Укажите причины неврозов преморбидная личностная предрасположенность

Неврозы (neuroses; греч. neuron нерв + -ōsis)

обратимые пограничные психические нарушения, осознаваемые больными, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов и протекающие с эмоциональными и соматовегетативными расстройствами.

В возрасте 11-14 лет формируется интеллектуальная деятельность. С этого периода подросток может самостоятельно строить сложные умозаключения, планировать поступки. Обычно становление интеллектуальной деятельности сопряжено с усложнением эмоциональной сферы. При психотравмирующих ситуациях живость, активность, заинтересованность в происходящем, наблюдающиеся в норме, подавляются неприятными переживаниями. Развивающаяся интеллектуальная деятельность может приобретать отвлеченный характер. Подросток, переживший психическую травму, становится как бы более взрослым. Он начинает много читать, рассуждать о сложных проблемах в ущерб контактам со сверстниками и интересам, свойственным детям его возраста. При этом расстройства психики отсутствуют, но гармоничность процесса формирования личности нарушается.

Большую роль в неправильном формировании личности играют дефекты воспитания. Родители, чрезмерно опекающие ребенка, подавляют его активность, навязывают ему собственные интересы, решают за него все проблемы, часто предъявляют повышенные требования к школьным успехам, унижают его. В таких условиях формируются такие черты характера, как робость, нерешительность, неуверенность в своих силах, появляются затруднения в общении со сверстниками. Эти черты, сохранившиеся у взрослых, могут предрасполагать к неврозам. Когда же ребенок становится кумиром семьи, не знает никаких запретов, любым его поступком восторгаются, все желания немедленно удовлетворяются, у него не формируется целеустремленность, способность преодолевать трудности, сдержанность и другие качества, необходимые в общении с окружающими.

В СССР принято различать три основные клинические формы неврозов: неврастению, истерический невроз, невроз навязчивых состояний; в 70-80-е гг. отечественные психиатры стали выделять также невротическую депрессию (депрессивный невроз). В Международной классификации болезней представлено большее число неврозов, например невротические фобии, невроз страха (тревоги), ипохондрический невроз. Клиническая практика и длительные катамнестические наблюдения свидетельствуют о том, что эти формы могут оцениваться как этапы в динамике основных форм неврозов.

Неврастения проявляется повышенной возбудимостью и раздражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью психической деятельности. На первом этапе развития заболевания наиболее выражены вегетативные нарушения: у больных при любой физической или эмоциональной нагрузке появляются сердцебиение, повышенная потливость, похолодание конечностей, нарушается сон и аппетит. Эти расстройства, внезапно возникнув, быстро исчезают. Больной легко засыпает, но быстро пробуждается от действия незначительного раздражителя, испытывает острый голод, но после приема нескольких ложек пищи аппетит пропадает. На следующем этапе отмечаются чрезмерная чувствительность к различным внешним раздражителям и ощущениям со стороны внутренних органов. Больные плохо переносят перепады температуры окружающей среды, а также яркий свет, громкие звуки. Ощущения работы внутренних органов начинают доходить до сознания больного. Он чувствует биение сердца, перистальтику кишечника и т.п. Эти ощущения настораживают больного, создают ипохондрическую настроенность (см. Ипохондрический синдром). Часто отмечаются жалобы на головную боль (больные говорят, что на голову как бы надет обруч или каска). Описанные ощущения усиливаются при попытке больного работать. Нарушения моторики проявляются в том, что больному становится трудно выполнять мелкие точные движения, долго сохранять однообразную позу, крайне мучительно длительное ожидание. Они постепенно утрачивают способность владеть своими чувствами, по ничтожному поводу расстраиваются, плачут, часто обижаются, раздражены, но быстро успокаиваются. Самочувствие неустойчивое, подвержено значительным колебаниям. Настроение чаще понижено, выражены чувство недовольства собой и постоянная готовность к обиде и раздражению. Интеллектуальная деятельность затруднена. Больные не могут сосредоточиться на более или менее длительный срок. Включившись в работу, через несколько минут ловят себя на мысли, что думают о другом, не в состоянии воспроизвести прочитанное, забывают имена, даты, номера телефонов. При низкой работоспособности они пытаются наверстать упущенное, берутся сразу за несколько дел, но не могут довести их до конца из-за отвлекаемости и быстрой истощаемости.

Условно выделяют два варианта неврастении: невроз истощения, причиной которого являются непомерно большие, главным образом интеллектуальные, нагрузки, и реактивную неврастению, обусловленную длительными психотравмирующими ситуациями; обычно имеет место сочетание нескольких этиологических факторов.

