Эмоционально волевая сфера при неврозах

ЧАСТЬ 1. СГОРАНИЕ. Парадокс невроза.
Сегодня я расскажу вам про неврозы. И вы узнаете, в чем парадокс невротических расстройств.
Итак, начнем с основ. Неврозы - это обратимые психические расстройства, возникающие под воздействием психотравмирующих факторов. Они проявляются волевыми, эмоциональными и соматическими нарушениями. То есть внутренний конфликт проявляется через какой-либо симптом.
Важно знать, что невротик не опасен для общества. Тот, кого он мучает, это он сам.

От других психических заболеваний неврозы отличаются сохранностью личности, причем личность сохраняется как раз за счет невроза, ценой невроза. Невроз сам является повреждением, но в то же время он препятствует еще большему повреждению, сдерживает его.
Невроз это патологическое приспособление к неприемлемым условиям социальной микросреды.

Причиной невроза во всех случаях являются внешние и внутренние конфликты. Невроз это способ защиты, и способ реакции человека на внутренний конфликт. Дело в том, что большая часть внутренних конфликтов успешно разрешается. Невроз же порождается именно невозможностью, неспособностью психики разрешить каким-либо способом этот внутренний конфликт. Этот конфликт для психики непонятен, непреодолим. Это конфликт неосознанный, конфликт двух или более разнонаправленных влечений, противоположных мотиваций, значимых для личности потребностей. Невроз - это когда психика человека зашла в тупик в поисках примирения и разрядки этих противоположных, взаимоисключающих потребностей.
Невроз связан с невозможностью самореализации, достижения целей, и с невозможностью удовлетворения потребностей человека.

Часто люди живут, не осознавая, что страдают неврозом. Они просто страдают и все, не зная истинной причины, и не понимая, как себе помочь. Потому что невроз это прежде всего страдание, часто настолько невыносимое, что кто-то кончает жизнь самоубийством.

Однако чаще всего невротики способны сдерживать нежелательные поступки, у них сохраняется критика к своему нарушению влечений. Самым главным отличием невротических расстройств от психозов является наличие критичности по отношению к своему поведению, к себе, адекватность, и включенность в "здесь-и-сейчас", в общение. Но при этом внутри у невротика всегда сидит боль, какая-то гудящая нота его страдания, которая не отпускает его. Какой-то спрут внутри него стягивает на себя его жизненную энергию и внимание. Человек видит все через призму своего болезненного состояния.
Внутренняя жизнь невротика похожа на перманентное короткое замыкание. Его закоротило изнутри, он не может разомкнуть эту цепь, и вся энергия уходит туда, просто сгорает.

Парадокс астенического невроза в том, что внешне человек ужасно подавлен, обессилен и не способен к деятельности. Внутри же напряжение и психическое страдание достигают такой степени, что человек не может даже спать, внутри идет жестокая борьба двух очень важных для человека влечений, но ни одно из них не побеждает. Этот процесс становится хроническим. Человек привыкает к такому состоянию, думает, что оно неизбежно, и оно его оно почему-то устраивает.

Невротик полностью отдает себе отчет в том, что ему плохо, и ему кажется, что он знает причину. У него есть реальные причины и обстоятельства. Но причина невроза почти всегда не осознана. Зачастую страдание невротика мучает его без всяких посредников или обстоятельств, это просто все время есть внутри него, как фоновое состояние, которое сопровождает любую деятельность. Ему просто больно и страшно жить, он растерян, не знает, что делать, и зачем, он не знает, чего он хотел, у него нет целей, и у него вообще нет сил, он хочет просто спрятаться и умереть. Энергия все время утекает куда-то в песок: во вредные привычки, в переживания, страхи, агрессию, в психические страдания, внутреннюю ажитацию, тревожность.
При астеническом неврозе гипобулия (безволие) может достигать довольно выраженной формы, когда больной не в состоянии "взять себя в руки" и заниматься обычными делами, часто в игру включаются психосоматические симптомы, - при попытке сходить в магазин, съездить по делу, убраться в квартире у больных начинается дрожь, потение, головокружение, невротические боли в области сердца, живота, головные боли.

