О российских ученых неврологах

Невропатология (неврология) как самостоятельная клиническая дисциплина возникла в 1862 г., когда было открыто отделение для больных с заболеваниями нервной системы в больнице Сальпетриер под Парижем. Это отделение возглавил Жан Шарко (1835-1893), которого нередко называют отцом невропатологии.

Первое в России неврологическое отделение было открыто в 1869 г. на базе Ново-Екатерининской больницы (ныне Московская клиническая больница ? 24). Инициатором создания этого отделения и первым его руководителем был сотрудник клиники социальной патологии и терапии Московского университета А.Я. Кожевников (1836-1902). Он читал студентам факультативный курс по нервным болезням и вел углубленное изучение болезней нервной системы. С 1870 г. неврологическое отделение открылось и в Старо-Екатерининской больнице в Москве. Этим отделением руководили ученики А.Я. Кожевникова, который создал первый в России учебник для студентов по нервным и душевным болезням.

шой вклад в развитие неврологии: В.К. Рот, В.А. Муратов, Л.О. Даркшевич, Л.С. Минор, Г.И. Россолимо, М.С. Маргулис, Е.К. Сепп, Н.И. Гращенков, Н.В. Коновалов, Е.В. Шмидт, Н.К. Боголепов и др.

Если в Москве невропатология формировалась на базе терапевтической службы, то в Санкт-Петербурге неврологическая наука стала развиваться на базе созданной в 1857 г. кафедры душевных болезней Медико-хирургической (с 1881 г. - Военно-медицинской) академии. С 80-х годов XIX века курс нервных болезней на этой кафедре читал И.П. Мережковский (1838-1908). С 1893 г. кафедрой нервных и душевных болезней Военно-медицинской академии руководил В.М. Бехтерев (1857-1927). В 1897 г. при этой кафедре была открыта созданная при активном участии В.М. Бехтерева неврологическая клиника. К петербургской школе невропатологов относятся такие выдающиеся неврологи, как Л.В. Блюменау, М.П. Жуковский, М.П. Никитин, М.И. Аствацатуров и др.

Отечественные клиницисты-неврологи не только разрабатывали методы лечения и диагностики заболеваний нервной системы, но и проявляли большой интерес к теоретическим проблемам, связанным с анатомией, гистологией и физиологией нервной системы. Они активно выступали против любых попыток внедрения ненаучных концепций в медицину и биологию. В.М. Бехтерев, Г.И. Россолимо, В.К. Рот и другие ученые сочувствовали демократическим течениям общественной мысли. Отечественные неврологи были не только врачами, учеными, но и организаторами неврологической помощи: открывали новые клиники, расширяли возможности оказания помощи больным в существующих лечебных учреждениях, вели борьбу с социальными заболеваниями (алкоголизм, нейросифилис, неврозы и пр.). Они не отгораживались от достижений мировой науки, оценивали их по достоинству и охотно применяли в своей научной и практической деятельности. Успехи отечественной неврологии в свою очередь оказывали значительное влияние на неврологическую науку зарубежья. Большой вклад в мировую неврологию внесли В.М. Бехтерев, Г.И. Россолимо, Л.О. Даркшевич и др. В 1897 г. по инициативе В.М. Бехтерева в Санкт-Петербурге в Военно-медицинской академии открывается первая в мире нейрохирургическая операционная.

В 1909 г. в Санкт-Петербурге была создана одна из первых в мире кафедр хирургической невропатологии, которую возглавил Л.М. Пуусепп. В 1914 г. в Санкт-Петербурге при Психоневрологическом институте была открыта специализированная нейрохирургическая клиника им.

Н.И. Пирогова на 200 коек. В 1914 г. в Витебске Л.М. Пуусеппом был организован первый в мире специализированный военный нейрохирургический госпиталь.

В 1926 г. по инициативе А. Г. Молоткова и С.П. Федорова в Ленинграде открылся первый в мире Институт хирургической неврологии, в последующем переименованный в Нейрохирургический институт им. А.Л. Поленова. В нем работали крупные нейрохирурги И.А. Бабчин, В.М. Угрюмов и др. В 30-е годы создаются нейрохирургические клиники в Харькове, Ростове-на-Дону, Москве и других городах. В 1932 г. хирург Н.Н. Бурденко совместно с неврологом В.В. Крамером создали в Москве самостоятельный Институт нейрохирургии. В институте работали такие известные нейрохирурги, как Б.Г. Егоров, А.А. Арендт, И.М. Иргер, А.И. Арутюнов, а также ведущие представители различных смежных специальностей (нейрорентгенологи, нейроофтальмологи, отоневрологи и др.).

