Оценка цнс у детей

Исследование нервной системы начинается с анамнеза. В раннем возрасте, особенно на первом году жизни, жалобы могут отсутствовать. В более старшем возрасте мать часто отмечает отставание в развитии ребенка. Старшие дети могут жаловаться на головные боли, головокружение, рвоту.

При расспросе матери необходимо начать с акушерской анамнеза (патология беременности, заболевания, профессиональные вредности и вредные привычки - алкоголизм курение, наркомания и др.), характера родов (стремительные, асфиксия, внутричерепная родовая травма). Кроме того следует установить факторы, влияющие на формирование нервной системы в первые месяцы и годы жизни (нарушения вскармливания, режима и ухода, заболевания и др.). Далее необходимо уточнить сроки развития статических и моторных функций, появление речи, поведение в семье и коллективе и др.

При осмотре оцениваются поведение и реакция ребенка на окружающее (возбуждение, сонливость, страх, эйфория, безразличие и др.), настроение, выражение; лица, координация движений и т, д. Можно выявить признаки гидроцефалии или микроцефалии, судороги, нистагм, тремор, вынужденное положение с запрокинутой головой и поджатыми к животу ногами (при менингите), гиперкинезы (при хорее). Далее определяется мышечный тонус.

Повышение мышечного тонуса наблюдается при многих поражениях головного и спинного мозга (менингит, менингоэнцефалит, церебральные параличи). Снижение мышечного тонуса отмечается у детей при рахите, полиомиелите, травматическом неврите у новорожденных. Судорожный синдром (клонические, тонические и клонико-тонические судороги) наблюдается у детей часто. Причиной судорожного состояния могут быть эпилепсия, энцефалит, менингоэнцефалит, спазмофилия.

Для оценки координации движения проводятся координационные пробы - коленно-пяточная, пальценосовая и др.

У всех детей необходимо исследовать рефлексы. У детей до 2 лет сухожильные рефлексы оживлены, неравномерны, имеют широкую зону; выявляются рефлексы Бабинского и Россолимо, клонус стоп. После 2 лет эти симптомы являются признаком повреждения пирамидных путей. Понижение сухожильных рефлексов наблюдается при полиневритах (дифтерия), поражения спинного мозга и его корешков (полиомиелит), мышечных атрофиях различной этиологии,

Кожные рефлексы у детей обычно снижены. Подошвенный рефлекс появляется только после 1,5-2 лет. Снижение или отсутствие этих рефлексов типично для поражения пирамидных путей.

Красный стойкий дермографизм указывает на снижение тонуса сосудов (менингит, кишечный токсикоз, рахит и др.). Белый дермографизм свидетельствует о повышении сосудистого тонуса и характерен для скарлатины. Смешанный дермографизм является результатом вегетососудистой дистонии, признаками которой также являются повышенная потливость ладоней, стоп, подмышечных впадин, акроцианоз.

У всех детей необходимо исследовать менингеальные симптомы - ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига, и Брудзинского. Положительные симптомы говорят о менингите.

Во всех случаях подозрения на менингит необходимо исследование спинномозговой жидкости.

Изменения состава спинномозговой жидкости в виде умеренного увеличения количества белка и значительного повышения числа клеток нейтрофильного характера (клеточно-белковая диссоциация) типичны для гнойного менингита различной этиологии. Белково-клеточная диссоциация (значительное повышение уровня белка по сравнению с количеством клеток) с лимфоцитарным цитозом и уменьшением количества сахара характерна для туберкулезного менингита). Некоторое повышение содержания белка и умеренный лимфоцитарный плеоцитоз наблюдаются при серозном менингите.

Из других симптомов поражения нервной системы можно выделить парезы и параличи, которые бывают периферические и центральные. Примером периферические параличей может служить паралич лицевого нерва и травматический плексит у новорожденных, вялые параличи при полиомиелите, дифтерии. Они характеризуются снижением мышечного тонуса, дряблостью мышц, снижением или отсутствием сухожильных или кожных рефлексов.

