Коррекция осанки у детей дцп

Доброго времени суток, уважаемые гости сайта! Лечение позвоночника спины включает целый набор разных действий. Важно комбинировать ЛФК, занятие в бассейне, массаж и ношение специальных устройств ортопедического типа.

Корректор осанки для детей эффективен для профилактики и лечения сколиоза. У многих детей искривления появляются из-за необходимости долгое время сидеть в одной позе. Правильно подобранный корсет поможет быстро создать здоровую и красивую осанку.

Насколько это важно


Корсет для коррекции осанки – это конструкция, задача которой поддержание позвоночного столба в правильном положении. С помощью корректирующего устройства можно предотвратить развитие сколиоза у ребенка.
Покупка ортопедического приспособления актуально для детей школьного возраста. Корректор помогает уменьшить нагрузку на позвоночник.

Неправильная осанка способствует сутулости. Искривленный позвоночник может негативно отразиться на расположении внутренних органов.

Корсет для осанки детский необходим в таких ситуациях:

  1. Скорость роста ребенка превышает развитие позвоночника.
  2. Получение травм.
  3. Развитие искривления.
  4. Проблемы с общим самочувствием.
  5. Различные патологии тканей кости.

Дополнительно рекомендуется заниматься специальной гимнастикой, использовать массаж и выбрать ортопедические матрасы.

Виды корректоров осанки для детей

Лечебные корсеты изготавливаются индивидуально или подбираются по размерам.

Корсеты для исправления осанки бывают таких типов:

  1. Эластичный применяется для профилактики и при минимальном искревлении.
  2. Модели средней жесткости отличаются пружинными элементами. Они хорошо держат спину.
  3. Жесткие конструкции не применяются в целях профилактики. Они отличаются пластиковыми или металлическими ребрами жесткости.

Изделия помогают избежать травм и значительной нагрузки на спину.


Применяется пока позвоночный столб еще не начал иксривляться. Лямки отводятся назад и соединяются в области между лопатками. Подобные изделия имеют лечебное действие.

Грудопоясничный корректор осанки воздействует на большую часть спины. Лечение достигается при помощи ребер жесткости. Такие модели уменьшают напряжение в мышцах и выпрямляют позвоночный столб. При этом сохраняются физиологические изгибы.
Для лечения заболевания спины применяются грудопоясничные изделия. Они помогают исправить сутулость и выпрямить плечевой пояс.


Требования к выбору

Прежде чем выбрать и носить корректор осанки, нужно определиться с определенными параметрами. Имеет значение вес ребенка и его рост.

Важными моментами является размер корсета и его тип. Нужно померить рост, окружность груди и талии. Следует подбирать изделия из натуральных тканей.

Это позволит избежать опрелостей кожного покрова и других проблем. Важным параметром является жесткость. Тип корсета подбирается ортопедом с учетом болезни или степени искривления.

Для детей в возрасте 6-7 лет или 14-15 нужно использовать корректор осанки, сделанный на заказ. Ношение корсета рекомендуется по индивидуальному назначению.

Время ношения может составлять 2-3 часа. На начальном этапе не рекомендуется больше 4 часов. Периоды применения устройства нужно увеличивать постепенно по 5-10 минут.

При выборе изделия учитываются модели для девочек и мальчиков. Стоит обратить внимание на полужесткие модели, которые разрабатываются индивидуально.

Как надеть корректор на ребенка

Качественный корсет для осанки оснащается индивидуальной инструкцией по применению.

Чтобы добиться максимального терапевтического эффекта, следует соблюдать следующие правила:

  1. Надевать изделие нужно в утренние часы.
  2. Перед фиксацией важно принять правильную позу.
  3. Носить устройство нужно от 2 до 4 часов.
  4. Точное время ношения определяет ортопед.
  5. Во время сна корсет не требуется.

Для осуществления коррекции понадобится от месяца до полугода. При продолжительном использовании конструкции мышцы привыкают к постоянной поддержке.
При нарушениях осанки у детей подобрать подходящее изделие может только специалист-ортопед. Размер конструкции подбирается по росту и объему груди ребенка.

В таком изделии не должно ощущаться передавливания кожи поясом или лямками. При значительных искривлениях рекомендуется делать изделие на заказ. Период ношения определяет врач. Под фиксатор рекомендуется надевать легкое белье.

Как и когда носить

При искривлении позвоночного столба не рекомендуется постоянное носить корректирующее устройство.
При лечении сколиоза носить устройство нужно по 15-20 минут в день. Время ношения следует постепенно увеличивать до 5 минут. Нельзя ходить в конструкции более 10 часов в день.
На голое тело надевать изделие не рекомендуется. Футболка избавит кожный покров от раздражений и натираний.

Стоит отметить такие показания к применению изделия:

  1. Возникновение лордоза.
  2. Проявление сутулости.
  3. Сколиоз.
  4. Радикулит.