Такой симптом, как раздражительность это проявление отсутствия энергии, истощения нервной энергии, на стресс невротик реагирует агрессией или отчаянием. Агрессия - это защита загнанного животного, у которого почти нет ресурсов, мало энергии. Отчаяние – это значит, больной сдается и не борется, это ужас и страх, когда защита бесполезна, или когда энергии нет вообще.
Многие говорят и пишут о вегето-сосудистой дистонии, об апатии, большой утомляемости. Парадокс невроза в том, что вместе с тем, в другие моменты или даже одновременно, внутренне нервное возбуждение достигает крайней степени, и больной очень взвинчен внутри. Он не может быть спокойным и расслабленным. Соматические симптомы невроза, то есть физические проявления охватывают весь организм, затрагивают наиболее глубокие слои мозговой деятельности, энергетические центры. Физические симптомы это огромная слабость до полной неподвижности, потливость, головные боли, бессонница, тремор, ажитация, нервные тики, и многое другое. В более тяжелых случаях нарушение психических и соматических функций приводит к полной потере работоспособности.
Но есть хорошая новость: неврозы обратимы! В отличие от психотических нарушений. Однако больным необходима помощь психолога. Дополненная, возможно, лекарственной терапией, комплексным лечением.
Невроз, как реакция на конфликт, может принимать разнообразные формы: невроз навязчивых состояний, астенический невроз, фобический невроз, и много других форм.
Есть еще очень много интересного, что я могу и хочу рассказать вам про невротические расстройства.

ЧАСТЬ 2. ВИДЫ И СИМПТОМЫ НЕВРОЗА. ВОЛЯ И БЕЗВОЛИЕ.
Сегодня мы продолжим говорить о неврозах, в том числе поговорим подробно о воле и безволии.
Вообще неврозы представляют собой единую группу заболеваний, но проявления их могут быть различными в зависимости от особенностей личности больного и характера психической травмы.
В целом сохраняется деление неврозов на четыре основных группы:
неврастению,
невроз страха (это различные фобии),
истерический невроз, и
невроз навязчивых состояний.
Выделяют также еще системные неврозы (это различные тики, энурез, и т.д.)

Патология невроза сводится к тому, что одни процессы в психике очень затормаживаются, а другие наоборот, растормаживаются.

И через это проявляются нарушения различные, невротик никуда не двигается, не развивается. Он, как я уже говорила, просто сгорает внутри себя, и деградирует.

Эмоционально-волевая сфера подвергается наибольшим разрушениям.
И сегодня мы поговорим о волевой сфере. К слову сказать, для оценки воли следует обращать внимание на конкретные достижения пациента, а не его мечты и проекты.
Итак! Расстройства волевой сферы с одной стороны приводят к тому, что человек не в состоянии достичь своих целей, удовлетворить свои потребности в социальной сфере, а с другой стороны – приводят к немедленному удовлетворению любой возникающей потребности, при чем в той форме, которая противоречит социальным, общественным нормам.
Слабость воли сводится к неспособности реализовать в жизни более высокие нравственные принципы, и к безвольному потаканию потребностям более низкого порядка. То есть когда у субъекта преобладают ТЕ мотивы, которые не соответствуют более высокой цели, сознательно поставленной человеком.
Вообще безволие (то есть абулия) - это важнейший компонент апатико-абулического синдрома при неврозе. Кроме абулии, в этот синдром входит утрата высших чувств человека: совести, любви, стыда, ответственности, сострадания, вины, гордости. Такой синдром так же может сопровождать шизофрению. Однако при неврозе утрата высших чувств - это скорее временное небольшое нарушение, осознаваемое больным, причиняющее моральное страдание больному, у него сохраняется контроль и адекватность.

Каждый невротик знает, что при обострении невроза заставить себя делать что-либо волевым усилием стоит колоссального труда! При этом вся энергия связана в узел, и сжигает изнутри, причиняя мучение. Невроз похож на ступор, самосвязывание, человек теряет цель, он связан какими-то невидимыми путами, просто обездвижен.