Невротическая депрессия чаще развивается у лиц с такими чертами характера, как прямолинейность, ригидность, бескомпромиссность. Им свойственна эмоциональная насыщенность переживаний со стремлением удержать внешние проявления чувств. Невротическая депрессия протекает как легкая форма депрессии; преобладает грустное настроение, адинамия, нередко с явлениями навязчивости и ипонхондрически-сенестопатическими явлениями. При ней, как и при других Н., на первом этапе отмечается значительная выраженность вегетативно-соматических нарушений (так называемый этап соматических жалоб).

Течение невротической депрессии волнообразное. При ее нарастании появляется слезливость. Больные начинают плакать по любому поводу и часто без повода. Именно слезливость нередко заставляет их обратиться за помощью к врачу.

Невроз навязчивых состояний характеризуется появлением разнообразных по содержанию и форме навязчивостей, которые обычно сопровождаются тревогой, опасениями, пониженным настроением, а также разнообразными вегетативными расстройствами - тахикардией, повышенной потливостью, зябкостью, колебаниями АД, вазомоторными реакциями. Более подробно - см. Навязчивые состояния.

Лечение должно проводиться психиатром и психотерапевтом. В начале болезни целесообразна госпитализация в специальное отделение для лечения больных неврозами при психиатрических или соматических больницах.

Комплекс лечебных мероприятий включает общеукрепляющую терапию (витамины, ноотропные препараты, рациональная диета, прогулки, физические упражнения, массаж и др.), назначение психотропных средств, а также психотерапию. При истерическом неврозе применяют нейролептики типа тиоридазина (сонапакса), тизерцина, неулептила в малых дозах; при неврастении - транквилизаторы (седуксен, тазепам и др.); при неврозе навязчивых состояний рекомендуется сочетание антидепрессантов в малых дозах (амитриптилин, азафен) с нейролептиками (галоперидол) или с транквилизаторами. При невротической депрессии показаны антидепрессанты, обладающие стимулирующим действием, при выраженной тревоге - нейролептики в малых дозах. Выбор психотерапевтического воздействия зависит от клинической формы Н. При истерическом неврозе для снятия моносимптомов (например, блефароспазма, мутизма) проводится несколько сеансов гипноза. При неврастении рекомендуется обучение приемам аутогенной тренировки; при невротической депрессии проводят психотерапевтические беседы для выявления психотравмирующей ситуации и отношения больного к ней. Задачей таких бесед является создание у больного новой жизненной установки.

Прогноз в отношении жизни благоприятный. Для восстановления работоспособности и социальной адаптации требуется длительное время, но при правильной организации комплексного лечения может наступить полное выздоровление.

Библиогр.: Гиляровский В.А. Избранные труды, М., 1973; Карвасарский Б.Д. Неврозы, М., 1980; Краснушкин Е.К. Избранные труды, с. 247, М., 1460: Руководство по психиатрии, под ред. Г.В. Морозова, т. 2, с. 231, М., 1988; Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства, М., 1987.

(neuroses; греч. neuron нерв + -ōsis)

обратимые пограничные психические нарушения, осознаваемые больными, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов и протекающие с эмоциональными и соматовегетативными расстройствами.

Большое значение имеют особенности формирования личности. Так, отмечено, что психические травмы, перенесенные в детском возрасте, способствуют появлению Н. у взрослых. При этом играет роль и возраст, в котором ребенок оказался в психотравмирующей ситуации, т.к. черты, свойственные именно этому периоду, могут сохраниться у взрослого, например, у взрослого человека, в возрасте 7—11 лет потерявшего родителей, перенесшего длительную разлуку с ними или переболевшего тяжелым соматическим заболеванием с длительным пребыванием в больнице, могут отмечаться такие личностные особенности, как чрезмерная непосредственность в общении, эмоциональная лабильность, т.е. черты, свойственные детям 7—11 лет. Наличие их у взрослого человека создает трудности в общении с окружающими и ведет к нарушению адаптации.

В возрасте 11—14 лет формируется интеллектуальная деятельность. С этого периода подросток может самостоятельно строить сложные умозаключения, планировать поступки. Обычно становление интеллектуальной деятельности сопряжено с усложнением эмоциональной сферы. При психотравмирующих ситуациях живость, активность, заинтересованность в происходящем, наблюдающиеся в норме, подавляются неприятными переживаниями. Развивающаяся интеллектуальная деятельность может приобретать отвлеченный характер. Подросток, переживший психическую травму, становится как бы более взрослым. Он начинает много читать, рассуждать о сложных проблемах в ущерб контактам со сверстниками и интересам, свойственным детям его возраста. При этом расстройства психики отсутствуют, но гармоничность процесса формирования личности нарушается.

