Специальные координационные пробы для оценки нервной системы

Координация движений при освоении спортивно-технических навыков характеризуется согласованием работы мышц (синергистов, агонистов и антагонистов), динамической стабилизацией движений, проявляющейся точностными двигательными актами, своевременным выполнением движения с максимальной экономией времени и силы. В сложном процессе координации движений принимают участие лобные доли больших полушарий мозга, средний мозг, таламус, мозжечок, вестибулярный аппарат, спинной мозг, двигательный анализатор и все проводящие пути, соединяющие эти части нервной системы между собой.

Для исследования и оценки координационной функции нервной системы у спортсменов используются специальные координационные пробы. Статическая координация оценивается по устойчивости стояния в позе Ромберга. При проведении простой пробы Ромберга (при соединенных стопах с вытянутыми вперед руками и закрытыми глазами) на нарушение координационной функции указывают покачивание, потеря равновесия и (в меньшей степени) дрожание пальцев рук и век. При усложненной пробе Ромберга (стояние на одной ноге с касанием пяткой другой ноги коленного сустава опорной ноги, руки вытянуты вперед, глаза закрыты) учитываются не только степень устойчивости и наличие дрожания пальцев рук и век, но и время устойчивости. Статическая координация оценивается как хорошая, если спортсмен сохраняет устойчивость позы (не покачивается) более чем 15 с, нет дрожания пальцев рук и век; в противном случае статическая координация оценивается как неудовлетворительная.

Для оценки динамической координации используется пальценосовая проба:при закрытых глазах необходимо указательным пальцем дотронуться до кончика носа. Неуверенные движения и дрожание кисти свидетельствуют о нарушении динамической координации.

Более точно изучить устойчивость тела в нормальных условиях и в усложненных позах можно с помощью стабилографии, а дрожание тела и отдельных его частей — с помощью треморо-графии. Количественный анализ записанных кривых позволяет установить число колебаний в единицу времени, период каждого колебания, направление и амплитуду колебательных движений и другие показатели координационной функции нервной системы.

Регулярные занятия физической культурой и спортом совершенствуют координационную функцию нервной системы. Спортсмены, особенно акробаты, прыгуны в воду, гимнасты, фигуристы, прыгуны в высоту, баскетболисты, стрелки и др., отличаются от не занимающихся спортом более высокой координацией движений. Установлена прямая связь между тренированностью и устойчивостью положения тела в пространстве: чем лучше тренированность, тем стабильнее положение тела, с ухудшением тренированности увеличиваются колебания тела, амплитуда тремора рук и т. д.

Изучение координационной функции нервной системы до и после тренировок или соревнований позволяет установить степень утомления спортсмена. Расстройство координации движений свидетельствует о переутомлении или даже перетренированности или о патологических изменениях в отдельных звеньях нервной системы. Расстройства динамической координации часто наблюдаются у спортсменов после черепно-мозговых травм.

Для исследования функционального состояния ЦНС в спортивной медицине применяется метод электроэнцефалографии и(ЭЭГ), позволяющий регистрировать биотоки коры больших полушарий головного мозга. Биотоки записываются в виде сложной кривой, которая при частотном анализе может быть разложена на ряд составляющих колебаний. Преобладающими колебаниями ЭЭГ являются альфа-ритм, характеризующийся частотой колебаний 8—12 Гц и амплитудой до 60 мкв, и бета-ритм, характеризующийся частотой колебаний 15—30 Гц и амплитудой 0—25 мкв. Также выделяются гамма-ритм (частота колебаний выше 30 Гц), тета-ритм (4—7 Гц) и дельта-ритм (1,5—3 Гц).

Особое значение ЭЭГ приобретает при углубленных исследованиях ЦНС в связи с жалобами спортсмена на неврологические расстройства после закрытых черепно-мозговых травм. С помощью ЭЭГ можно уточнить характер и локализацию патологических процессов.

Для характеристики функционального состояния ЦНС исследуется скрытое времядвигательнойреакции,т.е. время, проходящее между началом действия раздражителя и выполнением ответного двигательного акта. Это время зависит от функционального состояния коры больших полушарий головного мозга и от общего состояния исследуемого: степени его утомления, тренированности и т. д. Разница между простой и сложной двигательной реакцией у спортсменов не должна превышать 100 мс, в противном случае подвижность нервных процессов считается слабой, а реагирование заторможенным. При оценке сложной реакции учитывается число допущенных ошибок, они свидетельствуют о преобладании возбудительных процессов в коре головного мозга.

