У млекопитающих нервная система характеризуется высокой сложностью

полушария мозжечка, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих. 3. У млекопитающих впервые появилось внутреннее ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных. 5. Детеныши развиваются в плаценте, которая располагается в брюшной полости. 6. Млекопитающие, у которых развивается плацента, называются плацентарными.


2 - особенно развиты полушария переднего мозга;

3 - у млекопитающих впервые появилась ушная раковина и наружное ухо (т.к внутреннее ухо было и у земноводных, и у пресмыкающихся)

5 - плацента располагается в матке.

ошибки в 2,3,5))в 2 там что развиты полушария переднего мозга и поэтому обеспечивается сложность поведения млекопитающих))в 3 впервые появилось наружное ухо что привело к резкому улучшению слуха животных))и в 5детёныши развиваются в плаценте что располагается в матке!

Другие вопросы из категории

В чем заключается эволюционная роль ароморфоза?

Выбрать животное,которое приспосабливается под окружающую среду и ответить на вопросы
1)в каких условиях приспособилось
2)в связи с чем?(из-за чего,почему)
3)доказательство принадлежности к адаптации

Читайте также

грибов различают плесневые и шляпочные. 2. Их сходство заключается в том, что тело представлено талломом. 3. К плесневым грибам относится пеницилл. 4. Споры у пеницилла образуются в плодовом теле. 5. Пеницилл паразитирует, проникая в ткани злаковых растений.

2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. (3 балла)

Биосинтез молекул белка в клетке называют транскрипцией 2. Этот процесс протекает на рибосоме и требует затраты энергии. 3. Для сборки полипептидной цепи используется информация в виде последовательности кодонов в молекуле иРНК. 4. Синтез иРНК происходит на фрагменте одной из цепей ДНК и называется трансляцией. 5. Множество молекул иРНК, прикрепленных к рибосоме, образует полисому.

1. Млекопитающие-высокоорганизованные позвоночные животные
2. В процессе эволюции у них произошли существенные изменения,которые обеспечили животным интенсивный обмен веществ,высокую постоянную температуру тела
3. Энергия, необходимая для жизнедеятельности, образуется в процессе переваривания пищи в пищеварительном канале
4. Поведение сложное, обеспечивается нервной системой стволового типа
Должно быть 3 ошибочных предложения

1. Вирусы-внутриклеточные паразиты. 2. Они размножаются путем деления. 3. Вирусы относятся к прокариотам. 4. Они синтезируют свои нуклеиновые кислоты из нуклеотидов, а белки из аминокислот клетки хозяина. 5. Они содержат аппарат Гольджи,лизосомы,митохондрии. 6. Вирусы-возбудители многих опасных заболеваний бешенства,гепатита и др.

) Джеймс Уотсон и Френсис Крик – расшифровали структуру молекулы ДНК и генетический код. 2) Теодор Шванн – открыл клеточное строени6е организмов. 3) Академик Навашин открыл двойное оплодотворение у цветковых растений. 4) Матиас Шлейден – один из создателей клеточной теории. 5) К.А. Тимирязев – доказал, что при фотосинтезе растения выделяют кислород. 6) Д.Ф. Ивановский - открыл вирус табачной мозаики. С3. Что общего в строении хлоропластов и митохондрий? С4. Каковы достоинства и недостатки полового и бесполого размножения? С5. Фрагмент гена состоит из 40 нуклеотидов в каждой цепи. Определите число водородных связей между азотистыми основаниями, если известно, что в верхней цепи гена 4 адениновых нуклеотида, 7 тиминовых, 4 цитозиновых, 5 гуаниновых нуклеотидов.

лежит в основе клеточного иммунитета. 2) иммунитет - это невосприимчивость организма к инфекциям и чужеродным веществам - антителам. 3) иммунитет может быть специфическим и неспецифическим. 4) специфический иммунитет - это реакция организма на действие неизвестных чужеродных агентов. 5)неспецифический иммунитет обеспечивает организму защиту только от неизвестных организму антигенов.