Большую роль в неправильном формировании личности играют дефекты воспитания. Родители, чрезмерно опекающие ребенка, подавляют его активность, навязывают ему собственные интересы, решают за него все проблемы, часто предъявляют повышенные требования к школьным успехам, унижают его. В таких условиях формируются такие черты характера, как робость, нерешительность, неуверенность в своих силах, появляются затруднения в общении со сверстниками. Эти черты, сохранившиеся у взрослых, могут предрасполагать к неврозам. Когда же ребенок становится кумиром семьи, не знает никаких запретов, любым его поступком восторгаются, все желания немедленно удовлетворяются, у него не формируется целеустремленность, способность преодолевать трудности, сдержанность и другие качества, необходимые в общении с окружающими.

В СССР принято различать три основные клинические формы неврозов: неврастению, истерический невроз, невроз навязчивых состояний; в 70—80-е гг. отечественные психиатры стали выделять также невротическую депрессию (депрессивный невроз).

В психологии эмоциями (от лат. emotio – потрясаю, волную) называют процессы, отражающие в форме переживания личную значимость (субъективное переживание) и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность& .

В Международной классификации болезней представлено большее число неврозов, например невротические фобии, невроз страха (тревоги), ипохондрический невроз. Клиническая практика и длительные катамнестические наблюдения свидетельствуют о том, что эти формы могут оцениваться как этапы в динамике основных форм неврозов.

Неврастенияпроявляется повышенной возбудимостью и раздражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью психической деятельности. На первом этапе развития заболевания наиболее выражены вегетативные нарушения: у больных при любой физической или эмоциональной нагрузке появляются сердцебиение, повышенная потливость, похолодание конечностей, нарушается сон и аппетит. Эти расстройства, внезапно возникнув, быстро исчезают. Больной легко засыпает, но быстро пробуждается от действия незначительного раздражителя, испытывает острый голод, но после приема нескольких ложек пищи аппетит пропадает. На следующем этапе отмечаются чрезмерная чувствительность к различным внешним раздражителям и ощущениям со стороны внутренних органов. Больные плохо переносят перепады температуры окружающей среды, а также яркий свет, громкие звуки. Ощущения работы внутренних органов начинают доходить до сознания больного. Он чувствует биение сердца, перистальтику кишечника и т.п. Эти ощущения настораживают больного, создают ипохондрическую настроенность (см.Ипохондрический синдром). Часто отмечаются жалобы на головную боль (больные говорят, что на голову как бы надет обруч или каска).

Описанные ощущения усиливаются при попытке больного работать. Нарушения моторики проявляются в том, что больному становится трудно выполнять мелкие точные движения, долго сохранять однообразную позу, крайне мучительно длительное ожидание. Они постепенно утрачивают способность владеть своими чувствами, по ничтожному поводу расстраиваются, плачут, часто обижаются, раздражены, но быстро успокаиваются. Самочувствие неустойчивое, подвержено значительным колебаниям. Настроение чаще понижено, выражены чувство недовольства собой и постоянная готовность к обиде и раздражению. Интеллектуальная деятельность затруднена. Больные не могут сосредоточиться на более или менее длительный срок. Включившись в работу, через несколько минут ловят себя на мысли, что думают о другом, не в состоянии воспроизвести прочитанное, забывают имена, даты, номера телефонов. При низкой работоспособности они пытаются наверстать упущенное, берутся сразу за несколько дел, но не могут довести их до конца из-за отвлекаемости и быстрой истощаемости.

. депрессии собеседование с больным представляет для врача большую трудность, потому что постоянно приходится как-то “пробуждать” словно бы отключающегося время от времени больного . что-то съесть, то возникает следующая ситуация. Поскольку поглощаемая пища воздействует на соответствующие . как правило, возникают на самых ранних этапах аффективных расстройств, с нарастанием депрессивных проявлений .

Условно выделяют два варианта неврастении: невроз истощения, причиной которого являются непомерно большие, главным образом интеллектуальные, нагрузки, и реактивную неврастению, обусловленную длительными психотравмирующими ситуациями; обычно имеет место сочетание нескольких этиологических факторов.

