Психогенное нервно психическое расстройство


Психогении относятся к эмоциональным и поведенческим нарушениям, обусловленным сильным эмоциональным стрессом или травмой психики человека.

Общий характер причин и этиология

Причины психогении кроются в психологических травмах различной степени тяжести. Переживания индивидуума могут иметь острую и хроническую форму, характеризуются шоковым, угнетенным или тревожным состоянием.

Во многом течение болезни и состояние больного определяются силой травмы и степенью неустойчивости психики. Человек, чувствительный по своей природе к эмоциональным потрясениям, переживает это состояние намного тяжелее, нежели тот, чья психика более устойчива.

Чаще психогенные расстройства возникают у ранимых и инфантильных людей, остро реагирующих на происходящее, а также у лиц с задержками психического развития.

Кроме того, дать толчок развитию отклонений в психике могут неблагоприятные жизненные обстоятельства, смерть близких людей и длительные семейные неурядицы, унизительное положение человека или осознание физического уродства и неполноценности. В этом случае болезнь развивается медленно, постепенно снижая жизненный тонус и приводя индивидуума к состоянию апатии.

Однако можно с уверенностью сказать, что случаи развития психогении значительно учащаются при массовых потрясениях в виде войн и стихийных бедствий.


Комплекс психогенных нарушений

Реакция на неблагоприятные внешние факторы во многом зависит от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации, вследствие которой и развилось нарушение. По этой причине выделить четкую классификацию психогенных заболеваний достаточно трудно.

В целом под это определение попадают следующие состояния:

  • реактивный бред (параноид);
  • патологические реакции;
  • возбуждение реактивного типа;
  • состояние психогенного ступора;
  • состояние аффективно-шокового психоза;
  • психогенная депрессия;
  • реактивный психоз истерического типа;
  • сумеречное расстройство сознания;
  • различные виды неврозов;
  • стрессовое расстройство посттравматического типа.

Чтобы наиболее конкретно определить ту или иную форму психогении, необходимо понять, на какой почве развилось нарушение. Кроме того, за счет индивидуальных особенностей психики один и тот же вид заболевания у разных людей может проявляться различными признаками.

Каждый вид нарушения проявляется определенными признаками, что и позволяет выявить тот или иной тип психического отклонения.

Реактивный бредовый психоз характеризуется тревожностью, повышенной возбудимостью и двигательной активностью, а также появлением
бреда.

Не исключено появление слуховых галлюцинаций. Часто подобное нарушение отмечается у лиц, находящихся в местах лишения свободы, в условиях одиночного содержания. Также этому виду расстройства подвергаются люди после длительных и утомительных путешествий (железнодорожный параноид) или злоупотребляющие спиртными напитками.

Это состояние может длиться от нескольких недель до 2-3 месяцев, а медицинская помощь в этом случае крайне необходима.

В таких случаях нарушение проявляется в виде неадекватной, слишком бурной реакции на произошедшее. Повод может и не быть травмирующим, иногда он совсем незначителен. Патологическая реакция, как правило, носит кратковременный характер, и длительность приступа зависит от степени неустойчивости психики и индивидуальных особенностей организма пациента.

Также подобное состояние может возникать у людей с нарушениями зрения и слуха, когда они попадают в непривычную для них обстановку.

Это явление носит название ситуационный параноид.

Заболевание проявляется хаотичной двигательной активностью, которая впоследствии сменяется бездействием и полной безучастностью к происходящему. Больной может кричать и метаться, пытаться навредить себе, а затем впасть в апатию.

Также нередким явлением бывает помрачение сознания, сбои в памяти и полная амнезия.

В такой ситуации индивидуум заторможен и неопрятен, аппетит и интерес к окружающему миру отсутствует. Больной не реагирует на происходящее и не проявляет двигательной активности. При психогенном ступоре нередки случаи резких вегетативных отклонений.

Аффективно-шоковый психоз появляется по причине острых потрясений, например, сильного испуга при катастрофе или во время стихийных
бедствий, иногда – от неожиданного горестного известия.

В этом состоянии человек может быть излишне возбужден, совершая множество бессмысленных и бесполезных действий, или, наоборот, впасть в ступор. Нередко больные впоследствии не могут вспомнить, что происходило с ними в этот момент.

Аффективно-шоковым реакциям наиболее подвержены люди с повышенной чувствительностью, а также в условиях ослабленной предыдущими потрясениями психикой. В этом состоянии человек может пребывать до 1 месяца.

Психогенная депрессия является наиболее распространенной из всех расстройств психогенного спектра.

