Игровые технологии для детей с дцп

Светлана Николаева
Роль игровых технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом

На современном этапе развития системы дошкольного образования игровые технологии определяются как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

В работе с дошкольниками часто применяют группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Существует несколько групп игр, развивающих интеллект,познавательную активность ребенка:

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Часто применяются театрализованные игры – разыгрывание определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное. В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п.Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача,решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления. В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки,широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции,развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Таким образом, игра способствует овладению ребенком усложненной организацией действием и обобщенным действием, формированию умений соотносить собственные действия с действиями взрослых; приобретению относительной независимости от окружающих взрослых.

Особа роль игровой деятельности при работе с детьми с дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом.

В процессе игровойдеятельности осуществляется умственное развитие: расширение и закрепление представлений об окружающем, активность и глубина восприятия, сравнение предметов по различным признакам, их группировка, формирование способности действия в воображаемой ситуации. В игре развиваются и отрабатываются необходимые двигательные умения, осуществляется нравственное воспитание.Игра способствует всестороннему развитию речи: расширению и обогащению словаря, развитию коммуникативной функции, познавательной и регулирующей функции речи.

С детьми нарушениями опорно- двигательного аппарата они направлены на развитие познавательной деятельности, и строятся эти игры под направлением дефектологов и логопедов.

Обучение игре проводится со всеми детьми, независимо от состояния их движении, в виде фронтальных и подгрупповых занятий, регламентированных по времени, в игровой комнате. Выбор содержания игры, ее тематики и форма проведения определяется степенью сформированности психофизических предпосылок для овладения теми или иными игровыми действиями и состоянием собственно игровой деятельности ребенка.

Участие в игре, выполнение детьми игровыхи предметных действий осуществляется различными способами в зависимости от состояния движения:

- пассивно-активные действия; при понимании ребенком функционального назначения всех предметов и игрушек, темы и сюжета игры. При этом оказывается помощь в захватывании и удерживании игрушки, направленному движению с ней;

- включение ребенка в игру, лишь при условии правильного планирования игровых действий, сопровождая их речью, если ни самостоятельно, ни с помощью не может выполнить действий с предметами;

- включение ребенка в игру, лишь при условии правильного планирования игровых действий, сопровождая их речью, если ни самостоятельно, ни с помощью не может выполнить действий с предметами;

- самостоятельное осуществление игровых действий с их планированием, оценкой под руководством взрослых.

При проведении игр с детьми с ДЦП необходимо, учитывать возраст, соответствующий развитию психики и моторики ребенка. Принимать во внимание его заинтересованность, желание играть.

В связи с большой отвлекаемостью этих детей, пугливостью, раздражительностью, необходимо,создавать обстановку оптимальную для них: использовать удобные и красивые пособия.

Эффективность проведения сюжетно –ролевых игр зависитот интеллектуальных и физических возможностей ребенка, его социального опыта, от особенностей его представлений о людях, их чувствах и взаимоотношениях.

При оргнаизации сюжетно-ролевых игр на первом необходимо приавлкать внимание детей к игрушкам, демонстрировать заинтересованное, окрашенное положительными знаниями отношение к игрушкам.

На втором этапе взрослый переходит к исполнению в играх вспомогательных ролей, возлагая на себя функции контроля за реализацией замысла игры, координацией деятельности детей.

На заключительном этапе функции взрослого при организации сюжетно-ролевых игр сводятся в основном к наблюдению за деятельностью детей, оказанию им помощи в спорных ситуациях. Он также помогает совершенстовать замысел игр, незаметно наталкивая детей на мысль о том, в каком направлении можно развить сюжет

С дошкольниками с ДЦП проводятся и игры со строительным материалом. Для игры кроме кубиков, кирпичиков различных размеров,необходимо давать дополнительные наборы небольших игрушек: куколки, посуда, звери и т. п.