Вместо описываемых ранее при истерии нарушений чувствительности по типу носков, чулок, перчаток обычно отмечаются онемение конечностей, покалывание, жжение, иногда снижение чувствительности; вместо параличей — слабость в ногах и руках, пошатывание при ходьбе; вместо мутизма (отсутствия речи) — заикание, запинки в речи. В психотравмирующей ситуации могут возникать истерические моносимптомы, например блефароспазм, мутизм.

При длительном течении истерического невроза у больных в оценке происходящих событий появляются черты эмоциональной логики, поведение становится демонстративным, театральным, возникают стремление привлекать к себе внимание, эгоцентризм. У них нарастает также чувствительность в отношении внешних воздействий, впечатлительность со склонностью к непосредственному реагированию на происходящие события.

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретическое изучение проблемы когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций 1.1. Основные подходы к определению понятия трудная жизненная ситуации 6 1.2. Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций 11 1.3. Стратегии совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях 17 1.4. Устойчивость личности как фактор совладающего поведения в трудной жизненной .

Невротическая депрессиячаще развивается у лиц с такими чертами характера, как прямолинейность, ригидность, бескомпромиссность. Им свойственна эмоциональная насыщенность переживаний со стремлением удержать внешние проявления чувств. Невротическая депрессия протекает как легкая форма депрессии; преобладает грустное настроение, адинамия, нередко с явлениями навязчивости и ипонхондрически-сенестопатическими явлениями. При ней, как и при других Н., на первом этапе отмечается значительная выраженность вегетативно-соматических нарушений (так называемый этап соматических жалоб).

Психотравмирующие ситуации, как правило, длительные, субъективно значимые, неразрешимые; в большей степени они обусловлены преморбидными особенностями больных. Отрицательные эмоции, вызванные психотравмирующими ситуациями, подавляются. В этих случаях на первом этапе невротической депрессии возникают вегетативно-соматические расстройства; колебания АД, сердцебиения, головокружения, дисфункции желудочно-кишечного тракта. С такими жалобами они обычно обращаются к терапевту, не фиксируя внимания на психогенном характере расстройств. В дальнейшем нарастает пониженное настроение, которое сами больные редко связывают с травмирующей ситуацией, а терапевт объясняет его соматическим состоянием, т.к. у больных часто наблюдается стойкая артериальная гипотензия и симптомы спастического колита.

Опросник решает две задачи: определить отношение человека к трудной ситуации и выявить стратегию его поведения. Процедура проведения: клиент получает бланк с описанием 37 трудных жизненных ситуаций, ознакомившись с которыми, он должен ответить на вопросы: 1) насколько сложна для него описанная ситуация; 2) как он будет вести себя в этой ситуации. К описанию прилагаются возможные варианты ответов .

Легкая форма депрессии проявляется обычно жалобами на грусть, утрату радости от житейских удач, снижение активности. Постоянны нарушения сна (затрудненное засыпание или внезапные пробуждения среди ночи с чувством тревоги и сердцебиением; в утренние часы больные испытывают разбитость и вялость, просыпаются с трудом).

Течение невротической депрессии волнообразное. При ее нарастании появляется слезливость. Больные начинают плакать по любому поводу и часто без повода. Именно слезливость нередко заставляет их обратиться за помощью к врачу.

Неврознавязчивых состоянийхарактеризуется появлением разнообразных по содержанию и форме навязчивостей, которые обычно сопровождаются тревогой, опасениями, пониженным настроением, а также разнообразными вегетативными расстройствами — тахикардией, повышенной потливостью, зябкостью, колебаниями АД, вазомоторными реакциями. Более подробно — см.Навязчивые состояния.

Лечениедолжно проводиться психиатром и психотерапевтом. В начале болезни целесообразна госпитализация в специальное отделение для лечения больных неврозами при психиатрических или соматических больницах.

Комплекс лечебных мероприятий включает общеукрепляющую терапию (витамины, ноотропные препараты, рациональная диета, прогулки, физические упражнения, массаж и др.), назначение психотропных средств, а также психотерапию. При истерическом неврозе применяют нейролептики типа тиоридазина (сонапакса), тизерцина, неулептила в малых дозах; при неврастении — транквилизаторы (седуксен, тазепам и др.); при неврозе навязчивых состояний рекомендуется сочетание антидепрессантов в малых дозах (амитриптилин, азафен) с нейролептиками (галоперидол) или с транквилизаторами. При невротической депрессии показаны антидепрессанты, обладающие стимулирующим действием, при выраженной тревоге — нейролептики в малых дозах. Выбор психотерапевтического воздействия зависит от клинической формы Н. При истерическом неврозе для снятия моносимптомов (например, блефароспазма, мутизма) проводится несколько сеансов гипноза. При неврастении рекомендуется обучение приемам аутогенной тренировки; при невротической депрессии проводят психотерапевтические беседы для выявления психотравмирующей ситуации и отношения больного к ней. Задачей таких бесед является создание у больного новой жизненной установки.

