Воскресный невроз согласно в франклу означает

«Экзистенциальный вакуум - явление широко распространённое в наши дни. Это вполне понятно и может быть объяснено той двойной потерей, которой подвергся человек с тех пор, как стал действительно человеком. В начале человеческой истории человек потерял некоторые из основных животных инстинктов, которые определяли поведение животного и посредством которых оно охранялось. Такая защита, подобно раю, закрыта для человека навсегда; человек должен совершать выбор. Вдобавок к этому при последующем развитии человек претерпел вторую потерю: традиции, которые служили опорой его поведения, сейчас быстро разрушаются.

Никакой инстинкт не говорит ему, что он вынужден делать, никакая традиция не подсказывает ему, что он должен делать, вскоре он уже не знает, что он хочет делать. Всё больше и больше он начинает руководствоваться тем, что заставляют его делать другие, всё в большей степени становясь жертвой конформизма.

Экзистенциальный вакуум проявляется в основном в состоянии скуки.

Теперь вполне понятен Шопенгауэр, когда он говорил, что человечество, по-видимому, обречено вечно колебаться между двумя крайностями - нуждой и скукой. Действительно, скука в наше время часто ставит перед психиатром гораздо больше проблем, нежели нужда. И эти проблемы растут с угрожающей быстротой, так как процесс автоматизации, по-видимому, приведёт к значительному увеличению свободного времени.

Беда состоит в том, что большинство не знает, что же делать со вновь образовавшимся свободным временем.

Более того, существуют различные скрытые формы и ложные проявления, за которыми обнаруживается экзистенциальный вакуум. Иногда фрустрированная потребность в смысле жизни компенсируется стремлением к власти, включая наиболее примитивную форму воли к власти - желание денег. В других случаях место фрустрированной потребности в смысле жизни занимает стремление к удовольствию.

Экзистенциальная фрустрация поэтому часто приводит к сексуальной компенсации. В таких случаях мы наблюдаем сильное сексуальное влечение, разросшееся на почве экзистенциального вакуума.

Аналогичное явление имеет место в случае невроза. Поэтому логотерапия назначается не только в нусогенных случаях, как было отмечено выше, но также и в психогенных случаях, в частности в тех, что я назвал псевдосоматогенными неврозами.

Давайте теперь рассмотрим то, как мы должны вести себя, если пациент спрашивает, что есть смысл жизни. Я сомневаюсь, что врач может ответить на этот вопрос одной общей фразой, так как смысл жизни различается от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент времени.

Объявляя, что человек - творец ответственности и должен актуализировать потенциальный смысл своей жизни, я хотел подчеркнуть, что истинный смысл жизни скорее можно найти в мире, чем внутри человека, или внутри его психики, даже если бы она была закрытой системой. Человеческое существование есть скорее самотрансценденция, нежели самоактуализация. Самоактуализация не может быть возможной целью ещё и по той простой причине, что чем больше человек будет за неё бороться, тем больше он будет терять её, так как только в той степени, в которой человек отдаёт себя осуществлению своего жизненного смысла, он также и актуализирует, проявляет себя. Другими словами, самоактуализация не может быть достигнута, если она замыкается на саму себя. Она достижима только тогда, когда является побочным эффектом самотрансценденции.

Согласно логотерапии мы можем обнаружить смысл жизни тремя путями:

1) совершая дело (подвиг);

2) переживая ценности;

3) путём страдания.

Синдром упущенной выгоды и воскресная тревога

  • 4 октября 2019
  • 87419
  • 13


И тем не менее песня осталась популярной. В разные годы её исполняли Сара Брайтман, Бьорк, Шинейд О’Коннор и другие. Композиция о бесцельности и тоске выходного дня уже почти девяносто лет находит отклик у слушателей.



Упущенные возможности

Как объясняет психолог Кэтрин Кук-Коттон из американского Университета Буффало, многие люди сегодня живут в очень тяжёлом рабочем режиме: нам постоянно приходится перерабатывать и, чтобы справиться с этим, мы начинаем мечтать, как отыграемся в выходные. Это приводит к тому, что мы строим слишком много ожиданий от субботы и воскресения, а когда эти ожидания не оправдываются, испытываем тревогу и разочарование.

