Внутриличностный конфликт при нервной а

Внутриличностные, или внутридушевные, конфликты — вторая разновидность психотравмы, когда человек конфликтует сам с собой. Это в широком смысле конфликт сознания и желания, или, точнее, сознания и влечения (инстинкта). Сущность внутридушев-ной психотравмы зиждется на психоанализе 3. Фрейда. Постараюсь по возможности популярно изложить сущность психоанализа и основные положения учения 3. Фрейда. Сделать это нелегко, ибо при изучении психики человека сам 3. Фрейд использовал как конкретные методы исследования, так и общефилософские умозаключения. Одни и те же бессознательные процессы он нередко истолковывал неоднозначно — то как источник творческих проявлений человека, то как носитель разрушительных тенденций. Хотя в принципе это правильно. Согласно современным воззрениям, все психические процессы в организме человека и окружающая нас действительность носят единый и в то же время противоположно направленный характер. Нет ничего постоянно абсолютно положительного (хорошего), как нет такого же постоянно и абсолютно отрицательного (плохого). Однако это дало возможность противоположно использовать основные принципы учения 3. Фрейда.

И на сегодняшний день имеются как сторонники,так и противники положений 3. Фрейда о психоанализе. Несомненно лишь то, что даже в современных условиях с учетом больших успехов в медицинской науке нельзя глубоко понять и осмыслить сущность неврозов и методы их лечения без знания учения 3. Фрейда о психоанализе.

Что такое психоанализ? Трудно дать медицински правильное, научное и в то же время понятное определение психоанализа, а поэтому не буду давать описание его сущности, приведенное в современней медицинских справочниках и энциклопедиях, так как это потребует подробного разъяснения используемых терминов и положений.

Психоанализ как метод познания предназначен для выявления роли и объяснения бессознательных процессов, скрытых мыслей, необдуманных действий в формировании психики человека и возникновении нервно-психических расстройств.

Психоанализ как метод лечения предусматривает восстановление в сознании скрытых психотравмирующих ситуаций из сферы инстинктов, отреагирование на них как на индифферентный раздражитель (дезактуализация), что способствует выздоровлению при неврозах.

Психоанализ как теоретическое направление в психологии представляет общепсихологическое учение о личности и ее разновидности с учетом структуры личности и уровней душевной жизни человека. Всем указанным аспектам психоанализа соответствует этимология (происхождение) этого слова (греч. psyche — душа + анализ), что означает анализ души, или душевной жизни человека, нередко глубоко скрытой от посторонних и даже самого себя, являющейся как причиной страданий, так и создающей основу для гениального развития личности и таланта людей.

По-видимому, не следует больше вдаваться в различные философские аспекты науки, ибо перед нами конкретный вопрос — неврозы у детей. Перейдем к дальнейшему рассмотрению причин возникновения и механизма их развития, чтобы с определенным запасом научных знаний приступить к ознакомлению с особенностями их клинических проявлений, лечения и профилактики.

3. Фрейд изучал структуру личности человека, роль в душевной жизни внутренних конфликтов и кризисов, неудовлетворенных желаний, особенно перенесенных в детские годы, что определяет поведение людей в дальнейшем. Он рассматривал нервную систему как энергетическую машину, обладающую нервной энергией, большая часть которой исходит от бессознательных врожденных потребностей организма, которые обозначаются как инстинкты, например пищевой, оборонительный, половой или сексуальный, воспитания потомства и др. Все многообразие инстинктов 3. Фрейд свел к двум группам: инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные), и инстинкты, разрушающие жизнь (деструктивные). Н^ши поведение, мысли и желания зависят от взаимодействия и взаимовлияния сексуальных и деструктивных инстинктов. Энергия инстинктов жизни порождает либидо — половое влечение, стремление к половой близости. Эта энергия, по 3. Фрейду, является слепым инстинктом, всецело бессознательным, который не хочет знать ничего, кроме принципа удовольствия, испытываемого человеком при разрядке данной энергии. Деструктивным инстинктам, присуща агрессивная энергия.

Хотя Я развивается из Оно и питается его энергией, но постепенно приобретает контроль над требованиями Оно в плане реализации возникших потребностей. Следовательно, Я реагирует на возможности, а Оно — на потребности.

