Скворцов и а и ермоленко н а развитие нервной системы у детей в норме и патологии

1 Литература Скворцов И.А., Ермоленко Н.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. М., Возраст Крупная моторика 1-4 недели Все безусловные рефлексы вызываются, рефлексы симметричны 1 месяц Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняе 1 месяц Пытается поднимать голову, лежа на животе 1 / 67

2 1,5 месяца Приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе, удерживает ее сек., ноги при это 2 месяца В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суст 2 месяца Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго) 2,5 месяца Лежа может опираться на предплечья (несколько минут) 3 месяца Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня 2 / 67

3 4 месяца Появляется опора на ноги 4,5 месяца Активно поднимает голову из положения на спине 4,5 месяца Переворачивается на бок 5 месяцев Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову 5,5 месяцев Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой 3 / 67

4 6 месяцев Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку 6 месяцев Сидит при пассивно приданной позе 6,5 месяцев Переворачивается со спины на живот 7 месяцев Переворачивается с живота на спину 7 месяцев Ползает без включения тазового пояса 4 / 67

5 7,5 месяцев Синхронно ползает по-пластунски 7,5 месяцев Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок 8 месяцев Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие 8 месяцев Стоит в позе на коленях (на четвереньках) 8,5 месяцев Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно 9 месяцев 5 / 67

6 Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно 10 месяцев Стоит у опоры, встает самостоятельно 11 месяцев Стоит самостоятельно 11,5 месяцев Ходит с поддержкой 12 месяцев Ходит самостоятельно 1 год 3 месяца 6 / 67

7 Ходит длительно, поворачивается 1 год 6 месяца Перешагивает через препятствия 1 год 10 месяцев Пытается бегать 1 год 11 месяцев Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила 2 года Бегает 2 года Самостоятельно приседает и встает 7 / 67

8 2 года Наклоняется и поднимает предметы с пола 2 года 6 месяцев Стоит на одной ноге без поддержки 2 года 6 месяцев Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой) 2 года 6 месяцев Умеет ездить на трехколесном велосипеде 3 года Прыгает на двух ногах 8 / 67

9 4 года Умеет делать кувырок вперед 4 года Прыгает на одной ноге 5 лет Выполняет одновременно два вида движений Мелкая моторика 1 неделя Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие движения пальцами 2 месяца 9 / 67

10 Открывает кулачок 2,5 месяца Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот 3 месяца Иногда захватывает предмет кистью руки 3,5 месяца Тянется к игрушке, хватает ее рукой 4,5 месяц Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает 5 месяцев Начинает захватывать мелкие предметы 10 / 67

11 5,5 месяцев Перекладывает игрушку из руки в руку 7 месяцев Активно манипулирует предметами 8 месяцев Для захвата использует большой палец 8 месяцев Стучит игрушкой об игрушку 8,5 месяцев Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает) 11 / 67

12 9 месяцев Пытается ставить кубик на кубик 10 месяцев Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы 11 месяцев Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки 12 месяцев Может перелистывать страницы у картонной книжки 12 месяцев Опускает мелкие предметы в узкое отверстие 12 / 67

13 1 год 2 месяца Переворачивает одновременно 2-3 страницы 1 год 5 месяцев Рисует каракули, росчерки 1 год 6 месяцев Разрывает бумагу 1 год 8 месяцев Переворачивает по одной странице 2 года Формируется предпочтение ведущей руки 2 года 13 / 67

15 Режет ножницами бумагу 5 лет Копирует треугольник 5 лет Правильно рисует квадрат Зрительное восприятие 1 неделя Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику 1 месяц Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание её глазами 15 / 67

16 1,5 месяцев Прослеживание взглядом движения по горизонтали, на см вправо и влево от средней ли 2 месяца Длительное сосредоточение взора на предметах 3 месяца Рассматривает собственные руки, начало дифференциации движений пальцев 3,5 месяца Тянется к игрушке 4 месяца Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии 4,5 месяца 16 / 67

17 Игрушку подносит к глазам, рассматривает 5 месяцев Зрительно внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах 6 месяцев Рассматривает крупные картинки 7 месяцев Активно захватывает игрушку из любых положений 8 месяцев Дифференцированно воспринимает близких и знакомых людей 9 месяцев 17 / 67

