Заболевание нервной системы конспект

Название: Нервные болезни. Конспект лекций.

Данное издание предназначено для подготовки студентов медицинских ВУЗов к сдаче экзаменов. Книга содержит полный курс лекций по нервным болезням, составленный профессиональными медиками. Студентам предлагается ознакомиться с основными пунктами учения об анализаторах, рассматриваются понятие чувствительности, рефлекторная деятельность центральной и периферической нервной системы.


Чувствительность – способность организма воспринимать раздражения, исходящие из окружающей среды или от собственных тканей и органов.
Механизмы чувствительности объясняются на основе учения эб анализаторах, основателем которого является И. П. Павлов. Анализатор состоит из трех отделов: рецептора, проводниковой части и коркового отдела. Рецепторы представляют собой концевые образования чувствительных нервных волокон, которые воспринимают изменения в организме или вне него и передают его в виде импульсов. Рецепторы делятся на три группы: экстеро-, проприо– и интерорецепторы. Экстерорецепторы представлены тактильными, болевыми и температурными, интерорецепторы располагаются во внутренних органах – хемо– и барорецепторы. Проприорецепторы располагаются в мышцах, связках, сухожилиях и суставах.
Благодаря им человек имеет представление о положении своего гела в пространстве. Выделяют несколько видов чувствительности. Поверхностная объединяет болевую, температурную и тактильную чувствительность.
Глубокая чувствительность включает в себя вибрационное, мышечно-суставное чувство, чувство давления и массы, двухмерно-пространственное чувство. Импульсы от рецепторов поступают в корковые отделы анализатора по проводящему пути, состоящему из трех нейронов.

Оглавление
ЛЕКЦИЯ № 1 Учение об анализаторах. Чувствительность и ее расстройства
1. Проприоцептивная регуляция движений
ЛЕКЦИЯ № 2 Рефлексы, произвольные движения и их расстройства. Синдромы поражения центрального и периферического мотонейронов на разных уровнях
1. Виды рефлексов
2. Структуры, формирующие произвольные и непроизвольные движения
3. Параличи
ЛЕКЦИЯ № 3 Спинной мозг. Строение, функции, синдромы поражения
ЛЕКЦИЯ № 4. Черепные нервы. Симптомы их поражения
1. I пара черепных нервов – обонятельный нерв
2. II пара черепных нервов – зрительный нерв
3. III пара черепных нервов – глазодвигательный нерв
4. IV пара черепных нервов – блоковый нерв
5. V пара черепных нервов – тройничный нерв
6. VI пара черепных нервов – отводящий нерв
7. VII пара черепных нервов – лицевой нерв
8. VIII пара черепных нервов – преддверно-улитковый нерв
9. IX пара черепных нервов – языкоглоточный нерв
10. X пара черепных нервов – блуждающий нерв
11. XI пара черепных нервов – добавочный нерв
12. XII пара черепных нервов – подъязычный нерв
ЛЕКЦИЯ № 5. Экстрапирамидная система. Синдромы ее поражения
ЛЕКЦИЯ № 6. Мозжечок. Строение, функции. Расстройства координации движений
ЛЕКЦИЯ № 7. Высшие мозговые функции. Речь, гнозис, праксис. Синдромы поражения коры больших полушарий головного мозга
1. Головной мозг и его структура
2. Высшии мозговые функции
ЛЕКЦИЯ № 8. Вегетативная нервная система
ЛЕКЦИЯ № 9. Кровоснабжение головного и спинного мозга. Синдромы нарушений васкуляризации в сосудистых бассейнах головного и спинного мозга
1. Внутренняя сонная артерия
2. Передняя мозговая артерия
3. Средняя мозговая артерия
4. Передняя артерия сосудистого сплетения
5. Задняя мозговая артерия
6. Основная артерия
7. Позвоночная артерия
8. Артерии мозгового ствола
9. Артерии среднего мозга
10. Артерии моста мозга
11. Артерии продолговатого мозга
ЛЕКЦИЯ № 10. Менингиты и энцефалиты. Нейросифилис
1. Менингит
2. Энцефалит
3. Нейросифилис
ЛЕКЦИЯ № 11. Демиелинизирующие заболевания нервной системы
1. Рассеянный склероз
2. Боковой амиотрофический склероз
ЛЕКЦИЯ № 12. Заболевания периферической нервной системы. Полирадикулоневропатии, полиневропатии и невропатии отдельных нервов
1. Невралгия тройничного нерва
2. Одонтогенная невралгия тройничного нерва
3. Дентальная плексалгия
4. Постгерпетическая невралгия
5. Неврит лицевого нерва
6. Радикулит
Пояснично-крестцовый радикулит
Синдром I крестцового корешка
7. Невралгия наружного кожного нерва бедра
8. Шейная радикулопатия
9. Грудная радикулопатия
10. Поражение подмышечного нерва
11. Поражение мышечно-кожного нерва
12. Поражение лучевого нерва
13. Поражение локтевого нерва
14. Невропатия срединного нерва
15. Поражение бедренного нерва
16. Парестезия бедра (болезнь Рота)
17. Поражение седалищного нерва
18. Поражение большеберцового нерва
19. Поражение малоберцового нерва
20. Поражение верхнего ягодичного нерва
21. Поражение нижнего ягодичного нерва
22. Поражение заднего кожного нерва бедра
23. Неврит седалищного нерва
24. Неврит общего малоберцового нерва
25. Неврит большеберцового нерва
ЛЕКЦИЯ № 13. Абсцесс головного мозга
ЛЕКЦИЯ № 14. Эпилепсия
ЛЕКЦИЯ № 15. Опухоли нервной системы
ЛЕКЦИЯ № 16. Травмы головного и спинного мозга
1. Сотрясение головного мозга
2. Ушиб головного мозга
3. Эпидуральные гематомы
4. Субдуральные гематомы
5. Субарахноидальные кровоизлияния
ЛЕКЦИЯ № 17. Депрессии и неврозы
Что же такое депрессия?
Классификация депрессий
Нейрохимические основы депрессий
Антидепрессанты
Критерии выбора антидепресса

