Цветотерапия для детей дцп



МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ДЦП:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ:

Цветовая светотерапия или цветотерапия считается одним из самых перспективных методов лечения, включая для детей с диагнозом ДЦП. Эффективность цветотерапии объясняется тем, что все мы окружены цветом. Различные оттенки становятся неотъемлемой составляющей нашей жизни. При этом цвета играют на нашем сознании, подбирая различные тона, можно улучшить физическое самочувствие и улучшить эмоции.

Почему цветотерапия эффективна?

Использование света и цвета были востребованы еще в древних временах. Уже древние греки поняли важность солнечного света для человека. Врачи того времени выписывали солнечный свет в качестве средства для оздоровления пациентов. Красный цвет в свое время считался средством от оспы.

Начало современной светотерапии было положено еще в 1903-м году. Первые разработки принадлежали Нильсу Рибергу Финсену, которые был удостоен Нобелевской премии за свое открытие. С появлением пенициллина разработки в области цветотерапии были приостановлены. Однако сейчас научная деятельность восстановлена.

Значения цветов

Цветотерапия опирается на базовую информацию о цветах и их значении. Можно учитывать, что оттенки обозначают под собой следующее:

1. Красный. Он способен способствовать восстановлению здоровья, повышении уверенности и выносливости, стойкости и внутренней энергии. Положительным результатом лечения становится нормализация обмена веществ и кровообращения.
2. Оранжевый. Он отвечает за нормализацию нейроэндокринной регуляции, помогает бороться с тревожностью, чувством страха, неуверенностью и усталостью.
3. Желтый. Многие именуют этот цвет оттенком счастья и надежны. Он положительно сказывается на работе желчного пузыря и печени, гарантирует нормальное функционирование желез внутренней секции и слизистых оболочек. Желтый цвет помогает укрепить ЦНС, улучшить память и концентрацию внимания, что важно для детей с ДЦП.
4. Зеленый. Этот оттенок отвечает за ритмичный стук сердца. Помимо этого, он имеет противоаллергенный и противовоспалительный эффекты. Оттенок помогает избавиться от нервозности и головокружения.
5. Голубой. Он позволяет добиться внутреннего спокойствия организма, исчезает головная боль и раздражительность.
6. Синий. Этот цвет лучшее средство против страхов и бессонницы. Он делает дыхание спокойным, избавлением от напряжения, дарит чувство покоя.
7. Фиолетовый. Он имеет мягкое стимулирующее воздействие, помогает при энергетическом истощении, избавляет от страха и депрессии.

Что может цветотерапия?

Цветотерапия имеет достаточно много возможностей. Она становится отличным профилактическим или коррекционным средством при эмоциональных проблемах у детей с диагнозом ДЦП. Она помогает бороться с депрессией, плохим настроением, отсутствием желания жить. Цветотерапия поможет справиться с проблемами, к которым приводят стрессы и стрессовые ситуации.

Наблюдение за различными оттенками помогает справиться со сниженной работоспособностью, отсутствием настроения, проблемами со сном. В общем случае цвета положительно сказываются на работе ЦНС, направляют ее в нужное русло, избавляют от страха, повышают уверенность в себе. Все это необычайно важно для детей с диагнозом ДЦП.

Наверное, всем известно о силе цветовой палитры. Один цвет может раздражать, а другой, напротив, успокоить. И ни для кого не секрет, что правильный подбор цветовой гаммы является залогом хорошего настроения. Помимо этого, цветотерапию используют при лечении психических болезней, а также для гармоничного развития детей. В чем заключается этот метод и как его использовать – об этом в сегодняшней статье.

Что такое цветотерапия?


Применение

Цветотерапия охватывает огромный спектр лечения различных заболеваний с помощью определенных методик. В первую очередь, такую процедуру применяют с целью коррекции психоэмоционального состояния ребенка. В медицинской практике выявлены положительные свойства цветотерапии:

  • выявляет проблемы центральной нервной системы;
  • лечит неврозы;
  • снимает детскую тревожность;
  • борется с патологическими страхами;
  • убирает апатию и раздражительность;
  • помогает успокоить гиперактивных детей и расшевелить слишком ленивых, заторможенных детей.

