Шохор-троцкая м к логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления

Проблема восстановления речевых функций при афазии теснейшим образом связана с общими вопросами учения об афазии и психологическим анализом отдельных форм этих расстройств. Первые попытки восстановления речи у больных с афазией относятся к 70-м годам XIX века. Восстановлением речи при афазии в течение продолжительного времени занимались сурдопедагоги, невропатологи и психологи. Лишь в последние 20 лет в эту работу включились логопеды. Их участие в комплексном изучении расстройств речи при афазии, а главное, в работе по восстановлению речевых функций становится все шире. Педагогические логопедические способы воздействия на нарушенные речевые функции с учетом психологической структуры дефекта в каждом отдельном случае оказывают большую помощь врачам-невропатологам в лечении больных с афазией.

Несмотря на значительное количество публикаций, многие вопросы восстановительного обучения до сих пор остаются нерешенными. В частности, лишь в последние годы стало меняться представление о рациональных сроках начала восстановительного обучения и утверждается точка зрения, согласно которой положительные результаты восстановления речевых функций в значительной степени определяются ранним началом логопедической работы с больными.

Значение раннего начала логопедической работы при афазии заключается в том, что оно активизирует спонтанный процесс восстановления нарушенных функций. В тех случаях, когда логопедическое воздействие начинается в поздних, резидуальных стадиях восстановления, приходится преодолевать уже фиксированные, стойкие речевые нарушения.

В представленной книге отражена подробная система логопедической работы по восстановлению речи у больных с афазией в ранней стадии после инсульта, описаны методы и приемы растормаживания и стимулирования речевых функций у больных с разными видами афазии – сенсорной, моторной и тотальной.

Разработанные М.К. Шохор-Троцкой методики стимулирования и растормаживания речевых функций на раннем этапе восстановительного обучения предусматривают не только стимулирование угнетенных речевых функций, но по возможности и предупреждение некоторых симптомов афазий на поздних этапах восстановления. К этим методикам относятся: стимулирование понимания речи на слух у больных с афазией, растормаживание экспрессивной стороны речи у больных с моторной афазией, стимулирование устной речи у больных с моторной афазией.

Методика стимулирования понимания устной речи у больных с различными формами афазий обеспечивает развитие слухового восприятия больных на основе использования логопедом мимики и эмоционально-волевых интонаций побудительной речи. Методика растормаживания экспрессивной речи с помощью автоматизированных речевых рядов у больных с моторной и тотальной афазией содействует активации возможности произнесения больными слов и коротких фраз. Благодаря использованию методики стимулирования устного высказывания удается расширить словесный и фразеологический словарь больных.

ШОХОР-ТРОЦКАЯ М.К. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ АФАЗИИ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ. - М.: МЕДИЦИНА, 1972. - 140 С.

2 УДК Книга посвящена разработке логопедических методик восстановления речи больных с афазией после нарушения мозгового кровообращения на раннем этапе восстановления. Монография содержит описание использования предлагаемых методик в процессе восстановления речи этих больных. Книга предназначена для логопедов, невропатологов и психологов

3 ВВЕДЕНИЕ Пррблема восстановления речевых функций при афазии теснейшим образом связана с общими вопросами учения об афазии и психологическим анализом отдельных форм этих расстройств. При нарушениях мозгового кровообращения и травмах в силу тех или иных особенностей клиники восстановление нарушенных речевых функций иногда происходит спонтанно и не требует длительного логопедического вмешательства. В других случаях при различных формах острого нарушения мозгового кровообращения или травме нарушения речевых функций оказываются стойкими, требующими для своего преодоления специальной работы (Э. С. Бейн и Е. Д. Маркова, 1960; Н. В. Коновалов, 1955; А. Р Лурия, 1947; Л. Г Столярова, 1963, 1964; И. М. Тонконогий, 1963). Первые попытки восстановления речи у больных с афазией относятся к 70-м годам XIX века. Восстановлением речи при афазии в течение продолжительного времени занимались сурдопедагоги, невропатологи и психологи. Лишь в последние 20 лет в эту работу включились логопеды. Их участие в комплексном изучении расстройств речи при афазии, а главное, в работе по восстановлению речевых функций становится все шире. Педагогические логопедические способы воздействия на нарушенные речевые функции с учетом психологической структуры дефекта в каждом отдельном случае оказывают большую помощь врачам-невропатологам в лечении больных с афазией. Несмотря на значительное количество публикаций, многие вопросы восстановительного обучения до сих пор остаются нерешенными. В частности, лишь в последние годы стало меняться представление о рациональных сроках начала восстановительного обучения и утверждается точка зрения, согласно которой положительные результаты восстановления речевых функций в значительной степени определяются ранним началом логопедической ра- 3

