Карандаш для ребенка с дцп


















  • Данный товар недоступен для доставки в Ваш регион

    Ваша экономия 123 ₽

    Мы всегда стремимся к лучшему, чтобы радовать своих покупателей самыми выгодными ценами.

    С уважением, интернет-магазин Wildberries.

    Добавлено в Лист ожидания

    Узнать о поступлении

    Скоро в продаже


    Для того чтобы легко, быстро и красиво писать, необходимо научиться правильно держать ручку или карандаш.Ручка-самоучка Уник-Ум "Тренажер для правшей" позволяет в игровой форме, без усилий выработать правильную постановку пальцев при обучении ребенка рисованию и технике письма. Ручку-самоучку держать легко и удобно, в то же время, взять ее неправильно невозможно. Взрослому не нужно постоянно стоять над ребенком, объясняя как должен располагаться каждый пальчик и какой должен быть наклон ручки. Достаточно помочь ребенку в первое время обучения. Ручка-самоучка "Уник-Ум" - незаменимый помощник учителю начальной школы. Рекомендовано для обучения детей с 2.5 лет - на карандаше, с 5 лет - на ручке. Внимание! Когда ребёнок только начинает переучиваться писать с помощью ручки-самоучки, возможно, что его почерк временно ухудшится на 1-1.5 недели. Это нормально, т.к. сначала происходит разрушение ранее усвоенной техники письма, а затем формируется техника правильная.

    Информация о технических характеристиках, комплекте поставки, стране изготовления и внешнем виде товара носит справочный характер и основывается на последних доступных сведениях от производителя

    Мы всегда стремимся к лучшему, чтобы радовать своих покупателей самыми выгодными ценами.

    Овладение навыками письма у детей с ДЦП проходит очень сложно и требует огромной усидчивости как от ребенка, так и от родителя. Универсального средства обучения письму нет – к каждому ребенку надо искать подход и определять, какие техники помогают лучше всего. В этой статье мы собрали для вас несколько советов, которые помогут детям с ДЦП научиться писать.


    Готовим рабочее место и канцелярские принадлежности

    Письменный стол и стул необходимо подбирать с учетом особенностей и потребностей ребенка: рассчитать их высоту и ширину, продумать крепления для ног, рук и – при необходимости – для плеч. Перед тем, как переходить к обучению письму, рекомендуем за этим столом провести несколько привычных для ребенка занятий, чтобы ему было комфортно в своем новом положении.

    Важную роль играют канцелярские принадлежности – карандаши, ручки, бумага. Опираемся, опять же, на особенности и потребности ребенка: для начала подойдет обычный мягкий карандаш круглой формы (без граней, которые создадут дополнительный дискомфорт пальчикам) и хорошая ручка, не царапающая бумагу (лишний стресс ребенку ни к чему). Затем подбираем бумагу удобного формата с необходимым количеством линеек, с удобным размером клеток и т.п. Подойдут хоть матовые, хоть глянцевые листы.

    Учим захвату карандаша

    Рекомендуем начинать занятия с карандаша, т.к. он легче поддается непослушным детским рукам. У детей с гиперкинезом чаще всего захват получается хорошо – они крепко держат карандаш, хоть и не всегда берут его правильно. Но на данном этапе это не так важно – главное, чтобы ребенку было удобно держать карандаш и писать им. Дети с ослабленными мышцами с трудом удерживают карандаш в руке и даже, зачастую, вовсе не могут взять его со стола. Здесь на помощь приходят дополнительные средства: шарики (помогают размять и усилить руки), клубок ниток со вставленным в него карандашом (подобранный по размеру клубок ребенок сможет удержать в кулачке, а крепко зафиксированным карандашом сможет написать первые буквы); крепление карандаша ремешками с липучками или резинками к руке.



    Пишем первые буквы

    При дальнейшем обучении подойдут любые игровые формы, ассоциации и подсказки. Главное – чтобы ребенок запоминал последовательность черточек, из которых складываются буквы. Одна из часто встречающихся проблем – безотрывное письмо, т.е. дети пишут, не отрывая карандаш от бумаги. Чтобы избежать этого, подойдут, опять же, различные игровые и ассоциативные напоминания о необходимости сделать паузу в написании.

    Вместо послесловия

    Процесс обучения письму проходит для каждого ребенка с ДЦП индивидуально и не ограничивается теми средствами, о которых мы рассказали. По итогам первых занятий можно будет сделать вывод, какие моменты получаются лучше, а какие хуже, на что нужно обратить внимание и какую подобрать методику, чтобы ваш малыш научился писать без посторонней помощи.