Таким образом, деятельность невротика, направлена на хотя бы временное облегчение мучительных чувств. По этой причине невротик может впадать в разного рода зависимое поведение (шопоголизм, сексоголизм, трудоголизм, игромания).
Или невротик вырабатывает ряд привычек, которые помогают ему облегчить его страдания. Например, при обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР), возникают ритуалы, которые связанны с тревожностью, с фобиями. При этом расстройстве невротик может по десять раз проверять, закрыл ли он дверь на ключ. Внутренний конфликт при этом задавливается этими компульсиями, то есть компульсивными действиями. Для всех, в том числе, для невротика, очевидна нелепость его ритуалов, но за обессиями больного совершенно остается скрыт внутренний конфликт, порождающий это поведение.
При обсессивном (навязчивом) влечении больной может контролировать свои компульсии в соответствии с ситуацией. Но отказ от удовлетворения влечения рождает у больного сильные переживания, он не может перестать думать о неутоленной потребности. Например, частое мытье рук, - невротик способен сдерживать себя, и не мыть руки какое-то время, но потом все равно он будет тщательно их отмывать.
Для сравнения компульсивные влечения при психопатиях похожи по силе на инстинкты, и их невозможно сдержать, человек быстро прекращает внутреннюю борьбу и удовлетворяет свое влечение, даже если это связано с грубыми асоциальными поступками и последующим наказанием. При неврозе все же сохраняется некий контроль над поведением.

В конце я хочу просто перечислить общие симптомы невроза. Это бессонница, внутреннее напряжение, дрожь, озноб, беспричинное повышение температуры, чаще по вечерам, в районе 37,2, нервность, мнительность, тревожность, нервное возбуждение, или подавленность, апатия, нарушенные социальные навыки, застенчивость, чувство безучастности и усталости, навязчивые мысли, раздражительность, частое погружение в грезы, фантазии, мысли, самокопание, невозможность почувствовать счастье, беспричинная смена настроений, частое недовольство, бесконтрольные импульсы, которые трудно сдержать, после которых наступает раскаяние и чувство вины и стыда, ощущение себя ничтожеством, комплекс неполноценности, разные астенические состояния.
Сильно нарушается эмоциональная сфера. Депрессия, эмоциональное отупение, апатия, приступы дисфории, вспышки гнева, слезливость, эмоциональная лабильность.
В следующей лекции я расскажу о нарушении отношений личности при неврозе, и более подробно о том, что происходит с эмоциями.

Гуревич М.О. Психиатрия.- М.: Медгиз, 1949.- С. 458–464.

Неврозы представляют собой группу заболеваний, определение которых недостаточно точно и во многих отношениях спорно.

Разногласия по вопросу о неврозах в значительной мере связаны с отсутствием достаточно объективных опорных пунктов для их группировки и отграничения от других форм 1 . Поэтому некоторые авторы совершенно отрицают существование неврозов и относят соответствующие случаи к различным формам психических нарушений (психопатиям и пр.). Мы считаем, однако, что при настоящем состоянии наших знаний имеются основания для выделения особой группы заболеваний, которые следует называть неврозами.

Соответственно этому в структуре неврозов имеют значение следующие явления, отражающиеся на психической деятельности.

1. Раздражительная слабость, связанная с повышенной истощаемостью, утомляемостью. Характерно, что утомление влечет за собой не здоровое стремление к покою, а, наоборот, повышенную подвижность, раздражительность, суетливость, беспокойство как следствие расторможения автоматизмов в результате слабости, истощения, понижения активности высших психических механизмов. Такая раздражительная слабость особенно резко бывает выражена у нервных детей.

2. В результате повышенной истощаемости и слабости высших психических механизмов уменьшается возможность корригировать эмоциональные нарушения, страхи, навязчивые состояния и связанные с ними непроизвольные гиперкинезы.

3. Повышенная утомляемость, слабость невротиков являются основой для развития у них неуверенности в своих силах и чувства собственной недостаточности.

Адлер обратил особое внимание на значение этого феномена в структуре невроза. Несомненно, он преувеличивает значение чувства собственной недостаточности и совершенно неправильно, без всякого на то основания, выводит из него чуть ли не всю симптоматику неврозов. Тем более неприемлемы обобщения Адлера, когда он переносит и на здоровых (особенно детей) свои выводы о центральной роли чувства собственной недостаточности в динамике формирования личности. Чувство недостаточности — лишь временный результат истощаемости и слабости высших механизмов, астенизации, фиксирующейся у некоторых невротиков.

