Рабочая программа элективного курса анатомия и физиология нервной системы о в


Данная программа предназначена для поддержки естественнонаучного профиля в 10 или 11 классе и рассчитана на 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
anatomiya_10_klass.doc 239.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей имени В.Г. Сизова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Анатомия и физиология человека

Учебный год 2013-2014

Учитель Чувашова О.В.

УМК: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: человек.

8 класс. - М.: Вентана-Граф, 2008 г.

Обсуждена и согласована Принята на заседании

на заседании методического объединения педагогического совета

учителей естественно-научного цикла Протокол №__________

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.1. Нормативно-правовые документы .

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, с использованием программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М., изд. "Дрофа", 2001 г. - стр. 57-1081).

2.2. Общая характеристика учебного предмета

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (33 ч. на ступени основного общего образования) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.

2.3. Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  • овладения умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников;
  2. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий;
  3. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий.
  • развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.

2.4. Место предмета в учебном плане лицея

Преподавание курса в 10 классе осуществляется в соответствии с учебным планом лицея, согласно которому в 10 классе на курса отводиться 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год.

  1. Учебно – тематический план

Целью курса является предоставление обучающимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к анатомии и физиологии в процессе познавательной и творческой деятельности.

Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю), включает в себя 16 практических и 2 лабораторные работы.

Задачи элективного курса:

-повышение интереса учащихся к изучению биологии, познанию своего организма;

-расширение и углубление знаний о факторах, влияющих на здоровье человека; предупреждение заболеваний человека;

-формирование знаний о достижениях современной медицины;

-развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков проведения биологического эксперимента;

-формирование навыков работы в группе, участию в дискуссиях.

В процессе обучения учащиеся овладевают умениями самостоятельно приобретать и применять полученные знания, пользоваться лабораторным и медицинским оборудованием, описывать и анализировать результаты наблюдений и исследований.

При проведении занятий данного курса предполагается широкое применение нестандартных уроков: уроков-семинаров, уроков-конференций, ролевых игр и др.

Рабочая программа элективного курса

для 9 класса

на 2017 -2018 учебный год

Составитель: учитель биологии

первой квалификационной категории

Быкова Светлана Семеновна

Нижневартовск, 2017

Пояснительная записка

Целью курса является предоставление обучающимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к анатомии и физиологии в процессе познавательной и творческой деятельности.

Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю), включает в себя 16 практических и 2 лабораторные работы.

Задачи элективного курса:

-повышение интереса учащихся к изучению биологии, познанию своего организма;

-расширение и углубление знаний о факторах, влияющих на здоровье человека; предупреждение заболеваний человека;

-формирование знаний о достижениях современной медицины;

-развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков проведения биологического эксперимента;

-формирование навыков работы в группе, участию в дискуссиях.

В процессе обучения учащиеся овладевают умениями самостоятельно приобретать и применять полученные знания, пользоваться лабораторным и медицинским оборудованием, описывать и анализировать результаты наблюдений и исследований.

При проведении занятий данного курса предполагается широкое применение нестандартных уроков: уроков-семинаров, уроков-конференций, ролевых игр и др.

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании изучения курса учащиеся должны:

знать/понимать:

• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

• достижения в области изучения человека, новейшие медицинские исследования, новые технологии в изучении человеческого организма, меры профилактики вредных привычек и распространенных заболеваний человека;

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

• изучать человека как биологический объект: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека; съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека на здоровье;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в том числе с использованием информационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание курса (35 часов, 1 час в неделю)

Раздел 1. Анализаторы (5ч)

Строение зрительного анализатора. Движение глазных яблок. Стереоскопическое зрение. Оптические иллюзии. Заболевания органа зрения, восстановление зрения.

Вкусовые и обонятельные анализаторы. Химическая природа чувств. Особенности обонятельной памяти человека. Дегустаторы.

Слуховой анализатор. Как звуки становятся слышимыми. Осязание. Загадки болевых ощущений.

Практические работы:

1. Определение слепого пятна сетчатки глаза и изучение аккомодации глаз.