Данное отклонение характеризуется повышенной слезливостью, подавленностью, тревогами и страхами. Больной может пребывать в заторможенности, или же, наоборот, быть излишне возбужденным. Все мысли человека подчинены произошедшему событию, которое и послужило причиной психического отклонения, возможны суицидальные попытки.

Нередко на фоне депрессии происходят нарушения со стороны различных систем организма, обостряются хронические заболевания. В этом состоянии человек может пребывать 1–3 месяца, а лица в возрасте старше 40 лет намного дольше.

Психогенные расстройства истерического типа бывают нескольких видов:

Эти формы заболевания могут развиваться самостоятельно, но чаще происходит переход от одного вида психоза к другому.

Такой тип нарушения психики связан с травмирующими ситуациями и проявляется истерическим состоянием, которое переходит в ступор или транс.

Человек может совершить нелепые действия, страдать от галлюцинаций на тему произошедшей ситуации, видеть яркие образы. Кроме того, больной не в состоянии вспомнить текущую дату и осознать, где он находится.

После того как состояние человека стабилизируется, он не помнит того, что происходило с ним в период обострения.


Неврозное расстройство может быть спровоцировано длительным стрессом и травмой психики.

Часто возникает вследствие ощущения психологического дискомфорта в той среде, где находится человек.

В состоянии невроза больной осознает, что в его психике происходят нарушения и он нездоров.

Это состояние связано с сильными потрясениями: смерть близких, катастрофы, стихийные бедствия и прочие. После того, как травмирующая ситуация устраняется, больной может полностью восстановиться.

Но нередко последствиями этого расстройства становятся кошмарные сновидения и воспоминания о произошедшем событии.

Особенности психогенных расстройств у детей и подростков

В детском и подростковом возрасте могут возникать любые из перечисленных видов психических расстройств. Отличие состоит в том, что неокрепшая детская психика может реагировать на травмирующие ситуации более остро, но и выздоровление в условиях правильного лечения у детей проходит быстрее.

К факторам, говорящим о предрасположенности ребенка или подростка к развитию психогении можно причислить следующие особенности:

  • тревожность и мнительность;
  • повышенная возбудимость;
  • впечатлительность и чувствительность;
  • инфантилизм;
  • склонность к беспокойствам и необоснованным страхам.

Особенности личности ребенка во многом предопределяют тип расстройства, которое может возникнуть в стрессовой ситуации.

Например, дети, страдающие от повышенной тревожности, больше склонны к невротическим расстройствам сверхценного содержания, а легковозбудимый ребенок реагирует на психическую травму проявлениями истерического типа.

Комплекс лечебных мероприятий

В процессе лечения психогении важно установить причину расстройства и принять меры для устранения травмирующих психику обстоятельств.

Больных чаще всего госпитализируют, поскольку они отличаются непредсказуемым поведением и могут быть опасны для окружающих. Кроме того, у людей с психическими расстройствами нередки суицидальные наклонности. По этой причине необходим медицинский контроль.

В некоторых случаях одна только смена обстановки действует на человека благоприятно, но для выздоровления этого недостаточно. В процессе лечения применяются медикаментозные препараты, такие как:

Если больной излишне возбужден, целесообразно применение следующих препаратов для внутримышечного введения:


Вводить препараты следует 2-3 раза в сутки, продолжать медикаментозную терапию необходимо до восстановления адекватного состояния больного.

Кроме того, больным необходимо психотерапевтическое воздействие. Это нужно для психологической, социальной и трудовой адаптации пострадавшего.

Длительность лечения зависит от тяжести состояния и индивидуальных особенностей больного. В некоторых случаях человеку достаточно 10 дней стационарного лечения, а в иных ситуациях восстановление занимает 2 и более месяца.

Последствия для общего состояния здоровья

Наша психика подчас непредсказуема, это же касается и прогнозов при различных нарушениях. Шансы на выздоровление и возможные последствия напрямую зависят от ситуации, по причине которой произошло психическое расстройство, а также от индивидуальных особенностей организма.

Кроме этого, нельзя упускать такой момент, как своевременность оказания помощи – чем раньше начать лечение, тем выше шанс благоприятного исхода.

В отдельных случаях пациент полностью восстанавливается после потрясения, но бывает и так, что произошедшее оставляет след на всю жизнь.

Кроме этого, психогении и реактивные состояния психики способны вызывать заболевания соматического характера, например:

  • нарушение в работе органов ЖКТ;
  • проблемы с дыхательной системой;
  • болезни сердца и сосудов;
  • энурезы и затруднения в мочеиспускании;
  • гормональные сбои.

