Депрессия и неврозы в исламе


Вопрос:

Существуют ли в Исламе какие-то рекомендации по поводу того, как можно вылечить депрессию?

Ответ:

На сегодняшний день депрессия считается одной из самых распространенных болезней современности. Печали, проблемы, сниженное настроение, утрата способности радоваться и улыбаться, нарушение мышления, негативные суждения, стресс, мышечная заторможенность, пессимистический взгляд на происходящее, очень заниженная самооценка, абсолютное равнодушие к тому, что раньше приносило радость, являются главными причинами не только депрессии, но и многих других заболеваний, в том числе тяжелых.

Для мусульманина, который убеждён, что все хорошее и плохое, которое с ним случается, происходит только по Воле Всевышнего Аллаха, в деле избавления от печалей и тревог повседневной жизни, которые и являются причиной депрессии, очень важными являются дуа и упование на Аллаха (таваккуль).

Искренне верующий человек, который постоянно обращается к Аллаху с мольбами, осознает – все, что происходит с ним, является испытанием от Всевышнего Аллаха и, соответственно, искуплением его грехов. Праведный мусульманин может быстрее справиться с трудностями и проблемами и за всю свою жизнь не узнать о том, что существует такое понятие, как депрессия…

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ما يصيب المسلم من نصب ولا وصب ولا هم ولا حزن ولا أذى ولا غم حتى الشوكة يشاكها إلا كفر الله بها من خطاياه

Не постигнет мусульманин сути имана, пока не будет видеть во всем предопределение Всевышнего Аллаха. Что постигло нас, то не должно было миновать, а что миновало, то не должно было постигнуть. Поистине, Всевышний Аллах воздаст нам наилучшим, если мы проявим терпение.

От Сухайба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عجبا لأمر المؤمن. إن أمره كله خير. وليس ذاك لأحد إلا للمؤمن. إن أصابته سراء شكر. فكان خيرا له. وإن أصابته ضراء صبر. فكان خيرا له

Здесь можно привести рассказ о жизни якобы успешного бизнесмена и простого праведного мусульманина, который я прочитал однажды:

«У одного вполне успешного европейского бизнесмена постоянно бывали проблемы дома, на работе, с партнёрами по бизнесу и т.д., вследствие чего у него часто ухудшалось здоровье и настроение. Каждый раз он возвращался с работы хмурым, не испытывая особой радости. Одним словом, его жизнь была полна печали и неприятностей, несмотря на то, что он имел большой дом, дорогой автомобиль, успешный бизнес, который приносил стабильный доход, и многое другое.

А рядом с ним по соседству жил скромный работяга-мусульманин, который не имел стабильного дохода, разными путями выходил из сложных ситуаций и с трудом обеспечивал свой семью. Однако, как заметил бизнесмен, его сосед всегда ходил с улыбкой на лице, с работы возвращался радостный, жена и дети встречали его, как супергероя… Судя по таким наблюдениям, стоило считать успешным человеком мусульманина, а не его, бизнесмена, владельца компании, которая приносит стабильный доход.

Удивленный поведением своего небогатого соседа, бизнесмен решил узнать у него секрет такого счастья. Мусульманин не был удивлен вопросу соседа и спокойно ответил ему:

Каждому мусульманину известно, что этот мир бренен и жизнь утекает, словно песок, сквозь пальцы, и поэтому не стоит тратить ни одну секунду впустую. Поистине, Всевышний Аллах не пошлёт нам трудности и испытания, которые мы не сумеем преодолеть, всё, что ни делается – к лучшему. И к испытаниям в нашей жизни тоже стоит относиться, как к благодати, потому что тем самым Всевышний очищает нас от грехов. В любой жизненной ситуации, какой бы она плачевной ни была, следует помнить, что Всевышний Аллах любит своих рабов больше, чем мать любит своё дитя!

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!


Казалось бы, депрессия несовместима с верой, но каждый день мы убеждаемся, что она не чужда внутренней жизни мусульманина. С надеждой, что это знание будет полезно, мы рассмотрим это явление и с психологической, и с исламской точек зрения и попробуем дать исчерпывающий ответ на вопросы что такое депрессия и как справляться с депрессией.

Сегодня депрессия по данным Всемирной Организации Здравоохранения занимает одно из первых мест по критерию распространённости. Депрессия делит звание чумы двадцать первого века с раком.