Потеря контроля

Клинический психолог Люк Мартин объясняет: ещё одна причина тревоги по выходным — отсутствие чёткого расписания. Часто выходные бывают трудными для людей, которые привыкли к жёсткому руководству и субординации на работе. Им не приходится выбирать между разными вариантами действий и пытаться самим распределить своё время так, чтобы всё успеть. Для кого-то такие условия губительны, но другим жёсткое расписание и чёткие указания помогают справиться с тревогой. В выходной, когда нужно самостоятельно распланировать свой день и нет никакого расписания, тревога у таких людей может усилиться.

К тому же для человека с высоким уровнем тревоги может быть намного проще выполнять одинаковые, знакомые действия: ездить на работу, обедать в ближайшей столовой, выполнять задачи, с которыми он уже сталкивался. В выходные всё меняется: друзья зовут в неизвестный бар или приглашают заняться опасным видом спорта. Стереотип гласит, будто бы каждый человек должен постоянно выходить из зоны комфорта, но на практике в определённые моменты жизни это может обернуться лишним стрессом и ухудшением самочувствия.

Кэтрин Мэдиган рекомендует: если вас выбивает из колеи неопределённость и отсутствие плана, попробуйте заранее составить себе расписание на выходные. Включите туда любые занятия, которые делают вас счастливее: например, запланируйте несколько часов почитать книгу. Не обязательно чётко придерживаться распорядка — главное, что он у вас будет, и от этого вам уже станет спокойнее.


Вечер перед работой

В английском языке есть распространённое понятие Sunday night blues. Оно означает грусть и тревогу, которую человек начинает испытывать в воскресенье под вечер — когда выходные уже почти закончились, а начало новой рабочей недели приближается.

По мнению исследователя, такие результаты связаны, во-первых, с уровнем стресса на работе, а во-вторых — со школьной привычкой. Ведь на уроки большинство из нас ходило не по своей воле, да и зарплаты за это никто не получал. Поэтому вечер воскресенья в школьные годы у многих вызывал настоящую тоску (особенно если нужно было доделывать домашнее задание на неделю).

Чтобы облегчить это состояние, психолог советует составить список конкретных вещей, которые вас тревожат. Это может быть утреннее совещание, гора неотвеченных писем, встреча с коллегой, с которым у вас не заладились отношения. Во-первых, расписав всё по пунктам, можно увидеть настоящую проблему — что-то, что мешает вам жить спокойно и что можно исправить. Во-вторых, для каждой стрессовой ситуации, с которой вы столкнётесь в понедельник, можно составить план действий. Часто составление планов и списков может заметно помочь успокоиться.

Ещё один способ — заранее распланировать приятные дела, которые вы сделаете в течение недели. Так вы будете думать не о том, что вам предстоит новый стресс, а об интересных занятиях, которым вы посвятите время перед работой или после неё.

Невозможно расслабиться

Часто сама установка на то, что нужно расслабиться, вызывает у людей тревогу. В 1983 году группа американских учёных провела эксперимент: 14 взрослых людей, страдающих от эмоционального напряжения, попросили выполнить по две расслабляющие практики. Каждый из испытуемых прошёл по сеансу прогрессивной мышечной релаксации и расслабляющей медитации. После каждого сеанса люди проходили опросы. Выяснилось, что от мышечной релаксации у 30 % участников вырос уровень тревоги, а от йоги — больше чем у половины.

В 2014 году Ньюман провела исследование. В нём участвовали две группы людей. Первая группа — люди с генерализованным тревожным расстройством, вторая — люди без него. Ньюман просила испытуемых смотреть пугающие видео, а перед просмотром — выполнять расслабляющие практики или, наоборот, настраивать себя на то, что сейчас они увидят что-то тревожащее. Люди без тревожного расстройства сказали, что им больше понравилось расслабляться перед просмотром — это помогло им спокойнее отнестись к тому, что они увидели на экране. Но люди с генерализованным тревожным расстройством признались, что им, наоборот, проще было волноваться заранее. Так им не пришлось испытывать мучительный контраст между расслаблением и сильной тревогой.

Ньюман объясняет: даже если отдых и процедуры релаксации пугают вас, лучше постепенно всё-таки ввести их в свою жизнь. Для этого нужно постараться принять: после релаксирующей процедуры стресс вернётся обратно и в этом нет ничего страшного. Чтобы было проще, для отдыха лучше выбирать безопасное место, где вы чувствуете поддержку.


Экзистенциальная тревога

Если по выходным вы чувствуете не просто усталость или FOMO, а тоску и экзистенциальные кризисы, возможно, настало время заново расставить приоритеты или обратиться за помощью к специалисту.

