Неврозы детей при аутизме

Аутизм – что это за болезнь

Во всемирном медицинском сообществе существует Международная классификация болезней, где четко прописаны названия всех патологических состояний, и они разделены на категории. Аутизм относится к так называемым РАС (расстройствам аутического спектра). Увеличение количества заболевших за последние несколько десятилетий многие ученые склонны объяснять тем, что в группу РАС входит не только аутизм, но и сходные дефекты развития.

Дело в том, что диагноз аутизм ставят чаще всего в возрасте 3-4 лет. Однако это не значит, что в младенческом возрасте невозможно распознать аутичные черты. А во взрослом возрасте проявления болезни и методы ее лечения зависят от формы патологии, степени тяжести симптоматики.


Причины аутизма

Например, аутизм связывают с некоторыми другими болезнями, и есть целый ряд заболеваний, которые, как полагали некоторые врачи, могут вызвать данную патологию развития. К таким болезням относятся:

Таким образом, аутизм является заболеванием, которое возникает из-за целого ряда причин, а зачастую определить источник патологии не представляется возможным.


Симптоматика аутизма

При внимательном профессиональном осмотре аутизм симптомы можно заметить у малыша уже до 1 года. Проблемы с движениями ручек и ножек помогают заподозрить начальные аутичные признаки, однако подобные нарушения моторики никто не станет трактовать как явный признак данной патологии. К тому же многие дети-аутисты достаточно хорошо владеют телом.


Особенности развития или аутизм?

Неспециалисту трудно, а порою и невозможно определить, почему их полуторагодовалый малыш отказывается разговаривать, никак не реагирует на свое имя, терпеть не может общество других детей. Так зачастую проявляет себя детский аутизм. Но это могут быть и другие особенности развития, поэтому стоит не только внимательно наблюдать за поведением и реакциями ребенка, а обязательно посоветоваться с врачом.

К 3-м годам болезнь проявляется, что называется, в полной мере, поэтому в данной возрастной категории чаще всего ставится диагноз. 3 года – это возраст, когда ребенка начинают постепенно приучать к жизни в социуме. Здесь аутизм становится очень заметен. Малыш не хочет играть с другими детьми, он попросту не понимает правил игр, не может их запомнить из-за отсутствия абстрактного мышления.

Аутист будет сидеть в уголке, не проявляя ни малейшего интереса к окружающим. В то время, как здоровые дети радуются подаркам, замечают и удивляются смене времен года, проявляют всевозможные эмоции, то дети с диагнозом аутизм ничего этого не делают, они и разговаривать начинают поздно. Грань между патологией аутизм и нормой, когда ребенок просто очень застенчивый, достаточно тонка, поэтому не следует пугаться, если ваш малыш пошел в садик и не желает играть с другими детьми. Каждый ребенок – это индивидуальность, со своим характером и особенностями. Аутизм ставится только по совокупности множества симптомов. И лишь после всестороннего обследования врачом, выяснения, что это действительно аутизм причины лечение определяются строго индивидуально.

Необходимо отметить, что возраст 1-3 года – самый благоприятный для врачебного вмешательства. И если удается найти верный подход, то аутизм отступает и человек сможет в будущем нормально существовать в социуме.


Главные и второстепенные признаки

Аутизм – такая патология, при которой многочисленные симптомы переплетаются между собой, у каждого ребенка это протекает по-своему. В то же время многие неврологические проявления никак не связаны с аутизмом и являются признаками других расстройств развития.

Главным манифестирующим признаком заболевания аутизм считается нарушение контакта с другими людьми. Патологические изменения других когнитивных функций (задержка речи или развития мелкой моторики рук, такой, как завязывание шнурков и др.), избыточная чувствительность к самым разнообразным воздействиям, к примеру, непереносимость цвета или формы пищи, могут косвенно подтверждать аутизм, но не всегда это однозначно.

Как же можно отличить аутизм от других патологий? Тут необходимо знать, что методов контакта довольно много. И если ребенок не заговорил к трем годам, но прекрасно реагирует на обращение к нему, смотрит в глаза, смеется, оглядывается на звук своего имени, то про аутизм говорить не стоит. Это, скорее всего, задержка развития речи, которая определенным образом лечится и ничего страшного не представляет.