Задание на анализ биологической информации

Смысл задания №24 заключен в его названии. Относится к повышенному уровню сложности, за правильное выполнение можно получить 3 балла.

  1. Задание на анализ биологической информации
  2. Общая биология
  3. Растения, бактерии, грибы
  4. Человек
  5. Животные

Задания из всех пройденных разделов биологии, поэтому будет приведено по одному примеру в качестве ознакомления.

Почему клубень считают видоизменённым подземным побегом? Приведите не менее 3-х доказательств.

  1. на свету в клубне образуются хлоропласты, в которых происходит фотосинтез;
  2. на клубне располагаются почки (глазки);
  3. имеются узлы и междоузлия, как у побега.

(1)Агробиоценоз — совокупность организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного, а также лесного пользования, занятых посевами или посадками культурных растений. (2)Агробиоценоз характеризуется как устойчивая экосистема. (3)В агробиоценозе, как и в природной экосистеме, используется только энергия солнечного света. (4)В агробиоценозе преобладает монокультура. (5)В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в почву. (6)Дальнейший рост площади, занятой агробиоценозами, повышает устойчивость биосферы. (7) В агроэкосистемах проявляется действие естественного и искусственного отбора, а в природных экосистемах проявляется действие естественного отбора.

Исправляем ошибки в предложениях:

(2)Агробиоценоз характеризуется как неустойчивая экосистема.

(3)В природной экосистеме, используется только энергия солнечного света, а в агробиоценозе,помимо солнечной энергии, получают дополнительную энергию, которую затратил человек на производство удобрений, химических средств против сорняков, вредителей и болезней, на орошение или осушение земель и т. д.

(6)Дальнейший рост площади, занятой агробиоценозами, ведет к нарушению устойчивости биосферы.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

1. Пластиды встречаются в клетках растительных организмов и некоторых бактерий и животных, способных как к гетеротрофному, так и автотрофному питанию. 2. Хлоропласты, так же как и лизосомы, — двумембранные, полуавтономные органоиды клетки. 3. Строма — внутренняя мембрана хлоропласта, имеет многочисленные выросты. 4. В строму погружены мембранные структуры — тилакоиды. 5. Они уложены стопками в виде крист. 6. На мембранах тилакоидов протекают реакции световой фазы фотосинтеза, а в строме хлоропласта — реакции темновой фазы.

Ошибки допущены в предложениях:

  1. 2 — Лизосомы — одномембранные структуры цитоплазмы.
  2. 3 — Строма — полужидкое содержимое внутренней части хлоропласта.
  3. 5 — Тилакоиды уложены стопками в виде гран, а кристы — складки и выросты внутренней мембраны митохондрий.

(1)Все бактерии по способу питания являются гетеротрофами. (2)Азотфиксирующие бактерии обеспечивают усвоение атмосферного азота. (3)К группе азотфиксаторов относят клубеньковые бактерии, поселяющиеся на корнях бобовых растений. (4)Бобовые растения используют соединения азота для синтеза белка. (5)Денитрифицирующие бактерии осуществляют процесс нитрификации, повышающий плодородие почвы. (6)К хемотрофам относят железобактерии, серобактерии, водородные бактерии и нитрифицирующие бактерии. (7)Для всех хемотрофов характерен анаэробный тип энергетического обмена.

Исправляем ошибки в предложениях:

(1)Бактерии по способу питания бывают гетеротрофами и автотрофами.

(5) Нитрифицирующие бактерии осуществляют процесс нитрификации (процесс окисления аммиака до азотистой кислоты), повышающий плодородие почвы (Денитрифицирующие бактерии осуществляют процесс денитрификации — процесс восстановления нитратов до газообразных оксидов и молекулярного азота).

(7)Для хемотрофов характерен и анаэробный и аэробный тип энергетического обмена.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними.

2. Все грибы — многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница.

3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты.

4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы.

5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.

