Детско-родительские отношения в семьях с детьми с дцп

Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

Особенности сиблинговых и детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с детским церебральным параличом

Аннотация:
Излагается экспериментальное исследование, направленное на изучение сиблинговых и детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с детским церебральным параличом. Установлено различие во внутрисемейных отношениях в зависимости от степени сохранности интеллекта детей с ДЦП.

Ключевые слова:
сиблинги, детско-родительские отношения, дети с детским церебральным параличом, личностное развитие, методика Р. Жиля.

Численность детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья на территории г. Екатеринбурга и Свердловской области на 1 июня 2010 г. составила 14 тысяч человек. Анализ статистических данных показывает, что среди всех заболеваний детей болезни нервной системы занимают 7-е ранговое место. Среди причин детской инвалидности ведущее место занимает детский церебральный паралич (ДЦП). В настоящее время ДЦП рассматривают как особое состояние ребенка, как совокупность клинических, психологических и социальных факторов, дезадаптирующих человека, при водящих к ограничению его жизнедеятельно сти.

Биологическая неполноценность ставит ребенка в принципиально иные условия развития в сравнении со здоровыми детьми и предъявляет повышенные требования к родителям, призванным способствовать приспособлению его к этим условиям. Каждая семья - это система отно­шений со своими собственными пра вилами, запросами, интересами. В рамках системного подхода семья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений. Понятие границы семейной системы определяет взаимоотношения между семьей и ее ближайшим социальным окружением (внешние границы) и между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы). Семья включает две основные подсистемы: подсистему супружеских отношений и подсистему родительско-детских отношений. Между супружеской и родительско-детской подсистемой существуют взаимосвязи и взаимообусловленность. В случае, когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется также детская подсистема сиблинговых отношений (отношений братьев и сестер) [1, с.104] В работах, посвященных проблеме отношений братьев и сестер в семье, подчеркивается, что эти отношения по природе своей являются амбивалентными. Установлено, что отношение детей к своим младшим сиблингам строится через отношения к детям их родителей. Как показали исследования Л.С. Выготского, для становления личности необходимо общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, детьми, которые немного старше или младше ребенка. В семье, где есть сиблинги, взаимодействие между ними способствует развитию личности каждого ребенка [2, с.75].

Особое значение общество сиблингов приобретает для ребенка с отклонениями в развитии. Появление в семье такого ребенка затрагивает жизнь всех членов семьи, включение его в сиблинговую подсистему также влияет на взаимоотношения внутри нее. Нередко сиблинги являются для особого ребенка единственным обществом сверстников. В общении с братом или сестрой ребенок с отклонениями в развитии приобретает первичный опыт общения с обычными сверстни­ками. Н ачинают строиться отношения брата и сестры без учета дефекта больного ребенка.

Рассматривая проблемы социализации и их взаимосвязь с характером детско-родительских отношений, исследователи предполагают, что наличие различий в родительском воспитании в первую очередь влияет на особенность сиблинговых отношений, которые являются микромоделью социальных отношений и непосредственно связаны с успешной социализацией. Существует пласт исследований, направленных на установление связи между характером детско-родительских отношений и личностными особенностями сиблингов. В сиблинговых исследованиях, где сравнили детей, имеющих брата или сестру с умственным отставанием выявили, что братья или сестры с нарушением интеллекта испытывали по отношению к здоровым чувство злости. Дети же, имевшие больных братьев или сестер выражали по отношению к ним лишь положительные чувства [3, с. 18].

Обширный ряд исследований роли братьев и сестер показали, что у стар­ших сестер и младших братьев неполноценных детей имеется повышенный риск психосоциальных расстройств (у старших сестер - по причине падающих на их плечи обязанностей по уходу, у младших братьев - по причине отсутствия вни­мания со стороны родителей). Чувства братьев и сестер по отношению к их не­полноценному брату или сестре высоко коррелируют с тем, насколько здоровый ребенок чувствует, что родители принимают его. В целом ситуация братьев и сестер неполноценных детей часто очень сложна, так как здоровые братья и сестры, как правило, получают мало внимания [4, с. 59].

