Скорость образования временных нервных связей определяют

Возникновения и исчезновения нервных процессов.

Лабильность, или, как и во втором случае, инертность) выражается в скорости

Движения.

Характеризуется скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их

Системы, ее устойчивости к разного рода помехам.

Подвижность нервной системы (противоположный полюс – инертность)

Лабильность нервной системы (противоположный полюс – малая

Динамичность (противоположный полюс – малая динамичность) сказывается

Активированность – это уравновешенность процессов возбуждения и

торможения; говорит об общем тонусе нервной системы: высокая

активированность – преобладание возбуждения, низкая – преобладание торможения.

Существенное значение для диагностики основных СНС имеют два момента.

1) Каждое свойство нервной системы как генотипический признак имеет не одно

проявление, а широкий спектр их. Благодаря этому широкому спектру могут быть

достигнуты в каждом отдельном случае наилучшие результаты во взаимоотношении

индивида со средой.

свойства на хорошие и плохие, полезные и вредные. Свойства нервной системы

характеризуют разные способы взаимодействия организма со средой, а не разные степени

совершенства нервной системы (Б.М. Теплов, 1985).

Вследствие того, что СНС имеют генотипическую природу и в этом смысле

понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека, нельзя не

считаться с ними, не обращать на них внимания, ибо их влияние ощутимо в деятельности,

в поведении, во взаимоотношениях с окружающими.

Остановимся коротко на некоторых наиболее важных сторонах человеческой

жизнедеятельности, где учет природных особенностей имеет определенное значение.

Это прежде всего учебная деятельность. Для учителя различия учеников по их

формально-динамическим особенностям должны представлять интерес, поскольку они

говорят о таких индивидуальных особенностях, как работоспособность, легкость

переключения, темп, быстрота усвоения нового материала. Считаясь с индивидуальными

психофизиологическими особенностями учащихся, учитель легче найдет надлежащий

подход к каждому из них, подскажет, как им лучше организовать свою работу в классе и

дома (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, 1992).

Сам учащийся также должен иметь правильное и полное представление о своих

природных особенностях. Очень часто у школьников, не умеющих их использовать верно,

т.е. понять свои достоинства и компенсировать недостатки, возникают дефекты

познавательной деятельности, что прямо сказывается на успеваемости.

В системе профессиональной ориентации и профессиональной консультации,

в управлении формированием профпригодности, в профессиональном отборе также очень

важно знание индивидуальных природных особенностей людей. Так, если из анализа

содержания и характера труда вытекает, что некоторые СНС являютсяпредпосылками

формирования профессионально значимых качеств, то важно обратить внимание человека

на наличие в выбранной им профессии таких специфических требований. В том случае,

когда эти требования характеризуют профессию в целом и жестко регламентируются,

человека следует проинформировать, с какими трудностями он может столкнуться и есть

ли у него возможность с учетом его природных способностей эти трудности преодолеть.

Если же такие требования в выбранной профессии характерны только для некоторых

Как считает К.М. Гуревич, успех в профессиональной деятельностии

удовлетворенность трудом часто определяются тем, насколько удается соблюсти

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Активированность – это уравновешенность процессов возбуждения и торможения; говорит об общем тонусе нервной системы: высокая активированность – преобладание возбуждения, низкая – преобладание торможения.

Существенное значение для диагностики основных СНС имеют два момента.

1) Каждое свойство нервной системы как генотипический признак имеет не одно проявление, а широкий спектр их. Благодаря этому широкому спектру могут быть достигнуты в каждом отдельном случае наилучшие результаты во взаимоотношении индивида со средой.

Вследствие того, что СНС имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека, нельзя не считаться с ними, не обращать на них внимания, ибо их влияние ощутимо в деятельности,

в поведении, во взаимоотношениях с окружающими.

Остановимся коротко на некоторых наиболее важных сторонах человеческой жизнедеятельности, где учет природных особенностей имеет определенное значение.