2. Вкусовое и обонятельное распознавание знакомых веществ.

3. Измерение остроты слуха.

4. Определение остроты восприятия ощущений различных участков тела.

Раздел 2. Высшая нервная деятельность (5ч)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Типы рефлексов. Строение и деятельность головного мозга. Классификация темперамента. Влияние темперамента на характер и поведение человека.

Познавательные процессы. Память, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности. Речь. Мышление. Сознание. Внимание. Эмоции.

Особенности психики. Психиатрия.

Биологические ритмы. Сон, его особенности. Летаргия, лунатизм. Гигиена сна.

Практические работы:

1. Изучение безусловных рефлексов человека.

2. Определение типа темперамента по методике Г.Айзенка.

3. Определение объема памяти и внимания.

Раздел 3. Опорно-двигательная система (2ч)

Мышцы. Скелет. Координация и контроль. Ушибы, растяжения, вывихи, переломы. Меры оказания первой доврачебной помощи при повреждениях опорно-двигательного аппарата.

Практические работы:

1. Первая помощь при повреждениях скелета.

Раздел 4. Система органов кровообращения (3ч)

Кровь, ее состав и значение. Анализ крови. Свертываемость крови. Группы крови. Донорство. Кровяное давление. Пульс.

Лимфатическая система. Иммунная система.

Строение и работа сердца. Патологии и аномалии сердца. Исследования сердца. Кардиограмма.

Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при остановке кровотечения.

Практические работы:

1. Определение пульса. Измерение артериального давления. Изучение показаний электрокардиограммы.

2. Первая помощь при остановке кровотечений.

Раздел 5. Эндокринная система (1ч)

Гормоны. Железы внутренней секреции. Карлики и великаны, бородатые женщины и другие проявления нарушения действия гормонов.

Раздел 6. Дыхательная система (2ч)

Органы дыхания. Круговорот кислорода в организме. Жизненная емкость легких.

Диафрагмальное дыхание. Холотропное дыхание.

Заболевания органов дыхания. Вред табакокурения и наркомании.

Раздел 7. Пищеварительная система (4ч)

Пищеварительный тракт. Пищеварение. Пищеварение в ротовой полости. На приеме у врача-стоматолога. Печень, поджелудочная железа, желчный пузырь. Их значение, особенности строения, заболевания. Тонкий кишечник. Толстый кишечник.

Пищевые продукты и основы рационального питания. Ожирение. Анорексия.

Лечебное голодание: мифы и реальность. Советы врача-диетолога.

Практические и лабораторные работы:

1. Изучение микрофлоры ротовой полости (лаб. работа).

2. Исследование состояния массы тела путем вычисления индекса Кетле.

3. Составление меню дневного рациона.

Раздел 8. Выделительная система (1ч)

Почки. Баланс жидкости в организме. Заболевания почек. Искусственная почка.

Диализ. Пересадка почки.

Раздел 9. Кожа (3ч)

Структура кожи, ее функции. Волосы и ногти. Вирусные заболевания кожи (бородавки, герпес). Грибковые заболевания кожи (микозы, лишай, парша). Кожные паразиты. Ожоги. Обморожения. Пересадка кожи. Приемы наложения повязок на условно поврежденное место.

Косметические средства и их рациональное использование.

Практические работы:

1. Определение типа кожи на разных участках лица.

2. Приемы наложения повязок на условно пораженное место.

Раздел 10. Размножение и развитие (3ч)

Лабораторная работа:

1. Строение яйцеклетки и сперматозоида человека.

Раздел 11. Достижения медицины (6ч)

Вакцинация. Антисептики. Анестезия. Методы диагностики: рентгенография, компьютерная томография, УЗИ-исследования и др. Пластическая хирургия. Пересадка органов. Нейрохирургия, микрохирургия. Скрининг.

Разделы: Биология

Классы: 10 , 11

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс занятий предназначен для учащихся старших классов, интересующихся процессами работы центральной нервной системы, а также психологией.

Он базируется на знаниях курса биологии 8 и 9 классов рассчитан на 10 и11 классы, по 1 часу в неделю (35+35часов).

