Неврозы в медицинской энциклопедии

Невроз – это собирательное название группы заболеваний, в основе которых лежат временные (обратимые) нарушения нервной системы, возникающие под влиянием различных психотравмирующих факторов.

На сегодняшний день данное заболевание является весьма распространенным: в развитых странах около 10-20% населения страдает от неврозов.

Неврозы чаще наблюдаются у женщин по причине высокой эмоциональной лабильности.

Люди с ослабленной нервной системой наиболее предрасположены к развитию неврозов.

Выделяют 3 основных вида невротических расстройств: неврастения, истерический невроз (конверсионное расстройство) и невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство). В качестве самостоятельных нозологических единиц выделяют депрессивный, ипохондрический, фобический невроз.

Причины возникновения и развития

Истинные причины возникновения невроза до сих пор не известны. Можно выделить ряд факторов, оказывающих влияние на развитие невротических состояний:

  • длительные психоэмоциональные и физические перегрузки, отсутствие возможности расслабиться и восстановить силы, конфликтные ситуации;
  • невозможность человека довести дело до конца, выйти из сложившейся стрессовой ситуации;
  • психологические особенности человека (мнительность, эмоциональность, субдепрессивность и др.);
  • гормональная перестройка;
  • склонность к переутомлению;
  • истощающие организм заболевания;
  • злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами.

Симптомы невроза

Вегетативные нарушения при неврозе могут быть как соматическими, так и пароксизмальными. При расстройствах нервной системы наблюдаются следующие симптомы: головные боли, гипертензия, головокружения, тремор (дрожание конечностей), неуверенность при ходьбе.

При невротической дисфункции сердечно-сосудистой системы больного наблюдаются боли в груди, артериальная гипертензия, нарушения сердечного ритма, кардиалгия, синдром псевдокоронарной недостаточности, синдром Рейно.

Нарушения работы дыхательной системы, отмечающиеся при неврозе, характеризуются чувством нехватки воздуха, комка в горле или удушья, невротической икотой и зевотой, боязнью задохнуться, мнимой потерей дыхательного автоматизма.

При поражении органов пищеварения наблюдаются следующие признаки невроза: сухость во рту, тошнота, нарушения аппетита, рвота, изжога, метеоризм, диарея, запоры.

Невротические расстройства работы мочеполовой системы вызывают цисталгию, поллакиурию, зуд в области гениталий, энурез, фригидность, снижение либидо, преждевременное семяизвержение у мужчин.

Патологии работы нервной системы могут привести к нарушениям терморегуляции (ознобы, гипергидроз, субфебрилент и др.).

При неврозах могут наблюдаться и дерматологические нарушения: высыпания по типу крапивницы, псориаза, атопического дерматита.

Характерными симптомами многих неврозов являются: астения (повышенная психическая и физическая утомляемость), тревожный синдром (постоянное ожидание негативных событий), фобии (навязчивые страхи). В редких случаях наблюдаются конвульсии, обсессии (тягостные навязчивые воспоминания), дистимия (чувство грусти, уныния, тоски, печали).

Диагностика невроза

Чтобы определить, как лечить невроз, необходимо пройти диагностическое обследование у врача-невролога.

Особое значение в диагностировании невротических состояний отводится тщательно собранному анамнезу: врач должен выяснить, присутствуют ли в жизни пациента психотравмирующие факторы. Специалист исследует структуру личности больного, проводит психологические тесты.

При неврологическом осмотре у больного неврозом не наблюдается ярко выраженных симптомов патологии. Возможно ускорение рефлексов, гипергидроз ладоней, тремор кончиков пальцев.

Для исключения сосудистых патологий невролог назначает ЭЭГ, МРТ головного мозга, РЭГ, УЗДГ сосудов головы.

Невроз необходимо дифференцировать с другими психическими заболеваниями (шизофрения, биполярное расстройство и др.). При этом больной неврозом отличается тем, что полностью осознает свою проблему, точно описывает беспокоящие его симптомы и хочет от них избавиться.

