Вид слуховой агнозии который является основным источником сенсорной афазии

Слуховая агнозия – это гносическое расстройство, отражающее нарушение слухового восприятия, при сохранной элементарной чувствительности.

Виды слуховых агнозий

В зависимости от уровня поражения слуховой системы выделяют:

1.Собственно слуховую агнозию.

4.Нарушение интонационной стороны речи (просодики).

5/Речевую акустическую агнозию.

Собственно слуховая агнозия

При поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария, ребенок не способен определить значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов. Это поражение носит название слуховой агнозии.

При поражении височной области мозга возникают такое нарушение как аритмия. Ее симптомы были хорошо изучены А. Р. Лурия и его сотрудниками, сстоят в том, что ребенок не может оценить правильно ритмические структуры, которые предъявляются им на слух, и не может воспроизвести их. К негативным последствиям данного нарушения относят нарушение тембра речи ребенка, неспособность заучивать стихи, сокращение ребенком слов ( ребенок может выпускать слоги, например, “снеговик” – “сневик”).

Амузия– это нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. Симптомом амузии не совпадает с афазическими расстройствами, что в частности, описано Д. Р. Лурия и Л. С. Цветковой, пока­завших, что у больных, страдающих амузией, может быть резкое расхождение музыкаль­ных и речевых способностей в виде грубой афазии при сохранности музыкального слуха. Ребенок с амузией не только не может узнать мелодию, но и оценивает ее как болезненное и непонятное переживание.

Нарушение интонационной стороны речи

Cимптомом поражения правой височной области является нарушение интонационной стороной речи. Ребенок с поражением правой височной области часто не только не различают речевых интонаций, но и сами не очень выразительны в своей собственной речи. Их речь лишена модуляций, интонационного разнообразия, свойственного здоровому человеку. У таких больных часто страдает пение.

Речевая акустическая агнозия

При локальных поражениях вторичных отделов височной доли, ребенок теряет возможность отчетливо различать звуки речи, у него отмечаются явления, обозначаемые термином речевая акустическая агнозия. Ребенок с таким нарушением сохраняет достаточно острый слух, восприятие предметных звуков также остается сохранным. Существенные нарушения отмечаются только при различении звуков речи. В случае массивных поражений левой височной доли все звуки речи воспринимаются как нечленораздельные шумы. В случаях ограниченных поражений этот дефект менее выражен – ребенок не может различать лишь близкие, отличающиеся лишь одним признаком ( например, звонкостью), “оппозиционные” или “коррелирующие” фонемы, хотя хорошо улавливают как тембровые особенности речи, так и ее интонацию.

Речевая акустическая агнозия является основным источником нарушения речи – сенсорной афазии.

Агнозия - нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности к восприятию предметов и явлений действительности при поражениях коры головного мозга и подкорковых структур.

При поражении затылочно-теменных отделов мозга (как левого, так и правого полушарий) возникают различные нарушения зрительно-перцептивной деятельности, прежде всего в виде зрительных агнозий. Самостоятельное диагностическое значение в нейропсихологической практике представляют виды зрительных агнозий: предметная, симультанная, лицевая, символическая и цветовая.

Предметная агнозия может быть охарактеризована либо как отсутствие процесса узнавания, либо как нарушение целостности восприятия предмета при возможном опознании отдельных его признаков или частей. Предметная агнозия может иметь различную степень выраженности – от максимальной (агнозия реальных предметов) до минимальной (трудности опознания контурных изображений в зашумленных условиях или при наложении друг на друга). Симультанная агнозия. Суть этого феномена в крайнем его выражении состоит в невозможности одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе. Воспринимается только один предмет, точнее, обрабатывается только одна оперативная единица зрительной информации, являющаяся в данный момент объектом внимания.

Одностороннее поражение левой затылочно-теменной области может привести к нарушению восприятия символов, характерных для знакомых пациенту языковых систем. Наруш-ся возможность идентификации букв и цифр при сохраненности их написания (символическая агнозия).

Агнозия на лица. Степень его выраженности различна: от нарушения запоминания лиц в специальных экспериментальных заданиях, через неузнавание знакомых лиц или их изображений (фотографий) до неузнавание самого себя в зеркале. Кроме того, возможно избирательное нарушение либо собственно лицевого гнозиса, либо запоминания лиц.

Наименее изученной формой нарушения зрительного восприятия является цветовая агнозия. Однако к настоящему времени получены некоторые данные о расстройствах восприятия цвета при поражении правого полушария мозга. Они проявляются трудностями в дифференцировке смешанных цветов (коричневый, фиолетовый, оранжевый, пастельные тона). Кроме того, можно отметить нарушение узнавания цвета в реальном предмете по сравнению с сохранностью узнавания цветов, предъявляемых на отдельных карточках.

