Священник григорий григорьев о неврозах

– Дорогие братья и сестры, проблемы со сном беспокоят очень многих современных людей. Сон – это главная система физиологического восстановления человека. Если человек хорошо засыпает, глубоко спит всю ночь, утром просыпается с чувством глубокого отдыха и покоя – его центральная нервная система, весь его организм во время сна включаются в режим самовосстановления, саморегуляции.

Все расстройства центральной нервной системы начинаются с нарушения сна. Не бывает так, чтобы у человека развился невроз или какое-то другое нервно-психическое заболевание без нарушений сна. Нарушение сна всегда первично, нарушается система нервно-психического восстановления, поэтому блаженны те люди, у которых спокойная совесть и спокойный сон.

Несомненно, если такое случается с нами, то мы должны приложить все возможные для нас усилия для восстановления сна. На сегодняшний день эти проблемы нередко решаются назначением специальных медикаментов, снотворных препаратов. Иногда они помогают человеку, особенно на первых порах, потом человек привыкает к ним, увеличивается их доза, они перестают действовать, и надо искать более сильные препараты.

Наверное, в каких-то определенных случаях применение таблеток возможно и даже необходимо, но такой курс должен быть очень кратковременным, потому что надо приложить личные усилия для восстановления сна. Надо максимально, насколько возможно, увеличить физическую нагрузку, постараться проходить какое-то расстояние, гулять за час до сна. Проходить в день пять-десять километров, в зависимости от реальных возможностей, так, чтобы физически утомиться.

Раньше, до революции, у людей не было таких нарушений сна, как сейчас, потому что очень много трудились на земле, физически уставали и, придя домой, засыпали как убитые. Нарушения сна возникают, когда много стрессов, много эмоций и мало физической нагрузки. Значит, первое правило – максимально увеличить физическую нагрузку. Второе – как можно больше водных процедур: купание, обливание водой, души перед сном, ванны, хвойные или солевые. Очень хорошо, придя домой, за час до сна сделать один вечер хвойную ванну, а на другой – с морской солью, чередовать – день хвойную, день солевую, и вообще как можно ближе держаться к воде.

В-третьих, необходимо начать регулярный прием корня валерианы. Корень валерианы можно принимать в виде отваров и чаев, принимать постоянно, минимум год. Дозировку корня можно отрегулировать по своему самочувствию – сколько захочется. Валериана – трава, поэтому больше, чем надо ее не примешь. Привыкания к ней не возникает, наоборот, может возникнуть такое состояние, когда не захочется принимать валериану, тогда надо сделать небольшой перерыв, а потом возобновить.

Конечно, для того чтобы научиться засыпать, нужно научиться расслабляться – то, что некогда называлось аутогенной тренировкой или саморегуляцией. Мышечная релаксация – это попытка научить человека расслабляться в атмосфере малой физической нагрузки. Когда есть большая физическая нагрузка, человек сам будет расслабляться, но если такой нагрузки нет, тогда надо учиться расслаблять свои мышцы.

При неврозах напрягаются определенные мышечные группы, например, при нарушении сна напрягается кисть рук. Если научиться расслаблять кисти рук, вызывая в них ощущение тяжести, тепла, то сразу восстановится сон, уменьшится нервно-психическое напряжение.

Надо учиться думать о хорошем, когда плохо, надо собирать в своей памяти положительные эмоциональные воспоминания. Конечно, наиважнейшим фактором восстановления сна является восстановление отношений человека с Богом. Не надо искать грехи, связанные с нарушением сна, возможно, таковые есть, но не надо ничего анализировать. Надо прийти к Богу, как блудный сын к любящему Отцу – в состоянии покаяния и попросить Бога о помощи. Когда человек делает один шаг навстречу Богу, Господь делает сто шагов навстречу человеку. И, конечно же, необходимо регулярное причастие.

Подведу результат. Прием валерианы, обучение расслаблению, физическая нагрузка, прогулки перед сном, контрастные души, хвойные и солевые ванны, регулярная исповедь и причастие, совершение церковных Таинств исповеди и причастия, минимум один раз в неделю. Если вы выполните все это, то спать вы будете как младенцы, а когда вы будете спать как младенцы, то будете чувствовать себя всё лучше и лучше, с каждым днем и во всех отношениях.