Депрессия определяется как аффективное расстройство, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями в мотивационной сфере и пассивностью поведения. Наблюдаются снижение волевой активности и низкая мотивация. Кроме потери интересов и печального настроения выделяют ещё и дополнительные симптомы:

- нарушение сна (бессонница, трудности в засыпании, а также ранние пробуждения);

- снижение концентрации внимания (рассеянность, невнимательность);

- нарушение аппетита (потеря веса, отсутствие аппетита);

- чувство вины, самообвинение;

- пессимистичный взгляд на будущее, на мир, на свои возможности (последнее связано с предыдущим симптомом);

- нарушение половой активности;

- заторможенность или чрезмерная суетливость;

- усиление подавленности по утрам и относительное улучшение к вечеру.

Возможны дополнительные симптомы тревоги или нервозности.

Согласно специалистам, чтобы диагностировать депрессию, эти симптомы должны наблюдаться не менее двух недель.

Несмотря на распространённость заболевания, ещё нет единого мнения относительно первопричины депрессии: различные теории по-разному объясняют причины её возникновения.

Биологическая теория: Нарушение концентрации определённых веществ, происходящее в результате сбоев механизмов работы мозга.

Генетическая теория: возникновение депрессии обусловлено наследственностью.

Социологическая: депрессия – результат конфликта между возможностями, интересами индивида и требованиями, условиями социума.

Религиозная: депрессия как следствие греховности человека.

Верующие по определению люди позитивные и светлые. Но иногда бывает так, что душевная жизнь некоторых из нас омрачается упадком сил, снижением настроения. Эти эмоциональные волны сопровождаются недомоганием, слабостью в теле.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Естественно, упадочнические настроения не способствуют эффективной деятельности и радости жизни. Возникает вопрос, можно ли препятствовать сгущению туч над сердцем?

Чтобы ответить на него, нужно знать причины депрессивных расстройств.

1. Депрессия оступившихся

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Вера (иман) может изменяться: уменьшаться или увеличиваться. Депрессия является следствием уменьшения веры, которое действует на сердце так же как ослабленный иммунитет - на организм.

Люди, которые постоянно стремятся поддерживать чистоту внутреннего мира, также иногда сталкиваются с симптомами, характерными для депрессии. Несмотря на внешнюю схожесть, они имеют совершенно другую причину. Причина – повышенная чувствительность, свойственная прозревшим сердцам.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Тяжёлое положение братьев по вере, даже если они находятся далеко, часто отражается на эмоциональном состоянии благочестивых мусульман: они чувствуют печаль, тревогу, беспокойство. Это естественная реакция на страдания братьев и сестёр по вере, соединённых между собой узами более крепкими, чем какие-либо другие узы родства.

Эти симптомы наблюдаются в течение меньшего, чем две недели, времени, и их не стоит путать с проявлением депрессии.

В одной из притч говорится, что однажды Дьявол выставил на продажу все свои инструменты. Среди них был и молот Гнева, и лук Желания, и блестящий клинок Зависти, и кол Жадности, стрелы Ревности и Вожделения, орудия Страха, Гордыни, Ненависти. Каждое орудие имело свою цену. Но отдельно от всех них лежал маленький и неприглядный клинок, который стоил в несколько раз дороже остальных.

Один из посетителей лавки спросил, почему этот странный клинок стоит дороже остальных.

- Потому что это единственный инструмент, на который я могу рассчитывать, если все остальные против человека бессильны… Если мне удаётся вбить этот клинышек в сердце человека, - продолжил Дьявол, - то двери для остальных инструментов открываются сами собой.

Поэтому, скатываясь по наклонной депрессии в яму отчаяния, важно проявить силу воли и хотя бы на полпути остановиться, поберечь себя, ограждая от негативных мыслей, от необдуманных поступков, от принятия решений, о которых затем можно пожалеть (развод, увольнение с работы и т.п.). Расплачиваясь за старые грехи, не совершайте новых.

Наиболее распространённые предложения по противодействию депрессии - это приём антидепрессантов, обращение к психологу, участие в тренингах и т.п. Все эти методы чаще вызывают сомнения, нежели желание ими воспользоваться, учитывая при этом историю и эффект их.