Гнозис – предметное восприятие, узнавание. Утрата способности узнавания при отсутствии нарушений чувствительности, зрения, слуха, обоняния и вкуса носит название агнозий. Тактильными агнозиями в нейропсихологии обозначают нарушения узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности, т.е. при сохранности сенсорной основы тактильного восприятия.

Апраксия – нарушение целенаправленного действия. Данные расстройства движения не обусловлены параличом или парезом, а также нарушением координации или заболеванием костно-мышечной системы. В этих случаях при целостности органов движения и способности их производить утрачивается необходимая последовательность в произведении отдельных компонентов сложного двигательного акта. Движения утрачивают свою целенаправленность. Сюда же относится и потеря целого ряда профессиональных двигательных навыков.
Выделяют следующие виды апраксии: моторная, идеоторная, конструктивная, апраксия пространственных соотношений, графическая, оральная.

Моторная – самая грубая форма апраксических нарушений. Нарушены действия и по подражанию, и спонтанные. Забываются самые простейшие обиходные действия.

Идеоторная апраксия характеризуется сохранностью подражательных при нарушении элементарных действий, чаще их последовательности.

При конструктивной апраксии – невозможность конструктивных действий ни по письменной, ни по устной инструкции.

Апраксия пространственных соотношений проявляется в невозможности ориентировки на местности.

При графической утрачивается способн-ть воспроизводить графич-ое изображение букв.

Оральная апраксия – нарушение привычных движений языка при образовании отдельных фонем как по слуху, так и по подражанию.

При афазии могут наблюдаться агнозии: предметная, оптико-пространственная (апрактогнозия), буквенная и цифровая, агнозия на цвета, агнозия на лица.

Для изучения этого нарушения используются аудио­записи элементарных бытовых звуков, которые ребенок должен различать без специального обучения (шум лью­щейся воды, шум ветра, скрип двери, шум шагов и т.д.).

После чего ребенку предъявляется аудиозапись и ана­лизируются результаты обследования. Нарушение слухо­вой дифференцировки знакомых звуков свидетельствует о поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария (следовательно, о наличии собственно слухо­вой агнозии).

Делается вывод о нарушении слухоречевой памяти, если ребенок может повторить лишь один-два элемента ряда, сохраняя иногда начальные, иногда последние эле­менты, говоря, что остальные не запомнил. Это наруше­ние носит модально-специфический характер. Если та­кому больному предъявить группу нарисованных фигур или даже написанных слов, он запоминает их достаточно прочно.

Диагностика аритмии

По данным Н.Н. Трауготт и ее сотрудников, у больных аритмией нарушается способность к различению звуковых комплексов разной сложности, особенно состоящих из се­рии последовательных звуков. С целью диагностики в этом случае ребенку предъявляются наборы звуков, чередую­щихся через разные промежутки времени (или сгруппи­рованных в определенные структуры), по два, три, четы­ре, пять звуков в пачке. Причем внутри пачки отдельные удары акцентируются. Ребенок должен различить и запом­нить структуру ритма и затем воспроизвести его.

Для исследования амузии ребенку могут предъявляться аудиозаписи знакомых песен. При этом исследователь про­сит не только прослушать песни, но и воспроизвести их, а также предлагает ребенку ответить, чем отличается одна музыкальная композиция от другой.

Диагностика нарушений интонационной стороны речи

Для исследования данного нарушения слухового гно-зиса применяются различные варианты тестов. Например, ребенок прослушивает аудиозапись речевых высказываний, принадлежащих мужчине и женщине, после чего пытает­ся провести дифференцировку голосов мужчины и жен­щины. Диагност может предложить ему пропеть отдельную фразу, так как в пении усиливается интонационный ком­понент, который у таких больных страдает. Ребенку могут быть предоставлены одиночные звуки речи [о], [у], кото­рые он должен четко различить и повторить.

Диагностика речевой акустической агнозии

Задание

Охарактеризуйте основные виды слуховых агнозий.

Тест 5

1. Основными причинами слуховой агнозии являются поражения:

а) слухового анализатора;

б) вторичных отделов височной коры головного мозга;

в) затылочной области коры.

2. Слуховая агнозия — это гностическое расстройство, отражающее нарушение слухового восприятия:

а) при сохранной элементарной чувствительности;

б) нарушенной элементарной чувствительности;

в) нарушении элементарной слуховой чувствительности.