Это прежде всего учебная деятельность. Для учителя различия учеников по их формально-динамическим особенностям должны представлять интерес, поскольку они говорят о таких индивидуальных особенностях, как работоспособность, легкость переключения, темп, быстрота усвоения нового материала. Считаясь с индивидуальными психофизиологическими особенностями учащихся, учитель легче найдет надлежащий подход к каждому из них, подскажет, как им лучше организовать свою работу в классе и дома (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, 1992).

Сам учащийся также должен иметь правильное и полное представление о своих природных особенностях. Очень часто у школьников, не умеющих их использовать верно, т.е. понять свои достоинства и компенсировать недостатки, возникают дефекты познавательной деятельности, что прямо сказывается на успеваемости.

В системе профессиональной ориентации и профессиональной консультации,

в управлении формированием профпригодности, в профессиональном отборе также очень важно знание индивидуальных природных особенностей людей. Так, если из анализа содержания и характера труда вытекает, что некоторые СНС являютсяпредпосылками формирования профессионально значимых качеств, то важно обратить внимание человека

на наличие в выбранной им профессии таких специфических требований. В том случае, когда эти требования характеризуют профессию в целом и жестко регламентируются, человека следует проинформировать, с какими трудностями он может столкнуться и есть

ли у него возможность с учетом его природных способностей эти трудности преодолеть.

Если же такие требования в выбранной профессии характерны только для некоторых

Точно такое же правило нарушается и в том случае, если человеку с подвижной нервной системой предлагаются такие профессиональные ситуации, в которых требуется неторопливость, шаблонность, стереотипность действий. Подвижных такая работа будет угнетать, они будут переживать ее как тоскливую и неинтересную. Конечно,

Таким образом: каждый раз, когда на практике приходится сталкиваться с такими условиями и требованиями, при которых именно природные формально- динамические особенности человека (темп, выносливость, работоспособность, помехоустойчивость, чувствительность и т.д.) являются важным фактором при достижении профессиональной успешности, продвижении на более высокую ступень усвоения знаний, навыков, умений, необходимо располагать этой информацией, используя для ее получения специальные диагностические методики.

Специфика физического состояния человека зависит от множества различных причин. В силу этого актуальное состояние человека, возникающее в каждой конкретной ситуации, всегда уникально. Среди многообразия частных случаев можно выделить некоторые общие классы состояний. Это связано с тем, что каждый из нас на субъективном уровне легко отличает состояние утомления от эмоционального возбуждения, “хорошее” рабочее состояние от апатии, вялости, сонливости. При решении прикладных задач проблема классификации и содержательного описания различных видов функциональных состояний имеет принципиальную важность.

В основу первойклассификацииположены понятия надежности и цены деятельности. Они послужили основанием для создания наиболее общей прагматической классификации функциональных состояний.

С помощью критериев надежности функциональное состояние

характеризуется с точки зрения способности человека выполнять деятельность на заданном уровне точности, своевременности, безотказности.

По показателям цены деятельности дается оценка функционального состояния

со стороны степени истощения сил организма и в конечном итоге влияния его на здоровье человека.

На основании указанных критериев все множество функциональных состояний

делится на два основных класса – допустимых и недопустимыхили, разрешенных и запрещенных. Вопрос об отнесении того или иного функционального состояния к определенному классу специально рассматривается в каждом отдельном случае. Ошибочно было бы заведомо считать состояние утомления недопустимым, хотя оно приводит к снижению эффективности деятельности и является очевидным следствием истощения психофизиологических ресурсов.

Недопустимымиявляютсятакиестепениутомления, прикоторых

эффективностьдеятельностипереходитнижниеграницызаданнойнормы(оценка

покритериюнадежности) илипоявляютсясимптомынакопленияутомления,

приводящиекпереутомлению (оценка по критерию цены деятельности).

