Состояние нервной системы по школе


В последние десятилетия в государстве произошли существенные политические, экономические и социальные изменения, которые оказали влияние на каждого жителя страны, особенно на состояние здоровья. В то же время трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодежи [2, 6, 10].

В настоящее время на фоне обострения социально-экономического и экологического неблагополучия возросла значимость факторов риска нарушения здоровья и развития детей и подростков, к которым ряд авторов относит инновационные формы обучения и профильное обучение [12]. Обучение в инновационных образовательных учреждениях (лицеях, прогимназиях, гимназиях и др., которые в определенной степени являются элитными) характеризуется значительной интенсификацией и увеличением суммарной дневной учебной нагрузки [3].

Как правило, школы данного типа являются городскими образовательными учреждениями, что может привести к суммированию или потенцированию эффектов антропогенных факторов среды, оказывающих негативное воздействие на растущий организм. Одними из неблагоприятных факторов воздействия на здоровье человека, в том числе на рост распространенности психических заболеваний, фиксируемый медицинской статистикой среди всех возрастных групп населения, являются урбанизация и химическое загрязнение окружающей среды [1, 8, 14]. Однако влияние инновационных форм обучения на функционирование центральной нервной системы (ЦНС) школьников в условиях химически загрязненной среды изучено явно недостаточно.

С учетом вышеизложенного, целью настоящего исследования было изучение особенностей функционирования центральной нервной системы – ведущей системы адаптации к факторам среды у учащихся инновационных школ в разных экологических условиях.

Материалы и методы исследования

Объектом эмпирического исследования явились 367 старших школьников в возрасте 16–17 лет (учащиеся 10–11 классов), в том числе 145 юношей и 222 девушки, не отягощенных генетической патологией. Из них 184 юноши и девушки являлись учащимися инновационных школ-лицеев, находящихся в разных экологических условиях.

В условиях естественного эксперимента в соответствии с задачами исследования было сформировано четыре группы учащихся: 1 – контрольная – учащиеся средней общеобразовательной школы (СОШ) № 42 г. Ставрополя, проживающие в экологически благополучном районе (84 школьника); 2 – опытная 1 – учащиеся СОШ № 11 г. Невинномысска, проживающие в химически загрязненном районе (99 школьников); 3 – опытная 2 – учащиеся лицея № 14 г. Ставрополя, проживающие в экологически благополучном районе (86 школьников); 4 – опытная 3 – учащиеся лицея № 6 г. Невинномысска, проживающие в химически загрязненном районе (98 школьников).

Исследования проводили с учетом циркадианного, циркасептального и сезонного биоритмов. Результаты экспериментов подвергались вариационно-статистической обработке на компьютере с использованием статистического пакета анализа данных в Microsoft Excel–2003.

Результаты исследований и их обсуждение

Для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации возбуждения в коре. Одним из объективных критериев функционального состояния ЦНС является время зрительно-моторной реакции, характеризующее скорость протекания процессов возбуждения и торможения в ЦНС, а также способность к дифференцировочному торможению и точность выполняемой работы.

У учащихся, проживающих в химически загрязненном районе, увеличивается ВЗМР и количество ошибок на дифференцировку по сравнению с учащимися контрольной группы (см. таблицу). Это указывает на снижение скорости протекания нервных процессов и соответственно снижение функциональной лабильности нейронов коры больших полушарий. Увеличение количества допускаемых ошибок также указывает на слабое развитие дифференцировочного торможения.

Показатели функционального состояния ЦНС у учащихся школ различного типа, проживающих в разных экологических условиях

В наши дни психика и нервная система людей испытывает колоссальную информационную нагрузку. Средства массовой информации, огромное количество тех или иных данных на работе заставляют наш мозг работать в разы быстрее и продуктивнее чем у человека из 50х или 60х годов. Однако усиление информационного давления затронуло не только взрослых людей, но и школьников, причем последних даже в большей степени.