При постановке диагноза необходимо также исключить у пациента такие соматические патологии, как стенокардия, гастрит, кардиомиопатия и др.

Как лечить невроз

Диагностика невроза позволяет специалисту определить причину развития заболевания и назначить соответствующее лечение. Основополагающий принцип терапии при неврозах – устранение из жизни пациента психотравмирующего триггера. Ведущим методом лечения неврозов является психотерапия.

Психотерапевтическое лечение неврозов направлено на пересмотр пациентом отношения к сложной жизненной ситуации и разрешение внутреннего конфликта личности. Чаще всего применяют следующие методики терапии:

  • психокоррекция;
  • когнитивный тренинг;
  • арт-терапия;
  • поведенческая терапия;
  • релаксация;
  • гипноз.

В сочетании с психотерапией при неврозах проводится медикаментозное лечение: назначаются антидепрессанты, препараты анксиолитического действия, мягкие транквилизаторы, нейролептики.

Для поддерживающей и общеукрепляющей терапии при неврозах применяются поливитамины, адаптогены, глицин, рефлексотерапия и физиотерапия (электросон, дарсонвализация, массаж, водолечение).

Реабилитация

Важное значение в восстановлении после невроза имеет физическая реабилитация больного. Лечащим врачом назначаются специальные упражнения, позволяющие выровнять динамики основных нервных процессов, координировать функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем головного мозга и др.

В зависимости от формы невроза пациенту назначается определенная методика ЛФК. В условиях стационара используются УГГ, малоподвижные и подвижные игры, элементы хореотерапии, психотерапевтическое воздействие, массаж, гидротерапия.

С целью общеукрепляющего воздействия применяются умеренно интенсивные упражнения для всех мышечных групп, сочетающиеся с дыхательной гимнастикой.

Пациентов, у которых невроз проявляется преимущественно в заторможенности и угнетенности, необходимо постоянно и настойчиво активизировать. В таких случаях широко используется игровой метод проведения занятий.

Пациентам, перенесшим невроз, рекомендован санаторно-курортный режим реабилитации. Лечение в санаториях предполагает общеукрепляющее воздействие на весь организм больного. С этой целью широко используются прогулки, экскурсии, спортивные игры, занятия в бассейне, спорт, туризм. Терапия должна включать массаж, занятия с психиатром, водные процедуры, лечебные ванны.

Невроз у детей

Основными причинами развития неврозов у детей являются психологические травмы, возникающие вследствие негативной домашней атмосферы, агрессивной обстановки в детском коллективе, аварий, падений и др. Не последнюю роль в возникновении невротических состояний у ребенка играет наследственная предрасположенность, перенесенные болезни, неблагоприятное течение беременности у матери.

В школьном возрасте ребенку особенно важно соблюдать режим дня: при недосыпаниях, физических и умственных перегрузках зачастую возникают неврозы. Родителям необходимо следить за тем, чтобы ребенок успевал не только учиться и заниматься спортом, но и отдыхать.

Особое внимание следует уделять обстановке в семье: излишний контроль со стороны родителей, постоянные запреты, наказания и полное отсутствие свободы могут стать причиной развития невротических состояний у ребенка.

Специалисты выделяют следующие основные виды детских неврозов:

  • невроз страха – проявляется приступами паники перед сном, нежеланием ребенка ложиться спать, просьбами ночевать с родителями; также невроз страха может проявляться в боязни ребенка идти в детский сад или школу;
  • истерический невроз – проявляется в детских истериках, возникающих на фоне наказаний, отказов родителей в исполнении требований ребенка; проявляется в истерических припадках, плаче, криках, ударах;
  • невротическое заикание – нарушения речи ребенка в результате сильного испуга, разлуки с родителями и других психологических травм;
  • невротические расстройства сна – ребенок плохо засыпает, неспокойно спит, часто кричит и просыпается во сне, возможен лунатизм;
  • невротический энурез – недержание мочи у детей, развивающееся в результате психических переживаний.