    Занимайка.ру

    Ручка-самоучка - тренажер для исправления техники письма (для переучивания правшей и детей с ДЦП)


    Традиционно систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и продолжается в последующих классах. Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы. В период учебы ребенку требуется вести записи диктантов, лекций, конспектов и др., при этом возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром письме. На уроках чистописания стоит задача путем правильного отбора и проведения специальных упражнений сформировать у учащихся такую технику письма, которая при переходе на скорое письмо будет способствовать сохранению четкости почерка, и обеспечивать достаточную быстроту выполнения письменных работ. Выработать у учащихся графически правильное, четкое, красивое и скорое письмо традиционными методами невозможно в короткий срок и получается это у небольшого количества наиболее старательных детей. Для этого требуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Достижение этой цели традиционными методами зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.

    Ø Улучшение качества чистописания детей

    Ø Увеличение скорости письма и снижение усталости при скором и длительном письме

    Ø Исключение недостатков при письме левшей, переучивание детей-правшей

    Ø Эффективное обучение технике письма детей с задержкой в развитии, нарушениями тонкой моторики рук, ДЦП

    Ø Снижение финансовых затрат применения методики и трудозатрат учителей и реабилитологов.

    Подробнее о тренажерах для развития мелкой моторики (ложке-обучалке, ручках-самоучках, топотуше и др.)

    можно прочитать в буклете (файл pdf), откроется по ссылке.

    Занимайка.ру

    Ручка-самоучка - тренажер для исправления техники письма (для переучивания правшей и детей с ДЦП)


    Традиционно систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и продолжается в последующих классах. Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы. В период учебы ребенку требуется вести записи диктантов, лекций, конспектов и др., при этом возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром письме. На уроках чистописания стоит задача путем правильного отбора и проведения специальных упражнений сформировать у учащихся такую технику письма, которая при переходе на скорое письмо будет способствовать сохранению четкости почерка, и обеспечивать достаточную быстроту выполнения письменных работ. Выработать у учащихся графически правильное, четкое, красивое и скорое письмо традиционными методами невозможно в короткий срок и получается это у небольшого количества наиболее старательных детей. Для этого требуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Достижение этой цели традиционными методами зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.

    Ø Улучшение качества чистописания детей

    Ø Увеличение скорости письма и снижение усталости при скором и длительном письме

    Ø Исключение недостатков при письме левшей, переучивание детей-правшей

    Ø Эффективное обучение технике письма детей с задержкой в развитии, нарушениями тонкой моторики рук, ДЦП

    Ø Снижение финансовых затрат применения методики и трудозатрат учителей и реабилитологов.

    Подробнее о тренажерах для развития мелкой моторики (ложке-обучалке, ручках-самоучках, топотуше и др.)

    можно прочитать в буклете (файл pdf), откроется по ссылке.

    Светлана Иванищева
    Особенности обучения грамоте, развитие графомоторных навыков у детей с детским церебральным параличом

    Иванищева Светлана Владимировна

    учитель-дефектолог МДОУ детский сад комбинированного вида № 79

    Особенности обучения грамоте, развитие графомоторных навыков

    у детей с детским церебральным параличом

    Как известно, при детском церебральном параличе (далее ДЦП) основное нарушение - это двигательное. Дети с ДЦП испытывают огромные трудности при овладении письменной речью. Практика показывает, как важно в процессе обучения сформировать у детей навыки правильного письма. Ведь именно недостаточный уровень технических навыков письма является одной из основных причин неуспешности детей в учебной деятельности. Овладение письменной речью обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Нарушение деятельности какой-либо из систем, либо их взаимодействия приводит к невозможности полноценного усвоения ребёнком письменной речи.

    В связи с двигательной патологией, нарушениями зрения, недостаточным развитием пространственных представлений большинство детей находятся на самом низком уровне владения основными приемами графической деятельности. При детском церебральном параличе часто отсутствуют или искажаются именно те предпосылки, которые создают условия выполнения ребёнком произвольных движений и целенаправленных действий, в том числе письма. Это вызвано патологическими изменениями тонуса и ослабленностью мышц, снижением проприоцептивной чувствительности, недостаточным развитием осязания.