Использование игр-драматизаций является коррекция эмоциональной сферы ребенка. Проведению игры – драматизации должна предшествовать подготовительная работа с ребенком. Необходимо вместе с ребенком обсудить содержание знакомой ему сказки по заранее, намеченным вопросам, которые помогают ребенку воссоздать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Ребенок должен создать образ персонажа и уподобиться ему.

Таким образом, игры являются самой приемлемой формой занятий с этой категорией детей. Ребенок, включаясь в игровые действия становится ее непосредственным участником, веселится и радуется, забывая о своих недугах. Бесконечное разнообразие игр оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки для коррекционной работы.

Дошколята с ДЦП могут и очень любят играть!

Выберите книгу со скидкой:


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.


350 руб. 114.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Николаева Светлана ПетровнаНаписать 1141 25.12.2016

Номер материала: ДБ-050360

  • Конспекты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    25.12.2016 921
    25.12.2016 1434
    25.12.2016 291
    25.12.2016 292
    25.12.2016 317
    25.12.2016 464
    25.12.2016 1335

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вечканова Ирина Геннадьевна

В статье рассматриваются вопросы модульного включения игровых технологий при организации реабилитационно-образовательной деятельности с дошкольниками с детским церебральным параличом (ДЦП) в условиях интеграции и инклюзии . Изучены особенности проведения развивающих театрализованных игр в условиях мотивирующей образовательной среды для детей с разным уровнем ограниченных возможностей – тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью. Описаны игровые технологии совместной (в том числе проектной) деятельности как составляющие реабилитационной среды для социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития детей с ДЦП.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вечканова Ирина Геннадьевна

GAME METHODS IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL REHABILITATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY IN THE SOCIAL AND CULTURAL SPHERE

The questions of the organization when game technologies are modular inserting in the rehabilitation and educational activities with preschool children with cerebral palsy (CP) in terms of integration and inclusion are discussed in this article. Peculiarities of developing dramatic games in a motivating educational environment for children with different levels of disability (severe speech disorders, mental retardation) are studied. Game technologies of joint (including projected) activities as a components of the rehabilitation environment for socio-communicative , speech and a esthetic development are described for the children with cerebral palsy.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы модульного включения игровых технологий при организации реабилитационно-образовательной деятельности с дошкольниками с детским церебральным параличом (ДЦП) в условиях интеграции и инклюзии. Изучены особенности проведения развивающих театрализованных игр в условиях мотивирующей образовательной среды для детей с разным уровнем ограниченных возможностей - тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью. Описаны игровые технологии совместной (в том числе проектной) деятельности как составляющие реабилитационной среды для социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития детей с ДЦП.

Ключевые слова: игровые технологии, совместная проектная деятельность, дошкольники с ДЦП, психолого-педагогическая реабилитация, инклюзия, социально-коммуникативное, речевое, художественноэстетическое развитие.

GAME METHODS IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL

REHABILITATION OF PRESCHOOL CHILDREN

WITH CEREBRAL PALSY IN THE SOCIAL AND CULTURAL SPHERE

Abstract. The questions of the organization when game technologies are modular inserting in the rehabilitation and educational activities with preschool children with cerebral palsy (CP) in terms of integration and inclusion are discussed in this article. Peculiarities of developing dramatic games in a motivating educational environment for children with different levels of disability (severe speech disorders, mental retardation) are studied. Game technologies of joint (including projected) activities as a components of the rehabilitation environment for socio-communicative, speech and a esthetic development are described for the children with cerebral palsy.

Keywords: game technology, projected activity, preschool children with cerebral palsy, pedagogical rehabilitation, inclusion, socio-communicative, speech, an esthetic development.

В современных условиях образования значимо рассмотрение вопросов деятельности дошкольных организаций по формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) специфических

компенсаторных умений, навыков и качеств, потребность в которых возникает в связи с нарушениями в действии механизмов социального наследования, обусловленных ранним влиянием аномальных факторов, и повышению их реабилитационного

потенциала [7, с. 21]. При обеспечении готовности инвалидов к реализации нормативного для конкретных общественноисторических условий стиля жизни педагогам важно соблюдать принцип учета фактора ведущего вида реабилитации на каждой возрастной стадии осуществления

реабилитационно-педагогического процесса с детьми с ДЦП, в том числе в социальнокультурной сфере [7, с. 20].

