Близорукость у детей с дцп

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.




В возрасте 8-9 месяцев глазки вдруг съехали в "кучку" (фото 1). Что-либо делать врачи отказались - мала ещё.

С подрастанием дочки заметили, что чтобы что-нибудь разглядеть, ребёнок "выглядывает" интересующий его объект левым глазом. Обследование, проведённое в возрасте 4 лет, показало, что помимо косоглазия, правый глаз не видит практически ничего. С расстояния 1 метр на стенде для проверки остроты зрения не различается верхний ряд (миопия высокой степени). Рекомендована заклейка правого глаза с последующей операцией. За 2 года такого лечения глаз стал видеть немного лучше, но косоглазие сохранилось (фото 2). Как сопровождение данного лечения появилась сутулость (всё надо разглядеть поближе) и детренировка организма (вместо того, чтобы бегать, как положено ребёнку, медленное передвижение, чтобы чего не зацепить и на что-нибудь не наткнуться).

В возрасте 6 лет попали к доктору Копылову В.А. Результат, вот уж в прямом смысле, на лице - в школу дочка пошла без очков.

Во втором классе, проводилась школьная диспансеризация. Окулист, незнакомый до этого с ребёнком, отметил только легкую, почти не заметную близорукость. Единственная беда, что на проводимых уроках физкультуры, одноклассники не хотели брать дочку в свою команду.

В результате комплексного лечения, проводимого доктором Копыловым В.А., к 9 годам исчезли и косоглазие и неловкость (фото 3).

Сейчас дочке 11 лет. Она полноправный член класса. И в неё уже влюбляются мальчишки.


На фоне вполне благополучного протекания беременности, сынишка родился с диагнозом: ДЦП (с тяжелым спастическим тетрапарезом), ишемическое повреждение лобно-височных долей головного мозга, дыхательная недостаточность, смещение 4-го шейного позвонка и атрофия зрительных нервов.

Полечив ребёнка с месячишко люминалом, лечащий врач сделал заключение: вялый он у вас какой-то, и отправил нас домой, напутствовав словами: "Вы всегда можете его сдать". То же самое повторили в 18-ой . А в институте генетики местное "светило" после осмотра уточнило у нас: "Это мальчик или девочка?", а потом обозвала его растением.Врачей и лечебные учреждения искали, где только могли: интернет, справочники, знакомые. Перепробовали много и классического (массаж, медикаменты, Евпатория), а также "Клетку". Толку - ноль.

К двум годам ребенок начал закручиваться обратно в позу эмбриона. Спать ночью не мог - выворачивала спастика.

Очень толковый окулист после подробного обследования сделал заключение: "Я не знаю, как он вас узнаёт - зрение 0,3-0,4 процента от нормального. Свет и тьма. Плюс вертикальное и горизонтальное сходящееся косоглазие. Нужно лечить мозг".

В поиске хорошего невролога добрались из Москвы до Красноярска. Там, после осмотра и изучения снимков МРТ и вороха выписок, были ошарашены вопросом: "А лечили-то вас чем?"

Начали по новой. Спасли мозг. Подняли зрение. Появились эмоции. Но моторика не запускалась ни в какую. Через два года наш невролог посоветовал обратиться к доктору Копылову В.А.

Пять лет борьбы с этой страшной болезнью доктора Копылова, плюс стоические занятия мамы, принесли свои результаты. Ребёнок разогнулся, начал жевать (вот никогда не думал, что человека надо учить есть), научился, пусть плохо, но двигать руками и ногами, немного сидеть и держать голову, пытается произнести отдельные слова, появились неуклюжие попытки брать предметы, практически исчезло косоглазие и заедание челюсти, "куриная грудка" расправилась в неплохо сложенную мальчишескую фигуру. Из машины читает вывески на ларьках, стоящих вдоль дороги. Благодаря маме умеет читать и считать. Знает окружающий мир и геометрические фигуры. Не путает право и лево.

Конечно, у нас ещё долгий путь впереди. Поэтому пусть даст Бог долголетия и сил доктору Копылову.

Спасибо за то, что Вы делаете для таких детей, как наша Танюшка.

Детский церебральный паралич обычно развивается в результате повреждения вещества мозга в период родов или сразу после родов. Это может быть в результате гипоксическо - ишемической энцефалопатии и повреждении зрительных волокон из-за перивентрикулярной лейкомаляции.
Причины перивентрикулярной лейкомаляции до конца не ясны, состояние, по видимому возникает из-за того, что мозговое вещество вокруг желудочков находится в состоянии гипоксии. Перивентрикулярная лейкомаляция характерна для недоношенных детей. Чем более недоношенный ребенок, тем выше риски развития перивентрикулярной лейкомаляции.