Чтобы помочь ребенку преодолеть невротическое состояние, родителям необходимо пересмотреть свое отношение к воспитательному процессу. В первую очередь, требуется исключить телесные наказания, излишние замечания, крики. Атмосфера в семье должна быть комфортной.

В излечении неврозов поможет детский психотерапевт или психолог. Специалист изучает сложившуюся ситуацию, ставит диагноз, назначает соответствующее лечение. В основном используется терапия в виде поучительных сказок и развивающих игр, также назначаются медикаменты.

Последствия

Невроз – состояние, которое не всегда может пройти самостоятельно. В большинстве случаев больному необходима квалифицированная помощь специалиста.

При отсутствии лечения невротических состояний могут возникнуть следующие осложнения:

  • неадекватное восприятие реальности;
  • бессонница;
  • необратимые изменения личности;
  • появление суицидальных наклонностей;
  • депрессия;
  • ожирение или истощение;
  • обострение хронических патологий;
  • снижение иммунитета;
  • конфликты.

Связанные словари










Неврозы

Неврозы — группа заболеваний, в основе которых лежат временные, т. е. обратимые, нарушения нервной системы, возникающие под влиянием острых или длительных психотравмирующих моментов. Второстепенное, но тем не менее достаточно большое значение имеют в возникновении неврозов соматические заболевания, длительное переутомление, вызывающие ослабление нервной системы и способствующие этим ее повышенной чувствительности к психогенным воздействиям. Неврозы могут возникать у всех людей, однако чаще они развиваются у лиц с ослабленной нервной системой. К неврозам относят неврастению, истерию, невроз навязчивых состояний. Психастения относится к группе психопатий (см.).

В развитии неврастении наряду с психогенными причинами большое значение имеет физическое истощение. Поэтому неврастению называют часто неврозом истощения. Неврастению характеризует повышенная раздражительность, возбудимость и утрата самообладания, сочетающиеся с утомляемостью, слезливостью, чувством бессилия. Особенно постоянны в начале болезни жалобы на трудность или невозможность продолжительной умственной работы в связи с рассеянностью, забывчивостью и отвлекаемостью. Обычны в этот период нетерпеливость и неусидчивость, а также связанная с ними невозможность заниматься одним каким-нибудь делом. По мере ухудшения состояния нарастает физическая слабость, проявляющаяся стремлением больных лежать. На этом фоне легко возникает подавленное настроение, часто сопровождаемое мыслями о наличии какого-нибудь физического заболевания — рака, туберкулеза, заболеваний сердечно-сосудистой системы и т. д. Появлению этих опасений способствуют обычные для неврастении вегетативные и соматические нарушения (см. Астенический синдром), принимаемые больными за симптомы соматической болезни. Как и при астеническом синдроме, расстройства, определяющие неврозы, выражены слабее в утренние часы, т. е. после отдыха, и значительно усиливаются к вечеру, а также после физических и психических нагрузок.

Проявления истерии чрезвычайно разнообразны и внешне могут напоминать самые различные заболевания. Основные нарушения определяются неврологическими и психическими симптомами. К неврологическим нарушениям относятся различные по интенсивности и распространению параличи, парезы (см.), расстройства болевой чувствительности и координации движений, гиперкинезы (см.), дрожание, заикание, разнообразные расстройства речи, начиная от ее беззвучности вплоть до полной немоты.

Невроз навязчивых состояний характеризуется появлением после психогении разнообразных по содержанию и. форме навязчивостей (см. Навязчивые состояния). Обычно навязчивые состояния при неврозах сопровождаются тревогой, опасениями, пониженным настроением, а также разнообразными вегетативными расстройствами — тахикардией, потливостью, зябкостью, изменчивостью артериального давления, вазомоторными реакциями.