Чрезмерное напряжениефизиологических и психологических ресурсов человека является потенциальным источником возникновения разных заболеваний. На этом основании выделяются нормальные и патологические состояния. Патологические состояния являются предметом медицинских исследований. Однако существует обширная группа пограничных состояний, возникновение которых может привести к болезни. Так, типичными следствиями длительного переживания стресса являются болезни сердечно- сосудистой системы, пищеварительного тракта, неврозы. Хроническое утомление является пограничным состоянием по отношению к переутомлению - патологическому состоянию невротического типа. С точки зрения приведенной выше классификации все

пограничныесостоянияотносятсяккатегориинедопустимых. Они требуют введения соответствующих профилактических мер, в разработке которых непосредственное участие должны принимать и психологи.

Вторая общая классификацияфункциональных состояний строится на основании критерия адекватности ответной реакциичеловека требованиям

выполняемой деятельности. Согласно этой концепции, все состояния человека можно разделить на две группы – состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования.

Состояния адекватной мобилизациихарактеризуются полным соответствием степени напряжения функциональных возможностей человека требованиям, предъявляемым конкретными условиями. Оно может нарушатьсяпод влиянием самых разных причин: продолжительности деятельности, повышенной интенсивности нагрузки, накопления утомления и т. д. Тогда возникают состояния динамического

рассогласования– реакция в этом случае неадекватна нагрузке или требуемые психофизиологические затраты превышают актуальные возможности человека. Внутри этой классификации могут быть охарактеризованы практически все состояния работающего человека. Она оказывается весьма продуктивной, так как на основании критерия адекватности характеристика состояния, его оценка (например, по шкале “допустимое – недопустимое”) и прогноз даются с точки зрения общих закономерностей формирования системной реакции.

Анализ состояний человека в процессе длительно выполняемой работы обычно ведется с помощью изучения фаз динамики работоспособности, внутри которых специально рассматриваются формирование и характерные особенности утомления. Характеристика деятельности с точки зрения величины затрачиваемых на работу усилий предполагает выделение различных уровней напряженности деятельности. Классификация состояний может осуществляться с помощью характеристики условий протекания и содержания трудового процесса (например, исследуются различные виды и динамика состояний монотонии. На этом же основании выделяется спектр состояний, вызываемых различной интенсивностью информационного потока: состояния “сенсорного голода” в ситуациях сенсорной депривации или состояния, связанные с различными степенями информационной нагрузки. Анализ влияния мотивационно - личностных факторов нередко ведется в русле исследований психологического стресса. Однако крайняя неоднозначность этого термина не удовлетворяет многих исследователей, предпочитающих работать с помощью понятий психической напряженности, эмоциональной напряженности, различных видов реакции тревоги. Оценка эффективности поведения человека с точки зрения энергетических затрат организма основывается на использовании традиционных понятий активации и уровней бодрствования.

Трудно дать четкие определения всем перечисленным понятиям, так как их содержание чаще всего раскрывается в контексте конкретных исследований и далеко не всегда совпадает у различных авторов. Обозначим основное содержание некоторых из них, чаще всего используемых в прикладных исследованиях.

1. Состояния активации и уровни бодрствования

Психофизиологические представления об упорядоченном множестве состояний организма интенсивно разрабатываются в рамках теории активации. Гипотетическая шкала уровней бодрствования “сон – сверхвозбуждение” охватывает широкий диапазон поведенческих реакций, которым ставятся в соответствие разные уровни физиологических систем. Предполагается, что зависимость между уровнями активации и бодрствования прямая: возрастание активации влечет за собой переход на более высокую ступень по шкале бодрствования. Однако последовательное увеличение активации не приводит к линейному возрастанию эффективности поведения. Эта зависимость, известная в психологии под названием закона Иеркса – Додсона, имеет вид перевернутой U-образной кривой. Хотя существование этой зависимости в последнее время нередко подвергается экспериментальной критике, основное положение о необходимости соответствия уровня мобилизации внутренних ресурсов сложности решаемой задачи остается в силе.