3. К основным видам слуховой агнозии относят:

а) аритмию, амузию, соматоагнозию, собственно слу­ховую агнозию, речевую акустическую агнозию;

б) буквенную агнозию, оптико-пространственную агно­зию, амузию, нарушение интонационной стороны речи, аритмию;

в) речевую акустическую агнозию, аритмию, амузию, собственно слуховую агнозию, нарушение интона­ционной стороны речи.

4. Вид слуховой агнозии, который является основным источником сенсорной афазии:

а) речевая акустическая агнозия;

б) нарушение интонационной стороны речи;

в) собственно слуховая агнозия.

5. Нарушение, для выявления которого ребенку пред­лагается пропеть фразу:

б) нарушение интонационной стороны речи;

в) речевая акустическая агнозия.

6. Вид слуховой агнозии, сходный с явлениями нару­шения фонематического слуха:

б) собственно слуховая агнозия;

в) речевая акустическая агнозия.

7. Явление дефекта слуховой памяти заключается в том, что:

а) ребенок не может выработать слуховые дифферен-цировки;

б) не способен различить сходные звуки;

в) не способен узнать знакомую мелодию.

8. Форма нарушения слухового гнозиса, при которой больной не может определить смысл простых, бытовых звуков:

а) собственно слуховая агнозия;

в) речевая акустическая агнозия.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Затылочная область больших полушарий мозга обеспе­чивает, как известно, процессы зрительной перцепции. При Этом собственно зрительную перцептивную деятельность (зрительный гнозис) обеспечивают вторичные отделы зри­тельного анализатора в их взаимосвязи с теменными струк­турами. При поражении затылочно-теменных отделов моз­га (как левого, так и правого полушария) возникают раз­личные нарушения зрительно-перцептивной деятельности, прежде всего в виде зрительных агнозий.

Виды зрительных агнозий

Самостоятельное диагностическое значение в нейро­психологии имеют предметная, симультанная, лицевая, символическая и цветовая агнозии.

Предметная агнозия

При односторонних поражениях структура зрительной предметной агнозии различается. Поражение левого полу­шария в большей степени проявляется нарушением вос­приятия объектов по типу перечисления отдельных дета­лей, в то время как патологический процесс в правом по­лушарии приводит к фактическому отсутствию акта идентификации.

Симультанная агнозия

Симультанная агнозия возникает при дву- или право­стороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. Суть этого феномена в крайнем его выражении состоит в невозможности одновременного восприятия нескольких

зрительных объектов или ситуации в комплексе. Воспри­нимается только один предмет, точнее, обрабатывается только одна оперативная единица зрительной информа­ции, являющаяся в данный момент объектом внимания. Симультанная агнозия не всегда имеет отчетливую вы­раженность. В ряде случаев наблюдаются лишь трудности в одновременном восприятии комплекса элементов с поте­рей каких-либо деталей или фрагментов. Эти трудности могут проявляться при чтении, рисовании. Нередко си­мультанная агнозия сопровождается нарушением движе­ний глаз (атаксия взора).

Лицевая агнозия

Лицевая агнозия проявляется при поражении правого полушария мозга (средних и задних его отделов). Степень ее выраженности различна: от нарушения запоминания лиц в специальных экспериментальных заданиях (неузнавание знакомых лиц или их фотографий) до неузнавания самого себя в зеркале. Кроме того, возможно избирательное на­рушение либо собственно лицевого гнозиса, либо запо­минания лиц.

Символическая агнозия

лиза и синтеза нарушается не только восприятие, но и написание и списывание графем. Тем не менее важно, что этот симптом имеет левополушарную локализацию.

Цветовая агнозия

Цветовая агнозия — наименее изученная форма нару­шения зрительного восприятия. Однако имеются данные о расстройствах восприятия цвета при поражении правого полушария мозга. Они проявляются трудностями в диф-ференцировке смешанных цветов (коричневый, фиолето­вый, оранжевый, пастельные тона). Кроме того, можно отметить нарушение узнавания цвета реальных предметов по сравнению с сохранностью узнавания цветов, предъяв­ляемых на отдельных карточках.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

MedPsy.World - сайт для всех, кто интересуется психологией и её медицинским аспектом.

Акустическая агнозия и её виды


Агнозиями называют различные расстройства восприятия, которые наблюдаются при поражении коры головного мозга и подкорковых структур. В зависимости от очага поражения принято выделять уже знакомые нам зрительные и тактильные, а также слуховые агнозии. Сегодня мы познакомимся с акустическими нарушениями, которые возникают по причине поражения височной доли и заключаются в затруднениях распознать различные звуки и речь.