Но цветотерапевтические методики нашли применение не только для коррекции детского психологического фона, но и для лечения внутренних органов. При применении определенных методик с помощью цвета можно вылечить астму, грипп, диабет, гастрит, туберкулез, паралич всех видов и даже рак.

По мнению экспертов, различный цветовой спектр влияет на органы эндокринной системы, которые отвечают за продуцирование гормонов – на шишковидную железу и гипофиз. Таким образом, с помощью цветового воздействия можно регулировать выработку тех или иных гормонов. Благодаря различным цветам, которые окружают ребенка, можно достичь уникальных результатов.

Многочисленное использование различных методик цветотерапии на практике наглядно показало эффективность для укрепления физического и психологического развития дошкольников. Такой способ лечения с помощью цвета использовался еще в древние времена. На сегодняшний день в современной медицине отмечено положительное влияние цветотерапии на состояние детей. Различные методы немедикаментозного лечения помогают укрепить здоровье малышей и улучшить их адаптацию к взрослой жизни.

Существует два вида воздействия цвета:

  1. С помощью зрения - воспринимая глазами различные цвета, таким образом, мы провоцируем активность химической цепной реакции, которая в последующем приводит к освобождению разного вида гормонов организма.
  2. Через кожу человека. Данный способ заключается в электромагнитном излучении в виде света через ткани тела человека, которое заряжает внутренние органы необходимой энергией и активизирует внутренние процессы организма.

Влияние цвета на организм


Все дети по-своему индивидуальны, их реакция на окружающую действительность может быть различна. Но как правило, их выбор цвета изначально связан с эмоциональным и психическим состоянием. В следующем видео можно узнать об особенностях цветотерапии и лечения цветом детей.


Предлагаем рассмотреть специфику некоторых цветов в отдельности.

  • Красный — повышает психологическую и физическую активность, а также стимулирует кровообращение и повышает аппетит. Такой цвет нравится непоседливым и гиперактивным детям. Специалисты рекомендуют использовать красный цвет в интерьере столовой и кухни. А чтобы предотвратить плохой и прерывистый сон, стоит избегать этот цвет в спальне малыша.
  • Оранжевый — цвет отличного настроения и ощущения радости. Его любят больше всего веселые и позитивные детишки. В цветотерапии оранжевый используют для лечения нервных срывов, неврозов, и депрессий.
  • Желтый — помогает придать уверенность и хорошее настроение. Этот солнечный цвет способствует развитию памяти, устранению страхов и различных родов депрессивных состояний. Помимо всего прочего, желтый помогает бороться со страхами, повысить жизненный тонус ребенка, оказать благотворное влияние на пищеварение и улучшить настроение.
  • Зеленый - олицетворяет внутреннюю гармонию и спокойствие. Как правило, его выбирают дети, которым не хватает материнской любви. Этот цвет положительно влияет на сон и имеет успокаивающий эффект. Зеленый используют при лечении головной боли и нормализации давления.
  • Голубой. такой цвет выбирают тихие и спокойные дети,которым свойственно помечтать. В цветотерапии голубой используют в борьбе с инфекционными заболеваниями.
  • Синий — помогает придать малышу спокойствие и уверенность в себе. Этот цвет предпочитают уравновешенные дети, которым не свойственно куда-либо торопиться. Также синий цвет способен понизить давление.
  • Фиолетовый обладает успокаивающим эффектом. В цветотерапии данный цвет используют для снятия стресса и нервозных состояний. Обычно, фиолетовый цвет нравится натурам с тонкой душевной организацией. Как правило, такой цвет выбирают ранимые и эмоциональные малыши, у которых имеется предрасположенностью к духовному развитию.
  • Черный и белый не имеют тона и в цветотерапии используются достаточно редко. При выборе ребенком черного стоит обратиться к специалисту, так как это служит тревожным сигналом.