Первый антидепрессант – изониазид – был открыт совершенно случайно. Сначала он испытывался в качестве противотуберкулёзного препарата. Исследователи отмечали, что больные при приёме этого препарата чувствовали лёгкое возбуждение, избыток сил, и даже стали нарушать общественный порядок. Однако механизм воздействия изониазида неизвестен по сегодняшний день. Широкое производство антидепрессантов объясняется вовсе не их эффективностью…

Что касается тренингов и консультаций, они лишь на время освобождают от гнетущих симптомов. Чувство неудовлетворённости, ощущение недостатка снова заявляет о себе через некоторое время. Это, кстати, одна из наиболее актуальных проблем психотерапии.

Другой, действенный с точки зрения психиатрии, метод – электросудорожная терапия. Его применяют, если химические препараты и работа с психотерапевтом не дали улучшенных результатов. Несмотря на то, что до сих пор непонятен механизм действия электричества на мозг, электросудорожная терапия одобрена комиссией Национального института Душевного здоровья и Американской психиатрической ассоциацией, и теперь широко применяется по всему миру.

Существуют методы, которые применяются тысячелетиями и, в то же время, безопасны для физического и душевного здоровья человека. Один из них - метод религиозно-духовной практики, пример которой нам был ниспослан в Пророке Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует. Применяя такую практику, человек излечивает не только депрессию, но и другие болезни сердца. Его разум, тело, душа приходят в гармонию и находят успокоение.

Рассказывают, что среди мусульман были такие, которые принимали Ислам ради мирских выгод. Но затем, полюбив религию Аллаха, они забывали о мирском и целиком посвящали себя Всевышнему. Подобно этому, возможно, дело, начатое для излечения депрессии, станет для кого-то более значимым и более любимым, таким, что, даже излечившись, он не захочет расставаться с ним.

Депрессия – тот же кризис души, разрешение которого – в новых возможностях: возвращении ко Всевышнему и укреплении связи с Ним. Это такой момент в жизни человека, когда он отгораживается от мирского. Он начинает оценивать себя, свою роль в мире, в отношениях с Богом. И хотя эта оценка всегда негативная, важно, что в этот момент человек уже не настолько вовлечён в мирскую жизнь, чтобы самозабвенно предаваться её радостям и соблазнам.

Депрессия – это возможность осознания своих ошибок, трезвой оценки и, что самое обнадёживающее для многих людей, особенно для верующих, депрессия – это тёмный тоннель, по которому покаявшиеся выходят к свету. Как и утверждал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

Пусть сияет светом имана сердце каждого верующего!

Передаётся от Абу Наима в аль-Хилях, 2/196; аль-Силсилат аль-Сахихах, 2268


Не хватает имана?

Читаешь порой в мусульманских источниках легковесные и пафосные рассуждения верующих о депрессии и диву даешься советам людей, несведущих в этом вопросе. С какой легкостью иногда они рубят с плеча и гребут под одну гребенку и человека с опухолью мозга и беременную женщину, отравленного паразитозом и просто лентяя, страдающих депрессией.

Ведь причины депрессии у этих людей совершенно различные и потому способы лечения тоже будут разными.

Обвиняя человека в маловерии не надо забывать, что предрасположенность к депрессии может быть передана по наследству или возникнуть в результате некоторых сбоев в генах, а также быть следствием сильного стресса. В некоторых случаях психическое состояние человека может не контролироваться по причине сбоев в работе эндокринной системы или отсутствия серотонина, в результате например, сильной истощенности нервной системы. Нельзя ставить на одну доску похоть, воровство с той депрессией, которую человек порой не в состоянии контролировать. Если блудника и вора, которые сознательно делают выбор грешить, можно и нужно обличать в грехе, то обвинять бедолагу, находящегося в состоянии депрессии, просто жестоко. Хотя надо признать, что угнетённое состояние, страхи, паника, фобии – всё это, зачастую следствия самобичевания в результате несоответствия своих поступков ожидаемому идеалу или совершения грехов.