То же самое относится к детям, которые дома ведут себя вполне раскованно, но в общественных учреждениях (детский сад, школа) ни с кем не дружат, не играют и даже не разговаривают. То есть аутизм симптомы должны проявляться в различных обстоятельствах одинаково. Если же в разных ситуациях человек ведет себя по-разному, диагностировать аутизм, скорее всего, не придется.

В любом случае проводится дифференциальный диагноз с такими заболеваниями, как шизофрения, умственная отсталость, синдром Ретта, глухота, различные нарушений речевых функций и др.


Чувствительность и мелкая моторика

Если более подробно разобрать аутизм с точки зрения нарушения моторики, то выяснятся следующие подробности. Грубые нарушения моторики встречаются и у здоровых людей, например, далеко не каждый человек может пнуть точно по мячу да еще запустить его в нужном направлении. А ведь при аутизме такое наблюдается почти всегда.

Считается, что у аутистов всегда нарушается мелкая моторика: ребенок не может удерживать в руках небольшие предметы, ему с трудом удается застегнуть пуговицы, он неуклюже прыгает (чаще всего обычные прыжки ему не по силам). Однако подобные проявления встречаются и при других неврологических патологиях. Поэтому диагноз можно поставить только в том случае, когда присутствует главный признак аутиста – отсутствие нормального контакта с окружающими.

Что касается обостренной чувствительности, то у аутистов это видно издалека. Ребенок вздрагивает от незначительного шума, яркого света, прикосновения. Тактильная чувствительность может нарушаться следующим образом – аутист предпочитает одни виды одежды и терпеть не может другие. Например, от обтягивающий вещей он категорически откажется в пользу свободных. Бурную отрицательную реакцию вызывают мелочи, которые здоровый человек не замечает. Из-за ярлычка на одежде, который давит на шею, аутист запросто устроит настоящую истерику. Подобные проявления позволяют заподозрить аутизм на ранних стадиях.

Также индивидуальна их реакция на звуки: рев самолета, звук скрежета по металлу, громкий окрик – все эти резкие звуки пугают маленького человека, он может заплакать, станет затыкать уши. В процессе лечения врачи и родители учатся узнавать пугающие звуки и, по возможности, ограждают от них малыша.


Особенности заболевания в подростковом возрасте

Что касается возраста полового созревания, аутисты-подростки, если с ними занимались в младенчестве и раннем школьном возрасте, вполне могут встроиться в социум и хорошо функционировать. Более того, некоторые аутисты за счет своей сосредоточенности на мелочах вырастают в знаменитых ученых или художников. Но это, скорее, исключение из правил.

Обычно подростки с диагнозом аутизм ведут себя отстраненно, не любят шумные вечеринки, избегают праздников, совершенно не понимают, как вести себя с представителями противоположного пола. Ведь это возраст первых влюбленностей, но аутисты на такие чувства не способны и часто не понимают, почему вокруг этой темы развивается ажиотаж.


Какой будет жизнь аутиста-подростка, предсказать невозможно, поскольку все зависит от тяжести заболевания. Аутизм может проявляться в легкой форме, тогда социализация не представит особых проблем при грамотном лечении. Но при тяжелых формах заболевания такому подростку очень тяжело контактировать с другими людьми, и тогда он будет учиться в специализированном учебном заведении при постоянной помощи других людей.

Подростки с диагнозом аутизм демонстрируют 3 основные модели поведения. В первом случае они ведут себя очень тихо, стараясь быть незаметными и всеми способами избегая общения. Умственная активность у таких подростков заторможена, общаться они могут даже при помощи жестов (им так комфортнее).

Во втором случае подростки-аутисты демонстрируют избыточную активность, агрессивное поведение. Они попросту плохо представляют, как нужно себя вести в новых сложившихся обстоятельствах. На таких больных хорошо влияет выполнение ими четкого распорядка дня (о чем лучше позаботиться окружающим взрослым).