Прогнозв отношении жизни благоприятный. Для восстановления работоспособности и социальной адаптации требуется длительное время, но при правильной организации комплексного лечения может наступить полное выздоровление.

1. Для неврозов характерно развитие:
– патоморфологических изменений в коре головного мозга,
+ локомоторных и сенсорных расстройств,
+ нервно-трофических расстройств,
+ нарушений вегетативных функций,
– периферических параличей,
+ фазовых состояний.

2. Развитие каких заболеваний может быть патогенетически непосредственно связано с неврозом?
+ язвенная болезнь желудка,
– болезнь Иценко-Кушинга,
– диффузный гломерулонефрит,
+ гипотоническая болезнь,
– гепатит,
+ гипертоническая болезнь,
+ экзема.

4. Как проявляются экспериментальные неврозы?
+ выпадение ранее выработанных условных рефлексов,
– облегчение выработки условных рефлексов,
+ расстройство вегетативных функций (слюноотделения, желудочной секреции и т.д.,
+ невозможность выработки новых условных рефлексов,
+ злобность, агрессивность,
+ общее угнетение, заторможенность,
– усиление познавательной функции,
+ гипо- и гиперкинезы, расстройства чувствительности.

5. Как можно вызвать перенапряжение подвижности основных нервных процессов?
– длительным действием условного раздражителя,
– сверхсильным условным раздражителем,
+ переделкой динамического стереотипа,
– сложной дифференцировкой,
– отставлением подкрепления.

6. Какие методы могут вызвать перенапряжение тормозного процесса?
– воздействие биологически отрицательных раздражителей,
– длительное действие сильных условных раздражителей,
+ отставление подкрепления,
+ сложная дифференцировка,
– большое число условных раздражителей,
– переделка динамического стереотипа.

7. Как можно вызвать перенапряжение возбудительного процесса?
+ применение сверхсильного безусловного раздражителя,
– сложная дифференцировка,
– отставление подкрепления,
+ одновременное действие нескольких сильных раздражителей,
+ действие сложного условного или необычного раздражителя,
– переделка динамического стереотипа.

8. Чем проявляется парадоксальное фазовое состояние?
– выпадением реакций на сигнал любой интенсивности,
+ сильной реакцией на слабый условный раздражитель и слабой реакцией на сильный условный раздражитель,
– одинаковой реакцией на условные сигналы разной интенсивности,
– выпадением реакции на условный сигнал низкой и средней интенсивности, но сохранением реакции на условный сигнал высокой интенсивности.

9. Какой невроз можно моделировать перенапряжением тормозного процесса:
+ невроз с преобладанием возбуждения,
– невроз с преобладанием торможения,
– невроз с патологической подвижностью нервных процессов.

10. Какой невроз можно моделировать перенапряжением возбудительного процесса?
+ невроз с преобладанием торможения,
– невроз с патологической подвижностью нервных процессов,
– невроз с преобладанием возбуждения.

11. Каковы типичные проявления экспериментального невроза с патологической подвижностью нервных процессов?
+ повышенная инертность реакций животного,
– вялое, пассивное поведение,
– злобное, агрессивное поведение,
+ суетливость, незавершённость действий.

12. Укажите характерные черты невроза у человека?
– сопровождается бредом, галлюцинациями,
+ вызывается психическими факторами и не обусловлен органическими изменениями в головном мозге,
+ сопровождается расстройствами вегетативных функций,
+ сопровождается нарушениями чувствительности и моторной функции,
+ представляет собой срыв личности в её общественных отношениях при сохранности критики к своему состоянию и поведению,
– характеризуется полным нарушением рассудочной функции, утратой способности к интеллектуальной деятельности,
– характеризуется обострением патологических черт личности,
+ возникает после периода идеаторной переработки ситуации.

13. Укажите последовательность этапов формирования невроза: (1 сенсо-моторные реакции 2 идеаторная переработка ситуации и выработка компенсаций 3 вегетативные реакции 4 аффективные реакции.

14. Укажите причины неврозов:
– наследственно обусловленные черты личности, нарушающие её социальную адаптацию,
– психотравма в детстве,
+ длительное существование в условиях лишения, когда не удовлетворяются базисные потребности личности (в еде безопасности любви и т.д.,
+ неожиданная потеря близкого человека,
+ изменения привычных условий жизни,
+ тяжёлое неизлечимое заболевание,
+ утрата дома или средств к существованию,
– дегенеративные процессы в нервной системе.

