Занимается изучением связей между нервными структурами и поведением занимается

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО

ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

Студентки Залогиной Анастасии Сергеевны

Cдается преподавателю перед зачетом или экзаменом как показатель самостоятельной работы студента

Заполняется по конспекту лекций 2010 года

ББК 60.5

Иванкина Л.И., Камышев Э.Н., Коваленко А.В. Рабочая тетрадь по психологии и педагогике. – Томск: ТПУ, 2008. – 32 с.

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Вставьте недостающее слово или завершите фразу:

1.1. Впервые предприняла осмысление психики как единого целого Гештальтпсихология

1.2. Одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к некоей душе, заключенной в теле.

1.3. По мнению бихевиористов, среда формирует поведение путем стимула и подкреплений.

1.4. Метод самонаблюдения в психологии называется интроспекцией.

1.5. Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

1.6. Гуманистические психологи считают, что основной мотив деятельности человека – стремление к самоутверждению.

1.7. Основные функции психики – регуляция деятельности и отражения.

1.8. Бихевиористы рассматривают психологию как науку о поведении.

1.9. В XVIII в. изучение души заменяется изучением сознания и его функций.

1.10. Согласно теории психоанализа, ведущую роль в детерминации поведения играет сознание.

1.11. Современные психологические теории признают важность биологическихфакторов в психологическом развитии человека.

1.12. Согласно деятельностному подходу, психика формируется и проявляется через деятельность.

1.13. Психодиагностика – методпсихологического исследования.

1.14. А. Адлер, К. Хорни, Э.Фромм подчеркивали определяющее влияние на формирование поведения человека социальные системы условий жизни.

1.15. Когнитивистский подход определяет личность как совокупность мыслей человека о познани .

Выберите правильный вариант ответа.

А – принципом удовольствия;

Б – принципом реальности;

В – принципом психического детерминизма;

1.17. Гуманистическая психология не ориентирует личность:

А – на свободу выбора и открытость будущему;

Б – на непрерывное развитие;

В – на управление собственным развитием;

Г – на формирование защитных механизмов.

1.18. Свойство мозга отражать объективную действительность и на основе формируемых образов регулировать деятельность называется:

А – рефлекс; Б – адаптация; В – сознание; Г – память.

1.19. Идею врожденного стремления любого индивидуума к самореализации развивает:

А – психоанализ; Б – гештальтпсихология;

В– гуманистическая психология; Г – бихевиоризм.

1.20. Создателем первой экспериментальной психологической лаборатории является:

А – Ж. Пиаже; Б – В. Вундт; В – У. Джеймс; Г – И. Павлов.

1.21. Направление, отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения, называется:

Б – когнитивная психология;

В– бихевиоризм;

Г – гуманистическая психология.

1.22. Психология стала экспериментальной наукой:

А – в Древней Греции; Б – в ХYIIIвеке; В – в ХIХ веке; Г – в ХХ веке.

1.23. Познавательные процессы – основной предмет исследования в:

А – гуманистической психологии;

Б – аналитической психологии;

Г – когнитивной психологии.

А – объективное описание поведения;

Б – бесполезность концепции сознания;

В – соответствие между реакцией и стимулом;

Г – доминирование стимулов в поведении.

1.25. Научный метод:

А – рационалистичен; Б – состоит в проверке гипотез;

В – субъективен; Г – опирается на практику.

1.26. Изучением связей между нервными структурами и поведением занимается:

А – психология; Б – бихевиоризм; В – психофизиология; Г – неврология.

1.27. Сознание как особую биологическую функцию рассматривает:

А – функционализм; Б – психоанализ; В – бихевиоризм; Г – прагматизм.

1.28. Зависимость психики от генотипа исследует:

А – когнитивная психология; Б – социальная психология;

В – генетическая психология; Г – этиология.

1.29. З. Фрейд разработал метод:

А - интроспекции; Б - психодрамы;

В– свободных ассоциаций; Г – арт-терапии.

1.30. К интропсихическому явлению относится:

А – ощущение боли; Б – потребности; В – мысли; Г – желания.

А – У. Джеймс; Б– К. Роджерс; В – А. Маслоу; Г – З. Фрейд.

1.32. Метод психологии:

Б – психотерапевтическая помощь;

В – эксперимент;

1.33. Среди традиционно выделяемых уровней поведения у человека наиболее ярко представлен:

А – рефлекс; Б – инстинкт; В – деятельность; Г – игра.

1.34. Функциональная асимметрия мозга предполагает:

А – наличие двух полушарий;

Б – разные функции полушарий;

В – доминирование одного из полушарий;

Г – индивидуальные особенности строения полушарий.

1.35. Представление об уровнях развития психики в психологию ввел:

А – В. Вундт; Б – У. Джеймс; В - З. Фрейд; Г – К. Юнг.