С каждым годом школьная программа все более усложняется, некоторые предметы постепенно "мигрируют" из специализированных средних и высших учебных заведений в общепринятые школьные программы - примерами таких дисциплин могут служить информатика, основы права, экономики и социологии. На фоне всего этого у школьника нередко может возникнуть нервное перенапряжение или переутомление нервной системы - состояние, которое поначалу снижает работоспособность ребенка и впоследствии, если не принимать никаких мер, ведет к различным неврологическим и психическим проблемам.

Вообще, утомление - это природный механизм, являющийся адекватной реакцией на сильные раздражители внешней или внутренней среды. Ряд физиологов считает, что утомление даже полезно - после его наступления и последующего отдыха нервная система становиться еще более трудоспособной, чем была до этого. Однако следует видеть грань между полезным утомлением и небезопасным перенапряжением центральной нервной системы.

Любой ребенок или подросток, находясь в школе, подвергается воздействию сразу нескольких факторов, влияющих на психику. Во-первых, это уже описанная школьная программа - она представляет собой основную и наибольшую информационную нагрузку на развивающуюся нервную систему маленького человека. Во-вторых, это отношение в коллективе - он бывает очень разный, поэтому и его воздействие различается - друзья могут и поддерживать человека, а могут и еще больше усугублять нагрузку на ЦНС. В-третьих, это отношение и способ подачи информации педагогом - любой из них должен заинтересовать детей в своем предмете.


Родители должны внимательно наблюдать за школьником, обсуждать с ним его проблемы, иметь очень доверительные отношения со своим ребенком - именно так возможно обнаружить самые ранние признаки нервного перенапряжения и устранить их в самом начале. При наступлении переутомления центральной нервной системы в первую очередь меняются характер и поведение школьника - он становиться более замкнутым, раздражительным (особенно после прихода из школы), на вопросы о делах в школе отвечает односложно ("нормально", "как обычно"). Сон становиться неспокойным, затруднено засыпание, а утром школьника не поднимешь на занятия. В связи с этим наблюдается сильная дневная сонливость. При нарастании проявлений нервного перенапряжение снижается концентрация внимания и способность к запоминанию - это отражается на оценках в школе, бывшие отличники в такой ситуации могут "скатиться" до троечников. Как правило, именно в этот период школьники могут начать обманывать родителей, сначала по поводу заданных домашних заданий - не находя в себе силы заниматься ими дома и не получив понимания в этом вопросе родителей (многие из которых считают что их ребенок просто начал лениться), они попросту говорят, что им ничего не задали. А между тем такой с виду безобидный обман создает основу для будущего "большого" обмана - видя, как родители "ведутся" на такую ложь, ребенок может начать скрывать и другие аспекты своей жизни.

Если даже при таких тревожных "звоночках" не было предпринято никаких мер, кроме скандалов и отцовского ремня, по разгрузке нервной системы школьника, нервное перенапряжение может перерости в нервный срыв или быть основой расстройств социальной адаптации - раздражительность ребенка перерастает в озлобленность, он может провоцировать драки в школе, его поведение и дисциплинированность ухудшаются. В этой ситуации педагоги часто винят родителей за неправильное воспитание, а родители ругают учителей за непрофессионализм или предвзятое отношение к своему ребенку. Также в последнее время стало модно все сваливать на "синдром гиперактивного подростка", а по сути все это является простым проявлением далеко запушенного психологического стресса школьника, возникшего на фоне нервного перенапряжения.

Как уже было сказано, очень важно обнаружить признаки переутомления нервной системы ребенка как можно раньше и предпринять меры по разгрузке. В первую очередь необходимо нормализовать сон - для лучшего засыпания можно давать школьнику на ночь теплое молоко с медом, успокаивающие чаи. Необходимо исключить прием крепкого чая и кофе, особенно незадолго до сна. Можно также выделить время для дневного сна после школы - это расслабит нервную систему перед выполнением домашнего задания. Желательно не менее часа в день проводить на свежем воздухе - на прогулке, участвовать в активных играх со сверстниками во дворе, кататься на велосипеде. Есть также некоторые лекарственные вещества и витаминные комплексы от нервного перенапряжения у детей, но принимать их стоит только по назначению врача. Также не стоит отдавать ребенка с признаками нервного перенапряжения в какие-либо кружки или секции - это лишь еще больше усугубит процессы переутомления.

- Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики "Психология отношений"


Скачать:

ВложениеРазмер
типы нервной системы 19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Определение типа нервной системы

М.К. Акимова, В.Т. Козлова.

Типология учащихся по психофизиологическим особенностям была предложена М.К. Акимовой, В.Т. Козловой и основана на теоретических трудах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына. В основе данной классификации лежат динамические составляющие поведения ученика, которые обусловлены свойствами нервной системы, такими как сила (степень выносливости, работоспособности нервной системы, её устойчивость к разного рода помехам); подвижность (скорость переключения и скорость привыкания к меняющимся условиям) и лабильность (скорость, темп выполнения различных видов деятельности). Отмечено, что данные особенности учащихся являются врождёнными.

1. Без особых затруднений могут работать в течение длительного времени. Однако при однообразной, монотонной работе у них часто возникает чувство раздражения, неудовольствия. Они стремятся избегать такой работы, ищут пути выхода, например, начинают отвлекаться, разговаривать с соседями, задавать вопросы учителю, заглядывать в чужие тетради.

2. Их не пугает ответственная напряжённая работа, даже если её надо сделать за ограниченный промежуток времени. Не смущают неожиданные вопросы.

3. Непоседливы, не собраны, сложно сосредоточиться на уроке, долго не могут собраться и приняться за работу (и в классе и дома).

4. С трудом удаётся выполнять работу по алгоритму, шаблону. Например, при сложном синтаксическом разборе сложных предложений, и т.п. Не склонны к работе, требующей систематизации, упорядочения материала. Не любят планировать свою деятельность и проверять уже выполненное задание, их раздражает повторение пройденного материала. Именно поэтому они не составляют для себя каких – либо графиков и расписаний. Их не смущает известная неопределённость в том, чем и когда ему нужно заниматься, кто и где его ждёт. Он способен на ходу принимать решение или изменять прежние намерения, быстро, без труда приспосабливаясь к новым условиям, легко следуя за ними и подчиняясь складывающимся обстоятельствам.

5. Переходя от одного занятия к другому, они полностью вытесняют из сознания предыдущее.

6. Способны хорошо работать в ситуациях, требующих переключения внимания, а также в шумной, неспокойной обстановке, могут усваивать значительный по объёму и разнообразный по содержанию материал.

7. Ученики с сильной нервной системой чаще уверены в себе, в своих знаниях, возможностях, поэтому менее чувствительны к оценкам, к замечаниям учителя, сделанным после неудачного ответа. Иногда им свойственно даже переоценивать себя.

8. Добиваются одинаковых успехов, как в письменной работе, так и при устном ответе.

1. Для них оптимальны условия, требующие монотонной, однообразной работы.

2. Испытывают определённые трудности в ситуациях, где требуется длительная напряжённая работа (трудный урок, контрольная, написание сочинений за два урока, продолжительный школьный день и т.п.). Они быстро устают, теряют работоспособность, начинают допускать ошибки, к концу 6 – 7 урока продуктивность их работы существенно падает, они медленно усваивают материал, начинают чувствовать себя утомлёнными.

3. Любят последовательную, планомерную работу. Легче действуют по шаблону, по схеме, при этом обстоятельно шаг за шагом выполняя задание. Они успешно выполняют те виды заданий, которые требуют предварительной подготовки. Склонны планировать предстоящую деятельность для того, чтобы равномерно распределить свои силы между отдельными её этапами, к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверке полученных результатов.

4. При ответе или усвоении материала для них необходимо использовать внешние опоры; графики, рисунки, диаграммы, таблицы облегчают им учебную деятельность.

5. Серьёзные трудности для них создаёт работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (например, когда во время объяснения новой темы учитель одновременно ведёт опрос по пройденному материалу, привлекает разнообразный дидактический материал – карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т.д.). Таким учащимся сложно эффективно, продуктивно выполнять задания в шумной, неспокойной обстановке. У них резко возрастает число ошибок, быстро возникает утомление.

6. Они ограничены также в объёме воспринимаемой информации, поэтому им трудно на уроке усвоить большой по объёму и разнообразный по содержанию материал.