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Нервные болезни. Конспект лекций. Дроздов А.А. 2006 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать fb2
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Цель: обобщить и систематизировать знания о нарушениях деятельности нервной системы, выявляя их причины и механизмы воздействия неблагоприятных факторов на отделы нервной системы и другие системы органов человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
22.04.13.doc 90 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 с. Садового

АРЗГИРСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Обобщающий урок по теме:

Цель: обобщить и систематизировать знания о нарушениях деятельности нервной системы, выявляя их причины и механизмы воздействия неблагоприятных факторов на отделы нервной системы и другие системы органов человека.

  • формирование навыков здорового образа жизни;
  • показать отрицательное влияние на нервную систему курения, алкоголя, наркотиков и сформировать негативное отношение к ним;
  • формирование умений оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе;

  • развитие умений работать с учебником: выделять главное, анализировать, сравнивать, определять понятия;
  • дальнейшее развитие навыков работы с компьютером;
  • развитие творческих, коммуникативных способностей;
  • продолжить формирование умения уч-ся подбирать материал, готовить сообщения на заданную тему, выступать на аудитории, анализировать, синтезировать, оценивать, делать выводы.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид: продуктивный, проблемный, презентация.

Форма организации: групповая, парная, коллективная.

Методы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрация, эксперимент, сообщения и презентации учащихся), проблемные: частично-поисковый, исследовательский ( работа в группах).

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте ребята. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показывает изображение солнца). А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки: - с изображением солнца; - солнце за тучей; - тучи. Покажите какое у вас настроение? У нас с вами прекрасное настроение, но говорить нам придется о серьезных, значимых вещах для нашего здоровья.

Сегодня мы на уроке должны выявить причины, механизмы воздействия неблагоприятных факторов на нервную систему, последствия на организм человека, смоделировать меры предупреждения вредных привычек.

Работать будем по плану (на доске):

1.Здоровье и факторы риска болезни.

2. Наследственные нарушения деятельности нервной системы.

3.Бактериальные и вирусные инфекции (менингит, грипп, полиомиелит).

4. Нарушения, связанные с неблагоприятными экологическими факторами.

5. Влияние алкоголя, сигарет, наркотиков, токсических веществ на организм человека.