Цели курса:

Элективный курс по биологии предназначен для повышения интереса учащихся к своему организму, физиологически процессам в центральной нервной системы, а также факторам среды, нарушающих работу нервной системы. Учащихся познакомят с основными методами изучения функций организмов, физиологией и психологией, как частей современной биологии. Занятия должны пробудить интерес к новым специальностям, востребованным на рынке труда, способствовать профориентации.

Расширение и углублений занятий по курсу способствует целенаправленной подготовке выпускников средней школы к сдаче ЕГЭ по биологии и поступлению в учебное заведения медицинского, экологического, физиологического и социального профилей. Также программа должна ознакомит учащихся с основным современной психики, трудностями в изучении головного мозга, работами по созданию искусственного интеллекта.

Задача курса:

  1. сформировать у учащихся научные понимание роли сложных процессов, происходящих в организме человека, в его нервной системы.
  2. Научить комплексно, оценивать физиологические процессы организма, как ответной реакции на раздражение с участие центральной нервной системы.
  3. Изучить практические работы по курсу занятий, фиксировать наблюдения и меть оформлять результаты в виде докладов, презентаций, выступлений (дискуссий)
  4. Ознакомится учащихся с ролями испытателя и испытуемого, научить обрабатывать свои результаты исследования психологических тестов и близких людей (в семье, в классе)
  5. Воспитывать у учащихся коммуникативные обще учебные навыки и умения, уважительного отношения к собеседнику, терпимости и толерантности в разных жизненных ситуациях.
  6. Продолжить элементы саморазвития, самопознания и самовоспитания на основе сравнения, диагностики, так необходимые в период становления личности учащихся.

Планируемые результаты:

  1. знать и характеризовать основные методы изучения функций организма;
  2. уметь принимать теоретические знания на практике;
  3. уметь работать с тестами, диаграммами, графиками, таблицами, научной медицинской литературой, пользоваться современными научными медицинскими терминами, делать обработку материалов исследования.
  4. Осознать ценность своего здоровья и своих близких людей, научится терпимости, чувству справедливости и такта в разных ситуациях, справляясь со своими эмоциями.
  5. Изучив особенности собственных психических и физиологических процессов, корректировать свое поведение, волю, интеллект и сознание для достижения высших успехов, отличной учёбы, поступления в учебные заведения с целью получения престижной и нужной профессии.
  6. осознать свою индивидуальность в мире и значимость, более бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

  1. Акимушкин, И. Занимательная биология.- Молодая гвардия,1972.
  2. Косенко, З. И., Ремезов, А. Рассказы о жизни мозга.- М.: Детская литература, 1964
  3. Коштоянц, Х. С. Великий русский физиолог И. М. Сеченов. - М.: Воениздат, 1972
  4. Воронин, Л. Г., Колмановский, В.Н., Маш, Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология.- М.; Просвещение,1984
  5. Зверев, И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека-М.: Просвещение, 1983.
  6. Нарышкина, М. Рассказы о Павлове. - М.-Л.: Детгиз,1952.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Воронин, Л.Г., Маш, Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: Просвещение, 1983
  2. Комсов, Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников-М.: Просвещение,1982
  3. Хрипкова, А.Г.методика преподавания факультативных курсов по биологии. - М.: Просвещение,1981
  4. Карташев Н.Н., Федоркина Н.А. Практикум по возрастной анатомии, физиологии, гигиене человека,2000

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТРУБИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РЖЕВСКОГО РАЙОНА

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ЮНЫЙ ФИЗИОЛОГ,

Физиология высшей нервной деятельности.

УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ 1 категории

ШИЛКИНОЙ ОЛЬГИ ОЛЕГОВНЫ.

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Наименование: Юный физиолог. Физиология высшей нервной деятельности.