Какие виды слуховой агнозии бывают?

  • Предметная акустическая Агнозия - утрата способности узнавать предметы, явления, людей (на слух, наощупь, через зрение) при ясности сознания. Подробнее 1, 2, 3' >агнозия (обширное поражение правых височных отделов) отличается тем, что человек не в состоянии воспринимать тот или иной предмет на слух, то есть он не может распознать хлопки, шорохи, шумы (например, шагов, ветра, воды, часов, дождя), не узнаёт голосов животных, не идентифицирует стук, шелест бумаги, звон монет и проч. При предметной акустической агнозии слух сохранен.
  • Слухоречевая Агнозия - утрата способности узнавать предметы, явления, людей (на слух, наощупь, через зрение) при ясности сознания. Подробнее 1, 2, 3' >агнозия (поражение левого виска) проявляется тем, что человек не в состоянии воспринять голос человека, узнать и понять речь, которую он слышит как некий набор незнакомых звуков. Но иногда доступно частичное понимание человеческой речи, которое осуществляется с опорой на интонацию высказывания, ситуацию, особенности фразы (длину, громкость).
  • При тональной агнозии (поражение правого виска) нарушается интонационно-мелодический компонент речи, когда человек не может отличить более медленную речь от более быстрой, не улавливает разницы между более громкой и более тихой речью, а также не разбирается в вариабельности речи. Помимо этого нарушается и эмоциональный слух, то есть человек не понимает по голосу эмоций собеседника, для него одинаково звучат радость и печаль, злоба и добродушие. Но при этом слова и грамматические конструкции человек с акустической агнозией понимает безупречно. Тональная Агнозия - утрата способности узнавать предметы, явления, людей (на слух, наощупь, через зрение) при ясности сознания. Подробнее 1, 2, 3' >агнозия отличается и трудностями, связанными с узнаванием голоса знакомых людей, особенно если больной слышит их по телефону, радио и телевидению.
  • Аритмия (поражение правого и левого полушарий у правшей) – это невозможность распознать ритмы, разноударные, сложные и простые, когда не учитываются пространственно-временные параметры.
  • Амузия (поражение правой височной доли у правшей) – это расстройство музыкальных способностей, когда человек не способен узнать, напеть и воспроизвести знакомую или только что услышанную музыку, не может также отличать одну мелодию от другой. Поражение верхней височной коры может привести к сенсорной афазии, а поражение средне-височных отделов левой височной доли может стать причиной возникновения акустико-мнестической афазии (АМА), с которыми мы уже знакомились в более ранних постах этой рубрики.

Слуховая кора занимает внешние (конвекситальные) отделы височной области мозга и так же, как и зрительная (затылочная) область коры, распадается на первичные (проекционные) и вторичные зоны. Слуховой путь, несущий сигналы звуковых раздражителей, начинается в кортиевом органе, расположенном в улитке внутреннего а. Отдельные участки этого органа возбуждаются в ответ на различные по высоте колебания, и нервные волокна, предающие эти колебания, сохраняют соматотопическую организацию. Они идут по слуховому пути, прерываются во внутреннем коленчатом теле и заканчиваются в первичных (проекционных) отделах слуховой зоны коры, расположенной в поперечной извилине Гешля.

Большую роль в слуховом восприятии человека играют горичные отделы височной коры, имеющие большое значение в дифференциации как комплексов одновременно предъявляемых слуховых раздражителей, так и последовательных серий звуковысотных отношений или ритмических звуковых структур. Гностические слуховые расстройства связаны с поражением ядерной зоны звукового анализатора (куда кроме 41 поля входят 42 и 22 поля).

В клинической и нейропсихологической литературе многократно описаны нарушения слуховых функций, возникающие при поражении ядерной зоны слуховой системы правого и левого полушарий. При поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария (ядерной зоны) больной не способен определить значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов. Это поражение носит название слуховая агнозия.

Агнозия (от греч. а — отрицат. частица и gnosis — знание) — нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности к восприятию предметов и явлений действительности при поражениях коры головного мозга и подкорковых структур.

Слуховая агнозия — это гностическое расстройство, отражающее нарушение слухового восприятия, при сохранной элементарной чувствительности.

В зависимости от уровня поражения слуховой системы выделяют:

§ собственно слуховую агнозию;

§ нарушение интонационной стороны речи (просодики);

§ речевую акустическую агнозию.