    При церебральной патологии у детей отмечаются синкинезии (содружественные движения, непроизвольно сопровождающие основное) и часто патологические синергизмы (стереотипные комбинации движений, которые, мешая развитию точности действий, трудно преодолеваются. Наиболее трудно детям с церебральными параличами бывает изолировать тонкие движения пальцев рук и отдифференцировать сгибания в отдельных суставах, что так необходимо для письма. Поэтому необходима коррекционная работа, цель которой - сформировать моторную и психологическую базу для овладения навыками письма.При этом решаются следующие задачи:

    • нормализация мышечного тонуса или уменьшение гиперкинезов в пишущей руке;

    • формирование умения выделять и выполнять по возможности правильно, с большой амплитудой движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах пишущей руки;

    • научить детей воспроизведению изолированных движений одной и другой рукой, подавляя патологические рефлексы;

    • обучать дифференцированному захвату различных предметов;

    • формирование правильного захвата и удержания ручки;

    • формирование пространственной ориентировки на плоскости листа бумаги.

    Для нормализации мышечного тонуса используются приёмы:

    1. контрастные ванночки, которые улучшают кровоснабжение, способствуют снятию мышечного тонуса, создают условия для дальнейшей манипуляции рук;

    2. работа с глиной, тестом способствует нормализации мышечного тонуса и развитию ручной деятельности, т. е. способствует преодолению основных нарушений у детей с церебральным параличом;

    3. использование наждачной бумаги как дополнительный тактильный раздражитель для упроченного закрепления следовых образов.

    Для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста весьма эффективен игровой метод обучения. Игра для развития функции рук может выглядеть как имитационные движения, как элементы танцевальных движений, где ритмичность движений также имеет большое корригирующее значение. Для развитиядвижений рук используют имитационные движения:

    Далее становится приоритетным направлением работа по развитию функциональных возможностей кистей рук. Детям с церебральным параличом наиболее трудно бывает выполнять изолированные тонкие движения пальцев рук и отдифференцировать сгибания в отдельных суставах, что так необходимо для письма. Преодоление синкенезий, патологических синергизмов, гиперкинезов чрезвычайно важно на подготовительном этапе, как для формирования двигательного навыка письма, так и для преодоления дефектов двигательной сферы в целом, характерных для ДЦП.

    Тренировать изолированность движений рук можно в следующих упражнениях:

    - разглаживание листа бумаги ладонью правой руки, придерживая лист левой, и наоборот;

    - руки полусогнуты, опора на локти — встряхивание по очереди кистями;

    - поочередная смена положений кистей, правой и левой (согнуть - разогнуть, повернуть ладонью к лицу - к столу);

    - фиксирование левой рукой правого запястья - поглаживание ладонью правой руки, постукивание ладонью по столу и т. п.

    Одновременно проводится работа и по развитиюдвижений пальцев рук:

    Наряду с перечисленными упражнениями на развитие моторики ребёнка для обучения письму важно формировать или развивать произвольное отведение и приведение пальцев рук, особенно пишущей руки:

    - сжать - выпрямить пальцы руки,

    - согнуть пальцы одновременно и поочередно;

    - постучать каждым пальцем по столу под счет "один, один-два, один - два - три";

    - прокатывать, вращать карандаш между первым и вторым, первым и третьим; первым, вторым и третьим; первым, вторым, третьими четвёртым; первым, вторым, третьим, четвёртым и пятым пальцами ведущей руки;

    Параллельно с вышеописанными приёмами работы необходимо обучение детей элементам самомассажа кистей и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики, оказывает положительное влияние на нормализацию мышечного тонуса, способствует развитию произвольности движений рук у детей.

    Для тренировки точности используются упражнения на помещение мелких предметов (бусин, фасоли, камешков) в сосуд с узким горлом. Применение для этой работы мелких предметов разных цветов или размеров необходимо для того, чтобы ребёнок дифференцированно размещал предметы и прослеживал соответствующие движения руки, а также учился пересекать среднюю линию тела, получал тактильные и слуховые ощущения.

    Для развития мелкой моторики рук полезно раскручивать и закручивать крышки, складывать разборные игрушки, нанизывать бусы, выкладывать узоры из мозаики, сматывать и разматывать клубки ниток, застёгивать пуговицы, шнуровать, пользоваться всеми видами бытовых выключателей.