Упражнения по цветотерапии


Мы выяснили, что цветотерапии по силам устранить многие психологические и эмоциональные состояния детей. Стоит учесть, что детям до 2-3 лет удается различать только ахроматические цвета, такие как белый и черный. После трех лет при соответствующем обучении ребенок уже сможет различать многие цвета. В это время уже можно начинать учить малыша выбирать необходимый ему цвет. Например, небо голубое, трава зеленая, а солнышко желтое. Во время проведения упражнений по цветотерапии детям необходимо периодически давать время на отдых, когда они смогут рисовать карандашами и красками в произвольной форме. В течение этого времени дети могут рисовать круги, линии, цветы, что даст им возможность отдохнуть и получить положительные эмоции. Данные упражнения можно применять как в детских учреждениях, так и в домашних условиях. Далее расскажем о самых эффективных упражнениях по цветотерапии для детей дошкольного возраста.

Для того чтобы начать, проводя цветотерапию, игру с детьми старшей группы, предложите ребенку построить дом из кубиков, где будут жить разноцветные жители. Важно, чтобы цвет персонажа совпадал с домом, в котором он живет. Жителями могут быть яркие человечки, различные животные или вымышленные герои. Придумайте вместе с ребенком, почему эти жители выбрали тот или иной цвет. Расскажите ему, как от цвета может меняться настроение и характер. При проведении цветотерапии для детей игры подобного рода отлично помогают развивать фантазию дошкольника.

Это упражнение заключается в том, чтобы предложить ребенку или группе детей создать радугу. Ее можно сделать где угодно и из чего угодно - подойдут ленточки, кубики, разноцветные шарики и многое другое. После чего, ребенок сможет загадать желание под радугой.

Рисование


Дети дошкольного возраста не всегда в состоянии выразить свои чувства и эмоции словами. Поэтому рисование можно использовать в качестве упражнения цветотерапии для детей. Данный процесс поможет ребенку создать особый гармоничный красочный мир, где он сможет выплеснуть свои эмоции. В свою очередь, педагог сможет выявить, что волнует малыша и предложить решение проблемы в игровой форме.

Для данного упражнения необходимо налить обычную воду в прозрачный стеклянный стакан и поставить на цветную картинку. При цветотерапии для детей цвет подставки желательно подбирать исходя из характеристики ребенка, так как вода способна воспринимать энергию цвета. К примеру, если возбужденного малыша нужно успокоить - возьмите за основу зеленый цвет. После того как определитесь с цветом, посмотрите вместе с ребенком на дно стакана и предложите выпить содержимое ребенку медленными глотками.

Проводить желательно следующее упражнение по цветотерапии для детей под музыку. Задача малыша заключается в следующем: закрыть глаза и представить себя в Изумрудном города. Важно, чтобы ребенок детально представил каждый элемент воображаемого города. Такой сеанс не должен превышать 10 минут, после чего малыша стоит попросить изобразить увиденное на листке.


У такой методики масса плюсов: помимо того, что данное упражнение помогает справлять с ленью и раздражительностью и устранять агрессию, так еще оно и развивает мелкую моторику. Такое упражнение по цветотерапии у детей 5 и 6 лет корректирует чрезмерную гиперактивность, которая может нанести вред для малыша в процессе обучения.

Например, предложите ребенку нарисовать с помощью пальчиков и красок на альбомном листе любимый персонаж из сказки. Во-первых, не каждый ребенок в этом возрасте хорошо умеет владеть красками, карандашами или фломастерами, а во-вторых, любому малышу будет интересно попробовать что-то новое.

Такое упражнение на первый взгляд кажется простым в применении, но, зная специфику цветотерапии и влияния цветов на психику ребенка, можно с уверенностью говорить о том, что оно позволит добавить малышу уверенности в силах, снизить агрессивность, а самое главное - привить желание осваивать новые знания и учиться.

Упражнение заключается в следующем: детям необходимо положить перед собой альбомный лист, на котором изображен силуэт человека. Перед малышами ставится задача выявить настроение этого человека и раскрасить теми цветами, которые, по их мнению, подходят больше всего.