а^кт^ах^ схемой слога и слова ^постановка звуков с помощью оптихо\тактшхьного метода,1цвёде"ние их в слоги и закрепление в _словах при повторении или назывании предметов и предметных картинок). Особое внимание на этом этапе уделяется восстановлению структуры слова и jyiora с опорой на различные виды звукового анализа состава слова. Второй этап работа над анализом. мор_фологической и семантической стороны слова (словообразование). Третий этап восстановление грамматической структуры высказывания, т. е. изжитие агр_амматизма, с опорой на схему предложения, сюжетную картинку и т. п.

13 юв, которые формируются на основе повторения, а затем преходят в словарь больного. Granich обращает специальное внимание на эффективность применения пения, :читая, что оно должно быть обязательно включено в программу восстановительной работы. Ю. А. Флоренская и В. А. Гринер (1941), Ю. А. Флозенская (1936), Б. М. Рабинович, А. М. Смирнова, /V. А. Попова (1946), А. Д. Чернова (1958) использовали з своей работе оптико-тактильный метод. Они также применяли пение и автоматизированные речевые ряды, однако в этих работах отсутствует изложение соответствующей методики. Вопросу об использовании пения в работе с больными афазией был посвящен еще ряд работ. Так, Е. М. Батурина (1955, 1958) пишет, что она проводила восстановительное обучение путем использования пения знакомых песен, однако развернутой методики также не приводит. Наиболее полно методика использования пения в целях восстановления речи при афазии разработана венгерскими исследователями Vargha и Gereb (1959). Простые детские и народные песни с многократным повторением некоторых слов записывались ими на магнитофонную пленку. Запись производилась несколько раз в обычном ритме и ритмах, подчеркивающих паузой то или иное слово. Эти выделяемые паузой слова повторялись в 2 4 песнях. К песням изготавливались картинки и подписи к ним. Картинки подбирались в нескольких вариантах: одна (сюжетная) соответствовала содержанию песни в целом, на других изображались выделяемые из сюжетной картинки предметы, названия которых и служили предметом внимания больного. Авторы описывают последовательность использования методических приемов. Прежде всего больному многократно предлагались для прослушивания простые мелодии. Затем показывались предметные и сюжетные картинки, которые он должен был называть. Эти картинки многократно предъявлялись в определенной последовательности. После упрочения возможности называния их в этой последовательности их давали вразбивку. Наконец, с помощью наводящих вопросов, как пересказ прочитанного, а также в процессе обсуждения назначения предметов слова соединяли в фразу. Методика работы при сенсорной афазии больше основывалась на повторении, нежели на назывании слов, выделяемых при пении песни. Если больным с моторной афа- 13

19 $оляет направить процесс восстановления по определенту руслу и избегать возникновения некоторых стойких трудно поддающихся коррекции симптомов. Целью настоящего исследования является обоснование лстемы логопедических методик восстановления речи у ольных с афазией в ранней стадии после инсульта. Заачей работы является описание приемов растормаживаия и стимулирования речевых функций у больных с тоальной, моторной и сенсорной афазией, ^а также методик редупр^ждения некоторых патологических речевых симпомов. Работа охватывает все стороны нарушенной речеой функции при моторной, сенсорной и тотальной афазии, омогает выявлению истинной картины органического реевого расстройства и подводит больного к активному учатию в восстановительном процессе. Разработанные методики были апробированы при востановлении речи у 86 больных из клинических отделений [нститута неврологии АМН СССР, руководимых проф. А. Ткачевым, доктором медицинских наук Д. К. Лунеым и доктором медицинских наук Л. Г. Столяровой."

