Особенности исследования у детей нервной системы

Исследование физиологических рефлексов. У новорожденных и у де­тей первых 3 месяцев жизни может быть вызван ряд рефлексов, получивших название примитивных, или физиологических. Эти рефлексы являются временными и обусловлены незрелостью нервной системы; их рефлектор­ная дуга включает ствол мозга и спинальные сегменты. По мере созре­вания мозга, развития его высших центров эти рефлексы затормажива­ются и исчезают.

Рефлексы области лица и глаз.

Рефлекс на днев­ной свет. При освещении головы ребенка справа голова и глаза отведены вправо, и наоборот.

Рефлекс ослепления. При ярком свете новорожденный закрывает глаза.

Рефлекс мигания. При освещении глаз новорожденного менее ярким светом наступает мигание.

Рефлекс кукольных глаз. Поворот головы новорожденного в сторону вызывает движение глаз в противоположном направлении, а при опуска­нии головы глазные яблоки поднимаются вверх. Рефлекс наблюдается чаще у недоношенных до 3 недель жизни. При параличе отводящих нервов он отсутствует.

Рефлекс сосания вызывается прикосновением влажного тампона к губам ребенка.

Поисковый рефлекс. При штриховом раздражении губ новорожденный совершает поисковые движения (поиск груди матери). Рефлекс может от­сутствовать при угнетении центральной нервной системы или ее незре­лости (аноксия, внутричерепная родовая травма, врожденные дефекты развития). Рефлекс угасает на 6—7-й неделе жизни. Обнаружение его у детей более старшего возраста может расцениваться как признак псевдобульбарного паралича.

Хоботковый рефлекс. Легкое постукивание пальцем или молотком в области круговой мышцы рта приводит к хоботковому выпячиванию губ. Отсутствие этого рефлекса у новорожденных расценивается как до­казательство дисфункции механизмов ствола мозга в результате гипок­сии, травмы, инфекции или аномалий нервно-мышечной системы.

Хватательный рефлекс (рефлекс Робинзо­на, тонический рефлекс сгибания) всегда обнаруживается у здоровых но­ворожденных, в том числе и недоношенных. Отсутствие хватательного рефлекса может быть признаком дисфункции периферических нервов, родовой травмы, глубокой недоношенности и др. Обнаружение стойкого хватательного рефлекса у детей после 4—6 мес жиз ни всегда свидетель­ствует о мозговых дефектах.

Ладонно-рото-головной рефлекс (рефлекс Бабкина). При надавливании на ладонную поверхность кисти рук у новорожденного возникает от­ветная реакция в виде открывания рта и пригибания головы к груди. Рефлекс отсутствует у новорожденных с внутричерепной родовой трав­мой; его восстановление происходит, очень медленно.

Рефлекс объятия (рефлекс Моро) вызывают различными способами: 1) ребенка, ухватившегося за пальцы исследователя, подтягивают за руки, не отрывая его головы от изголовья кровати. Затем внезапно от­пускают руки. В ответ на это ребенок откидывается назад, плечи разги­баются, руки отводятся в сторону (первая фаза рефлекса), затем сходятся на груди (вторая фаза — рефлекс объятия); 2) рефлекс Моро может быть вызван сотрясением основания, на котором лежит ребенок, при быстром подъеме лежащего на спине новорожденного, при поколачивании паль­нем по грудине и др. Рефлекс Моро обычно наблюдается у здоровых но­ворожденных. В ряде случаев в первые дни жизни он может быть непол­ным (только первая фаза) или даже отсутствовать. Стойкое отсутствие рефлекса может быть следствием церебральных повреждений (внутричерепная родовая травма, ядерная желтуха). Асимметрия рефлекса Моро требует исключения перелома ключицы или плеча, врожденного и травматического периферического паралича.

Рефлекс ответа пальцев вызывают раздражением у новорожденного края кисти, сжатой в кулак, со стороны мизинца. При этом пальцы разгибаются и расходятся веером. Рефлекс ослаблен или отсутствует при парезах.