Сверх-Я — это представитель идеалов и запретов и развивается в результате сопоставления социальных норм, воспитательных запретов и поощрений. Сверх-Я выступает как источник моральных устоев индивидуума и проявляется как совесть. Сверх-Я является своеобразным хранилищем морали, норм поведения, идеала и авторитета в сознании личности, выполняя три основные функции: совесть (ограничивает, осуждает или запрещает осознанные решения), самонаблюдение (оценка деятельности на удовлетворение потребностей) и формирование идеалов. Свою энергию Сверх-Я получает от Оно и может его наказывать в виде чувства вины и укоров совести в тех случаях, когда Я действует в угоду Оно, но в противовес Я.

Взаимодействие всех трех инстанций человеческой личности направлено на оптимальный уровень развития духовной жизни, восстановление имевших место нарушений, повышение чувства удовольствия и сведения до минимума чувства неудовлетворенности.

По 3. Фрейду, все поведение человека определяет его сексуальность, а возникновение неврозов он объясняет следующим образом. На сознательное Я постоянно действует содержащее сексуальные инстинкты подсознательное Оно и в основном предсозна-тельное Сверх-Я. Они предъявляют Я требования удовлетворения влечений с учетом моральных установок индивидуума. Сильная психика человека, т.е. сознательного Я, противится этому, хотя и находится как бы между двух огней.

Во избежание перенапряжения Я со стороны Оно и Сверх-Я существуют различные виды защиты (противодействия) в виде сублимации, вытеснения, рационализации, регрессии и др. Наиболее распространенным сексуальным механизмом защиты является сублимация — отклонение энергии сексуальных влечений от получения удовольствия и продления рода в приемлемые в социальном отношении и не подвергающиеся нравственному осуждению формы деятельности (искусство, спорт, наука и т.д.). Сублимированная энергия, по мнению 3. Фрейда, создает цивилизацию и порождает гениальность. Таким образом, гениальность — это преобразованная энергия либидо (половых влечений); сублимированной может быть не только энергия либидо, но и агрессивная энергия, порожденная деструктивными инстинктами.

Однако механизмы защиты не всегда срабатывают в таком положительном направлении. Защита Я от внутренних и внешних напряжений может носить биологически и социально отрицательный характер. Энергия либидо может разряжаться на тех участках мозга, которые регулируют деятельность, например, чувствительных и двигательных систем. Возникают соответствующие расстройства, порожденные сексуальным инстинктом, которые внешне воспринимаются как болезнь, но носят для человека условно приятный и желаемый характер. В этих расстройствах (симптомах болезни) проявляется сексуальная жизнь индивидуума.

Своеобразно и несколько необычно объясняет 3. Фрейд стадии сексуального развития. По мнению 3. Фрейда, половое влечение возникает у ребенка уже в первые дни после рождения и связано с сосанием груди. Главная потребность новорожденных — это потребность в питании. Он с удовольствием сосет не только грудь, но также соску, а со временем и другие части тела — палец, губу, а порой и различные предметы. Приятные ассоциации при сосании груди повышаются еще и тем, что во время кормления грудью мать ласкает ребенка, покачивает его, произносит отдельные слова или напевает успокаивающие мотивы. Следовательно, раздражение рта приносит ребенку большое удовольствие. Данный период 3. Фрейд обозначил как оральная стадия сексуального развития (лат. слово OS, oris — рот).

По мере развития (до года и на втором году жизни) ребенок нередко испытывает удовольствие при покусывании груди и других частей тела матери, сосания различных предметов, а в последующем может появиться длительно сохраняющаяся привычка сосания пальца, грызения ногтей, вплоть до появления кровоточащих. Происходит, по 3. Фрейду, фиксация, или застревание на оральной стадии сексуального развития.

В дальнейшем (с 2 до 3—4 лет) чувство удовольствия связано преимущественно с выделением кала — анальная стадия сексуального развития (лат. anus — задний проход), т.е. происходит присоединение сексуальности к другим функциям тела.

Анальная зона постоянно подвергается раздражению каловыми массами и вследствие часто встречаемых заболеваний кишечника. Дети, пользующиеся эрогенной раздражимостью анальной зоны, нередко задерживают каловые массы до тех пор, пока эти массы, скопившись в большом количестве, не вызывают сильные мускульные сокращения и при прохождении через задний проход способны вызвать выраженное раздражение слизистой оболочки. У детей вместе с ощущением боли возникает и сладострастное ощущение.

