Состояние нервной системы ребенка примерное заключение

Оценка нервно-психического статуса ребенка является обязательным элементом каждого осмотра и одним из важнейших показателей здоровья. Однако часто она бывает поверхностной или вовсе отсутствует.

Цель исследования НПР состоит в том, чтобы адекватно оценить незначительные или ранние его отклонения и во время провести коррекцию. Для контроля врачу и среднему медработнику необходимо обладать знаниями стандартов динамики развития ребенка и владеть методикой исследования НПР с определением его уровня и гармоничности.

При этом определяется, какому календарному возрасту ребенок соответствует по каждой линии развития (опережает его или отстает). Оценка критерия НПР проводится врачом по следующим категориям.

1. Нормальный уровень НПР (1 группа развития по классификации Печоры К.Л.)

2. Незначительные отклонения в НПР (2 группа развития).

3. Выраженные отклонения в НПР (3 -4 группы развития).

На первом году жизни определяются следующие показатели НПР.

1. Зрительные ориентировочные реакции

2. Слуховые ориентировочные реакции

3. Эмоции и социальные поведение

4. Движения общие

5. Подготовительные этапы развития активной речи

В этом возрасте угасают все безусловные рефлексы и формируются условные. Ребенок ходит, поддерживаемый за одну руку, делает отдельные шаги самостоятельно, но походка еще не устойчивая, малыш часто падает. У ребенка хорошо выражена защитная экстензия рук назад. Сочетание защитной экстензии рук вперед, в стороны и назад дает ему возможность оттолкнуться одной рукой, чтобы сесть из положения на спине. Ребенок садится с меньшей ротацией туловища вокруг оси тела, свободно манипулирует с предметами, приседает, чтобы поднять упавшую игрушку, знает название многих предметов, локализирует болевые раздражения, указывает части тела, помогает при одевании, есть самостоятельно ложкой, выполняет большое количество инструкций, любит детей, знает всех в семье, произносит отдельные слова. При обследовании выявляется задержка психо-речевого и моторного развития.

Ориентировочные показатели НПР детей 2 года жизни:

1. Развитие речи

А. понимаемая речь

Б. активная речь

2. Сенсорное развитие

3. Игра и действия с предметами

Определение НПР ребенка 4-6 лет:

В этом возрасте ребенок обычно посещает детский коллектив. Начинает проявлять наклонности: к музыке, рисованию, конструированию и т.д. У ребенка сформированы навыки гигиены. Ребенок становится самостоятельным, сам себя обслуживает. Налажен контакт с ровесниками, ориентируется в окружающей среде. У детей встречаются пограничные состояния, невротические расстройства, негативизм, страхи, синдром дефицита внимания, неопрятность дизартрия, т.е. неврозы, неврозоподобные проявления, нарушения речи, аутизм.

Определение соответствия НПР календарному возрасту ребенка проводится по следующим показателям, отражающим особенности социальных контактов и развития определённых психических функций.

Мышление и речь – характеризируют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.

Моторное развитие - характеризует развитие движений ребенка, отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.

Внимание и память - характеризируют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и восприятию информации (кратковременная и долговременная память).

Социальные контакты - характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей: способность к совместной деятельности с другими детьми.

Медсестрой или врачом общей практики определяются только отклонения в НПР, а диагноз – ставиться специалистом неврологом.

Оценку НПР школьников 7-8 лет осуществляют по следующим категориям:

1. Эмоционально-вегетативная сфера

При опросе–беседе отмечают настроение, наличие страхов, оценивают сон, аппетит, отмечают нарушение навыков опрятности (энурез, энкопрез), наличие вегето-диэнцефальных проявлений (головные боли, утомляемость).

2. Психомоторная сфера и поведение.

3. Интеллектуальное развитие.

