Артикуляционная гимнастика для детей с дцп дизартрия


Артикуляционная гимнастика при ДЦП сначала проводится в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
artikulyatsionnaya_gimnastika_pri_dtsp.doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Артикуляционная гимнастика при ДЦП сначала проводится в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.

ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. От последних они отличаются тем, что их начало и конец, фиксация не зависят от ребенка. Логопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку и требуя от него зрительного контроля.

Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается освоить три стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА ЯЗЫКА

  • выведение языка из ротовой полости вперед;
  • втягивание языка назад;
  • опускание языка вниз (к нижней губе);
  • поднимание языка вверх (к верхней губе);
  • боковые отведения языка (влево и вправо);
  • придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
  • приподнимание кончика языка к твердому небу;
  • легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА ГУБ

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий.

Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).

Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой.

Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить, попросив ребенка закрыть глаза, акцентируя его внимание на проприоцептивных ощущениях.

При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц, плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ ЛИЦА

  • закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;
  • нахмуривание бровей;
  • поднимание бровей, образование продольных морщин на лбу;
  • надувание щек;
  • проглатывание слюны;
  • открывание и закрывание рта;
  • жевательные движения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:

  • выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа),
  • перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики),
  • удержание губами различных предметов (пробка, марля). Упражнения с сопротивлением.

Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифференцированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных его движений, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

  • прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;
  • выдвигание языка вперед;
  • втягивание языка назад, внутрь;
  • опускание языка вниз;
  • приподнимание языка вверх;
  • боковые отведения (влево и вправо);
  • приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;
  • суживание языка и заострение его;
  • переключение различных позиций.

Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.

Дизартрия - это распространённая речевая патология у детей с ДЦП. При дизартрическом расстройстве у ребёнка отмечаются нарушения в артикуляционной моторике и изменения мышечного тонуса разной степени выраженности. Коррекция звукопроизносительных расстройств при ДЦП имеет свои специфические особенности. Выполнение артикуляционных упражнений предусматривает определённую последовательность и этапность. Данный буклет содержит информацию об особенностях проведения артикуляционной гимнастики при дизартрии у детей с детским церебральным параличом. Пособие адресовано логопедам, дефектологам, коррекционным педагогам и студентам дефектологических факультетов.

Информационный

Автор составитель:

логопед-дефектолог

Стаценко Лариса Викторовна

г. Краснодар 2016 г.

Артикуляционная гимнастика при ДЦП сначала проводится в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.

ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. От последних они отличаются тем, что их начало и конец, фиксация не зависят от ребенка. Логопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку и требуя от него зрительного контроля.

Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается освоить три стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА ЯЗЫКА

выведение языка из ротовой полости вперед;

втягивание языка назад;

опускание языка вниз (к нижней губе);

поднимание языка вверх (к верхней губе);

боковые отведения языка (влево и вправо);

придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;

приподнимание кончика языка к твердому небу;

легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА ГУБ

собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);

собирание нижней губы (тем же приемом);

растягивание губ в улыбку при фиксации пальцами углов рта;

поднимание верхней губы;

опускание нижней губы;

смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;

создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий.

Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).

Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой.

Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить, попросив ребенка закрыть глаза, акцентируя его внимание на проприоцептивных ощущениях.

При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц, плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ ЛИЦА

закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;

поднимание бровей, образование продольных морщин на лбу;

Информационный

Автор составитель:

логопед-дефектолог

Стаценко Лариса Викторовна

г. Краснодар 2016 г.

Артикуляционная гимнастика при ДЦП сначала проводится в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.

ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. От последних они отличаются тем, что их начало и конец, фиксация не зависят от ребенка. Логопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку и требуя от него зрительного контроля.

Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается освоить три стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА ЯЗЫКА


выведение языка из ротовой полости вперед;


втягивание языка назад;


опускание языка вниз (к нижней губе);


поднимание языка вверх (к верхней губе);


боковые отведения языка (влево и вправо);


придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;


приподнимание кончика языка к твердому небу;


легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА ГУБ


собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);


собирание нижней губы (тем же приемом);


растягивание губ в улыбку при фиксации пальцами углов рта;


поднимание верхней губы;


опускание нижней губы;


смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;


создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий.

Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).

Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой.

Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить, попросив ребенка закрыть глаза, акцентируя его внимание на проприоцептивных ощущениях.

При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц, плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ ЛИЦА


закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;


нахмуривание бровей;


поднимание бровей, образование продольных морщин на лбу;


надувание щек;


проглатывание слюны;


открывание и закрывание рта;


жевательные движения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ


вытягивание губ вперед трубочкой;


растягивание их в стороны;


смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;


размыкание губ при закрытом и открытом рте;


вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);


целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками);


поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).

Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:


выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа),


перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики),


удержание губами различных предметов (пробка, марля). Упражнения с сопротивлением.

Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифференцированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных его движений, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ


прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;


выдвигание языка вперед;


втягивание языка назад, внутрь;


опускание языка вниз;


приподнимание языка вверх;


боковые отведения (влево и вправо);


приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;


суживание языка и заострение его;


переключение различных позиций.

Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.

  • Новости проекта
  • Журналы
  • Газеты
  • Книги
  • Статьи
  • Диссертации
  • Фото
  • Видео
  • Персоны
  • Правила
  • Журналы
  • Фото
  • Газеты
  • Видео
  • Книги
  • Персоны
  • Статьи
  • Правила
  • Автоспорт
  • Академическая гребля
  • Альпинизм и скалолазание
  • Американский футбол
  • Армрестлинг
  • Бадминтон и сквош
  • Баскетбол
  • Бейсбол
  • Биатлон
  • Бильярд
  • Бобслей
  • Бодибилдинг
  • Бокс
  • Борьба вольная
  • Борьба греко-римская
  • Борьба спортивная
  • Боулинг
  • Вейкбординг
  • Велоспорт - BMX
  • Велоспорт - трек

Популярное

Ключевые слова: детский церебральный паралич, дизартрия, артикуляционная гимнастика.

Аннотация. В статье представлены исследования о влияние комплекса артикуляционной гимнастики, на преодолении дизартрии у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Articulation exercises as a means to overcome dysarthria in preschool children with cerebral palsy

Pilosyan N., PhD., Assistant Professor. Sochi State University

Keywords: cerebral palsy, dysarthria, articulation exercises.

Abstract. The article presents a study on the influence of the complex articulation exercises for overcoming dysarthria in preschool children with cerebral palsy.

Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. В настоящее время остаются нераскрытыми многие вопросы, связанные с изучением дизартрии.
В логопедической теории и практике малоизученными являются вопросы симптоматики, механизмов структуры речевого дефекта у детей с дизартрией, недостаточно разработаны методы ее дифференциальной диагностики; отсутствуют оптимальные методы ее коррекции.

Еще больший интерес у логопедов и психологов вызывает проблема дизартрических проявлений у детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Изучению состояния речевых функций при ДЦП посвящено достаточно большое количество работ. Многочисленные отечественные и зарубежные авторы отмечают, что при ДЦП наряду с нарушениями опорно-двигательного аппарата очень часто отмечаются разнообразные речевые расстройства. Этим вопросом занимались такие ученые, как К. А. Семенова, Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, В. Литтль. По данным различных авторов дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе в 65 - 85% случаях (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская) [1, 2].

В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, ней-ролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом такими авторами, как К. А. Семенова, И. И. Панченко, Л. А. Данилова. В зарубежной литературе она представлена работами G. Bohne, M. Gliment, T. E. Twitchell, R. D. Nailson, N. ODwer. [1, 3].

Несмотря на то, что в логопедии имеются методические разработки коррекционной направленности при дизартрии, специальных исследований во время занятий адаптивной физической культурой не осуществлялось. Поэтому актуальность вышеуказанной проблемы определила тему нашего исследования.

Целью исследования было показать возможности преодоления дизартрии у дошкольников с ДЦП с помощью комплекса занятий артикуляционной гимнастики.

Материалы и методы исследования

Преодоление дизартрии у дошкольников с ДЦП может протекать успешнее, если в процесс коррекционной работы на занятиях лечебной физической культурой будет включен комплекс артикуляционной гимнастики.

Формы детского церебрального паралича у обследуемых детей были следующие: спастический тетрапарез - 2 детей (40%), спастический парапарез - 3 ребенка (60%).

Степень выраженности двигательных нарушений также была различной: 1 ребенок (20%) самостоятельно не передвигается и себя не обслуживает, 1 ребенок (20%) передвигается с помощью взрослых, остальные трое детей (60%) передвигаются самостоятельно.

Для обследования детей была использована методика Н. М. Трубниковой [4], которая включала 2 раздела:

1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата.

Осмотр органов артикуляционного аппарата с целью определения особенностей строения и дефектов анатомического характера:

Губы (тонкие, толстые, расщелины, шрам).

Зубы (редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов).

Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный прикус).

Твердое небо (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).

Мягкое небо (отсутствие, укороченное, отсутствие маленького язычка, раздвоенное).

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области).