3. Изучение нового материала.

Учитель. Валеология утверждает, что ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ , делятся на следующие группы:

  1. Образ жизни, условия труда и проживания, привычки и поведение - 50 %.
  2. Генетика-20%.
  3. Внешняя среда, экология - 17-20 %.
  4. Здравоохранение - 8-10 %.

Некоторые из этих факторов мы не можем изменить, но все-таки на 50 % здоровье зависит от нас, поэтому рассмотрим, какие факторы вредят нашему здоровью и как этому противостоять.

Итак, сейчас мы можем с вами оценить исследовательскую работу, проведенную учащимися 8 кл. в микрогруппах.

1-я микрогруппа занималась изучением и подбором материала, связанного с наследственными нарушениями нервной системы, а также влиянием бактериальных и вирусных инфекций на организм человека.

Отчёт микрогруппы. (слайды 5, 6)

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ могут быть обусловлены факторами внешней среды, комбинацией хромосом родителей, заболеваниями, перенесенными матерью в период беременности.

Например, болезнь Дауна - наличие трех хромосом вместо двух в 21 паре хромосом человека возникает при образовании яйцеклетки или сперматозоида. Причины: экология, возраст родителей, употребление наркотических веществ. Проявляется заболевание слабоумием, заниженной способностью к обучению.

Олигофрения - слабоумие, возникает при увеличении или потере Х-хромосомы у женщин, нарушении расщепления фенилаланина (генная мутация) и некоторых других хромосомных нарушениях.

БАКТЕРИАЛЬНЫЕ И ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ очень опасны для детей раннего возраста.

Менингит вызывается бактерией- менингококком. Заражение происходит от больного воздушно-капельным путем при разговоре, кашле, чихании. Возбудитель проникает в лимфосистему, затем в оболочки мозга, где вызывает гнойное воспаление. Быстрое повышение температуры с сильными, головными болями, рвотой, судорогами. Осложнение - сепсис.

Чем раньше начато лечение, тем больше шансов на выздоровление. В школе устанавливается карантин на 10 дней.

Вирусные заболевания - грипп, полиомиелит чаще поражают проводящие пути мозга.

При полиомиелите вирус разрушает двигательные нейроны спинного мозга, что вызывает частичные параличи мышц. Заражение происходит через желудочно-кишечный тракт, куда вирус заносится чаще всего грязными руками, с водой, молоком, хлебом, немытыми фруктами, овощами. Иногда заражаются при контакте с больным. Сначала повышается температура, затем возникает повышенная кожная чувствительность. Больной кричит при каждом прикосновении, не может согнуться. Потом температура понижается, но через 1-2 дня вновь повышается и развиваются параличи. Чаще всего поражаются ноги, но иногда все конечности и туловище. Восстановительный период начинается через 6 недель и может длиться несколько лет, иногда параличи остаются на всю жизнь. Больной изолируется на 40 дней, учащиеся и взрослые подвергаются карантину на 20 дней. Проводится дезинфекция.

Грипп - острое вирусное заболевание, сопровождающееся высокой температурой, головной болью, разбитостью, катаром верхних дыхательных путей. При осложнениях может возникнуть воспаление легких, отиты - воспаление среднего уха, отек горла, невриты, невралгии.

Рабочая карточка, задание №1.

НАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ. По данным выборочного исследования 33 городов нашей страны, в группе городов с более высокими уровнями загрязнения среды повышается заболеваемость населения.

Уровень заболеваемости выше

на 41% для болезней органов дыхания,

на 132%- для болезней сердечно-сосудистой системы,

на 176%- для кожных заболеваний,

на 35%- для злокачественных новообразований.

Состояние здоровья населения с высоким уровнем загрязнения характеризуется рядом общих черт:

  1. Низкая продолжительность жизни.
  2. Подверженность неврозам и хроническим заболеваниям, свойственным пожилым возрастам.
  3. Высокий уровень младенческой и материнской смертности.

4)Рост злокачественных заболеваний.

5) Стрессовые состояния.

2-я микрогруппа занималась изучением влияния алкоголя на подростка.

ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ПОДРОСТКА

Нарушения деятельности центральной нервной системы при приеме алкоголя развиваются постепенно. Токсичность алкоголя обусловлена продуктами его окисления. Наибольшей токсичностью обладает основной метаболит спирта - уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя.

При тяжелой степени опьянения наблюдается особая бессмысленность поведения: беспричинная агрессивность, невнятная речь, резкие нарушения координации движений. Затем наступает глубокий сон, при котором человек ни на какие раздражители не реагирует, а затем - полная амнезия - человек не помнит ничего из того, что с ним было в период опьянения. Именно в стадии тяжелой степени опьянения совершаются преступления, происходят пожары, аварии на транспорте, при этом нередко гибнут не только пьяные люди, но и оказавшиеся рядом с ними по воле случая, страдают дети, члены семей алкоголиков. Алкоголизм - заболевание, которое осознают не сразу, и наша задача - предупредить его появление.

Вывод (делает ученик). При постоянном употреблении алкоголя нарушается работа всех органов

Для того, чтобы вы убедились в губительном воздействии алкоголя на все структуры человеческого организма мы продемонстрируем вам опыт, показывающий изменение свойств белков при воздействии на них алкоголя.

Цель опыта: показать учащимся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.

Ход опыта: в две пробирки налить по 2 мл. яичного белка. В одну добавить 8 мл. воды, а в другую столько же спирта 80-90%.

Результат опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легко растворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, так как спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.

Вопрос учащимся : Что же происходит с клетками организма, когда туда поступает алкоголь высокой концентрации?

Белки клетки начинают разрушаться, что ведет к нарушению работы всех клеток органов. Этанол нарушает функцию клеток, вызывая их гибель. При употреблении 100 г. пива погибает 3000 клеток головного мозга, 100 г. натурального виноградного вина – 500, 100 г. водки- 7500 клеток.

Давайте обратим внимание на причины, которые сподвигают подростков к употреблению алкоголя. Эти причины , были названы в результате проведенного социологического исследования.

В таблице указаны следующие причины:

1. Самоутверждение – 52-65% (нравится, скучно);

2. Символическое участие сверстников (друзья и взрослые тоже пьют) – 15-31%.

3. Снятие психического напряжения (для смелости, спокойствия) – 12-15%.

3-я микрогруппа занималась исследованием влияния никотина на подростка.

В состав табачного дыма входят никотин, пиридин, этилен, изопрен, бензопирен, радиоактивный полоний, мышьяк, висмут, аммиак, свинец 210, муравьиная, синильная кислоты, ядовитые газы (сероводород, угарный, углекислый газы) и др. химические соединения. Наиболее ядовитые из них никотин, синильная кислота.

Чтобы не быть голословными предлагаем вам опыты, которые дадут полное представление о сложном составе табачного дыма.

Цель опыта : дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нём наличие смол, кислот, никотина.

Ход опыта: развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их, в фильтре окурка тёмно-коричневого цвета осталась часть смол никотина. Образующихся при курении. Эти же вещества оседают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром исчезает под действием кислот, появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.

Курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков, они плохо спят, становятся раздражительными, рассеянными, ослабевает внимание, нарушается память, умственная активность. Особенно опасно это для подростков, так как клетки головного мозга менее устойчивы к влиянию токсинов.

Ежегодно рак легких уносит миллионы жизней. Эта тяжелейшая форма раковой болезни у курильщиков возникает в 15-20 раз чаще, чем у тех, кто не имеет пагубной привычки.

Никотин оказывает пагубное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Только никотин способен вызвать сужение кровеносных сосудов и тем самым способствует повышению кровяного давления напряжённой работе сердечной мышцы.

Никотин усиливает свёртываемость крови, это приводит к тому, что сосуды курящих людей чаще закупориваются тромбами. Это увеличивает риск заболевания инфарктом миокарда.

Те люди, которые прибегают к сигарете для успокоения нервов, должны знать, что и волнение и курение увеличивает содержание адреналина в крови.

Ученые основательно доказали,что : каждая сигарета сокращает жизнь на 5-6 минут. Человек, выкуривающий в день по 10 или чуть больше сигарет, умышленно отбирает у себя приблизительно 6 лет жизни!