Рефлекс Галанта (рефлекс искрив­ления туловища, околопозвоночный рефлекс, рефлекс с позвоночника). Ребенка укладывают грудью на руку исследователя в наклонном поло­жении, близком к вертикальному. В ответ на штриховое раздражение кожи около позвоночника туловище изгибается в сторону раздражения. Отсутствие рефлекса у новорожденного может быть признаком родовой травмы и повреждения спинного мозга.

Рефлекс Переса вызывают легким давящим движением указательного пальца исследователя в направлении от копчика к шее. В ответ на это раздается громкий крик, выгибание туловища (лордоз), сгибание ниж­них и верхних конечностей, приподнимание головы, общая мышечная гипертония и иногда мочеиспускание и дефекация. Рефлекс отсутствует только при тяжелых поражениях мозга. Его восстановление у детей яв­ляется благоприятным признаком.

Дата добавления: 2014-09-07 | Просмотры: 1105 | Нарушение авторских прав

Отсутствие речи, неумение передавать свои ощущения, выраженность общих реакций, заметное преобладание общемозговых симптомов над очаговыми создают трудности в оценке неврологического статуса ребенка. Поэтому исследование нервной системы детей раннего возраста требует специальных знаний, большой наблюдательности и умелого подхода к больному ребенку.

Наиболее интенсивно нервная система развивается на первом году жизни. На основе врожденных реакций, обеспечивающих в основном биологическое существование, происходит формирование сложных форм деятельности. Усложняются и качественно изменяются движения ребенка, речь, психика. В связи с этим неврологическое обследование должно строиться с учетом динамики развития.

Обследование ребенка включает анализ анамнестических данных, общий осмотр, оценку неврологического речевого и психического статуса, вспомогательные методы диагностики.

В клинике неврологии раннего детского возраста сбору анамнестических данных следует уделять особое внимание, поскольку дифференциальная диагностика неврологических нарушений в этом периоде крайне затруднена из-за неспецифичности клинических проявлений. В этих обстоятельствах новые данные полученные от родителей и из медицинских документов, освещающих историю родов и предыдущего развития ребенка, имеют большое значение для установления характера заболевания.

Врач должен выяснить, когда появились первые признаки патологии — непосредственно после рождения или спустя определенный промежуток времени, начало болезни было острым или постепенным, какова дальнейшая динамика неврологических симптомов. Имеет значение уровень психомоторного развития ребенка до момента выявления неврологических нарушений.


Определенную роль в возникновении перинатальной патологии может играть возраст матери к моменту рождения ребенка. Известно, что у женщин старше 30 лет более трудно протекают роды, особенно первые. С возрастом происходит гормональная перестройка организма, которая может влиять на развивающийся плод. Статистические данные показывают, что с увеличением возраста женщины растет частота хромосомных аберраций у новорожденного. Отрицательные воздействия на плод могут быть обусловлены производственными вредностями. Радиоактивное облучение, сверхвысокие частоты, химические реактивы, с которыми мать соприкасается на производстве, иногда дают мутагенный и тератогенный эффект. Профессиональные вредности и возраст отца имеют меньшее значение в перинатальной патологии, хотя и в этих случаях физическое и химическое воздействие может вызывать изменения в половых клетках и явиться причиной патологии у ребенка.

Следует тщательно проанализировать акушерский анамнез матери. Наличие дисменореи, самопроизвольных выкидышей, преждевременных родов позволяет заподозрить гинекологическую патологию или другие заболевания. В частности, многие энзимопатии, гормональные расстройства могут приводить к преждевременному прерыванию беременности.

Анализируя течение беременности, важно отметить наличие токсикоза I и II половины, степень его тяжести. Выраженный токсикоз II половины с явлениями нефропатии часто сопровождается хронической гипоксией плода. Это отражается на внутриутробном развитии и течении родов. При токсикозах I половины отчетливой корреляции с перинатальной патологией не обнаруживается, хотя возможно отрицательное воздействие на развивающийся плод.

Среди заболеваний матери заметное влияние на плод могут оказывать пороки сердца, почечная недостаточность, сахарный диабет, тиреотоксикоз. Даже при относительно хорошем состоянии матери во время беременности развитие плода при этих заболеваниях иногда нарушается.