Для данного периода характерно нарастание силы и динамики процессов высшей нервной деятельности, начало становления навыков письма, развития логики. В 7 лет дети идут в 1–ый класс, как правило, уже после года подготовки к обучению школе. Это нулевые классы или подготовительные группы в детском саду. Дети уже знают цифры, буквы, умеют читать и складывать однозначные цифры. У 80% детей, ранее наблюдавших с диагнозом энурез, он должен пройти, у некоторых появляются комплексы, чаще это аутизм (дети замыкаются в себе), становятся раздражительными, утомляются в школе во второй половине дня, появляется негативизм по отношению к школе, усталость, головные боли или же, наоборот, повышенная гиперактивность. Встречаются гипертензионный синдром, тики, заикание, энурез, неврозоподобные состояния. При осмотре отмечается успешность усвоения школьной программы.

Обследование детей в возрасте 9-10 лет

В этом возрасте дети уже адаптировались к школе, имеют друзей, привыкли к требованиям учителей, посещают различные кружки, занимаются художественной самодеятельностью, тренируются в спортивных клубах. Дети, которые ранее наблюдались неврологом, при повышенных нагрузках в школе (гимназические классы) начинают жаловаться на головные боли, головокружения, беспокойный сон, укачивание в транспорте, утомляемость во второй половине дня, снижение памяти. У них чаще всего бывает гипертензионный синдром, астено-невротический, неврозоподобные проявления, невроз навязчивых движений.

При осуществлении профилактических осмотров проводится оценка сформированности абстрактно–логических операций, логических суждений. Детям данного возраста можно предложить задания, связанные со счетными операциями и решением задач.

Предлагаемые задания ребенок данного возраста должен решать без ошибок. Если он испытывает трудности, необходимо выяснить какого они рода. Невозможность составить план решения и выбрать необходимую математическую операцию говорит о несформированности умственного плана действий, что свидетельствует о задержке психического развития.

Для оценки НПР школьников пре- и пубертатного возраста (11-15) определят следующие категории:

1. Эмоционально – вегетативная сфера (настроение, наличие страхов).

2. Сомато-вегетативные проявления (сон, аппетит).

3. Вегето-диэнцефальные проявления (наличие головных болей, утомляемость).

В этом возрасте появляются невротические расстройства: дети раздражительные, отмечаются конфликты в школе и дома, беспокойный сон. У них может быть вегето-сосудистая дистония, астенический синдром.

НПР подростков

Нормально развивающемуся подростку свойственно отсутствие внимания к своему здоровью, врачебным рекомендациям и диспансерным мероприятиям. В то же время, именно в пубертатном периоде, в процессе формирования личности закладываются основы осознанного отношения к своему здоровью. Если представление о ценности здоровья не будет сформировано у подростка, его не удастся выработать и в последующем.

Для этого возраста характерны вегето-сосудистые дистонии по гипотоническому, гипертоническому, или смешанному типу.

Детей первых трех лет жизни

Количественная оценка нервно-психического развития

(К.Л.Печора, Т.Я.Черток, 1980)

I группа II группа III группа IV группа V группа
1. Дети с опережением в развитии: - на 2 эпикризных срока – высокое развитие - на 1 эпикризный срок – ускоренное развитие 1. Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: I степень – задержка 1-2 линий развития (исключая речь активную) II степень - задержка 3-4 линий развития (включая речь активную) III степень - задержка 5-7 линий развития 1. Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: I степень – задержка 1-2 линий развития (исключая речь активную) II степень - задержка 3-4 линий развития (включая речь активную) III степень - задержка 5-7 линий развития 1. Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока: I степень – задержка 1-2 линий развития II степень - задержка 3-4 линий развития III степень - задержка 5-7 линий развития 1. Дети с задержкой в развитии на 4 и более эпикризных срока: I степень – задержка 1-2 линий развития II степень - задержка 3-4 линий развития III степень - задержка 5-7 линий развития
2. Дети с негармоничным, верхнегармонич-ным развитием - часть линий выше на 1 срок, часть на 2 2. Дети с негармонич-ным развити-ем – часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок 2. Дети с негармонич-ным развити-ем – часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 2 срока 2. Дети с негармонич-ным развити-ем – часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 3 срока 2. Дети с негармонич-ным развити-ем – часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 4 срока
3. Дети с нормальным развитием – полное соответствие показателей НПР возрастуI3

1. Девочка 3-х месяцев сосредотачивается на лице говорящего с ним взрослого или игрушке. Оживляется при общении с ней матери. Лежит на животе, непродолжительно опираясь на предпечья и подняв голову. Случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью. Повторно подолгу произносит отдельные звуки.