В выраженных случаях слуховой агнозии больные не понимают смысла самых простых звуков, например скрипа дверей, шума шагов, т.е. всех тех бытовых звуков, которые в норме человек различает без специального обучения.

Подобные звуки перестают для больных быть носителями определенного смысла, хотя слух как таковой у них сохранен, и они могут различать звуки по высоте, интенсивности, длительности и тембру. Таким образом, наблюдается принципиально то же самое нарушение, которое возникает и при зрительной агнозии, когда при полной сохранности зрения (остроты, полей зрения) нарушается способность понимать увиденное.

Подобные расстройства сравнительно редки. Для появления слуховой агнозии требуется обширное поражение правой височной области. Описан случай двустороннего поражения левой и правой височной области с симптомами выраженной слуховой агнозии. Чаще встречается более стертая форма слуховых нарушений в виде дефектов слуховой памяти, которые обычно проявляются в специальных экспериментах. Так больной, способный различать звуковысотные отношения, не мог выработать слуховые дифференцировки, т.е. запомнить два (или больше) звуковых эталона.

В качестве эталонов детям предъявляются ритмические рисунки звуков, сгруппированных в определенные структуры. Ребенок должен различить и запомнить структуру ритма, а затем воспроизвести его. Такое различение и воспроизведение для любого здорового человека не представляет никаких сложностей. Больные, как правило, не способны определить количество звуков: они либо переоценивают или недооценивают количество ударов, не различая, сколько было звуков и как они чередовались друг с другом.

Амузия — это нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. Амузия не всегда сопутствует афазическим расстройствам, что, в частности, описано А.Р. Лурией и Л.С. Цветковой, показавшими, что у больных, страдающих амузией, может быть значительное расхождение музыкальных и речевых способностей в виде афазии при сохранности музыкального слуха. Ребенок с амузией не только не может узнать мелодию, но и оценивает ее как болезненное и непонятное переживание. Больные рассказывают, что музыка для них потеряла смысл, что она вызывает приступы головной боли, т.е. стала активно неприятной. Амузия, по-видимому, связана с нарушением не столько звуковысотного слуха, сколько с более сложной способностью к музыкальной комбинаторике, музыкальной грамоте. Важно отметить, что если симптом амузии проявляется главным образом при поражении правой височной области, то аритмия может возникнуть не только при право-, но и при левосторонних височных очагах (у правшей).

Симптомом поражения правой височной области является нарушение интонационной стороны речи. Больные часто не только не различают речевых интонаций, но и сами не очень выразительны в речи, которая лишена модуляций, интонационного разнообразия, свойственного здоровому человеку.

У них часто страдает пение. Известны описания больных, которые, хорошо повторяя отдельную фразу, не могли пропеть ее, так как в пении интонационный компонент речи усиливается.

Нарушения восприятия интонационных компонентов речи отмечается и тогда, когда угнетаются функции всего правого полушария мозга. В этих случаях человек не может на слух даже определить принадлежность голоса мужчине или женщине.

Если при затормаживании левого полушария человек становится как будто нечувствительным, невнимательным к; речевым звукам, как бы не слышит того, что ему говорят, хотя полная словесная глухота отсутствует, то при затормаживании правого полушария человек слышит речь, но не знает, кто это говорит, и не понимает интонации высказывания. У таких детей нарушается способность к различению звуковых компонентов разной сложности, особенно состоящих из серии разных звуков. При грубых нарушениях они не могут четко различить и повторить даже одиночные звуки речи (например, [у] вместо [о]), В менее выраженных случаях ребенок ошибается в воспроизведении отличающихся только одним признаком звуков и легко воспроизводит пары сильно различающихся звуков (например, [р] и [м]).

При локальных поражениях вторичных отделов височной доли, ребенок теряет возможность отчетливо различать звуки речи, у него отмечаются явления, обозначаемые термином речевая акустическая агнозия. Он сохраняет достаточно острый слух; восприятие предметных звуков также остается сохранным.

Речевая акустическая агнозия является основным источником нарушения речи — сенсорной афазии.

Диагностические методики, направленные на исследование слуховой агнозии, включают в себя ряд тестов для исследования слухового гнозиса, а также показателей, характеризующих неспецифические особенности нервных процессов, — возможность концентрации внимания, работоспособность, истощаемость, подвижность нервных процессов. Перед началом диагностики необходимо получить данные о степени сохранности собственно слухового анализатора (преимущественно изучают! я данные аудиометрии), после чего проводится нейрепсихологическое обследование ребенка с целью выявления локальных поражений слуховых зон коры головного мозга. При обследовании диагносту необходимо учитывать как возрастные и индивидуальные особенности ребенка, так и степень развития высших психических функций.