Неврозам свойственна полная обратимость болезненных явлений. Однако ряд тяжелых психических заболеваний — прогрессивный паралич, шизофрения, артериосклероз головного мозга и т. д.— может начинаться с расстройств, не отличимых вначале от тех, которые встречаются при неврозах. Поэтому больных неврозом всегда следует направлять к врачу-психиатру.

При лечении невроза, всегда проводимом врачом, необходимо использовать психотерапию (см.), различные седативные средства — препараты брома, мепробамат, элениум, седуксен и др., а также витаминотерапию. Большое значение в лечении неврозов имеет лечебная физкультура — утренняя гигиеническая гимнастика (см.), пешеходные и лыжные прогулки, плавание, гребля. Выбор вида лечебной физкультуры и методика ее проведения индивидуальны. Затяжные неврозы лечат в стационарных условиях.

Неврозы (neurosis, ед. ч.; греч. neuron нерв + -osis; син. психоневрозы) — группа преходящих психогенных функциональных психических заболеваний с тенденцией к затяжному течению, клиника которых характеризуется астеническими, навязчивыми, истерическими расстройствами, а также временным снижением умственной и физической работоспособности. Психогенным фактором во всех случаях являются внешние или внутренние конфликты, действие психотравмирующих обстоятельств, длительное или массивное перенапряжение эмоциональной и интеллектуальной сфер психики.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Клиническая картина
  • 3 Диагноз
  • 4 Лечение
  • 5 Прогноз
  • 6 Профилактика

История

Группа Неврозов до конца 19 в. объединяла самые разнообразные болезни, состояния и симптомы. Ф. Пинель (1819)относил к Неврозам глухоту,слепоту, параличи, заворот кишок, изжогу, тошноту, рвоту, столбняк, истерию, ипохондрию, гидрофобию; Ромберг (М. Н. Romberg) — все виды параличей, болезни периферических нервов и даже прогрессирующий паралич; Сандра (Sandras) к числу Неврозов относил диплопию, судороги и контрактуры, истерию, эклампсию и водобоязнь, сомнамбулизм, каталепсию.

В середине 19 в. в связи с большими успехами патологической анатомии определение Неврозов претерпевает изменение и уточнение. По мере совершенствования патологоанатомических исследований и установления морфологических нарушений органов многие состояния и болезни из группы Неврозов перемещались в другие. Во второй половине 19 в. определение Неврозов предусматривало отсутствие при этом заболевании патологоанатомических данных. Раймон (F. Raymond) в 1907 г. показал, что при Н. отсутствуют лишь те анатомические изменения, к-рые могли быть выявлены современными ему методами исследования. О неправомерности отнесения к Н. органических расстройств свидетельствует отсутствие при Н. стойкой инвалидизации и их обратимость.

Параллельно продолжалось уточнение этиологии неврозов, возникало представление о Н. как о психогенных расстройствах. Т. Сиденгам уже в конце 17 в. обратил внимание на психическую обусловленность ряда болезней, в т. ч. истерии. Позднее в 1859 г. Брике (P. Briquet) вновь подчеркнул особое значение психической, психогенной обусловленности Н.

Т. о., к началу 20 в. были описаны основные формы Н., однако процесс дифференциации Н. продолжался. Причем на этот процесс повлияли такие направления, как глубинная психология и психоанализ 3. Фрейда (см. Психоанализ), бихевиоризм (см.), но особенно учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности (см.), а также совершенствование клин, метода исследования в психиатрии. Если проследить развитие этих направлений, то можно отметить, что наиболее адекватным при изучении Н. является клин, метод.