18 Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку 10 месяцев Узнает себя и близких в зеркале 1 год Показывает отдельные предметы в быту 1 год 2 месяца Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии 1 год 3 месяцев Узнает несколько простых картинок (около 5) 1 год 8 месяцев Дифференцирует форму и величину объемной игрушки 18 / 67

19 1 год 8 месяцев Дифференцирует количество предметов 1 год 9 месяцев Подбирает парные игрушки и картинки 2 года Узнает знакомые предметы по ТВ 2 года Знает много картинок (10-15) 2 года 6 месяцев Понимает смысл простых картинок с действием 19 / 67

20 2 года 6 месяцев Узнает контурные, черно-белые изображения 2 года 6 месяцев Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке 2 года 6 месяцев Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета 3 года Узнает перечеркнутые изображения 3 года Узнает наложенные изображения 20 / 67

21 3 года 6 месяцев Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы 4 года Может сам составить рассказ по сюжетной картинке 4 года Понимает смысл последовательных картинок 4 года 6 месяцев Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом Слуховое восприятие 1 неделя Вздрагивает и мигает при громком звуке 21 / 67

22 2 недели Слуховое сосредоточение 1 месяц Начало локализации звуков в пространстве 1,5 месяца Улыбается, когда слышит голос взрослого 2 месяца Замирает при появлении нового звука на фоне других 2,5 месяца Узнает тембр голоса матери 22 / 67

23 3 месяца После звуковой стимуляции издает гласные звуки 4 месяца Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону звука 6 месяца Начинает по-разному реагировать на свое и чужое имена 6 месяца Начало аутоэхолалии 6,5 месяцев Начинает понимать команды с жестовым подкреплением 23 / 67

25 Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук Может отстукивать простые ритмы по образцу. 3 года - простые ритмы 5 лет - акцентированные ритмы 6 лет - по устной инструкции Импрессивная речь 25 / 67

26 1 месяц Реакция сосредоточения на голос взрослого. притормаживает двигательные реакции, «ротово 3 месяца Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций 4 месяца Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации 5 месяцев В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность 6 месяцев Реагирует на свое имя 26 / 67

27 7 месяцев Понимает речевые команды с жестовым подкреплением 7,5 месяцев Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого 8 месяцев Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы 8,5 месяцев Понимает речевые команды без жестового подкрепления 9 месяцев По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте 9,5 месяцев 27 / 67

29 Показывает несколько частей тела 1 год 6 месяцев Показывает все части тела 1 год 8 месяцев Показывает все объекты в быту 2 года Показывает много картинок 2 года 5 месяцев Понимает содержательную речь, несложные рассказы 2 года 5 месяцев Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке 29 / 67

31 Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним 2 месяца Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит 3 месяца Интонационная выразительность голосовых реакций, начальное гуление 4 месяца Активное гуление 5 месяцев Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков 5,5 месяцев 31 / 67

38 4 месяца Активная познавательная деятельность в виде похлопывания рукой по подушке, одеялу 4,5 месяцев Развитие функции активного внимания. поворачивается на звук, если внимание не отвлечено б 5 месяцев Начинает догадываться о причине и следствии. если потрясти погремушку - она загремит 5 месяцев Реакция на новизну. любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ре 5,5 месяцев Следит откуда и куда падает предмет 6 месяцев 38 / 67

39 После зрительного и тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение 6,5 месяцев Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет 7 месяцев Начинает ожидать от близких людей характерных действий. кормления от матери, индивидуал 7 месяцев Может узнавать по части целое. ожидает появление целого предмета, увидев только его час 7,5 месяцев Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки 8 месяцев 39 / 67

41 1 год Узнает значение слов, коротких фраз 1 год Различает несколько предметов по названиям 1 год Ищет спрятанную игрушку 1 год 5 месяцев Тянет в рот только съедобное 1 год 6 месяцев Узнает простые картинки в книге 41 / 67

43 2 года 6 месяцев Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника 2 года 6 месяцев Подбирает цвета по образцу (синий цвет к синему) 3 года Классификация на 2 группы (по цвету, форме) 3 года 6 месяцев Классификация на 3-4 группы. по геометрической форме, по цвету 4 года Легко заполняет доску Сегена 43 / 67

46 6 лет 6 месяцев - самостоятельно 7 лет Способен разделять объекты на классы и подклассы Конструирование 8,5 месяцев Снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки 9 месяцев Пытается ставить кубик на кубик 11 месяцев Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки 46 / 67

