Роджерс развитие невротической личности

К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией, так как их нарушение ведет к неврозу и отклонениям в развитии личности.

Теория личности Роджерса в структуре Я, приходит к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его самость выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути данной личности, его Я. У маленьких детей эта самооценка бессознательна, это скорее самоощущение, а не самооценка. Тем не менее уже в раннем возрасте она руководит поведением человека, помогая понять и отобрать из окружающего то, что присуще именно данному индивиду — интересы, профессию, общение с определенными людьми и т.д. В более старшем возрасте дети начинают осознавать себя, свои стремления и способности и строить свою жизнь уже в соответствии с осознаваемой оценкой себя. В том случае, если поведение выстраивается именно исходя из самооценки, это поведение выражает истинную суть личности, его способности и умения, а потому приносит наибольший успех человеку. Результаты его деятельности дают ему удовлетворение, повышают его статус в глазах других, и такому человеку не надо вытеснять свой опыт в бессознательное, так как его мнение о самом себе, мнение о нем других и его реальная самость соответствуют друг другу, приводя к полной конгруэнтности.

Идеи Роджерса о том, какими должны быть истинные взаимоотношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ известного ученого Б. Спока, который в своих книгах писал, как родители должны осуществлять уход за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации.

Однако родители, по мнению обоих ученых, не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому уже в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки, от своей самости. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое собственное представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал своей самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов и представлений, приходя к конфликту с окружающими, негативизму и агрессии. Стремление во что бы то ни стало отстоять себя, преодолеть давление взрослых также может нарушить истинную самооценку, так как в своем негативизме ребенок начинает протестовать против всего, что идет от взрослого, даже в том случае, если это соответствует его истинным интересам. Естественно, что такой путь развития не может быть позитивным и необходимо вмешательство психотерапевта, чтобы наладить общение ребенка с окружающими.

При этом Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, т.е. она должна меняться в зависимости от окружения. Он говорил о том, что самооценка — это связанный образ, гештальт, который постоянно находится в процессе формирования и изменяется, переструктурируется при изменении ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов и ситуаций для осознания, о котором пишет Роджерс, доказывает связь его теории не только с взглядами Маслоу, но и с концепцией гештальтпсихологии и идеей творческого Я повлиявшей на многие теории личности, созданные во второй половине XX в. При этом Роджерс не только говорит о влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивает необходимость открытости человека для нового опыта. В отличие от большинства других концепций, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивает значение настоящего, говоря о том, что люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни, находя в нем что-то прекрасное и значительное. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только в этом случае можно говорить о полной реализации или, как говорил Роджерс, о полном функционировании личности.

Невротическое развитие личности - это огромный раздел в медицине, который изучает аномальные развитие личности, а также неврозы и депрессии. В данной статье мы разберем какие именно существуют психические нормы, патологии, а также причины аномального развития личности и возникновение неврозов и депрессий. Поскольку на сегодняшний день данные заболевания, являются широко распространенными и не каждый пациент вправе разобраться в этом самостоятельно без помощи квалифицированных специалистов.

Что такое аномальное развитие личности?

Аномальное развитие личности - это хроническое изменение, которое не имеет отношения к повреждениям или недугам головного мозга. Данное развитие включает в себя разнообразные расстройства личности или поведения, которые развивались вследствие неблагоприятных факторов и воздействий. Также ученые отмечают, что аномальное развитие личности возникает как следствие чрезмерного продолжительных стрессов. Личностные изменения могут возникнуть вследствие длительных неврозов или тяжелых и длительных психогении, а рассматривают их в рамках невротического и психогенного развития.

Причины, которые способствуют возникновению аномального развития личности:

  1. Генетическая или психологическая, биологическая предрасположенность;
  2. Отношения между родителями и ребенком, а также психодинамика;
  3. Приобретённое поведение;
  4. Индивидуальное искаженное мышление;
  5. Безопасность или привязанность в определённой мере.

Поскольку аномальное развитие личности — это достаточно сложный процесс, поэтому объяснить причины его наступления не может ни один высококвалифицированный ученый в медицинской области.