Традиционно содержание шкалы уровней бодрствования представлялось в виде одномерной зависимости с весьма грубым нанесением делений – весь диапазон поведенческих реакций разбивался на девять градаций (кома, глубокий сон, поверхностный сон, дремота, пробуждение, пассивное бодрствование, активное

бодрствование, эмоциональное возбуждение, сверхвозбуждение ). При попытке подойти к анализу состояний, возникающих в процессе человеческой деятельности, этого явно недостаточно. Непосредственный интересдля психологов представляет установление более тонких градаций на таких значительных отрезках шкалы, как активное бодрствование, пассивное бодрствование, эмоциональное возбуждение. Упорядочение этих состояний в рамках одномерной шкалы практически невозможно. Оно предполагает построение развернутой иерархии функциональных состояний, которой соответствует многомерное пространство, различных состояний активации.

Существует целый ряд “признанных” показателей активации: изменения биоэлектрической активности мозга (частотно-амплитудные характеристики ЭЭГ, показатели пространственной синхронизации, периодичности колебаний, асимметрии волн ЭЭГ и др.), вегетативные сдвиги (изменения величины кожного сопротивления, частота пульса, дыхания, величина диаметра зрачка, гормональные сдвиги), позотонические реакции и изменения электрической активности мышц. Однако установить прямую связь между динамикой частного показателя и изменением уровня бодрствования удается далеко не всегда, а если и удается, то только в самом общем виде. Так, переходу от одного состояния к другому в пределах максимально крупных градаций шкалы уровней бодрствования “сон – пассивное бодрствование – активное бодрствование” ставится в соответствии изменение спектра частотных составляющих электроэнцефалограммы.

Выход из создавшегося положения исследователи видят в поисках устойчивых конфигураций различных физиологических ответов для разных поведенческих ситуаций – нахождения специфических “паттернов активации”. Первоначально делались попытки однозначно идентифицировать сдвиги по нескольким регистрируемым параметрам с особенностями воздействующей стимуляции. Дальнейшие исследования были направлены на выявление закономерных отношений между отдельными составляющими физиологического ответа в зависимости от биологической направленности ситуации и психологического содержания решаемых задач. На этой базе основывается выделение интегральных психофизиологических показателей для оценки функционального состояния. Чтобы пойти дальше простой констатации наличия корреляционных связей, необходима интерпретация физиологических данных в контексте содержательного психологического анализа состояния, позволяющего осмыслить его функциональное значение и характерные особенности проявлений.

Локализация временных связей. Физиологические основы механизмов образования временных связей.Основу пластичных взаимоотношений между организмом и окружающей средой составляют условные рефлексы. Физиологическую основу условных рефлексов составляет процесс замыкания временной связи.

Временная связь - это совокупность нейрофизиологических, биохимических и ультраструктурных изменений мозга, возникающая в процессе сочетания условного и безусловного раздражителей и формирующая определенные взаимоотношения между различными мозговыми образованиями. Механизм памяти фиксирует эти взаимоотношения, обеспечивая их удержание и воспроизведение.

Исходной предпосылкой замыкания временной связи является общефизиологический феномен повторения пути - усиление рефлекторного ответа организма при одновременном или последовательном раздражении одного и того же рецептивного поля. То есть одно раздражение своими следовыми эффектами облегчает появление ответа на действие следующего. Этот процесс непосредственно связан с явлением суммации возбуждения (И.М. Сеченов). Оно заключается в возникновении действенного центра возбуждения в нервном центре в условиях применения ряда последовательных раздражения, каждое из которых само по себе не способно вызвать какой-либо ответ.

И.П. Павлов считал, что замыкание временных связей происходит в коре больших полушарий переднего мозга между тем пунктом, который воспринимает раздражитель, и корковым представительством безусловного рефлекса.


Э.А. Асратян пришел к выводу, что центральная часть дуги безусловного рефлекса не однолинейна, а имеет многоуровневую структуру, то есть состоит из многих ветвей, которые проходят различные уровни центральной нервной системы, наивысшая часть дуги проходит через кору большого мозга, являясь корковым представительством данного безусловного рефлекса и осуществляет кортиколизацию соответствующих функций.


Если сигнальный и подкрепляющий раздражители вызывают собственно безусловные рефлексы, то они и составляют нейросубстрат условного рефлекса.