47 1 год Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захват 1 год 9 месяцев Строит простые сооружения из кубиков 2 года Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок 2 года Строит по образцу поезд, башенку 3 года Строит по образцу мост 47 / 67

48 3 года Дорисовывает недостающие ножки, ручки к человечку 3 года 6 месяцев Самостоятельно рисует человека (примитивно) 3 года 6 месяцев Строит сложные сюжетные конструкции 3 года 6 месяцев Собирает кубики Линка по образцу 4 года Складывает картинки из кубиков 48 / 67

52 7,5 месяцев Тянет руки, чтобы взяли на руки 7 месяцев Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери) 8 месяцев Дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение 9 месяцев Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях 10 месяцев Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двиг 11 месяцев 52 / 67

56 Держит бутылочку, из которой сосет 7 месяцев Пьет из чашки, которую держит взрослый 8 месяцев Помогает одевать себя (подает руку, ногу) 9 месяцев Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан) 1 год Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье 1 год 2 месяца 56 / 67

57 С помощью подносит ложку ко рту 1 год 3 месяца Пьет из чашки, не проливая 1 год 3 месяца Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку) 1 год 4 месяца Моет руки с небольшой помощью 1 год 6 месяцев Зачерпывает пищу ложкой 1 год 6 месяцев Полностью прожевывает пищу 57 / 67

58 1 год 9 месяцев Снимает расстегнутое пальто, куртку 1 год 10 месяцев Ест и пьет самостоятельно 2 года Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье) 2 года Просится на горшок в дневное время 2 года Самостоятельно моет и вытирает руки 58 / 67

59 2 года Застегивает и расстегивает молнию с помощью взрослого 2 года 6 месяцев Ест ложкой или вилкой самостоятельно (аккуратно) 2 года 6 месяцев Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку) 3 года Наливает в чашку воду (не аккуратно) 3 года Расстегивает пуговицы 59 / 67

60 4 года Застегивает пуговицы, кнопки, молнию 4 года Одевается без посторонней помощи 4 года Отличает переднюю часть одежды от задней 5-6 лет Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках Игра 3 месяца Рассматривает вложенную в руку игрушку 60 / 67

61 3 месяца Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка 4 месяца Протягивает руки к игрушке, ощупывает ее 5 месяцев Занятия с игрушкой - доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности 5 месяцев Подолгу играет с подвешенными игрушками 5,5 месяцев Щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает 61 / 67

62 9 месяцев Предпочитает играть со взрослыми, подражая их действиям 9,5 месяцев Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает 10 месяцев Усвоение условных действий с игрушками и предметами 11 месяцев Играет с несколькими игрушками, одевает кольца на штырь 1 год Играет с мячом 62 / 67

63 1 год 1 месяц Строит простые структуры из блоков 1 год 2 месяца Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками 1 год 3 месяца Наблюдает за игрой других детей 1 год 4 месяца Играет самостоятельно, если рядом взрослый 1 год 6 месяцев Начало функциональной игры 1 год 9 месяцев 63 / 67

65 Собирает пирамидку по порядку 2 года 6 месяцев Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину; говорит по теле 3 года Совместная сюжетная игра с другим ребенком 3 года 6 месяцев Игра с воображаемой действительностью 3 года 6 месяцев Элементы ролевой игры (может назвать свою роль) 4 года Сопровождает игру речью (озвучивает куклу) 65 / 67

67 Основа в игре - правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательн 67 / 67

  • Медицина

Описание книги

Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.

  • Медицина


Ни одной рецензии нет














  • ТОП-15 лучших книг 2020 года
  • Что в имени тебе моем.
  • Заразительное одиночество
  • Все дороги ведут домой
  • 75 ракурсов Победы. ТОП-ВОВ-75 от ведущих издательств
  • Юмор всему голова
  • ТОП-20 Новинки ведущих издательств
  • Самоизоляция. Как провести время, чтобы оно не провело тебя. Советы от Book24 и Litres
  • Вирусы. Пограничники жизни
  • Вирус-вдохновитель
  • Читаем первыми. ТОП-15 новейших книг 2020 года
  • От классического до военного. Заведи свой роман
  • интригующее, странное, необъяснимое
  • детская литература
  • Сказки и мифы
  • Феминизм
  • О любви
  • юмор
  • ветеринария
  • Исторические книги
  • 10 книг, которые помогут разобраться в медицине
  • Нумизматика
  • рисование
  • Биографии
  • F.A.Q.
  • О проекте
  • Пользовательское соглашение
  • Помощь и контакты
  • Все 0
  • Друзья 0
  • Похожие 0

Если у Вас возникли вопросы по работе сайта - напишите нам!




