Рефлекс нервный импульс презентация

Сформировать знания о строении нервной системы, ее функциях; раскрыть зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток; рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции; продолжить развивать навыки и приемы: сравнение, анализ, обобщение; работа с книгой, самонаблюдения.

Скачать:

ВложениеРазмер
nervnaya_sistema.ppt 2.58 МБ

Подписи к слайдам:

Урок биологии в 8 классе. Учитель Селезнева И. В. МОУ СОШ п. Рощинский. Чаплыгинского района Липецкой области Нервная система.

Задачи: сформировать знания о строении нервной системы, ее функциях; раскрыть зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток; рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции; продолжить развивать навыки и приемы: сравнение, анализ, обобщение; работа с книгой, самонаблюдения и т.д.

Значение нервной системы обеспечивает поддержание гомеостаза; обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма; осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспосабливающие реакции на ее изменения; составляет основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение.

Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с эндокринной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной).

? Какой тканью образована нервная система? Каково строение нервной ткани? Строение нейрона, типы нейронов. Чувствительные Проводят импульс от поверхности тела и внутренних органов в мозг Нейрон – основа нервной системы Вставочные Анализируют информацию и принимают решение Двигательные Проводят импульс от головного и спинного мозга к рабочим органам

Вся нервная система построена на нервной ткани. Нервная ткань состоит из нервных клеток ( нейронов ) и связанных с ними анатомически и функционально клеток-спутников нейроглии . Нейроны выполняют специфические функции, являясь структурно-функциональной единицей нервной системы. Нейроглия обеспечивает существование и специфические функции нейронов, выполняет опорную, трофическую (питательную), разграничительную и защитную функции.

Нейрон. Нейрон отвечает за передачу оперативной, мгновенной информации в организме. Для этого он использует свои длинные отростки - аксон (всегда один, передающий) и дендриты (множество, принимающие) Для укрепления связей между нейронами требуется правильно организованная среда.

Нервная система Центральная НС Периферическая НС Головной мозг Спинной мозг Нервы Нервные узлы Нервные окончания чувствительные двигательные смешанные В 3 года мозг человека развит на 80%. Максимальное развитие к 20 годам. Чем больше диаметр волокна нерва, тем с большей скоростью по нему распространяется возбуждение. Основной формой деятельности нервной системы является рефлекс.

По функциям Регулирует работу скелетных мышц, кожи, связь организма с внешней средой. Вегетативная (автономная) Соматическая Парасимпатическая Регулирует обменные процессы, рост организма. Функции Симпатическая Нервная система

Нервные узлы (ганглии) - скопление нейронов вне центральной нервной системы. Нервные окончания Нервные волокна заканчиваются концевыми аппаратами — нервными окончаниями. Различают три группы нервных окончаний: межнейрональные синапсы, осуществляющие связь нейронов между собой; эффекторные окончания (эффекторы), передающие нервный импульс на ткани рабочего органа (на мышечные или железистые клетки) рецепторные (или аффекторные, или же чувствительные) окончания

Нервы Строение нервного волокна

Роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции Рефлекторная дуга – цепочка нейронов, образующая путь нервного импульса при осуществлении рефлекса. Рефлекторная дуга: рецептор, чувствительный нейрон, ЦНС(вставочные нейроны), двигательные нейроны, рабочий орган. П! Выполнить практическую работу. Действие прямых и обратных связей. Стр. 180

Закрепление изученного материала 1. Что называют рефлексом? 2. В темноте, заходя в свою комнату, вы безошибочно определяете местонахождение выключателя и зажигаете свет. Безусловным или условным рефлексом является ваше движение в сторону выключателя? Ответ обоснуйте. 3. Сколько звеньев включает рефлекторная дуга? 4. Какими анатомическими структурами представлен каждый отдел рефлекторной дуги? 5. Возможно ли осуществление рефлекса при нарушении одного из звеньев рефлекторной дуги? Почему? 6. У некоторых людей коленный рефлекс бывает слабо выражен. Чтобы его усилить, предлагают сцепить руки перед грудью и тянуть их в разные стороны. Почему это приводит к усилению рефлекса? Дом. работа: стр. 178-181