Задания:1. Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 3 мес.?

2. Оцените НПР и дайте заключение.

Ответ:Аз –3 мес., Э –3 мес., До –2 мес., Др –3 мес., Ра –3 мес.

НПР – II группа, задержка I степени.

2. Мальчик 5 месяцев по-разному реагирует на близких и чужих людей. Узнает голос матери, различает ласковую и строгую интонации. Рассматривает и захватывает висящую игрушку. Долго лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. Переворачивается со спины на живот. Устойчиво стоит при поддержке подмышки. Певуче гулит. Ест с ложки полугустую пищу.

Задания:1.Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 5 мес.?

2. Оцените НПР и дайте заключение.

Ответ:Аз – 5 мес., Ас – 5 мес., До – 5 мес., Др – 5 мес., Э – 5 мес., Ра – 5 мес. Н – 5 мес.

НПР – I3 группа развития (I группа 3 подгруппа развития) – нормальное развитие.________

3. Новорожденная девочка в возрасте 5 дней.

Двигательная активность ребенка достаточная, физиологические рефлексы жи­вые, симметричные, физиологический мышечный гипертонус. Крик громкий. Ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение), вздрагивает и мор­гает при резком звуке.

Задания:1.Какие показатели НПР оцениваются у новорожденного ребенка?

2. Оцените НПР и дайте заключение

Ответ:Аз, До

НПР – I3 группа развития (нормальное развитие)

4. Мальчик 1 года 3 месяцев хорошо понимает обращенную к нему речь, пользуется лепетом, словарный запас состоит из 2 слов - папа и мама. Ходит с 12 месяцев, самостоятельно ест ложкой густую пищу, в игре воспроизводит ранее заученные действия с предметами (возит машину за веревочку). Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

Задания:1. Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 1г. 3 мес.?

2. Оцените НПР и дайте заключение

Ответ:Показатели НПР на 2-м году жизни: развитие речи (понимание речи и речь активная), движения, навыки, игра и действия с предметами, сенсорное развитие.

У данного ребенка имеет место задержка развития активной речи – мал словарный запас (к году дети должны знать 8-10 слов).

НПР – II гр. развития, 1 степень__________________________________________________

5. Мальчик 2 лет понимает рассказ без показа событий, бывших в его личном опыте. Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные, местоимения. Может подобрать 3-4 контрастных цвета, названных взрослым. В игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). Перешагивает через препятствия чередующимся шагом. Надевает отдельные предметы (ботинки, шапку)

Задания:1. Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 2 года?

2. Оцените НПР и дайте заключение.

Ответ:Понимание речи, Активная речь. Сенсорное развитие Игра и действия с предметами. Движения.

НПР – I3 гр.развития (нормальное развитие)

6. Мальчик 5 месяцев реагирует одинаково мало эмоционально на мать и других людей. Различает строгую и ласковую интонацию. Игрушками не интересуется. Долго лежит на животе, голову поднимает невысоко, не опираясь на предплечья. Не переворачивается со спины на живот. При поддержке подмышки плохо опирается на ноги. Произносит отдельные звуки. Смесь сосет из бутылочки. С ложки полугустую пищу есть не умеет.

Задания:1. Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 5 мес.?

2. Оцените НПР и дайте заключение.

Ответ:Аз – 4 мес., Ас – 5 мес., До – 3 мес., Др – 2-3 мес., Э – 3 мес., Ра – 2 мес.,

Задержка развития по шести показателям (Аз До Др Э Ра Н), часть показателей отстают на 2 эпикризных срока, часть – на 3 срока, в том числе речь активная.

НПР – IV гр., 3 степень, негармоничное развитие

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ребенок Н., девочка, паспортный возраст на момент обследования 11 месяцев. Длина тела – 72 см, окружность груди – 47 см, масса тела – 9,5 кг.

Рост по таблице перцентелей попадает в ≪коридор≫ № 4, оценивается как ≪средний≫. Окружность грудной клетки по таблице – ≪коридор≫ № 4, оценка ≪средняя≫, масса тела по таблице – ≪коридор≫ № 4, оценка ≪средняя≫. Таким образом, у девочки Н. среднее, соответствует возрасту, развитие гармоничное, так как все ее параметры находятся в 4 коридоре и разность между ними равна 0.