Также вследствие психических расстройств у женщин возникает фригидность, а у мужчин – импотенция.

Превентивные меры

От потрясений или эмоциональных расстройств не застрахован никто, особенно в случаях, когда травмирующие ситуации возникают неожиданно: смерть близких, автокатастрофы или нападения. В этой ситуации говорить о профилактике не приходится, но если потрясение ожидаемо (война, стихийное бедствие и прочее), на это случай существует ряд мер.

Профилактика предусматривает 3 этапа: первичный, вторичный и троичный.

К мерам первичной профилактики относят:

  • информирование о предстоящей ситуации;
  • обучение необходимым навыкам.

В рамках вторичной профилактики проводятся следующие мероприятия:

  • меры по обеспечению безопасности населения;
  • раннюю диагностика возможных расстройств;
  • психотерапию и оказание необходимой медицинской помощи.

Третичная профилактика подразумевает:

  • медикаментозное и психотерапевтическое лечение расстройств;
  • помощь в социальной адаптации.

Эти меры в условиях ожидаемых и заведомо губительных для психики человека ситуаций помогут снизить количество возможных тяжелых психических расстройств.

11.1. Характеристика пограничных психических расстройств, их классификация, общие и специфические черты.

11.2.1. Признаки, характеризующие неврозы.

11.2.2. Основные типы неврозов: неврастения, истерия, психастения и навязчивые состояния.

11.3. Реактивные психозы.

Психическая травматизация может быть внезапной, неожиданной и растянутой во времени. Внезапные силь­ные вредоносные воздействия (землетрясение, наводне­ние, пожар, транспортные катастрофы, нападения, не­ожиданные известия о смерти) нередко вызывают аф­фективно-шоковые реакции, которые могут носить гипер­кинетический или гипокинетический характер аналогично реакциям двигательной бури и мнимой смерти, наблюдае­мым в животном мире. В этих случаях картина двигатель­ного возбуждения или признаки обездвиженности — сту­пора бывают чаще недлительными, однако продолжитель­ность их находится в определенной зависимости от про­должительности действия вредоносного фактора. При осо­бо значимых для личности моральных потрясениях психо­генный ступор может некоторое время сохраняться и после ликвидации травмирующей ситуации.

Иногда наблюдается отставленный тип реагирования, если ситуация непосредственной опасности (например, по­жары) сопровождается мобилизацией психики пострадав­шего и он производит целеустремленные и адекватные действия, после чего, однако, может наступить патологи­ческое и отставленное реагирование на полученную травму в виде резко выраженных эмоциональных и вегетативных нарушений, которые проявляются страхом, сердцебиением, одышкой, слезами и др. Эти реактивные состояния при­нимают иногда затяжной характер.

Важно отметить, что для возникновения психогений имеют значение личностные особенности человека, по­лучившего психическую травму, ее субъективное значе­ние для него. В некоторых случаях можно проследить связь между психологическими особенностями личности и свойственным ей способом реагирования на психическую травму. Например, у тревожно-мнительных личностей (психастеники) особенно легко возникает невроз навяз­чивых состояний.

Как отмечалось, выделяют две группы психогенных заболеваний: неврозыи реактивные психозы.

Неврозы относятся к группе психогенно-реактивных заболеваний, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, возникающие под влиянием стрес­совых (патогенных) факторов различной силы и дли­тельности.

В большинстве случаев причина неврозов не в абсолют­ной силе патогенного раздражителя, а в сигнальном значении травмирующего воздействия и в функциональном состоянии высшей нервной деятельности заболевшего в момент получения психической травмы. Развитию неврозов в значительной степени способствует как действие индиви­дуально значимых раздражителей, так и влияние ослабляю­щих нервную систему вредоносных факторов (соматические заболевания, переутомление, вынужденное недосыпание, эндокринные нарушения, алкоголизм и др.).

Согласно патогенетической концепции неврозов В.Н. Мясищева, нарушение значимых отношений личнос­ти ведет к нервно-психическому перенапряжению и сры­ву высшей нервной деятельности, что клинически выра­жается различными формами невротических состояний. Основными клиническими формами неврозов являются: неврастения,истерический неврозиневроз навязчивых состояний.

Неврастения.Как самостоятельное заболевание нев­растению необходимо отличать от неврастенического син­дрома, нередко наблюдаемого при органических заболе­ваниях центральной нервной системы (ЦНС), при шизо­френии.

