Статья по детский невролог


ВСЕ О МАЛЫШАХ: СТАТЬИ ПО ДЕТСКОЙ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ НЕВРОЛОГИИ ПСИХОЛОГИИ ПСИХИАТРИИ

"Здpaвствуйте мама, папа и все-все! Вы очень ждали меня, и я родился. Конечно, сначала мне и вам будет немного трудно общаться, но мы любим друг друга, и я быстро научycь понимать вас, а вы меня. Я постараюсь подробно "рассказывать" о своих чувствах и мыслях, чтобы вам было легче понимать меня. У меня уже есть надежный друг - детский доктop, он очень много знает о маленьких детях, и будет, при необходимости, помогать нам правильно понимать друг друга. Итак, впepед - начинаем жить вместе. "
Читать далее: детский невролог Зайцев С.В. главы из книги "Мой первый год "

. Мифы и легенды, правда и вымысел в неврологии грудного возраста - диагнозы, которые пугают родителей: перинатальная энцефалопатия (ПЭП) или перинатальное поражение центральной нервной системы (ПП ЦНС), гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС); расширение желудочков мозга, межполушарной щели и субарахноидальных пространств, псевдокисты на нейросонографии (НСГ), синдром мышечной дистонии (СМД), синдром гипервозбудимости, перинатальные судороги. Очень полезная современная информация для родителей, которая действует успокаивающе.
Читать далее: детский невролог Зайцев С.В. статья Факты и заблуждения перинатальной неврологии

Нарушения сна у детей - что делать? Трудности засыпания, ночные пробуждения, бессоница, расстройства суточных (циркадных) ритмов, нарушение сна, связанные с дыханием (нарколепсия), ночные страхи, ночные кошмары, сноговорение и снохождение, ночной энурез, скрежет зубами (бруксизм), биения, удары головой и раскачивания при засыпании - крайне полезная современная информация для родителей
Читать далее: детский невролог Зайцев С.В. статья "Когда ваше чадо не спит "

Детская неврология, увы, не является приятным исключением и не выпадает из большого медицинского списка отраслей - обладателей спутанных диагнозов, необоснованного лечения и далеко не всегда внимательных и профессиональных участковых врачей. В ней, как в хорошей сказке, есть и страшные моменты, и светлые прогнозы. Беседа с детским неврологом Зайцевым С.В.
Читать далее: статья "Лечим, лечим. и калечим"

. если ребенок часто плачет и плохо спит, совсем не обязательно, что у него серьезные проблемы со нервным здоровьем. Истинное повышение внутричерепного давления является крайне редкой неврологической патологией. Как родителям разобраться в запутанных диагнозах - наиболее распространенные варианты неврологических нарушений первого года жизни. Однако во всех случаях, когда у участкового педиатра возникают подобные подозрения, ребенку необходима консультация детского невролога.Рассказывает детский невролог Зайцев С.В.
Читать далее: статья "О неврологии грудного возраста"

Каких цветов бывают мамы . например, фиолетовая мама – всегда три-четыре балла на мopе, вечно встревоженная, лихopадочно-обecпокоенная, треволнения ее стиль жизни. Она пожизненно уверенна, вот сейчас или очень скоpo, обязательно пpoизойдет очередное нехоpoшее событие, касающиecя здоpoвья и благополучия своего дитя. Не важно, что реальной опаснocти нет. Она лучше доктopа знает, что плохое непременно случится. Каждое дополнительное обследование, пpoведенное малышу, лишь укрепляет ее в этих мыслях.
Читать далее: Разноцветные мамы на приеме врача (из блокнотика доктора Klugera Lapinova "Почему из меня не получился успешный детский психиатр")

. Инстинкт сосания, одно из самых древних и мощных проявлений жизни, появляется у малыша задолго до его рождения и обычно угасает после года. Грудные дети очень любят сосать, это крайне приятно-сладостное занятие . не важно, что сосать: мамину грудь, смесь из бутылочки, пустышку или свой большой палец.