Для данного упражнения ребенку необходимо предоставить альбом для рисования и цветные карандаши или фломастеры, после чего предложить нарисовать его имя. В процессе работы можно включить приглушенную музыку, а затем малышу необходимо представить свою картину и объяснить, почему именно так он себе представляет свое имя.

Такое упражнение отлично подходит для проведения цветотерапии детей с ограниченными возможностями. Для этого упражнения нужно создать шатер или домик из разноцветных атласных ленточек. Во-первых, дети могут изучать веревочки и поиграть с ними в дождик, а во-вторых, малышам будет интересно там прятаться и играть.

Располагать ленты необходимо по цветовому принципу радуги. К примеру, раздраженному малышу можно предложить охладиться и пробежать под холодными цветами ленточек, а расстроенному или грустному — погреться под теплыми солнечными лучами.

Упражнения по цветотерапии детей с ОВЗ

Для таких детей характерно дефектное произношение звуков, маленький словарный запас, неумение составлять предложения. Помимо вышеперечисленного, у малышей с ограниченными возможностями можно наблюдать недостаточность двигательной активности, в том числе плохую координацию мелкой моторики. Как правило, у таких детей слабо развита концентрация внимания, страдает логическое мышление. Поэтому для них важно использовать оригинальные и творческие методы при проведении цветотерапии.

Для данного упражнения предварительно необходимо подготовить кусочки полупрозрачной ткани, хорошо подойдет фатин или органза. Суть упражнений по цветотерапии для детей с ОВЗ заключается в следующем: фея приглашает к себе в гости, но для этого нужно до нее добраться на разноцветных облаках. После чего детки укутываются тканью и сквозь нее видят, как меняется мир. Это упражнение помогает развивать восприятие оттенков и научиться замечать, как меняется цвет, когда одна краска накладывается на другую. К примеру, сквозь зеленый кусок материала посмотреть на фиолетовый.

Данное упражнение способствует устранению скованности, замкнутости и застенчивости. Предварительно сделайте заготовку: на плотный картон нанесите клей и насыпьте на него пшенную крупу, распределив при этом по всему листу. После полного высыхания, даем это ребенку. Малышу необходимо раскрасить данный холст пальчиковой краской оранжевого цвета. В процессе работы можно включить музыку.

Данную игру лучше проводить с группой детей. Суть в следующем: каждый ребенок называет лесного жителя - животное, птицу, насекомое - зеленого цвета (кузнечик, зеленая бабочка, лягушка, зеленый попугай и так далее), после этого нужно предупредить, когда заиграет музыка, необходимо двигаться также как придуманный герой. То есть кузнечик будет прыгать, бабочка - летать, лягушка - скакать. А когда музыка остановится, дети в образе зверей должны остановиться и замереть на месте. Игра может повторяться несколько раз. Необязательно, чтобы лесные жители были зеленого цвета, можно выбрать любой другой.


Предварительно на альбомном листе приклейте кусочки ваты в виде облаков. Под музыку "Пение птиц" вместе с ребенком разукрасьте небо. Покажите ему, как можно смешать краски синего и белого цвета, чтобы получить необходимый оттенок голубого. Добавьте к этой картине яркое солнышко, зеленую травку и то, что пожелает малыш.

В заключение

С самого детства нас окружает разноцветный мир земли, который совершенно незаметно способен оказать влияние на настроение и здоровье человека. В отличие от взрослых, маленькие дети более чувствительны к различным цветам. Важно внимательно относиться к перепадам настроения детей. С помощью цветотерапии детям дошкольного возраста можно поднять настроение или избавить их от грусти. Яркие краски помогают формировать артистическую составляющую ребенка, развить фантазию, а также расширить словарный запас дошкольника.

Валентина Жеребцова
Цветотерапия, как средство коррекции психоэмоционалных нарушений детей

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. В последнее время увеличивается количество детей, посещающих дошкольное учреждение, с различными психоэмоциональными нарушениями: снижением работоспособности, раздражительности и плаксивости,а так же гиперактивные и наоборот пассивные дети. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья.

Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые.

Именно мы должны создать все условия для развития разносторонней личности.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт.