В основе неврастении чаще всего лежит чрезмерное или длительное переутомление, сочетающееся с отрица­тельными эмоциональными переживаниями (волнение, страх, тревожное ожидание, постоянные огорчения, чувст­во неприязни к выполняемой работе, спешка и т. п.) при наличии ослабляющих организм факторов в виде пос­тоянного нарушения режима сна, питания, хронических интоксикаций (злоупотребление алкоголем, курением). Существенным моментом в возникновении неврастении может явиться постоянная необходимость в частых и срочных переключениях внимания для выполнения раз­личных работ, особенно если это связано с волнением и беспокойством.

Истерия.По И.П. Павлову, истерия наблюдается при слабости коры головного мозга, что приводит к расторможенности подкорковых образований и преобладанию пер­вой сигнальной системы. Этим объясняются многие сим­птомы истерии.

Истерический припадок всегда связан с какими-либо внешними раздражителями, особенно с ситуацией, трав­мирующей психику больного или вызывающей воспоми­нания о неприятных переживаниях прошлого. При исте­рическом припадке установить какую-либо последователь­ность в движениях больного не представляется возмож­ным. Это объясняется тем, что характер движений отра­жает переживания больного. Сознание при этом никогда не бывает полностью затемнено, можно говорить лишь о его сужении, поэтому реакция больного на внешнюю обстановку до известной степени сохраняется.

Продолжительность истерического припадка может быть от нескольких минут до нескольких часов. Припадок бывает более продолжительным, если вокруг больного на­ходятся люди. Истерические припадки, как правило, воз­никают днем. Больные, падая, не получают тяжелых пов­реждений, как при эпилептическом припадке. При исте­рическом припадке реакция зрачков на свет сохранена, вызываются и остальные рефлексы. У одной больной раз­вился истерический припадок после того, как на ее гла­зах утонул ребенок, за которым она ухаживала. Во время припадка сознание у нее было сужено; она каталась по земле, делала руками движения, которые указывали, что она пытается кого-то схватить и удержать. Припадок продолжался около часа. В дальнейшем припадки возни­кали каждый раз, как только разговор заходил о детях или об уходе за ними. Истерические припадки могут на­поминать сердечный приступ, обморок или какое-либо соматическое заболевание.

При истерии наблюдаются двигательные и чувстви­тельные расстройства, парезы и параличи (моноплегия, параплегия, гемиплегия), гиперкинезы. При истерическом параличе тонус мышц не изменяется, сухожильные реф­лексы вызываются, отсутствуют патологические рефлексы, нет атрофии. В клинической картине нет признаков орга­нического поражения центральной или периферической нервной системы. Своеобразным симптомом двигательных расстройств, свойственным истерии, является астазия-абазия, сущность которой сводится к тому, что больной не может стоять и ходить при сохранности двигательно-координационных функций в ногах во время обследо­вания в постели. Гиперкинезы при истерии носят разно­образный характер: дрожание рук, ног, всего тела.

Для расстройств чувствительности типа анестезии характерно, что зона нарушения чувствительности не со­ответствует анатомическому распространению чувстви­тельных проводников. Например, при истерической геми-анестезии граница расстройств чувствительности прохо­дит строго по средней линии, часты анестезии в виде пятен.

Реже наблюдаются истерические расстройства речи: мутизм (немота), заикание, афония (беззвучность голо­са) или глухонемота (сурдомутизм). При истерии воз­можны расстройства желудочно-кишечного тракта: рвота, парез кишечника, икота. Редко бывают истерическая сле­пота (амавроз), блефароспазм.

Характер больного истерией имеет много общих черт с характером ребенка. У детей кора головного мозга еще недостаточно развита, и в их поведении большую роль играет подкорковая область. При истерии вследствие слабости коры подкорковая область высвобождается из-под ее влияния с большей легкостью, поэтому наблюдается повышенная эмоциональность. Эмоции оказывают определенное влияние на течение представлений. Принимая решение, делая какое-либо умозаключение, больной исте­рией руководствуется не разумом, а чувством.

Невроз навязчивых состояний.Название болезни ука­зывает на то, что центральное место в клинической кар­тине занимают различные проявления навязчивости, с большей или меньшей силой или продолжительностью овладевающие больными. Навязчивые состояния по своему содержанию очень полиморфны: чаще наблюдаются на­вязчивые страхи, мысли, действия и т. п. Для невроза навязчивых состояний характерны понимание больными чуждости переживаемых явлений, их болезненности, а также стремление преодолеть чувство страха и неприяз­ни к патогенным для них раздражителям. Явления навяз­чивости часто сопровождаются чувством тревоги, страха и вегетативными расстройствами в виде тахикардии, по­вышенной потливости, лабильности вазомоторных реак­ций и т. п.