Читать далее: детский невролог Зайцев С.В. статья Отказ от соски, зачем и когда?

- Ты что маленький? Зачем каждые полчаса лезешь к мамке под футболку, голодный?
- Эх, малыш, не понимаешь! Моя должность главного специалиста по "сисе", - это не только 3-4 летний гарантированный контракт на бесперебойную, неограниченную поставку вкусного и полезного молока в любое время суток! Это не только реальная возможность в любой момент быстро и легко получить удовольствие, найти утешение и покой! Самое главное, - это безграничная власть над своей мамой, а значит полный контроль над семьей. А если твой папа, директор завода, или дедушка, мэр города? Представляешь перспективы? Учись, глупыш!

ГлавнаяНеврологияНеврология Детский невролог: какие заболевания лечит, когда следует обращаться к врачу

К сожалению, дети, как и взрослые, болеют. Лечением ряда патологий занимаются узкие специалисты, в том числе и детский невролог. Врач специализируется на болезнях нервной системы у детей.

Какие заболевания лечит детский невролог

К врачу необходимо обращаться, если терапевт установил или имеются подозрения на наличие следующих патологий:

  1. Эпилепсия. Причинами развития чаще всего становятся травмы головы. В отдельных случаях болезнь имеет врожденный характер. Требуется регулярное наблюдение детского невролога и лечение.
  2. Гипоксия. Наблюдается еще при внутриутробном развитии плода.
  3. Заболевания, причиной которых становятся бактерии и вирусы. Дети имеют более слабый иммунитет, чем у взрослых, а болезни, особенно те, которые вызваны патогенными микроорганизмами, способны оказать негативное влияние и на нервную систему.
  4. Болезни, образованные в результате травмы черепной коробки.
  5. Токсические патологии. Поражение нервной системы может быть спровоцировано отрицательным влиянием лекарственных средств различных групп.
  6. Генетические аномалии, отклонения и нарушения. Они передаются по наследству от родителей к ребенку.

Все перечисленные заболевания требуют консультации, наблюдения детского невролога. Врач также осуществляет необходимое лечение.

Когда нужно обращаться к детскому неврологу

Обратиться к врачу следует при возникновении у новорожденного определенных симптомов. В первую очередь, это нарушение сна, когда малыш часто просыпается, капризничает и спит беспокойно, при этом сон поверхностный.
Также детский невролог необходим, когда ребенок часто срыгивает и часто находится в беспокойном состоянии, отмечается тремор рук и подбородка.
Консультация специалиста потребуется при поджимании малышом пальчиков при упоре на цыпочки. Также к специалисту следует обратиться, когда отмечается наличие судорог в комплексе с повышенной температурой тела.
Консультация и осмотр детского невролога требуется, когда у ребенка дошкольного и школьного возраста наблюдаются следующие признаки:

  1. Быстрая утомляемость.
  2. Головные боли. Могут носить различный характер и отличаться по интенсивности.
  3. Раздражительность.
  4. Отказ от игр с игрушками и друзьями.
  5. Рассеянность.
  6. Нарушение сна.
  7. Отсутствие желания учиться и познавать окружающий мир.
  8. Отставание в учебе.
  9. Обмороки. Часто могут возникать при нервных напряжениях или чрезмерной физической активности.
  10. Головокружения. Зачастую возникают резко вне зависимости от деятельности ребенка.
  11. Нервный тик.
  12. Шум в ушах.

Данные симптомы способны указывать на наличие определенных заболеваний нервной системы. Детский невропатолог проведет все необходимые исследования и назначит курс терапию. Многие из нарушений поддаются терапии, полностью или частично купируются.