Автономный отдел нервной системы Нервная система Соматическая подчинена воле человека регулирует работу поперечно-полосатой мускулатуры двигательные центры - КБП - лобная доля - план будущих действий Автономная (вегетативная) не подчинена воле человека регулирует работу внутренних органов, желез, кровеносных сосудов, сердца вегетативный центр - гипоталамус Симпатическая во время интенсивной работы, требующей затрат Е тела нейронов в грудном и поясничном отделах СМ Парасимпатическая способствует восстановлению запасов Е во время сна и отдыха тела нейронов в среднем, продолговатом, крестцовом отделе СМ центр блуждающего нерва - крупный

Регуляция деятельности внутренних органов Подотделы автономной (вегетативной) нервной системы Симпатический подотдел Парасимпатический подотдел Активизируется, когда организму предстоит напряженная работа – система аварийной ситуации Активизируется при переходе от работы к отдыху – система отбоя Поднимается кровяное давление, усиливается сокращение сердца, происходит распад гликогена, и в плазме крови оказывается необходимая для работы мышц глюкоза. Работа органов, не участвующих в движении, сокращается, затормаживается выделение пищеварительных соков, перистальтика кишечника. Сердце снижает свою работу, сосуды расширяются, артериальное давление падает, глюкоза снова превращается в гликоген. Отделение пищеварительных соков возрастает, усиливаются перистальтика, переваривание пищи и поступление ее в кровь. Обе системы всегда действуют согласованно и обеспечивают наиболее благоприятный режим работы применительно к разным условиям

Вегетативной нервной системой, называют тот отдел нервной системы, который обеспечивает жизненно важные функции организма. Вегетативная нервная система иннервирует сердце, кровеносные и лимфатические сосуды, лимфатические узлы, внутренние органы, а также осуществляет трофику тканей. Благодаря деятельности вегетативной нервной системы поддерживается постоянство жизненных констант организма, его внутренней среды.

Работа Симпатической и парасимпатической систем работают вместе. (Текст учебника стр.183.) Актуализация знаний. Ответить на вопросы стр. 184. Дом. работа: стр 181. -184. П! Выполнить практическую работу. Штриховое раздражение кожи. Стр. 183 учебника П!

Схема. Периферическая часть вегетативного (автономного) отдела нервной системы . Модификация : Encyclopaedia Brittanica, 2007 Схема. Периферическая часть вегетативного (автономного) отдела нервной системы . Модификация : Encyclopaedia Brittanica, 2007

Спинной мозг Серое вещество Белое вещество Вставочные нейроны Тела и дендриты двигательных нейронов Аксоны нейронов, образующих нисходящие пути Аксоны нейронов, образующих восходящие пути Рефлекторная (участие в двигательных реакциях) Функции: центры безусловных рефлексов (коленный) вегетативные центры рефлекторного мочеиспускания, дефекации Проводниковая (проведение нервных импульсов) Функции: связь отделов спинного мозга связь ГМ с другими частями ЦНС соединение рецепторов с исполняющими органами

Спинной мозг (СМ) - тяж длинной 45 см., диаметром 1 см. В центре - канал, заполненный спиномозговой жидкостью. СМ состоит из 31-32 сегментов: 8 шейных 12 грудных 5 поясничных 1-2 копчиковых пояснично-крестцовые нервы следуют в канал на значительном расстоянии и образуют конский хвост СМ иннервирует скелетную мускулатуру (кроме мышц головы) и внутренние органы. СМ передние корешки - аксоны двигательных нейронов задние корешки - аксоны чувствительных нейронов Спиномозговая жидкость (СМЖ) вырабатывается сосудистыми сплетениями желудочков мозга; по составу похожа на плазму крови, V =120-150 мл. Функции СМЖ: амортизатор - предохраняет ГМ и СМ от сотрясений доставка питательных веществ ко всем отделам ЦНС и удаление продуктов обмена поддержание уровня осмотического давления (60-140 мм. вод. ст.)

Рассмотреть рисунки 78, 79 учебника, образование соматического и вегетативного безусловного рефлекса.