Исследования нервной системы у спортсменов могут выявить не только изменения и нарушения ее функционального состояния, но и некоторые заболевания. Причиной их часто являются нерациональные спортивные тренировки, при которых психические и физические нагрузки вызывают чрезмерные нервно-психические напряжения и перегрузки нервно-мышечного аппарата. Повреждающее воздействие нагрузок на нервную систему усугубляется наличием очагов хронической инфекции, перенесенными соматическими и инфекционными заболеваниями, недостаточной адаптацией организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.

У спортсменов иногда развиваются неврозы и неврозоподобные состояния в результате психического и физического переутомления, внешних и внутренних конфликтов, постоянного действия психотравмирующих факторов, перенапряжения эмоциональной и интеллектуальной сфер высшей нервной деятельности, органических заболеваний мозга, черепно-мозговых травм, грубых нарушений режима. Курение, употребление алкоголя также являются факторами, способствующими развитию неврозов и неврозоподобных состояний.

Неврастения, как один из видов неврозов, проявляется вначале ослаблением внутреннего активного торможения, а затем ослаблением тормозных и раздражительных процессов. При неврастении усиливается истощаемость и замедляется восстановление психических процессов.

В первой стадии заболевания спортсмен жалуется на периодически возникающие колебания настроения, повышенную раздражительность. Бывшие незначительными раздражители (замечания тренера, громкий разговор товарищей, скрип дверей и др.) вызывают у спортсменов немотивированные вспышки гнева, брани, нередко со слезами. Наряду с этим отмечается плохое засыпание, поверхностный сон, тревожное ожидание бессонницы. Спортсмен жалуется на повышенную потливость, сердцебиение, головные боли, снижение полового влечения, ослабление эрекции и др. Объективно отмечаются снижение физической работоспособности, особенно связанной с точными движениями, повышенные сухожильные рефлексы, выраженный дермографизм, дисфункция внутренних органов и др.

Во второй стадии у спортсмена доминируют жалобы на общую слабость, усталость, сонливость днем и бессонницу ночью, нежелание тренироваться, вялость, рассеянность, заторможенность. Наблюдается адинамия, апатия. В картине болезни имеет место наличие психотравмирующих факторов и переутомления.

Истерический невроз возникает чаще всего у спортсменок в тяжелых психотравмирующих условиях. Симптоматика истерического невроза разнообразна. Доминируют либо двигательные расстройства (больные дрожат, катаются на полу, размахивают ногами и руками, изгибаются дугой, стонут, кусают себе руки и др.), либо сенсорные (снижение чувствительности, боли и др.), либо вегетативные (чувство сжатия гортани, ощущение нехватки воздуха, обмороки и др.), либо психические (депрессия, сумеречное потемнение сознания, ступор с выраженной позой и др.). Истерический припадок может длиться от нескольких минут до нескольких часов и быть прерван внезапным звуком, легким ударом, обливанием холодной водой и другими внешними воздействиями.

Невроз навязчивых состояний характеризуется различными проявлениями. Спортсмен может жаловаться на разные боли, которые якобы постоянно его преследуют, на невозможность выполнить нужный элемент техники, может испытывать страх перед каким-нибудь тяжелым заболеванием и др. Причем сам спортсмен нередко осознает необоснованность своих жалоб.

Психастения характеризуется тревожной мнительностью. В возникновении ее у спортсменов важную роль играют психические травмы. Спортсмены опасаются возможных неприятностей, сомневаются в правильности поступков, всегда ждут плохого, конфузливы, застенчивы, неактивны. Объективно отмечаются вегетативные нарушения, тики.

Лечение всех видов неврозов проводит врач. В случаях выраженных неврозов спортсмены освобождаются от соревнований, снижаются тренировочные нагрузки, выделяются дополнительные дни отдыха, а иногда и полностью отстраняются от тренировок на 2—3 недели. До начала лечения устраняются явные причины, способствовавшие возникновению невроза.

Периферическая нервная система

Периферическая нервная система, осуществляющая связь ЦНС с опорно-двигательным аппаратом, внутренними органами, кожей, состоит из 12 пар черепно-мозговых нервов и 31 пары спинномозговых нервов. Для оценки функционального состояния периферической нервной системы чаще всего применяются клинические методы исследования.