Ошибки содержатся в предложениях:

  1. 2 — не все грибы являются многоклеточными, есть и одноклеточные, например, дрожжи.
  2. 3 — среди грибов автотрофы не встречаются.
  3. 4 — клеточные стенки грибов содержат не целлюлозу, а хитин.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Все железы организма человека делятся на три группы: железы внешней, внутренней и смешанной секреции. (2)Секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают на поверхность тела. (3)Секреты желёз внутренней секреции по протокам поступают в кровь. (4)Железы внутренней секреции – эндокринные железы – выделяют биологически активные регуляторные вещества – гормоны. (5)Гормоны регулируют обмен веществ, влияют на рост и развитие организма, участвуют в регуляции всех органов и систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне. (6)Гормон поджелудочной железы – инсулин – регулирует содержание глюкозы в крови. (7)Гормон щитовидной железы – адреналин – повышает возбудимость нервной системы, учащает сердечные сокращения.

Ошибки допущены в предложениях:

  1. 2 – секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают не только на поверхность тела, но и в полости тела;
  2. 3 – секреты желёз внутренней секреции поступают непосредственно в кровь, так как железы внутренней секреции протоков не имеют;
  3. 7 – гормон щитовидной железы – тироксин, а адреналин – это гормон надпочечников

Комнатная муха – это двукрылое насекомое, её задние крылья превратились в жужжальца. Ротовой аппарат лижущего типа, муха питается полужидкой пищей. Муха откладывает яйца на гниющие органические остатки. Её личинка белого цвета, не имеет ног, питается пищевыми отходами, быстро растёт и превращается в красно-бурую куколку. Из куколки появляется взрослая муха.

Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

  1. морфологический критерий – описание внешнего вида мухи, личинки, куколки, ротового аппарата;
  2. экологический критерий – особенности питания, место обитания;
  3. физиологический критерий – особенности размножения, развития и роста

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Нервная система млекопитающих характеризуется высокой степенью сложности. 2. В головном мозге особенно развиты полушария мозжечка, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих. 3. У млекопитающих впервые появилось внутреннее ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных. 4. Все млекопитающие, кроме первозверей, — живородящие животные. 5. Детёныши развиваются в плаценте, которая располагается в брюшной полости. 6. Млекопитающие, у которых развивается плацента, называются плацентарными.

2. В головном мозге особенно развиты полушария переднего мозга, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих.

3. У млекопитающих впервые появилось наружное ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных.

5. Детёныши развиваются в матке, которая располагается в брюшной полости.

Головной мозг млекопитающих имеет те же отделы, которые есть у других позвоночных. Отличия составляют большие полушария переднего мозга, которые имеют большие размеры и более сложное строение. Внешний слой головного мозга состоит из отдельного слоя нервных клеток, который образует кору головного мозга. У большинства млекопитающих кора головного мозга состоит из настолько большого количества нейронов, что лежит не сплошным слоем, а образует извилины. Извилины – это главный признак хорошо развитого головного мозга. Кора головного мозга отвечает за выполнение многих функций, в том числе, и образование условных рефлексов, которые при удаленной коре не образуются.


Как и передний мозг, мозжечок у млекопитающих развит очень хорошо и также имеет извилины. Такой уровень развития мозжечка связан с тем, что млекопитающие должны владеть координацией сложных и разнообразных движений. Также у млекопитающих отлично развиты органы чувств.

Органы чувств млекопитающих.

Млекопитающие имеют хорошо развитые органы чувств: зрение, обоняние, слух, вкус и обоняние. Но уровень развития или задействования каждого из них у отдельно взятого вида зависит от среды обитания этого вида млекопитающих.


Например, крот, живущий под землей, имеет плохо развитое зрение. Киты и дельфины, проживающие в воде, почти не способны различать запахи, хотя многие наземные млекопитающие имеют очень острое обоняние. Острое обоняние для наземных млекопитающих – это главный орган чувств, который позволяет находить добычу, чуять приближение хищника, находить самку или самца для спаривания. Родители по запаху выделяют своих детенышей.