Взаимоотношения между сиблингами занимают важное место в системе семейных отношений. До сих пор остается мало изученной проблема определения особенностей сиблинговых взаимоотношений именно в семьях, имеющих кроме здорового ребенка, ребенка с детским церебральным параличом.

Для изучения особенностей сиблинговых и детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ДЦП, было исследовано 306 семей, проживающих в г. Екатеринбурге и других городах Свердловской области. В соответствии с генеральной совокупностью, семьи, где есть девочки и мальчики с диагнозом ДЦП, распределились в пропорции 1:1,8 (семьи с девочками – 142; семьи с мальчиками - 164). Средний возраст детей составил 10 лет. Другим значимым показателем данной выборки выступает нарушение интеллекта, что часто является вторичным дефектом при ДЦП. Среди мальчиков с нарушением интеллекта – 50 человек, среди девочек – 40 человек. Диагнозы установлены были невропатологом и психиатром в соответствии с критериями, принятыми в МКБ – 10.

Рассмотрим диаграмму на р ис. 1, на которой представлены результаты , полученные с применением методики Р. Жиля. Мы выделили три показателя, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с ДЦП в семье. Положительными были названы такие выборы ребенка, при которых он располагал себя рядом с кем-то из членов семьи, отрицательными – ситуации, когда ребенок выбирал противоположную позицию, нейтральными – если ребенок оставлял определенное пространство между собой и членом семьи, но не занимал противоположную позицию (например, садился через один, два стула).

Рис.1 Особенности основных параметров межличностных отношений детей с ДЦП с сохранным интеллектом

На втором месте у детей с сохранным интеллектом – позитивные отношения с матерью (51%), другими словами, каждый второй ребенок без нарушений интеллекта демонстрирует симбиотическую связь с матерью. Мать проводит больше времени с больным ребенком, осуществляя уход и воспитание. Среди детей, расположивших себя рядом с матерью, большая часть мальчиков, что подчеркивает у них наличие личностных проблем, ведь мальчики более чувствительны к эмоциональным компонентам взаимодействия с матерью. Каждый второй ребенок (51%) из группы детей без нарушения интеллекта относится нейтрально к обоим родителям, рассматривая их как целостность. Возникает объективно проблемная ситуация функционирования семьи, при которой у ребенка без нарушения интеллекта сформировано противоречивое отношение к системе внутрисемейных взаимодействий, что мешает адекватной дифференциации и приводит к формированию невротических моделей поведения. Дети с нарушением интеллекта, как выявлено в нашем исследовании, более адекватно оценивают свои взаимоотношения в семье. Так, большинство детей из данной группы нейтрально относятся как к семье, так и к сиблингам и бабушке/дедушке. Девочки с нарушением интеллекта чаще выбирают относительно близкую позицию по отношению к родителям (через один стул), мальчики с нарушением интеллекта почти в 100% выбирают позицию рядом с родителями, чаще рядом с мамой. В ситуациях, где надо обозначить себя на прогулке, эти дети также отмечают себя недалеко от родителей.

Литература :

Minuchin S. Families and Family Therapy. L.: Travistock Publications, 1974. – 2 45 р .

Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Выготский. - М., 1996.- 108 с.

Brody G.H. Sibling relationship quality: its causes and consequences // Annual Review of Psychology. 1998. Vol . 49. P . 1–24.

Валитова И.Е. Взаимоотношения в семье между сиблингами, один из которых – ребенок с особенностями в развитии / И.Е. Валитова// Мир психологии. – 2006. - №4. – С.55-67.

Лучшие психологические тесты / Под ред. А.Ф.Кудряшовой. Петрозаводск: Петроком, 1992. – 318 с.

Рекомендовано к публикации
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Peculiarities and sibling child-parent relationships in families of children with cerebral palsy

We present an experimental study aimed at studying sibling and parent-child relationships in families of children with cerebral palsy. Distinction in the intra family relations depending on degree of safety of intelligence of children with cerebral spastic infantile paralysis is established.