Нарциссизм (греч. Narkissos— Нарцисс — греческий мифологический герой, влюбившийся в свое отражение в воде, т.е. в самого себя, умерший от этой любви и превращенный богами в цветок) — одна из форм полового извращения в виде влюбленности в самого себя. Такие лица испытывают половое возбуждение и сексуальное удовлетворение путем созерцания собственного обнажённоготела (обычно в зеркале) или отдельных его частей. Иногда сочетается с онанизмом. Встречается относительно редко. В его возникновении играет существенную роль изоляция от сверстников с раннего детства.

Третья стадия сексуального развития — фаллическая (от греч. phallos — мужской половой орган, пенис; в прошлом некоторые народности преклонялись перед изображениями полового члена как символа оплодотворяющего и рождающего начала природы). Эта стадия начинается в промежутке от 3 до 4 лет. В это время дети обращают особое внимание на свои половые органы. 3. Фрейд считал, что девочки болезненно переживают отсутствие у них полового члена (тоска по кастрации), а мальчики боятся его потерять (страх кастрации). Возникает своеобразное отношение детей к своим родителям. Мальчик влюбляется в мать и направляет на нее все свои эротические чувства, идентифицирует себя с отцом, которого одновременно ревнует, любит и боится (Эдипов комплекс); девочка же, наоборот, испытывает больше влечение к отцу и идентифицирует себя с матерью (комплекс Электры), ей также присуща зависть к мальчикам из-за отсутствия у нее полового члена.

Этот миф и многие ему аналогичные у других народов отражают табу (запрет) на браки между близкими родственниками (родители и дети, братья и сестры), что ведет к резкому увеличению частоты наследственных заболеваний и вырождению рода.

По мнению Фрейда, дети обоего пола должны пережить этот присущий им комплекс, он амнезируется (забывается) и уходит в подсознание как противоречащий формированию совести (Сверх-Я).

Следующая стадия сексуального развития — латентная (скрытая), которая начинается с 5—6 и продолжается до 10—12 лет. В этот период снижается сексуальное чувство ребенка, либидо как бы дремлет, происходит формирование сознательного Я, которое вытесняется из подсознательного Оно, развиваются представления о морали (Сверх-Я). Психическая (сексуальная) жизнь начинает переходить от принципа удовольствия к аспектам реальности. Интересы ребенка переключаются на другие виды деятельности — учебу, спортивные игры и другие увлечения. Последняя стадия — гени-тальная, начинается примерно с 12 лет, проходит препубертатный и пубертатный периоды жизни. В это время сексуальность возрастает с новой силой. Вначале это может проявляться в виде онанизма с участием эмоциональных моментов, направленных на объект либидо противоположного пола, эротических сновидений (непроизвольным семяизвержением). В период половой зрелости энергия либидо переключается полностью на полового партнера.

Если в период полового созревания что-то мешает удовлетворению сексуальных потребностей, то происходит регресс энергии либидо на пройденные фазы развития. Это может привести к деви-антным формам сексуальности, которые в ряде случаев носят патологический характер.

Согласно учению 3. Фрейда о психоанализе, неудовлетворенная или стесненная (неотреагированная) либидозная энергия на различных стадиях сексуальности может стать причиной возникновения невротических нарушений, которые являются символическим проявлением вытесненных (регрессированных) сексуальных влечений.

Невроз, по 3. Фрейду, возникает тогда, когда людям нельзя реально удовлетворить свою эротическую потребность вследствие внешних препятствий или внутреннего недостатка приспособляемости. Они бегут в болезнь, чтобы с ее помощью найти замену недостающего удовлетворения. В болезненных симптомах проявляется часть половой деятельности больного или вся его сексуальная жизнь.

Таким образом, учение 3. Фрейда направлено на изучений духовной жизни людей, бессознательных и неуправляемых явлений, действий и поступков, которые могут привести к возникновению различных заболеваний, и прежде всего неврозов. Главное значение при этом 3. Фрейд придает сексуальности, ее становлению и развитию.