Правильная работа нервной системы очень важна для нормального функционирования как взрослого, так и детского организма. Нарушение работы детской нервной системы могут быть слабо выраженными, а также сопровождаться серьёзными диагнозами: ДЦП, эпилепсия, дефект речи, заикание и др. При сложных формах болезни лечение будет достаточно долгим и не всегда будет иметь результат. Существуют неврологические заболевания, которые важно выявить на раннем сроке. Если вовремя не обратить внимание на имеющиеся проблемы с неврологией, то они могут перерасти в серьёзное заболевание с соответствующими последствиями.

Что такое детская неврология?

Неврологические заболевания признаются патологией, при которой происходит нарушение в работе центральной и периферической нервных систем.

Детские неврологические болезни могут быть вызваны многими причинами: нездоровым образом жизни матери во время беременности, нарушениями позвоночника, переохлаждением, регулярным ношением ребёнка малыша в сумке-кенгуру, из-за неправильного взятия малыша на руки может возникнуть приобретённая межрёберная невралгия.

Неврологические болезни ребёнка могут возникнуть не только в утробе матери, но и во время взросления. Такие болезни проявляются не сразу. Важно отследить тот момент, когда поведение ребёнка начинает так или иначе меняться: малыш постоянно плачет, его что-то беспокоит и тревожит.

Детская неврология имеет ряд симптомов:

  1. Бессонница
  2. Отсутствие аппетита
  3. Сильные переживания ребёнка по разному поводу
  4. Общение с воображаемым другом
  5. Невротическое недержание мочи

Борьба с неврологией и ее лечение

Это ряд основных симптомов, при появлении которых следует обратить внимание на психологическое и психическое состояние детей. Чаще всего детская невропатология встречается у детей с заниженной самооценкой, которые с детства находились под постоянным родительским контролем, или же были предоставлены самим себе. Любые отклонения, нарушения и изменения ребёнка напрямую зависят от родителей, от воспитания и отношения к ребёнку в детстве.

При появлении этих или похожих симптомов не следует сразу бить тревогу. Симптомы неврологии у детей до года не всегда являются поводом для беспокойства. Например, тремор (дрожание рук) проходит уже после третьего месяца жизни, у недоношенных малышей после 4-5 месяца. Вздрагивание во сне также не всегда является патологией. Это является нормой для детей любого возраста, но если они не наблюдаются в течение всего периода сна. Следует присмотреться к ребёнку и его поведению при совпадении многих симптомов. При совпадении уже нескольких симптомов следует обратиться к специалисту – детскому врачу неврологу. Только он сможет выявить точное отклонение и назначить соответствующее лечение.

Основными методами борьбы являются:

  1. Физические упражнения
  2. Медикаментозное лечение
  3. Лечебный массаж
  4. Соблюдение диеты
  5. Физиотерапевтические процедуры
  6. При сложных случаях имеет место быть хирургическое вмешательство

В первый, третий, шестой и двенадцатый месяц обязательно плановое посещение невролога. Во время обследования следует озвучить жалобы, которые беспокоят родителей и задать интересующие вопросы. Невролог осмотрит ребёнка на наличие патологий и даст рекомендации по лечению или профилактике имеющихся расстройств.

Следует определить патологии на ранних этапах, ведь если неврология у детей не будет замечена или не будет лечиться вопреки рекомендациям врача, в более старшем возрасте это может привести к серьёзным последствиям: неспособности концентрировать внимание, задержке речи и пр.

Ребёнку в первую очередь необходима комфортная эмоциональная обстановка в семье, которая благоприятно влияет на становление личности ребёнка и его эмоционального и психического здоровья. Родителям следует разговаривать со своими детьми, интересоваться тем, что их беспокоит и тревожит и предпринимать определённые меры по тому, как привести своё чадо в комфортное для жизни состояние.

Детский невролог – это очень важный специалист, занимающий наблюдением центральной и периферической нервной системы ребенка, начиная с его рождения до 18 лет. Что лечит детский невролог и чем занимается детский невролог? Первостепенная задача данного специалиста – периодические наблюдения за этапами формирования и становления нервной системы маленького пациента, в ходе которых могут быть предупреждено множество прогрессирующих патологий. Если же предотвратить их невозможно и профилактика не помогает, опытный детский невролог определяет диагноз и назначает соответствующее комплексное лечение, в большинстве случаев которое успешно излечивает недуг.