Заключение: физическое развитие среднее, гармоничное,

Оценка психомоторного развития ребёнка

Формирование различных двигательных рефлексов и возможностей в раннем возрасте осуществляется в строгой связи с созреванием определенных неврологических структур. Поэтому спектр движений ребенка очень наглядно говорит о степени его неврологического развития. Задержка моторного развития свидетельствует о наличии у ребенка тяжелых нарушений питания, обмена веществ или хронических заболеваний.

Алгоритм оценки психОмоторного развития

Определение состояния мышечного тонуса

Оценка нервно-психического развития

Исследование мышечной силы

Оценка моторных навыков



Заключение по моторному развитию Заключение по нервно- психиче

скому развитию


Заключение по психомоторному развитию

Оценка состояния мышечного тонуса:

Состояние мышечного тонуса определяют при оценке позы ребёнка и пассивных движениях конечностей в различных суставах и пальпации мышечных групп при пассивном сгибании.

Провести визуальную оценку позы.

У здорового новорожденного руки согнуты в локтях, колени и бедра притянуты к животу.

Наличие повышенного мышечного тонуса (гипертонус) можно предположить если наблюдается:

- сжатие пальчиков в кулак;

- плавниковое положение рук – напряженно расставленные пальцы при

слегка согнутой кисти;

- ≪когтистая лапа≫ – разгибание пальцев в плюснефаланговых или

пястнофалагновых суставах при их сгибании в межфаланговых;

- атетозное положение рук – пальцы выпрямлены, напряжены и находятся

в разных плоскостях;

- положение опистотонуса – вытянутые и напряженные конечности, голо-

ва резко запрокинута.

Низкий мышечный тонус (гипотонус) можно предположить если наблюдается:

- расслабленная поза, руки и ноги раскинуты в стороны.

Провести сгибание и разгибание суставов ребёнка (последовательно локтевых справа, слева, коленных справа, слева).

Высокий мышечный тонус приводит к невозможности или затруднению провести сгибание и разгибание в суставах.

У новорожденных и детей первых 4 месяцев жизни отмечается некоторое ограничение движений в суставах, связанное с физиологической гипертонией мышц.

При пассивном сгибании и разгибании в суставах провести пальпацию отдельных мышечных групп.

При высоком тонусе плотность мышц более выражена.

Исследование мышечной силы.

У ребёнка раннего возраста можно использовать сопротивление осмотру - силу, с которой ребенок отдергивает конечности.

У ребёнка старше 3-х лет:

- попросить ребёнка согнуть конечность и удерживать её с максимальным усилием (мышечная сила оценивается по возможности разогнуть согнутую конечность);

- попросить разогнуть конечность и удерживать её с максимальным усилием (мышечная сила оценивается по возможности согнуть конечность в суставе).

Оценка моторных навыков:проводится с учетом способности в определённом возрасте удерживать головку, поворачиваться, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать.

1 мес-Лежа на животе,пытается поднимать и удерживать голову.

2 мес-Лежа на животе,поднимает и некоторое время удерживает голову.

3 мес- Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

5 мес - Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных ручек. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устой-

чиво стоит при поддержке подмышки.

6 мес - Переворачивается с живота на спинку. Передвигается, переставляя ручки или немного подползая.

7 мес - Хорошо ползает

8 мес - Сам садится, сидит и ложится. Держась за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер.

9 мес - Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь

10 мес – Идёт вперёд с поддержкой взрослого.

11 мес - Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги.

12 мес - Ходит самостоятельно (без опоры).

Старше 12 мес - Быстро ходит и бегает.

Заключение по моторному развитию: оценка даётся по наличию моторных навыков, соответствующих возрасту ребёнка.

За нормальное моторное развитие на 1-м году жизни принято принимать формирование умений в пределах + 15 дней от возраста, принятого за норму.

В заключении следует отметь особенности мышечного тонуса и силы (если выявлены) и указать отставание моторных навыков, если у ребёнка они не сформированы в соответствующем возрасте.