Keywords :
siblings, parents and children relationship, children with cerebral palsy, personal development, methodology R. Gilles.

КАК УСЛОВИЕ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ

КАК УСЛОВИЕ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Максимова Ирина Валентиновна,

преподаватель кафедры возрастной и

педагогической психологии НГПУ

Старший воспитатель МКОУ № 365

По мнению зарубежных авторов (Г.Банч, 2002) занимающихся проблемой инклюзии, включение детей с особыми образовательными потребностями в систему дошкольного, начального и среднего образования невозможно без эффективного взаимодействия с семьёй.

Психология и философия новых форм образования детей с двигательными нарушениями уже принята родителями, педагогами и специалистами, работающими в системе специального и общего образования. Современные исследования (Дудьев В.П., 2004) и первые итоги внедрения инклюзии подтверждают мнение психологов о том, что данный путь является наиболее эффективным для социализации и становления личности ребёнка. При этом процессу воспитания при взаимодействии с взрослым отводится ведущая роль независимо от того, какими бы природными анатомо-физиологическими предпосылками не обладал ребёнок.

Детский церебральный паралич и другие нарушения опорно-двигательного аппарата ограничивают детей не только в двигательной деятельности, но и в значительной мере задерживают их когнитивное и речевое развитие, часто сопровождающиеся серьёзными сенсорными нарушениями (И.Ю.Левченко, К.А.Семёнова, О.Г.Приходько и др.). В настоящее время у детей данной категории часто проявляется тенденция к изоляции от общества, которая проявляется в нарушении способности включаться в общество. Согласно И.А.Джидарьяна (1981), отклонения в развитии личности аномальных детей вызывают, прежде всего, нарушения в области познания и коммуникации, а также могут стать причиной патологических форм поведения и активности.

Л.М.Шипицина и И.И.Мамайчук (2001) отмечают, что дети с ДЦП отличаются нарушением контактов с другими людьми, в частности, недостатком социальных контактов, обусловленных неправильным воспитанием или неблагоприятным воздействием социального окружения.

По мнению В.В.Ткачёвой (2006), И.А.Скворцова (1995), В.С.Чавес (1993), отмечаются наиболее трудно решаемые проблемы семей: отрицательное отношение близких к детям с психофизическими нарушениями; неадекватные родительские установки и модели воспитания; неблагоприятные межличностные отношения в семьях; высокий уровень прихоэмоциональных проблем матерей, которые негативно влияют на детско-родительские отношения и процесс воспитания.

В рамках нашего исследования коммуникативной деятельности старших дошкольников с ДЦП, мы обратили внимание на зависимость между преобладающей формой общения ребёнка с взрослым (М.И.Лисина) и родительскими установками, стилем воспитания. Чем адекватнее и гармоничнее отношения в семье, тем более высокая форма общения диагностируется у ребёнка. Данные по тесту – опроснику родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина показали следующие результаты:

- 72% матерей эмоционально отвергают ребёнка с данным дефектом;

- 30% матерей воспринимают его как инфантильного, личностно несостоятельного, социально неприспособленного , что вызывает раздражение, нетерпимость и унижение ребёнка;

- 50% стремятся к симбиотическим отношениям с ребёнком, они излишне его опекают, ограждают от трудностей;

- качественный анализ содержания ответов показал, что матери детей с церебральным параличом затрудняются в определении меры требовательности и строгости к ребёнку;

- авторитарная гиперсоциализация отмечается у 40% матерей;

- у 45% родителей прослеживается противоречивость в отношении к детям.

При определении доминирующей формы общения ребёнка со взрослым в группе исследуемых (50 дошкольников с разными формами ДЦП) выяснилось, что 60% детей 6-7 лет показывают ситуативно - деловую форму общения.

Это свидетельствует о том, что дети старшего дошкольного возраста с церебральным параличом отстают от возрастных норм в коммуникативном развитии. При соотнесении и персонализации данных обоих исследований отмечается соответствие детей, выявивших ситуативно-деловую форму общения с взрослым и родителей, имеющих негативные проявления по отношению к ним.