4. Особое значение в структуре неврозов нередко имеют конфликты как следствие невозможности для астенизированного невропата разрешать жизненные противоречия и трудности. Часто исходным пунктом для таких конфликтов являются сексуальные переживания, особенно ненормальности в этой области (например, мастурбация, coitus interruptus и пр.), связанные с вегетативными нарушениями.

Данные, полученные на собаках, Павлов объясняет следующим образом. При действии на клетку раздражителем большой силы происходит перенапряжение клетки. В результате клетка слабеет, она неспособна производить обычную работу. Это выражается в том, что клетка уже иначе относится к раздражителям и дает на них патологический ответ; раздражители разной силы дают одинаковый эффект (уравнительная фаза), сильные раздражители — меньший эффект, чем слабые (парадоксальная фаза); при еще большем нарушении деятельности клетки она вовсе не отвечает на положительный раздражитель, тормозное же действие дает положительный эффект (ультрапарадоксальная фаза). Особый интерес представляет инертное состояние или косность раздражительного процесса, не уступающая торможению. В других условиях появляется патологическая лабильность, когда быстрая реакция сменяется слабостью. Аналогично ослабляется и тормозной процесс: он то быстро развивается и быстро кончается, то делается затяжным (т.е. он то лабилен, то инертен). В общем при неврозе нарушается правильность соотношений между раздражительным и тормозным процессом.

Хотя Павлов получил свои данные путем экспериментальных исследований на собаках, однако он с полным основанием применил их и к неврозам людей, при которых имеют место те же закономерности, поскольку дело идет об аналогичных состояниях нервной слабости.

Павлов установил, что собак не одинаково легко привести в состояние невроза; это зависит от типа собак (сильные, уравновешенные, слабые, возбудимые). Очевидно, и для человека имеют значение типы нервной системы (пока еще не установленные); во всяком случае и клиницисты считают, что для развития невроза, кроме внешних моментов, имеют значение особенности преморбидной личности. Дальнейшее изучение неврозов на основании указаний Павлова, несомненно, открывает большие перспективы.

Симптоматика неврозов в связи со сказанным объективно проявляется преимущественно вегетативными нарушениями и повышенной истощаемостью, а субъективно — переживаниями и жалобами с проекцией главным образом на соматическую сферу.

В этиологии неврозов имеют значение: 1) неустойчивость нервной системы;2) соматический фактор, истощающий нервную систему (различные инфекции и другие заболевания, особенно в детском возрасте); 3) важный в развитии неврозов психогенный фактор, поскольку психические травмы истощают нервную систему.

Переходим к описанию отдельных форм.

Лечение: отдых, гидротерапия, укрепляющие средства, психотерапия.

2. Невроз ожидания характеризуется боязливым ожиданием неудачи. Больной не в состоянии выполнять привычные акты (например, чтение, письмо, игра на музыкальных инструментах, даже ходьба и пр.). При этом чрезмерное напряжение внимания и фиксация его на деталях данного действия тормозят выполнение, расстраивая последовательность движений и нарушая обычную формулу действия, сложившуюся путем упражнений и автоматизации. Большое значение имеет недостаточное доверие к своим силам, сознание своей слабости, что находит известное основание в повышенной истощаемости. Попытки выполнить действие, по отношению к которому проявляется невроз ожидания, приводят к ряду неприятных симптомов: при чтении — мелькание в глазах, головные боли, ощущение жара; при письме, игре на музыкальных инструментах — излишние движения пальцев рук, спазмы, мышечные напряжения, мешающие движению; при засыпании — нарастающее беспокойство, сердцебиение. Некоторые формы заикания, несомненно, относятся к неврозу ожидания. Некоторые случаи психической импотенции, или половой неврастении, также являются проявлением данного невроза. Иногда нарушаются даже такие акты, как глотание, ходьба; при ходьбе больные ощущают боль, спазматические напряжения мышц, спотыкаются, производят лишние движения, стремясь преодолеть препятствие. Невроз обычно протекает благоприятно и прекращается сам собой или под влиянием психотерапии (в частности, гипноза).Патогенез невроза связан частью с астеническими особенностями личности, частью с различными внешними моментами, астенизирующими личность и нарушающими ту или иную функцию.