Классификация аномального развития, была построена учеными на основе области психики, в которых возникли аномальные явления:

  1. Регрессия - на сегодняшний день выделяют временную регрессию и стойкую.
    Выражается она во временной потери навыков ходьбы и проявлении соматических недугов в начальном этапе жизни. Также регрессия может возникать вследствие патологических воздействий таких как шоковая психическая травма или начальный этап шизофренического процесса.
  2. Ретардация — это остановка психического развития, разделяющаяся на тотальную и социальную психическую ретардацию. Если проявляется парциальная, то есть частичная психическая ретардация, следовательно, происходит приостановка развития психических функций и свойств личности.
  3. Асинхрония психического развития - это искаженное, анальное и дисгармоничное развитие, которое выражается опережением психических функций, свойств, формирующих личность. Однако при этом существуют видимое отставание сроков, темпов созревания функций и свойств, которые приводят к дисгармонии психики.

Невроз и депрессия - в чем отличия?

Как известно от психологического состояния человека зависит вся его жизнь, следовательно, успех в карьере, здоровье и отношения с людьми. Поэтому если у вас или у ваших близких проявляется симптоматика депрессии или невроза, необходимо как можно быстрее обратиться к специалистам, поскольку игнорировать данные недуги нельзя для того, чтобы не навредить собственному будущему. Невроз - это обширное понятие, которое представляет собой группу психических расстройств сопровождающихся разнообразной симптоматикой и причинами возникновения. Однако ученые выявили, что невроз характеризуется подавленным и тревожным состоянием, которое может быть вызвано истощением нервной системы.

Депрессия - это распространенное психическое расстройство признаком, которого является отсутствие радости и появление негативных суждений. Иногда человек может потерять интерес к жизни. Однако большинство людей считают, что депрессия - это не заболевание, которое необходимо лечить, а обычное плохое настроение человека. Однако ученые утверждают, что данное суждение ошибочно поскольку многие люди, страдающие депрессией в некоторых случаях могут привести к пагубным последствиям. Поэтому лечить данное заболевание необходимо у грамотных специалистов. Известно, что невроз и депрессия зачастую сопровождают друг друга вызывая при этом депрессивный невроз. Важно помнить о том, что невроз - это нервное и тревожное состояние, которое вызвано внешними факторами, а депрессия - это состояние, которое вызывается внутренними психическими причинами. Признаками данных недугов могут быть сложные внутренние недуги, физиологические и психологические проблемы или процессы. Зачастую в женском организме данные заболевания проявляются в связи с гормональным дисбалансом А первой симптоматикой может быть наличие паранойи или шизофрении.


  1. Нарушение со сном, которые могут выражаться в виде бессонницы или кратковременного сна после которого у человека наблюдается ощущение усталости;
  2. Без причины болевые ощущения и тяжесть в области живота, которые сопровождаются отклонениями деятельности желудка;
  3. Головные боли сопровождающиеся мигренью, а также повышенное потоотделение, нервный тик;
  4. Приступы панических атак;
  5. Болевые ощущения в области сердца во время которых может развиться тахикардия;
  6. Тревожное, угнетенное или плаксивое настроение;
  7. Постоянное чувство вины;
  8. Появление или обострение фобий;
  9. Пониженное внимание или заторможенное мышление;
  10. Глубокие пессимистические рассуждения и резкие перемены настроения, зачастую проявляется сильная реакция на стрессовые ситуации.

Причины возникновения депрессивных неврозов:

  1. Травмирующие события такие как переезд или потеря близкого человека;
  2. Напряженная ситуация на работе или в семье;
  3. Трудоголизм;
  4. Неустроенность, которая может быть бытовой или личной.
  5. Сбой биоритмов;
  6. Психические расстройства на начальных стадиях.

Если у вас или у ваших близких имеется такие причины и или выше представленной симптоматика тогда необходимо обратиться к грамотным и опытным специалистам поскольку данный недуг может привести к пагубным последствиям.

Невротическое развитие личности

В 1769 году врач Уильям Каллен наименовал невротическое развитие личности как, неврозы. Однако на сегодняшний день невротическое развитие личности, является одним из основополагающих невроза.