Нашел ли в этом читатель какое-то рациональное зерно, имеющее отношение к его жизни, жизни его детей, родных и близких людей? Если этот раздел книги вы просмотрели быстро (просто пробежали), то, может, лишь осталось впечатление, что все это сплошная сексуальность и ничего серьезного нет. В прошлом все мы так к нему относились, когда нам преподносили 3. Фрейда, фрейдизм и психоанализ как лженауку, не соответствующую советской действительности, сплошной пансексуализм без учета роли сознательной деятельности людей. Мы старались быть сознательными, строили светлое будущее, идя к нему семимильными шагами, а оно все больше скрывалось за горизонтом. Все мы знали правильное положение К. Маркса о том, что общественное бытие определяет сознание, но не придавали этому серьезного значения. А бытие — это удовлетворение врожденных потребностей, инстинктов человека в питании, одежде, жилье, это и духовная жизнь людей, в том числе и сексуальные ее аспекты, которые весьма своеобразны у каждого индивидуума.

Не спешите скептически относиться к тому, о чем писал и что проповедовал 3. Фрейд. Вспомните свое детство, насколько память позволяет проникнуть в прошлое, понаблюдайте за своими детьми, особенно раннего (первые 3 года жизни) и дошкольного возраста, и вы, надеюсь, увидите правоту ряда положений 3. Фрейда. Это необходимо не только для каких-то теоретических познаний, но и для правильного полового воспитания ребенка. А сколько у нас факторов, препятствующих этому, прежде всего в виде тотальной сексуализации телевидения и кинопроката. Нужны ли эти зрелища, повышающие сексуальную возбудимость наших детей? Научные исследования 3. Фрейда касаются соотношения трех аспектов нашей жизни: морали (идеалов и запретов), сознания и инстинктов, которые всегда требовали, требуют и будут требовать удовлетворения. А какова наша мораль? Совесть, идеалы и запреты постепенно уходят со сцены. Пошатнулись общечеловеческие и моральные устои общества. В разгуле хулиганство, бандитизм и насилие. Помыслы некоторой категории общества, особенно молодежи, направлены только на удовлетворение инстинктов.

Мы не будем приводить технику психоанализа, она сложна, требует глубоких знаний, специальной подготовки и особых психических качеств психоаналитика.

Указанные научные труды можно порекомендовать желающим более подробно ознакомиться с сущностью психоанализа, а лишь затем перейти к изучению работ 3. Фрейда, которых 24 тома, многие из них переведены на русский язык.

Как указывают В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донской, использующие психоанализ в своей клинической работе, в психоаналитическую технику, разработанную 3. Фрейдом в конце XIX в., нечего принципиально нового внесено не было, несмотря на большое количество работ по данному вопросу.

Первоначально для лечения больных неврозами 3. Фрейд применял обычный гипноз, но вскоре убедился в его недостаточной эффективности. На этой почве даже возникли дискуссии с Шарко, в клинике которого работал 3. Фрейд. Затем йм был использован катарсис (метод отреагирования) — освобождение от невротических расстройств при аффективной реакции на вызвавшие их психо-травмирующие переживания. С этой целью во время гипноза внушают больным, что им необходимо рассказывать о причине каждого проявления болезни. Больной в ряде случаев может-вспомнить эти моменты, что обычно сопровождается выраженной реакцией. К концу сеанса гипноза пациенту внушалось, чтобы он забыл о происходящем. Дальнейшие наблюдения 3. Фрейда показали, что катарсис можно проводить и без гипноза, а лишь методом внушения в свободном, расслабленном состоянии пациента.

Иногда при возникновении переноса невротические нарушения проявляются с новой силой, что 3. Фрейд назвал неврозом переноса и рассматривал его как путь от болезни к выздоровлению.

Приведенное 3. Фрейдом описание техники психоанализа дает лишь ориентированное представление об этом методе лечения.

Дальше идет анализ материала, полученного от пациента, конкретные способы контакта с ним в зависимости от полученной информации и многое другое, что необходимо знать психоаналитику в его работе.

Психоанализ включает также анализ сновидений, фантазий, ошибочных действий, оговорок и т.д., что приведено в литературе для специалистов. Полагаю, что вышеизложенного нам достаточно для общего понимания этого сложного и кропотливого метода психотерапии.