Самые тяжелые дни недели



В понедельник граждане раскачиваются после выходных, делятся приятными воспоминаниями — так что поводов для особых страданий нет.

А вот во вторник нерешенные проблемы прошлой недели и задачи новой накапливаются и сваливаются на головы сотрудников снежным комом. Даже сообщения об увольнении чаще всего звучат именно во вторник. Поэтому в ходе опросов, когда людям было предложено выбрать самый тяжелый день из семи, большинство указало на вторник. Причем был выбран даже самый критический момент — 11:45 утра.

Но потом экспериментаторы стали ходить и спрашивать людей каждый день: как они себя ощущают? И тут на первое место уверенно вышла среда, оставив далеко позади вторник. Неудивительно: выходные закончились целую жизнь назад, а до следующих — еще более чем полнедели.

Наконец, по мнению людей, занимающихся финансами и кадрами, самый ужасный, напряженный и непродуктивный день — это четверг. Именно в этот день недели приходится заниматься тем, что не удалось решить во вторник и среду, но при этом категорически нельзя перенести на следующую неделю.

Люди, которые не любят выходные



Франкл стал одним из отцов-основателей экзистенциальной терапии. В основе этого направления — осмысление жизни, жизненных ценностей и принятие ответственности за сделанный выбор. Франкл разработал метод логотерапии — помощь пациенту в поиске его собственного смысла жизни.


Невроз выходного дня: кто им болеет и почему?



В 2014 году профессор Гамбургского университета Вольфганг Мэнниг представил результаты своего 16-летнего исследования, в котором приняли участие более 34 тысяч немцев. В частности, Мэниннг интересовался отношением людей к выходным дням. Состояние, которое описал Франкл, оказалось весьма распространенным среди рядовых граждан. В ходе исследования выяснились интересные подробности.

Так, частота развития невроза выходного дня росла вместе со степенью образованности участников исследования. Уровень удовлетворенности жизнью у самых образованных мужчин был ниже всего по субботам и воскресеньям, а выше всего — по понедельникам. Образованные дамы страдали в том же режиме, но больше всего — по воскресеньям.

В то же время для мужчин, не столь просвещенных, разница между ощущением счастья в разные дни недели была невелика. Разве что к концу месяца граждане испытывали резкий спад удовлетворенности на фоне отсутствия финансов, но с получением зарплаты уровень счастья у них возвращался к норме. Кстати, для малообразованных женщин аналогичных ежемесячных колебаний выявлено не было — возможно, в силу более развитой способности экономить.

Мэннинг предполагает, что корни невроза выходного дня следует искать еще в детстве. Возможно, это отражение страха перед предстоящей школьной неделей или неуверенности в себе, накатывающей на человека перед выполнением сложного задания.




Если человек регулярно испытывает депрессию на выходных, это признак того, что он слишком сосредоточился на своей работе и пренебрегает другими частями своей жизни. Его трудоголизм может маскировать скрытые отклонения от нормы в чем-то другом, не менее важном для полноценного существования. И если это так, то такому человеку нужно быть благодарным за то, что существует невроз выходного дня. Ведь это дает возможность разобраться в себе и обратить внимание на что-то еще, кроме работы.

Часто мы слышим, как люди жалуются на невроз выходного дня. Однако мало кто знает, в чем заключается суть этого заболевания, какую опасность оно в себе таит, и как же избежать этого.

Что такое невроз выходного дня?

Трудолюбивые люди часто страдают от такой проблемы, как невроз выходного дня. Долгожданный отпуск становится настоящей пыткой для человека, который привык жить в быстром темпе рабочего дня, а не прохлаждаться дома на диване. Он просто не знает, чем занять освободившееся время. Его все больше начинают одолевать странные мысли о том, что он находится не на своем месте и, что жизнь проходит мимо.

Чтобы справится с этой проблемой, люди начинают поддаваться вредным привычкам. Например, забивать свободное время бесконечным просмотром телевизора, начинают употреблять алкоголь в немалых количествах или просто поедать все, что не приколочено. Это лишь одни из самых безобидных способов. Так получается, что за выходные человек совсем не отдохнул, а только вогнал себя в нешуточный стресс.


Причины

Чтобы разобраться в том, как избежать воскресного невроза и его последствий, необходимо сначала ознакомится с причинами. Так кто же наиболее подвержен этому состоянию?