Для оценки рефлекторных реакций у спортсменов обычно исследуют рефлексы сухожилий двухглавой и трехглавой мышц плеча, а также коленные и ахилловы рефлексы. Раздражение проприорецепторов нервно-мышечного веретена, реагирующего на растяжение мышечных волокон, вызывается ударом специального неврологического молоточка по сухожилию. Наряду с сухожильными рефлексами для оценки рефлекторной сферы проводится исследование кожных, брюшных и подошвенных рефлексов штриховым раздражением их проприорецепторов. При этом учитывается наличие рефлексов, их симметричность и степень живости, которая обозначается: отсутствие — (—), низкие рефлексы — ( + ), рефлексы средней живости — (++) и высокие рефлексы— (+ + +). Такая система позволяет следить за динамикой рефлекторных реакций.

1) Пальценосовая проба – оценка точности и координации. Промахивание при этой пробе наблюдается при переутомлении, перетренированности, травмах головы, нарушении мозгового кровообращения.

2) Пяточно-коленная проба (в положении лежа). Невозможно выполнение пробы при нарушении проприоцептивной системы.

3) Проба Ромберга – проба для оценки равновесия (в положении стоя с закрытыми глазами, руки вперед). Невозможно выполнение этой пробы при поражении вестибулярного аппарата, мозжечка.

4) Проба Яроцкого – вращение головой со скоростью 2 вращения в 1 секунду в положении стоя (руки вдоль туловища, ноги вместе). При удерживании после пробы равновесия менее 28 сек. говорит о нарушении вестибулярного аппарата или мозжечка.

5) Проверку вестибулярного аппарата еще проводят с помощью пробыВоячека. Это после 5 вращений в кресле определяется удержание равновесия, наличие нистагма, измеряется АД и пульс.

6) Ортостатическая и клиностатическая пробы для оценки симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.

B. Пробы для оценки функционального состояния дыхательной системы.

1) Проба Штанге – задержка дыхания на не максимальном вдохе после глубокого вдоха и выдоха. По секундомеру регистрируется время задержки дыхания.

В норме гипоксию могут выдержать:

§ спортсмены – от 60 сек. и до нескольких минут;

§ мужчины – не менее 50 сек.;

§ женщины – не менее 40 сек.;

§ мальчики (6 лет) – 20 сек.;

§ мальчики (10 лет) – 35 сек.;

§ девочки (6 лет) – 15 сек.;

§ девочки (10 лет) – 20 сек.

2) Проба Генчи. После нескольких глубоких дыханий задержка дыхания на выдохе (не максимальном).

В норме гипоксию могут выдержать:

§ спортсмены – от 50 до 90 сек.;

§ мужчины – не менее 30 сек.;

§ женщины – не менее 25 сек.

Пробы Штанге, Генчи позволяют оценить способность организма переносить гипоксию и применяются для врачебного контроля в спортивной медицине, оздоровительной физической тренировке, в массовом спорте. При заболеваниях ССС, органов дыхания, анемии время задержки дыхания уменьшается.

Адаптация к гипоксии является универсальной основой любой адаптации. Кто хорошо переносит гипоксию, тот хорошо переносит физические нагрузки, стрессы, голод, высокие и низкие температуры окружающей среды.

3) Проба Розенталя. Это пятикратное измерение ЖЕЛ с помощью спирометра (интервалы через 15 сек.).

По спирометрической кривой оценивают результаты:

C. Пробы для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

Это функциональные пробы с физической нагрузкой (приседание, ходьба, подъем по лестнице, прыжки на месте и т. д.). Могут быть разные виды и величины нагрузок. Но методика оценки проб одинаковая. При изучении реакции организма на ту или иную физическую нагрузку обращают внимание на степень изменения определяемых показателей и время их возвращения к исходному уровню. Правильная оценка степени реакции и длительности восстановления позволяют достаточно оценить состояние обследуемого.

По характеру изменений ЧСС и АД после тестирования выделяют пять типов реакций сердечно-сосудистой системы:

1)Нормотонический тип реакции ССС на физическую нагрузку характеризуется учащением пульса, повышением систолического давления на 10 – 35 мм. рт. ст. и снижением диастолического давления на 4 – 10 мм. рт. ст. Восстановительный период составляет 3 – 5 минут. Такая реакция считается физиологичной и типична для тренированных спортсменов.