16. Укажите характерные черты неврастении:
+ повышенная возбудимость и раздражительность в сочетании с быстрой утомляемостью,
– появление контрастных влечений,
+ слёзы по ничтожному поводу, повышенная обидчивость,
– необоснованные страхи, фобии,
+ повышенная физическая и умственная истощаемость,
– нарушение способности сознательно контролировать движения своего тела,
– неожиданная утрата памяти,
+ постоянное чувство усталости, головные боли.

17. Укажите симптомы невроза навязчивых состояний:
– нарушение способности сознательно контролировать движения своего тела,
+ появление навязчивых идей, побуждений, образов, которые регулярно приходят на ум, несмотря на сопротивление больного,
– повышенная физическая и умственная истощаемость,
+ появление контрастных влечений,
+ выполнение ритуальных действий для облегчения тревоги,
– бред, галлюцинации.

18. Как проявляется истерический невроз?
+ нарушением способности сознательно контролировать движения своего тела, не связанным с органическим повреждением нервной системы,
– повышенной физической и умственной истощаемостью,
+ неожиданной потерей памяти на важные события, не обусловленной органическим поражением головного мозга или злоупотреблением алкоголя,
– бредом, галлюцинациями,
+ бесцельным бродяжничеством,
+ потерей зрения, появлением областей кожной анестезии при действии стрессогенного фактора,
+ жалобами на недомогание, которое не подтверждается объективными данными,
+ психогенно обусловленными парезами, параличами или отсутствием реакций на внешние стимулы (ступор),

19. Фобия:
– постоянный ощущение страха, вне связи с ситуацией и определёнными стимулами окружающей среды,
– повторно возникающие навязчивые и нежелательные идеи, мысли или образы угрожающего характера,
+ избыточный и необоснованный страх, возникающий всегда при встрече человека с определёнными раздражителями.

20. Агорафобия:
– страх замкнутого пространства,
– страх открытого пространства,
– страх высоты,
+ страх открытого пространства, страх толпы или страх оказаться в ситуации, выход из которой затруднен.

1. Укажите наиболее верные утверждения:
– паралич характеризуется полным прекращением движений конечности,
+ паралич характеризуется значительной мышечной слабостью вплоть до полного прекращения движений в конечности,
+ парез характеризуется уменьшением силы мышечного сокращения,
– парез характеризуется уменьшением силы мышечного сокращения, а также скорости и объёма движений.

2. Каковы характерные проявления центральных параличей в поражённых конечностях?
– сохранение произвольных движений,
+ утрата произвольных движений,
+ усиление сухожильных рефлексов,
– отсутствие сухожильных рефлексов,
+ появление патологических рефлексов,
– атрофия мышц,
+ повышение тонуса мышц.

3. Какие признаки характеризуют периферические параличи?
– усиление спинальных рефлексов,
– появление патологических сегментарных рефлексов,
+ гипотрофия (атрофия мышц),
+ мышечная гипотония,
– гипертонус мышц,
+ гипо-, арефлексия.

4. Когда возникает периферический паралич?
+ при полном нарушении целостности двигательных нервов,
+ при поражении нейронов передних рогов спинного мозга,
– при поражении нейронов задних рогов спинного мозга,
– при поражении первого нейрона пирамидного пути,
+ при поражении двигательных ядер черепных нервов.

5. Какие признаки характерны для экстрапирамидных параличей?
– утрата произвольных движений,
+ нарушения автоматических движений,
– атония мышц,
+ одновременное увеличение тонуса в сгибателях и разгибателях, пронаторах и супинаторах,
– судороги,
– появление патологических сегментарных рефлексов,
+ повышение постуральных рефлексов,
+ каталепсия.

6. Как изменяется рецепция ацетилхолина постсинаптической мембраной поперечнополосатой мышцы при нарушении целостности двигательного нерва?
– снижается,
+ возрастает,
– не изменяется.

7. Какие явления характерны для децеребрационной ригидности?
+ резкое повышение тонуса разгибательных мышц,
– резкое повышение тонуса сгибательных мышц,
+ повышение активности a-мотонейронов спинного мозга,
+ повышение активности g-мотонейронов спинного мозга,
+ пересечение задних корешков спинного мозга устраняет мышечную ригидность,
– мышечная ригидность устраняется только при перерезке передних корешков спинного мозга.