Центральные параличи возникают при поражении центрального отрезка двигательного неврона или пирамидного ПУТИ. Для них типично повышение сухожильных и появление патологических рефлексов Бабинского, Россолимо и других, наличие мышечной гипертонии (спастические параличи). Эти параличи наблюдаются при гипоксической и травматической энцефалопатии, энцефалитах, туберкулезном менингоэнцефалите.

При обследовании детей с поражением центральной нервной системы, кроме исследования спинномозговой жидкости, может быть произведена рентгенография черепа, а также в отдельных случаях пневмоэнцефалография, компьютерная томография, УЗИ, венгрикуло- и ангиография.

Большое значение имеет исследование глазного дна, выявляющее признаки повышения внутричерепного давления при гидроцефалии, объемных процессах в мозге.

| следующая лекция ==>
Анатомо-физиологические особенности нервной системы и органов чувств. Семиотика поражения нервной системы | Основные черты орографии и их связь с тектоникой

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Отсутствие речи, неумение передавать свои ощущения, выраженность общих реакций, заметное преобладание общемозговых симптомов над очаговыми создают трудности в оценке неврологического статуса ребенка. Поэтому исследование нервной системы детей раннего возраста требует специальных знаний, большой наблюдательности и умелого подхода к больному ребенку.

Наиболее интенсивно нервная система развивается на первом году жизни. На основе врожденных реакций, обеспечивающих в основном биологическое существование, происходит формирование сложных форм деятельности. Усложняются и качественно изменяются движения ребенка, речь, психика. В связи с этим неврологическое обследование должно строиться с учетом динамики развития.

Обследование ребенка включает анализ анамнестических данных, общий осмотр, оценку неврологического речевого и психического статуса, вспомогательные методы диагностики.

В клинике неврологии раннего детского возраста сбору анамнестических данных следует уделять особое внимание, поскольку дифференциальная диагностика неврологических нарушений в этом периоде крайне затруднена из-за неспецифичности клинических проявлений. В этих обстоятельствах новые данные полученные от родителей и из медицинских документов, освещающих историю родов и предыдущего развития ребенка, имеют большое значение для установления характера заболевания.

Врач должен выяснить, когда появились первые признаки патологии — непосредственно после рождения или спустя определенный промежуток времени, начало болезни было острым или постепенным, какова дальнейшая динамика неврологических симптомов. Имеет значение уровень психомоторного развития ребенка до момента выявления неврологических нарушений.


Определенную роль в возникновении перинатальной патологии может играть возраст матери к моменту рождения ребенка. Известно, что у женщин старше 30 лет более трудно протекают роды, особенно первые. С возрастом происходит гормональная перестройка организма, которая может влиять на развивающийся плод. Статистические данные показывают, что с увеличением возраста женщины растет частота хромосомных аберраций у новорожденного. Отрицательные воздействия на плод могут быть обусловлены производственными вредностями. Радиоактивное облучение, сверхвысокие частоты, химические реактивы, с которыми мать соприкасается на производстве, иногда дают мутагенный и тератогенный эффект. Профессиональные вредности и возраст отца имеют меньшее значение в перинатальной патологии, хотя и в этих случаях физическое и химическое воздействие может вызывать изменения в половых клетках и явиться причиной патологии у ребенка.

Следует тщательно проанализировать акушерский анамнез матери. Наличие дисменореи, самопроизвольных выкидышей, преждевременных родов позволяет заподозрить гинекологическую патологию или другие заболевания. В частности, многие энзимопатии, гормональные расстройства могут приводить к преждевременному прерыванию беременности.

Анализируя течение беременности, важно отметить наличие токсикоза I и II половины, степень его тяжести. Выраженный токсикоз II половины с явлениями нефропатии часто сопровождается хронической гипоксией плода. Это отражается на внутриутробном развитии и течении родов. При токсикозах I половины отчетливой корреляции с перинатальной патологией не обнаруживается, хотя возможно отрицательное воздействие на развивающийся плод.

Среди заболеваний матери заметное влияние на плод могут оказывать пороки сердца, почечная недостаточность, сахарный диабет, тиреотоксикоз. Даже при относительно хорошем состоянии матери во время беременности развитие плода при этих заболеваниях иногда нарушается.