Ответы на ваши вопросы я продолжу в наших следующих передачах. Божие благословение да пребудет со всеми вами!


В самоизоляции человек может столкнуться с психологическими проблемами. В том числе — со склонностью к зависимостям.

Григорий Игоревич Григорьев — психотерапевт, психиатр-нарколог, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации. Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Выборгской епархии Санкт-Петербургской митрополии, доктор богословия.

— Сегодня многие оказались в изоляции лицом к лицу с собой, с семьей, со своими проблемами. Думается, сейчас, как никогда, может проявиться и склонность к любой зависимости…

— В международной классификации болезней существует более 400 видов зависимостей. Двадцать лет назад их было порядка 10, так что эта область знания стремительно развивается.

Механизм любой зависимости такой: в центральной нервной системе, в головном мозге человека вырабатываются нейрогормоны — гормоны радости. Там же вырабатываются гормоны стресса. Для того, чтобы человек был психически здоровым, на одну отрицательную эмоцию должно приходиться семь положительных.


Протоиерей Григорий Григорьев

Вы, наверное, слышали о таком эксперименте: в мозговой центр радости крысе вживляли электрод. Зверьку давали возможность самому жать на кнопку, чтобы его активизировать. Так вот, крыса нажимала сотни раз, до полного истощения, до самой смерти.

У каждого человека, который попадает в какие-либо зависимости, они становятся главным источником радости жизни.

Человек истощается, центральная нервная система работает со сбоями.

От любимой работы не бывает ломки

— Обычно, когда говорят о зависимостях, имеют в виду алкоголизм и наркоманию. А как насчет более легких: зависимость от соцсетей, от отношений, шопоголизм?

— Дело в том, что нехимические зависимости вызывают химическую реакцию мозга.


В случае химической зависимости вещества вводятся извне, во всех остальных — происходит концентрация мысли вокруг мозговых центров, которые вырабатывают гормоны радости. Раздражать эти центры можно с помощью пяти органов чувств — зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. Человек привыкает к этому раздражению и начинает получать условное удовольствие. Появляется тяга, и вот уже центр нужно раздражать все время. Так складывается немедикаментозная зависимость.

Как пример — психопатический вид любви. Это мания, когда объект любви преследуется вплоть до полного уничтожения, а все интересы в жизни исчезают.

— Получается, зависимость в любом виде опасна и губительна?

— Зависимости могут быть как положительные, так и отрицательные. Рыбалка или любимая работа, даже если человек в каком-то роде зависим от них, его не повреждают. Если кого-то не отпустить на рыбалку, ломка не начнется. Негативная зависимость всегда будет мешать человеку и его близким, забирать на себя все внимание.

— Вы говорите, что рыбалка — это безобидно, но если глава семьи уходит ловить рыбу всякий раз, когда дома назревают проблемы, нет ли замещения в этой попытке самоустраниться?

— Это прикрытие домашних проблем. Когда дома много негативных моментов, человек будет сбегать туда, где ему хорошо. Как подсолнух, он поворачивается за солнцем. Это происходит, когда в семье оскудевает дух любви.

Мы все должны жить немножко как в сумасшедшем доме: с пониманием, что человек — такое хрупкое существо, которое все время нужно хвалить и гладить по голове.

Тогда он будет стремиться домой. Рыбалка в данном случае — это просто способ восстановления.

Еще один такой способ — общение с друзьями. Во время общения мозг выделяет колоссальное количество гормонов радости, особенно при контакте с людьми одного духа, что в свою очередь провоцирует некоторое внутреннее опьянение. К этому внутреннему опьянению мы все стремимся в любом случае.

Если радости в жизни не хватает, человек будет искать там, где ее больше. Вот почему складываются разные зависимости. Люди устроены так, что органы чувств будут пытаться получать удовольствие. Вот пищу же мы принимаем не как дрова в топку паровоза, а наслаждаясь ею.

Навязчивые мысли как духовная зависимость

— Можете объяснить работу мозга, находящегося в зависимости?

— Как вовремя понять, что наступила зависимость, и провести границу? Я люблю, когда все мое время занято. Таким образом я путаюсь в сетях работы, дел и избегаю пустоты существования. Что хорошего в моем трудоголизме?