В связи с этим, одним из важнейших направлений коррекционной работы являлось – организация эффективного взаимодействия специалистов с родителями детей для нормализации стиля родительского отношения. Положительный результат данной работы, по нашему мнению, должен повлиять на формирование возрастных форм общения ребёнка с взрослым (внеситуативно-познавательной, внеситуативно-личностной).

Данные формы общения должны стать основой социализации детей с церебральным параличом в общеобразовательной школе.

Целью психокоррекционной работы было включение родителей в процесс формирования у детей с ДЦП коммуникативной деятельности.

Одним из важных направлений коррекционной работы была психологическая поддержка родителей. Нормализация межличностных отношений в семьях, определение адекватного стиля общения с ребёнком, коррекция родительской тревожности и оптимизация их потенциальных педагогических возможностей стали темами психологических тренингов, групп самоподдержки, круглых столов и индивидуальных консультаций, заседаний родительского клуба и открытых занятий с родителями. Одной из важных проблем данной работы является то, что многие мамы и папы не осознают своих проблем, тем самым создают значительные трудности в работе с детьми.

Следующим направлением работы с родителями является обучение их доступным методам развития и коррекции детей в домашних условиях, формированию и закреплению коммуникативных навыков. Увеличение педагогической компетенции родителей носило всесторонний характер, но особое внимание уделялось развитию форм общения старших дошкольников с ДЦП с взрослыми. Формирование понятий коммуникативной деятельности, осознание её значимости в развитии ребёнка с ДЦП, овладение разными техниками общения и знаниями об создании необходимых условий для этого.

В результате данной работы появились положительные тенденции как и в направлении детско-родительских отношений, так и в развитии общения дошкольников. У родителей изменилась позиция по отношению к своим детям – снизились эмоциональное отвержение и гиперопека, авторитарная гиперсоциализация. Сами родители отметили, что появилась оптимистическая позиция на возможности ребёнка, расширился спектр тем для общения.

У детей стали наблюдаться более содержательные контакты даже при ситуативно – деловой форме общения. Взрослый стал чаще выступать как объект для знаний, соратник для бесед. Педагоги отметили значительный качественный скачёк в средствах общения, используемых детьми.

Важным выводом данного этапа нашей экспериментальной работы является то, что воспитание у родителей активной жизненной позиции в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья базируется прежде всего на их психолого – педагогической и социальной компетенции.

Васильева Вероника
Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста с ДЦП

Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста, с детским церебральным параличом

Инвалидность детей с церебральным параличом занимает первое место в структуре детской инвалидности по неврологическому профилю, и тяжесть ее обусловлена как двигательными, так и психическими нарушениями. С самого рождения такие дети нуждаются в постоянном прохождении полных курсов интенсивного лечения, включая различные направления воздействия, начиная от лечебной физкультуры, игротерапии, и заканчивая хирургическим вмешательством, которые способствуют не только лечению и восстановлению, но являются также важными факторами социальной адаптации.

Растущий интерес к детям с нарушениями развития отражает наметившееся прогрессивное изменение взглядов на систему помощи больному ребенку и его семье: при сохранении таких значимых направлений работы, как гигиенический уход, медицинское обслуживание, обеспечение индивидуальными средствами реабилитации и подготовка к посильным видам труда, все настойчивее ставятся задачи по развитию личности ребенка и его успешной интеграции в социум.

Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учиться любить, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лживым, лицемерным.

По мнению А. Я. Варга, В. В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков. Следовательно, для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.

Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе социальной адаптации предусматривает анализ целого ряда ее структурных и функциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членов семьи.

Для педагога важны следующие структурные характеристики семьи:

- наличие брачных партнеров;

- стадия жизненного цикла семьи;

- порядок заключения брака;

- количество поколений в семье;

В перечисленных характеристиках кроются как ресурсные возможности семьи, так и потенциальные факторы социального риска.

Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальные особенности ее членов. Сочетание всех перечисленных характеристик складываются в комплексную характеристику – статус семьи.