    Для обучения правильному способу удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального способаудержания ручки необходимо последовательное выполнение серии заданий:

    - принять позу руки и пальцев, имитирующую удерживание ручки и зафиксировать на некоторое время вместе с карандашом резинкой. Некоторое время рука должна оставаться в таком положении для лучшего запоминания позы пальцев. Используется и пассивный метод, когда правильная укладка пальцев фиксируется взрослым, который рукой ребёнка проводит с ним линии или иные фигуры;

    - вкладывать ручку левой рукой в правую, лежащую на парте в соответствующем положении;

    - брать правой рукой одним движением ручку, лежащую на парте и принимать положение для письма;

    - расслаблять и напрягать пальцы, не выпуская ручки и сохраняя правильную позицию пальцев;

    - сгибая и разгибая пальцы, передвигать их по ручке к верхнему и нижнему краю;

    - выполнить несколько движений пишущей рукой и после каждого принимать правильную позу для письма;

    - поставить несколько точек на листе бумаги, выполняя движения пальцами, не сдвигая руки, не напрягаясь.

    Даже после длительного обучения не у всех детей формируется правильный захват карандаша. При наиболее тяжёлых формах ДЦП достаточно научить ребёнка удерживать карандаш способом, который он выбрал сам как способ приспособления в связи со своим двигательным дефектом.

    Особое внимание необходимо уделить формированию пространственного восприятия. У детей с церебральными параличами формирование пространственного восприятия задерживается в связи с выраженными затруднениями манипулятивной деятельности, расстройствами речи и поздним овладением навыками передвижения. Нарушение пространственных представлений у детей с ДЦП затрудняют ориентировку на листе, строчке, клетке, а также перевод временной последовательности звучащих фонем в линейную последовательность графем. Чтобы ребёнок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить графический образ буквы, из каких элементов она состоит, в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве и как расположены относительно рабочей строки.

    В связи с этим коррекционная работа с детьми должна проводиться по всем направлениям развитияпространственного восприятия: по ориентировке в удалённости предметов, по усвоению пространственных признаков предметов, по осмыслению пространственных отношений предметов и изображений и т. д. При этом необходимо использовать игры, направленные на развитиеконструктивной деятельности: складывание разрезных картинок, выкладывание фигур из палочек.

    Для развития зрительно-моторной координации необходима фиксация взора на манипулятивной деятельности - сначала пассивная с помощью педагога, а затем активная по словесной инструкции. Это способствует не только формированию координированных движений, но и развитию зрительно-двигательной координации.

    Только затем переходят к письму карандашом, потом ручкой от опорной точки сначала в альбомах без разлиновки, затем в разделённых частях листа, позже в тетради. Рисование карандашом позволяет точнее отработать навык проведения линий, так как предполагает большее усилие и точность при проведении.

    На следующем этапе работы осуществляется коррекция графических навыков. Последовательность заданий строится в соответствии с закономерностями формирования графического навыка письма как двигательного акта. Сначала детейучат проводить прямые линии: вертикальные, горизонтальные и наклонные. При этом на начальных этапах работы левый верхний угол листа маркируется. Когда дети привыкнут начинать графическое движение от левой стороны, маркер убирается. В игровой ситуации эта линия может представлять собой какая-либо дорожка, также как и вертикальная - продолжение какого-либо рисунка (стебель для цветка, ниточка для шарика и т. д.).

    Коррекция точности направления движения осуществляется и в ходе выполнения заданий на проведение наклонных линий, штриховании в заданном направлении и раскрашивании в соответствии с формой фигуры (для круга - круговые движения, для квадрата - прямые линии, для треугольника - наклонные). Задания на штриховку требуют соблюдения жёстких правил: штриховать в заданном направлении, не заходить за контур, соблюдать равное расстояние между линиями. Сначала для штриховки используют геометрические фигуры, затем эти геометрические фигуры объединяются в схематичное изображение какого-либо предмета (самолёт, поезд и т. д.).

    Для коррекции недостатков функции переключения движения, нарушения ритмичности и направленности движения детей учат изображать ломаные линии. При этом требуется обвести ломаную выше или ниже уже изображенной линии, затем - проведение ломаной по опорным точкам. Начинать надо с более крупного изображения, а завершать размером, адекватным размеру буквы.

    Ознакомление со способом выполнения геометрических фигур начинают, попарно соединяя точки, образующие верхнюю и нижнюю стороны квадрата, а затем левую и правую стороны. Также, соединяя точки, можно построить треугольник и окружность. Узоры могут быть различной конфигурации и усложняться по мере освоения более простых элементов, при этом можно использовать рисование с помощью трафарета. Использование трафарета позволяет ребёнку сначала с помощью, а затем самостоятельно воспринять правильное движение руки для рисования той или иной формы и запоминания этого движения.