Для восстановления обратитесь к администратору

Уважаемые пользователи!

На нашем сайте происходят большие изменения: мы усиленно работаем над улучшением дизайна и логики сайта, а также пополняем базу новыми книгами.

Администрация сайта приносит свои глубочайшие извинения всем пользователям.

Такую же ценность представляют собой положения общей психологии, касающиеся закономерностей психического разви­тия ребенка. К ним относится прежде всего постулат Л.С Выгот­ского о значении зон ближайшего и опережающего развития. Зо­нами ближайшего развития, по Л.С. Выготскому, являются те навыки, которые непосредственно предшествуют освоению функции, т.е. составляют базу для овладения ею. Например, для того, чтобы научиться читать, необходимо иметь развитые фоне­матический слух и зрительный буквенный гнозис, чтобы на­учиться писать, необходимо, кроме того, чтобы был сформиро­ван кистевой, и в частности, пальцевый праксис.

Таким образом, развитие психики ребенка происходит гете­рохронно и асинхронно. Это означает, что функции и навыки приобретаются не в строго линейном последовательном поряд­ке, а одни из них опережают другие, а те, которые ранее отстава­ли в определенном возрасте, дают качественные и количествен­ные скачки.

И.А. Скворцов отмечает, что генетическая программа заранее готовит потенциал развития, и, что примечательно, всегда избы­точный. Поэтому функциональная система ребенка может выбрать для себя индивидуальный, наилучшим образом вписы­вающийся в окружающую среду вариант развития. Он является наиболее экономным и в то же время энергетичным.

Не менее важны и сведения о периодизации развития. Зная, какие именно функции приобретаются раньше, а какие позже, и соотнося эти данные с имеющимися представлениями о функ­циональной специализации различных зон мозга, можно сделать выводы о том, вовремя ли у ребенка созревают те или иные Функции, что имеет большое значение для констатации того, как идет его психическое развитие

По И.А. Скворцову, первые 2 часа жизни организм ребенка освобождается от биологически активных веществ, необходи­мых для процесса родов (от так называемого родового наркоза).

Это необходимо потому, что пуповина, связывающая его ранее с матерью, исчезает и ребенок должен приспособиться к условиям внешнего мира — гравитации, тактильным, звуковым, световым раздражителям и т.д.).

2-я — 12-я недели — первый период обучения. Физиологиче­ские процессы относительно налажены, и ребенок начинает от­ражать стимулы внешней среды: он учится осязать, слышать, ви­деть. В этот период происходит активное формирование синаптических связей и, следовательно, закладываются базисные функции.

3—18 месяцев — период активного развития сенсорных сис­тем. Ребенок становится способным сидеть и передвигаться, что приближает его к источникам познания. У него появляется возможность вертикального обзора пространства, что качест­венно меняет свойства воспринимающих систем. Возникает возможность произвольного манипулирования предметом, на­пример, игрушкой: взять, бросить, повернуть и т.п. В рамках этого периода ребенок начинает понимать речь и произносить первые слова.

3-7 лет — дошкольный период. В это время практически начинается формирование основных двигательных, гностических и праксических систем. Ребенок готов к школьному обу­чению. Очень важно, что в этом возрасте функции рук и ног получают автономное друг от друга функционирование, что не­обходимо для обучения письму.

7—17 лет — школьный период. Главное здесь — формирова­ние абстрактного мышления, а также способности к собствен­ному, индивидуальному мышлению. Важным является также пребывание ребенка в коллективе, где он постигает правила общественного поведения. Особую трудность представляет адаптация школьников к половому созреванию, совмещение физиологических потребностей и прививаемых им правил мо­рали.

И.А. Скворцов отмечает, что все эти этапы будут пройдены благополучно и даже с максимальным эффектом, если ребенок находится в благоприятных средовых условиях, которые не толь­ко помогают или мешают развитию, но и влияют на запуск синаптической активности, на темпы увеличения массы мозга. Излишне говорить, насколько это важно для нормального пси­хического онтогенеза.