Острые фобические состояния часто сопровождаются навязчивыми сомнениями, содержание которых исчер­пывается тематикой навязчивых страхов.

Наличие фобических явлений, как правило, сочетается с системой так называемых защитных действий, противо­поставляемых больными патогенным для них факторам (при страхе заражения больные постоянно моются, выбра­сывают вещи, которые, по их мнению, могли соприка­саться с источником заражения, и т. п.).

Невроз навязчивых состояний характеризуется благо­приятным течением и присоединением личностных реак­ций на болезнь, в тяжелых случаях — к развитию патохарактерологических расстройств. При многолетнем тече­нии невроза навязчивых состояний с частыми обостре­ниями отмечается временная потеря трудоспособности.

Системные неврозы.Выделение этой группы неврозов носит условный характер, так как не может существовать изолированных расстройств одного органа, функциональ­ной системы. Невроз — нарушение высшей нервной дея­тельности в целом. Однако определенные, нередко дли­тельные, этапы динамики неврозов характеризуются пре­имущественной патологией какой-либо одной системы (сердечно-сосудистой, пищеварительной и т. д.).

Одним из наиболее тяжело и длительно протекающих неврозов является так называемый логоневроз, который начинается в детском возрасте. Невротическое заикание может иметь как благоприятное, так и неблагоприятное течение. В первом случае речь идет о преходящих нару­шениях речи, носящих изолированный характер. При не­благоприятном течении, помимо речевых нарушений, от­мечаются многочисленные невротические расстройства, создающие картину развернутого заболевания. Централь­ное место в этих случаях принадлежит логофобии (страх речи) и личностному реагированию на наличие речевого дефекта.

Дифференциальную диагностику проводят с неврозо-подобным заиканием, в генезе которого существенное мес­то занимает раннее поражение ЦНС.

Ятрогении— болезненные состояния, которые воз­никают в результате неправильного поведения медицин­ского работника в отношении больного. Беседуя с больным, надо всегда очень осторожно высказываться относительно его здоровья. Не рекомендуется употреблять специальные термины, которые больной может неправильно истолковать. Надо постоянно помнить о том, что многие больные очень внимательно прислушиваются к высказываниям медицинских работников относительно диагноза, прогноза болезни и из услышанного делают выводы, которые могут травмировать их психику и нанести большой вред здоровью.

Реактивные психозы характеризуются отсутствием у больных критики своего состояния, неправильной оценкой ситуации. В клинической картине преобладают психопато­логические синдромы: депрессия, бред, галлюцинации, на­рушения сознания. Реактивные состояния чаще возникают у человека со слабым типом нервной системы. Возникно­вение заболевания зависит от характера психической травмы, ее силы, продолжительности.

Клиническая картина заболевания, развивающегося в результате психической травмы, бывает разнообразной. Чаще наблюдаются реактивная депрессия, реактивный сту­пор, реактивный параноид и истерические параноиды.

Реактивная депрессия. Как правило, реактивная деп­рессия начинает нарастать спустя 3—5 дней после пере­несенной травмы. Иногда после тяжелой психической травмы могут наблюдаться аффективно-шоковые реакции в виде кратковременного ступора или двигательного бес­покойства. Больные, узнав о несчастье, либо неподвижны, не отвечают на вопросы, на лице выражение страха, либо бесцельно мечутся, совершая нецелесообразные движения, не реагируя на окружающее. Такие состояния продолжают­ся несколько минут. В дальнейшем в клинической картине преобладает депрессия. Высказывания больных постоянно связаны с психотравмирующей ситуацией, которая вызвала заболевание. Частой причиной развития реактивной де­прессии является смерть близких. При этом любые пере­живания усиливают чувство тоски. Больные охотно бесе­дуют на волнующую тему, ищут сочувствия. Сон, как пра­вило, нарушен. Содержание сновидений связано с обстоя­тельствами психической травмы. В галлюцинаторных пе­реживаниях основное место занимает та же тема. При реактивной де­прессии заторможенность чаще носит кратковременный характер.

Реактивный ступор. Для реактивного ступора характер­на полная неподвижность, которая может сменяться воз­буждением. Часто наблюдается необычное эмоциональное состояние: независимо от того, находится ли больной в состоянии заторможенности или возбуждения, он не обна­руживает полного безразличия к тому, что происходит вокруг. По прошествии этого состояния наблюдается ам­незия. Реактивный ступор чаще развивается после внезап­ных переживаний (землетрясение, наводнение), а также после тяжелых психических травм.