Таким образом, образование условного рефлекса - это синтез двух (и более) различных безусловных рефлексов.

Регуляция деятельности нервных центров при изменении условий происходит по типу укороченных условных рефлексов, то есть тонических рефлексов, не имеющих обычного завершающего эффекторного конца, а создают лишь определенное состояние нервных центров в процессе условно-рефлекторной деятельности.

Доминанта. Доминанта — это господствующий очаг возбуждения, предопределяющий характер текущих реакций нервных центров в данный

- наличие повышенной возбудимости;

- инерционность, обусловленная длительными следовыми процессами;

- способность к суммации и сопряженному торможению других центров, функционально несовместимых с деятельностью центров доминантного очага.

В целом доминанта определяет вероятность возникновения той или иной рефлекторной реакции в ответ на текущее раздражение, характеризуется направленностью и создает определенный вектор поведения. Доминантный очаг возбуждения может возникнуть не только за счет гуморальных воздействий, но и под влиянием нервных сигналов, изменяющих возбудимость центральных нейронов.

Рассматривая доминанту как общий принцип работы нервных центров, Ухтомский считал, что она связана с возбуждением целого ряда нервных центров (их констелляция), которые временно кооперируются при выполнении биологически важной функции. Это объединение дает динамический функциональный орган, сообщающий в данный момент организму единство действия. Наряду с этим при в констелляции нервных центров отдельные ее компоненты могут участвовать в выполнении других рефлекторных актов.

Постепенно формируясь, рабочая констелляция проходит несколько стадий.

1. Стадия укрепления наличной доминанты по преимуществу. На этой стадии происходит образование доминанты под влиянием конкретных раздражителей. При этом в констелляцию вовлекаются не только необходимые для этого акта нервные центры, но и посторонние клеточные группы. На данной стадии наблюдается диффузная отзывчивость доминирующей констелляции к различным раздражениям. Постепенно происходит конкретизация раздражения, на который формируется определенный ответ.

2.Стадия выработки адекватного раздражителя для данной доминанты. 3.Стадия выделения данного комплекса раздражителей из среды. На этих стадиях происходит подбор биологически интересных рецепций для доминанты, что приводит к образованию. Новых адекватных поводов для той же доминанты. Результатом этих изменений является более экономичное выполнение реализации доминанты за счет затормаживания ненужных в данный момент процессов. Приповторении доминанты повторяется и свойственный только ей единыйритм возбуждения.

Нейронные механизмы обучения.Выделяют две основные гипотезы обучения - синаптическую и мембранную. Синаптическая гипотеза заключается в том, что механизм формирования условных рефлексов представляет собой изменение эффективности синапсов. Мембранная гипотеза утверждает, что основным механизмом условного рефлекса является изменение свойств возбудимой постсинаптической мембраны.

Нервные механизмы обучения обеспечиваются благодаря двум основным свойствам нервной системы - реактивности и пластичности.

Реактивность - это способность отвечать на раздражения, пластичность -способность изменять реактивность под влиянием последовательных раздражений. В свою очередь реактивность определяется возбудимостью постсинаптической мембраны и эффективностью соответствующих синапсов.

В процессе реактивности нейронов при образовании условных рефлексов значение имеют механизмы привыкания (пресинаптической депрессии медиатора) и сенситизации, или сенсибилизации

(посттетанической потенциации). Привыкание нейронов заключается в снижении вероятности ответа на каждый последующий стимул в серии. Сенситизация - усиление реакции при повторных применениях стимула.

Сенсибилизация в реагировании нейронов коры возникает в том случае, если раздражители прямо или косвенно связаны с мотивационной сферой животного или человека.

Привыкание ответов тех же нейронов наблюдается в тех случаях, когда исследуемые раздражители были индифферентными или хорошо знакомыми животному.

Пластичность нервных процессов обеспечивается суммацией рефлексов, в основе которой лежат сенсибилизация и фасилитация (облегчение запуска именно данной ответной реакции).

В качестве наиболее значимых для обучения отделов мозга отмечены фронтальная и сенсорная кора, а также гиппокамп.