Рис.III

Ниже приводятся более конкретные данные об основных по­казателях развития двигательной и высших психических функ­ций. Там, где это важно, указываются зоны мозга, отвечающие за те или иные ВПФ, приобретаемые ребенком.

В самый ранний период онтогенеза для определения психи­ческого статуса ребенка важным является практически все:

- как ребенок слышит, т.е. нет ли у него глухоты или слабослышания.

- как ребенок видит, т.е. нет ли у него слепоты или слабовидения (это менее важно для развития речи, чем состояние слуха, но тем не менее важно).

- то, как ребенок движется (как держит головку, когда сел, когда пополз, когда пошел)

- то, какие движения он делает ручками.

- то, что он чувствует кожей, обоняет, пробует на вкус, слы­шит, видит

- звучит ли вокруг него человеческая речь и какая именно.

Особенно важен период с рождения до 3-х лет, когда созрева­ют зоны мозга, ответственные за основные двигательные и рече­вые навыки, элементарные мыслительные операции, память,
эмоции.

Помимо соответствия возрастным нормам психического раз­вития, необходимо, чтобы дети были двигательно ловкими. За­ботясь об этом, следует учитывать, что к двигательной способ­ности ребенка имеет отношение не только состояние непосред­ственно двигательной сферы, но и кожной чувствительности. Ребенок познает форму, размер, консистенцию предметов, их температуру и прочее. В этом участвует и зрение, и даже слух, ко­торыми проверяются ощущения и добываются элементарные навыки ориентации в пространстве. Кроме того, важную роль играют те структуры мозга, которые обеспечивают снабжение мышц нервной энергией, а также осуществляют сложные двигательные координации. При этом различные по степени сложности движения обеспечиваются разными участками мозга.

Нейропсихологический подход к сведениям по двигательному психическому развитию ребенка (онтогенезу), содержащимся в литературе, позволяет систематизировать возрастные периоды в соответствии с современными представлениями функциональ­ной специализации различных областей мозга.

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Проблема психического и речевого развития детей в современных психолого-педагогических, нейропсихологических, психолингвистических, физиологических исследованиях занимает одно из центральных мест. Накоплен обширный материал, раскрывающий закономерности развития речи и психики ребенка (Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец и др.), роль речи в психическом развитии (Е. И. Исенина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.), особенности становления речи и общения у детей с особыми образовательными потребностями (Е. Н. Винарская, Р. Е. Левина, М. И. Лисина, Е. М. Мастюкова, Ф. А. Сохин, Т. Н. Ушакова и др.), а также содержание, методы и приемы обучения разных категорий детей (Н. Ю. Борякова, О. Е. Громова, О. Г. Приходько, Е. А. Стребелева и др.).

Сложная структура речевых нарушений в детском возрасте вызывает необходимость междисциплинарного (психолого-медико-педагогического) подхода к их изучению. Нейро- и патопсихология, изучающие мозговые механизмы и патогенез психической и речевой деятельности, позволяют понять структуру, механизмы и клинические проявления речевых расстройств и установить наиболее эффективные пути коррекционного воздействия.

Согласно современным научным представлениям, речь – это одна из самых сложных высших психических функций, участвующих в реализации психической деятельности человека. Она организует и связывает другие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление).

В работах Б. Г. Ананьева, П. К. Анохина, О. С. Адрианова, Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Р. Лурия, И. П. Павлова, Э. Г. Симерницкой, А. В. Семенович, А. А. Ухтомского, Э. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Д. Б. Эльконина и др. описаны возникновение, строение, мозговая организация, особенности речи и других высших психических функций, нарушения психических процессов у детей и взрослых, пути преодоления нарушений восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, произвольных движений и действий.

Результатом деятельности исследователей стала современная нейропсихологическая теория, общепсихологическую основу которой составляет положение о системном строении высших психических функций и их системной мозговой организации. Л. С. Выготский, П. К. Анохин, А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия указывали, что высшие психические функции (в том числе и речь) – результат усвоения общественно-сформированных видов деятельности. Они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов (окружающего предметного мира и людей, с которыми ребенок вступает в определенные отношения), опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно речевой системой) и произвольны по способу осуществления.

Речь, как и все высшие психические функции, имеет системное, сложное, многоуровневое и многозвенное строение и опирается на функциональную мозговую систему – избирательное динамическое образование, состоящее из значительного числа анатомических и физиологических образований (афферентных /настраивающих/ и эфферентных /осуществляющих/ компонентов), объединенных в единую систему для достижения конечного полезного результата, и способное к пластическому изменению.