Учитель: Информация для размышлении

Факты о курении:

1. В России курит не большая часть населения, как думают многие, а только половина мужчин и десятая часть женщин.

2. Из каждых 100 человек, умерших от рака легких, 90 курили, из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких,75 курили, из каждых 100 умерших от ишемической болезни сердца,25 курили.

Какой можно сделать вывод – основное воздействие на организм человека при курении оказывает никотин, который мгновенно попадает в кровоток через альвеолы легких. Никотин – сильный яд. Смертельная доза -1мг на 1кг тела.

Ядовитые свойства никотина доказать легко – пиявка, поставленная курильщику, вскоре отваливается в судорогах и погибает от высосанной крови, содержащей никотин.

Учитель: Какие меры для предупреждения вы предложите?

Учащиеся : 1. Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.

2. Запретить рекламу сигарет.

3. Запрет со стороны родителей.

4.Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.

5.Получать достоверную информацию о вреде.

6. Принятие самостоятельного решения: да или нет.

4-я микрогруппа изучала проблемы наркомании и токсикомании в современном мире.

НАРКОМАНИЯ И ТОКСИКОМАНИЯ

Наркомания - пристрастие к наркотикам (препараты опия, конопли, южноамериканского растения коки.

Первая проба наркотика вызывает защитную реакцию организма: головокружение, тошнота, рвота, а иногда - никаких изменений.

Наркомания – необычная болезнь. Это скорее людской порок, тотальное поражение личности, которое сопровождается разрушением физического и психического здоровья.

Токсикомания – это пристрастие к химическим веществам, то есть вдыхание паров бензина, аэрозолей, ацетона, клея, толуола. Токсикоманы добиваются опьянения, вдыхая эти пары или газы, при этом разрушая легкие, желудок, сердце, мозг. Токсикомания развивается очень быстро, вырастая из кратковременной привычки употреблять вещества, изменяющие сознание и относится к виду тяжелых заболеваний, лечение которых очень сложно (показывает презентацию по теме).

Учитель: Назовите последствия?

- гибель клеток печени и токсическое поражение печени (дистрофия).
- гибель клеток головного мозга и энцефалопатия (необратимое поражение головного мозга).

- гибель клеток легких и воспаления легких (пневмонии).

- происходит резкое отставание в половом развитии.

Учащиеся записывают в тетрадь выводы:

1)Здоровый образ жизни уменьшает риск возникновения нарушений нервной системы.

2)Благоприятная экологическая обстановка уменьшает возможность наследственных нарушений деятельности нервной системы.

3) Алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания ухудшают социальную обстановку в стране, обрекают на гибель или болезни будущие поколения россиян.

4) Необходима активная пропаганда против вредных привычек.

5) Неправильный образ жизни влияет на продолжительность жизни в Росси.

4. Подведение итогов.

Учитель: В заключении урока мне хотелось бы пожелать вам с вниманием относиться к своему здоровью и здоровью своих близких и знакомых. Теперь у вас достаточно знаний, чтобы объяснить им то, какие последствия оказывают на человека вредные привычки.

В заключении учащиеся 8 класса инсценируют шуточный рассказ органов человека о себе, своём самочувствии. Что сказали бы наши органы, если бы умели говорить:

Мне так плохо, я так устало,
И нет уж больше сил стучать.
Наверное, осталось мало…
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим.
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днём,
И если вы нас не спасёте,
Мы только от куренья пропадём.

Ой, мы бедные, сожжённые совсем,
Мы хотим спросить вас, люди:
А вы курите зачем?
Нас полоний отравляет,
Никотин нам - страшный яд,
Наши бронхи он сжигает,
Кто же в этом виноват?
По утрам ужасный кашель
Раздирает горло в кровь.
Кто же нам теперь поможет,
Чтобы стать здоровым вновь?
Чтоб вдыхать нам полной грудью
Свежий, чистый кислород,
Чтобы газам ядовитым
Не давать нам больше ход.

Иссушил меня проклятый злодей,
Нету больше светлых идей,
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет променял.
Я теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок,
И внимания, и памяти нет –
Всё от этих проклятых сигарет.
Не искупить бедой вину –
Строг приговор:
За страсть к курению
Пустеет комната ума,
где был мир идей, теперь там тьма.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меры окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе…

(Проводится рефлексия, выставляются и комментируются оценки).