1.36. Согласно психоанализу, влечения бессознательного находятся в противоречии:

А – с нормами культуры; Б – с сознанием; В – со средой; Г – с самостью.

1.37. Расставьте перечисленные понятия в соответствии с основными категориями психологии: 1 – психический процесс, 2 – психическое состояние. (Ощущение - 1, стресс - 2, воображение - 1, растерянность - 2, память - 1, настроение - 2, инсайт- 2, мышление - 1).

1.38. Что соответствует методам 1 – естественнонаучной психологии и 2 – гуманитарной психологии: анкетирование - 1; тестирование - 1; понимание - 2; наблюдение - 1; эмпатическое слушание - 2; интроспекция - 2.

1.39. Установите соответствие понятий (стимул - 2, интериоризация - 1, поведение - 2, активность - 1, подкрепление - 2, культурный опыт - 1) с 1 - деятельностным подходом в психологии и 2 - подходами бихевиоризма.

1.40. Установите соответствие утверждения о психической деятельности с 1 - идеалистическим и 2 - материалистическим пониманием психики. Психическая деятельность зависит от внешних причин - 1; есть свойство мозга - 2; есть отражение объективной действительности - 2; познаваема только путем самонаблюдения - 1; имеет универсальный характер - 1; уникальна по своей природе - 1.

1.41. Соотнесите 1- гештальтпсихологию и 2- когнитивную психологию с именами психологов-исследователей данных направлений: Ж. Пиаже - 2, В. Келер - 1, Ф. Перлз - 1, Дж. Келли - 2, М. Вертгеймер - 2, С. Шехтер - 2.

1.42. Соотнесите приемы воздействия на психику человека 1- гуманистической и 2- аналитической психологии: транс - 2, активное понимание - 2, доверие - 1, метафора - 1, интерпретация символов - 2, искренность - 2.

1.43. Соотнесите основные понятия с 1- бихевиористским и 2- психоаналитическим направлениями в психологии: поведение - 1; среда - 1; стимул - 1; подкрепление - 1; защитные механизмы - 2; психологический детерминизм - 2.

1.44. Расставьте в порядке усложнения (от низшего к высшему) следующие уровни действия: уровень физиологического действия - 1, уровень действия личности - 4, уровень физического действия - 2, уровень действия субъекта - 3.

1.45. Расставьте понятия так, чтобы предыдущее было общим по отношению к следующему понятию: радость - 2, ликование - 1, отражение - 4, чувство - 3, психика - 5.

1.46. Расставьте понятия в порядке развития психики в филогенезе: ощущения - 2, чувствительность - 3, восприятие - 4, раздражимость - 1, мышление - 5.

1.47. Расставьте в порядке введения в научный оборот следующие категорий: сознание - 3, психология - 1, ощущение - 4, воля - 5, поведение - 2, темперамент - 7, характер - 6.

1.48. Расставьте по степени силы проявления, устойчивости, и продолжительности следующие эмоциональные состояния: эмоция 2, настроение 3, аффект 1, чувство 4.

1.49. Расположите в порядке следования этапы психологического исследования: выдвижение гипотезы 2, формулировка проблемы 1, выбор методов 3, проверка гипотезы 4, интерпретация результатов 5.

1.50. Расставьте научные направления психологической науки в порядке их становления: психоанализ - 1, гуманистическая психология - 5, гештальтпсихология - 3, бихевиоризм - 2, когнитивная психология - 4.

1. Только ….. подготовка поможет психологу объективно оценить возможные последствия того или иного вмешательства.
2. ….. психолог работает в основном в больницах и центрах психического здоровья, где он подбирает и применяет ….. , наиболее подходящую данному больному.
3. Психолог-консультант оказывает помощь преимущественно лицам, желающим разрешить какую-то проблему, связанную чаще всего со ….. между ….. или ….. .
4. Роль ….. состоит в том, чтобы помогать людям в осознании и разрешении тех или иных проблем.
5. Задача ….. психолога, так же как и ….. психолога, состоит в том, чтобы помогать учащимся и работающим людям выбрать специальность или работу, в наибольшей степени соответствующую их склонностям.
6. Педагогический психолог занимается внедрением наиболее эффективных методов ….. .
7. Одна из главных функций психолога-….. состоит в консультировании конструкторов машин и промышленного оборудования.
8. Генетический психолог пытается понять, как происходит ….. человека.
9. Роль психофармаколога заключается в испытании новых ….. на животных.
10. Парапсихолог занимается проверкой ….. психических явлений, еще не получивших объяснения.
11. ….. используют психологические методы для того, чтобы дополнить те объяснения поведения животных, которые дают ….. .
12. При наблюдениях в естественных условиях самое трудное - это дать ….. наблюдаемого поведения с учетом конкретных обстоятельств.
13. При ….. наблюдениях используется опросник или карта наблюдений.
14. Результаты опроса тем ….. , чем лучше ….. отражает реальную популяцию.
15. При ….. анализе возникает проблема интерпретации зависимости, существующей между двумя ….. .
16. Экспериментальный метод состоит во ….. в ход событий, с тем чтобы установить, как изменение одного фактора влияет на изменение другого.
17. ….. переменной называют переменную, которую изменяет экспериментатор.
18. Группу испытуемых, которых подвергают воздействию независимой переменной, называют ….. группой.
19. Контролируемыми переменными называют все переменные, находящиеся под строгим ….. , чтобы они не были различными для разных испытуемых.
20. Эффектом Розенталя называют ….. результатов, вызываемое тем, что ….. экспериментатора может передаваться ….. .
21. Эффект ….. - это искажение результатов, вызываемое тем, что испытуемые, знающие о гипотезе экспериментатора, будут склонны вести себя в соответствии с его ….. .
22. Оценка с использованием ….. дает возможность свести к минимуму ….. результатов.
23. При графическом представлении результатов изменения ….. переменной всегда откладывают по оси абсцисс.
24. В науке не бывает ….. фактов; бывают лишь плохие ….. , не контролируемые надлежащим образом.