При детском церебральном параличе и перивентрикулярной лейкомаляции часто возникают проблемы со зрением. Обычно проблемы связаны с косоглазием, аномалиями оптики глаза, корковой слепотой, ограничением подвижности глаз.

Приблизительно 50 % детей с детским церебральным параличом имеют офтальмологическую патологию. Тяжесть поражения зрения обычно коррелирует с выраженностью церебрального паралича. Чаще патология зрения возникает у детей с спастической формой ДЦП
У большинства детей проблемы со зрением проявляются в виде сходящегося косоглазия, нарушения подвижности глаз и аномалий рефракции. Реже встречается нистагм.
Косоглазие при ДЦП отличается тем, что вовлечение вещества мозга в патологический процесс ведет к тому, что поражаются зрительные пути. Нервные волокна в зрительных путях повреждаются, функционально активных волокон становится меньше.

Зрительная система устроена так, что изображение проецируемое на сетчатку идет в виде нервного сигнала по нервным волокнам, которые расположены в том же пространственном порядке, в котором расположены фоторецепторы сетчатки.
Такой порядок называется, ретинотопическим. Расположение всех волокон повторяет расположение фоторецепторов, так зрительные нервные волокна начинают свой путь от сетчатки и этот порядок сохраняется до зрительной коры головного мозга, где увиденная информация осознается нами. Любое повреждение зрительных нервных волокон ведет к выпадению зрительных функций и части поля зрения. Часть пути зрительные волокна идут очень компактно в виде зрительного нерва и потом в виде зрительных трактов, в этом месте любое незначительное повреждение может нанести существенный урон, однако, когда волокна доходят до желудочков головного мозга, они распадаются на волокна и огибают желудочки. Этот участок пути зрительных волокон называется - зрительная лучистость. Такое названия происходит из-за того, что нервные зрительные волокна расходятся лучами в разные стороны и потом огибают боковые желудочки. Благодаря такому распределению волокон любые патологические процессы в этом регионе не затрагивают все зрительные волокна, а только некоторые.


При ДЦП и перивентрикулярной лейкомаляции часть волокон зрительной лучистости повреждается. Каждое волокно несет информацию о какой то точке пространства, следовательно при повреждении волокон часть поля зрения выпадает.

Нервные зрительные волокна не перестают работать в половину силы, они погибают. Они не находятся в каком то ослабленном полуживом состоянии на которое можно воздействовать. Это важно понимать, чтобы не попадаться на удочку тех, кто собирается лечить перивентрикулярную лейкомаляцию ноотропами и бесполезными иньекциями. К сожалению такое все еще встречается.
Выпадение полей зрения может сказываться на прогнозе течения косоглазия и развития зрительных функций.

Тактика:

Несмотря, на то, что при ДЦП есть утяжеляющие особенности течения амблиопии и косоглазия, лечение не отличается от такового как при обычном течении амблиопии и косоглазия.
Отличием можно считать, то, что все факторы риска надо оценивать как более значимые. Так, например стоит проверять рефракцию при первом же осмотре офтальмолога вне зависимо от возраста, и выписывать очки, даже при незначительных аномалиях рефракции и астигматизме.
Улучшение зрительных функций при детском церебральном параличе и перивентрикулярной лейкомаляции возможно только за счет лечения амблиопии, вовремя назначенной очковой коррекции и ( возможно, если необходимо) окклюзии. Нет возможности на сегодняшний момент как то раскачать или восстановить те зрительные волокна, которые были утрачены.
Часто встречаются нарушения подвижности глазных яблок, чаще страдает отведение с одной стороны. Если зрительные функции высокие, ребенок фиксирует объекты бинокулярно, то возможно возникновение вынужденного положения головы при фиксации предметов, которые привлекают внимание, например, телевизора. Ребенок ставит голову в такое положение в котором ему удобно легче удерживать фиксацию двумя глазами и в таком случае, мышцы шеи, положение головы компенсируют ограничения движения мышцы глаза.
Если нет бинокулярной фиксации, то вынужденное положение головы может быть связано с нецентральной фиксацией (центральная скотома из-за повреждения, проводящих путей, патология фовеа ( для ДЦП не характерна), все остальные случаи неровного положения головы чаще связаны дисбалансом мышц шеи и туловища.
При ДЦП и других заболеваниях часто ставят диагноз частичная атрофия зрительных нервов ( ЧАЗН). Посмотрите статью "ЧАЗН" , это может быть важно, для того, чтобы сберечь время и ресурсы.