На сегодняшний день, существует очень много различных отличающихся между собой заболеваний нервной системы, которые классифицируются по определенному порядку. Перечислим основные поражения нервной системы, и ответим на вопрос - что лечит детский невролог.

  • Патология, связанная с инфекцией, образованной из-за воздействия вредных вирусов и бактерий. Новорожденный ребенок наиболее подвержен подобным инфекционным заболеванием из-за недостаточно сформированного иммунитета. Именно поэтому, врачи не рекомендуют родителям посещать многолюдные заведения с маленьким ребенком.
  • Эпилепсия. Может быть образована, как в результате травмы, так и врожденно. Консультация, лечение невролога здесь просто обязательны.
  • Заболевания, связанные с сильными ушибами головной области, травматическими повреждениями.
  • Токсическая патология. Некоторые препараты и лекарства, а именно некорректное их назначение и применение может спровоцировать подобное поражение нервной системы.
  • Генетическая патология. Передается от родителей или родственников из-за соответствующей наследственности.
  • Гипоксия, которая в свою очередь наблюдалась еще внутриутробно у плода.

Чем отличается детский невролог от невропатолога?

Очень часто многие родители задаются распространенным вопросом – есть ли разница между детским неврологом и детским невропатологом? На самом деле, эти два определения абсолютно идентичны, и их определения равносильны друг другу. Почему все-таки используются оба термина?

Дело в том, что термин детский невропатолог – это довольно устаревшее название врача специалиста, использующееся в медицине до 1980 года, которое в настоящий момент приняло другое название – детский невролог.

Что касается, медицинских работников за рубежом, то отличие в терминах все же есть:

Невролог – специалист, занимающийся заболеваниями нервной системы.

Невропатолог – специалист, занимающийся тщательным изучением патоморфологии.

Что проверяет детский невролог и какова специфика его работы?

Вне зависимости от того, какой происходит прием у детского невролога, первичный или профилактический, врач обязан провести строгую процедуру осмотра и дать определенную консультацию. Что делает и что смотрит детский невролог в кабинете медицинского учреждения?

  • Проверяет стабильную работу зрительных рефлексов ребенка;
  • Проверяет мышечный тонус и уровень силы;
  • идентифицирует наличие координации движений малыша;
  • развитие речи, памяти.
  • Определение уровня чувствительности.

После того, как врач невролог осмотрит ребенка, выслушает жалобы от родителей, ему станет более менее понятна общая картина болезни ребенка. При необходимости доктор может назначить дополнительные исследования в виде:

  • УЗИ головного мозга, сосудов. Допплерография.
  • МРТ головного мозга.


КодНаименование услугиЦена
6.1Прием врача невролога Черняевой Г.М. (осмотр, консультация, назначение лечения)2500
6.2 Консультация невролога Мирошник Е.Е. (1-1,5 часа) 3900
6.3Проведение дополнительного неврологического обследования (пробы на головокружение, оценка когнитивных функций, исследование вегетативной нервной системы)600
6.4Лечение пароксизмального позиционного доброкачественного головокружения (маневр Эпли)800
6.7Лечебная медикаментозная блокада (без учета стоимости лекарственных препаратов)1900
6.8Лечебная медикаментозная блокада (с учетом стоимости лекарственных препаратов)2700
6.10Вызов врача невролога на дом (Свиблово)5000
6.11Вызов врача невролога на дом (СВАО)6000

Когда стоит показать ребенка неврологу?