2) Гипотонический (астенический) тип реакции. Характеризуется значительным, не адекватным нагрузке, учащением пульса. Систолическое АД увеличивается мало или остается неизменным. Диастолическое АД повышается или не изменяется. Пульсовое давление понижается. Это значит, что усиление кровообращения при нагрузке достигается больше за счет учащения сердечных сокращений, а не увеличения ударного объема, что нерационально для сердца. Период восстановления затягивается до 6 – 10 минут.

3) Гипертонический тип реакции на физическую нагрузку характеризуется значительным учащением ЧСС, резким повышением систолического АД до 180 – 200 мм. рт. ст. и умеренным подъемом диастолического давления до 90 мм. рт. ст. Период восстановления затягивается. Этот тип реакции оценивается как неудовлетворительный и встречается при начальных формах АГ, ВСД, перетренированности, физическом перенапряжении.

5) Ступенчатый тип реакции ССС на физическую нагрузку характеризуется ступенчатым подъемом систолического давления на 2-й, 3-й минутах восстановительного периода, когда систолическое давление выше, чем на 1-й минуте. Такая реакция ССС отражает функциональную неполноценность регуляторной системы кровообращения, поэтому ее оценивают как неблагоприятную. Период восстановления ЧСС и АД затягивается.

В оценке реакции ССС на физическую нагрузку важен период восстановления. Он зависти от характера (интенсивности) нагрузки, от функционального состояния обследуемого и других факторов.

ü Реакция на физическую нагрузку считается хорошей в том случае, когда при нормальных исходных данных пульса и АД отмечается восстановление этих показателей на 2 – 3 минуте.

ü Реакция считается удовлетворительной,если восстановление происходит на 4 – 5 минуте.

ü Реакция считается неудовлетворительной,если после нагрузки появляются гипотоническая, гипертоническая, дистоническая и ступенчатая реакции, а также период восстановления затягивается до 5 минут и более. Отсутствие восстановления ЧСС и АД в течение 4 – 5 минут непосредственно после нагрузки даже при нормотонической реакции следует оценивать как неудовлетворительную реакцию.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 433 ;

Функциональные пробы, оценивающие состояние нервной системы

Предлагают встать с сомкнутыми стопами, приподнятой головой, вытянутыми вперед руками и закрытыми глазами.

Пробу можно усложнить, поставив ноги одну за другой по одной линии, или проверить эту позу, стоя на одной ноге.

Из положения вытянутой руки обследуемый попадает пальцем в кончик носа с закрытыми глазами.

Попасть пяткой в колено противоположной ноги и провести вдоль голени в положении лежа с закрытыми глазами.

Испытуемый сидит в кресле с наклоном головы 90 0 и закрытыми глазами. Выполняет 5 вращений за 10 сек.

После пятисекундной паузы испытуемому предлагают поднять голову. До и после вращения считают пульс и измеряют АД.

Оценка: три степени выраженности реакции на вращение:

1 - слабая (тяга туловища в сторону вращения);

2 - средняя (явный наклон туловища);

3 - сильная (наклонность к падению).

Одновременно оцениваются вегетативные симптомы: побледнение лица, холодный пот, тошнота, рвота, учащение сердечных сокращений, изменение АД.

Измерив АД и пульс, испытуемому предлагают выполнить задание на точность и координацию, затем он наклоняет туловище на 90 0 кпереди, закрывает глаза и вращается с помощью врача вокруг своей оси.

Скорость вращения 1 оборот за 2 с. После 5 оборотов спортсмен сохраняет 5 с положение наклона, затем выпрямляется и открывает глаза. После подсчета пульса, измерения АД и исследования нистагма, вновь предлагают выполнить тот же комплекс движений, что и до вращения. Чем меньше при этом нарушается точность заданных движений, изменяются величины пульса и АД, тем выше тренированность вестибулярного аппарата.

Испытуемый занимает положение основной стойки, выполняет вращение головой в одну сторону со скоростью 2 вращения в 1 сек. Засекается время, в течение которого испытуемый сохраняет равновесие.

Норма у нетренированных - не менее 27 сек, у спортсменов выше.