Для изучения этого нарушения используются аудиозаписи элементарных бытовых звуков, которые ребенок должен различать без специального обучения (шум льющейся воды, шум ветра, скрип двери, шум шагов и т.д.).

После чего ребенку предъявляется аудиозапись и анализируются результаты обследования. Нарушение слуховой дифференцировки знакомых звуков свидетельствует о поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария (следовательно, о наличии собственно слуховой агнозии).

Делается вывод о нарушении слухоречевой памяти, если ребенок может повторить лишь один-два элемента ряда, сохраняя иногда начальные, иногда последние элементы, говоря, что остальные не запомнил. Это нарушение носит модально-специфический характер. Если такому больному предъявить группу нарисованных фигур или даже написанных слов, он запоминает их достаточно прочно.

По данным Н.Н. Трауготт и ее сотрудников, у больных аритмией нарушается способность к различению звуковых комплексов разной сложности, особенно состоящих из серии последовательных звуков. С целью диагностики в этом случае ребенку предъявляются наборы звуков, чередующихся через разные промежутки времени (или сгруппированных в определенные структуры), по два, три, четыре, пять звуков в пачке. Причем внутри пачки отдельные удары акцентируются. Ребенок должен различить и запомнить структуру ритма и затем воспроизвести его.

Для исследования амузии ребенку могут предъявляться аудиозаписи знакомых песен. При этом исследователь просит не только прослушать песни, но и воспроизвести их, а также предлагает ребенку ответить, чем отличается одна музыкальная композиция от другой.

Для исследования данного нарушения слухового гно-зиса применяются различные варианты тестов. Например, ребенок прослушивает аудиозапись речевых высказываний, принадлежащих мужчине и женщине, после чего пытается провести дифференцировку голосов мужчины и женщины. Диагност может предложить ему пропеть отдельную фразу, так как в пении усиливается интонационный компонент, который у таких больных страдает. Ребенку могут быть предоставлены одиночные звуки речи [о], [у], которые он должен четко различить и повторить.

Охарактеризуйте основные виды слуховых агнозий.

1. Основными причинами слуховой агнозии являются поражения:

а) слухового анализатора;

б) вторичных отделов височной коры головного мозга;

в) затылочной области коры.

2. Слуховая агнозия — это гностическое расстройство, отражающее нарушение слухового восприятия:

а) при сохранной элементарной чувствительности;

б) нарушенной элементарной чувствительности;

в) нарушении элементарной слуховой чувствительности.

3. К основным видам слуховой агнозии относят:

а) аритмию, амузию, соматоагнозию, собственно слуховую агнозию, речевую акустическую агнозию;

б) буквенную агнозию, оптико-пространственную агнозию, амузию, нарушение интонационной стороны речи, аритмию;

в) речевую акустическую агнозию, аритмию, амузию, собственно слуховую агнозию, нарушение интонационной стороны речи.

4. Вид слуховой агнозии, который является основным источником сенсорной афазии:

а) речевая акустическая агнозия;

б) нарушение интонационной стороны речи;

в) собственно слуховая агнозия.

5. Нарушение, для выявления которого ребенку предлагается пропеть фразу:

б) нарушение интонационной стороны речи;

в) речевая акустическая агнозия.

6. Вид слуховой агнозии, сходный с явлениями нарушения фонематического слуха:

б) собственно слуховая агнозия;

в) речевая акустическая агнозия.

7. Явление дефекта слуховой памяти заключается в том, что:

а) ребенок не может выработать слуховые дифферен-цировки;

б) не способен различить сходные звуки;

в) не способен узнать знакомую мелодию.

8. Форма нарушения слухового гнозиса, при которой больной не может определить смысл простых, бытовых звуков:

Что такое агнозия?

Причины

Агнозия возникает при обширных поражениях определенных отделов коры полушарий большого мозга. Агнозия чаще связана с патологией преимущественно у правшей правого полушария, а у левшей – левого полушария. То есть с патологией базового полушария для образного, художественного мышления и восприятия. Причины агнозии: болезнь Альцгеймера, нарушения мозгового кровообращения, подострый склерозирующий панэнцефалит, постгипоксическия и/или токсическая энцефалопатия, компактные процессы.

Агнозия у взрослых и детей

Агнозия чаще встречается у взрослых (мужчин и женщин). Агнозия у детей (мальчиков и девочек) встречается в старшем возрасте (с 10 до 17 лет) в связи с тем, что у них лучше выявляется патология и более выраженная дифференциация функциональных зон коры головного мозга.