  1. Фобическое расстройство. При таком виде не долго у человека появляется чрезмерная тревожность, которая в последствии переходит в фобию. На различном этапе развития данного недуга могут проявляться панические атаки, которые сопровождаются болями в области груди повышенным потоотделением дрожью в руках, а иногда и тошнотой.
  2. Депрессивные невротические развития личности. Симптоматика, является ярко выраженной в виде глубокой скорби или печали, а также отсутствует интерес к определенным вещам и действием, которые до наступления заболевания воспринимались позитивно;
  3. Обессиленно импульсивное расстройство. Во время данного недуга появляются навязчивые образы и мысли;
  4. Соматоформные расстройства, которые сопровождаются различной симптоматикой похожи на проявление соматических недугов. Следовательно, у пациента появляются боли. Однако причину их возникновения он объяснить не может, а специалисты найти не в состоянии;
  5. Посттравматические расстройства, вызванные сильнейшими стрессовыми ситуациями, перистыми психологическими травмами. Зачастую данный недуг возникает при наличии экстремальных ситуаций;

6. Диссоциативное расстройство, изначально специалисты называли его истерическим синдромом. Причины возникновения невротического развития личности Данным вопросом задаются многие ученые различных стран и на сегодняшний день причины возникновения невротических расстройств до конца не изучены.

  1. Предрасположенность к неврозам;
  2. Психологические травмы;
  3. Интенсивные нагрузки, то есть физические и психологические, которые одновременно сочетаются со стрессовыми состояниями или проблематикой личной жизни;
  4. Истощение нервной системы, которое может быть вызвано попытками решения насущных проблем;
  5. Врожденный или приобретенный склонность к быстрой утомляемости;
  6. Злоупотребление пагубными привычками такими как, алкоголь, наркотики, которые ведут к отклонениям невротического развития личности.

При постановке различных диагнозов, связанных с невротическим развитием личности высококвалифицированному специалисту необходимо прислушиваться к жалобам больного, но при этом он должен учитывать адекватное состояние как физическое, так и психическое. В ходе диагностирования будут исключены органические причины, которые способствовали невротические симптомы. Также не стоит забывать о том, что в редких случаях если у пациента диагностировано физическое заболевание тогда можно расценивать невротическое развитие личности как сопутствующий недуг, который способен тяготить невроз. Следовательно, в данной ситуации специалистам в области медицины необходимо тщательно производить подбор медикаментов для того, чтобы не усугубить состояние пациента, а стабилизировать его.


Ученые отмечают, что на сегодняшний день наиболее популярными невротическими развитиями личности являются:

  1. Тревожные или фобические расстройства;
  2. Астено-невротический синдром или неврастения;
  3. Депрессивное невротическое расстройство под названием дистимия;
  4. Соматоформные или невротические расстройства;
  5. Неврозы, которые были вызваны стрессовыми ситуациями.

Невротическое развитие личности может развиваться и в детском возрасте, поэтому диагностировать его необходимо на ранних стадиях. На сегодняшний день, как известно существуют множество невротических развитие личности, а их проявления являются широко распространенными и разнообразными. Однако некоторые последствия могут быть печальны. Медицинские работники отмечают, что не замечать невротические расстройства очень опасно, поэтому их необходимо лечить для того, чтобы остановить развитие недуга и спасти человека – пациента.

Проблемы невротического развития

Проблемы невротического развития заключаются в этиологии неврозов, которые были выявлены в виде психических травм, перенесенных в младенчестве, то есть в детском возрасте и являются предпосылками развития данного недуга. Следовательно, ими могут быть потеря близких людей, разнообразные конфликтные ситуации или неспокойная, то есть не гармоничное обстановка в семье. Ученые утверждают, что проблемы могут быть связаны также с школьными психологическими травмами. А в основном все люди, которые страдают невротическими расстройствами личности не подозревают об истинной причине их тревожного состояния. Важно помнить о том, что проблемы невротического развития могут начинаться как в детстве, так и в зрелом возрасте в зависимости от фактора воздействия и проблематики, которая способствовала развитию такого заболевания.

Аномалия развития личности такая как неврозы и депрессии, то есть невротическое развитие личности может развиваться благодаря способствующим факторам и генетической предрасположенности. Поэтому квалифицированные медицинские работники советуют пациентам при возникновении малейшее симптоматики того или иного невротического недуга обращаться к квалифицированным и грамотным специалистом для постановки точного диагноза или его опровержение. Поскольку своевременное диагностирование невротического развития личности может способствовать дальнейшему хорошему самочувствию пациента, а также не повредит его будущему. В связи с этим необходимо напомнить о том, что для того чтобы не заболеть данным недугом необходимо избегать большого количество стрессовых ситуаций, также не стоит переусердствовать на работе для того, чтобы не возник трудоголизм. Поскольку эти факторы, являются основополагающими для развития невротических заболеваний. Не стоит забывать, что данный недуги нельзя пускать на самотек, а необходимо обращаться к квалифицированным врачам, которые способны помочь вам в излечении данного недуга, а также предотвратить его последствия.