Трудоголизм является основной причиной невроза выходного дня. Для трудоголиков нет ничего важнее своей работы, они посвящают ей все свободное время, так как попросту не могут иначе. Весь смысл жизни такого человека состоит в том, чтобы трудиться, но это переходит все границы и превращается в серьезную одержимость. Когда трудоголик собирается отдохнуть, то его сразу же накрывают мысли о том, что жизнь ускользает сквозь пальцы. Он думает, что если остановится на хоть минутку, то тут же окажется на обочине жизни и никогда больше не добьется успеха.

Еще одной частой причиной является одиночество. Когда человеку не с кем провести выходной, не удивительно, что он не захочет возвращаться с работы. Оставаясь один на один со своими мыслями, такие люди не выдерживают и начинают заполнять свободное время всеми возможными делами, какими бы нелепыми они ни были. Например, в таком состоянии люди могут отправиться в магазин и купить миллион лишних вещей, затеять ненужный ремонт в квартире. Если не делать этого, то человек погружается в тяжелую депрессию, из которой не может выбраться долгое время.


Отсутствие хобби – еще один важный фактор. Зачастую человек с нетерпением ждет выходной, но когда он наступает, то оказывается, что заняться абсолютно нечем. Такое легко может случиться, если круг интересов этого человека ограничивается бесконечной работой и вечерним просмотром одной серии сериала. В таком случае уже к обеду вы умираете со скуки, допивая за кухонным столом четвертый стакан кофе. А впереди ждет еще целый день, который нужно заполнить хоть какими-нибудь событиями. Тут на поле вступают уже обговоренные выше не слишком полезные способы справиться с проблемой. Человеку ничего не остается, как провести остаток выходного перед телевизором, поедая при этом все, что нашлось в холодильнике.

Симптомы

Как и большинство невротических расстройств, невроз выходного дня в основном проявляется неустойчивым душевным состоянием. Чаще всего это тревожные мысли, необъяснимая паника, а также угнетенное состояние, чувство скуки, от которого очень трудно избавиться.

Вегетативные симптомы вполне могут не проявляться, они являются следствием сильного длительного стресса. Среди них такие признаки, как головная боль, тошнота, головокружение, повышенное или пониженное давление. Возможен тремор, мышечные судороги. Часто наблюдаются нарушения сна – бессонница или, наоборот, сонливость и вялость в течение всего дня.


Как избавиться от проблемы?

Для решения проблемы невроза выходного дня, можно воспользоваться самыми банальными методами, но они вполне способны помочь, если приложить достаточно усилий.

Найти занятие по душе – первый способ. Это может сделать абсолютно каждый человек, ведь в мире существует миллионы разных хобби. Интересное дело поможет тем, кому попросту некуда деть освободившееся от работы время.

Завести новых знакомых тоже не составит большого труда, ведь сегодня у каждого есть доступ к социальным сетям. Так вы сможете найти себе друга по интересам и занять время совместным отдыхом или просто приятными разговорами на темы, которые интересуют вас обоих.

Планирование дел на выходные сможет помочь не растрачивать время впустую, если вам уж никак не хочется просто забыть о ежедневных заботах. Но планировать можно не только рабочие дела. Возможно, составление списков дел заставит здраво взглянуть на то, как вы помешаны на работе, и начать заниматься тем, что действительно расслабляет.


Лучше всего справиться с неврозом помогает переосмысление ценностей. Если перепробовав все способы, представленные в этой статье, вы все еще не можете провести свой заслуженный выходной в спокойствии и умиротворении, то вам точно следует правильно расставить приоритеты. Нужно понять, что работа это не самое главное в жизни, и куда важнее психическое и эмоциональное здоровье человека. Необходимо найти баланс между трудовой деятельностью, личной жизнью и собственными интересами. Тогда ваше представление о мире навсегда изменится, а жизнь преобразится.


Думали ли вы о том, для чего вам подарена жизнь? Какой смысл спрятан в ней? Далеко не всегда ответы на эти вопросы лежат на поверхности, иногда их поиски настолько мучительны, что человек теряется. Он плутает в собственных мыслях, злится, отчаивается. Невозможность найти смысл бытия всегда трагична – в сознании человека может поселиться пустота, мысль о собственной никчемности и беспомощности. О высоком качестве жизни в этом случае говорить не приходится, чувство неудовлетворенности порождает серьезный невроз. Вытащить человека из болота бессмысленности и безнадежности способно одно из направлений психологии – логотерапия.