Важно обратить внимание на вирусные инфекции, перенесенные во время беременности. Общеизвестно тератогенное влияние вируса краснухи, причем тяжесть врожденных дефектов плода зависит от срока беременности, во время которого мать перенесла краснуху. Чем в более ранние сроки было заболевание, тем тяжелее возникшие осложнения. Патогенное воздействие на плод оказывают вирусы гепатита, гриппа. Имеет значение также ток-соплазмоз.

В происхождении перинатальной патологии определенная роль принадлежит несовместимости матери и плода по иммунологическим факторам. При этом резус- и групповая несовместимость могут оказывать неблагоприятное влияние на плод даже при отсутствии клинических проявлений гемолитической болезни новорожденных.

При сборе анамнестических данных следует также учесть, принимала ли мать во время беременности лекарственные препараты, которые могли бы нарушить внутриутробное развитие плода.

Существенной частью анамнеза является характеристика родов. Следует выяснить их продолжительность, длительность безводного периода, применяемые методы стимуляции и оперативного родоразрешения. Патологическое течение беременности и родов — наиболее частые причины развития гипоксии плода и асфиксии новорожденного.

О тяжести состояния ребенка при рождении косвенно свидетельствуют длительность асфиксии, применение реанимационных мероприятий, их характер и эффективность, оценка по шкале Апгар и динамика состояния в родильном доме.

Для определения состояния новорожденного в течение 1-й минуты после рождения можно пользоваться шкалой Апгар. В том случае, если в родильном доме была желтуха, необходимо выяснить, на какой же день она возникла, каковы ее интенсивность и продолжительность.

Имеют значение данные о наличии неврологических нарушений в период пребывания ребенка в родильном доме, времени его выписки или перевода в специализированное учреждение.

Следует уточнить, как протекало развитие ребенка после периода новорожденности.
Следует также выяснить динамику росто-массовых показателей, темп увеличения окружности черепа. Полученные сведения позволяют в ранние сроки выявить признаки нарушения психомоторного развития.

Большое значение имеют сведения о родственниках ребенка. При отягощенной наследственности необходимо составить родословную.

Нервная система регулирует жизнедеятельность организма, обеспечивает координированную деятельность органов и систем. Кроме того, мозг является местом формирования эмоций, чувств, интеллекта. Знание возрастных особенностей нервной системы необходимо для адекватной оценки общего состояния ребенка и его нервно-психического развития. Своевременное обеспечение условий для формирования умственного развития закладывает основу для гармоничного развития личности в дальнейшем.

Проводя клиническое обследование ребенка, нужно обратить особое внимание на следующие моменты:

1. При изучении анамнеза определить факторы, влияющие на формирование нервной системы внутриутробно, интранатально, в первые месяцы и годы жизни ребенка.

2. Проанализировать сроки развития статических и моторных функций, условно-рефлекторной деятельности, языка; для старших детей — данные о поведении в семье и школе, успеваемость.

3. При осмотре оценить поведение ребенка, его реакцию, настроение, выражение лица, координацию движений, походку, мышечный тонус.

4. При обследовании определить состояние родничков и швов черепа (для детей 1-го года жизни), кожной чувствительности, периферических нервов, мышц; кожных рефлексов, рефлексов со слизистых оболочек и сухожилий с учетом особенностей развития нервной системы детей разного возраста, дермографизма.

5. Назначить план обследования (по показаниям): определить уровень электролитов в сыворотке крови, провести нейросонографию, электроэнцефалографию, компьютерную и магнитно-резонансную томографию и тому подобное.

6. Оценить результаты лабораторных и инструментальных исследований.

Транзиторно Рудиментарные РЕФЛЕКСЫ

Транзиторные рудиментарные рефлексы отражают уровень развития двигательных анализаторов и с возрастом исчезают.

У детей 1-го года жизни состояние нервной системы отражают безусловные рефлексы, которые объединяют оральные и спинальные сегментарные автоматизмы, миелоенцефальни позотонични рефлексы и мезенцефально учредительные автоматизмы.