Учитель: Запишите домашнее задание : 1. Составить анаграмму по вредным привычкам. 2. Придумать рекламу против курения, алкоголизма, наркомании и др.

В ходе урока учащиеся заполняют рабочую карточку. ( Приложение 1 )

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный урок изначально был задуман как урок-проект, ведь именно проектная деятельность помогает развитию личности ребёнка, формированию его социальной компетентности. Кроме того, благодаря проектной деятельности возможен охват широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем.

При разработке проекта я опиралась прежде всего, на традиционные предметные знания, без которых довольно сложно объяснять причинно-следственные связи, проблемные ситуации, практическую значимость теоретического материала.

Проектная деятельность была направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений: постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов. Она помогла учащимся раскрыть свои творческие способности, объединить знания, полученные в ходе ученого процесса, приобщает учащихся черпать информацию из Интерната.

Специфика сельской малокомплектной школы такова, что подготовка и реализация подобных проектов требует привлечения так называемых тьютеров. Таковыми стали учащиеся десятого класса, которые осуществляли руководство работой микрогрупп, готовили и проводили все эксперименты. Помогали восьмиклассникам создавать свою часть компьютерной презентации.

Привлечение старшеклассников в качестве тьютеров вполне оправдано и с точки зрения организации образовательного процесса: имея значительный объём знаний по генетике, тьютеры помогали освещать проблемы, поставленные перед микрогруппами с точки зрения генетических изменений в организме человека.

Данный вид совместной деятельности и создал продукт, отличающийся новизной и оригинальностью. Усвоенные же детьми знания задают многочисленные возможности их использования в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, обеспечивая возможность применения школьных знаний в реальных жизненных ситуациях.

Третьей составляющей данного урока стало системное обучение учащихся использованию многообразной палитры информационных ресурсов Интернет. Мы с учащимися находились на этапе так называемых целенаправленных проб. На этом этапе обучения работы с Интернет-ресурсами обозначилась стратегическая цель – обучить подростка целенаправленному поиску информации различными способами и научить оценивать информацию с точки зрения её организации и устройства. Приемы обучения – концентрация на самой информации, а именно, ознакомление с учебно-образовательными проектами, поиск дополнительной информации по теме урока. Акцент был сделан также на структурный и содержательный аспекты представления информации. Учащиеся должны были представить наработанную информацию в виде компьютерной презентации.

Позиция учителя – не навязывание подросткам определённого способа действия, а помощь в определении своего собственного, наиболее отвечающего их индивидуальным возможностям, направление учащихся на самостоятельную работу с информационными сообщениями, использование медиаобразовательных умений критического осмысления и интерпретации информации.

Творчество – высшая форма деятельности ученика. Поэтому учащимся удалась компьютерная презентация урока с авторскими разработками таблиц, схем, сопровождающиеся докладами по заданным темам проекта, частично почепнутым из Интернета.

Чтобы оценить эффективность проведённого урока необходимо применить определённую систему контроля, который и рассматривается как обратная связь. Обратная связь служит основанием для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Контроль обеспечивает возможность анализировать свою преподавательскую деятельность, достижения и недостатки.

В настоящее время проверка знаний по биологии должна удовлетворять определённым требованиям: проводиться быстро, мобильно, разнообразными методами и приёмами, способствовать повышению самоконтроля и взаимоконтроля обучающихся. Конкретное время и место проведения проверки определяется содержанием изучаемого на уроке нового материала. Его взаимосвязь с контролируемыми на уроке знаниями позволяет сделать проверку неотделимой от других частей урока. В данном случае проверка проводилась в процессе изучения нового материала: учащиеся по ходу урока, опираясь на уже имеющиеся и получаемые знания, должны заполнить рабочие карточки с различными вариантами заданий. Приведу один из вариантов рабочей карточки.

Вариант 1.

Прослушав сообщение о вреде никотина, сформулируйте вывод, свою точку зрения обоснуйте.

В предложенном тексте подчеркните в скобках правильный ответ.