Торможение условных рефлексов. Виды торможения.Успех индивидуальной адаптации организма к разнообразным

условиям его жизни, вся динамика условно-рефлекторной деятельности зависят от сложных взаимоотношений между возбудимыми и тормозными процессами в головном мозге.

Процессы торможения в центральной нервной системе открыл и подробно описал И.М. Сеченов (1861). Он рассматривал центральное торможение как деятельность (возбуждение) специализированных тормозных систем по аналогии с хорошо изученным к тому времени тормозным эффектам блуждающего нерва на сердце.

Ч. Шеррингтон (1906) развивал представление об активном торможении мышц-антагонистов в процессе рефлекторного акта.

А.А. Ухтомский (1923), опираясь на предшествующие взгляды, выдвинул представление о сопряженном торможении при формировании доминанты.

И.П. Павлов, изучая условные рефлексы и их взаимоотношения, наблюдал торможение (угнетение) условных рефлексов при действии посторонних или сильных раздражителей, а также слабых - при болезненном состоянии организма. Он считал, что баланс между возбуждением и торможением определяет внешнее проявление поведения животных и человека, и выдвинул собственную схему классификации видов торможения при условно-рефлекторной деятельности.

Внешнее (безусловное) торможение - это срочное подавление текущей условно-рефлекторной деятельности при действии посторонних для нее раздражителей, вызывающих какой-либо безусловный рефлекс. Данное

торможение не изменяет структуру условного рефлекса. Это врожденный тип (индукционное, по И.П. Павлову; сопряженное, по А.А. Ухтомскому).

Гаснущий тормоз - кратковременное выключение нервной деятельности, вызываемое незначительным раздражителем (в тихой аудитории пролетает муха);

Негаснущий тормоз - длительное отвлечение от активной деятельности (зубная боль, голод);

Внутреннее (условное) торможение наблюдается при прекращении безусловного подкрепления условного рефлекса. Это торможение развивается медленно и изменяет структуру самого рефлекса.

Основными чертами условного торможения являются:

- развивается при неподкреплении раздражителей, которые постепенно приобретают свойства условного тормоза или отрицательного сигнала;

- поддается тренировке. Заторможенный рефлекс может самопроизвольно растормаживаться;

- способность к разным проявлениям условного торможения зависит от индивидуальных особенностей нервной системы: возбудимые хуже тормозятся;

- зависит от физиологической силы безусловного рефлекса, подкрепляющего условный сигнал;

- зависит от прочности ранее выработанного рефлекса;

- условное торможение может взаимодействовать с безусловным. В этих
случаях формируется так называемое растормаживание и (иногда)
суммация общего эффекта.

Виды условного торможения:

Угасательное развивается при отсутствии подкрепления условного сигнала безусловным.

Дифференцировочное торможение развивается при неподкреплении раздражителей, близких по свойствам к подкрепляемому.

Свойства дифференцировочного торможения:

- чем ближе дифференцируемые раздражители, тем труднее выработать на них дифференцировочное торможение;

степень торможения определяется силой возбуждения, развиваемого положительного условного рефлекса;

выработка этого торможения происходит волнообразно;

дифференцировочное торможение тренируемо.

Условный тормоз - меняются условия, меняется ответ.

К особым видам торможения относят сон, гипноз, наркоз.

Основные свойства нервных процессов.Воснове всей условно-рефлекторной деятельности лежит неразрывное единство возбуждения и торможения. Оба нервных процесса участвуют в

формировании условного рефлекса, сложным образом взаимодействуя между собой. К основным свойствам нервных процессов относят:

1) Иррадиация (распространение). Нервный процесс, возникнув в одном центре, может распространяться и на другие участки. Чем интенсивнее нервный процесс, тем шире иррадиация. Иррадирующее торможение оказывает большее воздействие на клетки анализатора, чем ближе они находятся к тормозному очагу. Иррадиация возбуждения в коре головного мозга происходит гораздо быстрее, чем иррадиация торможения.