Депрессия – это агрессия, направленная на самого себя. Каждый раз, когда мы спорим с собой, колеблемся в принятии решений, сомневаемся, в тот момент одно наше Я борется с другим Я. И это разбалтывает и без того хрупкую нервную систему. Например, как быть с сомнительными делами в исламе? Вместо того чтобы сразу принять какое-то твердое решение, иногда верующие мечутся в мучительном поиске правды. Если они себе позволяют сомнительное, то начинают подсознательно бояться - а вдруг совершают грех. Когда запрещают себе вышеуказанное, то начинают сожалеть об упущенных возможностях. Эти состояния самобичевания легко могут привести к неврозу, а потом к тяжелым формам депрессии.

Бывает и так, когда верующий в силу своих психических особенностей начинает зависеть от других, становясь рабом слов и мнения о нем других людей. От них, его хозяев, зависит настроение, чувства, самоощущение. Верующий подсознательно понимает, что это неправильно и в глубине души переживает за свою привязанность, что тоже вводит в состояние депрессии.

Возможности психики у всех разные. Надо учитывать, что есть люди с более слабой нервной системой, впечатлительные, неуверенные в себе личности, которые глубже переживают трагедии и стрессы, а также свои грехи, а также верующие с более сильной нервной системой, уверенные в собственном превосходстве, которые поверхностно и легко переносят потрясения.

Когда депрессия достигает пика, человека начинает преследует идея самоуничижения, неотвязное чувство вины, его постоянно преследует мысль, что он в чем-то виноват или греховен. Чувство вины не уходит даже после совершения тауба. У его постоянное угнетенное состояние духа и сильная тревога, усиливающаяся по вечерам. Далее он утрачивает интересы и неспособность получать удовольствие, резко снижается работоспособность, возникает расстройство сна, утрата аппетита потеря интереса к жизни. Мучают панические атаки. Он боится сойти с ума, возникает синдром навязчивых состояний, когда, например, верующий после омовения снова переделывает его, так как ему кажется, что тахарат был выполнен не лучшим способом. некоторых терзают дурные мысли, и он бы все отдал, лишь бы они не засоряли бы его сознание во время молитвы. Кстати, все эти ощущения дополняются плохим пищеварением и тошнотой, а также тахикардией и ознобом.

Однажды одного мусульманского ученого спросили:

Он ответил: «Несомненно, человек заболевает такими душевными заболеваниями, как тревога за будущее и печаль о прошедшем. Душевные заболевания оказывают на тело большее воздействие, чем физические недуги. Согласно шариату, психические расстройства излечиваются путем чтения шариатских заклинаний.

Хорошо помогают иглотерапия и дыхательные упражнения. Можно научиться самому делать точечный массаж. Через день делать скипидарные ванны и чаще посещать баню. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) советовал для умственного и психического здоровья: "Поистине, ат-тальбина [вареный ячмень с медом] идет во благо сердцу и убирает печаль". В ячмене содержится триптофан, который является прекурсором [веществом, используемым для выработки] серотонина и важным медиатором в мозге, который вызывает улучшение настроения. Исходя из этого, можно пить оздоровительные добавки к пище и продукты, содержащие триптофан и магний, которые способствует расслаблению нервной системы.

Очень хорошие результаты при депрессии дает постоянное употребление препаратов из гриба Рейши, а также сока XanGo, витамины группы В и лецитин. Остановимся подробнее на грибе Рейши.

Рейши содержит ланостан и другие терпеноиды – целый класс особых веществ.

Они меняют настройки иммунитета, настройки обмена веществ, тонкий обмен веществ в структурах мозга.

Действуя как мягкий стимулятор ЦНС, компоненты Рейши, подобно эндорфинам, вызывают прилив работоспособности, желания творчества – состояния-антагониста депрессии! Проверенное средство на тысячах людей.

Больным депрессией необходимо употреблять препараты с содержанием омега 3. Сделав продукты, содержащие омега-3, основой нашего рациона питания, например, масло черного тмина или рыбий жир, мы способны предотвратить депрессию и значительно повлиять на ряд психических заболеваний и расстройств.

Последние исследования установили, что жирные кислоты омега-3 оказывают положительное влияние при лечении таких заболеваний как шизофрения или болезнь Хантингтона, а также ряда других.

Страдающим депрессией нужно проверить работу щитовидки.

В лечении этого недуга важно почистить организм от паразитов и шлаков. Пусть чистая кровь омывает мозг, человек с грязной кровью и нечистым кишечником вряд-ли будет радоваться жизни и думать позитивно. Далее нужно наладить свое питание. Продуктов, провоцирующих депрессию, не так много. К ним можно отнести сахар, сахарозаменители, кофе, красное мясо в больших количествах.