Вдумайтесь в смысл этого разумного резюме. И не будем обвинять 3. Фрейда в расширенном гипертрофированном толковании сексуальных переживаний ибо в плане исторического развития человека в этом есть глубокий и правильный смысл. Это тем более важно, что научные труды 3. Фрейда (в русском переводе) написаны своеобразным языком. Его нельзя читать бегло, а нужно глубоко проанализировать каждый абзац и даже каждое предложение, за одни и те же высказывания 3. Фрейда одни авторы его критикуют, другие, наоборот, хвалят. Возможно, это обусловлено и тем, что отдельные высказывания 3. Фрейда, порой несколько завуалированные, понимаются по-разному.

Что можно сказать в заключение к данному разделу? Проходят годы, изменяются наши теоретические воззрения на различные аспекты биологической и социальной жизни человека. Однако остается какая-то основа, фундамент, на котором нужно строить или достраивать здание науки. Этот фундамент в познании психических процессов человека, заложенный 3. Фрейлом, будет прочным и долгим еще для многих поколений.

Но как бы в те годы ни критиковали 3. Фрейда и его психоанализ, вычеркнуть имя этого ученого из медицинской науки не могли.

В начале 1980-х годов в СССР наступило некоторое послабление по отношению к психоанализу. Об этом можно судить хотя бы по статьям о психоанализе в 3-м издании БМЭ и БСЭ. Его, конечно, осуждали, но более лояльно. Снова появились в нашей печати труды 3. Фрейда и отдельные главы из его работ.

У пациентов с нервной анорексией могут возникнуть многочисленные осложнения, которые иногда приводят к летальному исходу. Большинство осложнений связано с серьезным истощением, которое может привести к повреждению каждого органа и системы в организме.


В некоторых случаях ущерб может быть постоянным, даже если состояние находится под контролем. Учитывая потенциальную серьезность осложнений, связанных с нервной анорексией, важно, чтобы любой человек с признаками или симптомами этого состояния получал медицинскую помощь, чтобы помочь им на пути к выздоровлению.

Психологические осложнения

Нервная анорексия часто связана с психологическими расстройствами, такими как:

Депрессия и беспокойство.

Злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами.

Кроме того, эти расстройства несут повышенный риск самоповреждения и суицидального поведения.

Гормональные осложнения

Существует ряд гормональных изменений, которые могут возникнуть у людей с нервной анорексией, иногда с тяжелыми и постоянными последствиями. Изменения могут включать:

Снижение эстрогена у женщин.

Снижение тестостерона у мужчин.

Уменьшенные гормоны щитовидной железы.

Уменьшенные гормоны роста.

Увеличение стрессовых гормонов.

Эстроген, в частности, важен для здоровья сердца и костей, а снижение уровня гормона может привести к связанным с этим осложнениям.

В результате этих гормональных изменений у больных людей может наблюдаться снижение полового влечения, а у женщин - временная потеря менструации (аменорея) или постоянное бесплодие.

Осложнения сердечно-сосудистой системы

Осложнения сердечно-сосудистой системы являются наиболее частой причиной смерти, связанной с нервной анорексией. Аритмии и дисбалансы электролитов в крови могут быть смертельными в тяжелых случаях, так как они могут влиять на работу сердца и на нормальный ритм сердцебиения.

Другие осложнения, связанные с сердцем, включают в себя:

Дисбаланс электролитов (например, калия, кальция, магния или фосфата).

Костно-мышечные осложнения

Почти 9 из 10 женщин с нервной анорексией испытывают потерю кальция в костях, известную как остеопения. Аналогично у 40% пациентов развивается остеопороз, который представляет собой серьезную потерю плотности кости.

Другие осложнения

Повреждение любого органа может произойти из-за недоедания и неспособности поддерживать функцию. Состояние часто включает повреждение почек или печени, которое может быть постоянным.

В некоторых случаях нервная анорексия может повлиять на центральную нервную систему, что может привести к неврологическим расстройствам, таким как судороги. Некоторые люди могут также страдать от проблем концентрации и памяти.

Потенциально смертельные осложнения

Потенциально смертельные осложнения включают в себя:

Аритмию (ненормальный ритм сердца).

Электролитный дисбаланс ионов натрия, калия или кальция.

Склонность к суициду.

Учитывая тяжесть осложнений, связанных с нервной анорексией, очень важно, чтобы это состояние было диагностировано и хорошо вылечено, как можно скорее, чтобы предотвратить неблагоприятные исходы.