Верно или неверно?

1. Только солидная подготовка психолога может гарантировать серьезный подход в терапии.
2. Психологи, не занимающиеся научными исследованиями или преподаванием, чаще всего выступают в роли консультантов разного профиля.
3. Клинический психолог занимается тем же, что и психиатр.
4. Психолог-консультант лишь в редких случаях занимается лечением тех, кого он консультирует.
5. Школьному психологу иногда приходится оказывать психологическую поддержку некоторым учащимся.
6. Генетическая психология изучает действие генов.
7. Существует лишь одна теория личности, принимаемая большинством психологов.
8. Психофизиолог изучает связи, существующие между нервными структурами и поведением.
9. Зоопсихология отличается от этологии главным образом методами, которые она применяет.
10. Метод наблюдения в естественных условиях - один из самых нудных.
11. Использование тестов - испытанный метод, который в наши дни больше не подвергается сомнениям.
12. Корреляционный анализ позволяет установить причинно-следственную связь между двумя переменными.
13. Изменения зависимой переменной определяются экспериментатором.
14. Контрольная группа - это та группа, в которую вводят независимую переменную.
15. Экспериментировать - значит изучать влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных.

Выбрать правильный ответ

1. Звание психолога
а) защищено в большей части стран;
б) не может быть присвоено любым человеком;
в) не может быть достигнуто без серьезной подготовки;
г) может быть присвоено только клиническому психологу.
2. Клинический психолог
а) играет ту же роль, что и психиатр;
б) всегда работает в частном кабинете;
в) занимается лишь случаями, требующими применения терапии.
г) Все ответы неверны.
3. Психолог-консультант
а) работает с обращающимися к нему людьми;
б) имеет дело главным образом с такими проблемами, как самоубийства или наркомания;
в) помогает организациям находить нужные ответы на проблемы, касающиеся людей.
г) Верны все ответы.
4. Педагогический психолог
а) может иногда оказать психологическую поддержку учащимся;
б) проводит собеседования и тесты;
в) стремится вводить эффективные методы обучения.
г) Верны все ответы.
5. Генетическая психология
а) изучает психическое развитие личности;
б) уделяет главное внимание изучению детей;
в) связана с биологией;
г) мало занимается пренатальным развитием.
6. Изучением связей между нервной системой и поведением занимается главным образом
а) зоопсихология;
б) парапсихология;
в) психофармакология;
г) психофизиология.
7. Метод опросов
а) использует специально разработанные анкеты;
б) должен применяться на репрезентативных выборках;
в) позволяет получить достаточно точное отображение данной популяции.
г) Верны все ответы.
8. Преимущества корреляционного анализа обусловлены его способностью
а) установить причинную зависимость между двумя переменными;
б) выявить роль третьей переменной;
в) разъяснить используемые термины.
г) Неверны все ответы.
9. Гипотеза всегда формируется в форме
а) вопроса, который ставит перед собой исследователь;
б) утверждения, опирающегося на уже установленные факты;
в) теории, основанной на предвзятых идеях.
г) Все ответы неверны.
10. Независимая переменная всегда вводится
а) в экспериментальную группу;
б) в контрольную группу;
в) в обе группы.
г) Все ответы неверны.
11. В гипотезе, согласно которой "все крысы, выращенные в полной изоляции, будут не так быстро научаться проходить лабиринт, как крысы, выращенные в нормальной среде", независимую переменную составляет:
а) лабиринт;
б) характер среды;
в) быстрота научения.
г) Все ответы неверны.
12. При проверке гипотезы, согласно которой "число оборотов, совершаемых крысами при беге в колесе, возрастает в зависимости от количества введенного им наркотика X", следует контролировать
а) дозу наркотика X;
б) число оборотов;
в) пол животных.
г) Верны все ответы.
13. В эксперименте по изучению памяти легкость запоминания испытуемым предложенного материала представляет собой
а) независимую переменную;
б) зависимую переменную;
в) контролируемую переменную;
г) промежуточную переменную.
14. Двойной слепой метод позволяет избежать
а) эффекта Розенталя;
б) эффекта Хоторна;
г) субъективных интерпретаций.
г) Верны все ответы.
15. Публикация сообщения о результатах эксперимента
а) необходима только в случае получения убедительных результатов;
б) не должна содержать описания использованного метода;
в) не должна вызывать новых вопросов.
г) Все ответы неверны.