Проявлением невроза страха у детей могут быть так называемые ночные страхи (pavor nocturnus). Большей частью они появляются в результате испуга тяжелых переживаний у слабых, впечатлительных детей. Такие дети обычно боятся оставаться одни, особенно в темной комнате, во время сна вскакивают, кричат. О ночном страхе сохраняется неполное воспоминание, но обычно больные говорят, что им приснился страшный сон. При эпилептических ночных страхах в отличие от невроза больные проявляют б, нет связи с переживаниями, ребенок не реагирует на успокоение, приступ сопровождается всегда полной амнезией. Иногда во время приступа (при эпилепсии) бывает непроизвольное мочеиспускание. Дальнейшее течение болезни разрешает возможные в отдельных случаях сомнения. Невротические страхи, конечно, дают хороший прогноз. Лечение укрепляющее, психотерапия; часто показана перемена обстановки.

Течение и прогноз. Тики в детском возрасте могут существовать месяцами и даже годами; в большинстве случаев они прекращаются, иногда вновь возвращаются вследствие новых неприятных переживаний, психических травм и соматического истощения. В некоторых случаях тики очень упорны и продолжаются у взрослых. Нередко тики одних мышечных групп сменяются тиками других мышц. Этими особенностями течения определяется и прогноз, который в общем все же в большинстве случаев благоприятен.

Распознавание тика обычно не представляет затруднений. Важно отграничить психогенный тик от аналогичных органических форм (например, в связи с эпидемическим энцефалитом). Главным отличием органических тиков следует считать связь их начала с инфекцией, наличие других органических симптомов, отсутствие психических поводов для заболевания.

Течение заикания может быть длительным вследствие фиксации соответствующих не нормальных двигательных иннерваций. Однако в большинстве случаев заикание проходит само собой через несколько месяцев, иногда оно возобновляется в пубертатном возрасте. В неблагоприятных случаях заикание фиксируется и держится всю жизнь.

Лечение требует устранения травмирующих влияний, психотерапевтического укрепления стремления больного избавиться от своего недостатка, проведения общих мер, укрепляющих нервную систему.

Особое значение при лечении заикания имеют педагогические мероприятия, связанные с систематическими упражнениями, с дыхательной гимнастикой. Для лечения заикания организуются при диспансерах специальные логопедические кабинеты.

Симптоматология. Со стороны психики расстройства касаются прежде всего эмоционально-волевой сферы, интеллект же в большинстве случаев остается нормальным. Если больные мало успевают в интеллектуальном отношении, это зависит от повышенной психической утомляемости и неспособности концентрировать внимание, от повышенной отвлекаемости, от неуверенности в себе, чувства собственной недостаточности.

Этиология и патогенез. Большую роль играют повреждения зачатка, с одной стороны, соматические и психические вредные моменты — с другой.

Течение и прогноз. Заболевание обычно начинается в детские годы (в виде склонности к высокой температуре при легких инфекциях, беспокойного сна, плохого аппетита и пр.). С возрастом невроз обычно становится менее выраженным.

Лечение и профилактика. При лечении необходимо регулировать порядок дня, диету (простая здоровая пища, не пить вина и не курить), физически закалять больных. Очень показана психотерапия, длительное собеседование с больным. Хорошие результаты дает трудовая терапия и физкультура. Очень вредно затягивать лечение, отрывать больного надолго от систематической работы.

1 Следует отметить, что многие формы, которые прежде относили к неврозам, оказались органическими заболеваниями нервной системы (например, дрожательный паралич, хорея Гентингтона, детская хорея, торзионный спазм и др.) или же эндокринопатиями (базедова болезнь, тетания и пр.).

Источник информации: Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия. М.: РЛС-2006. — 1280 c.
Справочник издан Группой компаний РЛС ®

Мало кто из взрослых людей задумывается над ролью эмоций в жизни. Но вот когда у семейной пары появляются дети и вдруг выясняется, что малыш не может контролировать свои чувства, то у родителей начинается паника. На самом деле нарушение эмоционально-волевой сферы не такая серьезная проблема, если ее обнаружить сразу. Вылечить подобное расстройство можно как самостоятельно, так и с помощью квалифицированного врача.