Однако, наибольшее развитие экзистенциальный анализ получил благодаря австрийскому ученому В. Франклу. Именно ему мир обязан появлением логотерапии и ее популяризации в обществе.

В. Франкл родился в Вене в 1905 году. Ранние годы жизни тесно связаны с психоанализом: Франкл был учеником Фрейда. Однако уже в 30-х годах ученый увлекается работами экзистенциальных философов Ясперса и Шелера. Так, Виктор Франкл начал разработку собственного учения, в основе которого прослеживались положения психоанализа и экзистенциальной школы.

В 1938 году ученый впервые употребил в своих работах 2 ставших знаменитыми термина: логотерапия и экзистенциальный анализ.

Виктор Франкл – человек с непростой судьбой, как, впрочем, многие его современники, в жизнь которых стремительно и безжалостно ворвалась Вторая Мировая война. В 1943 – 1945 гг. ученый попадает в концентрационный лагерь. Здесь он на собственном опыте опробовал теоретические положения экзистенциализма и нашел подтверждение гипотез, выдвигаемых в рамках логотерапии.

По мнению ученого, поколение 2 половины ХХ века – это люди, у которых все есть. Они сыты, им не приходится думать о выживании. Физически жизнь стала проще, однако, эта упрощенность подарила возможность задавать вопросы, ответы на которые порой приходится искать всю жизнь.

Поиск смысла не есть отклонение от нормы, скорее наоборот, он является естественной человеческой потребностью. По наблюдениям Франкла, 80% алкоголиков и 100% наркоманов проваливаются в пучину зависимости от страданий, которые порождает невозможность найти смысл жизни. В сознании зависимых людей царит хаос. Пустота, которая является его следствием, заполняется иллюзией самодостаточности и удовлетворенности. Если человек не получает удовлетворения от реальной жизни, то зависимость от химических средств неизбежна. Проблемы не решаются, они нарастают, как снежный ком, но иллюзорное, искаженное под действием химических препаратов понимание действительности заставляет человека не замечать их и делать вид, что все в порядке.

Необходимо уходить от пассивной позиции жертвы обстоятельств, разрешить себе совершать поступки, жить активно. Созидательная деятельность – в основе этой активности. Чем больше полезных действий, которые направлены на позитивное изменение окружающей действительности, человек совершает, тем быстрее он придет к осознанности. В один прекрасный момент ответ на вопрос о собственном предназначении окажется очевидным.

Смысл в помощи. В желании сделать жестокий мир немного лучше, пусть и в рамках собственного окружения. Смысл в творчестве, в создании прекрасного, в продолжении рода и самосовершенствовании. Смысл жизни у каждого свой, он неповторим и порой может быть непонятным окружающим.

3 уровня осмысленности

По мнению Франкла, смысл – величина непостоянная, он меняется с течением жизни и переходит на новую ступень в рамках индивидуального духовного развития человека.

Ученый выделяет 3 уровня смысла:

Ежедневный смысл, который достигается 3 путями: совершением поступка, переживанием ценности (например, когда человек восторгается красотой природы), путем страдания (связан с поиском собственного отношения к неизбежной конечности существования всего в этом мире).

Смысл момента. Возможность чувствовать необходимость каждого мгновения жизни, быть благодарным, даже если он приносит страдания.

Наивысший смысл, который проявляется на уровне мироздания.

Смысл жизни возможно потерять, но не утратить. Он не уходит даже в безнадежных ситуациях. Чтобы его найти, требуется колоссальная работа над собой, которая происходит ежеминутно.

Ученый также называет нам явления, которые не могут стать смыслом жизни. К ним относятся:

радость (она всегда направлена на объект);

удовольствие (оно является удачным следствием удовлетворения наших потребностей, стремлений);

счастье (оно не может быть конечной целью, это путь и состояние человека).

Жизнь как череда уникальных возможностей для каждого

Ценности могут быть ситуативные и вечные. Возможность совершить ситуативную ценность единственна для каждого момента. Жизнь каждый день дает возможность дарить окружающему миру ситуативные ценности, наполнять собственное бытие смыслом. Упускать эти возможности – значит, упускать смысл.

Вечные ценности невозможны без ситуативных. Они осознаются тогда, когда приходит понимание собственной миссии. Часто это происходит через страдания.

