Дыхательные упражнения для детей с дцп расслабление

А. Без движения конечностей туловища (статические)

  1. Лежа на спине с выпрямленными или несколько согнутыми (для расслабления мышц живота) ногами, руки вдоль туловища. Глубокий вдох с выпячиванием живота и глубокий выдох с втягиванием живота.
  2. То же, сидя на стуле, расслабив по возможности мышцы рук и ног. Если ребенку трудно самому в позе сидя расслабить мышцы конечностей, методисту следует применить потряхивание последних с помощью приема Фелпса (рука методиста захватыет проксимальный отдел предплечья или голени и медленно, ритмично потряхивает их).
  3. То же, из и. п. стоя. В ряде случаев методист должен помочь ребенку с помощью приемов Фелпса, точечного массажа, способствующего, например, снижению тонуса приводящих мышц бедер или приведению плеча и т. д. Наконец, в некоторых случаях следует медленно покачивать все тело ребенка, обхватив его плечи и отводя надплечья назад.
  4. Стоя, сидя или лежа выполнять ритмичное носовое дыхание с закрытым ртом в привычном для больного темпе, 30—60 с.
  5. При зажатой одной ноздре — ритмичное дыхание через другую ноздрю.
  6. Выдох через резиновую трубку, второй конец которой опущен в сосуд с водой.
  7. Равномерное дыхание с вдохом через нос и удлиненным выдохом через рот, имитирующим задувание свечи.
  8. Медленный вдох через нос, выдох одним быстрым движением через рот, затем задержка дыхания.

Б. В сопровождении движений конечностей, туловища (динамические)

  1. Лежа на спине, сидя или стоя. Руки опущены, ноги вместе. Поднимание рук через стороны вверх — вдох, возвращение в и. п.
  2. Лежа на спине. Поднимание рук вверх и опускание их вдоль головы — вдох. При возвращении в и. п. — выдох.
  3. То же. Поочередное поднимание ноги или ног — выдох, при опускании ноги — вдох.
  4. То же. Переход в положение сидя — выдох. Возвратиться в и. п. 6—8 раз. Сначала выполняется с помощью опоры на руки — вдох.
  5. Сидя или стоя. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклон туловища вперед или в стороны — выдох, возвращение в и. п. — вдох.
  6. Сидя или стоя. Ноги вместе, руки на поясе. Повороты туловища в стороны. При выполнении упражнения — выдох, при возвращении в и. п. — вдох.
  7. Стоя. Ноги вместе, руки на поясе. Приседание — выдох, возвращение в и. п. — вдох.

Наш опыт работы (А. Е. Штеренгерц) показал высокую эффективность логопедической ритмики по методике Анашкина (1980) для улучшения функции дыхания.

С. А. Бортфельд (1971) подчеркивает необходимость подбора правильного и. п., так как от этого изменяются условия для дыхания.

М. Мачек с соавторами (1964) наблюдали положительный лечебный эффект при обучении больного правильному дыханию под счет, выполняя вдох и выдох с различной длительностью и скоростью. Быстрый вдох на 1—2 счета с медленным выдохом 3—4 счета или медленный вдох (на 4 счета) и быстрый выдох (на 1—2 счета), спокойный вдох и выдох (на 2—4 счета каждый) либо вдох с остановками, а выдох спокойный или вдох спокойный, выдох с остановками и т. д.

Все эти упражнения нужно выполнять из разных и. п., так как при этом изменяются условия для дыхания. Так, например, в положении лежа на спине затруднен выдох, так как требуется дополнительное усилие для сокращения мышц живота. Брюшное дыхание затруднено и при сидении. При выпрямлении туловища преобладает верхнее грудное дыхание, а нижнее грудное — при расслаблении мышц живота. В положении лежа на боку выдох производится свободнее, чем вдох. Максимальные величины жизненной емкости легких (ЖЕЛ) наблюдаются в положении стоя. Таким образом, способ дыхания влияет на осанку, а осанка — на способ дыхания.

Серию упражнений, направленных на нормализацию дыхания, можно проводить и изолированно, без последующих упражнений на развитие движений. Выполнять дыхательные упражнения особенно важно во время пребывания на курорте, расположенном на берегу моря. Морской воздух оказывает благотворное влияние на дыхательные пути, резко улучшает возможности вентиляции легких.