Важно обратить внимание на вирусные инфекции, перенесенные во время беременности. Общеизвестно тератогенное влияние вируса краснухи, причем тяжесть врожденных дефектов плода зависит от срока беременности, во время которого мать перенесла краснуху. Чем в более ранние сроки было заболевание, тем тяжелее возникшие осложнения. Патогенное воздействие на плод оказывают вирусы гепатита, гриппа. Имеет значение также ток-соплазмоз.

В происхождении перинатальной патологии определенная роль принадлежит несовместимости матери и плода по иммунологическим факторам. При этом резус- и групповая несовместимость могут оказывать неблагоприятное влияние на плод даже при отсутствии клинических проявлений гемолитической болезни новорожденных.

При сборе анамнестических данных следует также учесть, принимала ли мать во время беременности лекарственные препараты, которые могли бы нарушить внутриутробное развитие плода.

Существенной частью анамнеза является характеристика родов. Следует выяснить их продолжительность, длительность безводного периода, применяемые методы стимуляции и оперативного родоразрешения. Патологическое течение беременности и родов — наиболее частые причины развития гипоксии плода и асфиксии новорожденного.

О тяжести состояния ребенка при рождении косвенно свидетельствуют длительность асфиксии, применение реанимационных мероприятий, их характер и эффективность, оценка по шкале Апгар и динамика состояния в родильном доме.

Для определения состояния новорожденного в течение 1-й минуты после рождения можно пользоваться шкалой Апгар. В том случае, если в родильном доме была желтуха, необходимо выяснить, на какой же день она возникла, каковы ее интенсивность и продолжительность.

Имеют значение данные о наличии неврологических нарушений в период пребывания ребенка в родильном доме, времени его выписки или перевода в специализированное учреждение.

Следует уточнить, как протекало развитие ребенка после периода новорожденности.
Следует также выяснить динамику росто-массовых показателей, темп увеличения окружности черепа. Полученные сведения позволяют в ранние сроки выявить признаки нарушения психомоторного развития.

Большое значение имеют сведения о родственниках ребенка. При отягощенной наследственности необходимо составить родословную.

Цель занятия

1. Овладеть знанием методики изучения динамики умственной работоспособности и функционального состояния организма школьников, изменяющихся в процессе учебной деятельности.

2. Изучить требования к составлению режима дня с учетом анатомо-физиологических особенностей организма детей и подростков.

Вопросы для самоподготовки

Анатомо-физиологические особенности ЦНС и ее периферических отделов у детей.

Утомление, сущность, диагностика.

3. Методы исследования функционального состояния ЦНС.

4. Гигиенические основы режима дня.

5. Особенности организации режима дня детей дошкольного возраста.

6. Особенности организации режима дня детей младшего школьного возраста.

7. Особенности организации режима дня детей среднего школьного возраста.

8. Особенности организации режима дня старшеклассников.

9. Школьная зрелость, как гигиеническая проблема.

После освоения темы студент должен

знать:

- гигиенические основы режима дня;

- особенности высшей нервной деятельности у детей;

- методы исследования функционального состояния ЦНС.

уметь:

- оценить умственную работоспособность детей и подростков;

- оценить готовность ребенка к обучению в школе.

владеть

- методикой оценки функционального состояния ЦНС.

Методические указания к занятию анатомо-физиологические особенности цнс и ее периферических отделов

Головной мозг у новорожденных по количеству клеток и извилин не отличается от мозга взрослого человека, но имеются отличия по следующим показателям:

Масса головного мозга

У новорожденных масса головного мозга составляет 350-380 г, т.е. около 10 % общей массы тела. К концу 1-го года жизни она увеличивается в 2-2,5 раза, к 3 годам – в 3 раза. У 10-летнего ребенка головной мозг весит 1350 г, что равно 1/20 массы тела, у взрослого человека масса мозга составляет 1/50-1/40 массы тела.

Борозды и извилины больших полушарий мозга у новорожденных развиты слабо.

Кора головного мозга.