20 Глава I МЕТОДИКИ РАННЕГО ЭТАПА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ У БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ Задачей работы на раннем этапе после инсульта являются максимальное содействие спонтанному процессу восстановления, активизация темпа восстановления угнетенных и нарушенных речевых функций. Это связано с тем, что сразу после инсульта не всегда бывает ясна форма афазии, а в картине речевого расстройства имеется много функциональных, нейродинамических симптомов. Изжитию этих симптомов и призваны содействовать растормаживающие и стимулирующие приемы восстановления. Эти прямые методы растормаживания и стимулирования временно заторможенных функций мозга по своей компенсаторной природе отличаются от так называемых обходных методов перестройки, с успехом используемых на поздних этапах работы, когда выявляется та или другая форма афазии (Э. С. Бейн, 1964). Разработанные нами методики стимулирования и растормаживания речевых функций на раннем этапе восстановительного обучения предусматривают не только стимулирование угнетенных речевых функций, но по возможности и предупреждение некоторых симптомов афазий на поздних этапах восстановления. К этим методикам относятся: стимулирование понимания речи на слух у больных с афазией, растормаживание экспрессивной стороны речи у больных с моторной афазией, стимулирование устной речи у больных с моторной афазией. СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ У БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ РЕЧИ НА СЛУХ Напомним некоторые данные о развитии понимания речи у ребенка и о процессе восприятия речи на слух у взрослых в норме. Еще И. А. Бодуэн де Куртене (1963) писал: «При восприятии мы постепенно получаем синтагмы как составные части предложения, морфемы как со- 20

В данной статье представлен практический материал по восстановлению речи у больных с моторной афазией грубой степени выраженности, в условиях группового занятия. Материал будет полезен для широкого круга специалистов, занимающихся реабилитацией.

Логопедическая работа по восстановлению речи у больных с моторной афазией грубой степени выраженности посредством методики невербальной коммуникации и приемов растормаживания речи в рамках групповых логопедических занятий

Все это не может не сказываться на психологическом здоровье как самого больного, так его близких, на взаимоотношениях внутри семьи, на качестве их жизни в целом.

Первостепенной задачей в восстановительном обучении таких больных является обучение их способности к коммуникации, возможности выразить свои потребности, желания, вопросы. Для людей с тяжелой речевой патологией, практически полностью потерявших речь, была разработана методика невербальной коммуникации (Т.Г. Боровенко, Р.М. Мазковая).

Под невербальной коммуникацией при афазии понимается замещение или дополнение отсутствующего или неправильного вербального выражения невербальными средствами: мимикой, жестами, интонацией, рисунком, т. е. совокупностью всех проявлений невербального поведения.

Вместе с тем, необходимо растормаживать речь таких больных, стимулировать произнесение наиболее обиходных, бытовых слов и выражений (спасибо, здравствуйте, до свидания, извините и т. д.)

Разработкой приемов и упражнений для растормаживания речи занимались такие ученые, как Цветкова Л.С., Визель Т.Г., Бейн Э.С.

Растормаживание речи проводится с помощью особенно упроченных речевых отрезков, которые легче, чем другие оживают в памяти и приводят в движение язык как бы автоматически. У подавляющего большинства больных даже с очень грубой афазией в памяти сохраняются наиболее упроченные до заболевания слова и обороты речи. Они могут быть извлечены из нее путем напоминания о них.

Растормаживающее действие оказывает также пение хорошо знакомых песен со словами. Как известно, у каждого поколения есть свои любимые песни, поэтому надо учитывать это обстоятельство, как и то, какие песни близки больным индивидуально.

Аналогично этому используются заученные с детства или юности стихи, какие-либо отрывки прозы, а также беседы на особенно интересующие больного темы: лечение, семья, работа и т. д.

В целях растормаживания речи применяют приемы звукоподражания. Например, больному предлагают подражать крикам животных, имитировать природные звуки (шум ветра, звуки, издаваемые каплями дождя, крики птиц и т. д.).

Групповые логопедические занятия, продолжительностью 40 минут, проводятся каждый будний день в течение 30 дней.