Упражнения по 5—10 мин следует выполнять утром и вечером. Родители ребенка могут сами на берегу моря или озера проводить необходимые дыхательные упражнения утром, днем и вечером. Нельзя, однако, делать их на солнце три высокой температуре воздуха, когда возможен перегрев тела, а дыхательные упражнения могут вызвать гипервентиляцию.

Если ребенку назначают грязелечение, то интенсивность дыхательной гимнастики следует несколько снизить с тем, чтобы не возникло состояния гипервентиляции, во время которого применение грязей — очень сильного раздражителя может вызвать судорожный припадок или повышение внутричерепного давления. Поэтому из предложенных выше упражнений, выбирают такие, которые в наименьшей степени могут способствовать гипервентиляции.

Особое внимание должно быть уделено обучению ребенка расслаблению мышц.

Логопед-дефектолог Стаценко Лариса Викторовна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАНИЯ

У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Важным разделом логопедической работы при ДЦП является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Эту работу начинают с первых месяцев жизни больного ребенка, что имеет большое значение для его общего соматического состояния, а также для стимуляции голосовых реакций.

Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы, и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Логопед сначала проводит с ребенком пассивные дыхательные упражнения. Во время проведения дыхательной гимнастики можно напевать тихую плавную мелодию или спокойно, ласково рассказывать что-либо ребенку.

Ребенок лежит на спине. Путем легкого поглаживания тела и верхнего плечевого пояса, потряхивания конечностей ребенка, достигают некоторого расслабления его скелетной мускулатуры. Захватив кисти ребенка и слегка потряхивая ими, логопед разводит руки в стороны, поднимает их вверх (вдох), затем опускает вперед, прижимая руки к туловищу и легко надавливая на грудную клетку (выдох).

Ребенок лежит на спине. В ритме дыхания, осторожно потряхивая ноги ребенка, их вытягивают, разгибают (при этом происходит вдох), а сгибание их в коленях и приведение к животу усиливает и удлиняет выдох. Для активизации работы диафрагмы это упражнение можно проводить, заведя руки ребенка под голову.

Одновременно с поворотом головы ребенка в сторону логопед отводит в соответствующую сторону и его руку (вдох). Слегка потряхивая руку, возвращает руку и голову в исходное положение (выдох). Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания.

В положении ребенка лежа или сидя логопед кладет свои руки на грудные мышцы ребенка, прислушивается к ритму дыхания. В момент выдоха нажимает на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху (в течение нескольких секунд). Это упражнение способствует более удлиненному выдоху и глубокому и быстрому вдоху.

Ребенок лежит или сидит. Перед его лицом создают движение воздуха, ветерок, что усиливает глубину вдоха.

Ребенка просят как можно дольше задержать вдох, добиваясь таким образом более быстрого и глубокого вдоха и медленного выдоха.

В зависимости от возраста и функциональных возможностей длина вдоха и выдоха устанавливается индивидуально. При выполнении любого пассивного движения желательно проводить афферентную стимуляцию различных анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического). Активизируя деятельность ребенка, необходимо сосредоточить его внимание на выполнении упражнения. Ребенок должен не только ощутить движение, но и услышать речевую инструкцию к нему и, по возможности, увидеть его выполнение (в зеркале).

Логопед надавливает на плечи сидящему ребенку и предлагает ему подняться. Ребенок, пытаясь сделать это, сильно упирается ногами в пол, выпрямляет спину, останавливает дыхание. Логопед, ослабив давление, дает ему подняться. В это время ребенок непроизвольно делает глубокий выдох. Такое упражнение повторяют не менее пяти раз, до получения контролируемого выдоха. Незаметно для себя ребенок уже и вдох делает глубже, чем вначале.

Логопед легко надавливает сидящему ребенку на спину и предлагает ему опрокинуться назад на руки. Ребенок вынужден сильно напрячь мышцы живота, конечностей, межреберные мышцы и задержать вдох. Позволив ребенку откинуться назад, логопед добивается непроизвольного глубокого выдоха. После ряда попыток ребенок повторяет глубокий выдох уже сознательно. В определенный момент ребенку предлагают повторить вслед за логопедом озвученный выдох, напоминающий стон (слышимое фонаторное усилие).