Ответы на вопросы

Заполнить пробелы

1 - солидная; 2 - Клинический, терапию; 3 - взаимоотношениями, супругами, членами семьи; 4 - общинного психолога; 5 - школьного, промышленного; 6 - обучения; 7 - эргономиста; 8 - психическое развитие; 9 - лекарственных препаратов; 10 - существования; 11 - Зоопсихологи, этологи; 12 - интерпретацию; 13 - систематических; 14 - достовернее, выборка; 15 - корреляционном, переменными; 16 - вмешательстве; 17 - Независимой; 18 - экспериментальной; 19 - контролем; 20 - искажение, ожидания, испытуемым; 21 - Хоторна, ожиданиями; 22 - двойного слепого метода, искажение; 23 - независимой; 24 - плохих, эксперименты.

Верно или неверно?

1 - В; 2 - Н; 3 - Н; 4 - В; 5 - В; 6 - Н; 7 - Н; 8 - В; 9 - В; 10 - В; 11 - Н; 12 - Н; 13 - Н; 14 - Н; 15 - В.

Выбрать правильный ответ

1 - в; 2 - г; 3 - г; 4 - в; 5 - а; 6 - г; 7 - г; 8 - г; 9 - г; 10 - а; 11 - б; 12 - в; 13 - г; 14 - г; 15 - г.

ЧастьII.Сознание и активация

Глава 2

Заполнить пробелы

1. Одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к идее о некой…… заключенной в теле.

2. Древние греки считали, что за мысли и поступки людей ответственны…..

3. Согласно Платону….. обитает в теле в течение жизни человека, а после его смерти переходит в…..

4. Для Аристотеля разум (психика) — это одна из….. тела.

5. В средние века объяснение мира и сущности человека опиралось одновременно на взгляды….. и на…..

6. По мнению Декарта, действия организма определяются…… находящимися в головном мозгу.

8….. — это философское течение, делающее главный упор на роль разума в приобретении знаний.

9. Эмпирики считают, что любое знание может быть приобретено лишь…..

10. Естественные науки, развитие которых началось в XVII в., претендуют на свою принадлежность к….. направлению.

11….. — это предположение, высказанное на основании уже установленных фактов.

12. По представлениям философов-эмпириков XVIII в., ощущения комбинируются по….. принципу.

13. В XVIII в. изучение души заменяется изучением….. и…..

14. Первая лаборатория психологии была основана….. в….. г.

15. По мнению структуралистов, сознание можно разложить на психические…..

16. Метод….. состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии того или иного стимула.

17. Функционалистский подход основан на изучении приобретения…..

18. По мнению основателя….. Уотсона, любые действия человека можно объяснить с помощью схемы…..

19. Согласно необихевиористам, к которым принадлежит Скиннер, поведение всегда детерминируется своими…..

20. Теория социального научения выдвигает тезис о том, что человек склонен….. поведению других людей, которые служат, таким образом…..

21. Изучением связей между нервными структурами и поведением занимается…..

22. Этология человека ставит своей целью выявить….. человеческой природы.

23. Социобиология утверждает, что живые существа все время…… чтобы обеспечить передачу своих….. следующим поколениям.

24. Для гештальтистов восприятие — это некое организованное………. от суммы составляющих его частей.

25. По мнению Пиаже и конструктивистов, когнитивное развитие осуществляется по ступеням, или…..

26. Изучением организации памяти, воображения и других познавательных психических процессов занимается….. психология.

27. Согласно теории…… многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавлявшимися в детстве.

28. По мнению психологов гуманистического направления, любому индивидууму свойственно врожденное стремление к полной…..

29. Как показала социальная психология, большая часть личных качеств индивидуума формируется в результате его постоянного….. с другими людьми.

30….. подход заимствует из всех существующих теорий наиболее полезные в том или ином случае концепции и использует их.

Верно или неверно?

1. Аристотель был одним из первых философов, рассматривавших разум как неотъемлемую часть живого организма.

2. Представление о человеке, выдвинутое Декартом, вытекает из монистической концепции.

3. В основе научного метода лежит проверка гипотез.

4. Элементаристская доктрина Вундта имела целью выявить функции сознания.

5. Экспериментальная интроспекция — научный метод, главный недостаток которого в его субъективности.