Приложение 2. Оценка нервно-психического развития

Инструктивно-методические материалы по контролю и слежению за развитием и здоровьем детей, ведению формализированной истории развития ребенка (ф. N 112/У) - приложения 6, 13, 14, 15, 16, 17 (МЗ СССР, 1988).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 4-6 ЛЕТ

Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребенка проводится по 4 показаниям, отражающим особенности социальных контрактов и развитие определенных психических функций. Показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов.

Мышление и речь - характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.

Моторное развитие - характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.

Внимание и память - характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).

Социальные контакты - характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми.

Большинство показателей нервно-психического развития определяется по "Анкете для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет", кроме определения развития мышления к речи и общей моторики. При необходимости развитие ручной моторики также может быть проверено медицинской сестрой или врачом.

При наличии отклонений в разделе "Нервно-психическое развитие" напротив соответствующего показателя делается запись: "с отклонением". Медицинской сестрой и врачом определяются только отклонения в НПР, а их квалификация (задержка или нарушение) дается специалистом психоневрологом.

Для оценки показателя "Мышление" медицинская сестра КЗР имеет:

  • набор сюжетных картинок (2-3) из книжек для старшего дошкольного возраста; для определения умения ребенка составить рассказ по картинке;
  • набор карточек с изображением зверей, птиц, ягод, посуды, мебели; одежды и др. (5-6) для определения умения классифицировать предметы.

Примеры сюжетов: лес, вечер, мальчик сидит на дереве, внизу сидят волки. Мальчик провалился в прорубь и зовет на помощь, другой протягивает ему палку.

Примерные схемы рассказов:

Сюжет 1. Мальчик пошел в лес (за хворостом, с другими детьми на прогулку) и отстал, заблудился. На него напали волки и он залез на дерево. Окончание рассказа: волки убежали и мальчик благополучно ушел домой, пришли взрослые и прогнали волков, мальчик сам справился с волками (неважно каким способом).

Сюжет 2. Мальчик пошел через речку (он очень спешил, шел в школу и др.) и случайно провалился в прорубь (лед провалился под ним и др.). Он зовет на помощь. Ему поможет его друг, который уже протягивает палку (лыжу), чтобы выручить его (или придут взрослые и вытащат мальчика).

Особое внимание следует обратить на детей, которые предпочитают рассказы с неблагоприятным окончанием (мальчик погибает), т.к. это является существенным признаком негативных тенденций в развитии личности ребенка или о крайне неблагополучных условиях его воспитания. Наиболее благоприятный ответ - когда в рассказе ребенка герой сам находит выход из бедственного положения или при минимальном участии других лиц.

Для проверки умения группировать предметы по классам ребенку предлагается набор карточек, относящихся к какому-то одному классу и туда вкладывается одна карточка другого класса. Например, к 5 карточкам с изображением мебели добавляется карточка с изображением посуды и т.д. Инструкция: посмотри, какая карточка лишняя?

Сначала ребенку предлагают наиболее сложный вариант: мебель - посуда, или звери - птицы, или одежда - посуда. Если он справился с заданием, на этом тестирование заканчивается. Если нет - предлагается более легкий вариант: мебель - звери или посуда - птицы и т.д. В случае, если ребенок справился со вторым заданием, считается, что функция развивается без отклонений.

Отклонения в моторном развитии фиксируются независимо от того, относятся они к общей или тонкой (ручной) моторике.

Для определения состояния внимания и памяти, а также социальных контактах вопросы для всех трех возрастов совпадают.

Рекомендации по коррекции выявленных отклонений даются в соответствии с приложением. В связи с тем, что показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов, характер рекомендаций зависит от фактора, определяющего то или иное отклонение.

Медицинская сестра осуществляет контроль за выполнением в семье медико-педагогических рекомендаций по коррекции поведения и нервно-психического развития ребенка.

Наряду с рекомендациями по коррекции нервно-психического развития приложение включает рекомендации по коррекции поведения ребенка. Особенности поведения определяются по первым 4 пунктам "Анкеты для выявления особенностей поведения детей 4 - 6 лет". Считается, что ребенок развивается с отклонениями в вегетативном, эмоциональном или психомоторном статусе или формировании личности, если отмечен хотя бы один признак по каждому из этих пунктов.