Из существующего множества типологий семьи задачам педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему,низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, и в случае необходимости оказать своевременную помощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания протекает с большими трудностями. Для данной семьи необходима активная и продолжительная поддержка со стороны социального педагога, он оказывает им образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи – те, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Одним из главнейших правил семейного воспитания ребенка с детским церебральным параличом (ДЦП, является предупреждение у него дискомфортного состояния, общего возбуждения, страха, реакций протеста. Относится, к таким детям следует спокойно, ровно, доброжелательно, имея в виду, что они нуждаются в их помощи.

Основными направлениями оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста с ДЦП являются: обучение родителей приемам безоценочного, принимающего, демократического взаимодействия с детьми, повышение уровня доверия родителей к детям, развитие позитивной самооценки у родителей и детей, формирование позитивного сплоченного образа семьи у детей, снижение уровня тревожности у детей в внутрисемейных отношениях.

Специалисты в области социальной педагогики Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н., Штинова Г. Н., Тищенко Е. А., Дьяконов В. П. считают, что деятельность социального педагога с семьейможет разворачиваться по трем направлениям: образовательное, психологическое, посредническое.

Основными задачами направлений являются:

- формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с отклонениями в развитии;

- коррекция взаимоотношений в диаде родитель-ребенок с отклонениями в развитии;

- коррекция личностных нарушений у родителей;

- коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей, как в отношении своих детей, так и в отношениях с социумом;

- гармонизация интерперсональных отношений между диадой, представленной матерью с больным ребенком, и членами семьи, членами семьи и посторонними лицами.

В отечественной и зарубежной практике накоплен богатый опыт оказания социально-педагогической помощи с использованием долгосрочных и краткосрочных форм работы.

Среди краткосрочных форм работы с семьей, выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в жизненном цикле семьи. Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, или уменьшить их остроту, самостоятельно, отсюда задача социального педагога, психолога – создать такие условия.

Долгосрочные формы работы обычно построены на психоциальном подходе. К долгосрочным формам работы с семьейможно отнести следующее: социально-педагогический патронаж, социально-психологический тренинг, социально-педагогическое консультирование, коррекционно-развивающие занятия и т. п.

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение.

Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нарушения детско-родительских отношений оказывают серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало бы значительному улучшению детско-родительских отношений.

3. Психологиядетей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:/ Шипицына Л. М., Мамайчук И. И--- М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-368с.

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В2 кн. -2- е изд., перераб. и доп. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1998:- кН.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 480с.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Современная семья и её проблемы служат объектом.

Консультация: Психолого-педагогические условия организации игровой деятельности детей раннего возраста для успешной адаптации Важным условием успешной адаптации, является организация игровой деятельности дошкольников. Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить.

Оптимизация детско-родительских отношений Составила : Большакова Вера Владимировна МБДОУ д/сад 144 г. Иркутск. 2017 год. Проблемы, связанные с защитой детства, постоянно находятся.

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации Аксенова Валентина Владимировна, педагог-психолог, МКДОУ №262, г. Новосибирск Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимофеева Ирина Владимировна

Рассматриваются особенности родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей с детским церебральным параличом с позиции семейных систем М. Боуена. Выявлена специфика особенностей отношений, влияющая на характер семейного воспитания.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тимофеева Ирина Владимировна

The article deals with special features of parent-child relations in the families with children having cerebri paralysis viewed from the point of view of Bowen theory of the family systems. The specific features of the relationships influencing the type of family upbringing are identified.

1. Agaveljan O. K. Obwenie detej s narushenijami umstvennogo razvitija: Avtoref. dis. . d-ra psihol. nauk: M.: APN SSSR, NII defektologii, 1989. 34 s.

2. Vlasova T. A., PevznerM. S. O detjah s otklonenijami v razvitii. M., 1973.

3. Matasov Ju. T. Izuchenie myslitel'noj dejatel'nosti uchawihsja vspomogatel'noj shkoly. L.: LOIUU, 1991. 24 s.

4. Omarova P. O. Razvitie obwenija umstvenno otstalyh mladshih shkol'nikov. Mahachkala: JUpiter, 2002. 120 s.

5. Osobennosti umstvennogo razvitija uchawihsja vspomogatel'noj shkoly / Pod red. ZH.I.SHif, M.: Pros-vewenie, 1965.

6. Pevzner M. S. Deti-oligofreny (izuchenie detej-oligofrenov v processe ih vospitanija i obuchenija). M.: APN RSFSR, 1959. 487 s.