Чаще всего корректор назначается в составе комплексной терапии. Дополнительно назначается мануальная терапия, лечебная гимнастика и массаж.
Существуют и определенные противопоказания. Корректирующие изделия нельзя применять детям до 4 – х лет. Изделия могут быть выполнены из материалов, вызывающих аллергию. В некоторых случаях не рекомендуется магнитная конструкция. Нельзя носить изделие при дерматологических заболеваниях.

Лучшие модели

К самым популярным брендам относится Триверс, Тиса, Орлиман и Отто Бок. Все эти производители применяют на производстве гипоаллергенные и натуральные материалы. При выборе изделий стоит обратить внимание на следующие модели.

Представляет собой реклинатор полужесткой конфигурации. В наличии предусмотрено 4 ребра жесткости. Изготавливается изделие из хлопчатобумажной ткани. Предусмотрены стяжки, усиливающие фиксацию.

Корректор осанки orlett tlso p 250 выполняется из гипоаллергенного материала. Полужесткая конструкция носится под одеждой. На спине присутствует два ребра жесткости. Предусмотрены наплечные нерастяжимые лямки. При выборе модели стоит изучить противопоказания к применению.


Данное изделие относится к полужестким моделям. Оно имеет эластичные вставки, которые фиксируются на липучках. Носить его можно под одеждой. Качественные материалы не вызывают аллергии.

Грудопоясничная конструкция используется для жесткой фиксации поясницы и грудной клетки. Его не применяют для профилактики, а только по медицинским показаниям.
Носить устройство сложно, но можно привыкнуть. Использовать изделие следует не более четырех часов в сутки.

Устройство оснащено специальными ребрами жесткости. Конструкция предназначена не только для коррекции, но и для области живота. Для изготовления используются влагооталкивающие и воздухопроницаемые материалы.

Данная модель оснащена магнитными элементами. Но использовать такие модели можно только по назначению врача.
Надеюсь, вам пригодиться информация из моего обзора.

Если хотите что-то дополнить напишите, пожалуйста, в комментариях. До новых встреч, уважаемые гости!

Основным средством двигательной реабилитации является ЛФК. ЛФК проводится в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) в детских садах в форме малогрупповых занятий ЛФК от 3 до 5 раз в неделю с младшей группой (3—4 года) — 15 мин, со средней (4—5 лет) — 20 мин, со старшей (5 — 6 лет) — 25 мин, с подготовительной (6—7 лет) — 30 мин. С детьми, имеющими среднюю и тяжелую степень ДЦП, занятия ЛФК проводятся индивидуально.
В дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида имеются специализированные группы детей с церебральной патологией.
Занятия ЛФК могут проводиться также в лечебных учреждениях или реабилитационных центрах различными курсами, включая комплексное лечение.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в специа-лизированных детских садах и школах имеет свои особенности. Деятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей. Недостаток методических материалов вынуждает руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях модифицировать программы, используемые в работе со здоровыми детьми, или разрабатывать собственные программы, при этом специалисту необходимо хорошо ориентироваться в медицинских аспектах патологии. Для специальных образовательных школ ДЦП в 1986 г. разработана программа, но только для 1—4-х классов. Для средних и старших классов программ по физическому воспитанию и ЛФК нет. Учителю физкультуры и руководителю по физическому воспитанию необходимо знать методы и принципы последовательности формирования двигательных навыков ребенка с ДЦП. При тренировке двигательных функций необходимо соблюдать принцип онтогенетической последовательности. Тренируемые навыки целесообразно постоянно адаптировать к повседневной жизни ребенка. В первую очередь необходимо развивать реакции выпрямления и равновесия.
/. Тренировка удержания головы. В положении на спине
вырабатывается умение приподнимать голову, поворачивать ее в стороны. Это важно для освоения следующего двигательного навыка — поворотов и присаживания. В положении на животе, для облегчения удержания головы, под голову и плечи подкладывают валик. Легче поднять голову при выполнении упражнений на большом мяче, раскачивая его вперед-назад. Раскачивание на мяче тренирует не только реакцию выпрямления головы, но и реакцию равновесия (рис. 5.1 и 5.2).

2. Тренировка поворотов туловища. Повороты со спины на бок и со спины на живот стимулируют подъем головы, тормозят влияние шейных тонических рефлексов, развивают координацию движений, равновесие. В положении на боку ребенок видит свои руки, что способствует выработке зрительно-моторных координации. Кроме того, вращательные движения необходимы для поддержания равновесия (рис. 5.3).