Оральные сегментарные автоматизмы

Сосательный рефлекс — если положить в рот соску, возникнут активные сосательные движения (рефлекс физиологический до 1-летнего возраста).

Поисковый (Куссмауля) рефлекс — при поглаживании кожи в области угла рта, не касаясь губ, происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя (рефлекс физиологический до 1-летнего возраста).

Хоботковый рефлекс-при постукивании пальцем по губам происходит вытяжение губ хоботком (рефлекс физиологический до 2 мес жизни).

Рефлекс ВАБКО и о (ладонно-ротовой) — при нажатии на подушечки большого пальца открывается рот и сгибается голова (рефлекс физиологический до 3 мес жизни).

Спинальные сегментарные автоматизмы

Хватательный (Робинсона) рефлекс — ребенок хватает и крепко держит предмет при касании им поверхности ладони. При этом иногда удается поднять ребенка над опорой.

Подошвенный рефлекс — при нажатии в области основания II-III пальцев подошвы происходит подошвенный сгибание пальцев (рефлекс физиологический до 2-4 мес жизни).

Рефлекс Моро (охватывающий):

а) ребенка, находящегося на руках врача, резко опускают на 20 см, затем поднимают до исходного уровня;

б) быстрым движением разгибают нижние конечности;

в) легонько стучат по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15-20 см по обе стороны от головы.

Ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, затем возвращает руки в исходное положение (рефлекс физиологический до 4 мес жизни).

Рефлекс Таланта — если у ребенка, который лежит на боку, провести большим и указательным пальцами по паравертебральных линиях от шеи к ягодицам, ребенок выгибается дугой (рефлекс физиологический до 4 мес жизни).

Рефлекс Переса — в положении ребенка лежа на животе проводят пальцем по остистым отросткам от копчика до шеи. Это вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, поднятие головы, таза, а иногда мочеиспускание и дефекацию. Этот рефлекс болезненный, поэтому его исследуют последним (физиологический до 4-месячного возраста).

Миелоенцефальни позотонични рефлексы

Лабиринтный тонический рефлекс — проявляется легким напряжением мышц — сгибателей верхних и нижних конечностей, если ребенок лежит на животе; легким напряжением мышц-разгибатели в при переворачивании на спину (рефлекс физиологический до 1 мес жизни).

Симметричный шейный тонический рефлекс — при пассивном сгибании головы у новорожденного ребенка, который лежит на спине, происходит повышение тонуса мышц — сгибателей рук и мышц — разгибателей ног. При разгибании головы — наоборот (у здоровых новорожденных этот рефлекс выражен слабо, исчезает к 2 мес жизни).

Асимметричный шейный тонический рефлекс — голову ребенка, который лежит на спине, поворачивают так, чтобы подбородок касался плеча. При этом снижается тонус конечностей, к которым обращено лицо. Иногда они разгибаются на короткое время, и повышается тонус противоположных конечностей (рефлекс физиологический до 2-3 мес жизни).

Мезенцефально учредительные автоматизмы

Лабиринтный установочный рефлекс — у новорожденных отсутствует или очень слабо выражен. На 1-й неделе ребенок пытается поднять и удержать голову. На 2-м месяце рефлекс хорошо выражен.

Простые шейные и туловищной учредительные рефлексы — поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно, а поочередно: сначала возвращается грудной отдел, затем тазовый. Эти рефлексы появляются у новорожденного и до б-7-месячного возраста исчезают.

Анатомически-физиологические особенности нервной системы у детей раннего возраста

Головной мозг:

— Пирамидные клетки не имеют свойственной им формы, в них отсутствует пигмент;

— Недоразвитость дендритов в нервных клетках;

— Центры коры не сформированы, кора приобретает цитоархитектоники, присущей взрослым, до 1-2-летнего возраста;

— У новорожденных полушария развиты слабо; сформированы лишь основные борозды, которые имеют малую высоту и глубину, при рождении височная доля развита лучше;

— Мозговая ткань очень богата на воду, легко развиваются отеки;

— Серое вещество плохо дифференцирована от белой.

Спинной мозг:

— Более зрелый, чем главный, с возрастом увеличивается только количество нервных клеток;

— Полностью заполняет спинной канал до 5-го месяца внутри-утробного развития.