Каждое занятие включало следующие виды работы:

1. Упражнения на нормализацию нейродинамического компонента психической деятельности;

2. Упражнения на растормаживание речи;

3. Обучение использованию средств невербальной коммуникации в процессе общения (построение фраз с помощью жестов, идеограмм, простые диалоги с помощью вербально-невербальных средств общения).

Рассмотрим каждый вид работы более подробно.

Как правило, у больных с грубой степенью выраженности моторной афазии отмечаются нарушения нейродинамического компонента психической деятельности, проявляющиеся в трудностях концентрации, распределения и переключения внимания, сужении его объема, быстрой истощаемости и утомляемости больных, в медленном темпе работы, поэтому представляется целесообразным включать в групповые занятия упражнения на нормализацию нейродинамического компонента психической деятельности, как психофизиологическую основу для эффективного восстановительного обучения. С этой целью использовались следующие упражнения:

– упражнения на концентрацию и переключение внимания;

– упражнения на слухомоторную координацию (восприятие и воспроизведение ритмических структур).

Третья часть каждого занятия отводилась обучению невербальной коммуникации больных и включала упражнения на восприятие и воспроизведение отдельных слов и фраз с помощью жестов, идеограмм. Данная часть занятия включала следующие упражнения:

ОБРАЗЕЦ КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ

2. Упражнения на динамический праксис:

– кулак-кольцо со сгибанием руки;

Выполнять вместе с логопедом, с проговариванием.

3. Упражнения на слухо-моторную координацию

4. Упражнения на растормаживание речи:

  • Он уехал – и поминай как /звали/.
  • От радости в зобу дыхание /спёрло/.
  • Холодно так, что зуб на зуб не /попадает/.
  • Ушёл, и как в воду /канул/.
  • Ему хоть кол на голове /теши/.
  • От забот голова кругом /идёт/.
  • Уплетал так, что за ушами /трещало/.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Человек без родины, что соловей без песни.
  • Делу время, потехе – час.
  • Без труда не вытянешь и рыбки из пруда.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Куй железо пока горячо.
  • Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Не место красит человека, а человек место.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Береги платье с нова, а честь смолоду.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  • Всяк кулик хвалит свое болото.
  • Всякому овощу свое время.
  • Взялся за гуж, так не говори, что не дюж.
  • Волкой бояться – в лес не ходить.
  • Готовь сани летом, а телегу – зимой.

4. Оречевление жестов.

крепко обнимаю, руки мою, гвоздь молотком забиваю, крепко целую, ножницами режу, белье стираю, на рану дую, на сцене пою, полы мою ложкой ем, крепко сплю, крестиком вышиваю, из чашки пью, сладко зеваю, рулю

5. Беседа на тему Лето.

Больные договаривают предложения, начатые логопедом.

Настало /лето/. А улице очень /жарко/. Солнце светит /ярко/. Люди ходят в лёгкой леьней /одежде/.На лугу растёт сочная зелёная /трава/, цветут /цветы/: белые /ромашки/, жёлтые /одуванчики/ и синие /васильки/. Колосится золотистая /рожь/. В лесу весело поют /птицы/, где-то кукует /кукушка/, в траве стрекочут /кузнечики/, порхают разноцветные /бабочки/. Дети взяли плетёные /корзины/ и пошли в /лес/ за вкусными /ягодами/. Уже поспела сладкая /малина/. В лесу прохладно и очень /тихо/. Рыжая пушистая /белка/ прыгает с ветки на /ветку/, с дерева на /дерево/. Хорошо летом в сосновом /лесу/, но пора идти /домой/.

Выполнение аналогично предыдущему заданию, но с опорой на сюжетную картину.

7. Упражнения на обучение невербальной коммуникации.

Больным раздаются по четыре карточки с символическим изображением отдельных слов – идеограммами (смотри приложение), и по четыре карточки с написанными словами.

Логопед объясняет, что многие слова можно показать жестами или нарисовать в форме схематического рисунка.

Далее логопед произносит отдельные слова и просит больных подобрать соответствующие этим словам карточки с идеограммами и карточки с написанным словом.

Затем логопед предлагает больным подобрать жест для обозначения того или иного слова. Больные сами зарисовывают идеограммы к тому или иному слову (из изучаемых).