Дисциплина:Биология

Количество часов: 17

Пояснительная записка

Данный курс имеет выраженную практическую направленность на исследовательскую и проектную деятельность, необходимую для подкрепления теоретических знаний, полученных на уроках биологии. Курс физиологии предназначен для повышения интереса школьников к своему организму, факторам среды, нарушающим работу нервной системы и других систем органов. Ученики знакомятся с основными методами изучения функций организма, физиологическими основами психических функций, а также им будут предложены комплексы упражнений для коррекции опорно-двигательной системы, с элементами аутотренинга. Всё это направлено на формирование активной жизненной позиции и осознанного стремления к ЗОЖ.

На выполнение практических работ на уроке отводится недостаточное количество времени, а при переходе на ФГОС второго поколения основной акцент сделан на практико-исследовательскую деятельность. Таким образом, данный подход к проведению элективного курса является актуальным и современным. Если на выходе из школы мы хотим получить умного, деятельного выпускника, мы должны учить школьников самостоятельно ставить цели, проводить исследования по социально значимым направлениям, формулировать выводы. Оформлять паспорта проектов, развивать навыки публичных выступлений.

Расширить знания по ВНД, дать практические советы по улучшению активного внимания, памяти, логического мышления. Разработать памятку для успешной сдачи экзаменов.

Учить комплексному подходу при изучении физиологических процессов

Проводить вычисления и расчёты по формулам

Учить планировать и проводить лабораторные исследования, фиксировать результаты, обсуждать и делать выводы

Познакомить школьников с ролью испытателя и испытуемого

Развивать навыки публичных выступлений.

Формировать умения работать в парах и микрогруппах, т.е. коммуникативную культуру.

Воспитывать толерантное отношение к одноклассникам.

Ориентация на выбор профессии.

Формы деятельности:

Практико - исследовательская, проектная.

Формы контроля:

Презентации результатов исследований, дискуссии, анкетирование, семинары.

Планируемые результаты

В результате освоения данного элективного курса выпускники

Получат знания и умения характеризовать основные методы изучения функций организма

Расширят знания по ВНД, получат практические советы по улучшению активного внимания, памяти, логического мышления. Разработать памятку для успешной сдачи экзаменов.

Научатся планировать и проводить исследования, делать необходимые вычисления, самостоятельно и в микрогруппах делать выводы и презентовать полученные результаты

Осознают свою индивидуальность и социальную значимость ЗОЖ

Познакомятся со специальностями, связанными с изучением физиологических процессов и использованием их результатов.

Подготовят проектную работу по одной из тем курса.

Календарно-тематическое планирование.

Ресурсный центр ППиПО

На заседании МО

Рабочая программа

на 2013 - 2014 учебный год

Рабочую программу составила учитель биологии Гатих Н.В

Пояснительная записка

Цель курса: углубленное изучение вопросов строения и функционирования центральной нервной системы (ЦНС) и сенсорных систем.

Основные задачи курса:


  1. изучить особенности строения и функций нервной ткани, нервных волокон, нервов, спинного и головного мозга и органов чувств организма человека;

  2. рассмотреть общие принципы управления процессами жизнедеятельности организма человека и роль ЦНС в регуляции, инициации и координации функций;

  3. развить творческие способности обучающихся в процессе проведения самонаблюдений, выполнения лабораторных работ, написания и защиты рефератов;

  4. способствовать определению и закреплению профориентационных устремлений школьников, направленных на освоение биологических и медицинских специальностей.

Последовательность разделов и тем программы обусловлена логикой развития основных анатомических и физиологических знаний о ЦНС и сенсорных системах и связана с переходом от общих вопросов к частным.

В процессе изучения каждого раздела программы предусмотрены теоретические занятия в виде лекций, комбинированных уроков, обобщающих уроков, а также лабораторные работы. Основные формы текущего контроля: письменные контрольные работы, тесты, индивидуальные карточки опроса с физиологическими задачами и вопросами. В конце раздела проводится зачет и письменная контрольная работа, а по завершении изучения курса итоговое тестирование.

В программу включено примерное распределение материала по разделам и темам в форме поурочно-тематического планирования, сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников. В содержании программы также приведен перечень лабораторных работ и демонстрационных объектов по каждому разделу курса. В конце приложен перечень учебно-методического обеспечения.