Нарушения функции зрения у детей с детским

церебральным параличом

Воображение, мышление и запоминание формируются у детей на основе полученных с помощью зрения, слуха и мышечно-суставного чувства знаний об окружающих предметах.

Вместе с патологией двигательно-кинетической функциональной системы при ДЦП существенную роль в недоразвитии восприятия играют сенсорные расстройства. Сенсорное восприятие включает среди прочих зрительное восприятие – процесс, зависящий от состояния нервной системы и её функции, а также от состояния глаза, его зрительных функций.

Зрительное восприятие имеет большое значение для становления познавательной деятельности ребёнка, для формирования пространственных и, как итог, высших психических функций, что является необходимой предпосылкой для дальнейшей абилитации ребёнка к освоению школьной программы, а затем интеграции в общество.

Глаз является дистантным рецептором, воспринимающим объекты внешнего мира. У детей с ДЦП нередко встречаются нарушения зрения и различные специфические дефекты зрительного анализатора, обусловленные поражением головного мозга и строением глаза:

§ расстройство зрительно-моторной координации,

§ аномалии рефракции и т.д.

К моменту рождения ребёнка наблюдаются несогласованные движения глаз, но к концу третьей недели у здорового младенца уже формируется согласованный поворот обоих глаз и сведение их осей на фиксируемом предмете. Прослеживание предмета, движущегося у него перед глазами, оказывается доступным через месяц. К концу второго месяца жизни здоровый младенец может следить за предметом, движущимся в разных направлениях, особенно привлекают яркие и красочные предметы.

Зрительное восприятие у ребёнка с ДЦП может быть нарушено вследствие следующих причин:

§ ограниченного движения глаз,

§ нарушений фиксации взора,

§ снижения полей зрения, снижения

§ остроты зрения и т.п..

В результате этого ему трудно отыскивать предмет взглядом, рассматривать его и прослеживать перемещение. Длительное вынужденное положение в постели, нарушение движений глаз ограничивают поле зрения у таких детей. Недостаточное развитие предметного восприятия в значительной степени зависит от отсутствия у больных детей предметных действий. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. Так, ребёнок начинает активно манипулировать предметами, когда хорошо держит голову, устойчиво сидит. А у детей с ДЦП в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз, согласованные движения “рука – глаз” развиты недостаточно. В этом случае нарушается зрительно – моторнаякоординация, что очень важно для развития техники и плавности чтения, поскольку такие дети не удерживают строку в тетради и книге при письме чтении, поскольку соскальзывают с одной строки на другую, вследствие чего теряют смысл прочитанного.

Несформированность зрительно – моторной координации может проявляться не только при чтении и письме, но и овладении навыками самообслуживания и другими трудовыми или учебными умениями (шитьё, аппликация, конструирование деталей, спортивные игры и т.д.).

У детей с нарушениями фиксации взора, с недостаточным прослеживанием за предметами и ограничением поля зрения, что бывает при косоглазии, нистагме, наблюдается нарушение пространственного восприятия, а также нарушение схемы тела (такие дети путаются в определении направления и в месте нахождения). Это также приводит к дефектному, искажённому восприятию предметов и явлений окружающей действительности. Некоторые дети из-за наличия косоглазия привыкают пользоваться ограниченым полем зрения, игнорируя периферическим полем. Например, при постоянном монокулярном левостороннем косоглазии при конструировании из кубиков, при рисовании, больной с ДЦП ребёнок недостраивает левые части фигур, рисует только на правой стороне листа.

По данным Л.М.Шипицыной и И.И.Мамайчук, М., 2001г.) тяжёлые нарушения зрения (слабовидение и слепота) встречаются примерно в 10% случаев, 20-30% – косоглазие, диплопия (двоение в глазах), нарушение согласованности глаз, птоз (опущение верхнего века), непроизвольные движения глазных яблок (нистагм), миопия – в 25% случаев (по данным Э.С.Калижнюк, Киев) у детей с ДЦП.