Агнозия, виды, классификация

Основные виды агнозии: зрительная агнозия (оптическая агнозия), слуховая агнозия, тактильная агнозия (астереогноз), обонятельная агнозия, вкусовая агнозия, болевая агнозия, анозогнозия, аутотопоагнозия.

Зрительная агнозия, оптическая агнозия

Зрительная агнозия , оптическая агнозия – это вид агнозии, при котором происходит неузнавание знакомых предметов или некоторых их свойств и качеств, при отсутствии слепоты. Зрительная агнозия, или оптическая агнозия, возникает при патологических процессах в затылочно-теменной области, затылочной области. Встречается при таких видах патологии, как болезнь Альцгеймера, нарушений мозгового кровообращения. Зрительная агнозия, оптическая агнозия имеет несколько видов. Основные симптомы зрительной агнозии: снижение зрения, ослабление зрения, ухудшение зрения. Однако при обследовании человека снижение зрения отсутствует. Больной не может пояснить назначение предметов и правильно их назвать.

Предметно-зрительная агнозия, зрительно-предметная агнозия

Предметно-зрительная агнозия – это кажущееся снижение зрения, сочетающееся с невозможностью назвать предмет, который показывают пациенту (зубная щетка, ложка, ботинки, трусы, чашка, тарелка, бокал, книга).

Пространственно-зрительная агнозия, пространственная агнозия

Пространственно-зрительная агнозия – это нарушение способности ориентироваться в пространстве или оценивать пространственные соотношения. Пространственно-зрительная агнозия характеризуется отсутствием узнавания сложных пространственных образов, утратой пространственных представлений, нарушением ориентировки на местности. Пространственно-зрительная агнозия наблюдается при поражении нижних отделов теменных долей головного мозга. Часто пространственно-зрительная агнозия сочетается с апракто-агностическим синдромом.

Метаморфопсия

Метаморфопсия – это вид агнозии, при которой наблюдается восприятие предметов в искаженном виде. Макропсия – это вид метаморфопсии, при котором предметы кажутся увеличенными. Микропсия – это вид метаморфопсии, при котором предметы представляются уменьшенными.

Пальцевая агнозия

Пальцевая агнозия – это нарушение выбора, узнавания, дифференцированного показа пальцев рук (ног). Нарушение узнавания пальцев происходит как у себя, так и у других людей. Пальцевая агнозия относится к такой группе патологии, как аутотопоагнозия.

Агнозия на лица, прозопагнозия

Агнозия на лица , или прозопагнозия – это нарушение распознавания отлично знакомых лиц людей. При неузнавании лица человека пациент говорит, что якобы плохо видит, поэтому не может узнать. На самом деле, зрение у больного хорошее. Агнозия на лица, по данным Сарклиник, наблюдается при поражении височных и / или затылочных отделов головного мозга чаще недоминантного полушария. Болезнь Альцгеймера является частой причиной агнозии на лица (прозопагнозии).

Симультантная агнозия

Симультантная агнозия – это невозможность полного и целостного восприятия комплекса сенсорных образов разнообразных модальностей и нарушением узнавания целостного общего образа по части образа. При этом узнавание законченных и единичных образов сохранено. При симультантной агнозии наблюдаются достаточно сложные нарушения синтетических процессов формирования сенсорного образа. По данным Сарклиник, симультантная агнозия встречается при поражении затылочной, теменной, височной областей в зоне их сопряжения. Некоторые пациенты ее называют "симультанная агнозия".

Также встречаются ассоциативная агнозия, апперцептивная агнозия.

Слуховая агнозия

Слуховая агнозия – это неспособность узнавать знакомые звуки, при сохранности слуха. Наблюдается при поражении лобной и височной областей, вторичных корковых зон анализатора слуха. Словесная агнозия – это неспособность понимать смысл знакомых слов при сохраненном слухе. При словесной агнозии поражаются вторичные зоны анализатора слуха в доминантном полушарии. Часто отмечается при сенсорной афазии.

Амузия

Амузия – это неспособность узнавать музыкальные мелодии. При амузии поражается недоминантное полушарие. Также при нарушениях в субдоминантном полушарии затрудняется оценка интонационного компонента речи.

Тактильная агнозия, астереогноз

Тактильная агнозия , или астереогноз – это неспособность определять на ощупь с закрытыми глазами предметы, положенные в руку, при условии сохранности чувствительности. Астереогноз подразделяется на 2 вида: первичный астереогноз и вторичный астереогноз. Тактильная агнозия возникает при поражении теменной коры, чаще верхней теменной дольки. Тактильная чувствительность и мышечно-суставное чувство при первичной тактильной агнозии не поражены. При вторичном астереогнозе поражены мыечно-суставное чувство и тактильная чувствительность. Нарушен этап синтеза элементарных сенсорных ощущений. Пациент при тактильной агнозии может описать отдельные свойства предмета, но не может воспринять его в целом.