Перечисленные и другие упражнения углубляют дыхание, делают его более ритмичным усиливают вентиляцию легких, способствуют функционированию дыхательного центра. Но все они являются только необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания.

При развитии речевого дыхания логопед проводит работу , направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным. Все упражнения ребенок выполняет с помощью логопеда.

Для формирования удлиненного произвольного выдоха через нос логопед учит правильно сморкаться.

Наконец, очень важно научить ребенка произвольно вдыхать через нос и выдыхать через рот.

Позже, в момент ротового выдоха, логопед произносит различные голосовые звуки (сначала шепотом, потом громко), стимулируя ребенка подражать ему. С целью увеличения длины ротового выдоха ребенок произносит постепенно удлиняющиеся цепочки гласных на одном выдохе.

При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводится до еды, в хорошо проветренном помещении.

Ирина Котлярова
Дыхательные и расслабляющие упражнения для детей с лёгкой и средней степенью ДЦП

Одними из основных задач в развитии детей с легкой и средней степенью ДЦП являются:

• снижение мышечного напряжения и эмоциональной зажатости у них;

• увеличение объема активных движений у данных детей;

• развитие и укрепление голоса;

• повышение у них самоконтроля и уровня произвольности.

Для этого с детьми данной категории проводятся дыхательные и расслабляющие упражнения.

Продолжительность дыхательных упражнений не должна превышать 3-5 минут. При повышенном тонусе работу с детьми следует начинать с расслабляющих дыхательных, физических упражнений и расслабляющего массажа, при пониженном следует активизировать мышечный тонус.

С помощью одноразовых трубочек ребенку предлагается выдувать мыльные пузыри в течение 1-2 минут. При совместном выполнении данного упражнениявозможно введение соревновательного элемента: выигрывает тот, чей пузырь окажется большего размера, дольше других не лопается и т. д.

Упражнения для расслабления кистей рук

1. Плавные потряхивания рук ребенка (взрослый поочередно потряхивает правую и левую руки ребенка от плеча).

2.Имитационные движения для кистей рук:

3. Массаж и пассивные упражнениядля кистей и пальцев рук:

o поглаживающие движения каждого пальца от кончика к основанию;

o разминающие движения каждого пальца от кончика к основанию;

o поглаживание и похлопывание предплечья тыльной стороной кисти;

o поочередное вращение пальцев руки и круговые движения кистей;

o движения супинации (подъем рук раскрытой ладонью вверх) — пронации (опускание рук раскрытой ладонью вниз);

o поочередное сгибание пальцев рук;

o щеточный массаж кистей и пальцев рук (используются щетки разной степени жесткости) и т. д.

Активизирующие пассивноактивные и активные упражнения при сниженном мышечном тонусе.

Рекомендуется использовать следующие упражнения:

• массаж кистей и пальцев рук жесткой щеткой;

• сжимание резиновых и пластиковых мячиков с шипами;

• катание ладонями рук по поверхности стола мячиков с шипами;

• поочередное сжимание мягкого поролонового мячика большими и указательными пальцами рук (большими и средними, большими и безымянными, большими и мизинцами);

• прокатывание пружинного металлического колечка для Су-Джока поочередно по каждому пальцу от кончика к основанию и обратно;

• рисование геометрических фигур поочередно каждым пальцем по листу наждачной бумаги различной толщины;

• замешивание крутого соленого теста, разминание его ладонями и поочередно каждым пальцем, лепка объемных геометрических фигур по образцу и словесной инструкции.

Все описанные упражнения могут быть использованы родителями, а также включены в работу учителя-логопеда, учителя-дефектолога учреждений, оказывающих помощь детям с ДЦП.

Дыхательные игры-упражнения Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательный тракт, улучшает кровообращение и деятельность сердечно - сосудистой системы; закаляет детский.

Дыхательные упражнения Дыхательные упражнения в парах 1. Взяться за руки и, глядя в глаза, улыбнуться друг другу. 2. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и.

Конспект НОД по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Общеразвивающие и дыхательные упражнения Конспект НОД по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Цель: создание условий для сохранения и укрепления физического.