Периферические нервы:

— Мало миелинизированных волокон (первыми миелинизуються афферентные волокна, затем эфферентные);

— Внутричерепные нервы миелинизуються до 3-месячного возраста;

— Большинство периферических нервов миелинизуються в возрасте до 3 лет, канатики белого вещества — до 4-7 лет.

Анализаторы:

— Зрительный — до 2-3 месячного возраста наблюдается физиологическая светобоязнь, физиологический нистагм, физиологическая дальнозоркость, большая широта аккомодации; с 6 месячного возраста ребенок различает цвета;

— Слуховой — восприятие звуков у новорожденных снижена, поскольку барабанная полость заполнена воздухом; с 2-месячного возраста ребенок дифференцирует звуки; с 7-8 мес жизни происходит координация слухового и зрительного анализаторов;

— Обонятельный — у новорожденных снижен порог чувствительности, воспринимает только сильные запахи; начиная с 4-месячного возраста ребенок дифференцирует несколько запахов;

— Вкусовой — у новорожденных шире рецепторное поле и высший порог чувствительности; с 3 мес жизни ребенок дифференцирует несколько вкусовых ощущений; тонкие вкусовые ощущения совершенствуются в младшем школьном возрасте.

Чувствительность:

— Тактильная — определяется с 7-го месяца внутриутробного периода, лучше развита на лице, подошвах, кистях;

— Температурная — высший порог чувствительности; ребенок лучше воспринимает холод;

— Болевая — развита слабо; формируется до 6-го дня после рождения, имеет самый порог;

— Глубокая (вибрационная, мышечно-суставная чувствительность, чувство давления, веса) — формируется до 2 лет жизни.

— Оба отдела функционируют с момента рождения;

— В крови новорожденных преобладает норадреналин;

— С возрастом происходит переход от генерализованных вегетативных реакций до локальных, специализированных реакций;

— С 3 — до 7-месячного возраста преобладает парасимпатическая нервная система.

Исследование нервной системы начинается с анамнеза. В раннем возрасте, особенно на первом году жизни, жалобы могут отсутствовать. В более старшем возрасте мать часто отмечает отставание в развитии ребенка. Старшие дети могут жаловаться на головные боли, головокружение, рвоту.

При расспросе матери необходимо начать с акушерской анамнеза (патология беременности, заболевания, профессиональные вредности и вредные привычки - алкоголизм курение, наркомания и др.), характера родов (стремительные, асфиксия, внутричерепная родовая травма). Кроме того следует установить факторы, влияющие на формирование нервной системы в первые месяцы и годы жизни (нарушения вскармливания, режима и ухода, заболевания и др.). Далее необходимо уточнить сроки развития статических и моторных функций, появление речи, поведение в семье и коллективе и др.

При осмотре оцениваются поведение и реакция ребенка на окружающее (возбуждение, сонливость, страх, эйфория, безразличие и др.), настроение, выражение; лица, координация движений и т, д. Можно выявить признаки гидроцефалии или микроцефалии, судороги, нистагм, тремор, вынужденное положение с запрокинутой головой и поджатыми к животу ногами (при менингите), гиперкинезы (при хорее). Далее определяется мышечный тонус.

Повышение мышечного тонуса наблюдается при многих поражениях головного и спинного мозга (менингит, менингоэнцефалит, церебральные параличи). Снижение мышечного тонуса отмечается у детей при рахите, полиомиелите, травматическом неврите у новорожденных. Судорожный синдром (клонические, тонические и клонико-тонические судороги) наблюдается у детей часто. Причиной судорожного состояния могут быть эпилепсия, энцефалит, менингоэнцефалит, спазмофилия.

Для оценки координации движения проводятся координационные пробы - коленно-пяточная, пальценосовая и др.