Ваш трудоголизм — нормальное свойство. Как раз вот такие положительные зависимости человек получает, приближаясь к Богу. Надо еще приложить усилия, чтобы их получить. Но их легко и потерять, даже ломки не будет. Дьявольские же зависимости получить легко, но избавиться от них трудно.

Ситуация стара, как мир. Адаму было предложено быть садовником — возделывать Божий сад, то есть наполнять форму содержанием. Но Адам выбрал предложение сатаны. Предпочел взять плод, съесть и получить все сразу. Ваши вопросы о зависимостях на самом деле — наисложнейшие, и они — о взаимоотношении человека с Богом, с миром, с самим собой. Эти вопросы невозможно рассматривать не в контексте грехопадения.

Зависимость всегда происходит на трех уровнях: духовном, психическом, физическом.

Духовная зависимость — это мысли, которые лезут в голову, когда появляется свободное время. Психическая — отвечает за изменение физиологии мозга, за его неестественное раздражение. А формирование тяги происходит на физическом уровне. Нарушение заповеди — это грех. Многократно умножаемый грех становится страстью. Страсть переходит в болезнь, меняется физиология человека. Есть дух, душа и тело, и есть — грех, страсть и болезнь. Поэтому в лечении необходим и врач, и священник.

— То есть когда я зависаю в соцсетях, отстраняясь от близких, мне требуется настолько тяжелая артиллерия помощи?

Лечит врач, а исцеляет Господь. Врач разбирается с физиологией мозга, с тем, как снять тягу. Но любое лечение, по моему мнению, должно заканчиваться причастием. Божья помощь происходит на уровне таинства, на уровне чуда.


Протоиерей Григорий Григорьев на богослужении

Как пережить самоизоляцию

— Изоляция, в которой мы оказались, будет для кого-то страшным испытанием, а для кого-то великим спасением. Много людей запьет, уйдет в уныние и депрессию (я не знаю, насколько корректен этот прогноз).


Надо вспоминать все самое лучшее, что было в жизни. Именно это даст защитные иммунные силы. Книги, уборка, ремонт, общение с друзьями — каждый найдет что-то свое. Наш иммунитет всецело зависит от количества положительных эмоций. Все отрицательное будет этот иммунитет разрушать, поэтому необходимо находить такие занятия, которые будут увеличивать внутреннюю радость.

— Если у человека не было предрасположенности к алкоголю, может оно развиться в условиях изоляции? Как защитить близких от пристрастия к бутылке?

— Если у человека связаны с алкоголем какие-то радостные воспоминания, он так или иначе вернется к нему. Поначалу алкоголь будет ему помогать, а вот потом станет гораздо хуже. Поэтому я считаю, в стрессовой ситуации лучше совсем исключить алкоголь. Защитить человека могут только какие-то интересы, которые его всецело захватят.

— Особенно тяжело в изоляции подросткам. Кого-то увезли на дачу, интернет прерывистый, сверстников рядом нет… Мы все оказались в вакууме.

— Для того чтобы подросткам стало хорошо, должно быть хорошо родителям. Пока они не приведут себя в нормальное состояние, у них не будет нормальных отношений с подростками. Я живу в большом доме в Юкках, пригороде Петербурга. У меня тут трое детей и четверо внуков. Все они пребывают в радости, потому что папа и дедушка находится в таком состоянии.

— Но как привести себя в такое состояние?

— Я занимался этим всю жизнь. Целью жизни моей было стать счастливым! Как найти такую радость, которую никто не отнимет? Знаете, когда идет шторм, подводная лодка идет не в гавань, а погружается в глубину, где ее не качает.

Мы не можем эмоционально не реагировать на стрессовые ситуации в обществе, эмоции всегда будут нас штормить.

Но в душе должна быть такая глубина, куда мы можем спрятаться и где этот шторм не сможет нас настигнуть.

В этом месте души хранятся все самые лучшие воспоминания и благодать Божия.

— Что там, на этой глубине, решает сам человек? Или там — Бог?