Кроме того, они очень болезненно относятся к своим неудачам, для них характерна повышенная эмоциональная чувствительность к замечаниям учителя и отрицательным оценкам, неуверенность в своих силах, в своих знаниях.

Построение учебно-воспитательного процесса с учётом психофизиологических особенностей учащихся (в целях повышения его эффективности) предполагает дифференциацию приёмов работы учителя.

1) не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;

2) давать достаточно времени на обдумывание и подготовку;

3) желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письменной форме;

4) не заставлять отвечать только что изученный материал, лучше отложить ответ на следующий урок;

6) осторожно оценивать неудачи этих учеников, ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним; обязательно поощрять их за старания, настойчивость, даже если результат далёк от желаемого:

7) во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления написанного;

8) в минимальной степени отвлекать, стараясь не переключать внимания, создавать спокойную обстановку;

9) по возможности спрашивать в начале урока, лучше если не на последнем уроке, а в начале школьного дня;

10) важно научить школьника умению пережить неудачу.

1) необходимо постоянное руководство и контроль со стороны учителя;

2) использовать непродолжительные перерывы, смену видов деятельности;

3) для них необходима тренировка усидчивости, терпения, которая, однако, должна исключать накопления переутомления, эмоционального напряжения;

4) формировать навыки самоконтроля;

5) контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока: сформировать представление о нервной системе человека, о механизме работы головного мозга, о различных видах памяти и их значении для учебы; развивать словесно-логическую, наглядно-образов.

В презентации рассматриваются разные участки невной системы человека. Определяется термин "нерв" и его составляющие. На анимационных примерах демонстрируется связь НС с органами чувств. Представленны .

Урок в 3 классе по теме "Нервная система" проведён с использованием ИКТ. .

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по разделу "Организм человека" УМК "Гармония". Использованы иллюстрации головного мозга, спинного мозга и нервных окончаний и клеток.

презентация по окружающему миру "Нервная система".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного" (УМК "Школа России").

Экспериментально определялась устойчивость типа вегетативной нервной системы у юных лыжников с ваготоническим типом под действием разнонаправленных тренировочных нагрузок. Установлено, что разнонаправ.

Материалы для работы с родителями и педагогами

Чтобы точнее описать учебную успешность, давайте вспомним, как выращивают овощи.

Если посадить семена огурцов, то при правильном уходе можно получить хороший урожай вкусных хрустящих огурчиков. Но и при самом лучшем уходе на грядке не вырастет ни одного самого неказистого помидора. И с этим никто не спорит.

Однако если вернуться к детям, то тут действует такая же закономерность. Взрослые часто не видят, что дети разные и их учебные результаты тоже будет различаться. Поэтому давайте под учебной успешностью ребенка будем понимать тот личный максимальный результат по тому или иному учебному предмету, которого он сможет достигнуть без ущерба для своего здоровья.

Какие особенности ребенка больше всего влияют на учебный результат? Можно выделить три основные группы:

• психофизиологические особенности — тип нервной системы, ведущее полушарие головного мозга, ведущий канал восприятия информации;

• особенности развития познавательной сферы (памяти, внимания, мышления);

• личностные особенности, в том числе учебная мотивация.

Каков механизм влияния особенностей ребенка на его учебный результат? Оказывается, все не так просто. Практически любая особенность имеет свои ресурсы, то есть возможности для улучшения учебного результата. Но имеет и ограничения, то есть возможности снижения учебного результата. Однако школа — методы преподавания, программы, учебники, темп урока — рассчитана на “усредненного” ученика. А если ребенок существенно от него отличается, даже и в более сильную сторону, то в школе он попадает в заведомо неблагоприятные для себя условия и часто обречен на неуспех.

Таким образом, если те или иные особенности у ребенка сильно выражены, то можно предположить, что его учебный результат вне зависимости от его старания будет ниже потенциально возможного. Здесь очень важно отметить, что более низкая успешность ребенка не является следствием нарушений в его развитии или недостаточного внимания к нему родителей (многие взрослые воспринимают это положение дел именно так). Это следствие классно-урочной системы обучения, которая, как и дети в ней обучающиеся, имеет свои ресурсы и свои ограничения. Одним из ее ограничений можно назвать более тяжелые условия для обучения детей с выраженными психофизиологическими, познавательными, личностными особенностями.