    Первоначально работа проводится в альбоме, разлинованном на строчки высотой 20–25 мм. Чем крупнее письмо, тем меньше относительная разница между движениями кончика пера и движениями самой руки. По мере освоения двигательного навыка ребёнок выучивается переносить на кончик карандаша сначала зрительные, а потом проприоцептивные коррекции, приобретая умение автоматически обеспечить кончику карандаша любую требуемую траекторию. Благодаря этому, постепенно уменьшается величина выписываемых букв и совершается освоение письма по линейке.

    Одно из ответственных направлений в работе - формирование навыков написания элементов школьного письма в тетради. Основной задачей каждого задания является выполнение главного условия - не выйти за пределы рабочей строки, т. е. соотнесение своего движения со зрительно воспринимаемым полем действия, выполнение движения внутри его. На первых этапах работы рабочую строку можно прорисовывать дополнительно и писать карандашом.

    Используется серия заданий, направленных на фиксирование строки и работу внутри её:

    - закрашивание строки и штриховка с разным наклоном в пределах её границ;

    - обводка контура рабочей строки;

    - вписывание в строку геометрических фигур и их штриховка в разных направлениях;

    - написание прямых и наклонных линий в пределах границ строки — по заранее намеченным точкам и самостоятельно;

    - написание буквенных элементов в строке;

    - написание буквенных элементов с выходом в межстрочное пространство.

    Следующий этап работы направлен на формирование буквенного анализа и синтеза. На этапе знакомства с буквой проводится работа по развитию зрительного расчленения графических изображений и букв на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между графическими изображениями и буквами. Ребёнку предлагают следующие задания:

    - называние букв, перечёркнутых дополнительными линиями:

    - определение буквы в неправильном положении:

    - выделение букв,наложенных друг на друга:

    - конструирование печатных и рукописных букв из элементов;

    - реконструирование букв (добавление, уменьшение количества элементов букв, изменение пространственного расположения элементов).

    Необходимо отметить, что при проведении данной работы необходимо учитывать форму ДЦП, т. к. при разных формах данного заболевания требуются разные по сложности выполнения игры, задания и упражнения.

    В заключении хочется сказать, что трудности формирования графомоторных навыков у детей с ДЦП отмечаются специалистами разного профиля, это неоспоримый факт. Пропедевтический период является значимым условием предупреждения нарушений письменной речи у детей с церебральным параличом. Большинство приёмов развития манипулятивной функции, формирования графических навыков, повышения двигательной активности дополняют традиционные технологии обучения и одновременно решают задачи здоровьесбережения.

    Конспект ОД по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Путешествие в сказку. Цель: Развитие графомоторных навыков через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику.

    Конспект занятия по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Конспект по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Выполнила воспитатель: Куужела Надежда Геннадьевна.

    Особенности методики М. Монтессори обучения письму и чтению Сегодня есть множество эффективных способов обучения детей чтению. Но в отличие от других методик, в методике М. Монтессори, чтение и письмо.

    Особенности методики М. Монтессори обучения письму и чтению Сегодня есть множество эффективных способов обучения детей чтению. Но в отличие от других методик, в методике М. Монтессори, чтение и письмо.

    Особенности обучения в разновозрастной группе. В нашем детском саду функционирует одна разновозрастная группа. Воспитываются дети смежных возрастов - с четырех до семи лет (до выпуска.

    Особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дети с нарушениями речи составляют особую категорию детей с особыми предпосылками к обучению грамоте. Сегодня общепризнанным является то,.

    Развитие речи с элементами обучения грамоте. Среди многих важных задач воспитания и непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду развития.

    Особенности обучения детей дошкольного возраста план 1. Своеобразие освоения детьми дошкольного возраста учебных навыков и умений 2. Общая характеристика учебной деятельности а. Структура.

    Развитие навыков мелкой моторики у детей с ДЦП

    ПОЧЕМУ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ?
    Потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
    Новорожденный малыш сосредотачивает взгляд на висящей перед ним игрушке, затем тянется и ударяет по ней. Потом наступает время, когда он начинает хватать рукой интересующую его игрушку. С этого момента мы можем говорить о начале развития мелкой моторики. Развитие захвата, удерживания и манипулирования предметами проходит определенное количество последовательных этапов от захвата кулачком до точного захвата мелких предметов большим и указательным пальцем.

    В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РАЗВИВАЮТСЯ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ДВУХ ЛЕТ
    В это время малыш постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.

    ОТ ДВУХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
    Навыки, приобретенные на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду.

    ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ВОСЬМИ ЛЕТ
    В этом возрасте дети учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания). Кроме того, настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий, в частности, письма. В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, держать тремя пальцами карандаш (щепотью). Они уже достаточно уверенно пользуются ложкой, вилкой, могут писать крупные буквы, рисовать простые картинки, резать бумагу ножницами вдоль нарисованной линии.

    КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК
    Чтобы выполнять точные действия с мелкими предметами, пальцы руки должны действовать согласованно и координировано:
    большой, указательный и средний палец совершают координированные действия, а безымянный и мизинец обеспечивают необходимое устойчивое положение кисти.

    СТАБИЛЬНОСТЬ ЗАПЯСТЬЯ
    Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

    КАКИЕ ИГРЫ ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
    Для развития движений запястья малыш может играть в ладушки, вы можете наливать в подставленные ребенком ладони шампунь, насыпать крупу. Хорошо тренирует движения запястья и пальцев рук лепка из пластилина или глины, рисование мелком округлых форм, поворачивание дверных ручек. После трех лет можно учить малыша пользоваться ножницами, а также разучивать с ним простые пальчиковые игры.


    Вы можете сами придумать массу интересных игр и занятий, которые будут способствовать развитию навыков мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Важно лишь подобрать подходящие, посильные виды деятельности и организовать игру так, чтобы было интересно и ребенку, и Вам!

    До того, как ребенок станет полностью независимым и сам будет выполнять любые каждодневные дела, он должен научиться использовать свои руки, чтобы опираться на них, брать и класть предметы, манипулировать ими. Многим детям с церебральным параличом приходится все время подстраховывать себя руками: они опираются на руки, когда сидят и двигаются, подтягиваются за опору, когда встают и ходят. Поэтому на каждой стадии развития ребенка необходимо обучать действовать руками, и важность этого переоценить невозможно.

    Развитие тонких движений рук зависит от того, как ребенок сохраняет позу, то есть от его стабильности, от развития крупных движений и от способности воспринимать и обрабатывать сенсорную информацию разного рода. Таким образом, тонкие движения развиваются только после приобретения перечисленных навыков, а возраст имеет лишь ориентировочное значение.

    Как же недостаточная стабильность, неправильное положение тела в пространстве и неправильные образцы движений у ребенка с церебральным параличом отражаются на развитии тонкой моторики?

    ¨Из-за недостаточной стабильности туловища и таза ребенок не может стабилизировать (удерживать неподвижно) одну часть тела, а другой в то же время совершать какое-то движение.

    ¨Из-за неправильного положения и неправильных образцов движений туловища, плеча, предплечья и кисти ребенок не может дотянуться до предмета, захватить его, выпустить из рук, а также развивать другие навыки мелкой моторики.

    ¨Ладони могут быть постоянно сжаты в кулаки – при неправильном положении всего тела, или могут быть лишь слегка согнуты пальцы – при нарушении мышечного тонуса только в руке. К тому же у ребенка может понижаться чувствительность кисти, что особенно часто встречается при спастической гемиплегии.

    ¨Из-за полностью или частично нарушенного баланса у ребенка руки могут быть все время заняты – малыш использует одну или обе руки для опоры.

    ¨ Развитие навыков мелкой моторики может остановиться на ранних этапах. Например, длительное время у ребенка сохраняются примитивный хватательный рефлекс (предмет зажимается между основанием ладони и двумя или более пальцами) и зеркальныеhttp://file:///C:/Users/123/Desktop/%D0%B4%D1%86%D0%BF/%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D1%83%20%D0%94%D0%A6%D0%9F.doc#_ftn1 движения, которые обычно наблюдаются у младенцев и маленьких детей.

    ¨Ребенок выпускает предмет из руки незрелым или неправильным способом. Например, при повышенном мышечном тонусе (спастические формы церебрального паралича) малыш, разжимая ладонь, сгибает запястье и разгибает пальцы, а при меняющемся тонусе и непроизвольных движениях (гиперкинетические формы) – отдергивает руку с раскрытой ладонью и чрезмерно разогнутыми пальцами.

    У одних детей способность действовать руками страдает из-за нарушений зрения и восприятия, у других – из-за неспособности одновременно слушать и следить за тем, что они делают. Это отражается не только на способности действовать руками, но и на темпах обучения и на способности сосредоточиваться.

    Эти нарушения встречаются далеко не у всех детей, а в большинстве случаев со временем с ними можно справиться.