АНКЕТА
ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ

    Вегетативный статус: Сон - не спит в дневное время; спит беспокойно, чутко; медленно засыпает, с трудом просыпается, разговаривает, ходит во сне, скрипит зубами. Аппетит - имеет много нелюбимых блюд, продуктов питания, снижен аппетит, отказывается есть в дошкольном учреждении, не умеет хорошо жевать, давится пищей. Боли - в сердце, животе - не связанные с определенными заболеваниями. Повышенная потливость - общая или рук, ног; постоянная или в минуты волнения.

Эмоциональный статус: Постоянно пониженное настроение, частые колебания настроения, плаксивость, раздражительность. Резкое покраснение или побледнение, пятна на лице в острые эмоциональные моменты. Страхи - боится темноты, животных, неизвестности, сказочных героев, начинать новое дело, медицинских осмотров, неправильно выполнить поручение взрослого и т.п. Раздражителен.

Психомоторная стабильность: Энурез (дневной, ночной), постоянно или в связи с определенной ситуацией. Энкопрез. Двигательная расторможенность (прыгает на месте без цели, особенно если волнуется, не может долго усидеть на месте, делает много лишних движений). Шумный, возбужденный. Медлительный, заторможенный, долго одевается, убирает игрушки, ест. Теребит одежду, теребит, выдергивает волосы, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, наморщивает нос или лоб, имеет нервные тики, мигает, онанирует.

Особенности личности: Жесток в обращении с другими детьми или животными. Неэмоциональный. Некритичный к своим поступкам. Не понимает дистанции в общении со взрослыми. Груб.

Моторика: Самостоятельно застегивает пуговицы: никогда, редко (иногда), всегда. Самостоятельно завязывает шнурки: никогда, редко, иногда, всегда. Полностью одевается и раздевается самостоятельно: никогда, редко, иногда, всегда.

Социальные контакты: Играет с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. Часто ссорится, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

  • Внимание и память: Быстро и прочно запоминает стихи, соответствующие возрасту. Собран, внимателен. Запоминание стихов, соответствующих возрасту, требует труда, частых повторений, но в целом проходит успешно. Медленно и непрочно с трудом запоминает стихи, соответствующие возрасту.
  • ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ 7 - 15 ЛЕТ

      Эмоционально-вегетативная сфера:

    При опросе-беседе отмечать:

    • Настроение: преобладает хорошее, ровное, устойчивое или отмечаются колебания настроения, повышенная плаксивость, раздражительность, тревожность, постоянное снижение настроения (особенно обращать внимание на фон настроения у школьников).
    • Наличие страхов (темноты, одиночества, чудовищ, животных, скелетов, бабы-Яги, болезни, смерти, высоты, огня, воды, открытого пространства и т.д., ночных страхов).
    • Сомато-вегетативные проявления:
    • Сон и аппетит без отклонений или:
    • Нарушения сна: затрудненное засыпание, беспокойный сон, ночные кошмары, сноговорение, трудность пробуждения.
    • Нарушения аппетита: пониженный, повышенный, избирательный, извращенный, тошнота, рвота, связанные с едой.
    • Нарушение навыков опрятности: энурез (ночной, дневной), энкопрез.
    • Вегето-диэнцефальные проявления:
    • Наличие головных болей: возникают при соматических заболеваниях, физических нагрузках или утомлении; бывают часто или редко, утром или вечером; боль диффузная, локальная, тупая, острая, приступообразная, чувство тяжести в голове, неопределенные ощущения.
    • Утомляемость: бывает часто или редко, связана с физическими нагрузками или психическими, снижение работоспособности.
    • Плохая переносимость жары, транспорта, громких звуков, яркого света, некоторых запахов. Наличие головокружений, обмороков, тошноты.