Если убрать из рациона сладкое, то уже через месяц можно почувствовать разницу в мировосприятии.

Бороться с депрессией можно также с помощью продуктов. Сыр, мясо индейки, курицы, макароны, хлеб грубого помола содержат вещества, предшественники гормонов радости.

Красный, оранжевый, желтый цвета также помогают в борьбе с депрессией. Апельсины, мандарины, морковь, тыква, сладкий перец, кукуруза, ананасы должны быть желанными гостями на вашем столе.

Орехи, бананы, листовые овощи, арбузы содержат магний и витамин В6, которые способствуют снижению возбудимости и нормализации сна.

Ну и чтобы не было совсем грустно, можно побаловать себя иногда шоколадкой или пирожным.

Отказаться от большого количества чая и кофе, так как кофеин может вызвать и участить панические атаки. Пить нужно каждый час стакан чистой некипяченой воды только не залпом, а смакуя и выпивать в день около 1–05 литра. Знаю много примеров, когда выпивая воду до 2 литров в день, люди переставали пить антидепрессанты и отмечали значительное улучшение психического здоровья.

Будьте здоровы. Если будут вопросы, с удовольствием отвечу.

Последний год я много размышляю о психологической природе тех или иных состояний, к которым склонны мусульмане вообще и, в частности, в русскоязычной умме. Одна из проблем, которая обращает на себя внимание, – это бесконечное число так называемых васвасов, которым в той или иной степени подвержены практически все соблюдающие мусульмане.

Можно выделить множество видов таких васвасов, да защитит нас Всевышний. Некоторые из них непосредственно толкают к греху, другие усложняют быт, третьи играют с нашим разумом, четвертые отвращают от хороших дел, пятые влияют на наши чувства и эмоциональное состояние. Мы отметим три таких вида: они, на наш взгляд, наиболее заметны в русскоязычной умме и задевают человеческую психику особенно глубоко.

Первый вид – это наущения, связанные с вероубеждением, сомнения в вере на уровне идей. Мы осознанно не приводим никаких примеров, чтобы не распространять эти наущения и дальше. Работает это всегда примерно одинаковым образом: в голове соблюдающего и искренне верующего человека поселяется навязчивое сомнение, связанное с тем или иным аспектом вероучения или решением Шариата. Эта мысль неотступна и поначалу маркируется как не своя, человек пытается ее погасить логически, как правило, понимая ее чужеродную, вредоносную суть, но с течением времени, если наущение не отступает, в процессе такого внутреннего диалога человек втягивается в постоянное размышление о проблеме – и тогда грань между своими и чужими идеями начинает казаться все более размытой. Это очень страшное состояние, да убережет нас Аллах от него. Первое, что нужно сделать в такой ситуации, – это утвердиться в том, что это наущение, а не ваши мысли. Как это сделать? У всех все индивидуально, но вот два простых психологических совета:

• Если вы находитесь под воздействием васваса и это уже ввело вас в нервное возбужденное состояние, в тревогу или панику, то постарайтесь успокоиться, насколько это возможно. Да, это тяжело, вам страшно, но чашка чая никому не вредила. Заварите успокаивающие травы. Выйдите подышать свежим воздухом.

Если наущение, связанное с вероучением или фикхом, настолько сильно, что вы не можете от него избавиться никак, то обратитесь за помощью к знающему человеку, которому вы доверяете. В идеале лично, чтобы вести с ним диалог в реальности, а не в интернете. На наш взгляд, это должен быть один человек, а не несколько, потому что у нескольких ученых или студентов будут разные способы опровержения наущений и разный ход мысли. Это может запутать еще больше.

Делайте как можно больше дуа о защите от шайтана и васвасов. Читайте Коран.

Тут нужно заметить, что этот вид васвасов принимает форму невроза навязчивых состояний (первый вид, связанный с убеждениями, тоже имеет обсессивно-невротический характер, но там нет повторяющихся действий). Невроз навязчивых состояний, или обсессивно-компульсивное расстройство, – это психическое расстройство, для которого характерно наличие обсессий и компульсий: обсессии – это навязчивые пугающие мысли; компульсии – это некие повторяющиеся действия в форме ритуала, задача которых – снять тревогу, порождаемую обсессиями.