Есть еще одна модель поведения при аутизме у подростков, она связана с тяжелой формой болезни. Такие дети могут повторять помногу раз одни и те же действия, движения, случается, что они буквально становятся одержимыми какой-либо идеей. Безусловно, аутизм в тяжелой форме требует постоянного присутствия специалиста или родителей рядом с подростком.


Аутизм лечится!

Миф о том, что аутизм не лечится, давно развенчан многочисленными прекрасными результатами терапии маленьких детей и подростков. Диагноз аутизм симптомы лечение этой патологии находятся под бдительным контролем медиков всех стран, поскольку данное заболевание выявляется хотя и с различной частотой, но по всему миру.

Аутизм можно победить или, по крайней мере, приостановить его развитие, если выполнять следующие действия:

Телесно ориентированная терапия – метод психологической коррекции личности через работу с физикой тела. Во время занятий ребёнок учится лучше управлять своим телом, взаимодействовать с окружающей средой, проявлять важные чувства и эмоции (защита, поддержка, доверие) посредством простых движений.

Телесная терапия позволяет справляться с различными речевыми, умственными нарушениями, преодолевать страхи, неврозы у детей. Метод телесноориентированной терапии помогает и взрослым пациентам при лечении затяжной депрессии, панических атак, психосоматических нарушений. Задать вопрос

Впервые телесноориентированную терапию разработал один из учеников Фрейда, австрийский психолог Вильгельм Райх в начале 20-го века. В основе телесной терапии Райха убеждение, что физическое тело и личность человека тесно связаны. И при определённом воздействии на тело, можно корректировать поведение и психику. Учёный считал, испытывая страх, боль, напряжение и другие негативные эмоции, человек создаёт своеобразный защитный панцирь. Этот панцирь вызывает проблемы в организме: мышечные спазмы, нарушение осанки, проблемы с дыханием и т.д.

В 40-х годах теорию построения движений продолжил разрабатывать советский психофизиолог Николай Бернштейн. Его наработки использовали многие учёные и врачи, в частности Глен Доман при создании методики раннего развития детей. В сталинское время труды Бернштейна оказались под запретом. И только в последние годы московский психолог, коррекционный педагог Елена Максимова телесную терапию стала активно применять при работе с особыми детьми.

Упражнения телесной терапии для детей направлены на устранение мышечной зажатости, формирование правильных двигательных навыков, развитие творческих и умственных способностей, принятие себя в окружающем мире. Телесно ориентированная терапия – не просто способ тактильного контакта. Методика позволяет специалисту понять, какие физические и эмоциональные нарушения есть у ребёнка и устранить их.

Определённые упражнения телесной терапии могут избавить от скованности и напряжения в мышцах, восстановить дыхание, работу сердца. После таких упражнений ребёнок, как правило, успокаивается, чувствует себя комфортно. И уже в таком состоянии врач может проводить работу с эмоциональной разгрузкой. На этом уровне применяют игровые упражнения телесно ориентированной терапии, которые развивают чувствительность, координацию, моторику, тренируют вестибулярный аппарат, стимулируют двигательные автоматизмы. Во время активного этапа телесной терапии детей проигрываются все страхи ребёнка: боязнь посторонних людей, боязнь потери родителей, боязнь окружающего мира и т.д.

В работе с детьми телесную терапию можно применять при любых патологиях развития. Особенно методика помогает при психомоторных нарушениях. Телесную терапию обязательно включают в комплекс при лечении:

  • аутизма;
  • расстройств личности;
  • детских неврозов;
  • нервных тиков;
  • ДЦП;
  • алалии, заикания и др.
  • речевых нарушений;
  • гиперактивности;
  • энуреза и т.д.

Телесно ориентированная терапия способствует развитию личности и у вполне здоровых детей. Метод используют для устранения психо-эмоциональных проблем:

  • плаксивость, тревожность;
  • чрезмерная возбудимость, агрессия;
  • страхи, в том числе ночные;
  • замкнутость, застенчивость;
  • обидчивость;
  • сложности в общении.