Одним из основных требований к подбору материала является цвет, т. к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Все это побудило меня к использованию в своей работе одного из средств здоровьесбережения- цветотерапию.

Цветотерапия – коррекция психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.

Еще в древние времена люди заметили, что цвет одежды, предметов быта, освещения и т. п. способен влиять на физическое и психологическое состояние человека. Цветом исцеляли в Древнем Египте, Китае, Индии, Персии. Современная наука подтвердила лечебные свойства цветов. На основе исследований их влияния сформировалась цветотерапия - методика улучшения здоровья человека с помощью цвета.

Американский психолог Джекоб Либерман, тридцать лет изучал влияние света и цветных лучей на организм человека, пришел к выводу, что цвет и солнечный свет могут заменить почти все лекарства!

Сейчас сложилась целая научная теория влияния цветов на психофизиологическое состояние человека.

Наверняка, каждый из нас хотя бы раз видел радугу и может с легкостью назвать цвета радуги по порядку. Запоминать цвета радуги по порядку нас учили еще в детстве.Помните знаменитую фразу: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан? А ведь это не что иное как самая популярная мнемоническая фраза для того, чтобы запомнить цвета радуги по порядку. Первая буква каждого слова этой фразы соответствует первой букве в названии цвета. Остановимся более подробно на каждом цвете:

Красный цвет

В цветотерапии этот цвет используют тогда, когда жизненные силы человека нуждаются в поддержке или восстановлении, когда необходимо наполнить ослабленный организм новыми силами. Красный иногда помогает бороться с сильными стрессами. Однако для слишком эмоциональных людей красный в большом количестве может оказаться вредным.

Оранжевый цвет

Способствует общему укреплению организма, нормализует деятельность эндокринной системы. Этот цвет придает ощущение психологической свободы, уменьшает эмоциональную нестабильность. Оранжевый улучшает пищеварение, повышает аппетит.

Желтый цвет

Поможет при грустном настроении, постоянной пассивности. Он помогает научиться легче относиться к событиям, избавиться от бесполезных волнений. Этот цвет положительно действует прежде всего на меланхоличных, склонных к внутренним конфликтам и пассивности людей, имеющих проблемы в общении.

Зеленый цвет

Длительное воздействие этого цвета делает характер уравновешенным, одновременно освежает и успокаивает. Этот цвет и повышает жизненный тонус и способствует расслаблению, помогает бороться с расстройствами сна.

Зеленый способствует стабильному росту умственной работоспособности, концентрации внимания. Этот цвет помогает бороться с лишним весом, снижает аппетит.

Голубой цвет

Выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. В конце рабочего трудного дня голубой оттенок в помещении может снять напряжение, однако не стоит и забывать, что излишний голубой цвет в помещении может вызвать чувство отчуждения и холода.

Синий цвет

Психологи рекомендуют синий цвет людям, нуждающимся в чувстве безопасности. Он создает положительный психотерапевтический эффект при меланхолии, истерии, эпилепсии. Оттенки синего помогают при бессоннице.

Синий цвет снимает боль при заболеваниях костной и эндокринной систем, его рекомендуют при заболеваниях позвоночника, мозга, глаз, воспалениях носовых пазух.

Полагают, что этот цвет связан с духовностью, способен воодушевлять.

Фиолетовый цвет

Следует применять, когда возникают беспричинные сомнения, недоверие, подозрительность. Благодаря сильному воздействию на подсознание фиолетовый помогает бороться с глубинными страхами, различными психическими и нервными расстройствами.

Чрезмерное влияние фиолетового угнетает нервную систему, может вызвать апатию.

Белый цвет

Символ чистоты и духовности, исцеления от болезней, это цвет равновесия, добра, успеха. Он поможет успокоиться, снять внутреннее напряжение. Белый цвет лечит центральную нервную систему, помогает восстанавливать структуру мозговых тканей, непосредственно связанных с сознанием.

Черный цвет

Этот цвет способствует собранности, дисциплине, выдержке и стойкости. Но склонным к депрессии не рекомендуют носить черное, ведь в избыточном количестве этот цвет может подавлять.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет, т. е. воспитать культуру цвета.