Значительно возросло число врачей-неврологов: сейчас в России их более 10 000. Широко представлена в стране и нейрохирургическая служба. Расширились возможности оказания неврологической и нейрохирургической помощи больным в разных регионах страны, много внимания уделяется разработке активной профилактики и лечения болезней нервной системы, вопросов медико-социальной экспертизы и трудоустройства. Последовательно проводится большая научно-исследовательская работа, при этом активно разрабатываются такие клинические проблемы, как сосудисто-мозговая патология, демиелинизирующие заболевания, болезни периферической нервной системы, нейроонкология, нейротравматология, эпилепсия, соматоневрология и др. Клиническая неврология и нейрохирургия тесно связаны с другими теоретическими и клиническими науками.


Неврологи из США сравнили риск развития ишемического инсульта у пациентов с COVID-19 и гриппом. Оказалось, что в первом случае он в 7,6 раза выше. Ученые также выделили превышение специфических маркеров развития нарушения мозгового кровообращения в крови тех коронавирусных больных, у которых в итоге развился инсульт. Российские специалисты считают, что исследование расширяет понимание характеристик, механизмов и краткосрочных исходов острого мозгового кровообращения у пациентов с COVID-19. А значит, может помочь медикам не допустить развитие такой патологии.


Сравнительный анализ

Неврологи из отделения клинической и трансляционной нейронауки Научно-исследовательского института мозга и сознания Фейла Фэмили в медицинском колледже имени Вейля Корнелла и других американских научных учреждений опубликовали статью, в которой оценили риски развития ишемического инсульта у пациентов с гриппом и коронавирусом. Они изучили данные 1916 человек с COVID-19, получавших помощь в приемном покое либо госпитализированных в две клинические больницы Нью-Йорка. Затем медики сравнили их с данными аналогичной выборки больных гриппом.

Из всех пациентов с коронавирусной инфекцией 31 (1,6%) имел острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу (ишемический инсульт). В группе же пациентов с гриппом инсульт наблюдался лишь у трех пациентов из 1486 (0,2%). После поправки на возраст, пол и расовую принадлежность вероятность ишемического инсульта при коронавирусе оказалась в 7,6 раза выше, чем при гриппе.



— Например, при COVID-19 возможно повышение свертываемости крови. И это только один из возможных сценариев, — рассказал специалист. — К сожалению, многие люди с высоким риском инсульта не проводят его эффективную профилактику. А болезнь вполне можно предотвратить.


При этом Владимир Парфенов отметил, что инсульт не входит в число самых распространенных осложнений от COVID-19. Куда опаснее возникновение пневмонии и легочных осложнений.

Предвестники удара



— Исследование показало, что инфекция COVID-19 связана с сильной воспалительной реакцией, сопровождающейся коагулопатией, с повышенными уровнями D-димера (в три раза) и частым присутствием антифосфолипидных антител, что может объяснить высокую распространенность тромбозов, наблюдаемых у этих пациентов, — отметила эксперт.

По ее словам, пациенты с коронавирусной инфекцией подвергаются повышенному риску медицинских осложнений, таких как: предсердная аритмия, инфаркт миокарда, сердечная недостаточность, миокардит и венозные тромбозы, которые, вероятно, и способствуют риску ишемической болезни.


Клиника и психосоматика

— Вообще идея кажется очень логичной. Инсульты выделяют двух типов — ишемический (когда тромб закупоривает артерию) и геморрагический (когда рвется стенка сосуда). Бывает еще комбо (сочетает оба фактора), — пояснил эксперт. — COVID-19, как мы сегодня знаем, приводит к повышенному тромбообразованию. Вполне возможно, что тромб может попасть в мозговую артерию. А может попасть в артерию, снабжающую сердце, тогда последует инфаркт.


Кроме того, по словам специалиста, свою роль в развитии инсульта играют и психосоматические факторы. Страх заражения не содействует здоровью и долголетию, зато поднимает артериальное давление. А это, в свою очередь, может вызвать массу проблем, в том числе в работе сердечно-сосудистой системы.