Протоиерей Григорий Григорьев об окормлении душевнобольных

Что такое душевная болезнь с церковной точки зрения? Может ли священник брать на себя функции врачевателя душ — не просто как пастырь, но и как лекарь, призванный дать измученному болезнью отдохновение от недуга уже здесь, в земном мире? Об этом мы поговорили с доктором медицинских наук, настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки Выборгской епархии протоиереем Григорием Григорьевым.

Бесноватых мало, большинство – просто больны

— Отец Григорий, раньше все психические отклонения принято было списывать на одержимость…

— Я думаю, что бесоодержимость в чистом виде — чрезвычайно редкое явление. Чаще она накладывается на психическое заболевание и сочетается с ним. Проработав 40 лет в психиатрии, действительно одержимых я встречал не более 10 раз. Для меня бесоодержимость — это непостижимый Божий Промысл. Три момента в нашей жизни зависят только от Бога: рождение, смерть и вхождение беса. Как в случае с гадаринским бесноватым демоны спрашивают разрешения войти в стадо свиней у Бога, так и во всех прочих случаях: без воли Бога в человека бесам не вселиться. Думаю, одержимость — это попущенная Господом крайняя форма лечения, которая исцеляет, прежде всего, от атеизма. Потому что тот, кто пережил бесноватость, никогда уже не будет атеистом. Так происходит приближение к Богу. Конечно же, при условии покаяния человека.

— Давайте тогда попробуем разобраться с тем, что такое психическое расстройство.

Медико-церковное соработничество

— Что в таком случае окормление душевнобольных?

— Значит, отличить духовную болезнь от душевной можно лишь экспериментальным путем?

— А здесь по-другому невозможно. Даже при медикаментозном лечении лекарства подбираются экспериментально. Кому-то подойдет одно лекарство, кому-то другое. Критерием выступает сам пациент.

Навигатор и Царствие Небесное

— Что способствует возникновению психического заболевания? Среда, плохое детство?

— Где граница между болезнью и простой эмоциональной неуравновешенностью?

— Болезнь носит неуправляемый характер. Она всегда мешает человеку тем, что выходит из-под контроля. Например, когда человек пьет, но в любой момент может надолго остановиться — это предболезнь. Запой — уже болезнь, психофизиологическая патологическая зависимость. Так и здесь: когда больной сам с собой ничего не может сделать и ситуация выходит из-под контроля, вызывая угрозу для его жизни и окружающих людей — это болезнь. Также важнейшим признаком психического заболевания является снижение критической самооценки. Больной себя, как правило, таковым не считает. Чем глубже психическое заболевание — тем ниже уровень критической самооценки.

— Как возникает расстройство?

— Можно ли остановить развитие психического расстройства?

— Да, конечно. Я знаю немало случаев, когда человек стоял на грани психиатрии и болезнь с Божией помощью отступала.

Ремиссия в Церкви?

— От чего же это зависит?

— От человека и обстоятельств. Православному, в первую очередь, должна помогать вера. Он должен, кроме всего прочего, полностью положиться на Бога. Ведь что такое вера? Это верность заповедям Божиим и доверие Богу. Какие бы высокие горы пред тобой ни выросли, какие бы болота ни возникли, нужно верить. Главное тут — не свернуть с выбранного трудного пути. Если главная цель — поиски Царствия Небесного и доверие Богу, трудности не будут фатальны. Они явятся предвестниками той радости, которую никто не отнимет от нас. И радости этой не будет конца. А вот если у человека нет высших нравственно-духовных ценностей, он ломается. Вера — иммунитет от любых психических болезней. Психические расстройства — очень часто показатель больной веры, её недостатка, нехватки верности и доверия к Богу.

— Это подтверждается практикой?

— Да, мне нередко встречались очень сложные случаи психических заболеваний, когда пациенты в процессе воцерковления почти полностью отказались от лекарств, перейдя на минимальную дозировку. Говоря о положительных результатах, я подразумеваю длительную ремиссию — 10–15–20 лет и больше.

Таблетки и штурвал

— Вы сказали, что психическое расстройство — показатель больной веры? Получается, оно всегда — следствие греха?