7. Petrova V G. Razvitie rechi i poznavatel'naja dejatel'nost' umstvenno otstalyh shkol'nikov: Avtoref. dis. d-ra psihol. nauk. M.: APN SSSR, NII defektologii, 1975. 42 s.

8. Razuvan E. I. Formirovanie umenij delovogo obwenija u uchawihsja starshih klassov vspomogatel'noj shkoly: (Na materiale social'no-bytovoj orientirovki): Avtoref. dis. . kand. ped. nauk. M., 1989.

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ СЕМЕЙНЫХ СИСТЕМ

Рассматриваются особенности родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей с детским церебральным параличом с позиции семейных систем М. Боуена. Выявлена специфика особенностей отношений, влияющая на характер семейного воспитания.

Ключевые слова: теория семейных систем М. Боуена, родительско-детские отношения, детский церебральный паралич, ядерный эмоциональный семейный процесс.

THE FEATURES OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS IN FAMILIES WITH CHILDREN HAVING CEREBRI PARALYSIS BASED ON THEORY OF FAMILY SYSTEMS

The article deals with special features ofparent-child relations in the families with children having cerebri paralysis viewed from the point of view of Bowen theory of the family systems. The specific features of the relationships influencing the type offamily upbringing are identified.

Keywords: Bowen theory of family systems, parent-child relations, nuclear emotional family process.

Семья ребенка с ограниченными возможностями сравнительно недавно стала объектом изучения и социального действия. Особое значение в разработке названной проблемы приобретает факт признания того, что нарушение психического и физического развития не является чисто медицин-

ским явлением ни по причинам возникновения, ни по последствиям.

Общепризнано, что семья является своеобразным посредником, медиатором между индивидом и обществом. В точном соответствии с идеологиями традиционных обществ наука (в том числе и психологиче-

ская наука) акцентировала лишь один аспект посреднической функции семьи, — ее посредничество воздействий социума на индивида, обеспечение развития социума посредством адаптации индивида к социуму.

Однако семья, как такой посредник, может решать и другой класс задач: семья является также посредником между индивидом и социумом в процессе развития, самоактуализации индивида как такового. Семейная поддержка способствует повышению степени предотвращения жизненных трудностей с использованием стратегий разрешения сложной ситуации и уменьшению применения стратегий избегания. Роль социальной поддержки особо подчеркивается в работе А. Мантин, который отмечает, что сопротивляемость зависит не только от состояния личности, но и от наличия поддержки окружающих [6, с. 93].

Вместе с тем очевидно, что психологические и личностные особенности родителей как фактор социальной адаптации ребенка-инвалида, исследованы недостаточно. Семья является первичной средой развития ребенка, члены семьи формируют эту среду.

В работах А. Адлера, которые отражают компенсаторные возможности психики ребенка с физическими дефектами, автор делает очень важный вывод о том, что пред-

Влияние семьи на психологические особенности ребенка и становление его личности неоднократно изучались в зарубежной и отечественной психологии. В настоящее время достаточно широко рассмотрено влияние родительского отношения на зарождение отдельных личностных показателей ребенка, таких как становление образа Я ребенка, нравственное и эмоциональное

развитие, самостоятельность, но недостаточно описано это влияние на детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Главной характеристикой родительского отношения является любовь к ребенку, которая определяет целостное отношение к нему как к уникальной личности: доверие, радость от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и пр. С другой стороны, именно родитель несет ответственность за формирование личности ребенка, за усвоение им норм и правил поведения, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками. Все это предполагает требовательность и контроль и превращает ребенка в предмет воспитания, оценки, сравнения с другими. И то и другое выражено максимально ярко, что порождает внутреннюю напряженность родительской позиции [8, с. 25].