6. По мнению бихевиористов, только поведение, поддающееся наблюдению, может быть объективно описано.

7. Этология стремится понять, каким образом врожденные механизмы могут функционировать независимо от среды.

8. Гештальтисты считают, что наше восприятие мира создается из элементов, которые мозг научается организовывать.

9. Пиаже выдвинул идею о том, что наследуется только способ функционирования интеллекта.

10. Когнитивная психология утверждает, что в основе любого поведения лежит тот или иной мыслительный процесс, который совершался ранее.

11. Гипотезы, выдвинутые в теории Фрейда, ниспровергли многие идеи, особенно в области сексуальности.

12. Гуманистическая точка зрения на развитие личности исходит скорее из пессимистического представления о природе человека.

13. Все современные теории подчеркивают важность врожденных факторов в психологическом развитии индивидуума.

14. В настоящее время в психологии наблюдается тенденция четко определять те аспекты, на которых неизбежно должны сталкиваться взгляды представителей разных школ.

15. Из современного определения психологии следует исключить анализ поведения в пользу анализа внутренних психических процессов и приложения полученных данных.

Выбрать правильный ответ

а) капризу богов;

г) Все ответы неверны.

2. Философия Аристотеля

а) делает упор на знание и мудрость;

б) рассматривает душу как функцию тела;

в) ставит своей целью познание Вселенной и царящего в ней порядка.

г) Верны все ответы.

3. Философы средневековья

а) полностью отвергали доктрину Аристотеля;

б) опирались в своих исследованиях на богословов;

в) пытались защищать догматы христианской религии.

г) Все ответы неверны.

4. Декартова концепция человека

б) отвергает идею души как сущности человека;

в) опирается на разум, освещаемый верой.

г) Все ответы неверны.

5. Эмпирики XVIII в. делали упор на

а) роль ощущений;

б) скорее на опыт, чем на разум;

в) принцип ассоциации идей.

г) Верны все ответы.

6. Научный метод

б) состоит главным образом в проверке гипотез;

г) Верны все ответы.

7. Первая психологическая лаборатория была создана

в) для изучения функций сознания.

г) Верны все ответы.

8. Функционалистский подход начала века

а) никогда не оспаривался;

б) отвергает использование интроспекции;

в) делает упор на адаптивную роль сознания;

г) отрицает существование сознания.

9. Схема S — R делает упор на

а) объективное описание поведения;

б) бесполезность концепции сознания;

в) соответствие между реакцией и данным стимулом.

г) Верны все ответы.

10. Этология занимается

а) биологическим изучением поведения;

б) стратегиями, используемыми для передачи генов;

в) поведением животных, но не поведением человека.

г) Все ответы неверны.

11. Когнитивный подход настаивает на том, что

а) индивидуум реагирует подобно машине;

б) разум человека обладает большей информацией, чем та, которую он получает извне;

в) нашим поведением управляют подавленные влечения;

г) мозг функционирует путем ассоциации идей.

12. Согласно Пиаже, все дети

а) проходят одни и те же стадии развития мышления;

б) проходят через все стадии развития мышления;

в) рождаются умными.

г) Верны все ответы.

13. По теории Фрейда либидо — это энергия,

а) соответствующая потребности в самореализации личности;

б) возникающая в результате подавления полового влечения;

в) лежащая в основе жизненных влечений;

г) лежащая в основе взаимодействий между людьми.

14. Гуманистический подход

а) носит детерминистский характер;

б) направлен на расцвет потенциальных возможностей индивидуума;

в) основан на изучении приемлемых форм поведения.

г) Верны все ответы.

15. Эклектический подход ставит своей целью

а) отбросить данные, полученные разными направлениями;

б) выбрать наиболее полезные концепции и методы;

в) доказать обоснованность определенных взглядов.

г) Все ответы неверны.

Ответы на вопросы

Заполнить пробелы

Верно или неверно?

1 — В; 2 — Н; 3 — В; 4 — Н; 5 — В; 6 — В; 7 — Н; 8 — Н; 9 — В; 10 — В; 11 — В; 12 — Н; 13 — Н; 14 — Н; 15 — Н.

Выбрать правильный ответ

1 — а; 2 — г; 3 — г; 4 — а; 5 — г; 6 — б; 7 — а; 8 — в; 9 — г; 10 — а; 11 — б; 12 — а; 13 — в; 14 — б; 15 — г.