Закрепление. 1. Спинной мозг находится: а) в позвоночном канале; б) в спинномозговом канале; в) в грудном отделе позвоночника. 2. Диаметр спинного мозга равен: а) 1 мм; б) 1 см; в) 2 см. 3. От спинного мозга отходят: а) 30 пар спинномозговых нервов; б) 31 пара спинномозговых нервов; в) 33 пары спинномозговых нервов. 4. Нервные узлы находятся: а) на передних корешках спинномозговых нервов; б) на задних корешках спинномозговых нервов; в) на обоих корешках спинномозговых нервов. 5. Каковы функции спинного мозга? а) двигательная; б) защитная и опорная; в) рефлекторная и проводниковая. 6. Из чего состоит серое вещество спинного мозга? а) из длинных отростков нейронов; б) из соединительной ткани; в) из тел нейронов. 7. В каком направлении проводит импульсы белое вещество спинного мозга? а) от рецепторов к ЦНС; б) в обоих направлениях; в) от ЦНС к мышцам Дом. работа: стр186-189.

Головной мозг (ГМ) - m =1360 гр. Человек имеет 3й по массе мозг (1400 гр.) после слона (5 кг.) и кита (2,5 кг). соотношение мозга и массы всего тела у кита 1:40 000; слона 1:500; человека 1:40. Наиболее активно мозг работает между 10 и 12 часами утра. CEO Головной мозг Ствол Кора больших полушарий Подкорковый отдел

Отделы головного мозга, их структура, функции. Отделы мозга Структуры отделов Функции Ствол мозга Задний мозг Продолговатый мозг Ядра ЧМН: XII - подъязычный XI - добавочный X - блуждающий IX - языкоглоточный Проводниковая - связь СМ и ГМ. Рефлекторная: регуляция деятельности ДС, ССС, ПС пищевые рефлексы слюноотделения, жевания, глотания защитные рефлексы: чихание, моргание, кашель, рвота Мост Ядра ЧМН: VIII - слуховой VII - лицевой VI - отводящий V - тройничный Проводниковая - соединяет молушария мозжечка между собой и КБП Рефлекторная - вестибулярные и шейные рефлексы, регуляция тонуса мышц, в т.ч. мимических Мозжечок (полушария образованы серым и белым веществом) Координация произвольных движений Регуляция мышечного тонуса и равновесия Средний мозг Четверохолмие Ножки мозга Ядра ЧМН: IV - глазодвигательный III - блоковой Проводниковая Рефлекторная: ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители, которые проявляются в повороте головы и туловища регуляция мышечного тонуса и позы тела Начало таблицы.

Подкорка Передний мозг Промежуточный мозг а) таламус (зрительные бугры) Ядра ЧМН: II - зрительный Сбор и оценка всех поступающей информации от органов чувств Выделение и передача в кору мозга наиболее важной информации Регуляция эмоционального поведения б) гипоталамус Высший подкорковый центр ВНС и всех жизненно важных функций Обеспечение гомеостаза Регуляция мотивированного поведения (жажда, голод, страх, ярость, удовольствие) Участие в смене сна и бодрствования Подкорковые ядра Регуляция и координация двигательной активности Участие в обучении, памяти Кора больших полушарий Древняя и старая кора (обонятельный и висцеральный мозг) Ядра ЧМН: I - обонятельный Лимбическая система: врожденные поведенческие акты и формирование эмоций гомеостаз, реакции самосохранения и сохранения вида регуляция вегетативных функций Новая кора осуществление ВНД, отвечает за сложное сознательное поведение и мышление. Развитие морали, воли, интеллекта, связанных с деятельностью коры осуществление восприятия, оценки, обработки всей поступающей информации от органов чувств координированная деятельность всех систем организма обеспечение взаимодействия организма с внешней средой Продолжение таблицы.

Мальчики чаще, чем девочки, бывают левшами, что объясняется ведущей ролью правого полушария мужского мозга. Кора больших полушарий Левое полушарие Правое полушарие " мыслительное", логическое регуляция речевой деятельности, устной речи, письма ведущее у правшей "художественное", эмоциональное распознавание зрительных, музыкальных образов, формы, структуры предметов, сознательная ориентация в пространстве

Функциональные зоны коры больших полушарий. Обозначения : 1. Предлобная зона коры. 2. Тактильный анализ. 3. Слуховая зона коры (левое ухо). 4. Пространственный зрительный анализ. 5. Зрительные зоны коры (левые поля зрения). 6. Зрительные зоны коры (правые поля зрения). 7. Общий центр интерпретации (речь и математические операции). 8. Слуховые зоны коры (правое ухо). 9. Письмо (для правшей). 10. Центр речи.