У всех детей необходимо исследовать рефлексы. У детей до 2 лет сухожильные рефлексы оживлены, неравномерны, имеют широкую зону; выявляются рефлексы Бабинского и Россолимо, клонус стоп. После 2 лет эти симптомы являются признаком повреждения пирамидных путей. Понижение сухожильных рефлексов наблюдается при полиневритах (дифтерия), поражения спинного мозга и его корешков (полиомиелит), мышечных атрофиях различной этиологии,

Кожные рефлексы у детей обычно снижены. Подошвенный рефлекс появляется только после 1,5-2 лет. Снижение или отсутствие этих рефлексов типично для поражения пирамидных путей.

Красный стойкий дермографизм указывает на снижение тонуса сосудов (менингит, кишечный токсикоз, рахит и др.). Белый дермографизм свидетельствует о повышении сосудистого тонуса и характерен для скарлатины. Смешанный дермографизм является результатом вегетососудистой дистонии, признаками которой также являются повышенная потливость ладоней, стоп, подмышечных впадин, акроцианоз.

У всех детей необходимо исследовать менингеальные симптомы - ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига, и Брудзинского. Положительные симптомы говорят о менингите.

Во всех случаях подозрения на менингит необходимо исследование спинномозговой жидкости.

Изменения состава спинномозговой жидкости в виде умеренного увеличения количества белка и значительного повышения числа клеток нейтрофильного характера (клеточно-белковая диссоциация) типичны для гнойного менингита различной этиологии. Белково-клеточная диссоциация (значительное повышение уровня белка по сравнению с количеством клеток) с лимфоцитарным цитозом и уменьшением количества сахара характерна для туберкулезного менингита). Некоторое повышение содержания белка и умеренный лимфоцитарный плеоцитоз наблюдаются при серозном менингите.

Из других симптомов поражения нервной системы можно выделить парезы и параличи, которые бывают периферические и центральные. Примером периферические параличей может служить паралич лицевого нерва и травматический плексит у новорожденных, вялые параличи при полиомиелите, дифтерии. Они характеризуются снижением мышечного тонуса, дряблостью мышц, снижением или отсутствием сухожильных или кожных рефлексов.

Центральные параличи возникают при поражении центрального отрезка двигательного неврона или пирамидного ПУТИ. Для них типично повышение сухожильных и появление патологических рефлексов Бабинского, Россолимо и других, наличие мышечной гипертонии (спастические параличи). Эти параличи наблюдаются при гипоксической и травматической энцефалопатии, энцефалитах, туберкулезном менингоэнцефалите.

При обследовании детей с поражением центральной нервной системы, кроме исследования спинномозговой жидкости, может быть произведена рентгенография черепа, а также в отдельных случаях пневмоэнцефалография, компьютерная томография, УЗИ, венгрикуло- и ангиография.

Большое значение имеет исследование глазного дна, выявляющее признаки повышения внутричерепного давления при гидроцефалии, объемных процессах в мозге.

| следующая лекция ==>
Анатомо-физиологические особенности нервной системы и органов чувств. Семиотика поражения нервной системы | Основные черты орографии и их связь с тектоникой

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Эмбриогенез центральной нервной системы (ЦНС). Развитие переднего мозга. Внутриутробное формирование нервной системы. Головной мозг у детей после рождения, его структурно-морфологическая незрелость. Функциональная особенность ЦНС у детей раннего возраста.

Рубрика Медицина
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 09.03.2017
Размер файла 4,3 M
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Эмбриогенез человека от оплодотворения и до рождения. Строение мозга: основные отделы головного мозга человека и его эмбриогенез. Дифференцировка клеток нервной ткани, формирование нервной трубки. Рост полушарий в ходе развития плода и закладки мозга.

реферат [4,3 M], добавлен 26.07.2011

Клинические проявления перинатальной патологии нервной системы ребенка. Виды черепно-мозговой грыжи, особенности хромосомных синдромов. Характеристика наследственно-дегенеративных и инфекционных заболеваний детской нервной системы. Травмы головного мозга.

реферат [427,2 K], добавлен 13.10.2011

Причины заболеваний нервной системы у детей. Травматические и токсические заболевания. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга. Приобретенные и врожденные аномалии развития нервной системы. Черепно-мозговые и спинномозговые грыжи. Микроцефалия.