Маленькие дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо бережного отношения. Поэтому старайтесь создать в группе максимально комфортную обстановку. В первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. Предпочтение отдаются теплой цветовой гамме помещения группы. Дети в детском саду постоянно ощущает на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому нужно зонировать помещение еще и с помощью цвета.

Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.

В своей практике цветотерапию я использую в различных формах работы.Остановимся более подробно на некоторых из них:

Следующая форма работы: чтение художественной литературы- Семь цветных сказок.

-Хотите я расскажу вам семь сказок?

- А какие они будут?

-Одна желтая, другая зеленая, потом голубая, потом красная, еще синяя и лиловая, а самая последняя оранжевая, про девочку у которой было много разноцветных передников и мамин лиловый зонт. Чтение таких сказок активизирует логику, уменьшает эмоциональную нестабильность, развивает воображение.

Сочинение цветных сказок, как в группе, так и дома с родителями. Понятно, что яркие сказки, например, желтая и красная, зеленая и оранжевая получаются веселые, красочные, а вот черная наоборот. Но ведь и черную краску можно преобразить, добавив в нее немного цвета и фантазии.

Также мною были подобраны консультации для родителей, направленные на расширение их знаний о целесообразности развития цветового восприятия детей, о различных техниках рисования, психологии цвета и подборке цветных игр.

Еще одна форма работы- цветомедитация, которая помогает детям расслабиться, развивает воображение, фантазию.

Конечно, о результатах работы говорить еще рано, но уже сейчас я можно отметить, что дети стали эмоционально раскованнее. Они стараются дать цветовую характеристику, сказочному герою и его поступкам, погоде, которую наблюдаем на прогулке. Дети хорошо знают и начинают чувствовать цвета и оттенки. Это очень заметно по их рисункам. Они яркие и красочные, разнообразные по цветовой гамме. Непосредственный контакт в играх с детьми помог установить доверительные отношения, удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет на физическое и психическое здоровье детей.

Математические игры как средство коррекции детей с ОВЗ С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, и если для родителей нормально развивающегося.

Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрастеИгра является основным видом деятельности ребенка.

Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста По мнению А. И. Захарова,.

Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников Суть логоритмики и ее польза для детей имеющих речевые нарушения. [/b] Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие.

Цветотерапия для детей, как эффективное средство сохранения здоровья

Цвет окружает нас в природе повсюду. Он — неотъемлемая часть нашей жизни. Учеными установлено, что каждый цвет излучает свою собственную энергию, которую мы можем использовать для улучшения нашего здоровья. Существует зависимость между физиологическими показателями человека и теми цветами, на которые он смотрит и в которые одет. Мрачные тона посылают меньше импульсов эндокринной системе. А та, в свою очередь, вырабатывает меньше гормонов, стимулирующих жизненные процессы. В результате снижается сопротивляемость, обостряются хронические заболевания. Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.

Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

С древнейших времен использовалось лечение цветом. Люди Египта, Индии и Китая применяли удивительные целительные свойства цвета. Существуют даже документальные подтверждения, что китайские врачи тысячи лет назад лечили болезни желудка желтым цветом, а пациенты, пытающиеся вылечиться от скарлатины, носили красные шарфы.

В средневековье в процессе постройки храмов использовали большие витражные окна, и через них проникали разноцветные целительные лучи.

Цветотерапия как самостоятельная наука берет начало с открытия английских ученых Дауна и Блунта в 1877 году терапевтических свойств ультрафиолетовых лучей, при помощи которых лечили кожные заболевания и рахит. Кроме того, вкладом в развитие науки стали произведения американских ученых Эдвина Баббита и Плизантона, в которых обозначено терапевтическое влияние отдельного цвета спектра. Например, Баббит считал необходимым лечить красным цветом бесплодие, желтым пользоваться в качестве средства против запоров, а голубым при нервных расстройствах.