Похожие главы из других книг:

Глава 8 <1>. Беседы с Майком Веи и другими обитателями Купертино, которые упоминаются в этой главе, были проведены в период с 2006 по 2010 год.<2>. Suein Hwang. The New White Flight / Wall Street Journal. — 2005. November 19.<3>. Сайт школы Monta Vista, 31 мая 2010 года.<4>. Richard C. Levin. Top of the Class: The Rise of Asia’s Universities / Foreign Affairs. —

Глава 9 <1>. Вся информация о Брайане Литтле, изложенная в этой главе, получена из многочисленных интервью с автором, которые были проведены по телефону и электронной почте в период с 2006 по 2010 год.<2>. Больше информации по этой теме можно найти в разделе «О понятиях

Глава 10 <1>. Randy J. Larsen, David M. Buss. Personality Psychology: Domains of Knowledge About Human Nature. — New York: McGraw-Hill, 2005. — P. 353.<2>. Из электронного письма Уильяма Грациано автору книги от 31 июля 2010 года.<3>. Jens B. Asendorpf, Susanne Wilpers. Personality Effects on Social Relationships / Journal of Personality and Social Psychology 74, no. 6 (1998): 1531–44.<4>. О таком качестве,

ГЛАВА 7 НЕМНОГО ТЕОРИИ. ГЛАВА, КОТОРАЯ МОГЛА БЫТЬ ВВЕДЕНИЕМ КАК МЫ УСТРОЕНЫ ТРИ ЭТАЖА Каждый человек похож на трехэтажный дом, где на 1–м этаже обитает подсознание, на 2–м — сознание, и на 3–м — социальные и родительские

ЧАСТЬ I. ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Глава 1 Глава 1 Эволюция технологий власти На протяжении тысячелетий и особенно последних столетий происходила эволюция и совершенствование технологий власти и социального управления в обществе.

Глава 2 1. Вегнер (1994) и Венцлав и Вегнер (2000).2. Барлоу и Краск (2006) и Краск и др. (2004).3. Рикард (2006).4. Уильямс и др. (2007).5. Уильямс и др. (2007)6. Любомирски (2007) и Рэй и др. (2008).7. Пеннебейкер (1997).8. Бранден (1994).9. Кабат-Зинн (1990).10. Роджерс (1961).11. Ньюмен и др. (1997).12. Кэлхун и Тедеши

Глава 3 1. Камю (1991).2. Аккерман (1995).3. Джемс (1890).4. Чиксентмихайи (1998).5. Локк и Латам (2002).6. Коллинз (2001).7. Хакман (2002).8. Домар и Келли (2008).9. Нэш и Стивенсон (2005).10. Райвич и Шатт (2003).11. Куперрайдер и Уитни (2005).12. Эммонс и Маккаллох (2003) и Эммонс (2007).13. Любомирски (2007).14. Косслин

ТЕМА №1

ВСТАВЬТЕ ПРОПУШЕННОЕ СЛОВО

1. Относительная роль ….. и окружающей среды в развитии индивидуума остается предметом дискуссии.

2. Согласно Дарвину, … процессы привели к . признаков. наиболее . . к данной среде, благоприятствуя их передаче последующим поколениям.

3. Труд Дарвина, опубликованный в . .. г. и вызвавший ожесточенные споры, назывался .

4. В XX в. эволюционная теория обогатилась данными . и откры­тием . . .

5. У животных, находящихся у основания эволюционной лестницы, наблюдаются очень примитивные формы поведения, известные под назва­нием . .

6. Последовательность событий, в результате которой информация от. передается в нервную систему и вызывает автомати­ческую- реакцию, называется . .

7. Присущие данному виду сложные . формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют . поведением.

8. Врожденный . механизм - это механизм, благодаря которому инди­видуум проявляет надлежащее поведение в определенный момент в зависимости от определенных внутренних условий и с учетом информации, поступающей из внешней среды.

9. У некоторых животных наблюдается . -создается глубокая привязан­ность к первому . предмету, который они увидели после появления на свет.

10. Только представители видов, обладающих способностью к . и при­обретению . , могут справляться с новыми ситуациями и вырабатывать новые формы поведения, позволяющие им адаптироваться.

11. Способность к . это способность понимать связь между различными

элементами данной ситуации, с тем чтобы найти решение данной проблемы. В эволюционном ряду животных она появляется у . .

12. Вид Нотo Нabilis, очевидно, возник . лет назад в . Африке.

13. Переход к прямохождению повлек за собой освобождение . и развитие способности к изготовлению первых . .

14. Вертикальное положение тела создало также возможность для разви­тия . во всех направлениях, а тем самым и для увеличения . голов­ного мозга.

15. Первые признаки гоминизации появились у Ното . примерно . лет назад.

16. Заселение Северной Европы и обеих Америк нашим прямым предком Ното . или . , произошло примерно . лет назад.

17. Развитие . создало возможности для обмена информацией и явилось основой быстрого прогресса человека.

18. Главные особенности социальной организации человека. пищи со своими сородичами и образование постоянных . .

19. Наблюдения Джейн Гудолл над . показали, что агрессивность. может иногда приводить к уничтожению самцов враждебной группы.

20. В некоторых обществах, обнаруженных в различных точках земного шара, . , по-видимому, совершенно отсутствует, и в их словаре даже нет соответствующего слова.