  • Психомоторная сфера и поведение:
    • Поведение: ровное, спокойное, уравновешенное или отмечаются повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная расторможенность, заторможенность, моторная неловкость, замкнутость, склонность ко лжи, жестокость, недоброжелательное отношение к близким людям, негативизм.
    • Наличие навязчивых движений (тиков) и действий: моргание, нахмуривание лба, гримасничание, поддергивание плечами, шмыгание носом, приглаживание волос, навязчивый счет, ритуалы (преимущественно у школьников).
    • Наличие патологических привычек: кусание ногтей, выдергивание волос, онанизм, раскачивание головы или туловища (у дошкольников).
    • Речь: нормальная или наличие расстройств, заикание, косноязычие, дизартрия, мутизм и др.

    Отмечается успешность усвоения школьных программ, наличие трудностей обучения вследствие плохой сообразительности, памяти, недостаточного внимания, нарушения выработки школьных навыков (чтения, письма, счета преимущественно у школьников 1 - 4 классов).

    Память, внимание, мышление - приводим тесты.

    Заключение: отмечать наличие-отсутствие отклонений по каждому из выделенных разделов. В случае наличия отклонений хотя бы в одной из психических сфер необходима консультация детских специалистов: детского педиатра, психоневролога, логопеда, психолога.

    Вопросы-тесты для определения общего уровня
    интеллектуального развития ребенка 7 - 8 лет (обязательные
    тесты для всех детей)

    1. Вопросы, направленные на изучение общего кругозора:
      1. Что нужно сделать, чтобы вода закипела?
        (лучший ответ - поставить на огонь, на плиту, зажечь газ, включить плиту и т.п.).
      2. Назови мне четыре времени года.
        (ответ - зима, весна, осень - в любом порядке; подсказка - какое время года сейчас? что у нас сейчас?).

    2. Вопросы, направленные на изучение способности к самостоятельному принятию решения, сообразительности:
      1. Что ты будешь делать, если потеряешь игрушку, которую тебе дали на время поиграть, например, твой друг?
        (лучший ответ - отдам свою, достану такую же и отдам, попрошу родителей купить такую игрушку и отдам другую и т.п.).
      2. Что ты будешь делать, если придешь в магазин за хлебом, а хлеба в магазине нет?
        (лучший ответ - пойду в другой магазин, спрошу, когда привезут и приду попозже, куплю что-нибудь взамен - булку и т.п.).

    3. Вопросы, направленные на изучение способности ребенка к обобщению, нахождению общих признаков предметов:
      1. Чем похожа кошка и мышка, а что между ними общего?
        (лучший ответ - животные, млекопитающие, живые существа, звери. Допустимо перечисление отдельных общих признаков: хвост, усы, 4 лапы и т.п. Подсказка: кто это, как их можно назвать одним словом?).
      2. Чем похожи пианино и скрипка?
        (лучший ответ - музыкальные инструменты).

      Ребенок должен правильно ответить хотя бы на три вопроса, по одному из каждой группы. Дети, не способные правильно ответить на данные вопросы, нуждаются в дополнительном обследовании психоневролога или психолога. Они вряд ли готовы к школьному обучению по общей программе.

    ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 9 - 10 ЛЕТ

    Оценка сформированности абстрактно-логических операций, логических суждений:

      Ребенку предлагается найти общее в двух сравниваемых предметах. Инструкция: "Я назову тебе два предмета, а ты подумай и скажи, что между ними общего? Как их можно назвать одним словом?"

    Пары для сравнения:

    1. Слива - персик (Правильные ответы: фрукты, фруктовые деревья, плоды).
    2. Кошка - мышка (Животные, млекопитающие, живые существа).
    3. Пианино - скрипка (Музыкальные инструменты).

  • Ребенку предлагается ряд вопросов, к каждому из них имеется три варианта ответов, ребенок должен выбрать один из них.
    1. Какое слово будет противоположным по значению к слову "Собирать"? (Правильные ответы: раздавать, или накапливать, или беречь).
    2. Дан цифровой ряд: 7, 5, 3, какая следующая цифра в этом ряду? 2, или 1, или 9.
    3. В одном доме живут три мальчика: Вова, Петя и Сережа. Вова моложе Пети, а Сережа моложе Вовы. Кто самый старший? Вова, или Петя, или Сережа.

    Для детей данного возраста выполнение этих заданий обязательно.