    На самом деле, будет лишь пустой тратой времени учить ребенка, у которого повышена чувствительность к прикосновениям (гиперестезия), свободно действовать руками или осознавать взаиморасположение частей тела и закономерности их передвижения, либо ожидать, что ребенок, у которого кисть сжата в кулак, научится захватывать предметы и выпускать их из рук. Но как же мы можем помочь в каждом из этих случаев?

    Открытая ладонь

    Пока у ребенка сохраняется хватательный рефлекс новорожденного (то есть при любом прикосновении к ладони пальцы сжимаются в кулак), или до тех пор, пока большой палец ложится поперек ладони, когда она сжимается в кулак, научиться правильно захватывать предметы и выпускать их из рук малыш не сможет.

    Поэтому, прежде чем учить ребенка действовать руками, первым делом попытайтесь раскрыть его ладонь так, чтобы пальцы были выпрямлены, большой палец отведен, а запястье разогнуто. Для этого разверните руку в плечевом суставе наружу, разогнув в локтевом суставе, предплечьем и ладонью вверх. Сначала делайте так, когда обе руки ребенка отведены в стороны, а потом – когда они вытянуты вперед.

    Раскрыть ладонь можно и другим способом – проведите пальцем по тыльной поверхности ладони от большого пальца к мизинцу. У ребенка постарше можно прижать основание ладони к твердой поверхности, разогнув его руку в локте, и отводить пальцы, начиная от их основания.

    Как только вы раскрыли ладонь, перенесите вес ребенка на ладонь – дайте ему опереться на нее, осторожно надавливая на плечи.

    Многие дети могут действовать руками, несмотря на то, что большой палец прижат к ладони. Это в особенности касается детей, у которых двигательные нарушения выражены на одной половине тела (спастическая гемиплегия). Если у ребенка сохранится данный образец движения, он будет захватывать предметы не большим и указательным пальцами, а средним и безымянным или безымянным и мизинцем и не научится отводить и приводить большой палец. Не имея возможности пользоваться большим пальцем, ребенок будет вынужден захватывать предметы всей ладонью, отводя кисть в лучезапястном суставе в сторону мизинца, то есть кисть будет отведена наружу, по направлению от большого пальца.

    Избежать закрепления этого неправильного образца движения можно одним способом – как можно раньше использовать фиксатор для большого пальца. На рис. 7.6 показан фиксатор для большого пальца. Вы можете сделать его сами, не тратя денег. Он не только выпрямляет и отводит большой палец, но и разгибает запястье, что особенно важно в раннем возрасте. Если ладонь находится в таком положении, вам проще научить ребенка опираться на руки.

    Первые тактильные ощущения

    Младенцы с повышенной чувствительностью к прикосновению

    Приемы ранней стимуляции младенца

    ¨Вложите между ладонями ребенка резиновую игрушку-пищалку и надавливайте на нее, сводя его ладони. Вложите в ладони малыша привычный ему предмет, например его бутылочку.

    ¨ Дайте подержать младенцу шершавый, гладкий, влажный, сухой, теплый, холодный или липкий предметы. Если он тянет предметы в рот, позаботьтесь о том, чтобы они были крупными и неопасными.

    ¨Наденьте резиновую, шерстяную или брезентовую перчатку и дайте малышу потрогать ваши пальцы и взять вас за руку.

    ¨Обратите внимание ребенка на его руки и ноги, когда вы их моете – намыливаете и споласкиваете.

    ¨Сгибайте и разгибайте руки, ладони и пальцы малыша, когда вытираете их. То же самое проделайте с его ногами.

    ¨Покажите ребенку противоположные действия – вложите ему в кулак два пальца и попросите отпустить их. Теперь возьмите ручку малыша в свою – сжимайте и разжимайте свою руку, захватывая и отпуская ручку ребенка.

    Как помочь ребенку действовать руками

    Чтобы ребенок смог вывести вперед плечи и руки, расположить кисти рук перед собой по средней линии, его поза должна быть симметричной и устойчивой:

    ¨чтобы ребенок мог видеть игрушку в своих руках, его голова должна быть расположена по средней линии;

    ¨следите за тем, чтобы хватательные движения не вызывали нарушение позы и повышение мышечного тонуса остальных частей тела;

    ¨помогайте малышу захватывать предметы так, чтобы его предплечье было в нейтральном положении, а запястье – разогнуто. Если это удается с трудом, пусть время от времени ребенок опирается на ладонь прямой руки, нагружая ее;

    ¨заниматься и играть нужно с привычными для малыша предметами – они не вызовут у него дополнительного напряжения;

    ¨ даже если вы ожидали от ребенка одного действия, а у него хорошо получилось другое, закрепите удачу повторением.