Карл Роджерс (1902-1987) Игра как самораскрытие (свободный творческий поиск личностных смыслов, "мудрости организма" и доверия к другим). Игра центрированная на ученике.
Американский психолог, лидер гуманистической психологии, автор человеко-центрированного подхода характеризовал его тремя постулатами: 1) вера в изначальную, конструктивную и творческую мудрость человека; 2) "безусловное позитивное принятие другого человека"; 3) представление о закономерных стадиях развития группового процесса. К.Роджерс считал, что каждый человек располагает огромными внутренними ресурсами для понимания себя, изменения своих представлений о себе и о других, так же выработки собственного личностного смысла.
Вот некоторые существенные итоги К. Роджерса:
В моих отношениях с другими людьми я обнаружил, что если я буду выдавать себя не за того, кем я есть на самом деле, ничего хорошего не получится.
Я обнаружил, что очень много приобретаю, когда делаю всё возможное, чтобы люди сообщали мне о своих чувствах, о личном опыте восприятия.
Я могу доверять своему жизненному опыту.
Я руководствуюсь не оценками других.
Факты благоприятны.
Мой опыт говорит мне, что в основе человека лежит стремление к положительным изменениям.
Я знаю, что из-за защитных реакций и страха люди могут вести себя жестоко, незрело, очень разрушительно, антисоциально, причинять боль.
По сути, поведение является целенаправленной попыткой организма удовлетворить нужды, какими они представлены ему в переживаемом им поле восприятия.
Эмоция сопровождает и в целом способствует целенаправленному поведению; тип эмоции определяется либо исходным, либо завершающими аспектами поведения; интенсивность эмоции определяется значимостью в нашем восприятии данного поведения для сохранения и укрепления организма.
В наилучшем положении для понимания поведения индивида находится сам индивид.
Чувство тревоги представляет эмоциональную реакцию на угрозу.
Педагогу-психологу в интерактивной игре, согласно Роджерсу прежде всего необходимо создать достаточные условия для личностного роста ребенка: 1) искренность, близость к реальности или конгруэнтность; 2) принятие ребенка, забота о нем, высокая положительная оценка о нем и безусловно положительное отношение; 3) способность принять точку зрения другого человека и способность пережить чувства, испытываемые другим человеком (эмпатийное понимание - постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствования, в переживания другого человека - "мы вместе").
К.Роджерс не смотрит на ученика сквозь "розовые очки", а говорит о том, что темная (манипулятивная) сторона ученика -это искажение действительности, и она становится всё меньше и меньше по мере его личностного роста и по мере предоставления правильных условий обучения. Хорошесть человеческой природы проявляется, когда нет боли страдания. Боль страдания мешает настоящему гармоничному развитию ученика. Темная сторона запутывает жизнь ученика и поэтому он боится принять себя самого и не осуждать без боязни быть наказанным, двигаться внутри самого себя без борьбы "достаточно ли я хорош или нет?". Ученик желает находится в окружении где его не осуждают и уважают. Если положительная сторона ученика разрушена, то она всё равно всегда ждёт, чтобы её пробудили. Видеть себя (учителя) как одну духовную сущность с учеником, в двух разных телах - это и есть ответственность за обучение перед обществом. Задача учителя повлиять на способность и ответственность ученика усваивать учебную информацию, без навязывания знаний (анти-авторитарный подход к обучению). Это не то, что "я знаю лучше, чем ты", а наоборот без зависимости от учителя, а в его сопровождении в трудном пути познания, согласно его положительным запросам и чаяниям.
Роджерс считает, что психолог в игре не должен говорить с учеником, как он должен себя вести, а скорее пытается позволить ученику выразить себя и открыть собственные способы регуляции своего поведения ( педагог-психолог не директивно-распорядителен с ребенком - форма общения в процессе совместной деятельности, при которой преобладают не команды и не распоряжения). В этом и есть гуманистическая ориентация Карла Роджерса, когда педагог-психолог интересуется прежде всего человеческими качествами ученика, то он самостоятельно развивает свой потенциал, осознает свою индивидуальную и социальную идентичность.
Если подъитожить эти идеи К.Роджерса то:
1) педагогу-психологу необходимо уделять внимание ученику в том, как он видит личный, сокровенный, собственный мир без осуждения, без боязни быть наказанным за это (феноменология ученика);
2) поведение ученика может быть понято только с индивидуальной точки зрения ученика, но пробуждая в нем положительную сторону, так как она ждет, чтобы её пробудили;
3) цель каждого ученика развитие своего потенциала, осознание своей индивидуальной и социальной принадлежности удовлетворение его запросов и чаяний(актуализация).
В своей книге "Клиент-центрированная психотерапия" К.Роджерс ставил вопрос о вседозволенности ребенка во время игры и отвечал,что психологу необходимо:
1) воздерживаться от похвалы и подстрекания дурного поведения и высказывания;
2)помнить, что ребенок осознает игровую ситуацию от повседневной жизни;
3) запретами нельзя устранить потребности ребенка в определенном поведении;
4) ребенок имеет право тестировать психолога демонстрацией отвергнутых аспектов его личности;
5) ребенок помнит, что свобода игрового часа вовсе не является безграничной.
6) ребенок больше знает свою ситуацию отставания в личностном росте и вместе с учителем может её преодолеть без боли страдания, так как положительная сторона личности ученика ждет. чтобы её пробудили.
К.Роджерс пишет: "если ребенок спрашивает о причине определенного ограничения, то наиболее мудрым выходом будет дать честный ответ, особенно когда правило носит личный характер" (5).
Основная идея К.Роджерса - педагог-психолог сохраняет, развивает способности ученика, выявляет лучшие качества его личности. Личность и поведение ученика в большей степени являются функцией уникального восприятия им окружения и он всегда стремится вперед к положительному развитию и при подходящих условиях реализует свой потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье.
Роджерс, Карл Рэнсом