Слух для большинства млекопитающих также играет важную роль. Для того, чтобы улавливать наименее заметные звуки, у млекопитающих есть ушные раковины, подвижные у большинства из них. Также у многих зверей, для кого слух очень важен, поверхность ушной раковины часто бывает покрыта волосками, чувствительными к малейшим звуковым вибрациям – вибриссами.

Зрение у млекопитающих не отличается такой же остротой, как у птиц, многие из млекопитающих частично или полностью не способны различать цвета. Идентичную с человеком гамму цветов могут различать только обезьяны.

Органами осязания являются вибриссы, которые растут на чувствительных частях тела, например, на голове. Обезьяны, как и люди, используют для осязания еще и кончики пальцев. Вкусовые рецепторы хорошо развиты у травоядных, благодаря чему они легко различают съедобные растения от несъедобных. Из-за сложности нервной системы поведение млекопитающих является не менее сложным, чем у птиц и других животных.

Поведение млекопитающих.

Поведение млекопитающих является сложным из-за нескольких факторов:

- хорошо развитого переднего мозга и коры головного мозга, а также нервной системы в целом;

- способностью вырабатывать множество условных рефлексов в течение жизни.

Малыши с первых дней жизни способны выделять свою мать. По мере роста опыт отношений особей с внешней средой увеличивается, они получают знания в процессе игры: прыжки, борьба, охота, преследование, бег и т.д.). Также эти игры способствуют выработке навыков, улучшающих выносливость малышей. В дальнейшем эти навыки также помогут млекопитающим во время охоты или спасения своей жизни.

На протяжение всей жизни млекопитающие вырабатывают большое количество условных рефлексов из-за изменчивости окружающей среды. Старые условны рефлексы, которые не подкрепляются условными раздражителями, со временем могут утрачиваться, что позволяет рационально использовать ресурсы головного мозга.

Нервная система млекопитающих является самой сложной среди всех живых организмов. Она состоит из центральных и периферических отделов. Сейчас на планете насчитывается примерно 5000 видов. Эти животные в процессе эволюции стали теплокровными и смогли приспособиться ко всем средам обитания и различным способам питания.

  1. Отделы нервной системы
  2. Эволюция и строение головного мозга
  3. Спинная часть
  4. Периферические узлы
  5. Органы чувств и поведение млекопитающих

Отделы нервной системы

Нервную систему у класса млекопитающих разделяют на две основные части. Это центральная и периферическая. К центральной относятся такие отделы:

  1. Головной мозг. У млекопитающих он очень развит. Этот орган регулирует работу всех систем и органов.
  2. Спинной мозг. Главная задача этого отдела заключается в осуществлении безусловных рефлексов.

ЦНС животных может подразделяться и исходя из функциональных особенностей. Такая классификация отражает задачи, которые выполняют конкретные части нервной системы. Существует два вида:

  1. Соматическая. Она необходима для иннервации органов чувств и скелетной мускулатуры.
  2. Вегетативная. Иннервирует внешнюю секрецию, лимфатические и кровеносные сосуды, а также внутренние органы. Характеризуется тем, что эта часть является автономной, то есть на неё нельзя повлиять сознанием.

Вегетативный отдел разделяют на симпатический, парасимпатический и метасимпатический. По висцеральной системе импульсы направлены в обе стороны.

Эволюция и строение головного мозга


В целом головной мозг развивался благодаря увеличению объёма. Особенно это касалось переднего отдела и складчатости плаща коры. Возникли хорошо развитые промежуточные структуры, которые обеспечили взаимосвязь всех частей центральной нервной системы.

Высшие млекопитающие имеют разные типы ассоциативных зон, расположенных практически по всей коре. Они выполняют интегративную функцию. У приматов наиболее развиты извилины полушарий, которые состоят из чувствительных, ассоциативных и двигательных центров, осуществляющих высшую нервную деятельность.