Телесная терапия позволяет восстановить эмоциональный фон ребёнка, настроить его позитивно воспринимать окружающий мир и людей, быть открытым к освоению новых навыков и знаний. Сколько стоит

После курса упражнений телесно ориентированной терапии отмечают значительный прогресс в развитии:

  • снижаются проявления гиперактивности, улучшается способность концентрироваться на одной задаче и действии
  • у детей с нарушениями аутического спектра уменьшается проявление агрессии, уходят страхи, снижается стереотипность действий; появляется ответная улыбка, прямой взгляд в глаза, интонирование в речи; возникает терпимость к телесному контакту, любопытство.
  • у детей с задержкой развития происходит восстановление свободной речи, активное пополнение словарного запаса, улучшение способности к восприятию новой информации, улучшение памяти и внимания.

В НИИ Дети Индиго применяют методику телесной терапии Е. Максимовой для лечения различных детских заболеваний. Узнать подробности и записаться на консультацию можно по телефону. Читать отзывы


Психомоторное и речевое развитие детей Форум посвящен развитию детей раннего возраста. Вопросы родителей, касающиеся стимуляции крупной и мелкой моторики, общения и речи, познавательной деятельности и игры - их можно обсудить здесь.

Поиск по форуму
Расширенный поиск
Найти все сообщения с благодарностями
Поиск по дневникам
Расширенный поиск
К странице.

Здравствуйте.
Ребенок, 3,10. Аутизм. Невербальный.

Очень беспокоит психическое состояние сына. Очень похоже на невроз. Затянувшийся.

В начале лета был почти идеальный аутист.Молчал ( не было вокализаций ), правда и слов и звукоподражаний не было.

Потом начались проблемы. Настроение по нарастающей - с утра ужасное, днем получше и к вечеру замечательное. Сон в этот период совсем разладился. Часто просыпался ночью "погулять". В это же время присоединилось дневное недержание мочи , хотя навык просьбы в туалет сформирован давно и успешно. Перестал проситься писать, сначала терпел, пока я не вспомню, потом стал упускать. Могло доходить до мочеиспускания каждые неск минут , во время стресса, к вечеру, когда устал. Сейчас вроде пошло на убыль, уже промахи очень редко, иногда просится. Отказывается одевать памперс на улицу ( пришлось осенью одевать памперс на прогулку ).

Итак, к концу лета добавились крики. Сначала выглядело как баловство, например, идем по улице, он оборачивается, вскрикивает и бежит . Тогда же начал поворачивать голову налево. Может закричать неожиданно и в самых неподходящих местах.
Сейчас крики продолжаются , иногда кричит прямо с утра и до вечера. Не постоянно конечно, но регулярно. При этом состояние как будто возбуждения. На следующий день как ни в чем не бывало. Как правило после "крикливых" дней, перерыв. Я еще связываю это с реакцией на Магне В 6 , есть подозрения. Проверяю.

К крикам добавились движения рукой : сжимает и разжимает левую кисть и смотрит на нее. Когда чем-то занят и отвлечен, так не делает. Обычно в паузах может так делать, и особенно в момент перевозбуждения. Не знаю, совпадение ли это или нет насчет левой руки и поворота головы налево.

Не могу понять это тики, навязчивые движения или аутостимуляция. Последнее вряд ли. Похоже. он не контролирует этот момент.

Еще стал часто кружиться, бегать по кругу. Такого не было уже давно.

Если это невроз, что с этим делать: кроме оберегающего режима?
Понятно, что надо к неврологу а лучше к психиатру.

Причину выяснить не представляется возможным, тк сын невербальный. Никаких потрясений, стрессов не было. Единственное, что может быть, не очень благоприятный фон дома - часто ругаемся с мужем, к сожалению в присутствии ребенка. Насколько это может иметь серьезные последствия. Уже договорились при нем говорить тише и по-возможности меньше.

В связи с этим вопрос:

Если допустить, что у аутистов есть проблема быстрой одновременной обработки нескольких информационных потоков, надо ли эти потоки строго дозировать? Например, если он смотрит мультик, мы должны молчать и не "фонить" рядом? Или надо наоборот создавать не тепличные условия, а максимально приближенные к реальности? Речь не про ругань , это конечно исключается, а вообще, про разговоры, обсуждение "бытовухи" и тд.