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Карл Роджерс особо подчёркивал эффективность клиентцентрированной терапии в игровом взаимодействии с проблемными детьми. В работе по данной области, согласно позиции автора, вербальная коммуникация нередко сведена к минимуму, а в некоторых случаях, мы наблюдаем даже полное её отсутствие. Самым же важным моментом здесь является групповая терапия (кстати она даёт хороший эффект не только при работе с проблемными детьми, но и со взрослыми). Эффект её заключается в наблюдении за действиями партнёра как за наглядным близким примером.

Точка зрения Роджерса на природу человека

В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Такая точка зрения отчетливо соотносится с верой Руссо в доброту, свойственную природе человека, — убежденностью в том, что человек, если дать ему возможность раскрыть врожденный потенциал, будет развиваться оптимально и эффективно.

• — Философские взгляды Роджерса всегда оставались гуманными и оптимистичными, поскольку его интересы вытекали из индивидуальной психотерапии и групповой терапии, работы в социальных, образовательных и правительственных учреждениях.

• — В клиент-центрированной терапии главной направляющей силой должен быть клиент, а не терапевт. Роджерс двигался от клиент-центрированного подхода к подходу, центрированному на человеке. Отчасти на Роджерса повлиял его опыт работы в различных образовательных учреждениях. Он убедился в том, что его разработки нашли широкое применение в различных социальных и политических системах.

• — Люди определяют самих себя, проводя наблюдения и оценивая свой опыт. Реальность — частное дело человека, и только сам человек может её осознать.

• — Стремление к улучшению здоровья и самоактуализацииявляется частью человеческой природы. Оно — главный мотивирующий фактор для людей, которым не мешают проблемы прошлого или убеждения, ограничивающие их поведение.

• — Термины соответствие и несоответствие отражают степень совпадения между коммуникацией, опытом и его осознанием. Замечания постороннего наблюдателя и самого человека будут совпадать в ситуации с высоким соответствием. Большинство симптомов, описываемых в литературе по психопатологии, могут быть лучше поняты с помощью определения несоответствия.

• — Четыре базовых элемента создают фундамент выгодных и осмысленных отношений: постоянное выполнение обязательств, выражение чувств, отсутствие специфических ролей, способность соучаствовать во внутренней жизни другого.

• — Здоровый человек осознает свои эмоции, независимо от того, выражены они или нет. Когда они не доводятся до сознания, то восприятие и реакция на переживание, их вызвавшее, могут быть искажены.