Логотерапия: задачи и методы

Цель логотерапии – помочь человеку сосредоточиться на задаче, которую ставит жизнь, и успешно решить ее. Болезнь, потери и страдания не случайны, в них есть смысл.

Франкл разработал множество методов взаимодействия терапевта и клиента, однако, наиболее популярны в современной науке два: дерефлексия и парадоксальная интенция.

Дерефлексия – противодействие рефлексии. Метод полезен в том случае, если пациент склонен к патологическому бесполезному самокопанию и самобичеванию.

Эта практика помогает избавиться от невроза навязчивых состояний, сексуальных расстройств.

Дерефлексия предполагает самозабвение, полную отдачу без анализа ситуации. Цель логотерапевта – научить пациента этому процессу.

Логотерапия уникальна. Ее миссия – научить пациента принимать решения и брать на себя ответственность. Без этих составляющих невозможно обрести осмысленность жизни, ее значимость будет нивелироваться и обесцениваться.

Список использованных источников:

1. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия / Виктор Эмиль Франкль; пер.с англ. С.С. Панкова. – Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2015. – 95с. – (Пути философии).

3. Логотерапия и экзистенциальный анализ: статьи и лекции / Виктор Франкл; пер. с англ. О. Сивченко. Альпина Диджитал, 2015 г.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


Спасибо за пост!

Про психосоматику

В частности, он пишет о том, что все эмоции в своей структуре имеют определённый физиологический компонент — и это подтверждается многочисленными исследованиями психологов и психофизиологов — но если мы постоянно переживаем какую-то эмоцию, и не имеем возможности реализовать этот физиологический компонент, то происходит отделение эмоции от этих организмических реакций (вегетативных, по преимуществу).

Но! В динамике любого психосоматического заболевания выделяют две стадии: функциональная — это когда нарушается функция организма (то же самое повышение артериального давления), но каких-либо сопутствующих изменений нет; и структурная — когда нарушается не только работа органа, но и, в силу продолжительности функциональной стадии, происходит нарушение структуры органа или системы органов, продиктованное последствиями нарушения функции. И, в ситуации, когда заболевание уже структурно (например, не просто повышенное давление, но и имеются уже и изменения сердечно-сосудистой системы и других систем организма) обязательно наблюдаться у врача-специалиста (невролога, кардиолога, терапевта - в зависимости от заболевания). Это связано с тем, что, если психолог (или психотерапевт) поможет изменить эмоциональную реакцию, лучше адаптироваться к стрессовой ситуации и разрешить её, то со структурными изменениями уже не поможет справиться.

Традиции, соглашения и ценности уже не подсказывают людям, что они должны делать в каждый конкретный момент времени. Поэтому люди не знают, чего же им собственно нужно от жизни и отступают либо в конформизм, либо в тоталитаризм.

Господствующий в современной системе образования (особенно в Америке) редукционизм. Молодых людей учат понимать человеческие существа как совокупности влечений, инстинктов, детерминируемые обуславливанием, а также механизмами вытеснения и защиты.

Экзистенциальному вакууму сопутствует так называемая экзистенциальная фрустрация, возникающая в случае фрустрации стремления к смыслу. Главные характеристики экзистенциальной фрустрации (ЭФ) – это апатия и скука. Франкл говорит о том, что ЭФ, сама по себе не является ни патологической, ни патогенной, это скорее духовное бедствие, чем болезнь. Он подчеркивает, что экзистенциальный вакуум с сопутствующей экзистенциальной фрустрацией является скорее социогенным явлением, нежели неврозом[15].

И, тем не менее, экзистенциальный вакуум может привести к развитию неврозов, в этом случае специфическую клиническую симптоматику Франкл называет ноогенными неврозами. Франкл определяет ноогенный невроз как невроз, в основе которого лежит духовная проблема или моральный конфликт. Большую роль в развитии ноогеных неврозов играет экзистенциальная фрустрация, как фрустрация осмысленного существования людей, фрустрация их стремления к смыслу.

С тенденцией к распространению экзистенциального вакуума в обществе Франкл связывает такое явление как коллективные неврозы. Он говорит о том, что наряду с неврозами в клиническом смысле, в настоящее время появился такой феномен, который имеет близкую симптоматику, однако носит метаклинический характер. Для коллективных неврозов характерны следующие симптомы:

Установка на временность бытия. Привычка жить одним днем.