Применяется для исследования функционального состояния вегетативной нервной системы, симпатического ее отдела. После 5-ти минутного пребывания в горизонтальном положении у обследуемого определяется пульс по 10-секундным интервалам, измеряют АД. Затем исследуемый встает, и в положении стоя считают пульс за 10 секунд и измеряют АД. При нормальной возбудимости симпатического отдела происходит увеличение ЧСС на 20-25% от исходного. Более высокие цифры говорят о повышенной (неблагоприятной) возбудимости симпатического отдела вегетативной нервной системы. АД в норме при вставании, по сравнению с данными в горизонтальном положении, изменяется мало. Систолическое давление колеблется в пределах ±10 мм рт. ст., диастолическое - ±5 мм рт. ст.

Применяется для исследования парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. После 5-ти минут адаптации в положении стоя измеряется АД и пульс, затем обследуемый ложится. Вновь регистрируется пульс и АД. В норме урежение пульса при переходе в горизонтальное положение не более 6-12 уд. в мин., в то время, как более уреженный пульс указывает на преобладание парасимпатических влияний. АД ±10 мм рт. ст. - систолическое, ±5 мм рт. ст. - диастолическое.

В положении испытуемого лежа, надавливаем на глазные яблоки 15-20 с. Пульс в норме урежается на 6-12 уд. в 1 мин от исходного, что свидетельствует о нормальной возбудимости вегетативной нервной системы.

Пробы для оценки функционального состояния дыхательной системы

Исследуемый в положении сидя, после кратковременного отдыха (3-5 мин.), делает глубокий вдох и выдох, а затем снова вдох (но не максимальный) и задерживает дыхание. По секундомеру регистрируем время задержки дыхания. У мужчин оно не менее 50с, у женщин - не менее 40с. У спортсменов это время от 60 с до нескольких минут. У детей 6-ти лет: мальчики - 20с, девочки - 15с, 10-ти лет: мальчики -35с, девочки - 20с.

В положении сидя после отдыха исследуемый делает несколько глубоких дыханий и на выдохе (не максимальном) задерживает дыхание. У здоровых нетренированных лиц время задержки дыхания составляет 25-30с, у спортсменов - 30-90 секунд.

Пробы Штанге, Генчи позволяют оценить способность организма переносить гипоксию и применяются для врачебного контроля в КТ, оздоровительной физической тренировке, в массовом спорте. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, анемии время задержки дыхания уменьшается.

Пятикратное измерение ЖЕЛ с помощью спирометра через 15-и секундные интервалы.

  • ЖЕЛ увеличивается – хорошо;
  • ЖЕЛ не изменяется от измерения к измерению – удовлетворительно;
  • ЖЕЛ уменьшается - неудовлетворительно.

Состоит из 3 фаз.

  • 1-я фаза - задержка дыхания на вдохе (сидя),
  • 2-я фаза - задержка дыхания на вдохе сразу же после 20 приседаний за 30 сек,
  • 3-я фаза - задержка дыхания на вдохе через 1 мин отдыха.
Результаты оцениваются по таблице.

Центральная нервная система (ЦНС) - самая сложная из всех функциональных систем человека.

Главная функция нервной системы состоит в быстрой и точной передаче информации.

О психическом состоянии человека можно судить по результатам исследования ЦНС и анализаторов. Проверить состояние ЦНС можно при помощи ортостатической пробы, отражающей возбудимость нервной системы. Подсчитывается пульс в положении лежа после 5-10 мин отдыха, далее надо встать и измерить пульс в положении стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя за 1 минуту определяется состояние ЦНС. Возбудимость ЦНС: слабая - 0-6, нормальная - 7-12, живая 13-18, повышенная 19-24 уд/ мин.

Представление о функции нервной вегетативной системы можно получить по кожно-сосудистой реакции. Определяется она следующим образом: по коже каким-либо неострым предметом (неотточенный конец карандаша) с легким нажимом проводят несколько полосок. Если в месте нажима на коже появляется розовая окраска, кожно-сосудистая реакция в норме, белая – возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов повышена, красная или выпукло-красная возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов высокая. Белый или красный демограф может наблюдаться при отклонениях в деятельности вегетативной нервной системы (при переутомлении, во время болезни, при неполном выздоровлении).

Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя.