Что же касается ученых из США, то они в выводах к своей статье отмечают, что дальнейшее выяснение тромботических механизмов у пациентов с COVID-19 может дать более эффективные стратегии для предотвращения инвалидизации у пациентов с коронавирусом. Поэтому такие исследования необходимо продолжать.


Развитие неврологии длительное время было больше накоплением опыта. Ведь медикам было сложно, не обладая достаточным количеством знаний и необходимым оборудованием, объяснять те или иные процессы, которые происходят в нервной системе человека. Активное развитие она получила в 1860 году, с тех пор серьезно продвинувшись. О том, как развивалась неврология и почему о ней надо знать — в материале АиФ.ru.

Первые упоминания

Первые сведения о различных патологиях нервной системы можно обнаружить в различных письменных источниках, пришедших и сохранившихся с глубокой древности. Так, например, в египетских папирусах, которые датированы 3-м тысячелетием до н.э., встречаются упоминания о параличах и нарушениях чувствительности у людей. В древних книгах по Аюрведе также сообщается о ряде симптомов, среди которых судорожные припадки, обмороки, головная боль.


Есть определенные описания различных неврологических патологий в трудах таких известных медиков, как Гиппократ, Рази, Ибн-Сина. Также здесь предлагались методы их диагностики и лечения. Несмотря на такую временную отдаленность, уже тогда некоторые состояния четко обозначались как болезни головного мозга, среди которых эпилепсия, мигрень и прочие.

Развитие неврологии связано с появлением новых методов исследований. В Средних веках уже были попытки связать определенные неврологические нарушения с различными структурами мозга.


Точка отсчета

Сегодня во многих источниках датой рождения такой клинической самостоятельной медицины, как неврология, называют 1860 год. В это время в Сальпетриере под Парижем открылось первое неврологическое отделение. Оно расположилось в новой, только что построенной больнице, которая одновременно являлась клинической базой медфакультета Парижского университета. Главврачом его стал Жан Мартен Шарко.

В клинике расположились стационар, амбулатории, лаборатории анатомического и патофизиологического характера, музей анатомии и физиологии, библиотека и т.д. Когда такая служба была создана, сведений о строении нервной системы человека еще было недостаточно — по факту они едва накапливались. Известные всем сегодня нервные клетки впервые были обнаружены и описаны только в 30-х годах XIX века. Про нервные волокна к этому времени знали только около 50 лет. В 60-х годах XIX столетия было определено, что нервные волокна представляют собой отростки нервных клеток. В 1872 году были описаны участки истончения нервного волокна, которые получили название перехватов Ранвье. Лишь в конце 19 века медики смогли дать описание проводящих путей спинного и головного мозга.


Так, постепенно, основываясь на различных опытах и исследованиях, ученые и медики искали этапы и варианты развития нервной системы и ее работы, определяли зависимости полушарий мозга друг от друга и изучали импульсы, передаваемые по нервным волокнам.


Неврология в России

Как отмечали современники врача, ему удалось создать образцовую неврологическую клинику, при которой даже функционировал приют для хронических больных. Он же стал инициатором открытия первого общества невропатологов и психиатров. Также Кожевников считается основателем школы русских неврологов, яркими представителями которой являются В.К.Рот, С.С.Корсаков, Г.И.Россолимо и другие.


Одним из ярчайших врачей того времени, который дал очередной ощутимый толчок для развития невропатологии, стал Сергей Корсаков. Он основал новое направление в психиатрии — нозологическое. Это то, что изучает обособленность отдельных болезней. Именно Корсаков провел большую работу по перестройке коренным образом системы лечения, а также содержания пациентов. Его основной целью было гуманное отношение к людям, которые страдают от психических патологий. Корсаков смог поднять российскую неврологию до мирового уровня.

Еще один талантливейший врач — Владимир Рот. Он занимался изучением прогрессирующих мышечных болезней. Медику удалось систематизировать все известные на тот момент варианты мышечных атрофий. Он же в числе первых врачей начал изучать нервные расстройства у детей. Он утверждал, что предупреждать развитие патологий в данной сфере у детей надо путем совершенствования воспитания. Врач в рамках своей деятельности уделял довольно большое внимание профилактике нервных расстройств у бедных слоев страны, а также ратовал за создание спецсанаториев, где они могли бы лечиться.