Развитие биологии и медицины в 20 в. подтвердило влияние эмоций (как положительное, так и пагубное) на жизнедеятельность организма. Исследования Г. Бергманна и его сотр. подтвердили роль психического фактора в развитии многих соматических (психосоматических) болезней — гипертонической болезни, пептической язвы желудка и двенадцатиперстной кишки и др. Это обосновано в исследованиях крупнейших советских терапевтов Г. Ф. Ланга и А. Л. Мясникова. Установлены механизмы стресса, произведена систематика стрессоров, показана роль эндокринной системы гипофиз — щитовидная железа — надпочечники в обеспечении и изменении тонуса в. н. с.

В литературе, особенно зарубежной, употребляют множество наименований невроза: акцидентный, актуальный, ассоциативный, компенсационный, компульсивный, конверсионный, фиксационный, гомосексуальный, интестинальный, об сессивный (навязчивый), обсессивно-компульсивный, профессиональный, регрессивный, сексуальный, торсионный, трансферентный, травматический, вазомоторный, вегетативный и др., а также невроз тревоги, аэро- и кардионевроз. В отечественной литературе в соответствии с хронологией описания Н. выделяют три классические формы: истерический невроз, неврастению и невроз навязчивых состояний. Классификации ВОЗ (8-го пересмотра) построена по этому принципу, но содержит вряд ли оправданные повторения, напр. Неврозы навязчивости и фобии невротические.

Распространенность Н. высока и, по данным Б. Д. Петракова (1972), на протяжении 20 в. неизменно увеличивается. В буржуазных странах Н. рассматриваются как болезни цивилизации.

От Неврозов следует отличать неврозоподобные расстройства, клинически представленные обычно астеническими, обсессивно-фобическими либо истерическими нарушениями, не имеющие психогенного происхождения и входящие в клин, картину иных затяжных психических, напр. шизофрения (cм.), или соматических болезней, напр. гипертоническая болезнь (см.) и пептическая язва (см.).

Невротические реакции, психопатии (см.), варианты психопатий (фазы, невротические развития) и неврозы являются предметом изучения так наз. пограничной (малой) психиатрии. П. Б. Ганнушкин подчеркнул, что между фазой как формой динамики психопатии и Н. принципиальных различий не существует. Однако существует представление, что вероятность возникновения той или иной формы невроза определяется особенностями акцентуации характера в преморбиде. Понятие акцентуированной личности как варианта гармоничной (нормальной) личности введено Леонгардом (К. Leonhard) в 1964 г. Так, личности, акцентуированные но астеническому типу, предрасположены к неврастении, акцентуированные по тревожно-мнительному типу — к неврозу навязчивых состояний, акцентуированные по истероидному типу — к истерическому неврозу.

Связь между Н. и психогенным фактором несомненна, однако структура синдрома, развивающегося при неврозе, определяется не только влиянием психогенного фактора, но и особенностями акцентуации личности в преморбиде. Еще И. Г. Шульц (1955) в зависимости от преморбида делил Н. на ядерные (конституциональные) и краевые (приобретенные на протяжении жизни).

Клиническая картина

Клиническая картина форм Неврозов многообразна. При истерии (см.) полиморфная симптоматика подразделяется на двигательные, сенсорные, вегетативные и психические расстройства. Для неврастении (см.) характерна повышенная истощаемость и замедленность психических процессов, для невроза навязчивых состояний — преобладание разнообразных навязчивых состояний (см.).

У детей Н. характеризуются малой очерченностью, стертостью, мимолетностью клин, расстройств; большой их изменчивостью; отсутствием классических форм, кроме истерических и фобических; преобладанием двигательной расторможенности (двигательный Н.); отсутствием отчетливых жалоб со стороны ребенка и обилием их от окружающих; наличием основного симптома или синдрома, определяющего особенности болезни (так наз. моносимптоматический невроз); изменением поведения; снижением успеваемости.

Неврозы у детей характеризуются наличием отчетливых предрасполагающих факторов (в т. ч. резидуальных органических), способствующих возникновению Н., благоприятным течением и прогнозом и имеют следующие особенности: чем меньше возраст ребенка, тем меньшая дифференциация невроза, тем чаще его картина представлена преходящими невротическими реакциями и невротическими развитиями, т. е. этапами динамики затяжного невроза.