Вот простой пример, не связанный с религией. У человека есть навязчивая мысль – он боится серьезно заболеть вирусной инфекцией. Эта мысль не дает ему жить спокойно. Чтобы как-то снять эту тревогу, он решает: я буду мыть руки определенным образом, от мизинца до большого пальца, по семь раз каждую, и тогда точно не заболею. В процессе мытья рук ему кажется, что он неправильно посчитал количество раз или пропустил какую-то часть. Он начинает заново. После правильно выполненного ритуала ему становится немного легче. Если ритуал будет сбит, он ощущает нарастающую панику.

Чаще всего люди, страдающие этим неврозом, обладают высоким уровнем интеллекта. Это перфекционисты, которые стремятся все сделать идеально. Их беспокоит криво лежащая книга на столе или опечатка в книге. Обычно они мнительны и суеверны (если речь идет о немусульманах).

Если случай тяжелый, обратитесь к психотерапевту: они знают способы лечения обсессивно-компульсивных расстройств.

Пресекайте повторяющиеся действия и попробуйте последовать советам касательно первого и второго вида васвасов, что мы описали. И здесь особенно важно получать знания: совы не то, чем они кажутся, и не все то ридда, что блестит. То, что вам кажется куфром, очень часто им не является: спрашивайте, уточняйте, не такфирьте никого без знаний и не такфирьте без знаний самого себя. Уважайте себя как представителя единственно верной религии, в конце концов! Если вы сами без знаний рискуете отбирать у себя самое ценное, что у вас есть, – ваш иман, то другие отберут у вас без зазрения совести все остальное. Уважайте себя как мусульманина.

Наша умма страдает от миллиона разных болезней. У всех хватает своих трудностей и проблем, и шайтан этим пользуется, нашептывая и внушая нам болезненные нервные состояния. Надо бороться с этим как с чумой, пусть Аллах даст нам тауфик. Мы просим Всевышнего, чтобы эта статья оказалась полезной мусульманам.

Мы просим защиты у Аллаха от побиваемого камнями шайтана.

Дата публикации : 04-02-2013

Вопрос

Текст ответа

Аллах милостив к Своим рабам, ведь Он не требует расчета с человека за наущения и мгновенные мысли. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Воистину, Аллахпростил членам моей общины то, что они говорят про себя, до тех пор, пока не сделают или не скажут (в соответствии с этим) (аль-Бухари № 5269 и Муслим № 127).

Если к человеку, больному депрессивным расстройством или подобным заболеванием, придут мысли о неверии или грехе, то он не будет спрошен за них. При условии, что он не станет произносить свои мысли или совершать действия сообразно им.

Если предположить, что человек при депрессивном расстройстве, не смог побороть влияние болезни и наущения и не преднамеренно произнес подобные слова, то он также не будет спрошен за них. Так как он не желал их произносить.

Аль-Бухари озаглавил одну из глав в своем труде Сахих как Глава о разводе в случае, когда разум был затуманен (игляк), под принуждением, во время алкогольного опьянения, сумасшествия; об ошибке и забывчивости в разводе, о многобожии и другом. Ибо посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Воистину, дела оцениваются по намерению, и каждый человек получит то, что намеревался (приобрести)“. Аш-Ша‘би прочел: „Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись“. О том, что не дозволено утверждать о разводе человека, подверженного наущениям. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал человеку, который утверждал о (разводе): „Являешься ли ты сумасшедшим?“ ‘Укба ибн ‘Амир сказал: „Развод человека, подверженного наущениям, не дозволен“ (приведено с сокращениями).

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: Развод человека, страдающего от наущений, не считается состоявшимся, даже если он произнес слова о разводе, но при этом он не намеревался действительно дать развод. Потому что человек, страдающий от наущений, может говорить слова не преднамеренно и без действительного желания (их произнести). Его разум затуманен, он находится под принуждением этой подавляющей силы, которой он мало может противостоять. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Нет развода в состоянии закрытости“ (состояние, при котором у человека „закрыты двери“ понимания и осознания происходящего – прим. пер.). Поэтому, его развод считается действительным только в случае, когда он в спокойном состоянии, и действительно желает развестись. В подобном случае, когда человек не имеет самостоятельности, не имеет намерения и решения (дать развод), разводсостоявшимся не считается (Фатауа аль-исламийа. Т. 3. С. 277).