Читайте также:

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

И давайте попробуем понять отличие здоровой лисы, от лисы в преневротическом состоянии и лисы с неврозом.

Лиса здоровая напрыгается, осознает, что достать не может. И самое важное – она признаётся себе в том, что сама виноград она не добудет. И она актуализирует копинги.

Если в её сознании появится мысль, что она не так уж хорошо прыгает, то она пойдёт запишется на секцию прыжков в высоту, будет тренироваться и когда научится прыгать с шестом, вернётся к винограду и достанет его.

То есть, у неё в голове будет держаться та самая цель, для чего ей понадобилось учиться прыгать.

Либо, она начнёт искать помощников. Жирафа позовёт, или там толпу зайцев, которые сделают живую пирамиду. Лиса вступает в договорные отношения с кем-то. Согласовывает место и время. Все вместе достают виноград, она делится долей (то есть готова отказаться от какой-то части винограда). Но это не главное. Главное − добыча винограда. Добывает, и все счастливы.

И чтобы с этим как-то справиться, лиса начинает как-то объяснять происходящее, но так, чтоб не пострадала её самооценка. И при этом можно было бы объяснить себе и другим, почему это дело выполнить невозможно.

А сделать это можно только ссылкой на несовершенство внешнего мира: виноград зелёный, и ест его всякий сброд.

В общем, объяснительная схема, направленная куда угодно, только не на себя.

И к винограду она больше не придёт. Потому что крайне смутно будет осознавать, что дело там не в винограде, а что-то не так с собой.

Так как лиса уже в ситуации с виноградом выбрала копинг обвинения окружающих ради спасения своей самооценки, то она будет теперь это делать по всей жизни в ситуациях беспомощности и при угрозе самооценки. Она станет контролировать других, потому что они не должны причинять ей боль, такую как причинил виноград. Она будет требовать идеальное исполнение всех её требований. Она станет обесценивать достижения других, искать изъяны в работе с нею у лисьего психолога (а к нему лиса попадёт не по своей воле, а потому что достала уже кого-то и её привели родственники), и самое главное, она будет радоваться когда у других хуже, чем у неё. И точно так же как зелёный виноград и ешьте его всякий сброд, она в психотерапии сформирует защитное поведение, что психолог зелёный, то есть не профессиональный, и только сброд к нему ходит. И больше к психологу не придёт, потому что у неё-то проблем нет, она не псих. Это другие психи.

Вот мы имеем пограничное расстройство.

Одновременно, во время прыжков, в зависимости от типа внутреннего конфликта, у неё формируется особое отношение к окружающим, которые якобы будут над ней смеяться (истерический тип конфликта), которые перестанут её любить и уважать (неврастенический тип конфликта) и она сформирует симптом страха окружающих.

Эта лиса придёт к лисьему психологу сама.

Можно быстро снять ей все её страхи? Можно. Даже без вытаскивания той ситуации с виноградом. Однако, она перестанет бояться леса, зверей, но к винограду больше не подойдёт никогда, и будет обходить его за километр, у неё может разовьётся стойкое отвращение к запаху винограда или вьющимся высоким растениям. и в другой раз она придёт к психологу с жалобой, что на запах винограда у неё тошнота, рвота, но с работой желудка у неё всё в порядке.

Коллеги, понятно, как происходит смещение симптома?

Если у лисы психастенический тип конфликта – то лисе придётся принимать решение доставать ей виноград или нет. С этого дерева или вон с того? Она начнёт поддакивать тем, кто за сбор винограда с дерева справа. Если подойдёт более авторитетный лис и скажет, что слева на дереве виноград лучше – лиса станет ругать виноград на правом дереве и превозносить уже левое дерево.

Лиса угодить готова всем. Она прыгает, прыгает, изматывается до истощения и очень тяжело заболевает. Потому что когда она болеет, ей не надо прыгать.

Болезнь станет сезонной. Как виноград собирать – так болеет. И это будет сезонная аллергия, кашель, насморк, обострение радикулита, боли в суставах (чтоб не прыгать). Про виноград уже все забудут и она тоже. А болезни останутся. Так возникнет психосоматика, сезонная депрессия.

Лиса станет обвинять весь мир в том, что довёл её до такого состояния. Что всем делает, делает, а благодарности ни от кого не дождёшься, что все на ней ездят и она делает не то, что хотела бы и т.д.