С возрастом картина невроза становится все более типичной, клинически более очерченной. Эмоциональные переживания ребенка фиксируются на деятельности его внутренних органов и систем. Детям свойственна также большая фиксация на конфликтной ситуации, что легко приводит к возникновению страха, напр, страха темноты, одиночества, расстройствам аппетита (см. Анорексия).

В преклонном, инволюционном, возрасте имеет место та же картина Н., что и в детстве, однако с противоположной динамикой.

Если для зрелого возраста типична наибольшая очерченность Н. как болезни (этап инициальных, начальных расстройств, этап максимума манифестации Н., этап обратного развития — послабления болезни, этап реконвалесценции), то чем старше возраст пациента, тем менее очерчена картина Н., тем более часто невротические расстройства сосуществуют с хроническими психоорганическими: ослаблением внимания, трудностью сосредоточения; возникновением вначале легких, затем более существенных интеллектуально-мнестических нарушений, позднее в клин, картине преобладают расстройства памяти. Клин, картина Н. радикально преображается: функцоинальные невротические расстройства сложно перемежаются с органическими. Клин, очерченность сменяется разрозненными невротическими реакциями. Иными словами, в детстве и в инволюционном возрасте динамика клинической картины Н. однотипна и отличается лишь направленностью.

Диагноз

Диагноз устанавливают на основании клин, данных, функц. характера расстройств, на сохранности чувства болезни у пациента, активного стремления от нее освободиться.

Специфические патологоанатомические изменения не выявлены. Однако по мере совершенствования методов исследования обнаруживают различные резидуальные изменения на пневмоэнцефалограмме, на Электроэнцефало- и реоэнцефалограммах; рентгенологически отмечают признаки остаточных явлений нарушения ликвородинамики; при ангиографическом исследовании — различные аномалии сосудов головного мозга. Обнаруженные отклонения свидетельствуют об изменении преморбида и не являются причиной Н. Дифференцировать формы Н. следует гл. обр. с неврозоподобными расстройствами того же круга при шизофрении, которые отличаются прогредиентностью, явлениями диссоциированности психики.

Лечение

Лечение проводится комплексное. Необходимо исключение физических, психических перегрузок, а также конфликтов. Применяют седативные средства, транквилизаторы в сочетании с корректорами (напр, дипразин) и психостимуляторами, физиотерапевтические процедуры (электрофорез, электросон, импульсные токи, водные процедуры), леч. гимнастику. Ведущая роль в комплексном лечении отводится психотерапии (см.).

Прогноз

Прогноз в отношении жизни благоприятный. При хроническом течении Невроза в отношении полного выздоровления прогноз неблагоприятный. Восстановление работоспособности и социальной адаптации может протекать длительно, но при правильной организации комплексного лечения завершается полностью. Реадаптация строго индивидуальна и продолжительна при хрон. Н.

Профилактика

Первичная профилактика включает систему мероприятий, предупреждающих возникновение Неврозов: обеспечение и поддержание общего нервно-соматического здоровья, воспитание гармоничной личности, снижение актуальности психогений (см. Психогении), предупреждение психотравмирующих обстоятельств. Вторичная профилактика объединяет мероприятия, предупреждающие неблагоприятное течение возникших Н. (правильно организованное комплексное лечение). При третичной профилактике проводят мероприятия, предупреждающие хронифицирование Н., а также инвалидизацию (меры по восстановлению личного и социального статуса больных).