Это разъяснение, которое привел шейх, да помилует его Аллах, говоря о человеке, страдающем от наущений, относится и к человеку, страдающему депрессивными расстройствами. За то, что человек сказал, будучи в невменяемом состоянии, то есть без умысла и самостоятельного выбора, он отвечать не будет.

Однако больной человек должен постараться излечиться от этой болезни и избавиться от тревог, депрессии и стресса. Ему следует размышлять о милостях Всевышнего Аллаха, которыми Он одарил его, чтобы в его сердце утвердилась благодарность к Благодетелю, довольство тем, что Он предписал, и чтобы человек избавился от недовольства Господом. Нет ни одного раба Аллаха, которого бы Аллах не наделил несметными благами: в религии, в теле, в семье и во всем остальном.

Если же человек понимает то, что он говорит, произносит слова осознанно, думая, что после этого ему станет легче, или произносит их из-за попустительства со своей стороны, то он будет спрошен за свои действия. Поэтому в отношении плакальщицы или причитающей после смерти кого-либо существуют серьезные угрозы. Несмотря на то, что она в подобных случаях обычно бывает в состоянии сильнейшей грусти и печали, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег произносить во время несчастий то, что гневит Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после смерти своего сына Ибрахима сказал: Воистину, слезы льются из глаз, а сердце печалится. Но мы говорим только те слова, которыми доволен наш Господь (аль-Бухари № 1303 и Муслим № 2315).

В предании, что приводит Ибн Маджа (№ 1589) сказано: Но мы не говорим то, что гневит Господа .

От гнева нет пользы, он не избавит человека от несчастия и горя. Но чтобы преодолеть испытание и несчастье, человеку стоит обратиться к терпению и надеяться на награду Аллаха. Как об этом сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство (перед испытанием), тому будет дано довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха (ат-Тирмизи № 2396 и Ибн Маджа № 4031). Аль-Албани в Сахих ат-Тирмизи сказал, что хадис достоверный.

Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 118325.

Уағыз-насихат жұмыстарының жаңа бағыты


ҚМДБ: 31 шілде – Құрбан айт мерекесі


Медреселерге талапкерлерді қабылдау емтиханы жүріп жатыр


Қазақстан Президенті пандемия құрбандарын үнсіз еске алу рәсіміне қатысты


Жалпыұлттық аза күнінде марқұмдар үшін арнайы дұға жасалды (ФОТО)


Бас мүфти: Алла азат елді аза тұтқызбасын (ВИДЕО)


Бүгіннен бастап мешіттер жұмысына шектеу қойылады



Бас мүфти: Өзгелерге қиянат жасамай, үйде ғибадат ету – үлкен сауап



"Нұр Астана" мешітінде қайырымдылық шарасы жалғасуда


БАЛАНЫ ОТАНДЫ СҮЮГЕ ҚАЛАЙ ТӘРБИЕЛЕЙМІЗ?

БАЛАНЫ ОТАНДЫ СҮЮГЕ ҚАЛАЙ ТӘРБИЕЛЕЙМІЗ?

Нұр Астана мешітінде "Қайырымды шаңырақ" акциясы өтті


"Иман шуағы". ПАЙҒАМБАРЫМЫЗДЫҢ (с.ғ.с) БАСШЫЛЫҚ ҚАБІЛЕТІ | Смайыл СЕЙТБЕКОВ

"Иман шуағы". ПАЙҒАМБАРЫМЫЗДЫҢ (с.ғ.с) БАСШЫЛЫҚ ҚАБІЛЕТІ | Смайыл СЕЙТБЕКОВ


"Ұстаз мінбері" АЛЛАНЫ ҚАЛАЙ ТАНИМЫЗ? | Имам Нұрсұлтан МАМЕДАЛИЕВ

"Ұстаз мінбері" АЛЛАНЫ ҚАЛАЙ ТАНИМЫЗ? | Имам Нұрсұлтан МАМЕДАЛИЕВ

Мақалалар


АУЫРЛЫҚПЕН БІРГЕ ЖЕҢІЛДІК БАР


Тұңғыш дипломат – Нәзір Төреқұлов


Обаны қайтаратын 7 аят


Журналист этикасы немесе шариғат нормасы


Мұратхан Махмет: Магистратура мен докторантураға қабылдаудың жаңа тәртібі қабылданды


Өзіңді танымай, Алланы тану мүмкін бе?