Предмет и задачи анатомии и физиологии ЦНС. Нервная ткань. Нейроны и их строение

явления в клетках возбудимых тканей. Проводимость

Строение и функции спинного мозга человека

Общие сведения о периферической нервной системе

Понятие об органах чувств и сенсорных системах. Значение зрения. Строение глаза

Содержание программы
Раздел 1 Общая анатомия и физиология ЦНС

Нервная ткань. Нейроны и их строение. Тело нейрона (ядро, цитоплазма, нейрофибриллы) и отростки нейрона (аксоны, дендриты). Функции аксонов (отведение нервных импульсов от тела нейрона) и дендритов (восприятие раздражения и проведение нервных импульсов к телу нейрона). Классификация нейронов по количеству отростков (униполярные, биполярные, мультиполярные, псевдоуниполярные) и по выполняемым функциям (аффекторные, или чувствительные; ассоциативные, или вставочные; эффек-
торные, или исполнительные). Нейросекреторные клетки, особенности их строения и значение.

Нейроглия и ее функциональная значимость. Особенности и значение шванновских клеток, олигодендроглии, микроглии и глиальных макрофагов,

Нервные волокна и нервы. Нервные волокна, их типы (миелиновые и безмиелиновые), строение и значение. Дегенерация и регенерация нервных волокон. Нервы, их строение, значение и классификация (центростремительные, центробежные и смешанные).

Нервные окончания и их деление на группы по функциональному признаку (эффекторы, рецепторы, иные кониевые аппараты). Двигательные и секреторные эффекторные нервные окончания и их роль. Рецепторы, их значение и классификация

по специфичности воспринимаемого раздражения (механорецепторы, барорецепторы, хеморецепторы, фоторецепторы, терморецепторы и др.), по особенностям строения (свободные и несвободные окончания), по месту воспринимаемого стимула (экстероре- цепторы и интерорецепторы).

Рефлекс и рефлекторная дуга. Состав рефлекторной дуги (афферентная, центральная и эфферентная части). Количество нейронов, участвующих в образовании рефлекторной дуги. Обратная связь. Рефлекторное кольцо. Принципы рефлекторной деятельности по и.п. Павлову (принципы детерминизма, анализа и синтеза, структурности). Понятие о нервном центре. Классификация рефлексов (по биологическому значению, по роду рецепторов, по характеру ответной реакции, по продолжительности, по сложности и др.).

Процессы управления в живых системах. Управление, его способы (регуляция, инициация и координация) и их характеристика. Средства управления (биологически активные вещества (БАВ), эндокринные железы, ЦНС), управляемые органы и системы. Нервная регуляция функций организма человека и ее характерные черты (вторичность в ходе эволюции, б6льшая точность, быстрота действия и др.).

Демонстрационные объекты. Портреты выдающихся анатомов и физиологов. Таблицы и рисунки, иллюстрирующие методы анатомии и физиологии ЦНС. Таблицы, рисунки, схемы и микропрепараты, иллюстрирующие строение нервной ткани, нервных клеток, нервных волокон, нервов, нервных окончаний, синапсов, рефлекторных дуг.

Раздел 2 Частная анатомия и физиология ЦНС

Спинной мозг человека. Общие сведения о спинном мозге (местонахождение в организме, размеры, границы, оболочки и др.). Серое и белое вещество спинного мозга. Центральный канал. Образование и значение спинномозговой жидкости. Передние, задние и боковые рога спинного мозга. Передние и задние корешки спинномозговых нервов. Сегменты спинного мозга. Канатики белого вещества. Проводящие пучки спинного мозга (короткие, восходящие, нисходящие). Рефлекторная функция (двигательные центры скелетной мускулатуры, центры вегетативной нервной системы)

и проводниковая функция спинного мозга и их значение. Повреждения спинного мозга. Спинальный шок и его последствия.

Головной мозг человека. Общие сведения о головном мозге (местонахождение в организме, масса, оболочки, подходы к делению на отделы, желудочки мозга и др.). Строение (размеры, границы, серое и белое вещество) и функции (рефлекторная и проводниковая) продолговатого мозга. Варолиев мост и его значение (двигательная,

чувствительная и вегетативная иннервация органов головы).