Тест Яроцкого позволяет определить порог чувствительности вестибулярного анализатора. Тест выполняется в исходном положении стоя с закрытыми глазами, при этом обследуемый по команде начинает вращательные движения головой в быстром темпе. Фиксируется время вращения головой до потери обследуемым равновесия. У здоровых лиц время сохранения равновесия в среднем 28 с, у тренированных спортсменов - 90 с и более. Порог уровня чувствительности вестибулярного анализатора в основном зависит от наследственности, но под влиянием тренировки его можно повысить.

Палъцево-носоеая проба. Обследуемому предлагается дотронуться указательным пальцем до кончика носа с открытыми, а затем - с закрытыми глазами. В норме отмечается попадание, дотрагивание до кончика носа. При

травмах головного мозга, неврозах (переутомлении, перетренированности) и других функциональных состояниях отмечается промахивание (непопадание), дрожание (тремор) указательного пальца или кисти.

№9.Контроль за мышечной силой осуществляется с помощью ручного и станового динамометров. Например, у средне физически подготовленных мужчин сила сильнейшей руки находится в пределах от 35 до 55 кг, другой руки – от 30 до 45 кг. У женщин соответственно – от 25 до 35 кг и от 20 до 30 кг. У физически тренированных мужчин она может достигать 100 кг и более, у женщин 75 кг и более.

Для оценки силы отдельных мышечных групп можно использовать контрольные упражнения и нормативы учебной программы по дисциплине “Физическая культура” для вузов, в частности, подтягивание на перекладине, подтягивание в висе лежа, сгибание и выпрямление рук в упоре на брусьях, силовой переворот в упор на перекладине, поднимание ног в висе до касания перекладины, приседание на одной ноге.

Контроль за быстротой движения. Чтобы определить быстроту движений, можно использовать теппинг-тест. Для этого берется лист бумаги, на котором вычерчиваются четыре смежных квадрата 10x10 см. Испытуемый, сидя за столом, должен за 20 секунд с помощью карандаша нанести максимальное количество точек. Средним показателем быстроты движений является способность поставить 30–35 точек в каждый квадрат за 5 секунд. Уменьшение количества точек от квадрата к квадрату указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппарата.

Быстроту движений характеризует также бег на 30 м с хода

Контроль за ловкостью предполагает определение способности занимающихся быстро осваивать новые движения, точно выполнять координационно-сложные физические упражнения, быстро перестраивать двигательную деятельность при изменении внешних условий. Одним из тестов по оценке ловкости является количество попаданий при бросках баскетбольного мяча в корзину со штрафной линии или с другой постоянной точки.

Контроль за гибкостью. Для определения гибкости позвоночника применяется устройство, состоящее из возвышенной плоскости (табурет, скамейка и т.п.), на которой вертикально закреплен штатив с делениями в сантиметрах или миллиметрах. На уровне плоскости, на штативе нанесена нулевая отметка; все деления, находящиеся выше плоскости, имеют знак минус, находящиеся ниже плоскости – знак плюс. На штативе устанавливается подвижная планка. Измеряющий гибкость встает на плоскость в основную стойку и наклоняется вперед вниз, не сгибая ног в коленях, руки опускает вдоль штатива и кончиками пальцев передвигает планку. Если пальцы рук достигают нулевой отметки, значит подвижность удовлетворительная, если отметки со знаком плюс – хорошая, со знаком минус – недостаточная. Из трех попыток фиксируется лучший результат

№10. Наиболее удобная форма самоконтроля – это ведение специального дневника, куда регулярно заносятся показатели. Это позволяет сравнить данные, оценить успехи в тренированности, выявить ошибки.

К объективным показателям самоконтроля относятся: частота пульса, показатели артериального давления, вес.

Достоверным показателем тренированности является частота сердечных сокращений, определяемая путем подсчёта пульса. В норме, в состоянии покоя, частота пульса составляет 70-75 ударов в минуту.

У здорового человека пульс после физических нагрузок возвращается к исходным показателям через 10 минут. Замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерных нагрузках. В этом случае нагрузки также нужно уменьшить. По мере регулярных занятий Ваша тренированность возрастёт и Ваш пульс позволит увеличить нагрузки.

№1. Основными социальными функциями физической культуры и спорта являются: воспитательная, гуманистическая, образовательная, совершенствование общественных отношений, материально-производственная.

Ведущей социальной функцией физической культуры и спорта является воспитание человека.