Құрандағы Адам болмысы


Құрандағы мұсылманның 7 сипаты


Тағдырды қайтарып, өмірді ұзартудың сыры


Сәдуақас қажы Ғылмани өлеңдеріндегі діни мәтіндер


Ұл тәрбиесіндегі әкенің рөлі


Сүндет және қазіргі медицина


Жүз күннің жүгі.


Төрәлі ҚЫДЫР: Алтын Орда – дәстүрлі дініміздің діңгегі


  • Жаңа
  • Жиі оқылғаны


Құрбандық орнына садақа беруге бола ма?

Қазақстан мұсылмандары діни басқармасының еліміздегі індет кезінде құдайы астарды өткізуге қатысты ҮНДЕУІ

Қазақстан мұсылмандары діни басқармасының COVID-19 коронавирусі кезінде жаназа намазы мен жерлеу рәсімін өткізуге қатысты мәлімдемесі


Уағыз-насихат жұмыстарының жаңа бағыты


ҚМДБ: 31 шілде – Құрбан айт мерекесі


Медреселерге талапкерлерді қабылдау емтиханы жүріп жатыр


Қазақстан Президенті пандемия құрбандарын үнсіз еске алу рәсіміне қатысты


Жалпыұлттық аза күнінде марқұмдар үшін арнайы дұға жасалды (ФОТО)


Бас мүфти: Алла азат елді аза тұтқызбасын (ВИДЕО)


АУЫРЛЫҚПЕН БІРГЕ ЖЕҢІЛДІК БАР


Бүгіннен бастап мешіттер жұмысына шектеу қойылады



Бас мүфти: Өзгелерге қиянат жасамай, үйде ғибадат ету – үлкен сауап



Бас мүфти жиын-тойлар мен астарға мүмкіндігінше бармауға шақырды


Тұңғыш дипломат – Нәзір Төреқұлов

Қазақстан мұсылмандары діни басқармасының COVID-19 індеті кезінде жаназа және құдайы ас өткізуге қатысты мәлімдемесі


Обаны қайтаратын 7 аят



Бас мүфти Халықаралық онлайн конференцияға қатысты (ФОТО)







Сәресі мен ауызашар дұғасы



Бастырылу деген не және одан құтылу үшін не істеу керек?









Моншаға түскенде ескеріңіз



Сұрақ-Жауап


Құрбандық орнына садақа беруге бола ма?


Намазда саптың арасы алшақ болса, жамағат намазының сауабы беріле ме?


Спорттық ойындардың үстінен бәстесуге бола ма?


Өзі тұрмайтын үйден зекет беріле ме?

Пәтуа

Қазақстан мұсылмандары діни басқармасының еліміздегі індет кезінде құдайы астарды өткізуге қатысты ҮНДЕУІ

Қазақстан мұсылмандары діни басқармасының COVID-19 коронавирусі кезінде жаназа намазы мен жерлеу рәсімін өткізуге қатысты мәлімдемесі

Қазақстан мұсылмандары діни басқармасының COVID-19 індеті кезінде жаназа және құдайы ас өткізуге қатысты мәлімдемесі

Ислам тарихы


Жаңа кезеңнің басталуы


Имам Матуриди – мұсылмандардың ақидасына енген қателерді түзетуші


Ислам тарихындағы тұңғыш Ата заң


Ажал айтып келмейді


Бес парыз


Қарыздың зекеті калай беріледі?


Сәһу (қателік) сәждесі қалай жасалады?


Иғтикаф қалай жасалады?


Ұмраны қосып немесе жеке орындау жағынан қажылық


Біз әлеуметтік желілерде

Таң*
Күн
Бесін
Екінті
Шам**
Құптан

www.ummet.kz - Үмметпен бірге

* - Сәресі уақыты Таң намазы кірісімен бітеді. Сәресіні Таң намазына 10 минут қалғанда аяқтаған жөн.
** - Ауызашар Ақшам намазымен басталады. Оразаны құрма және сумен ашқан абзал.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.