При рождении ребенка посещение кабинета детского невролога ц профилактических целях просто обязательно. Записи ведутся в детскую карточку историй болезни. Прием проводится:

  • Когда ребеночку исполняется месяц жизни.
  • Далее в 3 месяца.
  • По истечению полугода.
  • После годовалого возраста.
  • в 4-5 лет (дошкольный период)
  • в 7 лет (перед школой);
  • в 13-14. (подростковый период взросления)

Помимо этого, при возникновении хоть малейших жалоб и предположений нарушения нервной системы маленького чада срочно рекомендуется обратиться к врачу, а именно:

  • нарушение сна, резкие пробуждения во время ночного и дневного сна с характерным плачем и истериками. Беспокойный короткий сон, капризность действий, повышенная возбудимость.
  • Дрожание подбородка, конечностей при плаче.
  • Срыгивания при кормлении, резкая рвота при капризности.
  • Вялость, усталость, непроявление интереса к подвижным играм, еде.
  • Периодические судороги.
  • Закидывание головы во время сна.
  • Головные боли.
  • Состояние обмороков.
  • Подергивания мышц, не контролируемые малышом.
  • Отклонения в развитии - ребенок не ходит, не сидит самостоятельно, не ползает, не держит головку, не смотрит в стороны.
  • Дефекты речи, запоздалое развитие речи или ее отсутствие.

При обнаружении данных симптомов Вам обязательно необходимо отвести ребенка в детское неврологическое отделение!

Из этого видео вы узнаете чем может грозить не посещение невролога:

Что такое ммд в неврологии у детей

ММД – это минимальная мозговая дисфункция, вызванной острой недостаточностью центральной нервной системы, нарушениями психического состояния ребенка, а также рядом других опасных симптомов.

Как проявляется ммд в неврологии у детей?

  • Чересчур активное поведение, а именно постоянные движения и рук и ног, отсутствие усидчивости.
  • Быстрое отвлечение на наличие каких-либо раздражителей.
  • Неумение играть одному самостоятельно.
  • Не умолкая, разговаривает, перебивает взрослых, не слышит других, когда ему задают вопросы.
  • Переходит от одного дела к другому, не завершив первое.
  • Потеря вещей в садике, школе, рассеянность.

Что такое неврология у детей?

Неврология у детей – сложная многогранная медицинская дисциплина, которая занимается заболеваниями нервной системы маленького пациента. Если квалифицированный врач специалист все-таки выявил у ребенка неврология, это можно объяснить следующими наиболее распространенными причинами:

  • Получение родовой механической травмы;
  • гипоксия плода, а также недостаточное получение кислорода из-за возможного многократного обвития внутриутробно;
  • сложный процесс родов и родовой деятельности;
  • острый токсикоз беременных на протяжении всего срока;
  • генетическая наследственность.

Что такое неврология у детей восьми лет?

Психика ребенка подобна пластилину, она очень подвержена стрессам, каким-либо обстоятельствам, родителям в свою очередь рекомендуется следить за тем, что она не была повреждена. В каких случаях встречается неврология у детей школьного возраста, а именно 8 лет?

  1. Чересчур тяжелые нагрузки на детский организм.
  2. Чувство постоянного страха, вызванного поведением родителей, а также их давлением.
  3. Адаптационный период в школе.

Подобный невроз сопровождается переживаниями, иногда заиканием, тиком, обмороки. При малейших проявлениях данных симптомах стоит немедленно обратиться к врачу.

Группы детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога. Как проводится лечение возбудимых и перенесших гемипарез детей.


Анна Бабина психолог, педагог

Проглядели пациента

Очень часто врачу-неврологу приходится видеть отчаявшихся родителей, которые приводят на прием ребенка-школьника, записанного в разряд "трудных" или "необучаемых". При разговоре и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у большинства мам этих детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов. Малыши рождались в асфиксии, в родах использовалось пособие, врачи ускоряли или замедляли естественный ход рождения ребенка.

Однако большинству таких детей не выставляли диагноз "родовая травма". Отчасти это происходило по невнимательности медиков, отчасти оттого, что на врачебный прием отпущено не больше десяти минут, а хороший первичный осмотр занимает никак не меньше получаса. Педиатр, не зная неврологической симптоматики, не направил вовремя к специалисту. Дети не наблюдались у невропатолога после выписки из роддома, в первые месяцы жизни. Было упущено драгоценное время, которое чем дальше, тем труднее наверстать.