Детской неропатологией вплотную занимался Григорий Россолимо. Врач-педагог с незаурядными способностями создал немало работ, посвященных детской невропатологии, психоневрологии. Он уделял много времени вопросам предупреждения и профилактики нервных патологий у детей. Именно Россолимо заложил основы советской дефектологии. В рамках его компетенции было изучение клинического течения проблем психики и речевого развития у детей с аномалиями нервной системы.



Владимир Бехтерев занимался широкими экспериментальными исследованиями с применением метода удаления отдельных участков коры мозга и их дополнительного раздражения. Его вклад в разработку сложной проблемы локализации функций в коре мозга оценивается как значительный. Ценность для неврологии в общем представляют и труды Бехтерева, посвященные вопросам клинической невропатологии, с помощью которых наука получила представление о новых симптомах разных болезней, форм патологии и методов лечения. Он в числе первых рискнул применять для терапии внушение и гипноз. Врач стал автором методики коллективного гипноза для избавления от алкогольной зависимости.

Отдельное внимание он уделял вопросам детской психоневрологии и педагогики. Он искал разные варианты объяснения развития таких проблем. При этом наследственность в качестве основного фактора им отрицалась. На основе его теорий и исследований в будущем выросли многие психоневрологические институты и клинические учреждения.

Традиции медиков начала XX века продолжают современные врачи. На сегодняшний день изучение неврологии и ее дальнейшее развитие продолжается бурными темпами. Тем более что современным медикам и ученым доступны передовые и инновационные методы и оборудование. Поле деятельности же для них продолжает оставаться широким и неоткрытым до конца.

Основателем российской невропатологии признается Алексей Яковлевич Кожевников (1836—1902). После окончания медицинского факультета Мос­ковского университета он защитил диссертацию, посвященную функциям блуждающего нерва, на степень доктора медицины и был командирован на

2 года для стажировки в ведущие медицинские учреждения Западной Евро­пы. Учился он, в частности, и в клинике Ж. Шарко, где занимался клини­ческой неврологией и нейрогистологией. Вернувшись в Москву, Кожевни­ков работал на кафедре специальной патологии и терапии, а с 1870 г.

15 сентября 1869 г. А.Я. Кожевников открыл первое в России неврологи­ческое отделение на 20 коек в Новоекатерининской больнице (ныне Клини­ческая больница № 24), которым в дальнейшем длительно руководил сотруд­ник Кожевникова Г.И. Россолимо (1860—1928). С 1884 г. это отделение яв­лялось клинической базой кафедры нервных болезней медицинского факультета Московского университета. С 1870 г. неврологическое отделение открылось и в Староекатерининской больнице (ныне МОНИКИ). С 1881 г. им руководил В.К. Рот (1848 — 1916), а с 1893 г. — П.А. Преображенский (1864—1916), описавший синдром окклюзии передней спинальной артерии.

В 1884 г. в учебный план медицинских факультетов российских универ­ситетов введены новые дисциплины — нервные и душевные болезни. В Мо­скве в связи с этим была организована совместная кафедра для преподавания данных дисциплин. Заведующим кафедрой нервных и душевных болезней стал А.Я. Кожевников, который незадолго до этого издал первый отечествен­ный учебник по нервным болезням и психиатрии для студентов медицинских факультетов университетов.

В 1890 г. было открыто новое здание Клиники нервных болезней на Де­вичьем поле. В клинике было 44 койки, учебные классы для студентов, ау­дитория на 250 мест, амбулатория, электролечебный кабинет, гидротерапев­тическое отделение, а также приют для хроников, неврологический музей и библиотека. В 1890 г. А.Я. Кожевников организовал Московское общество невропатологов и психиатров. С 1901 г. под его руководством стал издаваться "Журнал невропатологии и психиатрии", которому было присвоено имя ско­ропостижно скончавшегося незадолго до выпуска первого номера журнала С.С. Корсакова, одного из учеников А.Я. Кожевникова, психиатра, описавшего у больных алкоголизмом нарушение памяти на текущие события в сочетании с полиневропатией (синдром Корсакова).

Среди публикаций А.Я. Кожевникова следует отметить: "Афазия и централь­


ный орган речи" (о сенсорной афазии), "Нуклеарная офтальмоплегия", "ЕрПерз1а рагс1аПз сопИпиа"; отдельные его работы были посвящены болезни Штрюмпеля, астеническому бульбарному параличу (бульбарной форме миастении), цисти- церкозу, полиомиелиту, полиневритам различной этиологии.