Грипп – это острая (вирусная, бактериальная) инфекция. Источником инфекции является больной человек. Особенно он заразен (в первые, последние дни болезни). Путь передачи (бытовой, воздушно-капельный). Вирусы гриппа (малоустойчивы, устойчивы) во внешней среде. Они хорошо переносят (низкие температуры, высокие температуры) и погибают (при кипячении, охлаждении). В период эпидемии применяют (лейкоцитарный интерферон, антибиотики).

Дайте обоснование гигиеническому правилу: нельзя находиться в помещении, в котором курят.

Ответить на вопрос повышенной сложности:

Перечислите причины, приводящие к снижению продолжительности жизни.

Таким образом, в преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается в учебный процесс, но и является одной из форм внеурочной деятельности.

Апробация данной технологии, показывает, что с использованием информационных технологий повышается эффективность эколого-биологического воспитания, создаются условия для формирования экологического сознания и экологической культуры учащихся.

Необходимо только научить детей отделять главное от второстепенного и не нужного, научить их адекватному восприятию окружающего цифрового мира, и тогда и в маленькой сельской школе наши ученики будут чувствовать себя частью огромной Вселенной.

Цели:

Методы проведения урока:

  • объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрация, эксперимент, сообщения учащихся);
  • проблемные: частично-поисковый, исследовательский (работа в парах, оценка результатов анкетирования, проектные работы учащихся).

Оборудование: муляжи головного мозга, сердца, лёгких; компьютерная презентация урока;

для демонстрации опытов: пробирки, спирт, белок яйца, сигарета, окурок, раствор соды с индикатором.

Опережающее задание для работы в группах: (слайд 2)

Ход урока

Учитель: на уроке мы должны:

  • познакомиться с нарушениями деятельности нервной системы и факторами, вредящими здоровью;
  • выяснить причины появления вредных привычек, рассмотреть механизм наркотического влияния на организм;
  • доказать экспериментальным путём губительность алкоголя и никотина для живых клеток и всего организма;
  • научиться предвидеть последствия вредных привычек для человека и общества;
  • дать оценку наличия вредных привычек в нашей школе и предложить меры предупреждения их распространения.

Валеология утверждает, что факторы, влияющие на уровень здоровья, делятся на следующие группы:

  • образ жизни, условия труда и проживания – 50%;
  • генетика – 20%
  • внешняя среда, экология – 17-20%;
  • здравоохранение – 8-10%;

Некоторые из этих факторов мы не можем изменить, но всё-таки по большей части наше здоровье зависит от нас, поэтому давайте рассмотрим, какие факторы вредят нашему здоровью и как этому мы можем противостоять.

Итак, сейчас мы можем с вами оценить исследовательскую работу, проведенную учащимися 8 кл. в микрогруппах.

1-я микрогруппа занималась изучением и подбором материала, связанного с наследственными нарушениями нервной системы, а также влиянием бактериальных и вирусных инфекций на организм человека.

Отчёт микрогруппы. (слайды 5, 6)

2-я микрогруппа изучала нарушения, связанные с влиянием неблагоприятных экологических факторов на здоровье человека.

Отчёт микрогруппы. (слайд 7)

3-я микрогруппа занималась изучением влияния алкоголя на подростка.

Отчёт микрогруппы (слайды 9-12)

Наши тьюторы охарактеризуют влияние алкоголя на отделы нервной системы, покажут незаметный переход человека от пьянства к алкоголизму.

Для того, чтобы вы убедились в губительном воздействии алкоголя на все структуры человеческого организма ваши наставники продемонстрируют нам опыт, показывающий изменение свойств белков при воздействии на них алкоголя.

Цель опыта: показать учащимся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.

Ход опыта: в две пробирки налить по 2 мл. яичного белка. В одну добавить 8 мл. воды, а в другую столько же спирта 80-90%.

Результат опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легко растворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, так как спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.

Вопрос учащимся: Что же происходит с клетками организма, когда туда поступает алкоголь высокой концентрации?

Учитель: Алкоголь поступает в кровь через несколько минут после его приёма и циркулирует в ней от 5 до 7 часов. Он возбуждает н. с. и угнетает обмен веществ в мышечных волокнах. В результате пульс достигает 100 ударов в минуту сила и скорость сокращений сердца уменьшаются, а нагрузка на него возрастает. Это вызывается тем, что алкоголь усиливает выделение адреналина в кровь.