Реактивный параноид. У больных в связи со сложив­шейся травмирующей обстановкой могут развиться раз­личные виды бреда. Чаще наблюдается бред преследования. Больные уверяют, что за ними следят, хотят им причинить вред. Этот бред отличается от бреда преследования при шизофрении тем, что его содержание не выходит за опре­деленные рамки и отражает имевшую место конфликтную ситуацию. Лица, которые, по заявлению больного, его преследуют, оказываются людьми, принимавшими участие в конфликте. Эмоциональность больных чаще бывает не­сколько повышенной.

Истерические психозы возникают, как правило, в пси­хотравмирующей ситуации, которая представляет угрозу жизни, свободе. Заболевание характеризуется истеричес­кими расстройствами сознания. К ним относится, например, пуэрилизм. Больной считает себя маленьким ребенком, начинает играть в куклы или прыгать верхом на палочке. В манере разговаривать, в поведении больные подражают детям. При псевдодеменции (лож­ное слабоумие) наблюдается та же форма истерического расстройства сознания. Больные на самые простые вопросы дают нелепые ответы, при этом, чем проще вопрос, тем чаще можно получить нелепый ответ. Выражение лица как бы нарочито глупое: больные таращат глаза, усиленно мор­щат лоб. В их поступках отражаются примитивные пред­ставления о поведении психически больных. Проявления пуэрилизма и псевдодеменции длятся неделями, месяцами.

Основные термины и понятия:

амавроз, анестезии, астазия-абазия, афония, блефароспазм, вегетативные рас­стройства, гиперкинезы, гомисидофобия, заикание, истерический невроз, истерический психоз, истери­ческий припадок, логоневроз, логофобии, мутизм, неврастения, невроз, невроз навязчивых состояний, нозофобия, пограничные состоя­ния, псевдодеменции, психогении, психогенно-реактивное заболевание, пуэрилизм, реактивная депрессия, реактивный параноид, реактивный психоз, реактивный ступор, сенсомоторные рас­стройства, суицидофобия, ятрогении.

Вопросы и задания для самопроверки

3. Какие виды неврозов вы знаете?

4. Какой возраст является критическим для возникновения невроза?

6. Какие виды реактивных психозов вы знаете?

Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей.- М.: Медицина, 1979.- С. 97–110.

К психогенным заболеваниям (психогениям) в современной психиатрии относят группу болезненных состояний, причинно связанных с действием психотравмирующих факторов, т, е. таких, при которых психическая травма определяет не только возникновение, но также симптоматику и течение заболевания (Сухарева Г.Е., 1959).

В советской психиатрии теоретической основой изучения психогенных заболеваний, и прежде всего неврозов, являются учение И.П. Павлова о физиологии и патологии высшей нервной деятельности человека и материалистическая концепция личности, понимаемой с позиций психологии отношений (Мясищев В.Н., 1960). Синтезу физиологического и психологического подходов в изучении сущности психогенных заболеваний должны способствовать развиваемые в последние годы психофизиологические исследования неврозов (Карвасарский Б. Д. и др., 1974). Методологические позиции советской психиатрии в подходе к проблеме психогенных заболеваний нашли отчетливое отражение и в понимании этих заболеваний в детском возрасте. Здесь также характерно использование данных изучения физиологии и патологии высшей нервной деятельности ребенка (Иванов-Смоленский А.Г., 1949; Красногорский Н.И., 1958; Касаткин Н.И., 1951), с одной стороны, и результатов исследования психологии конфликтных переживаний у детей с невротическими расстройствами (Мясищев В.Н., 1960), с другой.

Эпидемиология. Хотя точных данных о распространенности психогенных заболеваний среди детей и подростков нет, отдельные статистические данные и результаты выборочных эпидемиологических исследований косвенно указывают на то, что они относятся к числу наиболее распространенных форм психической патологии в детском возрасте. Проведенная в Москве в 1931 г. Е.А. Осиповой и С.Я. Рабинович перепись детей и подростков в возрасте моложе 18 лет, страдавших нервно-психическими нарушениями, показала, что частота заболевания неврозами, реактивными состояниями, а также случаев патологии характера (частично также психогенно-обусловленной) составляла 22 на 1000 детей и подростков этого возраста (Колегова В.А., 1973). По данным В.А. Колеговой (1973), больные неврозами и реактивными состояниями составляли 23,3% к общему числу детей и подростков (до 17 летвключительно), наблюдавшихся в психоневрологических диспансерах Москвы в период с 1957 по 1969 г.