Фаталистическая установка по отношению к жизни. По результатам проведенных опросов больше половины взрослого населения Австрии верят в разного рода роковые для их судьбы силы.

Коллективистское мышление, которое проявляется в отказе брать на себя ответственность за реализацию себя как личности. Стремление раствориться в толпе, подчиниться массе. Неспособность видеть личность в себе и в других людях.

Причем для избегания невроза должен быть обнаружен смысл многих явлений: существования, любви, страдания. Формирование же невротических симптомов может быть описано в рамках ноогенного механизма как разновидность нигилизма – представления о том, что бытие не имеет смысла вообще.

Приведенные выше наиболее известные западные теории и концепции неврозогенеза не всегда четко разделяют собственно невротические расстройства и характерологические девиации, способствующие невротическому симптомообразованию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, цель нашего исследования была достигнута, мы изучили психоаналитическую теорию неврозов.

Основными результатами работы явилось следующее:

- рассмотрена теория неврозов З. Фрейда;

- проанализирована теория К. Юнга;

- выявлены особенности в концепции природы неврозов Адлера;

- раскрыта ноогенная теория неврозов В. Франкла.

Понимание происхождения и особенностей невротических проявлений дает объяснение феномену относительной неэффективности симптоматического их лечения, в частности ограничивающегося исключительно медикаментозной терапией.

Психоаналитическая практика, напротив, сосредоточена, прежде всего, на глубинной динамике невроза. Симптом для психолога-психоаналитика – не цель, а средство лечения, ключ к пониманию происходящих в психике процессов[18]. Подобный подход изначально направлен на такие изменения в личности, которые создают основу для ее возвращения к полноценному (а не опирающемуся на ту или иную систему временных подпорок) функционированию, что только и позволяет говорить о подлинном исцелении. Сказанное делает очевидным безнадежность и даже опасность как пассивного отношения к невротическим симптомам, так и попыток самолечения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: 1995. – 165 с.

2. Нюнберг Г. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. – СПб.: Университетская книга. – 1999.

3. Томэ Х. Современный психоанализ. Теория и практика. 2 тома. – М.: Прогресс-Литера. – 2006, 576 с.

4. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. – М., 2005.

5. Франкл В. Теория и терапия неврозов. – Спб.: Речь, 2001. – 234 с.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М.: 1990. – 368 с.

7. Фрейд З. Введение в психоанализ (лекции 1-15). // Перевод Г.В.Барышниковой. – СПб.: 1999.

8. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. – СПб.: Алтей, 1998.

9. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989.

10. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. – СПб, совместное издание Восточно-Европейского института психоанализа и БСК, 1997. – 316 с

11. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.,"ПРОГРЕСС", 2000.

12. Хорни К. Психология Женщины; Невротическая личность нашего времени. – СПб.: 1997.

13. Хьелл Л., Зиглер З. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Пер. С.Меленевской, Д.Викторовой. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

14. Юнг К. Избранное. – М., 1998.

15. Юнг К.Г. Аналитическая психология. – СПб., 2001.

16. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: "Реннесанс", 1991.

[1] Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. – М., 2005.

[2] Фрейд З. Введение в психоанализ (лекции 1-15). // Перевод Г.В.Барышниковой. – СПб.: 1999.

[3] Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. – СПб.: Алтей, 1998.

[4] Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989.

[5] Юнг К. Избранное. – М., 1998.

[6] Юнг К. Избранное. – М., 1998.

[7] Юнг К.Г. Аналитическая психология. – СПб., 2001.

[8] Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: 1995. – 165 с.

[9] Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: 1995. – 165 с.

[10] Хьелл Л., Зиглер З. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Пер. С.Меленевской, Д.Викторовой. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

[11] Хьелл Л., Зиглер З. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Пер. С.Меленевской, Д.Викторовой. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

[12] Хорни К. Психология Женщины; Невротическая личность нашего времени. – СПб.: 1997.

[13] Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. – СПб, совместное издание Восточно-Европейского института психоанализа и БСК, 1997. – 316 с

[14] Франкл В. Теория и терапия неврозов. – Спб.: Речь, 2001. – 234 с.

[15] Франкл В. Теория и терапия неврозов. – Спб.: Речь, 2001. – 234 с.

[16] Франкл В. Теория и терапия неврозов. – Спб.: Речь, 2001. – 234 с.

[17] Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М.: 1990. – 368 с.

[18] Нюнберг Г. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. – СПб.: Университетская книга. – 1999.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.