Профилактика нарушений письма и чтения на логопедических занятиях в первом классе с лёгкой степенью умственной отсталости 1 класс 2 часа в неделю – профилактика нарушений письма и чтения на логопедических занятиях. №/№ Тема. Цели. Коррекционная работа.

Из разговоров с родителями детей с ДЦП мы знаем, что они нуждаются в полезной информации: чьем-то успешном опыте, эффективных или новых методиках лечения и обучения детей, полезной литературе, контактах.

Хотим рассказать об опыте психолога Галины Анатольевны Пономаревой в лечении ДЦП методами телесно-ориентированной терапии. Она предложила свой метод, основанный и подтвержденный собственной практикой и работами старших коллег-психотерапевтов – отечественных и зарубежных. Рассказывая о работе с детьми с ДЦП, Пономарева приводит игры с телом для ребенка с ДЦП и ряд упражнений для детей с ДЦП, которые использовала на занятиях в центре.


Особенности проведения занятий с детьми с тяжелой двигательной патологией в условиях сенсорной комнаты с использованием техник телесно-ориентированной психокоррекции

Пономарева Г.А., психолог

Дети с тяжелыми формами церебрального паралича - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. Это очень сложный контингент. Действительно, как правильно организовать работу с ребенком, если он не ходит и не сидит самостоятельно, а только с помощью родителя, у него почти или совсем нет произвольных движений ни руками, ни ногами, и он не говорит, а может издавать отдельные звуки, а иногда не может и этого? Как включить его в социум, как помочь чему-то научиться? Как наполнить его жизнь новым содержанием?

Наш опыт работы с детьми с тяжелой двигательной патологией в возрасте 5-7 лет и старше в сенсорной комнате показывает, что коррекционно-развивающая работа может быть достаточно продуктивной, если на занятиях большое внимание уделяется работе с телом, используются техники телесно-ориентированной терапии. Ребенок на наших занятиях всегда является субъектом процесса и отношений, поэтому дети приходят на занятия с удовольствием, чувствуют себя успешными. Начиная работу в группе с потребностей тела каждого конкретного ребенка, мы отстраиваем отношения сотрудничества и взаимного уважения, в которых дети приобретают необходимый социальный опыт, в результате изменяется их поведение и самооценка.

Специально организованная среда в сенсорной комнате, наполненная разнообразными стимулами, позволяет улучшить и развить не только сенсомоторные навыки ребенка с ДЦП, но существенно стабилизировать психоэмоциональное состояние, создать условия для стимуляции речевой активности, сформировать более позитивную самооценку, существенно улучшить качество жизни.

Особенно важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить групповые занятия. Во время занятий в группе реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в форме игры, стимулирующей двигательную активность, наиболее адекватную для детей дошкольного и школьного возраста.

Как известно, развивающийся мозг обладает большими компенсаторными возможностями. В его структурно-функциональном созревании среди прочих факторов подтверждается ведущая роль эндогенного механизма - двигательной афферентации. Этим, прежде всего, определяется необходимость постоянного использования в комплексе восстановительных мероприятий при детском церебральном параличе психофизических упражнений, техник телесно-ориентированной психокоррекции, как патогенетически обоснованного метода коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы с акцентом на активное участие самого ребенка в процессе реабилитации.

При условии установления отношений, основанных на эмпатии, сотрудничестве между специалистом и ребенком, появляется возможность развивать его осознанное отношение к процессу реабилитации и интерес к достижению положительных результатов. Тогда волевые усилия ребенка могут быть направлены на коррекцию двигательных дефектов с помощью различных средств.

Двигательные нарушения, гиподинамия и скованность детей с ДЦП нередко создают ложное впечатление наличия у них выраженной задержки психического развития. Однако при наблюдении и общении выявляются интеллектуальная сохранность и дифференцированность эмоций, отмечаются глубокие личностные реакции - обидчивость, переживание своего дефекта, а в процессе психокоррекционной работы отмечается положительная динамика в психоэмоциональном развитии.
Под влиянием психофизических упражнений в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. В процессе работы с телом нормализуются позы и положение конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать положение различных звеньев тела и свои движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию двигательных функций и навыков.