Кроме того, у нас просто не существует статистики по родовому травматизму. Умалчивание этой проблемы ведет к тому, что врачи неонатологи, акушеры, гинекологи вообще не отвечают за состояние родившихся детей и творят что хотят. Скажите, какая женская консультация, какой роддом дают самый высокий процент детского церебрального паралича в Москве? Никто не знает. О легких нарушениях вообще молчат, притом что процент перинатальной энцефалопатии (легкие нарушения мозгового кровообращения) в Москве приближается к девяноста.

Некоторые дети до года стояли на учете у невропатолога, иногда им даже прописывали ванны, успокоительные сборы и проводили курсы массажа. Но после двенадцати месяцев ребятишки исчезали из поля зрения докторов по двум причинам.


Во-первых, в этом возрасте проявления заболевания "стираются", соответственно, при быстром и невнимательном осмотре врачи их не замечают.

Во-вторых, до трех или даже до семи лет у многих больных наступает период "затишья". Заболевание не дает о себе знать потому, что происходит компенсация: сосуды начинают справляться с повышенной нагрузкой. К сожалению, это возможно лишь до следующего критического периода, когда от них снова потребуется работа в усиленном режиме. В три года и в семь лет формируются новые связи между нервными клетками, требующие повышенных энергозатрат и питания. Прибавьте сюда то, что в этом возрасте большинство детей идут в садик или школу соответственно. В результате проблемы расцветают пышным цветом.

Школьные годы. Чудесные?

И вот возбудимые и неловкие дети стройными рядами идут в массовую школу. Родители стонут, сынуля или дочурка рыдает, учитель опускает руки. Ребенок становится частым гостем в кабинете невролога. Однако доктор отмечает в карте развития: "Очаговой симптоматики нет". Это значит, что все отделы головного мозга устроены правильно, нервные клетки функционируют нормально. Но на самом деле нет лишь грубых симптомов. Например, обе ноги одной длины, обе руки одинаковой толщины, ребенок не хромает, может прыгать и бегать.

Но ведь есть малозаметные признаки болезни! Например, при письме напрягаются мышцы руки, шеи, ребенок не замечает то, что написано справа или слева на доске. Эти признаки врач может обнаружить лишь тогда, когда спровоцирует некоторые симптомы. Например, попросит закрыть один глаз, или держит правую руку ребенка, пока тот выполняет задание левой.

А родители просят "что-нибудь сделать" - и школьнику снова прописывают препараты. Он посещает врача с периодичностью раз в три-четыре месяца, а потом снова исчезает - и теперь уже навсегда, разочаровавшись в медицине.

Почему врачи не в состоянии помочь? Этому, как ни парадоксально, не учат в институте. Там дают только базу. Дальше врач должен развиваться самостоятельно, искать учителей, единомышленников. А то, что медицинское образование поставлено на поток и каждый человек с дипломом идет врачевать, это кризис.

Но, к сожалению, большинство врачей, с которыми, возможно, пришлось столкнуться и вам, довольны своим уровнем подготовки. Что также порочно, большинство родителей довольны тем, что от них не требуется никаких усилий. Ребенка считают больным, и ему прописывают препараты. И лишь вдумчивый или отчаявшийся родитель будет искать тех специалистов, которые предложат не химию, а именно коррекционный курс.

Какие они, беспокойные дети?

Условно всех детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога, можно разделить на две группы.

Первая - возбудимые дети. Они писаются днем и/или ночью; заикаются; имеют тики, моргают, непроизвольно двигают плечами, губами и пр.; часто совершают стереотипные и/или ритуальные действия: нюхают руки, без конца открывают и закрывают двери, включают и выключают свет и воду и пр.