Можно ли как-то помочь таким детям? Конечно. Организации этой помощи и посвящена данная статья.

Оказывается, на успешность обучения в школе может сильно влиять тип нервной системы ребенка. Поэтому необходимо, чтобы педагоги и родители знали об этом, учитывали особенности типа нервной системы в организации урока, подготовке домашнего задания, помогали ребенку находить свои сильные стороны и компенсировать трудности.

Итак, что такое тип нервной системы и как она влияет на процесс и результат обучения? Это понятие было введено И.П. Павловым. Он считал, что наиболее важная характеристика нервной системы — сила процесса возбуждения, которая отражает ее работоспособность и проявляется в способности выдерживать сильное возбуждение, не переходя в так называемое охранительное торможение для защиты от непомерной нагрузки и истощения.

С этой точки зрения можно говорить о сильном и слабом типах нервной системы, которые различаются, прежде всего, работоспособностью, которая может быть оптимальной при определенных условиях. Конечно, встречаются дети и со среднеслабым и среднесильным типом нервной системы. Но как уже говорилось, в школе в группу риска попадают дети с выраженными особенностями, поэтому на “средних” типах нервной системы останавливаться не будем.

Итак, дети со слабым типом нервной системы. В чем их трудности и ресурсы?

Дети со слабым типом нервной системы имеют более низкую выносливость, потому им требуется больше времени на выполнение заданий, чтобы дать отдых вовлеченным в работу нервным клеткам, тогда они сохранят оптимальную работоспособность. Кроме того, им подходит такое обучение, когда они имеют возможность выполнять качественно разнородные действия. Если им этого не обеспечить, они могут сами перейти к выполнению следующих действий до получения результата предыдущих. Они производят впечатление учеников, которые не доделывают работу до конца. А на самом деле у них просто включается охранительное торможение, которое помогает избегать переутомления.

К примеру, при заучивании текста им полезны вспомогательные действия — деление текста на фрагменты, рисование мысленных картинок к ним, составление плана текста и др. Если же ребенок действительно устал, следует подумать, как организовать его отдых. Может быть, снизить внеучебную нагрузку (кружки, занятия спортом).

Важно отметить, что дети со “слабым” типом нервной системы отличаются большей эмоциональной чувствительностью. Они бурно реагируют на такие внешние воздействия, которые другими детьми не были бы замечены. Однако у них довольно быстро наступает порог насыщения, после которого интенсивность реакций сильно снижается. Это необходимо учитывать взрослым при организации поощрений и наказаний детей.

Слишком эмоциональное поощрение приведет к перевозбуждению и снижению работоспособности учащихся. А замечание учителя на уроке, вероятнее всего, приведет к ухудшению результата деятельности. Такому ребенку вполне достаточно одного взгляда педагога или родителя, для того чтобы изменить свое поведение.

Нужно помнить, что у некоторых учащихся может сформироваться страх неудачи, тогда при выполнении задания они будут ориентироваться не на достижение успеха, а на избегание неудачи, что существенно снизит эффективность работы, приведет к снижению концентрации внимания. Поэтому таких детей необходимо учить умению переживать неудачу.

Помимо страха неудачи, детям со “слабым” типом нервной системы присуще психосоматическое реагирование на невозможность добиться желаемого учебного результата.

На работоспособность детей оказывает влияние степень нервного напряжения. У “слабых” в сложной учебной ситуации тонус умственной деятельности снижается, а время выполнения задания увеличивается. Следовательно, качество контрольной работы может быть хуже. Именно поэтому настраивать их перед контрольной: “Постарайся, думай лучше” и пр. — не стоит. “Слабым” детям это противопоказано. Такие слова могут привести их к полному срыву контрольной.

Даже если взрослые не будут говорить об ожидании успеха, но проявят свою заинтересованность косвенно, например, будут с ребенком старательно готовиться к контрольной, ухудшение результата вполне возможно. Поэтому стоит, напротив, слегка обесценить ее значимость, рассказать о собственных “провалах”, вместе посмеяться.