Ответы на вопросы:

ВСТАВЬТЕ ПРОПУШЕННОЕ СЛОВО

19 - шимпанзе, самцов; 20-агрессивность.
ТЕМА № 2

ВСТАВЬТЕ ПРОПУШЕННОЕ СЛОВО

1. Одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к идее о некой . заключенной в теле.

2. Древние греки считали, что за мысли и поступки людей ответственны.

3. Согласно Платону, . обитает в теле в течение жизни человека, а после его смерти переходит в .

4. Для Аристотеля разум (психика) - это одна из . тела.

5. В средние века объяснение мира и сущности человека опиралось одновремен­но на взгляды . и на .

6. По мнению Декарта, действия организма определяются . находящимися в головном мозгу.

8. . это философское течение, делающее главный упор на роль разума в приобретении знаний.

9. Эмпирики считают, что любое знание может быть приобретено лишь .

10. Естественные науки, развитие которых началось в XVII в., претендуют на свою принадлежность к . направлению.

11. . это предположение, высказанное на основании уже установленных фактов.

12. По представлениям философов-эмпириков XVIII в., ощущения комбиниру­ются по . принципу.

13. В XVIII в. изучение души заменяется изучением . и .

14. Первая лаборатория психологии была основана . в . г.

15. По мнению структуралистов, сознание можно разложить на психические .

16. Метод . состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникаю­щие у него при воздействии того или иного стимула.

17. Функционалистский подход основан на изучении приобретения .

18. По мнению основателя . Уотсона, любые действия человека можно объяснить с помощью схемы .

19. Согласно необихевиористам, к которым принадлежит Скиннер, поведение всегда детерминируется своими .

20. Теория социального научения выдвигает тезис о том, что человек склонен . поведению других людей, которые служат, таким образом, .

21. Изучением связей между нервными структурами и поведением занимается

22. Этология человека ставит своей целью выявить . человеческой природы.

23. Социобиология утверждает, что живые существа все время . чтобы обеспечить передачу своих . следующим поколениям.

24. Для гештальтистов восприятие - это некое организованное . . от суммы составляющих его частей.

25. По мнению Пиаже и конструктивистов, когнитивное развитие осуществляется по ступеням, или .

26. Изучением организации памяти, воображения и других познавательных психических процессов занимается . психология.

27. Согласно теории . многие черты личности обусловлены половыми влече­ниями, подавлявшимися в детстве.

28. По мнению психологов гуманистического направления, любому индивидууму свойственно врожденное стремление к полной .

29. Как показала социальная психология, большая часть личных качеств индиви­дуума формируется в результате его постоянного . с другими людьми.

30. . подход заимствует из всех существующих теорий наиболее полезные в том или ином случае концепции и использует их.
Ответы на вопросы:
ВСТАВЬТЕ ПРОПУШЕННОЕ СЛОВО

ВСТАВЬТЕ ПРОПУШЕННОЕ СЛОВО

1. Только. подготовка поможет психологу объективно оценить возможные последствия того или иного вмешательства.

2. . психолог работает в основном в больницах и центрах психического здоровья, где он подбирает и применяет . наиболее подходящую данному больному.

3. Психолог-консультант оказывает помощь преимущественно лицам, желаю­щим разрешить какую-то проблему, связанную чаще всего со . между. или . .

4. Роль . состоит в том. чтобы помогать людям в осознании и разрешении тех или иных проблем.

5. Задача . психолога, так же как и . психолога, состоит в том, чтобы помогать учащимся и работающим людям выбрать специальность или работу, в наибольшей степени соответствующую их склонностям.

6. Педагогический психолог занимается внедрением наиболее эффективных мето­дов . .

7. Одна из главных функций психолога-. состоит в …. конст­рукторов машин и промышленного оборудования.

8. Генетический психолог пытается понять, как происходит . человека.

9. Роль психофармаколога заключается в испытании новых . на животных.

10 Парапсихолог занимается проверкой….. психических явлений еще не получивших объяснения

11 …..используют психологические методы для того чтобы дополнить те объяснения поведения животных которые дают…..

12 При наблюдениях в естественных условиях самое трудное это дать….. наблюдаемого поведения с учетом конкретных обстоятельств

13 При….. наблюдениях используется опросник или карта наблюдении

14 Результаты опроса тем….. чем лучше….. отражает реальную популяцию

15 При….. анализе возникает проблема интерпретации зависимости существующей между двумя….