Изменения внешние ведут к изменениям внутренним. Далее мы приведем выводы, которые делает М. Фельденкрайц, и на основании которых мы строим свою работу по телесно-ориентированной психокоррекции с детьми с тяжелой двигательной патологией:

  • всякая мышечная деятельность есть движение;
  • нервная система занимается преимущественно движениями;
  • движения отражают состояние нервной системы;
  • качество движения легче всего определить извне;
  • движения приносят большой опыт;
  • ощущения, чувства и мысли базируются на движениях;
  • движение - основа самоосознания.
Таким образом, Фельденкрайц считал движение наиболее эффективным средством достижения кардинальных изменений в человеческой жизни вообще.

Опыт нашей работы с детьми с тяжелой двигательной патологией показывает, что такая работа продуктивна всегда, она ведет на первом этапе к улучшению двигательной сферы ребенка: снижению спастичности мышц, уменьшению гиперкинезов, при ригидности мышц - к повышению тонуса мышц, развитию произвольности в движениях. Также, и, на наш взгляд, это очень важный фактор, изменяется отношение ребенка к себе, по-новому оцениваются собственные возможности, ребенок начинает экспериментировать и двигаться не так, как раньше. В процессе работы с телом решаются и другие проблемы: улучшается поведение, появляется мотивация к деятельности, к сотрудничеству, существенно улучшается эмоциональное состояние. Ситуация успешности и приобретение нового телесного опыта помогает открывать ресурсы, ранее не используемые самим ребенком.

Таким образом, телесно-ориентированная психокоррекция с детьми с тяжелой двигательной патологией, на наш взгляд, является тем важным звеном в коррекционно-развивающей работе, которое позволяет оптимизировать весь процесс коррекции и развития таких детей и сделать его более успешным и продуктивным.
Очень важным, на наш взгляд, на наших занятиях является обязательное присутствие родителя. Ведь нужно не только ребенка научить двигаться и относиться к себе по-новому, но и родителю показать, что умеет делать ребенок, научить воспринимать его по-новому. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, обучаются работе с телом и продолжают эту работу дома. Всегда приятно наблюдать, как стеснительность мам и пап проходит, они радуются достижениям своего дитя, начинают гордиться им.

Работа с детьми с тяжелыми формами ДЦП имеет ряд особенностей. Чаще всего, эти дети не могут говорить, и специалист не может получить ответ ни на один свой вопрос. Но язык тела красноречивее любого другого языка. Если специалист выстраивает работу правильно, идя от потребностей именно этого ребенка, то ребенок сотрудничает с удовольствием: играет в игры с ногами, руками и пр.

При любой работе с телом основой является дифференциация человеком ощущений напряжения и расслабления всего тела, его частей или какой-то группы мышц. Но как объяснить ребенку, что такое напряжение и расслабление, если его тело находится в постоянном напряжении и расслабляется только в период ночного сна, причем он не знает, как это происходит, так как этот процесс им не осознается? Как научить его осознавать то, что происходит в его теле, руке, ноге? Как научить контролировать непроизвольные движения?

Дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе - это, прежде всего, работа с тем потенциалом, который имеет каждый конкретный ребенок, учитывая его особенности и его возможности. Это очень важно - идти от ребенка, его движений, его потребностей. Поэтому работу с телом мы начинаем с изучения возможностей тела каждого конкретного ребенка. Прежде всего, для любого специалиста интерес представляет наличие произвольных движений. Но у детей с тяжелыми формами ДЦП произвольность в движениях практически отсутствует или сильно затруднена. Работа с телом в таких случаях начинается с непроизвольного движения - гиперкинеза или сильной спастики. Проще говоря, работаем с тем, что есть, превращая весь процесс работы с телом в забавную игру.

Игры с телом

Гиперкинез - это непроизвольное движение, связанное с повышением мышечного тонуса, то есть напряжением. Напряжение не может продолжаться постоянно, да еще при его усилении. Поэтому после окончания упражнения (на счет 3, 5) рука расслабляется. Ребенок получает первый опыт произвольного напряжения и последующего расслабления, которые им осознаются. Упражнение повторяется еще 2 раза. Для лучшего расслабления руки, осторожно ее потряхиваем. Для этого аккуратно придерживаем локоть ребенка левой рукой, а правой, удерживая за пальцы, легко потряхиваем. Приподнимать руку (ногу) нужно не более чем на 7-10 см от поверхности, на которой лежит ребенок.


