нет причин для паники, ведь уровень помощи на очень высоком уровне и нехватки в специалистах не ощущается.

Какие методы применяют врачи, чтобы помочь малышу?

Прежде всего, лечение назначают только после комплексного обследования ребенка. Диагностика включает в себя визуальный осмотр ребенка, выявление его рефлексов, уровень статокинетического развития по отношению к его возрастной группе. Дополнительные методы могут включать в себя нейросонографию (если родничок не закрылся) или МРТ. В зависимости от сложности случая могут применяться и медицинские препараты, и другие способы влияния, которые включают различные способы физиотерапии. Хороший неврологический центр в Москве для детей всесторонне помогает ребенку восстановиться, подключает к работе массажистов, физиотерапевтов, логопедов, психологов.

В характеристику неврологического статуса новорожденного ребенка входит состояние тонуса мышц и двигательной актив­ности, оценка безусловных рефлексов, отсутствие или наличие признаков, свойственных поражению черепных нервов, способ­ность к самостоятельному сосанию и элементы эмоционального тонуса на этой стадии развития.

Данные клинического осмотра дополняются акушерским анамнезом, характером родов и нейросонографическим исследо­ванием. Первичная неврологическая оценка в дальнейшем может быть изменена, характеризующие ее симптомы могут оказаться кратковременными и быстро исчезнуть или, наоборот, появиться позднее после короткого или длительного латентного периода.

Эталоном нормы является здоровый доношенный ребенок, неврологический статус новорожденных недоношенных детей рассматривается в соответствии с их сроком гестации, во многом определяющей их неврологическую зрелость.

Осмотр ребенка при оценке неврологического статуса производится на пеленальном столике, в условиях оптимального температурного режима. Это относится ко всем весовым категориям, включая и детей с весом 750-1000 г. Мы не являемся сторонниками осмотра детей непос­редственно в инкубаторе, так как это ограничивает качество осмотра, но это не распространяется на детей, находящихся на ИВЛ.

Состояние тонуса мышц определяет позу ребенка. Для здорового доношенного новорож­денного с первых дней жизни характерно флексорное положение конечностей: ноги согнуты в тазобедренных, колен­ных суставах, бедра отведены в стороны, руки обычно приведе­ны к туловищу и согнуты в локтях. Разгибание конечностей за­труднено от умеренного до более выраженного, что отражает их физиологический гипертонус.

Физиологический гипертонус разной интенсивности сво­йствен всем доношенным новорожденным, он выражен уже при рождении ребенка, в возрасте 3-4 недель начинает постепенно уменьшаться и к 2 месяцам полностью исчезает.

Отсутствие физиологического гипертонуса на первой неделе жизни свидетельствует о неврологических отклонениях от нор­мы и нуждается в уточнении генеза этих нарушений.

Патологический гипертонус конечностей в неврологическом статусе новорожденного, как результат гипоксического, травматического или другого вида поражения го­ловного мозга, также может быть выражен с первых дней жизни или появляться позднее, в возрасте 2-3 недель, когда его еще можно спутать с физиологическим гипертонусом. Однако, в отличие от последнего, он имеет тенденцию к прогрессированию и сочета­ется с другими неврологическими симптомами (скрещивание го­леней, запрокидывание головы, снижение рефлекса Моро). В анамнезе этих детей есть указания на патологическое течение бе­ременности или на травматизацию в родах.

Тонус верхних конечностей определяется по трем позициям: сгибание, разгибание в локтевых суставах, отведение рук в сто­роны, поднятие рук вверх. Более низкий тонус отмечается при сгибании и разгибании рук, более высокий - при отведении их в стороны.

Тонус нижних конечностей при оценке неврологического статуса новорожденного определяется путем сгибания и разгибания ног в коленных, тазобедренных суставах, разведе­нием бедер. Кроме того, оценивается положение конечностей, вытянутые ноги при отсутствии их вялости свидетельствуют о преобладании экстензоров, а расположении руки вдоль тулови­ща- о ее гипотонии.

Двигательная активность у маловесных недоношенных де­тей определяется при наблюдении за их поведением в инкубато­ре, где они лежат обнаженными, и их активность (пассивность) хорошо видна. Желательно оценивать активность ребенка в раз­ных позах: на спине и на животе.

Дополнительно о двигательной активности судят во время оценки неврологического статуса новорожденного, поочередно разводя, отводя и разгибая руки и ноги, и задерживая их в этой позе около 5 с. Застывание в позе свидетельствует о локализованной или общей гиподинамии.

В целом, даже у детей с весом 750-1000 г и сроком гестации свыше 26-27 недель без сопутствующих тяжелых патологических состояний, двигательная активность отмечается уже на первой неделе жизни.

Гиподинамия отражает не только поражение ЦНС, но и сопу­тствует тяжелой соматической патологии.

Повышенная двигательная активность, кратковременная или более продолжительная с избыточным движением конечностей и передвижением по инкубатору не является редкостью и может наблюдаться у детей с весом 900-1500 г, свидетельствуя о гипоксическом или геморрагическом поражении ЦНС.

При повышенной двигательной активности следует обращать внимание на их характер. Движения, напоминающие картину езды на велосипеде, в виде вращения педалей, греблю или плава­ние, относятся к эквивалентам судорог.

Легкий тремор и единичные вздрагивания в первые 2-3 дня жизни можно рассматривать как вариант нормы неврологического статуса новорожденного.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Страница 51 из 51

Рис. 76. Рефлексы новорожденных и грудных детей.
поисковый; 3 - хоботковый; 4 - сосательный.
Б. Спинальные двигательные автоматизмы у новорожденных; 5 - защитный; 6 - рефлекс ползания
(Бауэра): 7 - рефлекс опоры и автоматическая походка; 8 - хватательный рефлекс


Рис. 76. Продолжение.
Д Лабиринтные рефлексы: 14 - лабиринтный установочный рефлекс (Ландау); 15 а, б

Реакция равновесия - это группа рефлекторных реакций, обеспечивающих сохранение равновесия при сидении, стоянии, ходьбе. Механизм этих реакций сложный, осуществляется при участии мозжечка, базальных ганглиев, коры больших полушарий. Реакции равновесия появляются и нарастают в тот период, когда реакции выпрямления уже полностью установились.. Реакция равновесия заканчивают свое формирование в общих чертах в период с 18 мес. до 2 лет. Их совершенствование продолжается до 5 - 6 лет.
Реакции выпрямления и равновесия совместно представляют нормальный постуральный рефлекторный механизм, который формирует необходимую базу для выполнения любых двигательных навыков.
Сроки выявления основных безусловных рефлексов и позотонических автоматизмов представлены в табл. 7 и на рис. 77.
Исследование двигательных функций грудного ребенка включает оценку общего мышечного развития, объема и силы активных и пассивных движений, состояние мышечного тонуса и координации.

Таблица 7. Сроки выявления основных безусловных рефлексов у доношенных детей

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.