В чем причина возбудимости ребенка? Только команда специалистов, в которую войдут психолог, нейропсихолог, невролог, иногда психиатр, может ответить на этот вопрос. А ведущую причину возбудимости (обычно этих причин несколько) нельзя выявить без точной диагностики состояния малыша.

Если нет возможности проконсультироваться в одном месте, значит, придется искать специалистов из разных учреждений или кабинетов одного здания. Но только команда специалистов может определить стратегию и тактику коррекции. Как правило, каждый специалист из вышеперечисленных найдет повод для работы с ребенком.

Иногда встречаются семьи, где темперамент малыша трактуется как патология. Например, случается, что дети, которые не могут полностью реализовать себя в жизни, начинают плохо спать. Или ребенок умудряется отдохнуть за четыре часа ночью, что совершенно не устраивает родителей. В каждом конкретном случае приходится распутывать клубок семейных проблем.

Иногда возбудимым детям нужны медикаменты. Но чаще всего может помочь изменение отношения к ребенку, выстраивание режима дня и программ действий - например, выполнение домашней и рукодельной работы, требующей соблюдения определенной последовательности.

Вторая группа - дети, перенесшие гемипарез. Гемипарез - это следствие асимметричного поражения головного мозга. Может быть, из-за кровоизлияния, может быть, из-за недостаточного поступления крови (пережаты сосуды). Симптомом гемипареза является асимметричное поражение конечностей. Одна рука, нога или они вместе начинает слабеть, медленнее развиваться, легче напрягаться и "поджиматься". Помимо "скрюченности" одной ножки и/или ручки возможны перекос туловища, неподвижность в шее, когда ребенок смотрит только в одну сторону.

В детской практике это чаще связано с родовой травмой, но бывают и более поздние причины - тяжелая травма (автокатастрофа), инфекция головного мозга, кровоизлияние, не связанное с родами

Дети, перенесшие гемипарез, не могут сосредоточиться на одном занятии, они непостоянны в своих желаниях даже в течение четверти часа. Они не могут построить программу действий и хватаются за все сразу. У них все "горит" и ломается в руках. Они не могут работать без взрослого, который сидит рядом и говорит: "Внимательнее, сосредоточься, проверь еще раз, что ты отвлекаешься. ". Часто они бесцельно бегают по кругу. Могут беспричинно разрыдаться.

В более старшем возрасте эти дети становятся моторно неловкими. Набивают шишки в дверных проемах, иногда на одном и том же плече. Не любят лепить, вязать, шить. Не могут сами закончить начатый проект. Мальчики предпочитают бесцельное вождение машинок игре в конструктор. Часто дети демонстрируют "полевое поведение": носятся без цели по кругу на отрытом пространстве, хватаясь за все игрушки, которые оказались в поле зрения.

Грубые нарушения в виде "пареза", когда ребенок не может пользоваться одной половиной тела, которая быстро отстает в росте, встречаются не так часто. К тому же мимо такого новорожденного врач не пройдет. Гораздо больше "легких" поражений, незаметных на первом году жизни (если только их не искать специально). Я не могу сказать, сколько таких детей рождается, так как здоровые, как правило, не попадают ко мне на глаза. Но вот среди неуспевающих по русскому языку школьников, среди "неумех" детского сада таких больше 90%. А официальной статистики по этим детям просто нет. Они не стоят ни на каких учетах.

Как их обычно лечат?

И возбудимым, и перенесшим гемипарез детям врачи назначают различные успокоительные препараты - от травяных сборов и ванн до снотворных и успокоительных таблеток. Но стандартные препараты в средневозрастных дозировках не приводят к желаемому результату. Во-первых, из-за отсутствия комплексного подхода. Во-вторых, из-за того, что чувствительность пораженной и здоровой половины головного мозга к медикаментам разная. Малые дозы лучше усваиваются больной стороной, а "лошадиные" - здоровой.