Первое упражнение мы выполняем, ориентируясь на потребности тела конкретного ребенка. Все как с руками. Каждое движение выполняем на 3-5 счетов, по 3 раза. После каждого упражнения на напряжение, осторожно стряхиваем ноги. Для этого правой рукой придерживаем ногу ребенка под коленной чашечкой, а правой держим за пальцы ноги. Приподнимаем ногу на 7-10 см над поверхностью татами и осторожно потряхиваем.

Аналогично выполняем наклоны головы вперед и назад. Главное, чтобы ребенок удерживал заданное положение до окончания счета. Специалист чуть-чуть придерживает, немного помогает удержать, задает движение, но все это на первых этапах работы, когда ребенок только входит в процесс работы с телом.

Результаты работы с телом можно почувствовать и оценить сразу: изменяется тонус мышц, они становятся менее напряженными, более расслабленными. Но самое важное, что такая работа воспринимается детьми очень позитивно, дети играют с большим удовольствием, сотрудничают со специалистом, другими детьми и родителями.

Такая работа с телом помогает ребенку развивать кинестетическую чувствительность, то есть способность воспринимать и анализировать движения собственного тела, расширять диапазон движений, осознавать и контролировать потребности тела. Работа с телом приводит к развитию двигательных возможностей, улучшению координации движений, уменьшению гиперкинезов и спастики, улучшению дыхания и психоэмоционального состояния ребенка.





Литература

Разделы: Логопедия

Наиболее частым расстройством речи при ДЦП являются дизартрии. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии являются нарушения звукопроизносительной и просодической сторон речи, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Дизартрия у детей с церебральным параличом проявляется двумя основными синдромами – нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски. Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии. Именно мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи ребенка.

При дизартрии наблюдается патология эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Причиной эфферентного нарушения является ограниченность произвольных движений языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, атаксия, нарушения тонуса, гиперкинезы. Афферентная патология проявляется в нарушении проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Чаще всего в нашей логопедической практике встречаются спастико-паретическая и смешанная формы ДЦП. При таких формах ДЦП наблюдается дыхание поверхностное, ключичное (в покое), а в речи – преобладает ключичный тип дыхания, вдох короткий, поверхностный, выдох слабый. Асинхронность дыхания и фонации проявляется в быстром истощении силы выдоха в процессе речи. Ребенку не хватает дыхания, чтобы закончить фразу. Наблюдается речь на вдохе одновременно с речью на выдохе. Речевая фонация – голос тихий, слабый, иссякающийся по силе. Голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения не выражены. По тембру голос глухой, назализованный, иногда хриплый, монотонный, немодулированный, тусклый.

Логопедическая работа с детьми, имеющими церебральный паралич должна включать артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения, так как артикуляция, дыхание и голосообразование – это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы.

Цель артикуляционной гимнастики, с которой должно начинаться логопедическое занятие – выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и фонации, так как при дизартрии наблюдается значительное снижение силы и амплитуды произвольных артикуляционных движений. Чрезмерное напряжение мышц артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата сочетается с вялостью движений этих органов. Подобная дискоординация в работе голосообразующих мышц приводит к асинхронности всего процесса голосообразования, что проявляется в своеобразном нарушении высоты, силы и тембра голоса.

Артикуляционная гимнастика проводится четко и неторопливо с соблюдением определенного ритма (под счет).

Примерные артикуляционные упражнения:

  1. Движения языка – часики; качели; облизывание верхней и нижней губ; щелкание языком и т.п.
  2. Движения губ – трубочка; улыбка; кружочек и т.п.
  3. Движения мягкого нёба – покашливание; зевота; глотание капель воды.
  4. Расслабление мышц шеи – опускание головы вниз; запрокидывание головы назад; повороты головы вправо-влево (можно сочетать с произнесением гласных звуков и-о-у-а-ы).
  5. Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания:

  • произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко: а-о-у-ы-и;
  • произнесение двух гласных на одном выдохе: а-э; о-у; у-ы; э-а-и;
  • произнесение трех гласных на одном выдохе: а-э-о; о-у-и; а-э-ы; о-у-а;
  • произнесение слогов и слов на выдохе, на шепоте, что подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосообразующий аппарат к последующим интенсивным голосовым упражнениям: па-по-пу-пы-пэ; пап-поп-пуп-пып-пэп и т.д.
  • произнесение слогов на одном выдохе: пап-пап; пап-пап-пап и т.д.