Кора головного мозга новорожденного, несмотря на незаконченность развития, способна не только принимать сигналы, но и участвовать в осуществлении рефлекторных реакций. С 2-3 месяцев жизни на электроэнцефалограмме бодрствующего ребенка регистрируется устойчивая ритмика. Кора головного мозга у ребенка малодифференцирована. Основная дифференцировка нервных клеток заканчивается к 8 годам, особенно активно она происходит в первые 5-6 месяцев жизни ребенка. В связи с этим в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому при появлении очага возбуждения в каком-нибудь центре, например, в пищевом, у ребенка возникает общая реакция возбуждения. Ребенок становится беспокойным, двигательно-активным, начинает плакать. И наоборот, процесс торможения, возникающий в одном очаге, быстро распространяется по всей коре и вызывает сон.

Вследствие преобладания процессов иррадиации ребенок длительно не может сконцентрировать свое внимание на каком-то одном виде деятельности. Однообразная игровая деятельность вызывает утомление, поэтому внимание ребенка надо вовремя переключать с одного вида деятельности на другой это необходимо учитывать и при организации учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Основной причиной судорожной готовности грудных детей является способность нервной системы к генерализации и иррадиации нервных процессов. Уменьшение явления генерализации двигательных реакций обусловлено постепенным развитием процессов внутреннего коркового торможения, в результате диффузные реакции сменяются ритмической деятельностью. У взрослого человека возбуждение или торможение, возникнув в той или иной области коры головного мозга, имеет тенденцию распространяться (иррадиация) на близлежащие участки, а затем сосредоточиваться в исходном пункте (концентрация).

Нервные клетки коры головного мозга имеют мало отростков, вследствие этого между клетками очень слабые связи. Отсутствует взаимосвязь между корой и подкорковыми образованьями. У новорожденного ребенка вследствие морфологического недоразвития коры больших полушарий головного мозга, пирамидных путей и полосатого тела четко выступает превалирующее влияние подкорковой области на все жизненные процессы.

Миелинизация нервных стволов.

У новорожденного пирамидные пути не имеют миелиновых оболочек, поэтому скорость проведения нервного импульса замедлена и формирование условных рефлексов происходит медленнее чем у взрослого. В связи с этим переключение внимания ребенка с одного вида деятельности на другой очень длительное, для этого необходимо определенное время.

Миелинизация пирамидных путей завершается к концу первого полугодия. Миелинизация периферических нервных стволов продолжается до 2-3 лет, а иногда до 5 лет.

Между мозжечком и ПНС нет взаимодействия, поэтому у ребенка первых месяцев жизни все движения размашистые, они неадекватны раздражителю. Движения неточные. Формирование двигательных навыков происходит постепенно.

Особенности ВНД

У ребенка первых месяцев жизни в КГМ преобладают процессы торможения, именно поэтому он спит большую часть суток. Это защитная реакция организма на окружающую обстановку.

С 2-3 лет до 7 лет преобладают процессы возбуждения. Этой особенностью обусловлена большая истощаемость нервных клеток головного мозга и малая устойчивость их внимания. В этот период для ребенка характерна импульсная, бурная реакция на раздражение небольшой силы.

В 5-6 лет у ребенка начинают выявляться типологические особенности ВНД, зависящей от соотношения между процессами возбуждения и торможения и от характера их протекания.

Сила процесса возбуждения определяется скоростью и прочностью выработки условных рефлексов, сила процесса торможения находит отражение в скорости и прочности выработки дифференцировочного и запаздывающего торможения.

И.П. Павлов выделил четыре четко очерченных типа нервной системы, т.е. определенных комплексов основных свойств нервных процессов.

Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — меланхолик.

Формирование рефлексов.

Развитие безусловных и условных рефлексов зависит от анатомической и функциональной зрелости экстерорецепторов. К моменту рождения у доношенных детей выражены безусловные рефлексы: пищевой (сосательные и глотательные движения), оборонительный (мигание глаз), ориентировочный (движение глаз в освещенную сторону). На основе их возникают условные рефлексы, вначале элементарные, а затем и более сложные.