Учениками А.Я. Кожевникова явля­ются С.С. Корсаков, В.К. Рот, Г.И. Рос- солимо, В.А. Муратов, Т.И. Прибытков, Л.С. Минор, Л.О. Даркшевич, Ф.Г Ры­баков, С.А. Суханов и др.

После смерти в 1902 г. А.Я. Кожевни­кова руководителем кафедрой стал В.К. Рот (1848—1916). Степень доктора медицины была присвоена ему допопз саизе за монографию о нервно-мышеч­ной патологии. В.К. Рот описал клинику невропатии наружного кожного нерва бедра (болезнь Рота) и симптом "полу- куртки" (симптом Рота) при сиринго­миелии, изучал апоплексию, двигатель­ные расстройства, хорею, эпилепсию.

Г.И. Россолимо (1860 — 1928) был широко эрудированным человеком. Он являлся не только крупным невропатологом, но и признанным знатоком ли­тературы и искусства, владел восьмью языками. Длительное время Россоли- мо руководил неврологическим отделением Новоекатерининской больницы, в 1911 г. создал частную детскую неврологическую клинику, а в 1923 г. специализированное детское отделение в составе неврологической клиники Московского университета.

Диссертация Г.И. Россолимо была посвящена изучению проводящих пу­тей спинного мозга. В 1901 г. он первым описал дистрофическую миотонию, а также редкий клинический феномен, известный сейчас как синдром Рос- солимо — Мелькерс сона—Розенталя, а в 1902 г. — один из патологических

стопных рефлексов (сгибательный рефлекс Россолимо). В дальнейшем им бы­ла описана одна из форм невропатии Дежерина—Сотта (гипертрофическая интерстициальная невропатия, характеризующаяся медленным рецидиви­рующим течением), созданы такие работы, как "Страх и воспитание", "К фи­зиологии музыкального таланта" и т. п. Россолимо активно участвовал в соз­дании нового научного направления — авиационной медицины. Количество опубликованных им работ — 107. Учениками Россолимо являются И.Н. Фили­монов, Е.П. Кононова, С.А. Саркисов, Н.К. Боголепов, Р.А. Ткачев, Н.И. Проп- пер-Грашенков.

С 1929 г. заведующим кафедрой, созданной Кожевниковым, к тому вре­мени — кафедрой нервных болезней 1-го Медицинского института им. Се­ченова (ныне Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова) был Е.К. Сепп (1 878— 1957); он возглавлял эту кафедру 28 лет. Основная его монография — "История развития нервной системы позвоночных" Его учебник для студентов медицинских вузов "Нервные болезни", написанный совместно с М.Б. Цукер и Е.В. Шмидтом, выдержал 5 изданий. Он описал четверохолмный рефлекс, а в период второй мировой войны изучал пробле­мы военной медицины и, в частности, воздушную контузию, каузалгию, травмы периферической нервной системы. Ученики Е.К. Сеппа — Н.В. Ко­новалов, Е.В. Шмидт, М.Б. Цукер, Н.А. Ильина, Б.И. Гехт, П.В. Мельни- чук, Д.Р Штульман, Е.Н. Винарская.

С 1958 по 1960 г. кафедру возглавлял Н.И. Гращенков. В 1935— 1937 гг. он изучал нейрофизиологию в Англии и США, в 1939—1944 гг. был директором ВИЭМ, с 1944 г. руководил НИИ неврологии АМН и Лабораторией нейро- гуморальной регуляции АН СССР Н.И. Гращенов и в то время его сотрудник по лаборатории А.М. Вейн изучали диэнцефальный синдром, проблемы сна. В дальнейшем кафедрой руководил ученик Л.О. Даркшевича и И.Ю. Тарасе- вича В.В. Михеев, основные работы которого были посвящены стоматонев- рологии, нейроревматизму, демиелинизирующим болезням.