технологий - как игровых, так и дополнительной (альтернативной)

коммуникации, создаются, во-первых, возможности для реабилитации, поддержки, а также объединения достаточно разнородной в клиническом и психолого-педагогическом отношении (по уровню развития как вербальных, так и невербальных средств общения) группы детей с ОВЗ: ДЦП, тяжелое нарушение речи (Л.Б. Баряева, Л.В. Лопатина,

О.Г. Приходько и др.).

В проводимом исследовании приняли участие дети 3-х-7-ми лет с ДЦП - сложным дефектом, у которых в различных вариантах сочетаются: 20 человек - тяжелые нарушения речи (ТНР), 15 - ЗПР, 20 - умственная отсталость (легкая и умеренная степени), аутистические расстройства, нарушения слуха (трое - кохлеарно имплантированные), нарушения зрения (20 чел.) - находящиеся в различных условиях пребывания:

компенсирующих садов, комбинированных садов, центрах - т.е. в условиях интеграции и инклюзии. Для преодоления угрозы «утраты

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что при использовании междисциплинарного подхода в рамках реабилитационной деятельности педагогов с детьми с ДЦП, исходя из целей и задач различных образовательных областей в соответствии ФГОС ДО, будет происходить повышение уровня реабилитированности, если в ходе деятельности (в том числе проектной) интегрируются различные игровые технологии с учетом принципа индивидуальнопедагогических характеристик

образовательного и реабилитационного потенциала детей с ОВЗ. Учитывая развивающий потенциал, используются доступные для педагогов и родителей художественные тексты как смысловой фон для развертывания других культурных практик, в том числе коммуникативной культуры.

В статье обратим внимание на использование в рамках экспериментального обучения детей с ДЦП игровых технологий, прежде всего, технологии театрализованной игры. Она понимается нами, как деятельность по моделированию биосоциальных

отношений, внешне подчиненная сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках;

деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой, пантомимой, графикой, речью, пением) [3].

В экспериментальных группах обучение проводилось в течение трех лет с применением разработанной нами стратегии модульного порядка включения игровых технологий, основанных на классических педагогических системах и комплексном подходе к использованию театрализованной игры в совместной образовательной деятельности по разным разделам программы

междисциплинарной командой специалистов. Для целей экспериментального исследования на основании результатов констатирующего

эксперимента (психолого-педагогическая диагностика, факторный анализ значимых показателей уровня реабилитированности и др.) определялось ранжирование значимости технологии, ее ресурсов для психологопедагогической реабилитации каждого ребенка с ДЦП (в зависимости от возраста, созревания функции, компенсаторных механизмов). Рассмотрим их.

Вариативный модуль. Технологии 2-го порядка:

2) в определенной форме образования -

театрализованные мероприятия, спектакли с детьми, спектакли со взрослыми (с

использованием дидактических ширм, дидактических фартуков и др., специальных средств передвижения, с разделением роли со взрослым, на руках у взрослого).

Технологии 3-го порядка - только на определенные категории:

1) ансамбль танцев на колясках для детей с ДЦП, альтернативная коммуникация для неговорящих детей (Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина, система PECS) [4], сенсомоторные тренинги под музыку для сенсорной интеграции;

2) формы игр с использованием

ситуациях коммуникации (которые содержатся

1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л.В. Лопатиной. - СПб., 2014. -448 с.

2. Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Демина В.Е. и др. Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности / Под общ. ред. И.Г. Вечкановой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2014. - 208 с.

Эффективно осуществлялась совместная проектная деятельность детей с разным уровнем развития с применением технологий формирования основ безопасного

родителей, здоровых сверстников и детей с ОВЗ в группах различной направленности.

3. Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е.В. Театрализованные игры в коррекционноразвивающей работе с дошкольниками / Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. - СПб.: КАРО, 2009. - 256 с.

4. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития. СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. - 144 с.