Обонятельная агнозия

Обонятельная агнозия – это расстройство узнавания знакомых предметов или веществ по запаху.

Вкусовая агнозия

Вкусовая агнозия – это нарушение распознавания веществ по их вкусовым качествам при сохранности вкуса и обоняния. Вкусовая агнозия и обонятельная агнозия развиваются вследствие обширных поражений медиобазальных участков коры височной доли.

Болевая агнозия

Болевая агнозия – расстройство восприятия болевых раздражений. Дизестезия – нарушение восприятия укола как прикосновения.

При рассмотренных выше агнозиях у больных нарушено узнавание внешних раздражителей. Некоторые виды агнозии связаны с нарушениями восприятия человеком собственного тела.

Анозогнозия

Анозогнозия – это отсутствие критической оценки своего дефекта. Анозогнозия наблюдается чаще при поражении правой теменной доли мозга. Пациенты критически не оценивают такие свои дефекты, как ухудшение зрения, снижние слуха, паралич, парез. Часто при анозогнозии пациенты отрицает свою болезнь.

Синдром Антона

Синдром Антона - это вид анозогнозии, при котором пациент, имеющий серьезные проблемы со зрением, с большим упорством отрицает наличие этих проблем. Синдром Антона впервые наблюдал в 1898 году врач психиатр и невролог из Германии Антон, по имени которого этот синдром и назван. Сам Антон это заболевание назвал корковой слепотой. Синдром Антона наблюдается при поражении задних участков коры больших полушарий, нарушаются рефлекторные взаимосвязи между промежуточным мозгом и затылочной зоной коры головного мозга. Основные симптомы синдром Антона: расстройство зрения, отрицание самим пациентом нарушений зрения, отсутствие критического восприятия своего состояния, бурные фантазии, многословие, склонность к вымыслу.

Аутотопоагнозия

Аутотопоагнозия – это затруднение узнавания собственного тела и его частей, нарушений схемы тела. Аутотопоагнозия относится к соматоагнозиям. Человеку кажется, что у человека 6 рук, 8 ног, 2 головы, голова квадратная, руки с щупальцами. Пациент не может различать правую и левую сторону тела, не может показать части своего тела, нарушено выполнение проб Геда. Больной при поражении доминантного полушария головного мозга не различает левую и правую половины тела, при поражении субдоминантного полушария головного мозга считает, что у него нет руки или ноги, или он не может управлять этими конечностями.

Полимелия

Полимелия – это состояние, при котором человеку кажется, что у него много рук или ног.

Пальцевая агнозия, синдром Герстмана

Вторичные нарушения гнозиса

Вторичные нарушения гнозиса наблюдаются при поражении передних отелов головного мозга. Для вторичных нарушений гнозиса характерна фрагментарность восприятия сенсорных образов. Они ухватываются за определенный образ и думают, что он правильный. Например, больной купается в ванне без воды, но думает, что она наполнена водой. При динамических нарушениях гнозиса происходит увеличение времени узнавания сенсорных образов. При поражении глубинных активирующих неспецифических систем головного мозга могут встречаться положительные эффекты внешней стимуляции внимания, фрагментарность восприятия, флюктуации нарушений.

Буквенная агнозия

Буквенная агнозия характеризуется неузнаванием букв. Устная речь у больного сохранена, но у него наблюдаются дислексия (словесная слепота) и дисграфия (расстройство письма). Буквенная агнозия встречается при поражении затылочных отделов доминантного полушария головного мозга.

Про заболевания "агнозия" даже снимают фильмы. Все помнят испанский фильм "Агнозия" режиссера (и композитора) Эудженио Мира (2010) с участием в главной роли Эдуардо Норьега. Фильм "Амнезия" повествует о дочери богатого промышленника и бизнесмена Жоана Праца, которая болеет агнозией. Тяжело жить и хранить секреты, когда зрение и слух в полном порядке, но головной мозг не хочет формировать понятные слуховые и визуальные образы от сигналов, поступающих извне. Кто главный злодей триллера - Висент, Карлес или кто-то другой?

Агнозия лечение, как лечить агнозию

Сарклиник проводит лечение агнозии в Сартове, России . Сарклиник знает, как лечить агнозию в Саратове.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.