Давайте обратим внимание на причины, которые сподвигают подростков к употреблению алкоголя. Эти причины , были названы в результате проведенного социологического исследования. (слайд 15)

4-я микрогруппа занималась исследованием влияния никотина на подростка.

Наши помощники расскажут нам о составе табачного дыма и об изменениях, происходящих с заядлыми курильщиками, начиная от изменения внешности до самых серьёзных заболеваний лёгких. (слайды 16-18)

Чтобы не быть голословными тьюторы предлагают вам опыты, которые дадут полное представление о сложном составе табачного дыма.

Цель опыта: дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нём наличие смол, кислот, никотина.

Ход опыта: развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их, в фильтре окурка тёмно-коричневого цвета осталась часть смол никотина. Образующихся при курении. Эти же вещества оседают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром исчезает под действием кислот, появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.

Вопрос учащимся: Как влияют на организм человека, продукты, образующиеся при курении?

Следующий участник микрогруппы более подробно остановится на пагубном влиянии никотина на сердечно- сосудистую и дыхательную систему. (сайды 19-22)

Учитель:

Итак, курение или здоровье- выбирайте сами. В табачном дыму определено около 300 вредных веществ.

Только никотин способен вызвать сужение кровеносных сосудов и тем самым способствует повышению кровяного давления напряжённой работе сердечной мышцы.

Никотин усиливает свёртываемость крови, это приводит к тому, что сосуды курящих людей чаще закупориваются тромбами. Это увеличивает риск заболевания инфарктом миокарда.

Те люди, которые прибегают к сигарете для успокоения нервов, должны знать, что и волнение и курение увеличивает содержание адреналина в крови.

5-я микрогруппа изучала проблемы наркомании и токсикомании в современном мире.

Они и расскажут о действии наркотических веществ на организм человека. (слайды 23-32).

Учитель:

Наркомания – необычная болезнь. Это скорее людской порок, тотальное поражение личности, которое сопровождается разрушением физического и психического здоровья.

Наркотик – беда 21 века,
Нам надо спасти от неё человека,
Спасти непременно, прямо сейчас,
Иначе погубит,
Погубит всех нас!

Лена Попова 9 класс (слайд 35-36)

Общие выводы урока. (слайд 37)

Здоровый образ жизни уменьшает риск возникновения нарушений нервной системы.

Благоприятная экологическая обстановка уменьшает возможность наследственных нарушений деятельности нервной системы.

Алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания ухудшают социальную обстановку в стране, обрекают на гибель или болезни будущие поколения россиян.

Необходима активная пропаганда против вредных привычек.

Учитель:

В заключении учащиеся 8 класса инсценируют шуточный рассказ органов человека о себе, своём самочувствии. Что сказали бы наши органы, если бы умели говорить:

Сердце.

Мне так плохо, я так устало,
И нет уж больше сил стучать.
Наверное, осталось мало…
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим.
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днём,
И если вы нас не спасёте,
Мы только от куренья пропадём.

Лёгкие.

Ой, мы бедные, сожжённые совсем,
Мы хотим спросить вас, люди:
А вы курите зачем?
Нас полоний отравляет,
Никотин нам - страшный яд,
Наши бронхи он сжигает,
Кто же в этом виноват?
По утрам ужасный кашель
Раздирает горло в кровь.
Кто же нам теперь поможет,
Чтобы стать здоровым вновь?
Чтоб вдыхать нам полной грудью
Свежий, чистый кислород,
Чтобы газам ядовитым
Не давать нам больше ход.

Головной мозг.

Иссушил меня проклятый злодей,
Нету больше светлых идей,
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет променял.
Я теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок,
И внимания, и памяти нет –
Всё от этих проклятых сигарет.
Не искупить бедой вину –
Строг приговор:
За страсть к курению
Пустеет комната ума,
где был мир идей, теперь там тьма.

Учитель:

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меры окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе…

(Проводится рефлексия, выставляются и комментируются оценки).

В ходе урока учащиеся заполняют рабочую карточку. (Приложение 1)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.