— Поломка в ЦНС может стать благоприя­тной почвой для его развития. Мозг — это большая эндокринная железа. Современной науке известно, что он может вырабатывать более полутора тысяч гормонов радости и только пять гормонов стресса. Горе у всех одинаково, а радость у каждого своя. Когда человек попадает в зону стресса, у него резко повышается внушаемость — способность без критики воспринимать любую (как плохую, так и хорошую) информацию. Это как обоюдоострый меч: будешь думать о хорошем — случится хорошее. О плохом — случится плохое.

— Как это работает?

Техника безопасности духовника

— У вас огромный опыт работы с психически больными людьми. Что может сделать священник кроме, стандартного наставления в вере?

— Провести Таинства Соборования, Причастия. Душепопечение в этом случае должно исключать копание в грехах. Нель­зя такого человека погружать в покаянное состояние. Таким образом отцы довели до смерти Гоголя. Он страдал маниакально-депрессивным психозом, а духовник всё талдычил: кайся, кайся. Что и привело к гибели писателя. Ему бы пить медикаменты и набираться положительных эмоций, и всё бы могло пойти по-другому. И причащаться, конечно, как можно чаще.

— Возможно, ваша точка зрения будет весьма непопулярна в среде рядовых священников…

— Что такое исповедь в нашей современной Церкви? Вот представьте, приходит к психиатру больной и говорит: доктор, у меня, крыша едет. А тот протягивает ему учебник психиатрии — возьмите, разберитесь, что у вас в голове происходит, и возвращайтесь. Врача снимут с должности и отдадут под суд, потому что пациент суицид совершит, скорее всего. Так и здесь.

Священнику важно знать, что приводит психически больных людей к покаянному состоянию — это не только безумие, но и преступление. К сожалению, священник сегодня не несет никакой ответственности, кроме моральной. Он надает глупых советов, человек совершит преступление, сведет счеты с жизнью или попадет в психиатрию, а тот лишь руками разведет: на всё воля Божия, Господь так управил. Это не Господь управил, а человеческая безответственность, глупость и невежество. С моей точки зрения, пришло время, когда надо молиться о восстановлении института духовничества, чтобы не всякий клирик мог проводить Таинство Исповеди.

— В принципе принимать Исповедь у психически больных людей возможно? Все-таки это Таинство.

— Понятно. Говоря простым языком — пусть священник расскажет о заповедях, а в душу не лезет.

— Отцы, — говорю я священникам, — вы не понимаете: в советское время, когда была суперпсихиатрия, когда все больные лежали в спецучреждениях, даже тогда, от их рук погибали в СССР десятки психиат­ров в год. Если вы на Исповеди или просто в беседе что-нибудь не то скажете больному шизофренией, да еще и попадете в структуру бреда, особо бреда воздействия, когда больной будет уверен, что именно вы его повредили, — знайте, что главной целью его жизни станет ваше уничтожение. Причем совершит такое преступление он в самом что ни на есть экстраординарном виде. Душевнобольные в этом деле очень изобретательны. Об этом надо помнить всегда. Вот тут батьки и начинают задумываться.

— Приходилось ли вам окормлять больных в психоневрологических интернатах? Какова специфика такого служения?

С протоиереем Григорием Григорьевым
беседовал Евгений Перевалов

- И всё же меня просят о том, чтобы я ещё раз остановился на механизмах именно лечебного голодания.

- В диетологии есть такой закон – жиры горят в огне углеводов. Когда человек начинает голодать запас глюкозы в организме, запас гликогена в печени истощается за двое суток. Через двое суток полного голода у человека заканчивается внутренняя глюкоза, и наступают явления ацидоза. Ацидоза – это повышение кислотности крови и мочи. От человека появляется запах ацетона, это является показателем неполного распада, расщепления жиров. Ацидоза вызывает состояние, которое можно сравнить с острым респираторным заболеванием. Человек как бы болеет гриппом, у него снижается работоспособность, появляются головные боли, неприятные ощущения, ломота в мышцах, суставах. Кислотность крови и мочи повышается до 5-7 дня. Когда она достигает своего предела, включается механизм биологической защиты - переход на эндогенное пристеночное пищеварение. Все негативные ощущения сразу исчезают, кислотность крови и мочи выравнивается, и организм человека в режиме пристеночного пищеварения начинает работать как мусоросжигательная печь. Все шлаки, все токсины, все вредные химические вещества, которые мы получаем с дыханием, питанием и водой, начинают выводиться из организма человека через кишечник, дыхание, кожу и мочу. Причем главная очистительная система - это дыхательная. 40% всех шлаков выходит именно через дыхание. В наше время в организме взрослого человека содержится 2-3 кг шлаков. Раньше, когда на кладбищах подхоранивали человека в могилу, через 20-30 лет покойник истлевал. Сейчас же появился такой феномен, что люди не разлагаются за счёт того, что они зашлакованы, то есть наступает как бы прижизненное бальзамирование за счёт большого количества шлаков. Они не могут выйти из организма никаким другим путём, кроме голода.