П! Выполнить практическую работу. Функции продолговатого мозга. Среднего мозга и мозжечка. Стр. 192.

1. Средняя масса головного мозга взрослого человека: А) меньше 950 г; Б) 950-1100 г; В) 1100 – 2000 г 2. Головной мозг человека состоит из: А) ствола и полушарий большого мозга; Б) мозжечка и полушарий большого мозга; В) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга. 3. Продолговатый мозг является продолжением: А) среднего мозга; Б) спинного мозга; В) промежуточного мозга. 4. В головном мозге полушария и кору имеют: А) средний мозг и полушария большого мозга Б) мозжечок и промежуточный мозг; В) полушария большого мозга и мозжечок. 5. Какие отделы головного мозга относятся к стволу мозга: А) средний мозг; Б) продолговатый мозг; В) мозжечок; Г) промежуточный мозг; Д) мост 6. Какой отдел головного мозга является как бы продолжением спинного мозга в полости черепа: А) средний мозг; Б) продолговатый мозг; В) промежуточный мозг 7. Какой отдел головного мозга содержит двигательные рефлекторные центры, обеспечивающие поворот глазных яблок: А) мост; Б) средний мозг; В) промежуточный мозг. Домашнее задание: прочитать текст учебника, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Проверка усвоенного на уроке.





















Описание презентации по отдельным слайдам:

Основные понятия урока Нейрон Аксон Дендрит Белое вещество Серое вещество Синапс Медиатор Рецептор Рефлекс

Центральная нервная система 4

Где находятся нейроны? Что главное в этой системе? 3

Виды клеточной ткани

Нервные клетки – нейроны (рецепторы) 1

По выполняемой функции

чувствительные двигательные видео 6

Функции нервной системы: Регулирует работу организма- нервная регуляция. Обеспечивает взаимосвязь организма и окружающей среды. Мышление, речь, поведение.

Синапс Служит для передачи нервного импульса. Образуется на месте контакта нейрона с другим нейроном или другой ткани. Передача осуществляется с помощью медиатора- химическое вещество.

Рефлекс Ответная реакция организма на раздражитель. Путь по которому проходит рефлекс- рефлекторная дуга.

Рефлекс. Рефлекторная дуга Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение чувствительных образований — рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы. Рецепторы обладают высокой чувствительностью к специфическим для них раздражителям и преобразуют их энергию в процесс нервного возбуждения. Рефлексы осуществляются благодаря наличию в нервной системе рефлекторных дуг.

Рефлекс. Рефлекторная дуга Самые простые рефлекторные дуги образованы всего двумя нейронами. Отростки чувствительных нервных клеток образуют контакты непосредственно на исполнительных нейронах, посылающих свои длинные отростки к мышцам или железам. Примером наиболее простых рефлексов может служить коленный рефлекс, который обычно вызывает врач, обследующий больного. Для этого пациенту предлагают положить ногу на ногу и ударяют резиновым молоточком по сухожильной связке чуть ниже коленной чашечки.

Выберите книгу со скидкой:


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Сванова Маншук АлибековнаНаписать 1728 12.02.2016

Номер материала: ДВ-445978

  • Биология
  • 8 класс
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    12.02.2016 920
    12.02.2016 599
    12.02.2016 984
    12.02.2016 705
    12.02.2016 250
    12.02.2016 787
    12.02.2016 336

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


  • Скачать презентацию (0.4 Мб) 49 загрузок 3.0 оценка











  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Содержание


проведение по нервному волокну электрического импульса; процесс химической передачи в синапсе с помощью нейромедиатора (либо процесс в электрическом синапсе); проведение электрического импульса по следующему нервному волокну, либо реакция мышечной (сокращение миоцита) или железистой ткани (экзоцитоз секрета).

Химическими посредниками в процессе передачи нервного импульса являются биологически активные вещества, выделяемые нервными окончаниями. Эти вещества называются нейромедиаторы (синоним – нейротрансмиттер). В настоящее время открыто более 30 медиаторов, среди которых норадреналин, серотонин, мелатонин, гистамин, дофамин, октопамин, АТФ, ГАМК, глицин, глутамат, аспартат, эндорфины, энкефалины, вазопрессин,окситоцин, вещество P.