Приматы характеризуются высокой степенью сложности. У людей очень развиты центры речи и сигнальная система, которая связана с абстрактным мышлением и сознанием.

Строение мозга млекопитающих включает в себя пять отделов:

  1. Продолговатый.
  2. Задний.
  3. Средний.
  4. Промежуточный.
  5. Конечный.

В продолговатой части нейроны находятся в ретикулярной формации и в переключательных центрах. Ретикулярная формация — нервные клетки, имеющие отростки, которые располагаются по всей длине промежуточного, спинного и продолговатого мозга.

Основные функции этого отдела:


  1. Осуществление формирования рефлексов, которым требуется поочерёдное подключение разных мышечных групп.
  2. Участие в вестибулярных, слуховых, вкусовых, соматических и вегетативных рефлексах.
  3. Регулирование дыхательной функции, управление сердечно-сосудистой системой.
  4. Ощущение сигналов из внутренней среды.
  5. Обеспечение выделения пота.
  6. Координация движений.

Варолиев мост включает в себя ядра черепно-мозговых нервных клеток. Его проводящие пути соединяют мозжечок и продолговатый мозг с полушариями.

Задачи, которые выполняет варолиев мост:

  1. Контроль движений.
  2. Передача информации от спинного мозга к головному.
  3. Определение положения тела.
  4. Мимические действия.
  5. Восприимчивость глазной конъюнктивы, кожи лица, рецепторов языка, слизистой носоглотки.

Мозжечок находится в задней части варолиева моста. Он имеет 2 полушария и червя, который их соединяет. Внутри расположены нервные ядра, состоящие в основном из белого вещества. Этот отдел головного мозга необходим для передачи информации от разных частей ЦНС, а также отвечает за вестибулярный аппарат и координацию движений.

Спинная часть

Работа спинного мозга заключается в обеспечении связи различных частей тела. Через него проходят нервные сигналы. Основные задачи:


  1. Передача импульсов, исходящих от головного мозга, различным частям тела. Это необходимо для выполнения каких-либо действий.
  2. Перенос сигналов от сенсорных рецепторов, расположенных по всему телу, к мозгу.
  3. Координация ответной реакции на раздражители.

Спинной мозг защищают 3 слоя мембран. Между нервным пучком и оболочками находится спинномозговая жидкость, которая необходима для обеспечения дополнительной амортизации.

Спинной мозг включает в себя 5 отделов, разделённых на 33 сегмента. В каждом находятся нервы, связанные с разными частями тела:

  1. Шейный отдел регулирует работу головы, шеи, рук.
  2. Грудной соединён с грудью, мышцами живота, пальцами и руками.
  3. Поясничный связан с коленями, лодыжками, бёдрами и мышцами ног.
  4. Крестцовый регулирует работу ног, пальцев ног, анальных мышц и мочевого пузыря.
  5. Копчиковая часть соединена с кожей, которая расположена вокруг копчика.

Млекопитающие распространены по всей планете. Добиться такого многообразия видов позволило сложное строение ЦНС.

Периферические узлы

Периферическая нервная система состоит из нервных клеток, которые находятся за пределами головного и спинного мозга. Она включается в себя нервные узлы и окончания.

В функциональном смысле периферическая нервная система состоит из соматических клеток. С их помощью осуществляется передача импульсов от органов чувств, а также моторных и вегетативных частей. Помимо того, ПНС отвечает за работу внутренних систем. Периферические нейроны имеют вегетативные, сенсорные и двигательные волокна.


Основная функция заключается в обеспечении связи между нервными центрами. Взаимодействие происходит при помощи соединительной ткани.

Нервными центрами называются отделы, которые отвечают за обработку поступающей информации. К ним относятся узлы, головной и спинной мозг.