[b]Надо ли сейчас исключить или ограничить все раздражители , например, компьютер ? Сын часто обращается к нему ( компьютеру ) как к утешителю, но утешения в нем не находит. Все ему не нравится, надоело, новое у нас вводится с трудом.

Несколько дней даю ему фенибут и глицин. Еще мы несколько месяцев на безглютеновой и бесказеиновой диете ( есть проблемы по гастроэнтерологии ). Рацион наискуднейший. Но невроз ( ? ) уже до диеты был.

На откат не похоже. Хоть ребенок и ведет себя иногда как идиот , простите, и смеется дурацким смехом, начал повторять слова , к сожалению не за нами, родителями , а за электронными игрушками, презентациями на компьютере .

Начала заниматься с ним по АВА , тренируем имитацию прежде всего, занимается нормально, хотя пока недолго.

Как его мотивировать на повторение слов , за мной или за теми же мультиками? Все, что он сказал в последнее время либо не повторялось, либо очень мало и по его инициативе. Зато довольно четко.

У меня много вопросов и все из разных областей, извините что в кучу.


Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка. С распознанием и лечением аутизма в России ситуация не простая, своевременное диагностирование и коррекция аутизма становится в первую очередь задачей родителей.

Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом. Но со временем выявляется все больше детей, страдающих им. Показательна статистика, приводимая в США, где этой болезнью занимаются вплотную. В 1970-х было соотношение один аутист на 10 тысяч детей, 15 лет назад — один на 250 детей, сейчас — один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.

Рост случаев аутизма у детей вызывает серьезные опасения, но до сих пор никак не мотивирован. Ученые сходятся лишь на том, что аутизм провоцируется комплексом факторов, а не одной единственной причиной.

Среди возможных стимулов для возникновения аутизма называют следующие:

  • генные модификации;
  • органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
  • гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
  • воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
  • ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);
  • чрезмерное употребление антибиотиков;
  • химическое воздействие на организм матери в период беременности.

Действительно ли перечисленные факторы могут быть причиной аутизма у детей, до конца не выявлено. Но ясно, что при наследственной предрасположенности к данному заболеванию любое серьезное воздействие на ребенка может привести к аутизму, в том числе сильный испуг или перенесенная инфекция.

Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка, нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления. Конечно, эта задача стоит прежде всего перед родителями.

В широком смысле аутизм — это группа заболеваний, имеющих некоторые общие симптомы (расстройства аутистического спектра). Особенно явно они обнаруживаются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Вот они:

Каждый случай заболевания индивидуален: детский аутизм может иметь все перечисленные симптомы, а может проявляться лишь некоторыми особенностями поведения и речи. Есть более легкие формы заболевания, при которых аутист оканчивает школу, работает, создает семью. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм своевременно распознается докторами.

Существуют не только поведенческие, но и физические и физиологические признаки аутизма у детей. Нельзя сказать, что все они встречаются у каждого больного аутизма, но есть некоторая тенденция к данным особенностям организма.

  • Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие.
  • Судороги.
  • Ослабленный иммунитет.
  • Синдром раздраженного кишечника.
  • Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
  • Нарушение функций поджелудочной железы.

Для того чтобы заподозрить расстройство аутистического спектра, необходимо одновременное наличие у ребенка трех симптомов:

  • трудности в социальном взаимодействии;
  • коммуникативные нарушения;
  • повторяющееся, стереотипное поведение.

Важно обратить внимание, что при детском аутизме (классическом) все эти признаки проявляются в первые три года жизни ребенка.

Для более точной диагностики специалист по данным видам заболеваний или нейропсихолог проводит исследование по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний: МКБ-10 (Международная классификация болезней, разработана ВОЗ в 1992 г.) и DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, или Справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.) Для медицинской диагностики требуется наличие у ребенка как минимум шести симптомов из указанных классификаций.