Мозжечок и его строение (червь, правое и левое полушария, ножки мозжечка, кора мозжечка и др.). Функции мозжечка и их изменения, наступающие при повреждениях мозжечка (атония, астазия, астения, атаксия).

Строение и функции среднего мозга (ножки мозга и четверохолмие, черное вещество, красные ядра и др.).

Промежуточный мозг. Строение и функции таламуса, метаталамуса, эпиталамуса, гипоталамуса. Гипоталамо-гипофизарное взаимодействие и его роль в обеспечении связи между нервной и эндокринной системами. Ретикулярная формация как система, активи-зирующая кору больших полушарий. Специфический и неспецифический пути передачи uмnулъсов в кору больших полушарий. Лимбическая система как анатомическое эмоциональное кольцо. Функциональное значение лимбической системы.

Строение и функции большого (конечного) мозга. Общие сведения о большом мозге (правое и левое полушария, мозолистое тело, передняя и задняя спайки и спайка свода, кора больших полушарий, базальные ядра). Деление полушарий на доли (лобную, теменную, височную, затылочную и островковую) и борозды, их разделяющие. Развитие больших полушарий у зародыша и ребенка.

Строение коры полушарий большого мозга. Пирамидальные и звездчатые нейроны коры. Слои нейронов в коре полушарий большого мозга (зональный, внешний зернистый, внутренний зернистый). Новая кора (неокортекс), старая кора (архикортекс), древняя кора (палеокортекс) и их значение. Базальные ядра больших полушарий (хвостатое, чечевицеобразное, миндалевидное тела и ограда) и их значение. Белое вещество и группы проводяших путей полушарий (ассоциативные, комиссирные, проекиионные) и их функции. Функциональные зоны коры (сенсорные, ассоциативные и моторные) и их роль. Локализация функций в коре больших полушарий. Финкииональная ассиметрия полушарий.

Демонстрационные объекты. Таблицы, рисунки, модели, муляжи, пластинчатые препараты, иллюстрирующие строение спинного мозга и головного мозга человека и их отделов.

Раздел 3 Анатомия и физиология периферической нервной системы

Периферическая нервная система и структуры, ее образующие (нервные узлы, нервы, нервные окончания). Закономерности строения периферической нервной системы (парность нервов и их расхождение от ЦНС пучками; кратчайший путь нервов к органам; сегментарная иннервация мышц и кожи и др.). Периферические отделы соматической и вегетативной (автономной) нервных систем и их значение.

Спинномозговые нервы, их передний и задний корешки, ветви (передняя, задняя, соединительная, оболочечная) и общее число (восемь пар шейных нервов, двенадцать - грудных, nятъпоясничных, nятъ - крестцовых и одна пара - копчиковых). Сплетения спинномозговых 'Нервов (шейное, плечевое, поясничное и крестцовое), их состав и значение.

Черепные нервы, их число (12 пар), деление на двигательные, чувствительные и смешанные. Характер и зоны иннерваиии черепных нервов.

Особенности вегетативной (автономной) нервной системы (иннервирует внутренние органы; возбуждение на пути к органам проходит через два расположенных друг за другом нейрона; небольшая скорость проведения возбуждения; выход нервов из ЦНС пучками и др.). Виды влияния вегетативной нервной системы на работу органов (пусковое, корригирующее и адаптационно-трофическое).

Части вегетативной нервной системы. Симпатическая часть и ее центральный и периферический отделы. Околопозвоночные и предпозвоночные симпатические нервные узлы.

Симпатические сплетения. Солнечное (чревное) сплетение и его значение. Симпатические нервные волокна. Значение симпатической части вегетативной нервной системы. Медиатор окончаний симпатических нервных волокон.

Центральный и периферический отделы парасимпатической части вегетативной нервной системы. Значение парасимпатической части вегетативной нервной системы. Медиатор, образующийся в окончаниях парасимпатических нервов.

Двойная иннервация органов и ее значение. Эффекты симпатической и парасимпатической систем в организме человека.