При обследовании анатомического состояния артикуляционного аппарата было выявлено следующее:

  • у троих детей отмечены тонкие губы (60%), у 2-х - толстые (40%);
  • у 2-х детей - отмечены редкие зубы (40%), у 1 ребенка - мелкие (20%), у 1 ребенка - кариозный верхний передний ряд (20%);
  • у 1 ребенка прикус в норме (20%), у 2-х детей - прогнатия (40%), ещё у 2-х - прогения (40%);
  • у 1 ребенка отмечено готическое твердое небо (20%), у 2-х детей - высокое (40%) и у 1 ребенка - в норме (20%);
  • у 2-х детей отмечено укороченное мягкое небо, у остальных 3-х детей - в норме (60%);
  • у 4-х детей наблюдался тремор (80%), у 1 ребенка - парез языка (20%);
  • у 3-х детей подъязычная связка нормальная (60%), у 2-х детей - короткая (40%).

Таким образом, у всех детей наблюдаются незначительные отклонения в анатомическом строение артикуляционного аппарата.

2. Обследование моторики органов артикуляционного аппарата.

Цель: изучение функционального состояния активных органов артикуляционного аппарата, а также динамической организации движений органов артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.

2.1. Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата:

а) исследование двигательной функции губ;

б) исследование двигательной функции челюсти;

в) исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка);

г) исследование двигательной функции мягкого нёба;

д) исследование продолжительности и силы выдоха;

2.2. Исследование динамической организации движений органов артикуляционного аппарата:

а) оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык на нижние зубы, закрыть рот;

в) широко раскрыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить язык к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот;


Фото. Исследование динамической организации движений органов артикуляционного аппарата. На фото пациент реабилитационного центра. Возраст 5 лет. Диагноз ДЦП, спастический парапарез, дизартрия.

2.3. Обследование мимической мускулатуры:

а) Исследование объема и качества движения мышц лица (нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб).

б) исследование объема и качества движений мышц глаз (легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть правый глаз, затем левый, подмигнуть).

в) исследование объема и качества движений мышц щек (надуть левую, а затем правую щеки, надуть обе щеки одновременно, втянуть щеки в рот).

г) исследование возможности произвольного формирования определенных мимических щек (выразить мимикой лица удивление, радость, испуг, грусть, сделать сердитое лицо).

д) исследование символического праксиса (свист, поцелуй, улыбка, оскал, плевок, цоканье).

При выборе диагностики нами учитывались опорно-двигательные нарушения, состояние артикуляционного аппарата и развития речи, в котором находится обследуемый ребенок.

Анализируя исследования моторики органов артикуляционного аппарата на основе балльных показателей, нами выделены пять уровней: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

На начало обследования показатели уровня выполнения были следующими: двигательные функции артикуляционного аппарата выше среднего - 10%, средний уровень - 60%, ниже среднего - 30%; динамическая организация движений органов артикуляционного аппарата выше среднего - 10%, средний уровень - 40%, ниже среднего - 50%; мимическая мускулатура выше среднего - 10%, средний уровень - 30% ниже среднего - 60%.

Таким образом, исходя из полученных данных, следует, что дети с ДЦП имеют трудности и значительные отклонения в нахождении нужных поз. Т. е. у детей наблюдаются нарушения двигательной функции артикуляционного аппарата, повышенный уровень нарушения динамической организации органов артикуляционного аппарата и самый высокий уровень нарушения мимической мускулатуры.

С целью коррекции речевой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП, мы разработали комплекс артикуляционной гимнастики. При его проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий. На начальных этапах комплекс проводят с максимальным подключением других более, сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Многие упражнения проводят с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к проприоцептивным ощущениям.

Предлагаемый комплекс артикуляционной гимнастики включался в курс реабилитации, и проводился каждый день дополнительно дома и на занятиях лечебной физической культуры для детей с ДЦП.

По окончании курса реабилитации, нами повторно велись обследования детей по тем же параметрам, что и в начале обследования, и были выявлены следующие показатели уровня выполнения: двигательные функции артикуляционного аппарата выше среднего - 30 %, средний уровень - 50%, ниже среднего - 20%; динамическая организация движений органов артикуляционного аппарата выше среднего - 20%, средний уровень - 50%, ниже среднего - 30%; мимическая мускулатура выше среднего - 40%, средний уровень - 40% ниже среднего - 20%.

По результатам исследования состояние органов артикуляционного аппарата обследуемых детей в целом улучшилось, однако еще не достигает максимально высокой оценки. Это позволяет говорить об эффективности проводимых в течение формирующего эксперимента мероприятий коррекционного воздействия, осуществляемых при использовании комплекса артикуляционной гимнастики, направленного на преодоление дизартрии у дошкольников с детским церебральным параличом.

  1. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛаДоС, 2007. -703 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
  2. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М.. 1985.
  3. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я.Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М.. 1972.
  4. Трубникова Н. М. Логопедическое обследование младших школьников, страдающих олигофренией и детским центральным параличом. /Н. М. Трубникова. - Метод. рекомендации, Екатеринбург, 1992. - 54 с.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.