У ребенка ярко выражена пищевая доминанта – пищевой суммарный рефлекс, слабее – вестибулярная, выражающаяся в торможении ребенка при быстрой перемене положения тела. Для новорожденного характерен также ряд примитивных рефлексов, исчезающих со временем, - рефлекс Робинсона (плотный обхват и сжатие пальцев при прикосновении к ладони), рефлекс Моро (обхватывающее движение руками при опускании вниз ребенка, уложенного на ладони взрослого), рефлекс ползания и другие. Отмечаются также рефлекс Бабинского, гипертония мышц и симптом Кернига.

Рефлекс Бабинского. Если провести кончиком своего пальца по наружному краю подошвы в направлении от пятки к пальцам, то они веерообразно разогнутся. Физиологический рефлекс Бабинского сопровождается сгибанием ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.

Это упражнение полезно выполнять перед ванной или во время игры. Сначала провести пальцем по стопе ребенка так, что бы он разогнул пальцы. Затем слегка надавить на подошву у основания II—III пальца, что приведет к сгибанию пальцев.

Рефлекс Кернига. Ногу ребенка, лежащего на спине, сгибают в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в колене. Если это не удается сделать, то рефлекс положительный. Исчезает после 4 месяцев.

Постепенно гипертония мышц и хаотичность движений исчезают, диффузная форма рефлекторных реакций уменьшается.

Условные рефлексы развиваются позднее, так как внешние раздражители являются сверхсильными для не сформировавшейся коры головного мозга. Они вырабатываются через большое количество сочетаний, что объясняется относительно слабым процессом возбуждения коры головного мозга. Из-за того, что дифференцировки клеток к.г.м. в этом возрасте почти не образуются, угасание образовавшегося рефлекса происходит крайне медленно. Таким образом, рефлексы формируются долго, но они являются достаточно прочными.

Самыми ранними рефлексами, появляющимися к концу второй и на третей неделе, являются условный вестибулярный рефлекс на положение для кормления грудью и на покачивание в люльке. Условный рефлекс на звуковой раздражитель в виде защитного (мигательного) движения век образуется к концу первого месяца, а пищевой – на звуковой раздражитель появляется на втором месяце жизни. К концу второго месяца жизни ребенок узнает лицо матери. Переключение с одного рефлекса на другой очень тяжелое.

В возрасте от 3 до 7 лет условные рефлексы становятся более прочными, но легко нарушаются. В 8-9 лет условные рефлексы становятся более прочными, усиливаются процессы торможения, что обеспечивает более устойчивое внимание. В случае закрепления они сохраняются в течение многих лет.

Условные рефлексы в совершенстве вырабатываются у детей как на простые, так и на комплексные непосредственные раздражители. Однако в раннем возрасте отмечается особая склонность условных рефлексов к широкому распространению. Вследствие этой особенности раздражители, даже отдаленно сходные с условным сигналом, вызывают определенную реакцию.

Развитие второй сигнальной системы.

Чем моложе ребенок, тем заметнее преобладание первой сигнальной системы – носительницы конкретного, образного, эмоционального отображения действительности. В процессе воспитания вместе с развитием речи и мышления у детей все большее значение приобретает вторая сигнальная система. Развитие второй сигнальной системы происходит по законам образования условных рефлексов. В возрасте 6-7 лет при выработке условных рефлексов можно получить на словесные обозначения условного сигнала ту же реакцию, что и на сам условный сигнал.

Для детей первых лет жизни характерно наличие конкретного, образного мышления. Для 7-летнего ребенка еще характерно конкретно-образное мышление. Абстрактное мышление развивается позже. В юношеском возрасте в мышлении детей появляются характерные черты мышления взрослых, возникает умение пользоваться отвлеченными понятиями.

Развитие анализаторов.

Раньше других созревают периферические анализаторы филогенетически наиболее древних морфологических структур – это вкусовой и обонятельный анализаторы. Периферические рецепторы их – вкусовые и обонятельные луковицы у новорожденных развиты удовлетворительно. Доношенные и даже недоношенные дети сразу после рождения реагируют на адекватные вкусовые раздражители и на многие запахи изменениями мимики, закрытием глаз, учащением дыхания, пульса, криком и др. Развитие этих анализаторов продолжается в раннем и дошкольном возрасте.