Решение принимается путем наблюдений за ребенком в привычной для него среде, интервьюирования родителей. Для этих целей тоже применяются стандартизированные документы. Вопросы родителям задают из Опросника для диагностики аутизма (ADI-R, Autism Diagnostic Interview Revised), данные анамнеза собирают по Шкале наблюдения для диагностики аутизма (ADOS), которая предписывает и определенные действия со стороны родителей. В условиях госпитализации используется Оценочная шкала детского аутизма (CARS). Это лишь базовые способы постановки диагноза, но применяются они главным образом в США и Европе.

В России же диагностика детского аутизма затруднена из-за отсутствия стандартов и соответствующего обучения медицинских кадров. Педиатр обычно не в состоянии заподозрить аутизм за нетипичным поведением ребенка, а родители нечасто сообщают о таких фактах. В норме при подозрении на детский аутизм необходимо прохождение медицинской комиссии, где кроме лечащего врача должны быть невролог, психиатр, психолог, желательно присутствие узкого специалиста по болезням аутистического спектра, а также родителей, воспитателей (если ребенок посещает детский сад).

При диагностике аутизма очень сложно бывает дифференцировать его из заболеваний со схожими симптомами, особенно для раннего детского возраста. Путаница в диагнозах — еще одна из проблем российской медицины. Проблема серьезная, потому что аутизм у детей лечится совсем не так, как умственная отсталость или шизофрения, и неправильное лечение навсегда лишает аутиста надежды на нормальную жизнь.

Детский аутизм (или синдром Каннера) отличается от других разновидностей расстройств аутистического спектра (РАС), прежде всего — от синдрома Аспергера. Это более легкая форма заболевания, при которой интеллектуальное и речевое развитие ребенка не отстают от возрастной нормы, но трудности общения и понимания других людей он все же испытывает. Еще одна форма РАС — высокофункциональный аутизм, отличающийся от классического аутизма нормальным уровнем IQ у больных.

Детское дезинтегративное расстройство, или регрессивная форма аутизма у детей. Это наиболее опасный вид аутизма, но именно по данной форме РАС наблюдается наибольший рост заболеваемости. Дезинтегративное расстройство обнаруживается после 4 лет. До этого в развитии ребенка не наблюдается серьезных отклонений, а затем резко появляются симптомы аутизма с последующим регрессом развития. При усиленной терапии можно помочь ребенку и в этом случае.

Нарушение слуха и зрения. Если малыш не смотрит людям в глаза, ведет себя отстраненно, не отвечает на вопросы, следует прежде всего проверить, все ли в порядке с органами чувств, тем более если отсутствует ритуальное поведение.

Умственная отсталость. В этом случае дети легче взаимодействуют с миром, идут на эмоциональный контакт, играют с игрушками, в раннем детском возрасте часто не отличаются склонностью к однообразным движениям, не имеют специфических для аутизма речевых расстройств.

Шизофрения. Довольно сложно дифференцируется с аутизмом, так как их симптомы очень схожи. И все же детская шизофрения — заболевание гораздо более редкое, возникающее после достижения трехлетнего возраста. При шизофрении дети испытывают галлюцинации, бредовые состояния, интеллект и речь при этом страдают в меньшей степени, нежели при аутизме.

Госпитализм (депривационный синдром). При госпитализме психическая и физическая отсталость — следствие изолированности ребенка от матери, возникающая у детей, с рождения попавших в детские дома или страдающих от равнодушия и холодности родителей.

Чем раньше будет выявлен аутизм у ребенка, тем больший эффект даст терапия заболевания, позволив человеку стать частью социума.

Специалистов, которые вплотную занимались бы с аутистами по существующим поведенческим методикам, в нашей стране пока немного. И все же найти знающего психиатра необходимо. В коррекционных учебно-воспитательных учреждениях таким детям не уделяется достаточного внимания, но работа с аутистами должна вестись комплексно: и в кабинете психиатра, и в школах, и в детских садах. И в любом случае индивидуальная терапия — забота в первую очередь родителей, в какой бы стране они ни жили.

Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:

Родители должны проявлять недюжинное терпение и последовательность в обучении и воспитании аутиста, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации аутиста не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.