Библиография: Гарбузов В. П., Захаров А. И. и Исаев Д. H. Неврозы у детей и их лечение, Л., 1 97 7; Дюбуа П. Психоневрозы и их психическое лечение, пер. с франц., Спб., 1912; Жане П. Неврозы, пер. с франц., М., 1911; Карвасарский Б. Д. Неврозы, М., 1980, библиогр.; Петраков Б. Д. Психическая заболеваемость в некоторых странах в XX веке, М., 1972; Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства, М., 1978; Cullen W. First lines of the practice of physic, v. 1 — 4, Edinburgh — L., 1 7 76— 17 84

(neuroses; греч. neuron нерв + -ōsis)

обратимые пограничные психические нарушения, осознаваемые больными, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов и протекающие с эмоциональными и соматовегетативными расстройствами.

В возрасте 11—14 лет формируется интеллектуальная деятельность. С этого периода подросток может самостоятельно строить сложные умозаключения, планировать поступки. Обычно становление интеллектуальной деятельности сопряжено с усложнением эмоциональной сферы. При психотравмирующих ситуациях живость, активность, заинтересованность в происходящем, наблюдающиеся в норме, подавляются неприятными переживаниями. Развивающаяся интеллектуальная деятельность может приобретать отвлеченный характер. Подросток, переживший психическую травму, становится как бы более взрослым. Он начинает много читать, рассуждать о сложных проблемах в ущерб контактам со сверстниками и интересам, свойственным детям его возраста. При этом расстройства психики отсутствуют, но гармоничность процесса формирования личности нарушается.

Большую роль в неправильном формировании личности играют дефекты воспитания. Родители, чрезмерно опекающие ребенка, подавляют его активность, навязывают ему собственные интересы, решают за него все проблемы, часто предъявляют повышенные требования к школьным успехам, унижают его. В таких условиях формируются такие черты характера, как робость, нерешительность, неуверенность в своих силах, появляются затруднения в общении со сверстниками. Эти черты, сохранившиеся у взрослых, могут предрасполагать к неврозам. Когда же ребенок становится кумиром семьи, не знает никаких запретов, любым его поступком восторгаются, все желания немедленно удовлетворяются, у него не формируется целеустремленность, способность преодолевать трудности, сдержанность и другие качества, необходимые в общении с окружающими.

В СССР принято различать три основные клинические формы неврозов: неврастению, истерический невроз, невроз навязчивых состояний; в 70—80-е гг. отечественные психиатры стали выделять также невротическую депрессию (депрессивный невроз). В Международной классификации болезней представлено большее число неврозов, например невротические фобии, невроз страха (тревоги), ипохондрический невроз. Клиническая практика и длительные катамнестические наблюдения свидетельствуют о том, что эти формы могут оцениваться как этапы в динамике основных форм неврозов.

Неврастения проявляется повышенной возбудимостью и раздражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью психической деятельности. На первом этапе развития заболевания наиболее выражены вегетативные нарушения: у больных при любой физической или эмоциональной нагрузке появляются сердцебиение, повышенная потливость, похолодание конечностей, нарушается сон и аппетит. Эти расстройства, внезапно возникнув, быстро исчезают. Больной легко засыпает, но быстро пробуждается от действия незначительного раздражителя, испытывает острый голод, но после приема нескольких ложек пищи аппетит пропадает. На следующем этапе отмечаются чрезмерная чувствительность к различным внешним раздражителям и ощущениям со стороны внутренних органов. Больные плохо переносят перепады температуры окружающей среды, а также яркий свет, громкие звуки. Ощущения работы внутренних органов начинают доходить до сознания больного. Он чувствует биение сердца, перистальтику кишечника и т.п. Эти ощущения настораживают больного, создают ипохондрическую настроенность (см. Ипохондрический синдром). Часто отмечаются жалобы на головную боль (больные говорят, что на голову как бы надет обруч или каска). Описанные ощущения усиливаются при попытке больного работать. Нарушения моторики проявляются в том, что больному становится трудно выполнять мелкие точные движения, долго сохранять однообразную позу, крайне мучительно длительное ожидание. Они постепенно утрачивают способность владеть своими чувствами, по ничтожному поводу расстраиваются, плачут, часто обижаются, раздражены, но быстро успокаиваются. Самочувствие неустойчивое, подвержено значительным колебаниям. Настроение чаще понижено, выражены чувство недовольства собой и постоянная готовность к обиде и раздражению. Интеллектуальная деятельность затруднена. Больные не могут сосредоточиться на более или менее длительный срок. Включившись в работу, через несколько минут ловят себя на мысли, что думают о другом, не в состоянии воспроизвести прочитанное, забывают имена, даты, номера телефонов. При низкой работоспособности они пытаются наверстать упущенное, берутся сразу за несколько дел, но не могут довести их до конца из-за отвлекаемости и быстрой истощаемости.