• — Полноценно функционирующая личность — это личность, находящаяся в процессе изменения. Такой человек свободно реагирует и свободно воспринимает собственную реакцию на ситуацию, такой человек стремится к осуществлению самоактуализации.

• — В терапии, центрированной на личность, подразумевается равенство отношений, отсутствующее в отношениях доктор—пациент. Именно сам человек в этой терапии делает все для того, чтобы разрешить свои проблемы с минимальным вмешательством терапевта.

• — Терапия для Роджерса — это взаимоотношения,зависящие отчасти от ментального здоровья терапевта, который должен способствовать проявлению здоровых тенденций клиента.

• — Базовые теоретические концепции, применяющиеся в индивидуальной терапии, могут быть использованы и при работе с группой. Прежде чем члены группы создадут обстановку доверия, в группе проходит период неуверенности, беспокойства и неудовлетворенности происходящими процессами. Чем дольше члены группы работают вместе, тем сильнее нарастает эмоциональное напряжение, но одновременно увеличивается и терпимость членов группы друг к другу.

• — Свою теорию исцеляющей силы открытой коммуникации Роджерс применял на встречах групп людей разных национальностей и стран; на этих сессиях он искал разрешения конфликтов, возникающих на международном и межнациональном уровне.

• Безусловное позитивное отношение (Unconditional positive regard). Забота о человеке, не требующая никаких личных наград, не являющаяся собственнической. Такое отношение создает условия для того, чтобы человек был тем, кем он является в действительности, независимо от его характера. Безусловное позитивное отношение отличается от позитивной оценки, сдерживающей поведение человека, когда он наказывается за одни действия и вознаграждается за другие.

Значение личности (Personal power). Широко распространенное название личностно-центрированного подхода. Оно включает локус силы принятия решений и контроля.

• Межличностное понимание (Interpersonal knowing). В роджерсианской психотерапии под этим понятием подразумевается практика эмпатического понимания. Цель его — понять опыт другого человека так, как он его сам переживает, соблюдение объективной корректности при этом не требуется.

• Неконгруэнтность (Incongruence). Нежелание или неспособность к точной коммуникации, неспособность к адекватному восприятию или и то, и другое. Несоответствие имеет место при различиях между опытом, коммуникацией и пониманием.

• Объективное понимание (Objective knowing). Понимание на социальном уровне. С его помощью в условиях объективной реальности проверяются гипотезы, спекуляции и предположения.

• Поле опыта (Field of experience). Уникальная для каждого человека субъективная реальность, содержащая события его жизни и доступная пониманию. Поле опыта может соответствовать или не соответствовать объективной реальности. Это личный отдельный внутренний мир человека, он субъективен, избирателен и несовершенен.

• Группы встреч или Инкаунтер-группы (Process of encounter). В группах, которыми Роджерс руководил или где он выступал наблюдателем, применялась следующая последовательность действий. Группа начинает с топтания на месте, проявляет начальное сопротивление исследованию личности и выражению чувств. Люди обмениваются своими чувствами относительно прошлого. Сначала чаще всего выражаются негативные чувства. Если группе удается сохранить единство, становится явной личностно-значимая информация. Непосредственно выражаются как позитивные, так и негативные чувства. По мере того как люди проявляют все больше эмоций и реагируют на них, в группе развивается исцеляющая способность. В результате обратной связи с группой и её одобрения люди принимают и одобряют самих себя.

• Конгруэнтность (Congruence). Состояние гармонии между коммуникацией, опытом и пониманием. Если то, что человек выражает (коммуникация), то, что происходит (опыт), и то, на что человек обращает внимание (осознание), почти совпадают, следовательно, такой человек обладает высокой степенью соответствия.

• Субъективное понимание (Subjective knowing). Понимание того, ненавидит ли человек, любит, получает удовольствие или презирает другого человека, событие или собственный опыт. Подобное понимание может быть усовершенствовано с помощью осознания своих внутренних физических ощущений. Это способность понимать происходящее в той мере, чтобы действовать, опираясь на намеки, следовать интуиции, не используя очевидных доказательств.

• Тенденция к самоактуализации (Self-actualizing tendency). Часть процесса, характерного для всех живых существ. У человека она выражается в стремлении активизировать и использовать все способности организма. Самоактуализация — единственный мотив, постулированный в системе Роджерса.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.