В некоторых современных зарубежных сообщениях приводятся значительно более высокие показатели распространенности психогенных заболеваний в детском возрасте. Так, выборочные исследования болгарских психиатров (А. Божанова, В.Иончева и К. Константинова (доклад на III симпозиуме детских психиатров социалистических стран, октябрь 1973 г.) выявили от 14,8 до 22% детей с невротическими расстройствами (включая и нестойкие невротические реакции) среди обследованных школьников. Те же авторы приводят данные других зарубежных исследователей, которые близки к приведенным показателям распространенности невротических расстройств у детей школьного возраста (Weber — 20%; Foxey —17,1%). По данным В.Ф. Десятникова (1974), распространенность неврозов в детском возрасте наиболее высока у мальчиков школьного возраста (7–14 лет).

Этиология. Хотя общим причинным фактором психогенных заболеваний является то или иное психотравмирующее воздействие, характер последнего может быть очень различным. По нашему мнению, классификация психотравмирующих воз действий должна быть построена с учетом как количественных критериев (сила воздействия, его длительность и т.д.), так и содержания психической травмы. Исходяиз этого, мы выделяем следующие типы психотравмирующих факторов: 1) шоковые психические травмы; 2) психотравмирующие ситуации относительно кратковременного действия; 3) хронически действующие психотравмирующие ситуации;4) факторы эмоциональной депривации.

В отличие от шоковых факторов, психотравмирующие ситуации действуют на более высокие, сознательные уровни личности (Braun Е., 1928; Краснушкин Е.К.,1948). Они могут быть относительно кратковременными, хотя в то же время субъективно сильными и значимыми: тяжелая болезнь и смерть одного из родителей, уход из семьи одного из них, школьный конфликт с учителем, ссора с товарищами и т.п. Ситуационные факторы имеют большее значение для детей школьного возраста и подростков.

К хронически действующим психотравмирующим ситуациям относятся: длительные ссоры родителей, в том числе связанные с пьянством одного или обоих родителей; неправильное воспитание в виде противоречивого воспитательного подхода, родительского деспотизма, систематического применения физических наказаний ребенка; постоянная школьная неуспеваемость, связанная с низким уровнем способностей ребенка и др.

Особую группу психотравмирующих факторов составляют факторы эмоциональной депривации, т.е. различные неблагоприятные условия, в которых ребенок полностью или частично лишен необходимых ему эмоциональных воздействий (ласки, родительского тепла, внимания, заботы). Эмоциональная депривация обычно возникает в результате разлуки ребенка с матерью, в случаях, где мать вследствие психической болезни, тяжелого соматического заболевания или в силу эмоциональной холодности не проявляет в отношении ребенка достаточного тепла и ласки; при воспитании ребенка в доме ребенка, яслях недельного пребывания или интернате, нередко — в случаях длительного лечения в стационарах и санаториях, при условии недостаточно организованной воспитательной работы в этих учреждениях. Эмоциональная депривация особенно патогенна для детей раннего и преддошкольного возраста.

Патогенность того или иного психотравмирующего воздействия (исключая шоковые факторы) зависит не только и не столько от его силы и длительности, сколько от субъективной значимости его содержания для ребенка. Значимость воздействия определяется ценностным характером психотравмирующих переживаний для личности ребенка, а также связью психотравмирующей ситуации с аналогичными переживаниями из прошлого жизненного опыта. Как известно, в этиологии заболеваний причинные факторы всегда в той или иной степени взаимодействуют с факторами внешних и внутренних условий. В этиологии психогенных заболеваний особенно велика роль внутренних условий, главным образом индивидуальных особенностей личности (Сухарева Г.Е. , 1959). При этом следует иметь в виду не только конституциональные свойства темперамента и характера, но также, как указывает В.Н. Мясищев (1960), индивидуальную историю развития личности ребенка, историю его сознательных отношений с окружающими, поскольку под влиянием неблагоприятно складывающихся отношений с окружающими и неправильного воспитания формируются черты так называемого невротического характера: индивидуализм, повышенный уровень притязаний, склонность к преимущественно аффективному способу переработки психотравмирующих переживаний, черты инфантилизма в эмоционально-волевой сфере, склонность к застреванию на конфликтных переживаниях.

Определенная роль в этиологии психогенных заболеваний у детей и подростков принадлежит также внешним факторам, таким, как неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия, несложившиеся отношения в коллективе сверстников (положение ребенка в роли одиночки), несоответствие профиля школы (например с преподаванием на иностранном языке) склонностям и способностям ребенка и т.п. Подобные факторы, будучи источником постоянного эмоционального напряжения, облегчают возникновение психогенного заболевания под влиянием различных более очерченных психических травм.