Таким образом, речь – это самостоятельная функциональная система, одна из форм высших психических функций, которая имеет психофизиологическую и социальную основу.

Психофизиологической основой речи является совместная работа ряда мозговых зон коры головного мозга, а именно: задне-лобных, нижне-теменных, височных, задне-височных-нижне-теменных-передне-затылочных (зона ТРО), а также совместная работа анализаторных систем этих областей мозга (двигательно-кинетического, кинестетического, акустического, пространственного, зрительного анализаторов), проводящие афферентные и эфферентные пути, относящиеся к пирамидной и экстрапирамидной системам, анализаторам чувствительности, слуха, зрения, бульбарные отделы мозга, зрительный, глазодвигательный, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий и подъязычные нервы. Важное значение имеет состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей, а также координация дыхания и произношения звуков.

Речедвигательный анализатор имеет непосредственное отношение к процессу говорения: периферический отдел осуществляет двигательный речевой акт, центральный отдел выполняет функции синтеза двигательного акта, координации, последовательности и переключаемости речевых движений. Для правильного выполнения движений необходима согласованная работа систем кинетической, кинестетической и зрительно-пространственной афферентации.

Для осуществления процесса понимания речи необходимы операции: выделение звуков (фонем) из речевого потока, удержание звуков и слов в оперативной памяти, перешифровка логико-грамматических конструкций на единицы значения. Такой сложный процесс может быть размещен в ряде участков мозга – височных (обеспечивающих акустический анализ речи и удержание информации), нижне-теменных (обеспечивающих кинестетический анализ звуков), височно-теменно-затылочных (обеспечивающих анализ грамматических конструкций), лобных (обеспечивающих активность, регуляцию и контроль протекания процесса). Необходима совместная работа акустического, кинестетического и пространственного анализаторов, расположенных в этих мозговых участках.

Рабочие объединения различных зон и уровней мозга, обеспечивающих ту или иную психическую функцию, могут меняться по мере ее формирования, т. е. по мере развития меняется структура функции и ее взаимоотношения с другими психическими процессами.

Процесс развития морфологических структур и функциональных систем мозга имеет неравномерный характер. Неравномерность созревания различных функциональных систем обусловлена их неодинаковой значимостью на разных этапах индивидуального развития. Во внутриутробном периоде созревают главным образом те функциональные системы мозга, которые обеспечивают жизненно важные функции: дыхание, кровообращение, питание и т. п. Созревание других функциональных систем происходит после рождения. В раннем детском возрасте функциональные зоны коры перекрывают друг друга, границы их диффузны, и лишь в процессе практической деятельности происходит постоянная концентрация функциональных зон в очерченные, отдельные центры.

Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария мозга к левому (справа налево), от задних отделов мозга к передним (сзади наперед). Последними формируются нисходящие и регулирующие влияния от передних (лобных) отделов левого полушария к субкортикальным (А. В. Семенович, 2002).

Согласно материалам Московского института мозга, наиболее бурное увеличение территории (вторичных и третичных зон коры) отмечается в возрасте 2-3 лет, причем наиболее сложные лобные области созревают окончательно лишь к 6-7-летнему возрасту. Интенсивный рост ширины верхних (ассоциативных) слоев коры происходит к 3-3,5 годам жизни ребенка. Наиболее сложные поля увеличиваются до 7-12 лет (А. Р. Лурия, 1973).

Развитие тех или иных аспектов психики ребенка зависит от того, достаточно ли созрел и полноценен мозговой субстрат (кора, подкорковые образования, мозолистое тело, различные нейрофизиологические, нейрохимические и другие системы). Для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. С другой стороны, должна быть востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического фактора. Иначе – наблюдаются искажение и торможение психогенеза, влекущие вторичные функциональные деформации на уровне мозга.

В детском возрасте очаговое поражение коры больших полушарий может не иметь четкого клинического проявления вследствие незавершенной дифференциации зон коры. Часто наблюдаются явления задержанного или нарушенного развития корковых функций. Недоразвитие или нарушение одной из корковых функций ведет к недоразвитию другой или даже нескольких функций.