- Расскажите, пожалуйста, об игровой зависимости – лудомании. Я играю на бирже, покупаю и продаю акции, фьючерсы в надежде заработать деньги. Хожу в церковь, но не причащался уже полгода. Можно ли православному человеку заниматься биржевыми спекуляциями?

- Православный человек сам решает, чем ему заниматься. Он занимается тем, что не противоречит его совести. Такой интимный вопрос всегда следует проговаривать с духовником. Вообще спекуляция – это не очень хорошо, но бывают разные жизненные ситуации. Всё хорошо в своё время. Что касается игровой зависимости, то известно, что ученые в институте экспериментальной медицины в 60-х годах прошлого века проводили такой эксперимент: крысе в центр радости в мозгу вживляли электрод, и когда крыса нажимала кнопку, центр радости раздражался специальными токами, и она получала ощущение эйфории, удовольствия. Крыса жала эту кнопку до тех пор, пока не истощалась и не умирала от острого психического изнеможения. Так и человек, попавший в игровую зависимость, превращается в подобную крысу. Сначала люди играют из любопытства, затем для того, чтобы выиграть, потому что сначала всегда везёт. Потом играют, чтобы отыграться. Но наступает момент зависимости, когда выигрыш и проигрыш уже не имеют главного значения – важен сам процесс. Человек превращается в крысу, которая нажимает кнопку. Проблема игромании в том, что в зависимость попадают 5 органов чувств: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Поэтому очень важно, когда мы выходим из какой-то зависимости, даже не ходить по тем улицам, даже не смотреть на те вывески, даже не слушать разговоры на эти темы. Физиология человеческого организма восстанавливается в течение 2-3-х месяцев после игровой зависимости. Очень важно проследить взаимосвязь алкоголя и игровой зависимости. Например, человек выпил немножко алкоголя и сразу пошел играть. Если эта связь есть, то алкоголь надо исключить. Причащаться надо обязательно. Как только станете причащаться, вы начнёте выходить из этой зависимости. Я бы хотел, чтобы Вам стала не интересна биржа, чтобы вы её изжили, пережили, и она вас не манила. Просите Бога об этом, и это обязательно придёт. Но для этого должны найтись высшие нравственно-духовные ценности. И именно тогда, когда они появятся, биржа для вас станет абсолютно неинтересной.

- Я болею неврозом более 20-ти лет, лечился у врачей – не помогло. Свято пытаюсь соблюдать заповеди Иисуса Христа. Мало что удаётся. Каюсь, грешу, снова читаю. По возможности хожу в церковь, но, к сожалению, это бывает редко. Если передвигаться не могу, как мне быть?

- Вы уже рассказывали о пивном алкоголизме и говорили о том, что пивная зависимость самая тяжёлая. Раскройте подробнее эту тему.

Настоятель Храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках
Доктор богословия,доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач РФ

Библиотека-Центр общения и информации, Мир твоих стихов, Киностудия MonUla Films, Конкурс поэзии им.игоря григорьева, Хранители Центральная детская Библиотека, Премии конкурсы фестивали.Поэты писатели музыка, ДЕРЕВНЯ, Псковский поэт Игорь Григорьев, ПОЭЗИЯ 21 Й ВЕК, Православие и Мир, Союз писателей поэты и прозаики, Поэты Новосибирска, Южнорусский союз писателей, Чайка музыкально-поэтический клуб, ПОЭТЫ КОНТАКТА
скрыть полный список