презентация [3,8 M], добавлен 28.05.2016

Реакции организма на изменение различных условий внутренней и внешней среды. Строение центральной нервной системы. Отделы головного мозга. Болезни нервной системы. Проведение нервных возбуждений. Связь между чувствительными и двигательными нейронами.

презентация [3,6 M], добавлен 04.04.2016

Понятие и значение нервной системы в приспособлении организма к условиям окружающей среды, регуляции жизненно важных функции внутренних органов и обеспечении их согласованной деятельности. Главные антенатальные факторы риска. Этапы развития мозга.

презентация [2,6 M], добавлен 14.05.2015

Основные отличия вегетативной от центральной нервной системы. Функционирование симпатической нервной системы. Функции ядер спинного мозга и ствола мозга, которые контролируются вегетативными центрами. Дуга вегетативного рефлекса, ее особенности.

презентация [12,9 M], добавлен 15.02.2014

Регуляция функций организма, согласованная деятельность органов и систем, связь организма с внешней средой как основные функции деятельности нервной системы. Свойства нервной ткани - возбудимость и проводимость. Строение головного мозга и его зоны.

реферат [2,7 M], добавлен 04.06.2010

Электрический компонент возбуждения нервных и большинства мышечных клеток. Классическое исследование параметров и механизма потенциала действия центральной нервной системы. Функции продолговатого мозга и варолиевого моста. Основные болевые системы.

реферат [22,9 K], добавлен 02.05.2009

Развитие нервной системы ребенка как сложный процесс, предопределяемый генетической программой развития и многообразными влияниями среды на плод и ребенка первых лет жизни, его периоды: внутриутробное и постнатальное. Особенности нервной системы у детей.

презентация [350,5 K], добавлен 06.01.2015

Гистологическая классификация опухолей и опухолевидных поражений центральной нервной системы. Особенности диагностики, анамнеза. Данные лабораторных и функциональных исследований. Основные методы лечения опухолей головного мозга. Суть лучевой терапии.

реферат [17,8 K], добавлен 08.04.2012


  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • весь список подобных работ
  • скачать работу можно здесь
  • сколько стоит заказать работу?

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

ЛЕКЦИЯ № 4. Особенности нервной системы у детей

1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано только 25 % клеток, к 6 месяцам – 66 %, а к году – 90–95 %.

К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой и составляет: у новорожденного – 1/8—1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года – 1/11—1/12, у ребенка 5 лет – 1/13—1/14, у взрослого – 1/40.

Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде. А ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц.

Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.

По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни.

Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.

Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3–5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7—10 годам, причем она увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинномозговой пункции, при котором не повреждается вещество мозга.

2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг

Вначале у ребенка начинают функционировать высшие анализаторы, и лишь потом развиваются сложные локомоторные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность имеет важное практическое значение и свидетельствует о необходимости воспитания движений в определенной последовательности.

Таблица 1. Средние сроки развития и возможные границы моторных актов у детей первого года жизни

Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Развитие речи является также продуктом и итогом общения ребенка со взрослым человеком, воспитательной активности и любви взрослого к ребенку.

Понимание речи имеет большое значение для организации эффективной воспитательной работы с ребенком.

Таблица 2. Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детей

Импринтинг – механизм мгновенного запечатлевания, при котором первое впечатление определяет характер реагирования, влияющий на всю дальнейшую жизнь и деятельность организма. Длительное время его роль в нервно-психическом развитии детей изучалась недостаточно.

Однако наблюдения показывают, что он имеет немаловажное значение в формировании нервно-психического развития и даже будущего поведения, предопределяя его на долгие годы.

Материнский уход за ребенком оказывается важным звеном в правильном социальном поведении его в дальнейшем. Поведение и характер ребенка, достигшего школьного возраста, в значительной степени определяется вниманием тех людей, которые ухаживали за ним в раннем детстве. Дети, которые воспитывались родителями, как правило, более приспособлены к школьной жизни. Если же ребенка воспитывали бабушка или дедушка, такие дети хуже адаптируются к школе, у этих детей значительно хуже развиты координированные движения. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях (яслях, детских садах), отличаются более ранним формированием и совершенствованием двигательных умений, в то же время у них хуже развиты речевые навыки и образное мышление.