2) После широкой иррадиации наступает концентрация нервных процессов в месте своего возникновения. При своем концентрировании нервный процесс проходит в обратной последовательности все те пункты полей анализаторов, который он захватывал в своем поступательном движении.

3) Индукция нервных процессов - это свойство каждого из нервных процессов вызывать вокруг себя и после себя противоположный процесс. То есть имеющийся в коре головного мозга процесс возбуждения оказывает тормозящее действие на другие.

Кафедра психологии

Общие и специальные способности.

( по общей психологии .)

1. Понятие способностей.

2.Классификация способностей

-природные и естественные сп.

-специфические человеческие сп.

-общие и специальные сп.

-теоретические и практические сп.

-учебные и творческие сп.

-социально- обусловленные сп.

3.Общие и специальные способности.

4. Одаренные дети и особенности их социальной адаптации.

6.Заключение.

1.Понятие способностей.

Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способность – мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

В структуре личности существенны не отдельные способности, а их комплексы, наиболее полно отвечаю­щие требованиям широких сфер деятельности.

Высокая способность к конкретному виду деятёльности - талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, — одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально-значимые свершения, — гениальность (от латинского "genius" — дух).

Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант—попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность — по­падание в цель, которую еще никто не видит.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску прин­ципиально нового, наивысших проявлений гармонии. Одаренные люди отличаются ранним интен­сивным психическим развитием, развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности. Общество должно быть духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционные особенности психической деятельности индивида.

Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем.

1. Способности- свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое определения

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX веков.

2.КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

Классификаций способностей человека довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.
У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности,

тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их

развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. ( более подробно общие специальные способности рассмотрены в пункте 3)
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.
До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.
И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.
Определяют успешность выполнения какой-либо деятельности не отдельные способности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности.

Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по видам деятельности, в которых они проявляются, способности принято делить на общие и специальные.

3.Общие и специальные способности

Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по видам деятельности, в которых они проявляются, способности принято делить на общие и специальные.

Одной из задач психологической теории является определение сущности способностей, закономерностей их развития и появления, а также путей их формирования. Существует специальная область дифференциальной психологии, исследующая индивидуально-психологические различия людей. Проблема способностей может быть рассмотрена как особое, индивидуализирующее психическое явление.
Специальные способности представляют собой своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях. =====================================================================

4. Одаренные дети и особенности их социальной адаптации.

Способности- свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:

1. индивидуально-психологические особенности;
2. определяющие успешность выполнения деятельности;
3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Маничев С.А .:
1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация;
2. Темп обучения каким-либо ЗУН;
3. Наличие границ способности;
4. Нестандартность результатов;
5. Мера общественного признания;
6. Помехоустойчивость;
7. Уровень обобщенности, перенос.
Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.
Эмпирические признаки способностей:
1. Уровень продуктивной деятельности;
2. Скорость научения;

3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);
4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);
5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.
Рубинштейн С.Л .: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способности более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.
Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.
Условия развития способностей:
1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;
2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);
3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:
- простая деятельность - снижение интересов;
- очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).
Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей
Рубинштейн : задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов.
Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).
Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способностей к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).
Талант - это способность к достижению высшего порядка.
Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое:
- незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;
- осознание способности;
- включенность способности в характер.
Показатели одаренности:
- темп и легкость усвоения материала;
- широта переноса;
- время проявления;
- соотношение результатов с условиями.
Факторы, влияющие на развитие способностей:
- исходная предпосылка - врожденные задатки;
- время выявления;
- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;
- всестороннее развитие интересов и способностей;
- соперничество и сотрудничество.

6.Заключение

Из рассмотренного материала можно сделать выводы о том, что способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности. В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умением. Способности и умения не тождественны, но взаимосвязаны.

1. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

2. М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков. Общая, социальная и юридическая психология.­–М.,1997

3. Общая психология под ред. В.В.Богославского, А.Г. Ковалева, А.А.Степанова.-М.,1981

4. Психология. Словарь. Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,1990

5. Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб.,200.

6. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М.,1961.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.