С 1948 г. директором НИИ неврологии АМН являлся Н.В. Коновалов. Он был прежде всего высоко эрудированным клиницистом, результаты его иссле­дований гепатолентикулярой дегенерации нашли отражение в двух моногра­фиях, им описан передний подострый полиомиелит, более известный сейчас как переднероговая форма бокового амиотрофического склероза. В дальней­шем Институт неврологии АМН возглавлял Е.В. Шмидт, под его руковод­ством коллектив этого учреждения изучал главным образом различные ас­пекты сосудисто-мозговой патологии, поражение магистральных сосудов го­ловы. В настоящее время НИИ неврологии возглавляет, продолжая дело своих предшественников, Н.В. Верещагин.

Основателем открытой в 1910 г. кафедры нервных болезней медицинского факультета Высших женских курсов был ученик А.Я. Кожевникова Л .С. Ми­нор. По сле Октябрьской революции этот факультет был преобразован во 2-й Московский медицинский институт (ныне Российский государственный ме­дицинский университет). Л.С. Минор описал синдромы гематомиелии и эпиконуса спинного мозга, изучал наследственный тремор, спинную сухотку. После него кафедрой руководил автор широко известной книги "Неврологи­ческие синдромы" М.Б. Кроль. Его сменил известный специалист по изуче­нию вегетативной нервной системы А.М. Гринштейн, с 1948 по 1958 г. кафед­рой заведовал Н.И. Филимонов, исследовавший цитоархитектонику коры боль­ших полушарий. С 1958 по 1975 г. кафедрой руководил Н.К. Боголепов. Его учениками являются Л.О. Бадалян, Л.Г Ерохина, Ю.С. Мартынов, В.Е. Гречко,

А.И. Федин, Г.С. Бурд. При нем кафедра занималась разработкой таких важ­ных клинических проблем, как патология движений, коматозные состояния, соматоневрология и нарушения мозгового кровообращения. С 1975 г. по на­стоящее время коллектив кафедры, возглавляемый учеником Л.О. Бадаляна Е.И. Гусевым, изучает проблемы сосудисто-мозговой патологии, в частности ишемическую болезнь мозга, а также демиелинизирующие заболевания, эпи­лепсию .

Созданием казанской ветви московской школы невропатологов с 1892 г. занимался ученик А.Я. Кожевникова Ливерий Осипович Даркшевич (1858 — 1925), который вместе с В.М. Бехтеревым в 1893 г. основал Казанское невро­логическое общество и журнал "Неврологический вестник", издававшийся в Казани. Он описал одно из ядер задней спайки мозга (ядро Даркшевича), соз­дал трехтомный "Курс нервных болезней" В это время в Казани организова­лась нейрохирургическая служба, работу которой обеспечивали как хирурги (В.И. Разумовский, А.В. Вишневский), так и невропатологи, овладевающие методами нейрохирургии (П.И. Эмдин и др.).

В 1917 г. Л.О. Даркшевич возвратился в Москву, где возглавил невроло­гическую службу Новоекатерининской больницы. Его сотрудниками здесь были Н.Н. Пятницкий и И.Ю. Тарасевич. В 1920 г. Л.О. Даркшевич — ди­ректор и руководитель неврологической службы во вновь созданном Диаг­ностическом институте Московского губернского отдела здравоохранения, который в 1923 г. был переведен в одно из старейших медицинских учреж­дений России, в основанную в 1776 г. Староекатерининскую больницу. В дальнейшем этот институт был преобразован в МОНИКИ. В период работы Л.О. Даркшевича в послереволюционный период в Москве его сотрудниками и учениками были М.С. Маргулис, Б.И. М огильницкий, Д.А. Шамбуров,

А.И. Златоверов, Н.В. Коновалов, Д.С. Футер, Н.Н. Топорков, В.В. Михеев, Н.И. Пятницкий.

Учениками Л.О. Даркшевича являются В.П. Первушин, П.И. Эмдин, Д.А. Марков, Н.И. Федоров, Х.И. Протопопов, А.В. Фаворский и другие специалисты, во многом способствовавшие развитию неврологии в различ­ных городах России (Пермь, Иркутск, Астрахань, Казань, Уфа, Минск и пр.). П.И. Эмдин (1883— 1959), который с 1923 г. возглавлял кафедру нервных бо­лезней и нейрохирургии в Ростове-на-Дону, создал школу невропатологов- нейрохирургов. Его дело в разных городах России продолжали Д.Г Шефер (Екатеринбург), В.А. Никольский (Ростов-на-Дону), Н.М. Иценко (Воронеж), Х.И. Гаркави (Нижний Новгород), Н.Е. Осокин (Саратов), Л.Н. Нестеров (Самара), И.Н. Дьяконова (Казань), Ю.П. Полосин (Иваново).