В то же время ученик со слабым типом должен иметь время, чтобы настроиться на ответ или контрольную. Иначе следствием тоже может быть разрушение деятельности. Поэтому учащихся не следует ставить в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа. Иногда им нужно предоставлять возможность давать ответы в письменной форме.

Причем настроиться ученик должен не только на время, но и на форму проведения контрольной. Контрольное задание должно иметь привычную форму. Иногда полезно давать задания по алгоритму, шаблону, единой схеме.

Получается своебразное “лезвие бритвы” — ученику нужно дать возможность подготовиться к контрольному мероприятию, но не переусердствовать, чтобы у него не включилось охранительное торможение.

Следующее, чем отличаются индивидуальные стили “слабых” и “сильных” детей, — это соотношение в деятельности главных и вспомогательных действий. Что имеется в виду?

Оказывается, все человеческие действия, непосредственно ведущие к достижению определенной цели, делятся на главные, то есть непосредственно ведущие к достижению определенной цели, и вспомогательные, которые организуют условия для выполнения главных действий — контролируют, подготавливают и пр. Например, в написании изложения главное действие сводится к прочтению текста, запоминанию и изложению в письменной форме. Вспомогательные действия ученика — он раскладывает удобно учебные предметы, написав абзац, прочитывает его, думает, о чем писать дальше, и т.п.

У детей со слабым типом нервной системы при свободном выполнении заданий количество главных действий меньше, чем вспомогательных. Для получения высокого результата им необходимо тщательно подготовить рабочее место, настроиться на работу, проверить ее в конце работы. Иначе результат будет хуже, чем мог бы быть.

Еще одна особенность касается планирования деятельности. Детям со слабым типом лучше начинать новую работу, закончив предыдущую. Если необходимо сделать несколько заданий за длительный срок, то необходимо спланировать их выполнение.

Тип нервной системы влияет и на приготовление уроков. Детям со слабым типом необходимы некоторые перерывы в работе, полная тишина и уединение. Приготовление уроков полезно планировать. Выполнять сначала более трудные задания. Таким детям должна быть предоставлена возможность тщательно контролировать результаты своей деятельности. Можно предложить учащимся придумать наглядные образы к устным заданиям, которые они потом смогут использовать в классе при ответах.

Выносливость таких детей высока. Они могут работать в быстром темпе, в режиме высокой интеллектуальной нагрузки. Однако задания должны быть разноообразными. Монотонные задания вызывают у детей усталость, снижают качество работы.

Эмоциональная чувствительность детей с сильным типом позволяет им адекватно реагировать на замечания взрослых. Они не “рассыпаются” в ответ на замечания, качество их работы может даже улучшиться. Соответственно, посильное нервное напряжение они переживать умеют. В трудной ситуации они увеличивают тонус умственной деятельности, в связи с этим время выполнения заданий уменьшается. Поэтому контрольные работы ими могут выполняться лучше текущих.

Родителям “сильных” детей накануне можно всячески настраивать их на успех, предлагать постараться, обещать поощрить.

У “сильных детей” больше главных действий, чем вспомогательных, у них могут быть трудности с организацией рабочего места. Они делают ошибки по невнимательности, торопясь как можно скорее закончить работу, поскольку она им быстро надоедает. Для достижения высокого учебного результата их нужно учить проверять свою работу, причем использовать для этого вспомогательные средства (подчеркивать, проговаривать вслух).

Им трудно планировать что-то заранее. Этому тоже стоит специально учить. Зато они могут делать несколько дел сразу. И не стоит ругать ученика, к примеру, если во время объяснения учителя он листает учебник. Он все слышит.

Высокая активность “сильных” детей нередко выражается в проблемах с дисциплиной. Им трудно спокойно высидеть урок. Они могут начинать смеяться, выкрикивать или отвлекаться (читать, рисовать). Поэтому им необходимо предлагать творческие задания.

Приготовление уроков “сильными” детьми может осуществляться за один присест (при наличии высокой мотивации). При этом допустим небольшой шумок. Общество сверстников не мешает, а только помогает их работе. Однако им иногда требуется некоторая “раскачка” в начале работы, поэтому предпочтительнее делать задания от легких к трудным.