8. Логопед прощается с больными.

Список использованной литературы:

1. Визель Т.Г. Как вернуть речь. –М., 2010г.

2. Боровенко Т.Г., Мазковая Р.М. Методика невербальной коммуникации в восстановительном обучении больных с афазией // Патология речи органического и функционального генеза. – М., 1985г.

3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – СПб., 2008г.

4. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. – Москва – Воронеж, 2010г.

5. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. –М., 2008г.

6. Шохор-Троцкая М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. – М., 2002г.

7. Шохор-Троцкая М.К. Речь и афазия. – М., 2001г.

8. Клепацкая Л.Б. Внимание, мышление, речь. – М., 2012г.

ЧАСТЬ II. ФОРМЫ АФАЗИИ
Перейдем к симптоматике шести форм афазии. Относи­тельно подробное описание шести основных форм афазии у правшей и левшей приводится нами в связи с тем, что основ­ная аудитория логопедов и невропатологов недостаточно ори­ентирована в современной классификации афазий, создателем которой является А.Р. Лурия.

Хорошо известна история изучения речевых нарушений при поражении левого полушария, начиная с классических работ Р.Вгоса и К. Wernike и кончая нейропсихологической классификацией афазических расстройств А.Р. Лурия. Кроме этих двух классификаций, разработано множество других, в том числе лингвистических, в которых не учитываются ни кли­нические, ни нейропсихологические критерии афазических расстройств.

Заслугой А.Р. Лурия является то, что, опираясь на достиже­ния отечественной психологической школы, возглавляемой в 20-х годах Л.С. Выготским, он разработал нейропсихологический и материалистический подход к изучению высших корко­вых функций человека и создал науку о динамической органи­зации высших корковых функций. А.Р. Лурия различает сле­дующие формы афазий: 1) акустико-гностическую и акустико-мнестическую афазии при поражении верхних, задневисочных отделов мозга; 2) кинестетическую, или афферентную (апрак-сическую), моторную и амнестико-семантическую афазии, возникающие при поражении нижнетеменных отделов коры головного мозга; 3) две формы афазии, возникающие при по­ражении заднелобных отделов коры головного мозга: эффе­рентная, кинетическая моторная и динамическая афазии.

Все эти формы афазии могут быть разной степени тяжести, но в их основе всегда лежит та или иная нейропсихофизиоло-гическая предпосылка, характерная для соответствующей доли головного мозга у правшей.

Акустико-гностическая афазия у левшей наблюдается чрез­вычайно редко. На высокую степень межполушарной взаимо­связи височных долей ссылаются не только нейрохирурги, но и нейрофизиологи (О.С. Васильева, Б.С. Котик, 1983; Л.Н. Иваницкая, 1987; Е.А. Жирмунская, 1989; Ю.В. Брагинская и др., 1989, и др.). По всей вероятности, именно этим объясняется уровень высокой компенсаторной перестройки у больных с сенсорной акустико-гностической афазией. Однако, по нашим наблюдениям, стойкая акустико-гностическая афазия у лев­шей все же наблюдается. Это так называемая в клинике нерв­ных болезней транскортикальная сенсорная афазия, для кото­рой характерна диссоциация между сохранным повторением слов и даже фраз при грубом нарушении понимания речи. Такая парциальная сенсорная афазия возникает у лиц с явным или парциальным левшеством, причем при поражении как ле­вого, так и правого полушария, видимо, в тех случаях, когда не преобладает доминантность одного из полушарий (М.К. Бур-лакова, 1997). У всех больных, находившихся под наблюдени­ем Л.Г. Столяровой (1961), отмечалась правополушарная симптоматика, которая не была расценена автором как суще­ственный признак левшества.