Воспитание человека в сфере физической культуры и спорта включает:

– распространение духовного, идеологического, гуманистического влияния социальной среды на все стороны физкультурно-спортивной деятельности и на разнообразные формы, виды и методы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;

– использование совокупности экономических, социальных и духовных условий физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;

– целеустремленное использование различных форм, средств и методов физического воспитания как специфической сферы образовательной и социально-педагогической деятельности.

образовательные функции. Человек познает много нового и обучается новым навыкам и умениям. Увлеченный человек ищет и охотно усваивает дополнительные знания из разных наук, которые способствуют успехам в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

совершенствование общественных отношений. Эта функция реализуется в следующих основных направлениях:

– социально-политические отношения приобщают широкие массы к общественному самоуправлению, содействуют развитию и упрочению демократии;

– развиваются и совершенствуются национальные отношения.

Спортивные мероприятия способствуют сближению и взаимопониманию, становлению и укреплению товарищеского партнерства и дружеских связей между представителями различных этнических общностей. Спортивные межнациональные контакты способствуют сближению национальных культур, ускорению духовного и нравственного развития каждого народа.

№2. В гуманистической программе действий первым пунктом является обеспечение морального воспитания детей и юношества.

№3. Массовый спорт - представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

Спорт высших достижений - предполагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

№4.Российский студенческий спортивный союз, являющийся официально признанной организацией по руководству студенческим спортом в нашей стране, организует свою деятельность в тесном взаимодействии с государственными, общественными и спортивными организациями, с органами управления вузов, средних специальных учебных заведений, администрацией, кафедрами и руководителями подразделений физического воспитания, спортивными клубами учебных заведений, профсоюзными и другими организациями. Он содействует консолидации усилий всех заинтересованных учреждений и организаций в развитии физкультурно-оздоровительной работы с молодежью, студенческого спорта, гармонизации физического и духовного воспитания, укрепления здоровья студенческой молодежи в высших и средних специальных учебных заведениях и подготовке студентов-спортсменов – членов Союза для участия в спортивных соревнованиях различного уровня.

Всемирные Универсиады являются главными студенческими соревнованиями. Это вторые по зрелищности, значимости, популярности и масштабности международные комплексные спортивные мероприятия после Олимпийских игр. Количество российских студентов, принимающих участие во Всемирных Студенческих Играх, постоянно увеличивается.

№5. Спорт высших достижений является пока единственной областью деятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы организма работают в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов организма. Это дозволяет не только проникнуть в тайны человеческих возможностей, но и найти пути, по которым можно навести эти способности на достижение еще огромных результатов в производстве, профессиональных навыках, публичной деятельности. Для выполнения поставленной цели разрабатываются особые системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны заслуги наибольших результатов. Таким образом, спорт высших достижений дозволяет на базе выявленных личных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться наибольших, рекордных результатов. «Этим спорт вооружает массовую практику физического воспитания более эффективными средствами и способами физического совершенствования. Рекорды в интернациональных, государственных и остальных видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой.

№6. Анализируя специфику направлений спортивного движения, ученые говорят о следующем основном механизме взаимообусловленности массовости спорта и уровня достижений спортсменов высшей квалификации. Спортивные результаты, которые демонстрируют спортсмены высокого класса, особенно в популярных видах спорта, служат эффективным средством пропаганды активных занятий физкультурой и спортом.

Благодаря этому в практику спортивной деятельности вовлекается все больше участников и, следовательно, возрастают шансы на выявление среди них новых талантливых спортсменов, которые в перспективе смогут поднять высшие спортивные достижения на новый уровень. Поэтому, делают они вывод, - прогресс каждого вида спорта базируется наряду с другими аспектами и на неразрывной связи всех сторон спортивного движения.

№7. Олимпийские игры были самыми древними и главными соревнованиями. Игры начались в 776 г. до н.э. и проводились каждые четыре года в Олимпии в честь бога Зевса. Они продолжались пять дней. В год игр по Греции и ее колониям проходили гонцы, объявляя о начале игр и приглашая людей присутствовать. В Олимпии для игр было построено несколько грандиозных спортивных сооружений. Спортивные площадки для различных соревнований. Помещения для спортсменов и зрителей и храмы для культовых церемоний. Игры начинались жертвоприношениями и хвалебными гимнами Зевсу. На размеченном поле в окружении зрителей шли кулачные бои в сочетании с борьбой, забеги, метание диска и копья. Участники, умащенные маслом, выступали обнаженными. На ипподроме устраивались скачки и состязания на колесницах - ристания. Судьи восседали на возвышении и награждали победителей венками из освященной оливы. Возвращение победителей домой превращалось в настоящий триумф. Их чествовали все сограждане, поэты слагали гимны, а в Олимпии ставили им мраморные бюсты.