Практически все структуры имеют как афферентные, так и эфферентные волокна. Еще в них содержится прослойка соединительной ткани. Её можно различить по чрезмерной волокнистости и рыхлости. В биологии её называют эндонервием. В этой прослойке находится мало клеток. Основная часть из них — коллагеновые ретикулярные волокна. Кроме того, в тканях расположены мелкие кровеносные сосуды.

Некоторые нервные волокна окружены другим видом соединительной ткани, которая называется периневрий. Она состоит из нервных клеток и волокон коллагена.

Органы чувств и поведение млекопитающих

Органы чувств у млекопитающих развиты очень хорошо. Но у отдельных представителей уровень задействования каждого органа отличается. Обусловлено это видом животного и средой обитания.

Например, крот, имеет плохое зрение, так как оно ему и не нужно. Дельфины и киты плохо различают запахи, потому что их средой обитания является вода. Хотя многие наземные животные имеют очень хорошее обоняние.

Способность различать малейшие запахи позволяет млекопитающим находить себе пропитание и чувствовать приближение хищника. С помощью органов обоняния особи также находят себе пару, а родители выделяют своих детёнышей.


Для многих видов млекопитающих слух тоже играет важную роль. У большинства животных уши подвижны, благодаря чему они могут улавливать самые незаметные звуки. Ушные раковины животных покрыты вибриссами. Это небольшие волоски, увеличивающие чувствительность к звуковым вибрациям.

Зрение млекопитающих хуже, чем у птиц. Многие виды не способны различать цвета. Самые развитые глазные органы имеют приматы.

Наиболее чувствительные вкусовые рецепторы у травоядных животных. С их помощью они отличают съедобные растения от несъедобных.

Сложность НС обуславливает поведение млекопитающих. Оно зависит от следующих факторов:

  1. Развитого головного мозга и его коры.
  2. Способностью в течение жизни развивать большое количество условных рефлексов.

Дети могут узнавать свою мать уже с первых дней. С течением времени накапливается опыт общения с внешней средой. Детёныши узнают, как прыгать, бегать, охотиться, бороться и т. д. Такие игры вырабатывают навыки, которые способствуют увеличению выносливости. В дальнейшем они помогают взрослым особям охотиться или же убегать от хищника.

На протяжении жизни животные вырабатывают много различных условных рефлексов, подстраиваясь под изменения в окружающей среде. Старые рефлексы постепенно могут утрачиваться, если они регулярно не подкрепляются условными раздражителями. Благодаря этому ресурсы мозга расходуются рационально.

Млекопитающие имеют наиболее развитую нервную систему. Это стало важным фактором того, что они распространились по всей Земле. ЦНС отвечает не только за функционирование организма, но и за интеллект.

Отделы нервной системы

С учетом особенностей расположения органов нервной системы исследователи разделили ее на центральную и периферическую. К центральной относятся:

  1. Головной мозг. В процессе эволюции у млекопитающих его структуры получили значительное развитие. Это позволило ему взять на себя сложные функции по регуляции работы всех органов и систем.
  2. Спинной мозг. Основная его функция — осуществление безусловных двигательных рефлексов.

Существует также классификация, основанная на функциональных особенностях. По этим критериям нервную систему подразделяют на 2 вида:

  1. Соматическую, задачей которой является иннервация скелетной (двигательной) мускулатуры и органов чувств.
  2. Вегетативную, которая иннервирует внутренние органы, кровеносные и лимфатические сосуды, железы внутренней и внешней секреции. Эту часть называют также автономной, ганглионарной или висцеральной. Все эти названия отражают особенности вегетативного отдела: он снабжает нервными волокнами внутренние органы и не зависит от сознания и воли человека.

Вегетативный отдел подразделяется на симпатический, парасимпатический и метасимпатический. Первые два подчиняются коре больших полушарий головного мозга и гипоталамусу. Метасимпатическая система представляет собой совокупность мелких нервных узлов и сплетений, которые расположены в стенках внутренних органов: мочевого пузыря, желудка, кишечника, сердца.