8. Атаксия:
– тип двигательных расстройств, характеризующийся избыточностью движений,
+ нарушение временной и пространственной координации движений,
– нарушение инициации и планирования движений.

9. Атаксия возникает при повреждении:
+ мозжечка,
– передних столбов спинного мозга,
+ задних столбов спинного мозга,
+ задних корешков спинного мозга,
– передних корешков спинного мозга,
+ лобных долей головного мозга,
– гипофиза,
– среднего мозга.

10. Что относится к гиперкинезам?
– гемиплегия,
+ тремор,
+ тик,
– парез,
+ хорея,
+ атетоз,
– атаксия,
+ судороги.

13. Для повреждения задних канатиков спинного мозга характерно:
+ выпадение мышечно-суставного чувства,
– сохранение мышечно-суставного чувства,
– утрата болевой и температурной чувствительности,
+ сохранение болевой и температурной чувствительности.

14. Как нарушается чувствительность при одностороннем повреждении задних рогов спинного мозга?
+ болевая и температурная чувствительность на стороне повреждения утрачивается,
+ глубокая чувствительность (проприорецепторная и др. на стороне повреждения сохраняется),
– глубокая чувствительность (проприорецепторная и др. на стороне повреждения утрачивается),
– болевая и температурная чувствительность на стороне повреждения сохраняются.

15. Как нарушается чувствительность при повреждении таламической области?
+ нарушаются все виды чувствительности на противоположной половине тела,
– нарушается болевая и температурная чувствительность на стороне повреждения.

16. В каких случаях возникает диссоциированное расстройство чувствительности, т.е. выпадение отдельных её видов при сохранении других?
– при полном поперечном повреждении спинного мозга,
– при половинном боковом повреждении спинного мозга,
– при повреждении ствола периферических нервов,
– при патологических процессах в области зрительного бугра,
+ при повреждении клеток задних рогов спинного мозга,
– при повреждении задних корешков спинного мозга.

17. Что такое парестезия?
– расстройство чувствительности, при котором одни её виды исчезают, а другие сохраняются,
+ расстройство чувствительности, при котором появляются необычные ощущения, независимо от внешних раздражений (онемение, жжение, покалывание),

18. Укажите признаки синдрома Броун-Секара?
+ выпадение проприоцептивной чувствительности на стороне поражения,
– выпадение проприоцептивной чувствительности на противоположной поражению стороне,
– выпадение температурной и болевой чувствительности на стороне поражения,
+ выпадение температурной и болевой чувствительности на противоположной поражению стороне.

19. Когда возникает перекрестное уменьшение или выпадение всех видов чувствительности?
– при полном поперечном повреждении спинного мозга,
+ при патологических процессах в области зрительного бугра,
– при повреждении ствола периферических нервов,
+ при поражении коры задней центральной извилины и теменной доли,
– при повреждении клеток задних рогов спинного мозга,
– при повреждении задних канатиков спинного мозга.

20. Что такое аморфосинтез?
+ утрата представлений о пространственном расположении частей тела на противоположной повреждению стороне,
– неспособность узнавать части тела, предметы, их изображение и расположение в пространстве.

1. В отличие от физиологической, патологическая боль характеризуется:
+ возникновением при обширном повреждении нервов и/или рецепторов,
+ возникновением при повреждении или раздражении таламической зоны нервной системы,
+ развитием структурно-функциональных изменений во внутренних органах, нарушением вегетативных реакций,
– как правило, временным характером ощущения боли,
+ непрерывном ощущении боли,
– точным локальным ощущением,
+ как правило, разлитым или иррадиирующим характером.

2. Какие свойства характеризуют эпикритическую боль?
– диффузность, отсутствие градуальности, высокий порог,
+ точная локализация, градуальность, низкий порог,
– точная локализация, отсутствие градуальности, высокий порог.

3. Укажите особенности протопатической боли:
+ диффузность и продолжительность ощущения боли после действия раздражителя,
+ ощущение боли не имеет градуальности,
– градуальность болевого ощущения,
– низкий порог болевого ощущения,
+ высокий порог болевого ощущения,
– острота, кратковременность и точная локализация боли.

4. Укажите биологически активные вещества и рецепторы, которые являются важными компонентами ноцицептивной системы:
+ ноцицептивные рецепторы,
– опиатные рецепторы,
+ Пг,
+ гистамин,
– энкефалины,
+ кинины,
– эндорфины.

5. Укажите биологически активные вещества и рецепторы, которые являются важными компонентами антиноцицептивной системы:
+ ноцицептивные рецепторы,
+ опиатные рецепторы,
– Пг,
– гистамин,
+ энкефалины,
– кинины,
+ эндорфины.