Поэты Краснодара, Литературная Псковщина, Виноградиё Русское богатство, планета современной поэзии, Детская библиотека Кушвы группа, Библиотека 3 им Н Островского на 17-й линии, Библиотечный город, Центральная детская библиотека г.Мичуринска, Псковский литературно-художественный журнал, Псков литературный, Централизованная библиотечная система г.Иванова., Центральная Детская Библиотека г Лесосибирска, Журнал Сибирские огни, Литературно-художественный проект Марины Чекиной

  • Записи сообщества
  • Поиск

Завтра 24 июля, около 18.30 - 19:00 в группе "Ветер Радости" начнется онлайн встреча со священником и доктором Григорием Григорьевым. Речь пойдет о связи духовной жизни и нашей психики, а также о том, как происходящие события отражаются на нашем духовном мире.
В комментариях данному посту можно задать интересующие вас вопросы. Ответы прозвучат во время трансляции. Вопросы можно также отправить на адрес yukkiraywind@gmail.com.

Отправить пожертвование отцу Григорию на проведение трансляций и содержание храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках вы можете на его карту 2202 2004 2961 1328 (Сбербанк, владелец Григорий Игоревич Г.). Сумма любая.

Главная задача метода саморегуляции доктора Григория Григорьева

Каждый человек от рождения настроен Господом Богом на получение радости этого мира. В детстве мы радуемся всему - и дождю, и солнцу, и снегу, и теплу, и холоду. В детстве у человека нет понятия плохой погоды. Но когда мы вырастаем, у нас появляется это ощущение. Господь нам сказал - будьте как дети (Мф. 18: 3). Не будете как дети - не войдете в Царствие Небесное.
Показать полностью…

Главная задача саморегуляции состоит в том, чтобы восстановить это первозданное, радостное, светлое восприятие мира.

Я закончил работу над первой книгой проснувшихся воспоминаний “Ветер Радости”. В ней я попытался вспомнить все самое лучшее, что было в моем детстве и передать это вам. Для того, чтобы при прочтении этой книги у проснулись ваши самые лучшие, самые светлые, самые радостные воспоминания.

И вообще, когда жизнь нас сжимает и становится непросто, то надо научиться думать о хорошем. То есть моя главная задача научить вас думать о хорошем - когда вам хорошо и когда вам плохо. Вот это и есть - саморегуляция.

Саморегуляция - это значит восстановить настройки данные Господом Богом от рождения. В самом лучшем понимании этого слова. Ведь если все наши органы чувств и наша душа настроены на встречу с Богом, то Ветер Радости Господь будет наполнят нашу душу. Вот это наша главная задача.

Протоиерей Григорий Григорьев - доктор медицинских наук и богословия, профессор, врач психиатр и психотерапевт, настоятель Храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках.

24 июля. Седмица 7-я по Пятидесятнице.
Память:
РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ОЛЬГИ,
ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ РОССИЙСКОЙ,
ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ЕЛЕНЫ (969);
Показать полностью…
Воспоминание чуда вмц. Евфи́мии Всехвальной, имже Православие утвердися (451);
Равноап. Ольги, вел. княгини Российской, во Святом Крещении Елены (969);
обре́тение мощей сщмч. Иларио́на (Троицкого), архиепископа Верейского (1998).
Мч. Кинде́я Сидского (Памфилийского), пресвитера (III–IV).
Икон Божией Матери:
Оковецкая (Ржевская) (1539);
Борколабовская (Барколабовская).

МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ СУРОЖСКИЙ.
( 24 июля 1988 г.)
РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ РОССИЙСКАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА.

Мы живем в такое время, когда христиане представляют собой все убывающее меньшинство, и в этом меньшинстве мы, православные, составляем малую общину, как в среде христиан, так и среди секуляризованного мира. И как мы робеем, как мы робеем заявить себя тем, чем мы являемся, как мало в нас решимости стоять в своем христианском качестве перед лицом мира, чуждого нам и чуждого Христу, нашему Богу, нашему Спасителю, нашему Господу и брату по человечеству! Как мы робеем заявить о своей вере, как мы робеем жить согласно ясным диктатам Евангелия и явить не только на словах, но всей нашей жизнью, что мы – и в мире и не от мира, что мы – предвестники Царства Божия, народ, посланный в мир, чтобы покорить его Богу: но не силой, а отдавая свою жизнь за мир.