Условно выделяют два варианта неврастении: невроз истощения, причиной которого являются непомерно большие, главным образом интеллектуальные, нагрузки, и реактивную неврастению, обусловленную длительными психотравмирующими ситуациями; обычно имеет место сочетание нескольких этиологических факторов.

Невротическая депрессия чаще развивается у лиц с такими чертами характера, как прямолинейность, ригидность, бескомпромиссность. Им свойственна эмоциональная насыщенность переживаний со стремлением удержать внешние проявления чувств. Невротическая депрессия протекает как легкая форма депрессии; преобладает грустное настроение, адинамия, нередко с явлениями навязчивости и ипонхондрически-сенестопатическими явлениями. При ней, как и при других Н., на первом этапе отмечается значительная выраженность вегетативно-соматических нарушений (так называемый этап соматических жалоб).

Течение невротической депрессии волнообразное. При ее нарастании появляется слезливость. Больные начинают плакать по любому поводу и часто без повода. Именно слезливость нередко заставляет их обратиться за помощью к врачу.

Невроз навязчивых состояний характеризуется появлением разнообразных по содержанию и форме навязчивостей, которые обычно сопровождаются тревогой, опасениями, пониженным настроением, а также разнообразными вегетативными расстройствами — тахикардией, повышенной потливостью, зябкостью, колебаниями АД, вазомоторными реакциями. Более подробно — см. Навязчивые состояния.

Лечение должно проводиться психиатром и психотерапевтом. В начале болезни целесообразна госпитализация в специальное отделение для лечения больных неврозами при психиатрических или соматических больницах.

Комплекс лечебных мероприятий включает общеукрепляющую терапию (витамины, ноотропные препараты, рациональная диета, прогулки, физические упражнения, массаж и др.), назначение психотропных средств, а также психотерапию. При истерическом неврозе применяют нейролептики типа тиоридазина (сонапакса), тизерцина, неулептила в малых дозах; при неврастении — транквилизаторы (седуксен, тазепам и др.); при неврозе навязчивых состояний рекомендуется сочетание антидепрессантов в малых дозах (амитриптилин, азафен) с нейролептиками (галоперидол) или с транквилизаторами. При невротической депрессии показаны антидепрессанты, обладающие стимулирующим действием, при выраженной тревоге — нейролептики в малых дозах. Выбор психотерапевтического воздействия зависит от клинической формы Н. При истерическом неврозе для снятия моносимптомов (например, блефароспазма, мутизма) проводится несколько сеансов гипноза. При неврастении рекомендуется обучение приемам аутогенной тренировки; при невротической депрессии проводят психотерапевтические беседы для выявления психотравмирующей ситуации и отношения больного к ней. Задачей таких бесед является создание у больного новой жизненной установки.

Прогноз в отношении жизни благоприятный. Для восстановления работоспособности и социальной адаптации требуется длительное время, но при правильной организации комплексного лечения может наступить полное выздоровление.

Библиогр.: Гиляровский В.А. Избранные труды, М., 1973; Карвасарский Б.Д. Неврозы, М., 1980; Краснушкин Е.К. Избранные труды, с. 247, М., 1460: Руководство по психиатрии, под ред. Г.В. Морозова, т. 2, с. 231, М., 1988; Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства, М., 1987.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.