Причины

Что влияет на формирование воли и эмоций человека? Существует две основные причины, которые могут вызывать нарушение. Одна из них – наследственность, а другая – социальный круг. Более подробно причины нарушения эмоционально-волевой сферы рассмотрены ниже.


  • Впечатления. Если ребенок не получает достаточно впечатлений и большую часть своей жизни сидит дома, то его развитие происходит очень медленно. Чтобы нормально формировалась психика, родители должны гулять с ребенком во дворе, показывать ему других детей, изучать деревья, давать возможность поиграть с песком. Впечатления формируют нормальную нервную систему и помогают ребенку учиться испытывать, а затем и контролировать свои эмоции.
  • Еще одной причиной нарушения эмоциональной волевой сферы является отсутствие движения. Ребенок, родители которого не сильно утруждают себя развитием чада, может начать ходить с опозданием. Подобное торможение нормального физического развития приводит к заторможенным эмоциональным реакциям. А еще некоторым родителям свойственно со временем понимать, что их чадо не ходит, а ведь соседские дети уже бегают. Родители начинают нагонять упущенное, и ребенок страдает не только физически, но и психологически.
  • Ребенок может сильно страдать из-за отсутствия материнской любви. Если женщина не будет брать свое чадо на руки, гладить малыша, качать его и петь ему колыбельные, младенец быстро потеряет связь с матерью. Такой ребенок вырастет неполноценным, как говорят в народе – недолюбленным.

Волевой акт

Нарушение эмоционально-волевой сферы происходит в раннем возрасте. Чтобы понять, где произошел сбой, нужно узнать, как функционирует воля у нормального человека. Последовательность принятия решений у всех людей такая:

  • Возникновение импульса. У человека возникает побуждение что-то сделать.
  • Мотивация. Персона обдумывает, что она получит, когда действие будет совершено. Чаще всего человек получает эмоциональное удовлетворение от своего поступка.
  • Орудие деятельности. Не всегда придуманное действие можно сделать без дополнительного инвентаря. Перед началом работы приходится найти все необходимое оборудование.
  • Принятие решения. Человек еще раз думает о том, стоит ли ему приводить свой план в исполнение или нет.
  • Выполнение действия. Персона осуществляет свою задумку.


Такой процесс происходит в голове у каждого человека, прежде чем он совершит какое-либо действие. Не стоит думать, что дети в силу своего неразвитого интеллекта не проводят подобную работу у себя в голове. Даже наши примитивные предки – обезьяны, прилагают волевые усилия для того, чтобы совершить тот или иной поступок.

Как проводится диагностика эмоционально-волевого нарушения? Сферы применения человеческой воли разнообразны. Человек должен сдвинуться с места, чтобы что-то взять или чтобы поесть. Если ребенок апатичен и ничего не хочет, значит, у него есть какие-то отклонения. То же самое касается слишком активных детей, которые делают действия, не успевая обдумать последствия своих решений.

Основные проблемы

В зависимости от степени нарушения эмоционально-волевой сферы ребенок становится раздражительным, вялым или генерактивным. Родители должны заметить проблемы своего чада, как только они появляются. Любая болезнь, прежде чем обосноваться в организме, проявляется в симптомах. На этой стадии нужно определить степень проблем ребенка и назначить ему лечение. Какая существует классификация лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы?

  • Агрессивность. Персоны ведут себя неадекватно, задирают окружающих и получают удовольствие от слез и унижения более слабого противника. Даже дети, которые ведут себя агрессивно, никогда не будут задирать того, кто сильнее их. Они логически рассудят, что безобидное существо не сможет дать сдачи, а следовательно, его можно унижать.
  • Заторможенная реакция. Дети не могут сразу понять, в чем заключается проблема. Например, они могут испытывать голод, но не станут прилагать никаких усилий, чтобы попросить покушать или же чтобы достать себе еду самостоятельно.
  • Расторможенная реакция. Вторым пунктом в классификации лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы идут люди, которые не могут контролировать свои эмоции. Если они плачут, то слишком громко, если смеются, то делают это неестественно долго.
  • Чрезмерная тревожность. Забитые дети слишком активных родителей становятся тихонями. Они боятся рассказать о своих желаниях и проблемах. Обратить на себя внимание у них не получается в силу слабости характера.