Таким образом, специфика проведение артикуляционной гимнастики заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движение с шёпотом, а в дальнейшем и с громким звуком.

После артикуляционной гимнастики проводится дыхательная гимнастика. Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесение отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Целями дыхательной гимнастики являются воспитание у ребенка навыков правильного дыхания, преодоление дыхательной недостаточности, развитие подвижности грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:

  • необходимо строго дозировать количество упражнений и темп их проведения;
  • нужно следить за тем, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом; перебор дыхания влечет за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсированно;
  • также нужно избегать больших задержек дыхания;
  • ребенок не должен напрягать плечи, шею; упражнения направлены на развитие движений диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;
  • движения ребенок должен производить плавно, под счет.

Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются легкими движениями.

Цель статических дыхательных упражнений – выработка дифференцированного дыхания через нос и рот, приобретение навыков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудо-брюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.

Упражнения включают дутье на вату, воду, песок, надувание мыльных пузырей, шаров, игре на детской дудке, свирели, губной гармошке (что развивает губную мускулатуру и дает кинестетические ощущения давно утраченного звука).

Далее длительно произносятся гласные (шепотом и громко):

Можно добавлять глухие и звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласными в прямых слогах (шепотом и громко):

Так в сочетании артикуляционных и несложных дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания.

Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и выдох через нос и рот. Эти упражнения подготавливают аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы.

Для того, чтобы ребенку было интересно, можно поиграть в магазин:

– понюхать цветок, флакон духов, коробочку с кофе, шоколад и т.д. – тренировка глубокого медленного вдоха через нос (приятное ощущение от вдыхания чудесного запаха).

Тренировку ровного, медленного выдоха осуществляем на задувании: свечи (можно с голосом задувать свечу – фу! фу! фу!), ватного мячика (игра в настольный футбол), бумажного самолетика, бабочки, повешенных на ниточках и т.п.

Тренировку продолжительного, сильного выдоха осуществляем при произнесении звука с-с-с-с – имитация насоса.

Для разнообразия в логопедической работе можно использовать песок:

После статической дыхательной гимнастики выполняются упражнения динамической дыхательной гимнастики.

Динамические упражнения связаны с ходьбой (в нашем случае это не всегда возможно, поэтому ее имитацией), движениями рук и ног, туловища.

Динамические дыхательные упражнения:

  1. Поднять руки вверх – вдох, опустить руки выдох.
  2. Поднять руки на затылок – вдох, опустить – выдох.
  3. Наклоны головы попеременно к левому плечу – вдох, голова прямо – выдох, к правому плечу – вдох, прямо – выдох.
  4. Поза боксера. Движение руками вперед, с силой и произнесение утрированного звука УФ.
  5. Руки медленно поднять через стороны, хлопнуть в ладоши – вдох, опустить руки – на выдохе АХ, УХ, ОХ.
  6. Мяч подбросить вверх с произнесением слов УХ.
  7. Одновременно с поворотом головы отводится рука (можно с мячом) – вдох, в исходное положение – выдох. Поворот головы – руки (с мячом) – вдох – выдох.

Упражнения включают произнесение звуков или коротких стишков одновременно с движениями рук, что способствует более длительному выдоху.

Из всех перечисленных упражнений составляется комплекс упражнений. Дозировка, темп проведения упражнений меняются в зависимости от возраста, состояния речевой и голосовой функции. Дыхательная гимнастика должна проводиться в течение всего курса логопедических занятий.

По данным физиологии высшей нервной деятельности, в процессе дыхательной гимнастики происходит перестройка нервной системы по типу образования условного дыхательного рефлекса.

Таким образом, физические упражнения положительно влияют на настроение и эмоции ребенка, вызывают чувство радости, бодрости, создают более уравновешенное нервно-психическое состояние. У детей наблюдается большая эффективность дыхательной гимнастики в связи с чрезвычайной пластичностью детского мозга. У них быстро создаются новые условно-рефлекторные связи, восстанавливается нервная регуляция процесса дыхания. Занимайтесь с удовольствием!

Список используемой литературы:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.