5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

7. Кантор В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. - СПб.: КАРО, 2004. - 150 с.

8. Кондратьева С.Ю. Познаем математику в игре: профилактика дискалькулий у дошкольников. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. - 256 с.

9. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. -175 с.

content/uploads/2014/11/Met_rek_realiz_OOP.pdf (дата обращения: 26.06. 2015)

11. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 208 с.

12. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: минобрнауки. рф (дата обращения: 11.11.2013)

1. Adaptirovannaja primernaja osnovnaja obrazovatel'naja programma dlja doshkol'nikov s tjazhelymi narushenijami rechi / L.B. Barjaeva, T.V. Volosovec, O.P. Gavrilushkina, G.G. Golubeva i dr.; Pod. red. prof. L.V. Lopatinoj. - SPb., 2014. - 448 s.

2. Barjaeva L.B., Vechkanova I.G., Demina V.E. i dr. Proektnaja dejatel'nost' s doshkol'nikami v gruppah razlichnoj napravlennosti / Pod obshh. red.

I.G. Vechkanovoj. - SPb.: CDK prof. L.B. Barjaevoj, 2014. - 208 s.

3. Barjaeva L.B., Vechkanova I.G., Zagrebaeva E.V. Teatralizovannye igry v korrekcionno-razvivajushhej rabote s doshkol'nikami / Pod red. L.B. Barjaevoj, I.G. Vechkanovoj. - SPb.: KARO, 2009. -256 s.

4. Barjaeva L.B., Lopatina L.V. Uchim detej obshhat'sja. Formirovanie kommunikativnyh umenij u mladshih doshkol'nikov s pervym urovnem rechevogo razvitija. - SPb.: CDK prof. L.B. Barjaevoj, 2011. - 144 s.

5. Veraksa N.E., Veraksa A.N. Proektnaja dejatel'nost' doshkol'nikov. - M.: Mozaika-Sintez, 2008. - 112 c.

7. Kantor V.Z. Pedagogicheskaja reabilitacija i stil' zhizni slepyh i slabovidjashhih. - SPb.: KARO, 2004. - 150 c.

8. Kondrat'eva S.Ju. Poznaem matematiku v igre: profilaktika diskal'kulij u doshkol'nikov. - SPb.: CDK prof. L.B. Barjaevoj, 2011. - 256 s.

9. Lebedeva I.N. Razvitie svjaznoj rechi doshkol'nikov. Obuchenie rasskazyvaniju po kartine. SPb.: CDK prof. L.B. Barjaevoj, 2009. - 175 c.

11. Prihod'ko O.G. Rannjaja pomoshh' detjam s cerebral'nym paralichom v sisteme kompleksnoj reabilitacii: Monografija. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2008. - 208 s.

12. FGOS DO (Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija) utverzhdjon 17 oktjabrja 2013 goda Prikazom № 1155 Ministerstva obrazovanija i nauki RF [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: minobrnauki. rf (data obrashhenija: 11.11.2013).

Сведения об авторе:

Вечканова Ирина Геннадьевна (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры основ коррекционной педагогики факультета коррекционной педагогики, ФГБОУ ВПО "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена", e-mail: ivechkanowa@gmail .com

"Использование игровых и коррекционных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)"

Учитель ИОД: Мухамадеева А.В.

Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича - от 2 до 6 больных на 1000 детского населения.

В настоящее время необходимость совершенствования организации психолого - педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата тем более очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом. Это составляет 89% случаев от общего числа заболеваний опорно - двигательного аппарата.

Детский церебральный паралич тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте.

Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

При ДЦП имеет место раннее, обычно внутриутробное повреждение или недоразвитие мозга. Причины этих нарушений могут быть разными:

- различные хронические заболевания будущей матери;

- перенесенные матерью инфекционные, особенно вирусные заболевания, интоксикации;

- несовместимость матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;

- ушиба во время беременности и др.