Группы нарушений

Классификация нарушений эмоционально-волевой сферы нужна для того, чтобы правильно назначить лечебные мероприятия. Все ребятишки разные, и проблемы у них тоже не могут быть одинаковыми. Даже ребята, которые растут в одной семье, могут болеть разными недугами. Основные группы нарушений эмоционально-волевой сферы:

  • Расстройство настроения. Нарушение эмоционально-волевой сферы у детей часто проявляется в неконтролируемых эмоциях. Ребенок не может совладать с собой, и поэтому его чувства всегда на взводе. Если малыш чему-то радуется, то вскоре его состояние достигает эйфории. Если же чадо грустит, то может с легкостью впасть в депрессию. А зачастую одно состояние через час переходит в другое, полярное первоначальному.
  • Нестандартное поведение. Рассматривая нарушение эмоционально-волевой сферы у детей, нельзя не упомянуть об отклонении от нормы поведения. Ребята могут быть или слишком спокойными, или чрезмерно активными. Первый случай опасен по причине того, что ребенок безынициативен, а вторая ситуация грозит тем, что у чада существуют проблемы со вниманием.
  • Проблемы с психомоторикой. Ребенок страдает от странных приливов чувств, которые захлестывают его не по делу. Например, чадо может жаловаться, что ему слишком страшно, хотя на деле опасность ребенку не угрожает. Тревожность, впечатлительность и мнимость хорошо знакомы детям с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведением, отличающимся от общепринятой нормы.


Внешнее проявление

Нарушения развития эмоционально-волевой сферы ребенка можно определить по поведению малыша.

  • Сильная зависимость от родителей. Ребенок, который в пять лет не может доверять окружающим людям, вызывает странную реакцию. Малыш все время прячется за мамину юбку и пытается закрыться от мира. Одно дело – нормальное детское смущение. И совсем другое – недоверие, необщительность и несговорчивость.
  • Дефицит общения. Ребенок, к которому в семье относятся с пренебрежением, будет чувствовать себя одиноким. У малыша не будет получаться нормально формировать отношения, так как родители будут внушать ребенку, что он глупый, криворукий и недостойный любви. Одиночество, которое будет источать такое чадо, будет сильно чувствоваться.
  • Агрессия. Малыши, которым не хватает внимания или которые хотят снять напряжение, могут не замыкаться в себе, а наоборот, вести себя слишком раскрепощенно. Такие дети не станут сдерживать свои эмоции и будут стараться всеми силами привлечь внимание к своей персоне.

Методы

Эмоционально-волевые нарушения сферы личности могут быть подвержены коррекции. К каким методам прибегают специалисты, чтобы исправить то, что неправильно заложили в свое чадо родители?

  • Игротерапия. С помощью игры малышу объясняются правила адекватного поведения в группе. У ребенка формируются новые нейронные связи, которые помогают трансформировать увиденное в игре и переложить примеры на жизненные ситуации.
  • Арт-терапия. С помощью рисунка можно многое узнать о личности ребенка. Творческое произведение покажет специалисту, как малыш себя ощущает в саду, в семье и в этом мире. Рисование помогает раскрепоститься и почувствовать уверенность в себе. Так же работают и другие виды искусства: лепка, вышивание, конструирование.
  • Психоанализ. Опытный психотерапевт может помочь ребенку пересмотреть свои взгляды на привычные вещи. Врач расскажет малышу, что такое хорошо, а что такое плохо. Специалист будет действовать двумя методами: внушением и убеждением.
  • Тренинги. Такой метод воздействия предполагает работу с группой детей, имеющих общую проблему. Ребята будут совместно пересматривать свои привычки и формировать новые на основе старых.