В зависимости от условий среды, воспитания и различных заболеваний у ребенка может задерживаться нормальное развитие высшей нервной деятельности, поэтому врач-педиатр должен давать советы родителям по гармоничному воспитанию детей.

3. Семиотика поражений центральной нервной системы

Изменения деятельности ЦНС могут быть вызваны различными причинами.

Это и нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, полиомиелит), и интоксикации различной этиологии (вирусные, бактериальные, отравления и т. д.), коматозные состояния при сахарном диабете (гипергликемическая кома, гипогликемическая кома, гиперосмолярная кома), травмы различной этиологии, в том числе родовые, хроническая и острая почечная, печеночная и надпочечниковая недостаточность. Асфиксия в родах также может привести к поражению ЦНС. Наконец, причиной поражения ЦНС у детей могут быть врожденные метаболические заболевания с накоплением веществ, токсически действующих на ЦНС (галактоземия, фенилкетонурия и т. д.).

При поражениях ЦНС нарушаются поведение, сознание, изменяется мышечный тонус, безусловные рефлексы, объем спонтанных, пассивных и активных движений, а также сухожильные, надкостничные и поверхностные рефлексы.

При осмотре необходимо ориентироваться на определенную последовательность возникновения признаков нарушения самочувствия и сознания у детей.

Возбуждение с эйфорией. Повышение двигательной активности и игровой деятельности, необычная говорливость или лепетание. Ухудшается контакт с близкими (ребенок как будто не слышит обращений, просьб и указаний), ухудшается аппетит, увеличивается время засыпания и пробуждения.

Возбуждение с негативизмом. На фоне общего возбужденного состояния исчезают положительные эмоции, ребенок становится капризным, кричит и плачет по любому поводу, отбрасывает игрушки, отказывается от еды, не знает, чего хочет. Просится на руки, заснуть не может. Повышена чувствительность кожи – резко реагирует на дотрагивание, сбрасывает одеяло. Кожные и сухожильные рефлексы повышены.

Возбуждение в сочетании с сомнолентностью. Периоды возбуждения чередуются с временным успокоением, появлением вялости, сонливости. Ребенок начинает прикладывать головку. Сохраняется повышенная чувствительность кожи, рефлексы могут быть повышенными или нормализоваться.

Сомнолентность. Постоянные вялость и сонливость, но сон наступает короткими периодами, поверхностный. Вместо плача и крика тихое постанывание, реакция на уход матери незаметна. Слабо реагирует на осмотр и пеленание. Снижение кожной чувствительности и сухожильных рефлексов.

Ступор. Состояние оцепенения, из которого выходит с трудом после энергичного тормошения. Нередки периоды двигательного беспокойства с атетозоподобными движениями. Рефлексы снижены.

Реакция на болевое раздражение отчетливая, но непродолжительная.

Сопор. Глубокий сон, оглушенность. Ребенка растормошить невозможно. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются с трудом и непостоянно. Реакция на боль (инъекцию) неотчетливая. Сохранены зрачковые и роговичные рефлексы. Сознание слабое, глотание сохранено.

Кома. Полное отсутствие рефлексов и кожной чувствительности, нет реакции на инъекции и другие манипуляции. Зрачки широкие, реакция на свет отсутствует, роговичного рефлекса нет.

Изменения деятельности ЦНС всегда сопровождаются вегетативными сдвигами.

Фаза возбуждения сопряжена с активацией симпатического отдела, поэтому возникают тахикардия, тахипноэ, может быть повышено артериальное давление. Последующие фазы выявляют парасимпатическое преобладание. Поражение ЦНС при тяжелых заболеваниях никогда не ограничивается только сферой сознания и рефлекторной деятельности. В состоянии ступора, сопора и комы всегда выявляются и прогрессирующие расстройства жизненно важных регуляторных функций, в частности стволовых отделов мозга. В результате этих нарушений возникают нерегулярное дыхание (типа Чейна—Стокса или Биота), паралич дыхательного или сосудодвигательного центров.

Поэтому прогрессирование нарушений сознания является предвестником возможных стволовых нарушений и требует экстренной интенсивной терапии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.