От московской школы невропатологов принципиально отличается петер­бургская школа. Она зародилась на базе созданной в 1857 г. И.М. Балинским кафедре душевных болезней Медико-хирургической академии. Нервные бо­лезни на этой кафедре стал преподавать прошедший стажировку в клинике Шарко И.М. Мержеевский (1838— 1908). Однако истинным основателем пе­

тербургской неврологической школы следует признать Владимира Михайло­вича Бехтерева (1857—1927), который был выпускником Медико-хирургиче­ской академии, преобразованной в 1881 г. в Во енно-медицинскую акаде­мию. Руководить в ней кафедрой душев­ных и нервных болезней Бехтерев стал с 1893 г. К тому времени он создал двух­томник "Проводящие пути спинного и головного мозга", описал заболевание, которое сейчас известно как анкилози- рующий спондилоартрит, или болезнь Бехтерева. В Санкт-Петербурге он в 1897 г. создал неврологическую клини­ку и в ней — первый в России нейрохи­рургический блок, в котором вскоре на­чали работать его ученики и, в частно­сти, Л.М. Пуусепп (1875-1942). В 1901 — 1907 гг. В.М. Бехтерев выпустил

7
томов руководства по нейрофизиоло­гии "Основы учения о функциях мозга" В. М. Бехтерев

В 1907 г. им был основан Психонев­рологический институт, представляв­ший собой группу научно-исследовательских институтов и клинических уч­реждений (Педологический институт, Нейрохирургическая и Эпилептиче­ская клиники, Экспериментально-клинический институт по изучению алкоголизма и др.), на базе которых были открыты учебные курсы, вскоре пе­реросшие в крупное учебное заведение, имевшее к 1915 г. до 7 тыс. студентов и именовавшееся 2-м Петроградским университетом. В нем преподавали крупнейшие специалисты в различных областях науки и среди них анатомы П.Ф. Лесгафт и В.П. Дейнека, социологи М.М. Ковалевский и О. де Роберти, физиолог Н.Е. Введенский, историк Е.В. Тарле, юрист А.Ф. Кони, биохимик М.С. Цвет, гигиенист Г.В. Хлопин, эпидемиолог Е.Н. Павловский, хирурги

8 А. Оппель, Р.Р Вреден, Е.В. Павлов, коллеги и ученики Бехтерева по Во­енно-медицинской академии неврологи, психиатры и психологи П.А. Остан­ков, М.П. Никитин, А.В. Гервер, А.Ф. Лазурский, В.П. Осипов, В.Н. Мяси- щев, Г.Я. Голант, Н.М. Щелованов и др.

Работа в Психоневрологическом институте и в клинике Военно-медицин­ской академии позволила В.М. Бехтереву написать такие произведения, как "Психика и мозг", "Объективная психология" в 2 томах, "Гипноз, внушение и психотерапия", "Нервные болезни в отдельных наблюдениях" "Общая ди­агностика болезней нервной системы" и др.

В 1920 г. Психоневрологический институт и 2-й Петроградский универси­тет были реорганизованы, на их базе открыто несколько учебных заведений, в частности ГИМЗ (Государственный институт медицинских знаний), впо­следствии преобразованный в Санитарно-гигиенический институт (ныне Санкт-Петербургская медицинская академия им. Н.И. Мечникова). В 1921 г.

В.М. Бехтерев создал и возглавил Институт по изучению мозга и психической деятельности. Тогда же по его инициативе была организована Психоневроло­

гическая академия, объединявшая до 15 научно-исследовательских институ­тов и клиник, которые занимались лечением больных и изучением многих ак­туальных медицинских и социологических проблем. Круг интересов В.М. Бех­терева был чрезвычайно широк, популярность необычайная, количество печатных работ превысило 600. Им была создана наука — рефлексология, ко­торую теперь можно было бы назвать физиологической психологией. Ее про­блемы нашли отражение в книгах В.М. Бехтерева "Общая рефлексология" "Коллективная рефлексология", "Рефлексология труда" Ряд его печатных ра­бот направлен на борьбу с алкоголизмом ("Алкоголизм и борьба с ним" "Ал­когольная политика и алкогольное выздоровление" и др.). Последняя книга

В.М. Бехтерева "Мозг и его деятельность" была издана в 1928 г., вскоре после смерти автора; в дальнейшем труды его попали в опалу и до 1954 г. не публи­ковались. Среди учеников В.М. Бехтерева были неврологи М.Н. Жуковский, М.П. Никитин, Е.А. Вендерович, Б.С. Дойников, А.Г. Молотков, Л.М. Пуу- сепп, Л.И. Омороков, В.П. Осипов, П.К. Анохин, М.И. Аствацатуров.