Лекарственной терапии такого заболевания, как аутизм, не существует. К медикаментозному лечению прибегают в случае необходимости, для устранения отдельных симптомов.

Лекарственные средства прописывают главным образом для устранения неадекватных поведенческих реакций: аутоагрессии и агрессии, направленной на других людей, депрессий, обсцессивно-компульсивных расстройств (непреодолимых желаний), повышенной двигательной активности. В подобных случаях назначаются нейролептики и психостимуляторы.

Но перебарщивать с применением психотропных препаратов при аутизме нельзя. Подавляя признаки аутизма у детей, делая внешне более безопасной их жизнь, такое лечение приводит к дальнейшей регрессии интеллектуальных и речевых способностей.

Дисбактериоз, возникающий от неправильной работы кишечника у детей-аутистов, предполагает лечение пробиотиками, создающими в кишечнике полезную микрофлору.

Недостаток витаминов, минералов и некоторых аминокислот, выявляемый путем анализов, восполняется употреблением лекарственных комплексов, содержащих витамины: C, E, B6, B12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; кислоты: фолиевую и липоевую.

Терапия полинасыщенными жирными кислотами омега-3, содержащимися в льняном семени, рыбьем жире, снижает раздражение в кишечнике, действует успокаивающе на психику.

Введение гормона секретина, недостаточно выделяемого поджелудочной железой больного, может улучшить его общее состояние, концентрацию внимания.

Пищеварительные ферменты позволяют нормализовать стул, лучше усваивать пищу.

Обилие дрожжевых грибков и патогенных бактерий, малая сопротивляемость организма и дисбактериоз делают необходимым лечение антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными средствами.

Иммуностимулирующая терапия будет нелишней почти в каждом случае аутизма. Детям, страдающим аутоиммунными заболеваниями, требуется особое лечение с введением стероидов, иммуноглобулина.

При повышенном содержании тяжелых металлов в организме иногда применяется хелирование, то есть выведение этих металлов из организма при помощи специальных препаратов (например, димеркаптосукциновой кислоты, или DMSA).

Проявления аутизма может облегчить особый режим питания. Для этого нужно:

  • отказаться от пищи с содержанием казеина (молоко) и глютена (пшеница, рожь, овес, ячмень),
  • не употреблять продукты с содержанием консервантов и красителей,
  • придерживаться бездрожжевой диеты,
  • снизить употребление сахара,
  • есть больше пищи, содержащей клетчатку,
  • пить много воды,
  • отдать приоритет белковой пище перед углеводной.

Независимо от диеты, у детей с аутизмом может быть выявлен серьезный дисбаланс содержания многих веществ:

  • Дефицит витаминов A, E, C, B6, B12, B3, фолиевой кислоты, магния, таурина, микроэлементов: цинка, селена, марганца, молибдена, хрома, ванадия.
  • Отклонения в уровне адреналина, норадреналина, дофамина, повышенная концентрация опиатоподобных гормонов (эндорфинов).
  • Повышенное содержание в организме ртути, олова, алюминия, мышьяка, сурьмы.

Терапия детского аутизма, как поведенческая, так и лекарственная, — во всех случаях очень индивидуальна. Прежде чем употреблять какие-то лекарства, нужно провести тесты на определение сопутствующих аутизму проблем. Как лечить аутизм, может профессионально решить только врач; при диетах и медикаментозной терапии нужно отслеживать их эффективность — такие средства помогают далеко не всем детям.

Учи­ты­вая не­ук­лон­ный рост аутиз­ма во всем ми­ре, со­вре­мен­ным ро­ди­те­лям сле­ду­ет быть пре­дель­но вни­ма­тель­ны­ми к по­ве­де­нию сво­их ма­лень­ких де­тей. Если воз­ник­ли по­до­зре­ния на дет­ский аутизм, нуж­но как мож­но рань­ше об­ра­тить­ся к спе­ци­а­лис­там и про­вес­ти не­об­хо­ди­мые тес­ти­ро­ва­ния и ла­бо­ра­тор­ные ис­сле­до­ва­ния.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.