Для изучения разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье было исследовано 306 семей, проживающих в г. Екатеринбурге и других городах Свердловской области. В соответствии с генеральной совокупностью, семьи, где есть девочки и мальчики с диагнозом ДЦП, распределились в пропорции 1:1,8 (семьи с девочками — 142; семьи с мальчиками — 164). Средний возраст детей составил 9 лет, возраст родителей — от 27-45 лет. Семейный статус: полные семьи — 220, неполные — 86. Другим значимым показателем данной выборки выступает нарушение интеллекта, что часто является вторичным дефектом при ДЦП. Среди мальчиков с нарушением интеллекта — 50 человек, среди девочек — 40 человек.

организации семейной жизни и оценить ро-дительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. В методике выделены 23 аспекта — признака, касающихся разных сторон отношения к семейной роли и 15 — касающихся родительско-детских отношений.

Теория семейных систем признает взаимозависимость физического, социального, эмоционального факторов в функционировании членов семьи. Так, изменения в одном компоненте системы сразу же вызывают изменения в других. Семейные интеракции и взаимоотношения являются обратимыми, повторяющимися и типичными. В теории семейных систем определяются концепции, характеризующие статику и динамику семейной жизни. Они связаны со структурой семьи и семейными интеракциями. Структура семьи включает такие факторы, как состав, культурный стиль и идеология семьи.

Для объяснения картины функционирования семьи необходимо осознавать наличие системы семейных интеракций, которая включает четыре основных компонента: подсистемы — брачная, родительская, детская, расширенная, сплоченность (сплетенность — разобщенность), адаптивность и коммуникации.

Семья обладает всеми характеристиками живой системы. Сдвиги в функциональном состоянии всей семьи отражаются на состоянии каждого индивида. Здоровье каждого члена семьи напрямую связано с функциональным состоянием семьи как единого целого. Заболевание одного из членов семьи влияет на всю семейную систему, что, в свою очередь, оказывает воздействие на каждого в отдельности, в том числе и на родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

телей и ребенка, всегда можно выделить три взаимосвязанных привязанности — пары друг к другу и каждого из родителей к ребенку. Каждая из этих привязанностей может влиять на любую другую через механизм изменения функционального состояния каждого индивида и соответствующие реакции других членов семьи на эти изменения. Эта базовая единица ядерной семьи воспроизводится заново по мере рождения каждого последующего ребенка. Таким образом, ядерная семья может быть описана как серия взаимосвязанных треугольников. Изменения, происходящие с одним из членов семьи или же в его взаимоотношениях с окружающими людьми, могут распространяться через сеть таких взаимодействующих треугольников и таким образом влиять на функциональные состояния и поведение других членов семьи. Следовательно, что влияет на одного индивида, то может повлиять и на целое, а что влияет на целое, то может повлиять на любого отдельного индивида.

Отношение к семейной роли родителей, имеющих детей с ДЦП (%)

Аспекты отношений Родители, имеющие детей с ДЦП, с сохранным интеллектом Родители, имеющие детей с ДЦП, с нарушенным интеллектом

Полная семья Неполная семья Полная семья Неполная семья

Отношения, обеспечивающие воспитание детей 68,2 73,1 65,8 46,3

Межсупруже ские 27 78,1 52,8 81,3

Хозяйственно -бытовые 59,3 72 54,2 39,4

В контексте семьи на взаимоотношения родителей и ребенка оказывают влияние множественные факторы, среди которых [10, с. 80] на первый план выходят факторы отца, матери и ребенка, отношений матери и отца, а также влияние окружающей среды. Важнейшей детерминантой отношений отца и матери, как показали исследования, является поддерживающий совместный брак, так как это вносит определенную ответственность в отношение между партнерами. Неполные семьи и семьи, имеющие детей с ДЦП, осложненные нарушением интеллекта, как выявлено в нашем исследовании, имеют высокий процент по шкалам. Это говорит о том, что происходит дисфункция одного из супругов. Семьи находятся в условиях психотравмической ситуации. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ре-

бенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи. Значительная часть недифференцированности оседает в адаптивной позиции одного из супругов. Псевдо-Я адаптирующегося супруга вливается в псевдо-Я доминирующего супруга, который принимает на себя все больше и больше ответственности за семью.