В отдельных случаях причиной ДЦП могут быть:

- затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода, что приводит к повреждению нервных клеток головного мозга ребенка в связи с недостатком кислорода;

- иногда ДЦП возникает после рождения в возрасте до одного года в результате инфекционных болезней, осложняющихся энцефалитом (воспалением мозгового вещества), после тяжелых ушибов головы.

ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием.

Прежде чем обучать детей с таким диагнозом, учителю нужно знать, что же такое ДЦП.

ДЦП - заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела. Оно возникает в результате поражения мозга до рождения ребенка, во время родов или в младенческом возрасте. Поражается не весь мозг, а главным образом отделы, управляющие движением. Нарушенные функции мозга не восстанавливаются, но и не ухудшаются.

Примерно половина детей, страдающих ДЦП, умственно отсталые. Однако нельзя торопиться с выводами. Дети с последствиями ДЦП двигаются неуклюже - либо слишком медленно, либо слишком быстро. Их лица перекашиваются из - за слабости лицевых мышц или затруднения с глотанием, на них появляются гримасы. Поэтому ребенок, обладающий нормальным умственным развитием, может показаться умственно отсталым.

Такой ребенок нуждается в особой помощи при обучении. Ведь очень часто он понимает гораздо больше, чем может сказать или показать.

Благодаря интенсивным занятиям в дошкольном возрасте ребенок, достигший школьного возраста, оказывается вполне нормальным в умственном отношении и практически обучаемым.

Главными постулатами жизни больного ребенка должны быть:

- уверенность в себе и умение нравиться себе;

- умение общаться с другими людьми;

Все занятия с больным ребенком имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности. Структура занятий гибкая, но в своей основе она включает познавательный материал и элементы психотерапии.

В процессе занятия с больным ребенком необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.

Психологическое состояние ребенка в конкретный момент может стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Развитие активного мышления идет двумя путями: от наглядно -действенного к наглядно - образному и логическому. Эти пути развития на определенном этапе сливаются воедино, и это играет особую роль в познавательной деятельности ребенка.

Важным приемом осмысления новых фактов и явлений стало обращение к зрительному образу: пантомимическое изображение предмета разговора, художественные иллюстрации, рисунок, символический знак - все то, что становится опорой для развития мышления больного ребенка. Все это обеспечивает союз разума и чувства.

С целью интелектуального развития детей, их воспитания, обучения и коррекции на своих занятиях мы применяем различные игры.

1. Смекалки, головоломки, занимательные игры, вызывают у детей большой интерес. Дети упражняются в преобразовании фигур, перекладывая полочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Так формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.

2. Ребусы – один из видов деятельности, где творчество близко соприкасается с игрой и даже переходит в игру, он способствует развитию воображения, остроумия, находчивости.

3. Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число, реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присуща занимательной задаче, развитию интереса детей.

Игры на комбинирование: игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки – предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

Игры на планирование: лабиринты, логические квадраты – направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели.

Игры на формирование умения анализировать:

4. Использование различных мячей на занятиях, самоподготовке, в свободное время дает положительный результат, снимает психоэмоциональное напряжение у ребенка (так как ребенок думает, что он играет).

Мяч идеальное средство для коррекционных упражнений.

Игровые действия с мячом, бусинами, шариками, одно из любимых средств организации детей. Шар рассылает оптимальную информацию ко всем анализаторам.

Совместная работа двигательного вестибулярного, зрительного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметами круглой формы, усиливает эффект занятия.

Положительным результатом игр с мячом является то, что педагогу с коррекционными приемами удается включиться в жизнь ребенка, в его систему жизненных потребностей. Игра и активные движения.

Интеграция физических упражнений, игровых действий. Речевого сопровождения, копирывания действий воспитателя, способствует повышению эмоционального тонуса, что побуждает ребенка к общению. У детей во время таких игр поднимается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.

Подчинение движений тела определенному темпу, определяет амплитуду движений и их выразительность, тем самым координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми нарушениями, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен или замедлен. У них изменен тонус, поэтому включение игр на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании с чистоговорками, стихами.

Таким образом, внедрение в учебный и воспитательный процесс разнообразных развивающих игр является одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребенка.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.