Игры продолжались пять дней, а четырехлетний период между двумя играми назывался олимпиадой. В Древней Греции со временем сложилось летоисчисление по олимпиадам. За точку отсчета были приняты Олимпийские игры 776 г. до Рождества Христова. Этот год стал первой точной датой греческой истории.

№8.Современные олимпийские игры ведут свой отчет с 6 апреля 1896 г., когда в Афинах открылись Первые Олимпийские игры (в момент проведения назывались I Международные Олимпийские игры), которые проходили по 15 апреля 1896 г. В них приняли участие 311 спортсменов из 13 стран. Соревновались только мужчины по 43 видам спорта. Программа первых Игр включала девять видов спорта – борьба классическая, велоспорт, гимнастика, легкая атлетика, плавание, стрельба пулевая, теннис, тяжелая атлетика и фехтование. Было разыграно 43 комплекта наград.

Наибольшее число медалей – 46 завоевали олимпийцы Греции. Успех первых современных Олимпийских игр был настолько велик, что греческие власти предложили всегда проводить это спортивное мероприятие на их территории. Однако МОК ввел правило, согласно которому место проведения Игр меняется каждые 4 года.

№9. Коммерциализация несет в себе негативные для олимпийского спорта моменты с возможными при наличии благоприятных для этого условий отрицательными последствиями.

Коммерческий интерес способен негативно влиять на выбор города для проведения олимпийских игр. Во время подготовки к Играм он порождает попытки исключить из их программы незрелищные (неприбыльные) виды спорта. По этой причине попытка не включать в программу олимпийских игр стрельбу и конный спорт была, например, предпринята оргкомитетом Олимпиады-84. Негативные для олимпийских игр последствия порождает в случае коммерциализации Игр неизбежное увеличение числа специалистов по коммерции за счет сокращения специалистов-организаторов соревнований (Игры в Лос-Анджелесе в 1984 г. и в Атланте в 1996 г.). Преобладание коммерческого интереса ведет к удорожанию билетов на соревнования, стоимости проживания делегаций, журналистов, туристов, способствует ущемлению прав спортсменов, тренеров, представителей СМИ, ведет к ослаблению внимания к вопросам экологии, транспорта, безопасности. Коммерциализация олимпийского спорта чревата превращением его в разновидность шоу-бизнеса, а олимпийских игр - в развлекательное специализированное шоу.

Все это способствует снижению авторитета олимпийского движения.

№1.Реабилитация - это система средств и мероприятий, направленных на максимально быстрое восстановление здоровья спортсменов и обретение ими оптимальной спортивной формы после различных травм и заболеваний.

Спортивная реабилитация помимо чисто медицинских средств лечения (оперативное, консервативное и медикаментозное, физио- и психотерапия, лечебная физкультура и др.) включает и педагогические средства, направленные на восстановление спортивной работоспособности. Главным в них является реализация принципа индивидуализации объема и характера нагрузок в учебно-тренировочном процессе. Кроме того, от знаний и умений, организованности, дисциплинированности тренера и спортсмена во многом зависит окончательный результат восстановления.

В процессе реабилитации перед тренером и спортсменом стоят следующие задачи:

1. Сохранение при лечении достаточно высокого уровня развития нервно-мышечного аппарата поврежденной области (зоны).

2. Раннее восстановление амплитуды движений и силы поврежденной области (зоны).

3. Создание у спортсмена определенного психологического фона, который помогает ему быстрее перейти к полноценным тренировкам.

4. Поддержание общей и специальной тренированности.

На решении этих задач строится весь комплекс мероприятий, включающий различные виды физических упражнений и имеющий лечебную и тренировочную направленность.

В процессе восстановительного лечения применяются следующие формы занятий: утренняя гимнастика; лечебная гимнастика, направленная на реабилитацию утраченной функции травмированной области (зоны); специальные занятия тренировочного характера.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.