Слуховой анализатор анатомически и функционально сформирован настолько, что способен воспринимать звуковые раздражения сразу после рождения ребенка. Новорожденные, и даже недоношенные, дети реагируют на звуки вздрагиванием, изменением дыхания, пульсацией родничка, закрыванием глаз и др. Отчетливая реакция на звук обнаруживается в спокойном состоянии ребенка и почти не отмечается во время крика, кормления и глубокого сна. К 2-3 месяцу жизни ребенок поворачивается на звук, прислушивается к шуму, звуку голоса. Со 2-3-го месяца жизни ребенок может отличать звук трубы от звона колокольчика, в 6-7 месяцев дифференцирует звуки, разница между которыми 1-2 музыкальных тона.

Зрительный анализатор. К моменту рождения корковый и подкорковый отделы зрительного анализатора морфологически подготовлены к функционированию, зрительный анализатор и сетчатка имеют признаки неполного развития. В дальнейшем утолщается сетчатая оболочка, расширяется слой палочек, продолжается миелинизация зрительного нерва. Диаметр последнего увеличивается к 20 годам в 2 раза. Размеры глазного яблока у новорожденных и детей до 10-12-летнего возраста относительно большие, в дальнейшем оно растет очень медленно. Становление зрения у ребенка после рождения идет постепенно и зависит от развития функции головного мозга, появления координированных движений глаз, аккомодации. Мышечный аппарат у новорожденных развит слабо. В первые 2-3 недели жизни у ребенка наблюдается физиологическая светобоязнь. К концу 1-го месяца он уже задерживает взгляд на блестящих предметах на 2-5 с, а к концу 2-го – на несколько минут. После 3 месяцев взгляд ребенка становиться вполне осознанным. К 6 месяцам он приобретает способность координировать движения глазных яблок, до этого возраста отмечается физиологическое косоглазие. На первом году жизни ребенок овладевает способностью различать цвета. До 7 лет у детей сохраняется дальнозоркость.

У детей хорошо развита зрительная, слуховая, смысловая, механическая память. Для хорошего запоминания информации необходимо её частое повторение.

Двигательная активность.

В первые месяцы после рождения регуляция основных жизненных функций осуществляется преимущественно таламо-паллидарной системой. По мере созревания коры, дифференциации ганглиозных клеток неостриарной системы и миелинизации пирамидных путей развиваются статические функции ребенка: он начинает сидеть, стоять, ходить, движения из хаотических становятся произвольными, более целенаправленными.

Спинной мозг.

Спинной мозг достаточно развит уже при рождении ребенка, а к 2 годам строение его почти такое же, как у взрослого. Масса спинного мозга к 5 годам увеличивается в 3 раза, а ко времени половой зрелости – в 5 раз. Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого, и доходит до 3 поясничного позвонка, к 4-5 годам – до 1 поясничного.

Повышенное внутричерепное давление, судорожный синдром и другие проблемы новорожденных: лечение и реабилитация

Бывает, что в роддоме или чуть позже, на приеме у педиатра новорожденному ребенку ставят сложные диагнозы, касающиеся состояния центральной нервной системы (ЦНС). Что скрывается за словами "гипертензионно-гидроцефальный синдром" или "синдром вегетативно-висцеральных дисфункций" и как эти состояния могут повлиять на здоровье и развитие ребенка? Возможно ли лечение поражений ЦНС? Рассказывает специалист по детской реабилитации Наталья Пыхтина, глава одноименной клиники.


Первую информацию о состоянии ЦНС новорожденного врач получает в первые минуты и часы после появления малыша на свет, ещё в родильном зале. Все слышали о шкале Апгар, по которой жизнеспособность ребенка оценивается по пяти основным видимым признакам — сердцебиению, окраске кожи, дыханию, рефлекторной возбудимости и мышечному тонусу.

Почему важно правильно оценить двигательную активность младенца? Потому что она дает информацию о состоянии спинного и головного мозга, их функциональности, что помогает вовремя распознать как незначительные отклонения, так и серьёзные патологии.