По данным наблюдений за детьми с ДЦП, находящихся на лечении в Центре в течение 2003-2004г.г., патология зрительного анализатора распределилась следующим образом :


  1. Причины возникновения
  2. Классификация заболевания
  3. Клинические проявления
  4. Диагностические мероприятия
  5. Подходы к терапии
  6. Профилактические мероприятия

Причины возникновения


Лечение близорукости предполагает ношение очков для коррекции степени нарушения зрения

Миопию в детском возрасте делят на 3 вида: врожденную, наследственную и приобретенную. Офтальмологи отмечают, что близорукость у детей часто встречается в семьях, где заболевание выявлено у одного или обоих родителей. Известны гены, отвечающие за формирование и развитие глазного яблока. Изменения в них приводят к нарушениям зрения.

Врожденная патология связана с повышенной растяжимостью склеры. Слабость внешней оболочки глазного яблока приводит к его постоянному удлинению и прогрессированию близорукости. Врожденный вариант болезни часто выявляется при недоношенности, на фоне врожденной глаукомы, заболеваний хрусталика и роговицы. Заболевание выявляется на первом году жизни.

Основная причина развития приобретенной близорукости – увеличение зрительной нагрузки при несоблюдении зрительной гигиены. Она встречается у детей школьного возраста при длительном письме, чтении, а также работе за компьютером. Специалисты выделяют ряд предрасполагающих факторов: эндокринные заболевания, родовая травма ЦНС и позвоночного столба, инфекционные болезни, нерациональное питание и др.

При выявлении миопии у детей офтальмологи рекомендуют установить тип ее развития. Это позволяет предупредить прогрессирование близорукости при взрослении ребенка.

Классификация заболевания

В офтальмологии используют несколько вариантов классификации. Наиболее популярная из них основывается на выраженности нарушений зрения:

  • близорукость слабой степени – ухудшение до 3 диоптрий;
  • средней выраженности – от 3,25 до 6 диоптрий;
  • тяжелая миопия – более 6,25 диоптрий.

Для оценки прогноза для пациента все виды близорукости разделяют на стационарную, медленно и быстро прогрессирующую. При стационарном типе болезни степени нарушения зрения не повышаются, болезнь не прогрессирует. Если ухудшение менее 1 диоптрии в год, то выставляют диагноз медленно прогрессирующей миопии. При ухудшении от 1 диоптрии и более — быстро прогрессирующей близорукости.

Миопия может протекать на фоне других изменений в глазном яблоке. Астигматизм — зрительный дефект, возникающий в результате изменения размеров структур глазного яблока. Он приводит к снижению остроты зрения и может вызывать сильные головные боли.

Случаи болезни, в зависимости от морфологических изменений в глазу, подразделяют на физиологические, хрусталиковые и патологические. Физиологическая близорукость возникает в результате быстрого роста глазного яблока в детском возрасте. Нарушение зрения при этом не прогрессирует. При хрусталиковом типе патологии миопия связана с чрезмерным преломлением света, проходящего через хрусталик. Это состояние встречается на фоне сахарного диабета и катаракты. Истинная близорукость связана с постоянным изменением размеров глазного яблока. Это приводит к прогрессированию нарушений зрения, вплоть до инвалидности.

Клинические проявления


Впервые близорукость выявляют чаще всего у детей младшего школьного возраста

Симптомы близорукости выявляются в любом возрасте. Если она развилась у грудного ребенка до похода в детский сад, то признаки заболевания обнаруживает офтальмолог при плановом осмотре.

Заболевание у детей старшего возраста имеет характерные клинические признаки: ребенок щурит глаза, морщит лоб и подносит игрушки или книгу близко к глазам. Родители легко могут выявить подобные особенности поведения и должны своевременно посетить окулиста. Сами дети жалуются на боли и чувство дискомфорта в глазах, а также головную боль, возникающие после длительной зрительной нагрузки.

Если лечение не назначено, то патология прогрессирует. Возможно развитие астигматизма и амблиопии. Последнее состояние связано с функциональными дефектами глазного яблока и не может быть устранено очками или линзами. При дальнейшем прогрессировании опасность осложнений возрастает – возможны дегенеративные изменения в сетчатке и ее отслойка. Это может стать причиной слепоты и инвалидности.

Диагностические мероприятия

Ответ на вопрос, лечится или нет близорукость, связан с видом патологии и своевременностью ее выявления. В тех случаях, когда ребенок отмечает быструю утомляемость при чтении и головные боли, а родители замечают, что он начинает хуже видеть вдали, необходимо сразу же обратиться к педиатру или офтальмологу. Диагностика проводится по следующему алгоритму.