Демонстрационные объекты. Таблицы, рисунки, модели, иллюстрирующие строение периферической нервной системы, спинномозговых и черепных нервов, особенности строения и функций вегетативной (автономной) нервной системы.

Раздел 4 Анатомия и физиология сенсорных систем

Понятие об органах чувств и сенсорных системах (анализаторах). Шесть видов чувствительности и соответствующие им органы чувств (глаз, ухо, кожа и др.). Анализатор и три его анатомических образования (рецептор, афферентное нервное волокно, зона коры больших полушарий). Значение периферической, проводниковой и центральной частей анализатора. Целостность сенсорной систе- мы как необходимое условие ее функционирования. Вклад И.П. Павлова в создание учения об анализаторах.

Значение зрения как важнейшего чувства. Строение глазного яблока человека (форма, размеры, масса, оболочки и ядро). Фиброзная оболочка: ее передний отдел (роговица) и задний отдел (склера), их строение и функции.

Сосудистая оболочка и три ее части. Радужная оболочка (радужка), ее окраска, зрачок, зрачковый рефлекс. Ресничное (цилиарное) тело, ресничная мышца. Хрусталик и механизм изменения его кривизны. Передняя и задняя камеры, водянистая влага и ее значение. Собственно сосудистая оболочка, значение ее пигментных клеток.

Стекловидное тело и его значение в поддержании формы глаза.

Сетчатая оболочка (сетчатка) и три ее части - задняя (зрительная) и передние (ресничная и радужковая). Палочки и колбочки сетчатки глаза. Дно глазного яблока. Желтое и слепое пятна сетчатки.

Вспомогательные органы глаза, их строение и функции (брови, ресницы, веки, слезный аппарат, мышцы).

Светочувствигельный аппарат глаза. Зрительные пигменты (родопсин и йодопсин) И их значение. Восприятие цвета глазом. Трехкомпонентная теория восприятия цвета. Дальтонизм, ею формы (протанопия, дейтеронопия, тританопия) и причины. Бинокулярное зрение, ею сущность и преимущества (расширение поля зрения; возможность компенсации повреждения одною глаза за счет дригого; снижение эффекта слепою пятна и др.).

Слух и его значение. Строение и функции наружного уха человека. Ушная раковина, ее форма, строение (завиток и противозавиток, козелок и протиеокоэелок, вырезка, мочка) и значение. Наружный слуховой проход. Ушная сера, ее образование

и значение. Барабанная перепонка как тонкая фиброзная пластинка. Значение барабанной перепонки.

Строение и функции среднего уха. Барабанная полость и ее стенки (перепончатая, лабиринтная, сосцевидная, сонная, покрышечная, яремная). Слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко) и их значение в проведении и усилении звука. Евстахиева труба и ее значение.

Строение и функции внутреннего уха. Костный лабиринт, три отдела костного лабиринта (преддверие, улитка и полукружные каналы) и их строение. Перепонка овального окна и ее значение. Перепончатый лабиринт, его части - эллиптический и сферический мешочки, функции мешочков. Эндолимфа, перилимфа и их значение. Строение кортиева органа. Волосковые клетки и возникновение в них нервного импульса.

Строение и функции органа равновесия. Части вестибулярного аппарата (преддверие и три полукружных канала), их строение и функции.

Строение и функции органа обоняния. Обонятельная область носоглоточного пространства. Обонятельные клетки, их центральные и периферические отростки и значение отростков. Механизм действия обонятельных клеток.

Строение и функции органа вкуса. Вкусовые рецепторы, вкусовые клетки, вкусовые почки (луковицы) и сосочки языка (желобоватые, 'нитевидные, листовидные и грибовидные). Виды вкусовых рецепторов и их локализация в ротовой полости. Возбуж-

дение рецепторов веществами, обладающими вкусом.

Кожная чувствительность. Тактильная чувствительность. Строение и функции механорецепторов, холодовых, тепловых и болевых рецепторов.

Общие свойства анализаторов (чем сильнее раздражитель, тем шире разливается возбуждение по коре; способность приспосабливаться к различной силе раздражителей; явление последействия и др.) и их характеристика.