Русский ученый невропатолог В. М. Бехтерев также занимался изучением вопроса о взаимоотношениях органов человеческого тела и цветовых лучей. Он исследовал воздействие цветовых ощущений человека на скорость психических процессов, протекающих в его организме. После этого стало известно, что лучи, которые расположения ближе к тепловой части спектра, производят оживляющее действие. При этом желтый цвет практически не влияет на нашу психику, зеленный цвет замедляет реакции, а фиолетовый заметно угнетает психические процессы и настроение пациентов. Кроме того, В. М. Бехтерев в конечном выводе понял, что существует тормозящее действие голубого цвета при состоянии психического возбуждения, а также явление активации действия розового цвета при подавленности и психическом угнетении человека.

В психодиагностике существуют "цветовые методы", которые позволяют составить портрет личности, определить его актуальное психическое состояние и пр. "Покажи мне свои любимые цвета - и я скажу тебе, кто ты" - примерно так говорил швейцарский врач и психолог Макс Люшер разрабатывая свой знаменитый цветовой личностный тест.
Итак, в настоящее время учеными-психологами доказано, что цвет оказывает сильнейшее влияние на самочувствие человека, его работоспособность и настроение.

Сегодня ученые также полагают, что цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления, в то время как химиотерапия возможно через определенный период времени отойдет в прошлое.

Цветотерапия для детей – это особая методика, основанная на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг малыша. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое окружает ребёнка. Для начала давайте проанализируем, что означает то или иное предпочтение в цвете маленького человека.

Обычно дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет могут сказать о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве. Цветотерапия для детей как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости.

Успокоить малыша и избавить его от тревоги и смятения поможет созерцание голубого, синего или фиолетового цветов. Эти цвета, кроме всего прочего, по данным исследователей способны снижать кровяное давление и даже болевые ощущения.

Лечить ребенка зеленым цветом рекомендуется тогда, когда он переутомился или находится на грани нервного срыва. Однако, если ребенок слишком противится этому цвету, не нужно настаивать – зеленый цвет в избытке может вогнать в тоску и вызвать головную боль.

Желтый и оранжевый цвета используют в случаях, когда ребенок чем-то расстроен и не может успокоиться. Эти цвета как нельзя лучше подходят для того, чтобы вернуть улыбки на лица детей.

Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

При помощи определенных цветов можно корректировать психоэмоциональное состояние ребенка. Для этого надо знать, как они влияют на наш организм:

Голубой цвет незаменим при стрессах и излишних волнениях. Он действует на организм успокаивающе, в основном благодаря тому, что снижает кровяное давление. Так же он в силах понизить температуру и остановить распространение инфекции. Схожие эффекты достигаются и с помощью синего цвета: он особенно эффективен для борьбы со стрессом. Считается, что долгое созерцание синего цвета может утолить боль, к тому же, он отлично действует и на глаза в качестве успокаивающего средства.

Схожи с синим и голубым по действию и фиолетовый и сиреневый. Однако избыток этого цвета вполне может привести к депрессии. Поэтому стоит обратить особое внимание на то, если ребёнок стремится ко всему фиолетовому или сиреневому. Возможно, он ищет не покоя, а просто, таким образом, подсознательно сигнализирует о душевном дискомфорте.

Зелёный цвет хорош при переутомлении и головной боли. Ему также дано стабилизировать кровяное давление и усмирять нервные срывы, бороться с хронической усталостью, правда, многие находят этот цвет скучным и вгоняющим в тоску, поэтому не переусердствуйте.

Красный цвет, словно физически излучает тепло. Он активизирует силы организма и даже лечит простуду. Некоторые, памятуя об этом, даже накрываются при простуде красными пледами. Красный цвет стимулирует сердечную активность, активизирует обмен веществ, однако с его употреблением надо быть наиболее осторожным! От долгого воздействия красного цвета человек может переутомиться и стать раздражительным.

Жёлтый цвет – цвет радости и оптимизма. Он имеет способность укреплять нервную систему и зрение. Если долго смотреть на жёлтый цвет, то плохие мысли скорей покинут голову.