16 Экспериментальный метод состоит во….. в ход событии с тем чтобы установить как изменение одного фактора влияет на изменение другого

17 …..переменной называют переменную которую изменяет экспериментатор

18 Группу испытуемых которых подвергают воздействию независимой перемен ной называют….. группой

19 Контролируемыми переменными называют все переменные находящиеся под строгим….. чтобы они не были различными для разных испытуемых

20 Эффектом Розенталя называют….. результатов вызываемое тем что экспериментатора может передаваться

21 Эффект….. это искажение результатов вызываемое тем что испытуемые, знающие о гипотезе экспериментатора будут склонны вести себя в соответствии с его

22 Оценка с использованием….. дает возможность свести к минимуму….. результатов

23 При графическом представлении результатов изменения….. переменной всегда откладывают по оси абсцисс

24 В науке не бывает….. фактов бывают тишь плохие не контролируе­мые надлежащим образом
Ответы на вопросы:
ВСТАВЬТЕ ПРОПУШЕННОЕ СЛОВО

солидная, 2 - Клинический, терапию, 3 - взаимоотношениями, супругами, чле­нами семьи; 4 - общинного психолога; 5 - школьного, промышленного, 6 обуче­ния; 7 - эргономиста; консультировании 8 - психическое развитие; 9 - лекарственных препаратов; 10 - существования; 11 - Зоопсихологи, этологи; 12 - интерпретацию; 13 - система­тических; 14 - достовернее, выборка; 15 - корреляционном, переменными; 16 - вмешательстве: 17 - Независимой; 18 - экспериментальной; 19 - контролем; 20 - иска­жение ожидания, испытуемым; 21 - Хоторна, ожиданиями; 22 - двойного слепого метода, искажение: 23 - независимой; 24 - плохих, эксперименты.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУШЕННОЕ СЛОВО

1. Наши органы чувств . в своей способности воспринимать стимулы.

2. Органы чувств ребенка способны функционировать с момента . .

3. Когда сенсорные сигналы новы или неполны, мозг действует путем выдвижения . 4. Почти все наши восприятия - результат предшествующего . .

5. Все то, что меньше, более обычно и имеет более правильную форму, а особенно то, что имеет для нас большое . , будет воспринято как . , выделяющаяся на менее структурированном . .

6. Принцип . заключается в том, что мозг всегда старается сделать контур фигуры более . и .

7. Группировка элементов, лежащая в основе организации восприятия, осущест­вляется по принципам . и .

8. Наше восприятие предметов остается . (. ) независимо от их рас­стояния от глаз и угла зрения.

9. Фронтальное расположение, глаз у человека характерно также для . животных.

10. Бинокулярное зрение составляет основу . видения окружающего нас мира.

11. К монокулярным признакам глубины, играющим важную роль в восприятии отдаленных предметов, относится . и . перспектива.

12. Когда мы поворачиваем голову, из-за эффекта параллакса нам кажется, что . объекты перемещаются в поле зрения быстрее, чем . .

13. Когда мозг не способен больше сортировать сигналы, поступающие из внешнего мира, это значит, что он находится в состоянии . .

14. Сенсорная адаптация состоит в . восприимчивости рецепторов, подвер­гающихся . раздражению.

15. . происходит тогда, когда стимул (или событие) становится до такой

степени обычным, что ретикулярная формация . их поступление в кору

16. Реакция внимания связана со степенью . , . , . или . стимула (события или объекта).

17. Выбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, зависит главным образом от . и . самого субъекта.

18. По-видимому, в мозгу существует какой-то . который ограничивает

способность мозга улавливать сигналы, поступающие по разным входным каналам.

19. Предел чувствительности каждого из органов чувств, за которым не может произойти их . называется . .

20. Порог восприятия зависит от уровня . мозга, а также от . субъекта к сигналу, который превысил . порог.

21. Зона, расположенная между физиологическим порогом и порогом восприятия,

22. . . состоит в повышении порога для сигналов, оцениваемых центрами

23. . восприятие, по-видимому, позволяет организму так реагировать на

поступающие сигналы, как он не смог бы отреагировать, если бы они были восприняты на уровне . .

24. По мнению некоторых ученых, . восприятие является нормальной способ­ностью, которой, возможно, в . форме обладает каждый из нас.

25. Сенсорная изоляция очень быстро вызывает появление . в ЭЭГ, а также всевозможные . и .
Ответы на вопросы:
ВСТАВЬТЕ ПРОПУШЕННОЕ СЛОВО

1- ограничены; 2 - рождения; 3 - гипотез; 4 - опыта; 5 - значение, фигура, фоне; 6 - заполнения, простым, законченным; 7- близости, сходства, непрерывности, симметрии; 8 - константным (постоянным); 9 - хищных; 10 - стереоскопического; 11 - линейная, воздушная; 12 - близкие, далекие; 13 - информационной перегрузки; 14 - уменьшении, длительному; 15 - Привыкание, блокирует; 16 - новизны; слож­ности, силы, повторяемости; 17 - потребностей, интересов, ожиданий; 18 - фильтр; 19 - возбуждения, физиологическим порогом; 20 - бодрствования, внимания, фи­зиологический; 21-подпороговой; 22 - перцептивная защита, неприемлемые; 23 - подпороговое, сознания; 24 - экстрасенсорное, скрытой; 25 - тета-волн, ил­люзии, галлюцинации.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.