М.И. Аствацатуров (1877 — 1936) длительно руководил созданной В.М. Бех­теревым кафедрой неврологии Военно-медицинской академии. Он изучал, в частности, проблемы соматоневрологии, создал учебник по нервным болез­ням, выдержавший 8 изданий. В разные годы на той же кафедре работали А.В. Триумфов — автор настольной книги нескольких поколений невропа­тологов "Топическая диагностика заболеваний нервной системы", И.Я. Раз- дольский — специалист по нейроонкологии, опубликовавший несколько по­священных ей книг, А.Г Панов — один их первых исследователей клещевого энцефалита, Г.А. Акимов, изучавший проблемы сосудисто-мозговой патоло­гии и, в частности, синкопальные состояния. Под редакцией Г.А. Акимова была создана книга "Дифференциальная диагностика заболеваний нервной системы", изданная в 1997 г.

Особое место среди петербургских невропатологов занимает Л.В. Блюми- нау — автор популярной среди неврологов монографии "Мозг человека" из­данной в 1906 и в 1925 гг

Развитию неврологии во многом способствовали работы крупных отече­ственных нейрофизиологов, в частности создателя книг "Рефлексы головно­го мозга" и "Элементы мысли" И.М. Сеченова, а также основателя учения об условных рефлексах И.П. Павлова. Проблемы нейрофизиологии в дальней­шем развивали А.А. Ухтомский, Л.А. Орбели, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин и др. Совершенствованию неврологических знаний во многом способство­вали невропатолог и нейрогенстик С.Н. Давиденков, специалисты по нейро­инфекциям М.С. Маргулис, А.П. Зинченко, по нейроонкологии — невропа­тологи И.Я. Раздольский, В.В. Крамер, М.Ю. Рапопорт.

В диагностику и лечение неврологических больных большой вклад внесли ведущие нейрохирурги нашей страны: А.Л. Поленов, Н.Н. Бурденко, И.С. Баб- чин, Б.Г Егоров, В.А. Никольский, Д.Г Шефер, В.М. Угрюмов, Б.Г Егоров, А.И. Арутюнов, А.Н. Коновалов.

В XX в. неврология как наука проделала несколько этапов. Нсйроморфо- логический период ее развития постепенно сменялся нейрофизиологиче­ским, затем наступил преимущественно нейробиохимический этап, который стал особенно перспективным, поскольку в это время уточняется патогенез многих заболеваний нервной системы и с его учетом разрабатывается их ле­чение. В последнее время важное место в теоретической и практической нев­рологии занимают методы, позволяющие визуализировать мозг и окружаю­щие ткани и дающие при этом ценную информацию при многих органиче­ских поражениях нервной системы.

В настоящее время в России существует неврологическая служба, объеди­няющая усилия более 15 тыс. специалистов. Ее возглавляют НИИ невроло­гии РАМН и кафедры неврологии, находящиеся в Москве, Санкт-Петербур­ге, в республиканских, краевых и областных центрах. При этом отечествен­ные неврологи концентрируют свое внимание главным образом на распространенных заболеваниях нервной системы, имеющих наибольшую социальную значимость. Это прежде всего сосудисто-мозговая патология, де- миелинизирующие заболевания, нейроинфекции, эпилепсия, болезни пери­ферической нервной системы, неврозы.

Современные неврологи, опираясь на уже сложившуюся теоретическую базу, результаты собственных научных исследований и клинический опыт, а также на возрастающие возможности изучения нервной системы в норме и при ее поражениях, развитию которых способствуют успехи многих наук, в частности физики, химии, технических дисциплин, осуществляют дальней­шее совершенствование диагностики болезней и травматических поражений нервной системы, расширяя диапазон возможностей их распознавания, ле­чения и профилактики.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.