6. При каких условиях возбуждаются периферические окончания ноцицептивных волокон?
+ сильные механические стимулы,
+ нагревание кожи выше 45 °С,
– избыток Na+,
+ электрические стимулы,
+ избыток К+,
+ избыток Н+,
– действие эндорфинов.

7. К числу алгезирующих агентов относят:
+ ионы К+,
– эндорфины,
– энкефалины,
– ионы Cl–,
+ гистамин,
+ брадикинин,
+ Н+,
+ ПгЕ.

8. Какие из перечисленных утверждений характеризуют первичные афферентные ноцицептивные нейроны?
+ тела нейронов располагаются в спинальных ганглиях,
+ окончания периферических отростков возбуждаются химическими агентами, образующимися в зоне повреждения,
– тела нейронов располагаются в дорсальных рогах спинного мозга,
+ из окончаний периферических и центральных отростков выделяется вещество Р,
– центральные отростки образуют спиноталамический тракт,
+ центральные отростки оканчиваются на нейронах дорсальных рогов спинного мозга.

9. Восходящие проводники болевой чувствительности характеризуются следующими свойствами:
– берут начало от нейронов передних рогов спинного мозга,
+ перекрещиваются на уровне входа в спинальный сегмент,
+ поднимаются в составе вентролатеральных столбов белого вещества спинного мозга,
+ оканчиваются на нейронах ядер таламуса и ретикулярной формации ствола мозга.

10. Что такое гиперпатия?
– интенсивная боль при лёгком ноцицептивном раздражении,
– сохранение чувства интенсивной боли после прекращения провоцирующего раздражения,
+ приступ боли при действии на проекционные зоны неноцицептивными раздражителями.

11. Медиаторами антиноцицептивной системы являются:
+ метионин-энкефалин,
+ лейцин-энкефалин,
+ эндорфин,
+ динорфин,
– вещество Р,
+ серотонин.

12. Укажите характеристики невромы:
– опухоль, происходящая из нейронов,
+ образование из хаотически разросшихся и переплетённых чувствительных нервных волокон,
+ возникает при неупорядоченной регенерации нервных волокон,
– вызывает сдавление окружающих тканей,
+ обладает повышенной чувствительностью к механическим, температурным, химическим воздействиям,
+ обусловливает возникновение каузалгии,
– обусловливает возникновение фантомных болей.

13. Повреждение каких анатомических образований сопровождается резкой болью?
+ брыжейка и париетальная брюшина,
– ткань лёгких,
– висцеральная плевра,
+ париетальная плевра,
– сердечная мышца,
– артерии,
+ перикард,
+ роговица глаза.

14. Повреждение каких анатомических образований не сопровождается болью?
– брыжейка и париетальная брюшина,
+ ткань лёгких,
+ висцеральная плевра,
– париетальная плевра,
+ сердечная мышца,
– артерии,
– перикард.

15. В какой последовательности возникают различные виды боли при повреждении кожи и слизистых оболочек?
+ эпикритическая боль — протопатическая боль,
– протопатическая боль — эпикритическая боль.

16. Какова характеристика висцеральной боли?
– чётко локализована,
+ имеет диффузный характер,
+ сопровождается тягостными переживаниями, угнетением, подавленностью,
– сопровождается психомоторным возбуждением,
– быстро стихает,
+ длится довольно долго.

17. Эпикритическая боль сопровождается следующими физиологическими реакциями:
+ общим возбуждением,
– общим угнетением,
+ усилением дыхания, тахикардией,
– урежением дыхания, брадикардией,
+ гипергликемией,
– гипогликемией,
+ активацией симпатикоадреналовой системы,
– активацией парасимпатической системы.

18. Висцеральная боль сопровождается следующими физиологическими реакциями:
– общим возбуждением,
+ общим угнетением,
– усилением дыхания, тахикардией,
+ урежением дыхания, брадикардией,
– гипергликемией,
+ гипогликемией,
– активацией симпатикоадреналовой системы,
+ активацией парасимпатической системы.

19. Что такое фантомная боль?
+ боль, проецируемая на участки ампутированной конечности,
– мучительная боль, возникающая после повреждения крупного нерва,
– боль, возникающая в определённых участках на поверхности кожи при развитии патологии во внутренних органах.

20. Что такое каузалгия?
– боль, проецируемая на участки ампутированной конечности,
+ мучительная боль, возникающая после повреждения крупного соматического нерва,
– боль, возникающая в определённых участках на поверхности кожи при развитии патологии во внутренних органах.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.