    У ребенка первых месяцев жизни ладонь раскрыта, только когда он расслаблен, – во сне или после еды. Уже в 3 месяца она открыта большую часть времени, но если малыш прикоснется ладонью к одеялу или одежде, то рефлекторно и неуклюже крепко вцепится в них.

    Пока еще младенец не может сам потянуться за погремушкой и схватить ее, но, если вложить игрушку ему в руку, он сожмет ее, согнув мизинец, безымянный, иногда и средний пальцы. Однако он не видел погремушки и сам не стремился завладеть ею, поэтому и рассматривать ее он не станет, а получит только тактильные ощущения.

    Размахивая руками, он мельком заметит погремушку и в какой-то момент задержит руку, чтобы посмотреть на нее. Он засунет ее в рот и исследует ее форму и поверхность, а время от времени будет доставать ее, чтобы рассмотреть получше. Это – первый этап развития координации глаз-рука, то есть координации между прослеживающими движениями глаз и движениями руки.

    Ребенок с церебральным параличом

    Когда некоторые дети с церебральным параличом захватывают предмет рукой, они часто слишком сильно сгибают руки, поворачивают их внутрь в плечевых суставах и выводят плечи вперед (протракция плеч); они так крепко вцепляются в погремушку, что ее невозможно забрать. В таком случае, прежде чем вложить погремушку малышу в руку, выпрямите руку, поверните наружу в плечевом суставе так, чтобы внутренняя поверхность предплечья и ладонь были направлены вверх, попробуйте еще взять погремушку с более толстой ручкой.

    Если ребенок плохо сжимает ладонь, удерживайте его кисть своей рукой с тыльной стороны, предварительно выпрямив его руку и разогнув запястье. Когда он держит игрушку во рту, следите за тем, чтобы его рука была поднята до уровня плеч, а локоть – отведен в сторону. Как только ребенок поймет, что в руке что-то есть, плавно поводите ею в разных направлениях. Останавливайте его руку и потряхивайте ею, чтобы младенец мог связать движение руки со звоном погремушки. Подобные игры развивают координацию глаз-рука, а кроме того, привлекают внимание малыша к собственным действиям

    Координация между движениями глаз и рук развивается, как только ребенок обретает способность фокусировать зрение на предмете, который притягивает его внимание. До шести месяцев детям легче определять положение своей руки по отношению к тем предметам, которые в ответ двигаются или издают звуки.

    Пока малыш размахивает руками хаотично, его движения при попытках ударить рукой по игрушке неразмеренные и плохо координированны. Однако со временем он начинает попадать в цель, потом начинает хватать рукой конкретную игрушку и делать с ней то, что он хочет.

    Любопытно, что когда ребенок тянется за игрушкой, предвкушая, как он ее схватит, он заранее сжимает и разжимает пальчики. То же самое происходит, когда вы даете ему игрушку.

    Ребенок с церебральным параличом

    Как мы уже подчеркивали, для того чтобы помочь малышу с церебральным параличом осваивать эти навыки, очень важно сначала убедиться, что поза малыша устойчива и позволяет ему держать голову по средней линии и выводить вперед руки и плечи.

    Игрушки

    Игрушка должна реагировать на малейшее прикосновение, вознаграждая усилия ребенка. На данной стадии развития прекрасно подойдут игровые и развивающие центры активности для детских кроваток. В эти центры включены простые игрушки, состав которых можно менять, это могут быть и парные предметы, и игрушки, которые при прикосновении по-разному кружатся, гремят, звенят и двигаются.

    Как помочь ребенку с церебральным параличом освоить произвольные хватательные движения

    Поскольку многим детям с церебральным параличом легче дотягиваться до игрушки, захватывать ее и играть, если они поддерживают себя второй рукой, то время от времени полезно сажать малыша, поддерживая его, к себе на колени перед столом. Хороший способ – положить любимую игрушку на кусочек мягкой ткани в пределах досягаемости малыша, чтобы он брал ее и двигал к себе. Сначала он будет только захватывать игрушку, но однажды обнаружит, что его руки могут придвинуть ее. Таким образом он научится и удерживать игрушку, и доставать желаемый предмет.

    Примерно до девяти месяцев ребенок, прежде чем схватить игрушку, смотрит на нее. Поэтому следите за тем, чтобы она находилась прямо перед ним – кладете ли вы игрушку или даете малышу в руку.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.