Она станет так болеть, чтоб всем стало стыдно. "Вот, смотрите, до чего вы меня довели!" И, кстати, лечиться она не будет. Умирать будет, а от вызова скорой откажется. В общем, станет отличным манипулятором на чувствах вины, стыда всех окружающих. Болезнь станет приносить бонусы.

В преневрозе такая лиса с психастеническим типом конфликта начинает откладывать сбор винограда: «Не горит же! Успею! Завтра точно собирать пойду". Станет заниматься чем угодно, только не сбором винограда, и забивать голову себе другим лисам разной информацией, чтобы они забыли, что ей поручено. Зачем ей это? Чтобы не делать выбор!

А вот если лиса прыгала, прыгала, поняла, что достать виноград не может и начала обвинять себя, что она никчёмная попрыгунья, что родилась она не такая как все нормальные лисы, что жизнь обделила её нормальным ростом, ногами, что она неудачница, что мама лучше б её не рожала, потому что недодала любви и ласки - пошла и изрезала себе лапы об зубья капканов, или наелась мухоморов − то это, скорее всего, личностное расстройство, или акцентуация, или аддикт, или кризисное состояние. Но это не невроз. Во многом зависит, что будет происходить дальше у этой лисы. Пойдет ли она снова за виноградом или нет.

Прямо серию статей можно выпустить: нарциссизм мартышки без очков, нигилизм кота Васьки, аутизм участников квартета, синдром Аспергера возителей воза, ну и наконец обсессивно-компульсивное расстройство премудрого пескаря.

А мне импонирует версия, что он солипсист, и отрицает вещественную природу Повара. Ведь сказано, что Васька не смотрит на Повара, а только слушает. Значит умышленно сужая спектр чувств, отвечающих за осознание Повара как объекта вещественного мира, Васька надеется аннигилировать объект раздражения.

Глубоко вы копнули)))

А у колобка что? Как он мог до такой жизни докатиться?

Что-то вроде шизофрении, заставляющей его воспринимать зверей как разумных существ и пытаться вести с ними диалог.

Кроме этого - мания величия, заставляющая рассказывать каждому встреченному зверю о всех своих достижениях, на взгляд стороннего человека - весьма сомнительных, и отягчающая все это деворафобия, впрочем, как выяснилось - не очень-то и беспочвенная.

А колобок не прост.

Спасибо, интеренет, я нашёл у себя новые симптомы

А почему бы вместо слова "копинг" не использовать слово "совладание"?

Бекоз оф ризонс

Шоу-у ми э ризон, э ризон ту тэйк оф э грэйп, ту ту, ту-ру ту-ту.

Была. Теперь боязно искать кого-то еще.


Просто и доходчиво, наглядно и поучительно. Басня нашего времени

В достаточной степени актуальна. Подписалась, на всякий)

А если у лисы все вперемешку? Как тогда ей быть-кому сдаваться и есть ли шанс прожить нормальную лисью жизнь,а не пропадать из-за винограда,который лисы-то и не едят

Уточнение: прыжки в высоту - это одна дисциплина, прыжки с шестом - другая.

Про психосоматику

В частности, он пишет о том, что все эмоции в своей структуре имеют определённый физиологический компонент — и это подтверждается многочисленными исследованиями психологов и психофизиологов — но если мы постоянно переживаем какую-то эмоцию, и не имеем возможности реализовать этот физиологический компонент, то происходит отделение эмоции от этих организмических реакций (вегетативных, по преимуществу).

Но! В динамике любого психосоматического заболевания выделяют две стадии: функциональная — это когда нарушается функция организма (то же самое повышение артериального давления), но каких-либо сопутствующих изменений нет; и структурная — когда нарушается не только работа органа, но и, в силу продолжительности функциональной стадии, происходит нарушение структуры органа или системы органов, продиктованное последствиями нарушения функции. И, в ситуации, когда заболевание уже структурно (например, не просто повышенное давление, но и имеются уже и изменения сердечно-сосудистой системы и других систем организма) обязательно наблюдаться у врача-специалиста (невролога, кардиолога, терапевта - в зависимости от заболевания). Это связано с тем, что, если психолог (или психотерапевт) поможет изменить эмоциональную реакцию, лучше адаптироваться к стрессовой ситуации и разрешить её, то со структурными изменениями уже не поможет справиться.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.