    Правильные ответы свидетельствуют о сформированности абстрактно-логических суждений. Если ребенок испытывает трудности, то можно говорить о превалировании форм мышления, о задержке развития.

    В дополнение детям данного возраста можно предложить задания, связанные со счетными операциями и решением задач.

    Задачи:

    1. У продавца было 12 газет, он продал 5. Сколько осталось?
    2. Сколько стоят 3 карандаша по 7 копеек каждый?
    3. У четырех мальчиков было 73 копейки. Они их разделили между собой поровну. Сколько стало у каждого?

    Предлагаемые задания ребенок данного возраста должен решать без ошибок. Если он испытывает трудности, необходимо выяснить, какого они рода. Невозможность составить план решения и выбрать необходимую математическую операцию говорит о несформированности умственного плана действий, что свидетельствует в пользу задержки психического развития.

    ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 12 - 13 ЛЕТ

    Общая осведомленность дает представление о запасе знаний и способности их сохранения в долговременной памяти.

    Ответить на вопросы:

    1. Для чего нужен желудок?
    2. Почему масло плавает на воде?
    3. Кто написал роман в стихах "Евгений Онегин"?

    (Правильные ответы: он переваривает пищу, перерабатывает пищу; плотность воды больше (плотность масла меньше) или масло легче; Пушкин.)

    Общая понятливость характеризует социальную зрелость подростка.

    Ответить на вопросы:

    1. Почему при кораблекрушении в первую очередь спасают женщин и детей?
    2. Почему выгодно хранить деньги в сберкассе?
    3. Чем выгодны пункты проката?

    (Правильные ответы: женщины слабее, дети дольше будут жить; безопаснее, выгоднее; не все вещи можно купить, вещь нужна на краткое время, могут пользоваться разные люди.)

    Уровень логических абстракций:

    Установить общность двух различных понятий:

    1. Кошка и мышка.
    2. Вино и пиво.
    3. Пианино и скрипка.

    (Правильные ответы: животные, млекопитающие, четыре ноги; алкогольные напитки, их пьют; музыкальные инструменты, на них играют.)

    При оценке учитывается, сумел ли испытуемый найти адекватный, общий для обоих понятий, существенный признак. Каждый правильный, достаточно полный ответ оценивается единицей (1).

    Уровень интеллектуального развития может быть сочтен соответствующим нормальному в случае хотя бы одного положительного ответа в каждом из трех предлагаемых субтестов. Качественный анализ ответов может выявить формальные нарушения мышления (резонерство, нелепости, неологизмы и др.), а также отдельные характерологические черты (импульсивность, эгоцентризм, рационализм).

    ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 13 - 15 ЛЕТ

    Общая осведомленность дает представление о запасе знаний и способности их сохранения в долговременной памяти.

    Ответить на вопросы:

    1. Что такое SOS?
    2. Каков примерно рост взрослого человека?
    3. Где расположена Италия?

    (Правильные ответы: сигнал бедствия, сигнал о помощи, когда корабль тонет; 150 - 180 см; на юге Европы, на Аппенинском полуострове.)

    Общая понятливость характеризует социальную зрелость подростка.

    Ответить на вопросы:

    1. Почему для поступления в институт необходимо сдавать экзамены?
    2. Почему для производства детских игрушек чаще используют пластмассу, чем дерево?
    3. Почему мы выбираем депутатов в Государственную Думу?

    (Правильные ответы: отобрать, выявить знающих, способных; пластмасса легче, гигиеничнее, дешевле, экономия древесины; выбор достойных, лучших, проявление демократии.)

    Уровень логических абстракций:

    Установить общность различных понятий:

    1. Бумага - уголь.
    2. Килограмм - метр.
    3. Ножницы - медная сковородка.

    (Правильные ответы: органического происхождения, содержит углерод; меры, измерительные величины; предметы домашнего обихода, сделаны из металла.)

    При оценке учитывается, сумел ли испытуемый найти адекватный, общий для обоих понятий, существенный признак.

    Каждый правильный, достаточно полный ответ оценивается единицей (1). Уровень интеллектуального развития может быть сочтен соответствующим нормальному в случае хотя бы одного положительного ответа в каждом из 3-х предлагаемых субтестов.

  • Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.