Психоаналитическая терапия

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы происходит различными методами. Один из них – психоаналитическая терапия. Проводить подобную терапию можно как индивидуально, так и в группе. Если малыш занимается в одиночестве, психотерапевт в форме игры говорит с ребенком о чувствах. Он просит изобразить по очереди злость, радость, любовь и т. д. Делается это для того, чтобы малыш научился различать свои чувства и понимать, в какой момент и что именно он должен чувствовать. Также индивидуальные консультации помогают ребенку понять свою значимость и важность, и что в большинстве случаев очень нужно – ощутить себя любимым и желанным гостем в кабинете врача.

На групповой терапии у специалиста нет времени играть с каждым ребенком. Поэтому процедура восстановления эмоционально-волевой сферы идет через рисунок. Дети выплескивают свои эмоции, а затем рассказывают, по какой причине они чувствуют гнев, радость и т. д. Рассказывая сами и слушая других, ребята начинают осознавать, в каких случаях что нужно чувствовать и как следует правильно выражать свои эмоции.

Поведенческая терапия

Подобная терапия проходит в форме игры. Ребенку предлагается смоделированная ситуация, и он должен показать, как себя будет в ней вести. Игра нацелена на то, чтобы выработать у малыша те чувства, которые должен испытывать любой нормальный индивид в данной ситуации. После проведения игровой ситуации для закрепления материала ведущий должен еще раз объяснить, что именно сейчас моделировалось и как должен в подобной ситуации себя вести пациент. Обязательно следует получить от ребенка обратную связь. Чадо должно объяснить усвоенный материал. Причем нужно добиться от ребенка не только того, чтобы он рассказал, как себя следует вести в ситуации, но и также объяснил, почему такое поведение будет считаться приемлемым.


Подобные терапии нужно проводить раз в неделю. А за остальные 7 дней чадо должно закреплять материал, полученный на занятии. Так как ребенок будет мало заинтересован в собственном развитии, наблюдать за поведением малыша должны родители. И в случае если чадо делает что-то не так, как на тренинге, мама или папа должны повторить со своим ребенком недавно пройденный урок.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Лица с нарушением эмоционально-волевой сферы, которые достигли совершеннолетнего возраста, также нуждаются в помощи, как и дети. Но изменить подростка с помощью игры будет сложно. Поэтому следует использовать когнитивно-поведенческую терапию. В чем ее суть?

Человеку дается ситуация и несколько путей ее развития. Подросток должен рассказать, что ждет человека, прошедшего каждый из вымышленных путей. Подобным образом персона лучше овладеет ситуацией и поймет сущность последствий того или иного поведения. Подобным образом можно прививать подросткам ответственность и объяснять цену своим обещанием. Формирование новых привычек поведения произойдет не сразу. Одно дело – теоретически проиграть ситуацию, и совсем другое – поменять характер.

Чем старше человек, тем меньше шансов у него сделать внутреннюю перестройку. Поэтому специалист, который проводит занятия с подростком, должен позитивно подкреплять успехи пациента и концентрироваться на любых положительных изменениях. Люди, которые страдают расстройством эмоционально-волевой сферы, подвержены самокритичности и им очень важно слышать одобрительные слова от взрослых и уважаемых людей.

Гештальт-терапия

Подобная терапия позволяет ребенку расширить свои чувства, а точнее развить их. Задача специалиста – трансформировать неадекватные реакции малыша на такие, которые будут приемлемы для общества. Как проходит процесс трансформации? Специалист выдвигает проблему, например излишнюю агрессию, которую ребенок выражает посредством избиения своего противника. Врач должен рассказать малышу, что его способ решить проблему – малоэффективный, и взамен предложить более цивилизованные методы выражения эмоций. Например, словесная форма выражения своего недовольства. Затем нужно с ребенком проиграть ситуацию. После того как малыш выйдет из себя, следует напомнить ему о недавнем разговоре и попросить, чтобы он выражал свои чувства словами.


Гнев ребенка должен со временем уменьшиться, так как задача поначалу будет казаться слишком сложной. Со временем малыш должен привыкнуть к новой стратегии выражения агрессии. А чтобы усвоенный материал уложился лучше, ребенку необходимо постоянно напоминать о пройденном уроке. И желательно, чтобы малыш видел подобные способы эмоциональной реакции у взрослых. Например, когда папа с мамой будут ругаться, им следует не кричать друг на друга, а спокойно и размеренно выражать недовольство тем или иным проступком супруга.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.