Так, наибольшее внимание уделяется степени симметричности движений конечностей: их темп и объем должны быть одинаковыми с обеих сторон, то есть у левой руки и левой ноги и правой руки и ноги соответственно. Также врач, проводящий первичный осмотр новорожденного, учитывает четкость и выраженность безусловных рефлексов. Так педиатр получает информацию о деятельности ЦНС малыша и выясняет, функционирует ли она в рамках нормы.

Поражения ЦНС: на каких сроках беременности?

Повреждения центральной нервной системы у ребенка возникают двумя путями — внутриутробно или во время родов. Если отклонения в развитии возникли у плода во время эмбриональной стадии внутриутробного развития, то они зачастую превращаются в пороки, несовместимые с жизнью, либо крайне тяжёлые и не поддающиеся лечению и коррекции.

Если повреждающее влияние оказывалось на плод после восьмой недели беременности, это не скажется на ребенке в виде грубого уродства, но вполне может стать причиной небольших отклонений, которые придется лечить после рождения. Негативное воздействие на плод на поздних сроках — после двадцать восьмой недели беременности — в виде пороков не проявится вовсе, но может стать катализатором при возникновении заболеваний у нормально сформированного ребенка.

Очень сложно предсказать, какой конкретно негативный фактор и на каком сроке беременности нанесет плоду непоправимый ущерб. Поэтому будущей матери нужно быть крайне осторожной и следить за своим здоровьем еще до момента зачатия. Подготовка к беременности — важный этап планирования семьи, потому что на состоянии здоровья ребенка могут сказаться как вредные привычки матери, так и её хронические заболевания, тяжелая работа и нездоровое психологическое состояние.

Немаловажно для дальнейшей жизни ребёнка и то, как именно он появится на свет. Именно в момент родов есть опасность повреждений вторым путём — интранатально. Любое неправильное вмешательство или, наоборот, отсутствие своевременной помощи с высокой вероятностью негативно скажутся на малыше. В зоне риска — преждевременные роды, а также роды в намеченный срок, но стремительные или, наоборот, затяжные.

Основные причины поражения ЦНС у новорожденных — кислородное голодание, которое приводит к гипоксии, и родовые травмы. Реже встречаются менее очевидные и диагностируемые причины: внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития головного и спинного мозга, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ или хромосомная патология.

Врачи выделяют несколько синдромов патологии ЦНС у новорожденных.


Повышенное внутричерепное давление: симптомы

Гипертензионно-гидроцефальный синдром — это чрезмерное скопление спинномозговой жидкости в желудочках и под оболочками мозга. Чтобы выявить данный синдром у младенца, проводится УЗИ головного мозга и регистрируются данные о повышении внутричерепного давления (по данным эхоэнцефалографии — ЭЭГ).

В ярко выраженных тяжелых случаях при данном синдроме непропорционально увеличиваются размеры мозговой части черепа. Как известно, дети рождаются с подвижными костями черепа, которые срастаются в процессе развития, поэтому при одностороннем патологическом процессе данного синдрома будет наблюдаться расхождение черепных швов, истончение кожи в височной доле и усиление венозного рисунка на волосистой части головы.

Если у ребенка повышенное внутричерепное давление, он будет беспокоен, раздражителен, легко возбудим и плаксив. Также малыш будет плохо спать, таращить глазки и запрокидывать голову назад. Возможно проявление симптома Грефе (белая полоска между зрачком и верхним веком). В более тяжёлых случаях может также иметь место симптом так называемого "заходящего солнца", при котором радужная оболочка глаза, как солнце на закате, наполовину погружена под нижнее веко. Также иногда появляется сходящееся косоглазие.

При пониженном внутричерепном давлении, наоборот, ребенок будет малоактивным, вялым и сонливым. Мышечный тонус в данном случае непрогнозируем — он может быть как повышенным, так и пониженным. Малыш может при опоре вставать на цыпочки, при попытке ходьбы перекрещивать ножки, при этом рефлексы опоры, ползания и ходьбы у младенца будут снижены. Также нередко могут случаться судороги.