Процесс психического развития представляет собой целостное, системное и динамическое образование. Его специфика определяется тем, что он является биосоциальным процессом – каждая стадия имеет свои определенные взаимосвязи между биологическими и социальными факторами. Накопленные изменения в развитии включаются в последующие стадии, трансформируясь при этом и подготавливая качественные изменения в психическом развитии ребенка. Психические процессы, свойства и состояния в процессе онтогенетического развития проходят дифференциацию и интеграцию (И. И. Мамайчук, 2004).

Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. А. Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Исследования А. В. Запорожца, Л. А. Венгер, Н. С. Жуковой, М. М. Кольцовой, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. показали, что движения играют важную роль в психическом развитии ребенка с первых месяцев жизни. На основе движений и действий формируются процессы восприятия, что создает основу для развития более сложных видов движений и деятельности, которые, в свою очередь, способствуют становлению более сложных форм восприятия и формированию понятий. Чем разнообразнее движения, тем больше информации получает мозг, что способствует более интенсивному психическому развитию ребенка. Поэтому сенсомоторное развитие считается основой психического и речевого развития ребенка.

В работах Н. М. Аксариной, Н. М. Щелованова (1977), Е. Н. Винарской (1987), Л. С. Выготского (1997), Н. И. Жинкина (1972), А. В. Запорожца (1986), М. И. Лисиной (1974), Е. И. Тихеевой (1981), Д. Б. Эльконина (1995) и др. раскрывается значимость взрослых в процессе формирования психики и речи ребенка раннего возраста. По мнению Л. С. Выготского, социальные факторы играют определяющую роль в картине психического и речевого развития. Среда выступает в качестве источника развития высших психических функций, которые первоначально выступают как форма сотрудничества с людьми и лишь впоследствии становятся функциями самого ребенка. Известно, что у ребенка раннего возраста ведущей деятельность является предметная, в процессе которой и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи и других процессов. В этом возрасте общественный опыт усваивается путем подражания действиям взрослого.

М. И. Лисина указывает, что в младенческом возрасте основным условием полноценного психического развития является эмоциональное (ситуативно-личностное) общение со взрослым, которое оказывает положительное влияние на формирование речи (дети принимают эмоциональные словесные воздействия взрослого и при ответе используют предречевые вокализации). При организации взрослым реального взаимодействия с ребенком, опосредованного употреблением предметов, во втором полугодии жизни складывается предметное, ситуативно-деловое общение (взрослый демонстрирует ребенку действия с предметами, выполняет их вместе с малышом). В это время возникает понимание речи окружающих, появляются первые вербализации. Именно во взаимодействии со взрослым по поводу предметов возникает и развивается речь как главное средство общения. М. И. Лисина отмечает, что для гармоничного психического развития ребенка необходимо, чтобы взрослый удовлетворял потребность малыша во внимании и одобрении.

С нейрофизиологической точки зрения обучение и воспитание есть изменение ответных реакций по мере приобретения и накопления личного опыта, что имеет определяющее значение для психического развития ребенка: процесс обучения тесно связан с восприятием сенсорной (входящей, чувствительной) информации и аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Смысл обучения (по Л. С. Выготскому) состоит в переходе зоны ближайшего развития (уровень, на котором ребенок может выполнить задание с помощью педагога) в актуальное развитие (ребенок самостоятельно выполняет предложенное ему задание). При обучении аномального ребенка нормальный переход зоны ближайшего развития в актуальный уровень затрудняется и поэтому необходимо уделять большее внимание зоне ближайшего развития.

Социальную компенсацию дефекта Л. С. Выготский считал основной целью работы с аномальным ребенком и выделил условия успешной компенсации: ранние сроки начала компенсации; ситуация коллективного обучения, стимулирующая развитие психики ребенка; дифференцированный подход к детям, учитывающий возможности ребенка; системный подход к коррекционному обучению.

В целом, анализ литературных источников показал, что речевое и психическое развитие ребенка происходит в процессе его созревания как социального существа, в процессе овладения навыками и знаниями в тесной взаимосвязи с речевой деятельностью. Развитие речи зависит от ряда социальных и биологических факторов, недостаточность которых вызывает различные речевые расстройства, которые негативно сказывается на процессе становления психики ребенка. В раннем онтогенезе закладываются основы всей психической деятельности человека, что обусловливает необходимость предупреждения и своевременной коррекции возникающих речевых и психических отклонений. В связи с этим вопросы преодоления задержек в развитии речи в раннем возрасте становятся приоритетными в реальной практике дошкольного образования.

Список литературы:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.