Считаем нужным описать чрезвычайно редко встречаю­щуюся так называемую субкортикальную (по классификации К. Wernicke) сенсорную афазию, наблюдающуюся при двусто­роннем поражении височных долей. Отличительной особен­ностью этой формы афазии является абсолютно полное нару­шение как понимания речи, так и акустической реакции на ре­чевые и неречевые звуки при сохранности слуха, а также различная степень нарушения экспрессивной устной и пись­менной речи при относительно сохранном чтении. Под нашим наблюдением находились 4 таких больных. Субкортикальная сенсорная афазия может быть вызвана инфарктами мозга, воз­никающими первоначально, как правило, в правой, а спустя несколько лет в левой височной доле (2 наблюдения). Субкор­тикальная сенсорная афазия может развиться и при постепенно разрушающей височные доли атрофии мозга (2 наблюде­ния), при которой медленно неудержимо нарастает нарушение понимания речи. Приводим описание больной с акустико-гностической афазией в сочетании с акустической агнозией на неречевые звуки.

Больная Руднева А.В., 60 лет, доктор технических наук, замдирек­тора одного из ведущих научно-исследовательских институтов. В 1963 г. перенесла преходящее нарушение мозгового кровообращения в правом полушарии головного мозга с явлениями легкого левосто­роннего гемипареза, некоторыми трудностями письменного изложе­ния мысли, выражавшимися в пространственной разбросанности слова на листе бумаги и чрезвычайной краткости, фрагментарности письма. Через 3 месяца после нарушения мозгового кровообращения больная вернулась к работе. Вскоре защитила докторскую диссерта­цию, была заместителем директора по науке в техническом институте. Повторное нарушение мозгового кровообращения возникло 19.02.68 г. На фоне хорошего самочувствия больная внезапно перестала отве­чать на вопросы, стала беспокойной, стремилась уйти из дома. Госпи­тализирована в больницу АН СССР, где через несколько дней разви­лось состояние психомоторного возбуждения, в связи с чем больная переведена в психиатрическую больницу № 1 им. П.П. Кащенко. Диагноз: атеросклеротический кардиосклероз, мерцательная арит­мия, последствия эмболии задних ветвей левой височной артерии, сенсорная афазия. Много позже по истории болезни больницы № 1 для научных работников было установлено, что за 3 года до этого ин­сульта больная перенесла первый инсульт при поражении правой ви­сочной доли, в связи с чем у нее выявилась акустическая агнозия на неречевые звуки.

При первичном нейропсихологическом обследовании больной еще в апреле 1968 г. в больнице им. П.П. Кащенко обращало на себя вни­мание то, что она была возбуждена, не понимала причины ее помеще­ния в больницу, не выполняла никаких словесных инструкций, не ре­агировала на оклик, на прямо обращенную к ней речь медицинского персонала и больных. Однако она оглядывалась при телефонных звонках разной громкости, легком стуке в дверь, позвякивании клю­чей за дверью, на основании чего можно было думать о сохранности слуха (позже было проведено аудиометрическое исследование слуха, которое подтвердило его сохранность). Собственная речь ограничива­лась обильным громким стереотипным произнесением набора различных слогов. Через 2—3 недели в процессе установления контакта с ней удалось обнаружить некоторую сохранность чтения и письма. Данные первичного обследования позволили предположить наличие редко встречающейся в клинике субкортикальной сенсорной афазии (по классификации Вернике—Лихтгейма).

Восстановление речи у больной Р. с самого начала заметно отли­чалось от такового при тяжелой акустико-гностической сенсорной бфазии. Установление контакта с больной длилось около месяца. Это было связано не только с тем, что больная находилась в состоянии постоянного психомоторного возбуждения (была неусидчива, откло­няла все попытки логопеда привлечь ее внимание к чтению или спи­сыванию подписей к картинкам, решению арифметических приме­ров, отбрасывала тетрадь и карандаши), но и с уже отмеченным непо­ниманием ею своего состояния. Ряд поступков свидетельствовал о том, что она считает себя здоровой. Характерно, что на другое утро после выписки из больницы больная самостоятельно, протестуя про­тив сопровождения, уехала на работу и там пыталась конспектировать статьи из журналов, во время обеденного перерыва спустилась в сто­ловую и т.п. Нарушение речи у нее представляло исключительный на­учный интерес, в связи с чем наблюдение за восстановлением ее речи было начато еще в период ее пребывания в больнице им. П.П. Кащен­ко и продолжалось в течение 2 лет, до момента возникновения серии повторных нарушений мозгового кровообращения, вследствие кото­рых развились грубейшие нарушения ориентации в пространстве, предметная агнозия и наступил летальный исход.