Оранжевый цвет помогает улучшить пищеварение, и полезен при нарушениях в системе желудочно-кишечного тракта, он также стимулирует щитовидную железу. Диетологи отметили способность оранжевого стимулировать аппетит – это тоже можно взять на заметку.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета вашего ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое окружает вашего кроху. Что означает то или иное предпочтение в цвете вашего ребенка?

Обычно дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет могут сказать о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве.

Успокоить малыша и избавить его от тревоги и смятения поможет созерцание голубого, синего или фиолетового цветов.

Лечить ребенка зеленым цветом рекомендуется тогда, когда он переутомился или находится на грани нервного срыва. Однако, если Ваш ребенок слишком противится этому цвету, не нужно настаивать – зеленый цвет в избытке может вогнать в тоску и вызвать головную боль.

Желтый и оранжевый цвета используют в случаях, когда ребенок чем-то расстроен и не может успокоиться.

Цвет в интерьере детской комнаты играет огромную роль в становлении мировоззрения и формировании представления об окружающем мире Вашего ребенка. Именно поэтому, оформляя комнату для самого маленького члена семьи, нужно помнить о том, что тот или иной цвет в интерьере детской может оказать сильное эмоциональное воздействие на Вашего малыша, развеселить его, придать сил или же, наоборот, принести в его жизнь тоску и чувство отчужденности.

Белый цвет в интерьере детской является универсальным выбором многих родителей, которые хотят, чтобы их ребенок вырос общительным и дружелюбным. Однако с этим цветом нужно быть осторожным, дабы не сделать комнату ребенка стерильно белой. Выбирайте более теплые тона – бежевый, кремовый и другие или же разбавляйте белую комнату яркими красками, так Ваш малыш почувствует себя защищенным и уверенным в себе.

Если ребенок беспокойный, то привести его в уравновешенное состояние лучше всего помогут светло-серые тона его окружения. Светло-серый тон как нельзя лучше подходит тем деткам, которые плохо спят или выказывают излишнюю активность днем. Оформляя комнату в серых тонах, не забудьте о ярких теплых вкраплениях других цветов, а также избегайте темно-серого, который, будучи лишенным жизненной энергии, принесет в жизнь Вашего малыша тоску и печаль.

Зеленый цвет в интерьере детской, а также персиковый и другие пастельные тона считаются оптимальными для нормального развития ребенка. Эти тона создают атмосферу покоя и уюта, не раздражая ребенка и даря ему чувство защищенности и умиротворения. Отличным вариантом будет выкрасить стены в детской в разные теплые цвета – персиковый, кремовый, светло-зеленый – так Вы создадите необычную атмосферу свежести и гармонии.

Рекомендации, по использованию цветотерапии:

1. Можно улучшить свое самочувствие очень приятным и предельно простым средством - использовать цветовую добавку для ванны. Суть такой процедуры заключается в том, что кожа воспринимает через воду мельчайшие колебания каждого цвета.

2. Так же действует и одежда определенного цвета. Если после утреннего пробуждения человек ощущает усталость, плохое настроение и депрессию, ему лучше выбрать одежду радостных, светлых, теплых оттенков.

3. Если же после утреннего пробуждения он испытывает избыток энергии, лучше надеть костюм успокаивающего зеленого или прохладного синего цвета.

4. Место, где в течение дня человек проводит больше всего времени, можно рекомендовать оформить стимулирующими тонами. Например, повесить картину или поставить небольшой предмет, цвет которого позволит зарядиться энергией.

5. При плохом настроении рекомендовать методику визуализации. Для этого ему предлагают воображаемой кистью окрасить помещение, в котором он находится в данный момент, в приятный для него цвет и погрузиться в состояние расслабленности.

Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или гли ну для лепки, он высвобождает свое подсознание. В итоге получается исцеление через самовыра жение творческого потенциала. Рассматривая методы работы с детьми, арт-терапия является одним из самых действенных способов. И, пожалуй, одним из таких здоровых увлечений в арт-терапии является и изобразительное искусство. Не имеет значения, как будет происходить рисование во время болезни или корректировки проблем возрастного развития. Куда важнее сам процесс: размазывание, разбрызгивание, смешение, подбор или импульсивное рисование красками это будет красиво!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.