Иногда симптомы уходят, а проблемы остаются. Или, например, с тиком доктор справится, но начнется энурез. Это происходит из-за того, что таблетки не дают выстроить "базу" развития того или иного навыка. У новорожденных в отличие от людей более старшего возраста (от дошколенка до старика) нарушение кровообращения происходит в тех отделах головного мозга, которые расположены ниже, ближе к спинному мозгу (отдел ствола головного мозга). В то время как у старших страдает, как правило, кора (она находится выше). Так как внутри- и внеутробное развитие идет снизу вверх, то дефицит внизу не позволяет происходить нормальному развитию мозга. Разово подействовавшая таблетка может только произвести свою работу на конкретном участке (как правило, на коре), никак не повлияв на развитие нижележащих пораженных участков. Есть таблетки, которые действуют на нижележащие отделы, но только лишь снижая их возбуждение, опять же никак не влияя на созревание и развитие. В результате патологически возбужденные клетки успокоятся, но тогда возбудятся те, которые расположены правее, левее, чуть выше, чуть ниже. Сути это не меняет. Созревание головного мозга пойдет не по правильному пути.

Скажу сразу, я не являюсь сторонником медикаментозного лечения возбудимых детей. Как я уже рассказала, традиционное лечение связано с назначением чрезмерных для этих детей доз. Кроме того, не учитывается "локальная фармакокинетика" препаратов. Что это такое? Есть области, которые более чувствительны к тем или иным медикаментам. Назначение многих лекарств не учитывает эту особенность. Например, Сонапакс не рекомендуется употреблять больным с поражением правого полушария, но сплошь и рядом врачи его выписывают. Эффект - нулевой или противоположный. Кроме того, лекарство начинает действовать быстро, а при накоплении работать перестает. А мы видим, что традиционные курсы рассчитаны на срок не меньше месяца.

Стратегия ведения таких пациентов должна быть принципиально иной. Прежде всего необходимо внимательно обследовать ребенка по схеме, которую мы предложим в этой серии публикаций в одном из ближайших номеров. Родителям имеет смысл ознакомиться с нашими диагностическими приемами, чтобы привлечь внимание специалиста к тем или иным особенностям развития ребенка, если они по какой-то причине выпадут из поля внимания врача. Родители также могут сами провести некоторые тесты, да и просто понаблюдать за поведением малыша.

Если ваша информированность и внимательность будет раздражать врача - это дурной сигнал. Хорошему доктору полезен информированный родитель, поскольку он "настроен на собственное чадо". Он готов работать и прикладывать усилия, а не просто ждать, когда врач назначит таблетку - и все пройдет. Информированный родитель добросовестнее выполняет рекомендации, лучше отслеживает динамику изменений.

Помните о том, что, чем раньше начнется реабилитация ребенка, тем прочнее и быстрее будет положительный результат. К сожалению, проблемы у этих детей остаются на всю жизнь, но с некоторыми школьными неудачами можно справится, даже если начать лечение после 6 лет.

ЛЕЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ УТВЕРЖДЕНИЯМИ (ЛПУ)

ПРИМЕР написания утверждений: Первый сеанс (отрицательные утверждения):

Второй и третий сеансы (положительные утверждения):

Читать 9 раз подряд, один сеанс в день. Читать пока не избавитесь от негативных мыслей.
Форму отзыва заучите наизусть и применяйте. В тяжелых случаях отзыв уменьшит развитие болезни. Часто отзыв заменяет лечение.

Подскажите, что можно сделать.

Мальчик 11 лет, идёт в 6-й класс.

Ничего не хочет, в секции не ходит,
читать не любит, учится на среднюю тройку.
По дому делать и помогать нежелает.
За что возьмётся - на выходе или намусорит
или сломает или разобьёт.

Невнимателен и рассеян. Уроки на полчаса
может растянуть на 2 выходных.

Любит только телек смотреть, в компьютер
играть и в песочнице сидеть.

Есть отягчающее обстоятельство - бабушка.

Заранее благодарен любому совету или подсказке.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.