Таким образом, если ребенок в школе недостаточно успешен, имеет смысл обратиться к специалисту-психологу и определить его тип нервной системы. Может быть, нужно помочь и самому ребенку, и педагогу в оптимизации условий обучения.

Однако не только невнимание к типу нервной системы ребенка может снизить качество его учебы. Обсудим еще один важный фактор.

Иногда родители удивляются, почему после одного и того же урока один ученик все запомнил, а другой не запомнил почти ничего. Приходится дома еще раз учить, тратить время. Родители начинают искать причины, если такая ситуация повторяется часто. Просят психолога проверить память или внимание. Чаще всего ребенок покажет возрастную норму. Тогда недоумевающий родитель либо признает ребенка неспособным, либо будет видеть причину в педагоге, который плохо умеет учить.

Однако достаточно часто не виноваты ни ребенок, ни учитель. А не запоминает ребенок потому, что воспринимает информацию не в той форме, в которой ее преподносит учитель. На учебную успешность школьника, оказывается, сильно влияет ведущий канал восприятия им информации.

Как ребенок, да и любой взрослый может получать знания? Наиболее важными являются три способа: зрение, слух и ощущения. Их обычно называют визуальным, аудиальным и кинестетическим. Иногда из визуального выделяют еще один способ — логический, который опирается на восприятие формул, графиков, схем. Любой человек умеет пользоваться каждым из выделенных способов, но имеет свой наиболее “любимый”, наиболее легкий. Интересно, что и передавая информацию другому, человек будет использовать этот же способ. Получается, что способ восприятия и способ передачи знаний у одного и того же человека совпадают.

Однако есть дети, у которых только один способ восприятия хорошо развит, остальные слишком трудны для использования. Именно эти дети могут не усваивать информацию на уроке и производить впечатление забывчивых в случае, если их способ получения знаний не совпадает со способом подачи его учителем, который, как и всякий человек, имеет свой предпочитаемый способ. В особо сложной ситуации могут находиться дети-кинестетики, поскольку для хорошего усвоения им надо потрогать, разобрать, сложить или произвести какие-то другие действия, на что времени на уроке практически не остается.

Какой можно сделать вывод? Если ребенок плохо усваивает, запоминает учебный материал, необходимо в качестве одной из возможных причин рассмотреть несовпадение его способа получения информации и ее преподавания. Если с помощью школьного психолога эта причина подтверждается, нужно, конечно, помогать ребенку развивать те способы, которые у него плохо “работают”. А пока, если хотим поговорить с ним “по душам” о чем-то важном, будем использовать предпочитаемый способ ребенка. Если ребенок кинестетик, будем включать в речь описание своих ощущений. К примеру, если очень огорчают невыученные уроки, можно сказать так: “Когда я проверяю твои уроки и они оказываются невыученными, меня как будто колют тысячами иголок, так мне плохо”.

Если ребенок визуал — включаем образы. “Давай посмотрим на перспективы того, что ты не делаешь уроки. Заглянем в будущее. Какие картинки у тебя всплывают?” Если аудиал: “Расскажи мне, почему тебе не удалось их все-таки сделать”. Если логик: “Давай строить график твоих невыученных уроков. Тогда мне можно будет не беспокоиться и заранее предполагать, в какой из дней они не будут сделаны”.

Кроме разговора “по душам” с использованием предпочитаемого способа необходимо научить ребенка делать уроки. Кинестетику можно позволить на столе держать неубранные вещи, чтобы по мере выполнения заданий он мог бы потрогать, повертеть их. Визуалу нужно предлагать делать рисунки перед выполнением задачи, при прочтении текста, при запоминании стихов. Рисунки можно потом использовать как опоры при воспроизведении учебного материала. Некоторым визуалам трудно работать по устным инструкциям, тогда их нужно переводить в письменную форму.

Аудиалу нужно предоставить возможность пошептать, прочитать вслух (можно шепотом) условие задачи, учебные тексты, вслух ответить на предложенные вопросы.

Логику будет проще решить задачу, если он сделает к ней чертеж. Легче запомнить текст, если он будет делить его на части и выделять в них главный смысл.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.