Демонстрационные объекты. Таблицы, рисунки и модели, иллюстрирующие строение органов зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса и равновесия, общие свойства органов чувств, схемы, иллюстрирующие состав сенсорной системы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

ОбучающиесяДОЛЖНЫзнать:


  1. особенности строения и функции нервной ткани, нейронов, нейроглии, нервов, нервных окончаний, синапсов;

  2. свойства возбудимых тканей, биоэлектрические явления в животных тканях в' состоянии покоя и возбуждения;

  3. сущность рефлекторного принципа функционирования нервной системы, состав рефлекторной дуги, классификацию рефлексов;

  4. способы и средства управления, характерные для организма человека и других животных;

  5. строение и функции спинного и головного мозга и их отделов;

  6. состав, закономерности строения и функционирования периферической нервной системы;

  7. строение и функции сенсорных систем,

ОбучающиесяДОЛЖНЫуметь:

  1. распознавать на таблицах и моделях структуры нервной системы и сенсорных систем человека;

  2. устанавливать связи между строением и функциями, выполняемыми различными органами и структурами ЦНС и сенсорных систем организма человека;

  3. пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения;

  4. использовать текст учебника и иных пособий для составления таблиц, для работы с натуральными объектами;

  5. готовить и делать сообщения, писать и защищать рефераты,

Перечень учебно-методического обеспечения

4. Билич, Г.Л. Биология: Цитология, гистология, анатомия человека: учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов / Г.Л. .Билич. - СПб.: Союз, 2001.

5. Богданова, Т.Л.: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы / Т.Л. Богданова, Е.А Солодова. - М.: АСТ – ПРЕСС , 2002.

6. Воробьева, Е.А. Анатомия и физиология / Е.А Воробьева, АВ. Губарь, Е.Б. Сафьянникова. - М.: Медицина, 1987.

7. Воронин, Л.Г Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: книга для учителя / Л.Г.Воронин, Р.Д. Маш - М.: Просвещение, 1983.

8. Казаков, В.Н. Физиология в задачах: учебное пособие/ В.Н.. Казаков, В.А Леках, Н.И. Тарапата. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.

9. Петунин, О.В. Анатомия и физиология нервной системы: 10-11 класс: методическое пособие / О.В. Петунин.- М.: Вентана- Граф, 2008.

Литература для обучающихся

1. Батуев, А.С. Человек: основы физиологии и психологии: учебник для 9 классов общеобразовательных учебных заведений / А.С. Батуев, Л.В. Соколова, М.Г.. Левитин; под ред. А.С. Батуева. - М.: Дрофа, 1998.

2. Биология. Человек: учебник для 9 классов общеобразовательных учебных заведений / А. С.. Батуев, И.Д. Кузьмина, АД. Ноздрачев [и др.]; под ред. Ас. Батуева. - М.: Дрофа, 1998.
3. Драгомилов, А.Г. Биология: Человек: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / АГ. Драгомилов, Р.Д. Маш. - М.: Венгана-Граф, 2005.

4. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека: учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. - М.: Просвещение, 2003.

5. Хрипкова, А.Г Биология. Человек и его здоровье: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. - М.: Просвещение, 1997.
Учебные и методические пособия

Таблицы


  1. Расположение внутренних органов

  2. Нервные клетки. Рефлекторная дуга

  3. Схема строения нервной системы

  4. Спинной мозг

  5. Головной мозг

  6. Обонятельный и вкусовой анализатор

  7. Слуховой анализатор

  8. Зрительный анализатор

Микропрепараты


  1. Нерв

  2. Кортиев орган

Модели


  1. Глаза

  2. Глазное яблоко

Барельефные модели


  1. Ухо человека

  2. Доли и извилины верхнелатеральной поверхности полушарий большого мозга

  3. Доли и извилины нижней поверхности полушарий головного мозга

  4. Доли и извилины, цитоархитектонические поля головного мозга

  5. Доли и извилины медиальной поверхности полушарий большого мозга

  6. Строение спинного мозга

  7. Строение спинного мозга

  8. Доли и извилины цитоархитектонические поля головного мозга

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.