Нарушения мышечного тонуса

Синдром двигательных нарушений — патология двигательной активности — диагностируется почти у всех детей с внутриутробными отклонениями в развитии центральной нервной системы. Разнится только выраженность и уровень поражения.

При постановке диагноза педиатр должен понять, какова зона и локализация поражения, есть ли проблема в работе головного или спинного мозга. Это принципиально важный вопрос, поскольку методики лечения кардинально различаются в зависимости от установленной патологии. Также большое значение для постановки диагноза имеет корректная оценка тонуса различных групп мышц.

Нарушение тонуса в различных группах мышц приводит к запаздыванию появления двигательных навыков у младенца: например, ребенок позже начинает брать предметы всей кистью, движения пальцами формируются медленно и требуют дополнительных занятий, ребенок позже встает на ножки, а перекрест нижних конечностей препятствует формированию правильной ходьбы.

К счастью, этот синдром излечим — у большинства детей благодаря правильному лечению наблюдается снижения мышечного тонуса в ножках, и ребенок начинает хорошо ходить. В память о заболевании может остаться только высокий свод стопы. Нормальной жизни это не мешает, и единственной сложностью остаётся выбор удобной и удачно сидящей обуви.


Откуда берутся срыгивания и склонность к запорам

Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций характеризуется нарушением терморегуляции у ребенка (температура тела повышается или понижается без видимых причин), исключительной белизной кожи, связанной с нарушением работы сосудов, и желудочно-кишечными расстройствами (срыгиванием, рвотой, склонностью к запорам, недостаточной прибавкой в весе сравнительно с показателями, принятыми за норму).

Все эти симптомы чаще всего сочетаются с гипертензионно-гидроцефальным синдромом и напрямую имеют отношение к нарушениям в кровоснабжении задних отделов мозга, где расположены все основные центры вегетативной нервной системы, руководящей жизнеобеспечивающими системами организма — пищеварительной, терморегуляционной и сердечно-сосудистой.

Судорожный синдром

Склонность к судорогам в первые месяцы жизни ребенка обусловлена незрелостью мозга. Судороги возникают только в тех случаях, когда происходит распространение или развитие болезненного процесса в коре головного мозга, и имеют множество самых разных причин.

В каждом конкретном случае причину возникновения судорожного синдрома должен выявить врач. Для эффективной оценки часто требуется проведение целого ряда исследований и манипуляций: инструментального исследования работы мозга (ЭЭГ), кровообращения мозга (допплерография) и анатомических структур (УЗИ мозга, компьютерная томография, ЯМР, НСГ), а также биохимических исследований крови.

С точки зрения локализации судороги не одинаковы — бывают генерализованными, то есть охватывающими весь организм, и локализованными, которые связаны с отдельными группами мышц.

Судороги различны и по своему характеру: тонические, когда ребенок словно вытягивается и застывает на короткое время в определенной фиксированной позе, и клонические, при которых происходит подергивание конечностей, а иногда и всего туловища.

Родителям стоит внимательно наблюдать за ребенком в первые месяцы жизни, т.к. судороги у детей могут стать началом эпилепсии, если сразу не обратиться к специалисту и не провести грамотное лечение. Тщательное наблюдение и детальное описание возникающих судорог со стороны родителей существенно облегчит врачу постановку диагноза и ускорит подбор лечения.

Лечение ребенка с поражением ЦНС

Точная диагностика и своевременное корректное лечение патологии ЦНС чрезвычайно важно. Детский организм очень восприимчив к внешнему воздействию на начальном этапе развития, и вовремя полученные процедуры могут в корне изменить дальнейшую жизнь ребенка и его родителей, позволив на самых ранних этапах со сравнительной лёгкостью избавиться от проблем, которые в более позднем возрасте могут стать весьма существенными.

Как правило, детям с патологиями раннего возраста назначается медикаментозная терапия в комплексе с физической реабилитацией. Лечебная физкультура (ЛФК) — один из самых эффективных немедикаментозных способов реабилитации детей с поражениями ЦНС. Правильно подобранный курс ЛФК помогает восстановить двигательные функции ребёнка, используя адаптационные и компенсаторные возможности детского организма.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.