И вот жизнь святой Ольги, память которой мы чтим сегодня, должна быть для нас и судом, и вдохновением. Ольга была христианкой за два поколения до Крещения Руси; она была христианкой в одиночку, среди царедворцев своего мужа, который презирал христианство как религию слабых, потешался над ним и вместе со своими соратниками высмеивал и княгиню Ольгу и ее веру. И она стояла, в одиночку, и никогда не поколебалась; она не робела заявить о том, кто она есть, она провозглашала свою веру в одного, Единого Бога, Господа господствующих и Царя царствующих, но также и Спасителя мира.

Какой это для нас урок! Мы живем в мире, который подчас осмеивает нас, который живет, как если бы евангельские ценности утратили всякий смысл, но реальная опасность нам не угрожает. А сейчас существуют страны, где христианином быть опасно; еще не так давно заявить себе христианином в России могло быть опасным и могло сулить беду и для себя самого, и для семьи, и для друзей; и однако люди стояли неколебимо и веровали. И, по примеру святой Ольги, выстояли женщины; женщины спасли Церковь в России своим героизмом и своей готовностью принять страдания и отдать жизнь за нее, за Бога.

Мы должны очень серьезно задуматься над своей боязливостью, над своими страхами и поставить перед собой вопрос: отчего это так? Потому ли, что мы вообще так боязливы, потому ли, что страх так глубоко въелся в нашу плоть и в нашу кровь? Или же мы все еще ничего не поняли? Или мы забыли, кто для нас Господь Иисус Христос, и Ему место только где-то на задворках нашей жизни, но не в сердцевине ее, и Он не царит как Господь и Бог в наших сердцах и умах, и во всей нашей жизни? Мы должны спросить себя, что Он для нас значит, если мы так испуганы от усмешки, от язвительного замечания, от пренебрежительного отношения – ведь ничего более опасного с нами не произойдет в тех условиях, в которых мы живем.

Разве так мы относимся к людям, которых мы действительно любим, когда над ними насмехаются, когда их опорочивают, бранят? Разве мы тогда молчим, разве мы поддакиваем толпе, оставляя стоять в одиночестве тех, кого мы любим? Разве мы допустим, чтобы имя нашей матери, невесты, мужа или жены или самого дорогого друга произносилось с насмешкой и сопровождалось непристойной, унижающей шуткой? Нет, мы не снесли бы этого, по крайней мере, я надеюсь, что никто из нас не стал бы терпеть этого! И в то же время мы так легко и спокойно сносим это, когда речь идет о Христе, о Боге и о Его правде, о том, чтобы жить по-Божьи! Означает ли это, что столько людей и столько вещей для нас бесконечно более значительны, чем Тот Бог, Который так нас возлюбил, что призвал к бытию с тем, чтобы отдать нам Себя в руки; и когда мы отвернулись от Него, каждый из нас и все мы сообща, вместе – пришел в мир, чтобы разделить нашу судьбу, жить и умереть за нас и вместе с нами.

Задумаемся над этим, потому что, вот, стоит и высится перед нами во весь рост образ святой Ольги, одинокой в море язычников – не в таком обществе, которое, как наше, уже несет в себе евангельскую за-кваску и где у нас столько общего с нынешними язычниками. Она стояла в одиночку и не поколебалась; и потому что она так выстояла, она смогла передать своему внуку Владимиру такое видение мира, которое никогда не поблекло и не дало ему покоя, пока он не нашел ответа. Она раскрыла перед ним новое измерение человечества и пробудила в нем голод по вещам более великим, более правдивым и более святым, чем ложные боги, которых почитал его отец со своим окружением. И потому что она была способна выстоять среди насмешек царедворцев своего мужа, ее внук открылся Богу во Христе и своим обращением распахнул сердца миллионов людей и просторы земли Российской господству и воцарению в ней Христа Спасителя.

Научимся же от этой женщины, хрупкой и более сильной, чем все мужчины, – как Матерь Божия, бывшая сильнее всякой боязни и всякого колебания; научимся стоять в одиночку и провозглашать нашу веру – не на словах, слова больше никого не убеждают, люди наслышались слишком много обманчивых, красивых слов, – но живя по-Божьему, как собственный народ Христов. Аминь!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.