Процесс химической передачи проходит ряд этапов: синтез медиатора его накопление высвобождение взаимодействие с рецептором прекращение действия медиатора

СИНАПСЫ.Любое взаимодействие между 2 нервными клетками имеет 3 составляющие. Одна из них – клетка или её отросток, которые посылают сигналы, – пресинаптический компонент. Другая – клетка или ее отросток, которая принимает – постсинаптический компонент. И третья – посредник между первыми.

Возбуждающие Тормозные В зависимости от способа передачи выделяют: химические электрические смешанные синапсы

Для электрической синаптической передачи характерны: отсутствие синаптической задержки; проведение сигнала в обоих направлениях; независимость передачи сигнала от потенциала пресинаптической мембраны; устойчивость к изменениям концентраций концентрации Ca2+ и Mg2+, низкой температуре, некоторым фармакологическим воздействиям. Для химической передачи характерны:одностороннее проведение сигнала;усиление сигнала;конвергенция многих сигналов на одной постсинаптической клетке;пластичность передачи сигналов (обучение, память и т. д.).

МЕДИАТОРЫ Нейромедиатор (нейротрансмиттер, нейропередатчик) – это вещество, которое синтезируется в нейроне, содержится в пресинаптических окончаниях, высвобождается в синаптическую щель в ответ на нервный импульс, и действует на специальные участки постсинаптической клетки, вызывая изменения мембранного потенциала и метаболизма клетки. Существует 4 типа медиаторов: амины; аминокислоты; пуриновые нуклеотиды; нейропептиды.

АЦЕТИЛХОЛИН. Основная локализация: медиальное ядро перегородки, диагональная связка, базальное гигантоклеточное ядро. Аксоны этих нейронов проецируются на гиппокамп, проходя через кору больших полушарий. Холинергические системы участвуют в таких функциях как память, регуляция движения, уровень бодрствования (ретикулярная формация ствола мозга, базальные ганглии). НОРАДРЕНАЛИН. Наряду с адреналином и дофамином относится к катехоламинам. Локализация: в мосте (голубое пятно, латеральная ретикулярная формация моста), в продолговатом мозге и ядре одиночного тракта. Многочисленные (несколько сотен) нейроны голубого пятна образуют диффузные проекции большой протяженности, достигая практически всех отделов ЦНС – коры больших полушарий, лимбической системы, таламуса, гипоталамуса, спинного мозга. В ЦНС, как правило, – тормозной медиатор (кора), реже – возбуждающий (гипоталамус). Является медиатором во всех постганглионарных симпатических окончаниях, за исключением потовых желез. АДРЕНАЛИН. У млекопитающих мало адреналиновых путей. Адреналин секретируется диффузно (в мозговом слое надпочечников) и выполняет, в первую очередь, роль гормона. ДОФАМИН. Локализуется в среднем мозге (черная субстанция, вентральная покрышка), обонятельной луковице, гипоталамусе и перивентрикулярной области продолговатого мозга. СЕРОТОНИН. Локализация: ядра шва в ростральной части моста, эти нейроны дают проекции к лимбической системе, базальным ганглиям, коре больших полушарий. L-ГЛУТАМИНОВАЯ КИСЛОТА. Является главным возбуждающим медиатором, локализуется во всех отделах ЦНС. АСПАРАГИНОВАЯ КИСЛОТА. Возбуждающий медиатор в среднем мозге, и в переднем и заднем столбе спинного мозга.

ГАМК. К обычным тормозным медиаторам головного мозга относится g-аминомасляная кислота (ГАМК), не входящая в состав белков. ГАМК вырабатывается исключительно в головном и спинном мозгу. Не менее трети (до 50%) синапсов головного мозга используют в качестве медиатора ГАМК. ГЛИЦИН. В спинном мозге опосредует постсинаптическое торможения активности мотонейронов, высвобождаясь из окончаний клеток Реншоу. Также является нейромедиатором в тормозных интернейронах промежуточного мозга и ретикулярной формации. АТФ. Является медиатором во всех синапсах, образуемых метасимпатическим отделом вегетативной нервной системы на гладких мышцах. Действие АТФ при этом опосредуется пуриновыми рецепторами, сопряженными с кальциевыми ионными каналами.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.