В хозяйственно-бытовом аспекте отношений больший процент по шкале (72%) имеют неполные семьи, воспитывающие детей с ДЦП с сохранным интеллектом. Это свидетельствует о приоритете семейных проблем у матерей, воспитывающих детей без отца, о неудовлетворенности ролью хозяйки, постоянной усталости в обстановке угнетенного, тревожного семейного климата. Психоэмоциональное напряжение может привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Эмоциональные перегрузки вызывают определенные изменения в поведении и здоровье матери, что отражается на ребенке. Получается замкнутый круг: болезнь, инвалидность ребенка вызывают стресс у матери, а последствия стресса усугубляют болезнь ребенка.

С позиции системы М. Боуена, процесс семейной проекции, посредством которого недифференцированность родителей наносит ущерб ребенку, протекает в рамках треугольника отец—мать—ребенок.

Корреляция стилевых особенностей родительско-детских отношений

с позиции родителей

Стиль отношений Дети с ДЦП Дети с ДЦП Дети с ДЦП

с сохранным с сохранным с нарушенным

интеллектом интеллектом интеллектом

Оптимальный эмоциональный контакт .1

Излишняя эмоциональная дистанция .370**

Излишняя концентрация на ребенке .542** .490**

Примечание: ** — p Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Karelin A. Bol'shaja jenciklopedija psihologicheskih testov. M.: Izd-vo Jeksmo, 2006. 416 s.

6. Ryl'skaja E. A. Psihologija zhiznesposobnosti. SPb.; Cheljabinsk: CHel.GPU, 2007. 189 s.

7. Savinova E. A. Osobennosti materinskih ustanovok po otnosheniju k detjam s narushenijami v razvitii // Voprosy psihologii. 2002. № 5. S. 15-23.

8. Smirnova E. O. Osobennosti otnoshenija roditelej k rebenku s trudnostjami v obwenii // Voprosy psi-hologii. 2008. № 4. S. 24-34.

9. Bronfenbrenner U. Discovering what families do. In: Blankenhorn D., Bayme S., Elstain J. (Eds.). Rebuilding the nest: a new commitment to the American family. Milwaukee, WI. 1990. P. 27-38

10. Doherty W.J. et al. Family theories and methods: A contextual approach. N. Y.: Plenum Press, 1993. P. 146.

11. Scorgie K., Sobsey D. Transformational outcomes associated with parenting children who have disabilities // Mental Retardation. 2000. V 38. № 3. P. 195-206.

СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНАЯ СПОСОБНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

В статье дается обоснование субъектного подхода как методологического основания для изучения сопротивляемости личности негативным жизненным ситуациям, определена взаимосвязь сопротивляемости как свойства личности с преобразующей активностью личности, связывающей субъектность и сопротивляемость, предложено авторское определение сопротивляемости как личностной способности человека с точки зрения свойства функциональной системы, интегрирующей различные психические функции и свойства.

Ключевые слова: субъектность, субъектный подход, сопротивляемость, личностная способность, свойство функциональной системы, личностный адаптационный потенциал, активно-преобразующая деятельность человека.

RESISTIBILITY AS А PERSONALITY CAPABILITY OF THE MODERN HUMAN

The subject approach as a methodological basis for studying resistibility of the person to negative life situations is substantiated. The interrelation of resistibility as a property of the person with inventive activity connecting subjectivity and resistibility is argued. A definition of re-sistibility is suggested describing it as a personal capability of a person from the point of view of property of the functional system integrating various mental functions and properties.

Keywords: subjectivity, subject approach, resistibility, personal ability, functional system property, personal adaptable potential, actively transforming human activity.

Проблема сопротивляемости личности ре. Устойчивый интерес к данной проблеме

негативным ситуациям техногенного, соци- в психологии обусловлен усилением роста

ального и личностного характера становит- в последние годы негативного воздействия

ся все более актуальной в современном ми- природных, экологических, социальных и

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.
ART 1776