С началом этапа патогенеза наряду с упомянутыми выше психологическими механизмами вступают в силу патобиологические (патофизиологические) механизмы. Начальная динамика психогенных заболеваний, прежде всего неврозов, таким образом, является примером закономерности перехода социального через этап индивидуальнопсихического (сначала социально-психического, а затем — природно-психического) в патобиологическое ( Ковалев В.В., 1973, 1975).

Психогенные заболевания, прежде всего неврозы, сопровождаются изменениями не только мозговой деятельности, но и функциональными сдвигами в других системах организма. Установлены определенные изменения ряда биохимических показателей: повышение содержания в крови пировиноградной кислоты, АТФ и кальция с одновременным снижением в ней количества молочной кислоты, пониженное выведение фосфатов с мочой, колебания уровня сахара в крови (Крейндлер А., 1963; Миттельштедт А.А. и др., 1958; Биркенгов Н.А. и др., 1954 и др.). В последние 10–15 лет новые данные по проблеме патогенеза неврозов и реактивных состояний получены при физиологических и биохимических исследованиях состояний эмоционального стресса в эксперименте на животных и в клинической практике. Установлены определенные зависимости между характером эмоционального стресса (острого и хронического) и функциональной активностью системы гипоталамус — гипофиз — надпочечники, а также активностью щитовидной железы (Бахур В.Т., 1974; Карвасарский Б.Д., 1974, 1976).

Обнаружены некоторые различия электрических потенциалов коры больших полушарий и передних отделов ствола мозга при разных неврозах (Бобкова В.В., 1974). Установлена важная роль в патогенезе неврозов изменения функционального состояния неспецифических систем головного мозга, прежде всего лимбико-ретикулярного комплекса (Вейн А.М., Родштат И.В., 1974; Гехт Б.М. и др., 1974 и др.).

Однако сведения о патогенезе психогенных заболеваний по-прежнему носят довольно разрозненный характер; остаются невыясненными механизмы патогенного влияния психотравмирующих переживаний на функциональное состояние мозговых систем. Это, очевидно, связано с огромной сложностью изучения сущности явлений, находящихся на стыке социального и биологического. Почти совершенно не изучены особенности патогенеза психогенных заболеваний у детей и подростков.

Систематика. Создание систематики психогенных заболеваний в детском возрасте сопряжено с особыми трудностями в виду рудиментарности и большой изменчивости их проявлений у детей. При построении классификаций психогенных заболеваний использовались этиологический критерий (на основании содержания психической травмы — Kraepelin Е., 1913; исходя из ведущей роли внешней ситуации или конституции — П.Б. Ганнушкин, 1933; преимущественного уровня личностного реагирования — Краснушкин Е.К., 1948; Зурабашвили А.Д., 1970, патогенетический критерий темпа развития и длительности заболевания (Сухарева Г.Е., 1959) и некоторые другие. Однако, несмотря на определенную продуктивность и теоретическую обоснованность этиопатогенетической систематики, наиболее устойчиво в клинической психиатрии сохраняются клинико-описательные классификации психогений, использующие синдромальный принцип. Вероятно, это связано с тем, что при современном состоянии знаний об этиологии и патогенезе психогенных заболеваний клинико-описательный принцип больше отвечает потребностям клинической практики.

Из сказанного вытекает, что в детском возрасте реактивное состояние может проявляться как психотическими, так и невротическими расстройствами. Безусловно, граница между неврозами в собственном смысле слова и невротическими формами реактивных состояний еще более условна.

Вопросы группировки неврозов также относятся к числу нерешенных. Наиболее часто используется клинико-описательный принцип (Гиляровский В.А., 1938; Гуревич М.О. , 1949; Давиденков С.Н., 1963; Свядощ А.М., 1971; Jaspers К., 1960 и др.). Основными формами неврозов, которые входят в большинство классификаций, являются неврастения, истерический невроз и невроз навязчивостей. В ряде классификаций к числу самостоятельных форм неврозов отнесены также психастения (Jaspers К., 1960; Давиденков С.Н., 1963) и невроз страха (Гиляровский В.А.,1942; Свядощ А.М., 1971). В настоящее время психастения большинством психиатров рассматривается как вариант психопатии. В 50–60е годы XX века к числу самостоятельных форм неврозов стали относить невротическую депрессию или депрессивный невроз (Лакосина Н.Д., 1965; Voelkel Н., 1959 и др.), который в настоящее время выделяют и среди неврозов детского возраста (Nissen G., 1974).

Источник информации: Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия. М.: РЛС-2006. — 1280 c.
Справочник издан Группой компаний РЛС ®

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.