  1. При сборе жалоб врач выясняет возможные причины развития близорукости, а также давность наличия нарушений зрения и ситуации, в которых они проявляются. Необходимо выявить сопутствующие заболевания нервной системы.
  2. Наружный осмотр позволяет оценить размеры, положение и форму глазных яблок. Специалист изучает объем движений глаз и их симметричность. Обязательно оцениваются объем и запас аккомодации для дифференциальной диагностики с ложной миопией.
  3. Оценка остроты зрения у детей старше 3 лет. В процессе исследования офтальмолог применяет корригирующие стекла. Если зрение улучшается при использовании минусовой линзы и ухудшается при плюсовой, то можно говорить о наличии близорукости. Для оценки клинической рефракции проводят рефрактометрию и скиаскопию.
  4. Биомикроскопия и офтальмоскопия применяются для оценки состояния внутренних структур глазного яблока: передней камеры глаза, роговицы, хрусталика и сетчатки.
  5. Для измерения переднезаднего размера глазного яблока и определения типа миопии выполняется ультразвуковое исследование.

При необходимости проводят консультацию с детским неврологом. Специалист должен осмотреть детей с проявлениями вегетососудистой дистонии и астеническим синдромом. Нарушения зрения и дискомфорт в глазах у них могут быть связаны с дисфункцией нервной системы.

Оценивать полученные результаты должен только врач. Попытки самолечения приводят к быстрому прогрессированию миопии и развитию осложнений.

Подходы к терапии


Близорукость у детей требует качественной диагностики

Лечение близорукости зависит от выраженности нарушений зрения и скорости их прогрессирования. Выжидательную тактику используют у детей с увеличением степени болезни менее чем на 0,5 диоптрий в год. Если близорукость прогрессирует быстрее, то необходима комплексная терапия с использованием витаминов для глаз, лекарственных средств, физиотерапии и методов оптической коррекции.

Лечение начинают с подбора очков или контактных линз. Если нарушения выражены слабо, то средства коррекции применяют только при необходимости. Их не следует использовать постоянно. Это требуется при тяжелой миопии или ее быстром прогрессировании. Помимо оптической коррекции, детям назначают и другие немедикаментозные методы:

  • аппаратные процедуры – вакуумный массаж, упражнения для тренировки аккомодации, электростимуляцию и др.;
  • изменяют рацион питания, делая его сбалансированным и богатым витаминами и микроэлементами. Увеличивают потребление овощей, фруктов, ягод, орехов и нежирных сортов мяса;
  • назначают регулярные упражнения для зрительной гимнастики, улучшающие состояние глазодвигательной мускулатуры и общий тонус склеры;
  • проводят лечебный массаж области шеи;
  • применяют электрофорез на область глазного яблока и др.

Среди лекарственных средств часто используют сосудорасширяющие препараты (пентоксифиллин, никотиновую кислота), а также витамины для глаз. Последние рекомендуется использовать на протяжении длительного времени. К витаминам для глаз относят рибофлавин, витамин А, таурин и др. Не следует самостоятельно назначать себе любые медикаменты, так как они имеют строгие показания и противопоказания к назначению.

Если близорукость быстро прогрессирует, то проводят склеропластику, останавливающую растяжение склеры. При достижении возраста 16 лет больному может быть выполнена лазерная коррекция зрения.

Профилактические мероприятия

Профилактика близорукости основывается на соблюдении зрительной гигиены. Родителям необходимо обеспечить комфортное рабочее место для школьника, снизить интенсивность зрительной нагрузки в течение дня, а также обеспечить формирование правильных привычек в процессе чтения и письма. Снизить риск развития миопии помогают правильный режим сна и бодрствования, полноценное питание и регулярные занятия спортом.

Профилактика прогрессирования болезни у детей с установленной миопией основывается на регулярном посещении врача-офтальмолога. Консультация специалиста необходима каждые 6 месяцев. Врач оценит состояние органов зрения и даст дальнейшие рекомендации по терапии.

Близорукость в детском возрасте – распространенное заболевание, связанное с чрезмерной нагрузкой на орган зрения и формированием неправильных зрительных привычек. Вылечить миопию можно в тех случаях, когда родители с ребенком обращаются к окулисту при начальной степени развития болезни. В этом случае применение комплексной терапии позволяет остановить прогрессирование близорукости без проведения хирургических вмешательств.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.