Импульсы по волокнам висцеральной системы движутся в обоих направлениях — от периферии к центру (афферентные) и обратно (эфферентные). На симпатический и парасимпатический отделы подразделяется эфферентная часть висцеральной системы.

Кроме функциональных имеются и анатомические различия. В частности, двигательные нейроны в соматической нервной системе располагаются в спинном мозге, а в вегетативной — за его пределами (в вегетативных нервных узлах).

Анатомия и физиология

В процессе онтогенеза нервная ткань млекопитающих развивается из эктодермального листка. Она состоит из нейронов (нервных клеток) и нейроглиальных клеток, несущих вспомогательную функцию.

Нейроны имеют множество отростков, функция которых заключается в проведении нервных импульсов, генерирующихся в клетке. Отростки нервных клеток образуют между собой многочисленные контакты (синапсы). Благодаря им импульс передается в нужном направлении. Эти отростки в совокупности с нейроглиальными клетками образуют белое вещество мозга. Нейроны сосредоточены в головном и спинном мозге.

Нервные волокна (нервы) представляют собой совокупность отростков нейронов, покрытых миелиновой оболочкой.

Среди представителей животного мира именно у млекопитающих головной мозг наиболее развит. Это структуру можно разделить на следующие основные отделы:

  1. Передний (конечный) мозг. Наиболее развитой частью этого отдела является кора больших полушарий, состоящая из серого вещества, содержащего нейроны, сгруппированные в высшие ассоциативные центры. Какой из центров мозга развить в большей степени, природе подсказывают особенности образа жизни конкретного животного вида. Кора больших полушарий образует на поверхности сложный рисунок борозд и извилин — эта особенность отличает высших представителей класса млекопитающих от низших, у которых поверхность коры полушарий гладкая. Полушария связаны между собой так называемым мозолистым телом, состоящим из белого вещества. Головной мозг млекопитающих характеризуется наивысшим развитием коры полушарий переднего мозга, в результате чего они существенно выделяются среди других животных по уровню интеллекта.
  2. Средний. Здесь сосредоточены зрительные и слуховые центры, в которые по афферентным волокнам поступает информация от соответствующих анализаторов (органов чувств), а также так называемое красное ядро — двигательный центр.
  3. Промежуточный. В его структуре выделяют эпифиз, гипофиз и гипоталамус — нейроэндокринные органы, отвечающие за регуляцию функции желез внутренней секреции.
  4. Мозжечок. Функция этого органа — координация всех движений организма, в том числе и характеризующихся высокой степенью сложности неосознанных двигательных реакций. Его поверхность состоит из серого вещества и образует множество складок.
  5. Продолговатый мозг, который заключает в себе жизненно важные центры, отвечающие за регуляцию дыхания и сердцебиения. Он граничит внизу со спинным мозгом.

В спинном мозге серое вещество распределено неравномерно. На поперечном срезе оно образует фигуру, отдаленно напоминающую силуэт бабочки.

На таком срезе хорошо видны развитые восходящие пути, образованные афферентными центростремительными волокнами, передающими в головной мозг чувствительные импульсы. Также здесь есть нисходящие пути, сформированные двигательными центробежными волокнами, несущими импульсы от мозга к мускулатуре. Толщина этого органа неодинакова.

На уровне плечевого пояса и поясничной области он образует утолщения, выраженность которых зависит от степени развития соответствующих конечностей. У летучих мышей, например, больше развито плечевое, а у кенгуру — поясничное.

Периферическая нервная система млекопитающих образована черепными (12 пар) и спинномозговыми нервами. У человека их 31 пара (сколько их у других млекопитающих, зависит от конкретного вида).

Каждая из них иннервирует соответствующий сегмент тела. В учебных пособиях по анатомии эта информация, как правило, кратко излагается в виде схемы или таблицы, где видно, какой корешок соответствует каждому сегменту.

Последние две пары черепных нервов относятся к соматической нервной системе, отвечая в том числе и за координацию.

Эта система хорошо развита у млекопитающих, что объясняет высокую скорость рефлексов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.