Речевой статус больной весьма своеобразно раскрывался по мере нейропсихологического наблюдения.

Несмотря на негативизм, для того чтобы объяснить ей сам факт заболевания, еще в процессе занятий с нею в больнице им. П.П. Ка­щенко удалось сосредоточить ее внимание на нескольких простых арифметических примерах, во время решения которых она постоянно делала ошибки, не замечая их. Привлечь ее внимание к ошибке уда­лось лишь через 2 недели. Больная очень раздраженно начала исправ­лять свои ошибочные арифметические действия, подчеркнутые крас­ным карандашом с целью привлечь ее внимание. Только после того, как она неоднократно делала ошибки при решении элементарно про­стых примеров, больная впервые за 3 месяца болезни осознала нали­чие каких-то погрешностей в своей деятельности. Во время решения арифметических примеров иногда стал прерываться ее бесконечный речевой поток. Раскладывание перед ней картинок с подписями при­вело к тому, что на одном из занятий она в раздражении, не глядя на подписи, попыталась написать названия картинок. Написанные слова были с ошибками. Через несколько занятий нам удалось при­влечь ее внимание к одной из них, что так же, как при решении ариф­метических примеров, способствовало осознанию больной своего со­стояния. Она стала задумчивой, более усидчивой, во время списыва­ния подписей к картинкам и исправления ошибок речевой поток на несколько минут прекратился. В речи стали появляться недоуменные и вопросительные интонации. С целью проверки степени сохраннос­ти чтения и установления контакта мы принесли больной журнал по ее специальности. Больная начала листать его, неожиданно четко читая фамилии авторов и названия статей. На следующее занятие она принесла конспект статьи, по которому можно было судить об отно­сительной сохранности чтения и письма.

Перевести больную на другие виды письменной речевой работы удалось лишь через 4—5 месяцев, когда в некоторой степени восста­новилась звуковая структура многих слов, улучшился звуковой ана­лиз. Обнаружилось, что больная утратила понимание значения мно­гих слов. Судя по ее интонации, она была удивлена тем, что тот или иной предмет имеет вновь ею найденное и знакомое обозначение.

От письменного называния картинок перешли к заполнению про­пусков букв в словах, а затем и слов в предложениях. Заполнение про­пусков в подписях к простым сюжетным картинкам существительных и глаголов

Итак, в первые 4—5 месяцев работы с больной были посвящены главным образом установлению с ней неречевого контакта, осозна­нию ею своего речевого дефекта, втягиванию ее в выполнение про­стых заданий через подробные письменные объяснения целей рабо­ты, стимулированию понимания небольших текстов на бытовые темы, списыванию, к вычленению буквы из слова, в связи с чем были сделаны попытки подойти к посильному восстановлению слухового восприятия.

Через полгода после начала занятий с целью слухового стимули­рования и исключения возможности чтения с губ диктант стали про­водить, используя бумажный экран, прикрывающий губы логопеда. В течение года больная писала диктант пословно. Через полгода удалось подвести ее к схватыванию на слух двузначных чисел, то есть сразу двух слов.

Положительная медленная динамика восстановления речевых функций больной стала возможной в основном благодаря системати­ческим педагогическим занятиям с постоянным психотерапевтичес­ким акцентом в течение 2 лет. Восстановление чтения, письма, стиму­лирование слухового восприятия позволили преодолеть полную сло­весную глухоту и подвести больную к восприятию на слух отдельных звуков и слов. Однако своих дефектов речи больная по-прежнему не слышала и не делала попыток контролировать свою речь, что, несо­мненно, связано с двусторонним поражением у нее височных долей.

Вариативность сенсорной афазии, различные ее проявле­ния у правшей и левшей, а также при двустороннем поражении височных долей, раскрытие чрезвычайной сложности, много­факторности и многоуровневости речевой деятельности под­тверждают мысль И.П. Павлова (1951) о том, что патология часто открывает, разлагая и упрощая то, что заслоняет слитное и усложненное при физиологической норме.


перейти в каталог файлов

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.