3. Тренировка ползания на четвереньках. Вначале необходимо тренировать поднимание головы и опору на предплечья и кисти в положении на животе. В положении на четвереньках тренируется способность правильно удерживать позу, опираясь на раскрытые кисти и колени, отрабатывается реакция равновесия, перенос массы тела, опираясь то на одну руку или одну ногу, то на другую. При этом необходимо следить за правильным (разогнутым) положением головы. Для ползания на четвереньках необходимо правильно перемещать центр тяжести, сохранять равновесие и совершать рецинрокные движения конечностями (рис. 5.4 и 5.5).

4. Тренировка сидения.
Умение сидеть требует хорошего контроля головы, распространения реакций выпрямления на туловище, наличия реакций равновесия и защитной функции рук. Кроме того, важна коррекция патологических поз. Устойчивость в положении сидя облегчает свободные движения рук, при этом спина должна быть выпрямлена, голова приподнята (рис. 5.6).

5. Тренировка стояния. Способность к стоянию основывается на освоении сидения и вставания на колени. В позе на коленях легче, чем в положении стоя, тренируются реакции равновесия туловища, поскольку благодаря большей площади менее выражена реакция страха падения. Тренировка ходьбы на коленях закрепляет реципрокную функцию мышц конечностей, необходимую для вертикальной ходьбы. Тренировка функции стояния предусматривает формирование равномерной опоры на стопы, контроль вертикальной позы туловища и сохранение реакций равновесия (рис. 5.7).

6. Тренировка ходьбы. Для тренировки ходьбы необходима вертикальная установка головы и туловища, перемещение центра тяжести на опорную ногу, перемещение неопорной ноги, правильная постановка стоп, возможность сохранять позу стоя при опоре на каждую ногу, равномерное распределение массы тела на обе стопы, правильное направление движения и ритм. Сначала ребенка обучают ходьбе с поддержкой (руками взрослого, параллельными брусьями, канатом, подвесной дорогой, шведской стенкой и пр.). Затем ребенок учится ходить самостоятельно (рис. 5.8).
Наряду с формированием основных двигательных навыков и умений необходимо решать такие задачи, как:
— нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей;
— нормализация дыхательной функции;
— формирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп;
— коррекция сенсорных расстройств;
— коррекция координационных нарушений (мелкой моторики кисти, статического и динамического равновесия, ритмичности движений, ориентировки в пространстве);
— тренировка мышечно-суставного чувства;
— профилактика и коррекция контрактур;
— активизация психических процессов и познавательной деятельности.
Различные методики ЛФК для решения перечисленных задач описаны как отечественными (Бортфельд С.А., 1971; Семенова К.А, 1976, 1999; Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В., 1988; Мастюкова Е.М., 1991; Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В., 1991; Шамарин ТТ., Белова Г.И., 1999; Гросс Н.А, 2000; и др.), так и зарубежными специалистами (Фелпс, 1940; Лидеман, 1963; К. и Б. Бобат, 1964, 1983; Тардье, 1984; Войт, 1986; и др.). Психолого-педагогические и социальные аспекты коррекции, воспитания и обучения детей с церебральным параличом освещены в трудах М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастюковой, 1985; Л.М. Шипициной, 1996; Л.М. Шипициной, И.И. Мамайчук, 2001; Нэнси Р. Финни, 2001; И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, 2001; и др.

Нормализация дыхательной функции

Умение правильно дышать повышает физическую работоспособность, улучшает обмен веществ, восстанавливает речь. При ДЦП дыхание слабое, поверхностное, движения плохо сочетаются с дыханием, нарушена речь. В связи с этим у детей с церебральной патологией важно правильно выбрать исходное положение для выполнения упражнений, т. е. в зависимости от положения тела меняются и условия дыхания. Так, например, в положении лежа на спине затруднен вдох на опорной стороне, сидя — преобладает нижнегрудное дыхание, а диафрагмальное (брюшное) затруднено, стоя — преобладает верхнегрудное дыхание. В занятиях ЛФК используют как статические, так и динамические дыхательные упражнения в разных исходных положениях с разным темпом, ритмом, с акцентом на вдох или выдох, с использованием различных предметов (надувание шариков, пускание мыльных пузырей, игра на духовых инструментах и пр.). Дыхание связано также с речью, поэтому используют звукоречевую гимнастику, и с осанкой, поэтому обучение дыханию сочетают с коррекцией осанки.

Коррекция осанки

При ДЦП в результате действия позотонических рефлексов, формирования патологических синергии и мышечного дисбаланса наиболее часто формируется нарушение осанки во фронтальной плоскости, круглая спина (кифоз и ьифосколиоз). Для нормализации осанки необходимо решать такие задачи, как формирование навыка правильной осанки, создание мышечного корсета (преимущественное укрепление мышц брюшного пресса n разгибателей спины в грудном отделе позвоночника) и коррекция имеющихся деформаций (кифоза, сколиоза). ЛФК проводится по методике коррекции нарушений осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях и методике сколиоза.

Нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей

П Ф. Лесгафт говорил, что элементарные движения в су:тавах — азбука любых сложных движений. Для детей с церебральной патологией работа на суставах верхних и нижних конечностей начинается с самых простыхудвижений, с облегченных исходных положений, в сочетании с другими методами (массаж, тепловые процедуры, ортопедические укладки и пр). Необходимо добиваться постепенного увеличения амплитуды движения в суставах конечностей, отрабатывать все возможные движения в каждом суставе При этом можно использовать упражнения в сопротивлении в сочетании с расслаблением и маховыми движениями. Можно также использсвать различные предметы (гимнастическую палку, мяч, скакалку для верхних конечностей, гимнастическую стенку, следовые дорожки, параллельные брусья для нижних конечностей).
Особенное внимание следует обратить на разработку ограниченных движений — разгибание и отведение в плечевое суставе, разгибание и супинация в локтевом суставе, разгибание пальцев и отведение большого пальца в кисти, разгибание и отведение в тазобедренном суставе, разгибание в коленном суставе, разгибание в голеностопном суставе и опору на полную стопу.

Коррекция мелкой моторики и манипулятивной функции рук

Основная функция руки — манипуляция с предметами. Даже анатомическое строение мышц рук предполагает тонкую, мелкую, дифференцированную работу. Манипулятивная функция важна для самообслуживания ребенка и для овладения профессиональными навыками. При этом самым важным является оппозиционный схват большого пальца Существуют следующие виды схватов кисти: шаровидный, цилиндрический, крючковидный, межпальцевой и оппозиционный. В занятиях ЛФК необходимо отрабатывать все виды схватов. Для тренировки кинестетического чувства важна адаптация руки ребенка к форме различных предметов при обучении захвату. Для отработки навыков самообслуживания ребенок тренируется захватывать ложку, вилку, застегивать пуговицы и кнопки на одежде, складывать кубики, мозаику, рисовать, включать свет, набирать номер телефона, закручивать кран, расчесываться и пр. Можно использовать различные игры и занятия в виде шитья, склеивания, разрезания ножницами, печатания на машинке. После развития дифференцированной деятельности пальцев особенно важно начинать обучение письму.

Коррекция сенсорных расстройств

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает и как точно он может выразить это в речи (Левченко И.Ю., Приходько О.Г., 2001). В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь, недоразвита зрительно-моторная координация. Для коррекции сенсорных расстройств необходимо развивать все виды восприятия, формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины предметов, развивать мышечно-суставное чувство, развивать речь и высшие психические функции (внимание, память, мышление).

Профилактика и коррекция контрактур

Аномальное распределение мышечного тонуса быстро приводит к развитию контрактур и деформаций, тормозит формирование произвольной моторики. Профилактику и коррекцию контрактур можно проводить как с помощью физических упражнений, так и с помощью вспомогательных средств. Из упражнений наиболее целесообразны упражнения в расслаблении, растягивании, потряхивании (по Фелпсу), а из вспомогательных средств, способствующих сохранению правильного положения различных звеньев тела, используются лонгеты, шины, туторы, воротники, валики, грузы и др. Вспомогательные средства могут использоваться как для разгрузки (воротник Шанца, корсеты), так и для коррекции патологических поз (лонгеты, шины, аппараты). Их используют 3—4 раза в день, длительность пребывания в спецукладках зависит от тяжести поражения и переносимости процедуры. Вспомогательные средства способствуют торможению патологической тонической активности, нормализации рецинрокных взаимоотношений мышц-антагонистов. Ортопедический режим следует чередовать с различными видами лечебной гимнастики для борьбы с контрактурами.

Активизация психических процессов и познавательной деятельности

В психологической коррекции особое внимание следует обратить на формирование конструкторской деятельности, так как в результате совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений. Важна психокоррекция памяти в связи с уменьшением объема памяти зрительной, слуховой и осязательной, а также формирование наглядно-образного мышления в процессе конструкторской и изобразительной деятельности. Кроме того, необходимо проводить психологическую коррекцию эмоциональных нарушений и речи.
Таким образом, ЛФК — важнейшая часть общей системы адаптивной физической культуры. Основными средствами являются дозированные физические упражнения. Задачи, содержание, методические приемы на занятиях ЛФК связаны с планом лечения, коррекции, обучения и воспитания ребенка и зависят от его состояния и динамики достигнутых результатов. Занятия ЛФК могут быть малогрупповыми или индивидуальными в зависимости от возраста, диагноза и степени тяжести. Полученные результаты на занятиях ЛФК закрепляются на уроках физического воспитания. Для каждого ребенка необходимо составить план коррекционной работы и оценить эффективность коррекции. Для успешного лечебно-педагогического процесса важно взаимодействия невролога, врача ЛФК, логопеда, психолога, воспитателя, педагога, а также родителей.

Анна Кузьмина
Конспект занятия по ЛФК с диагнозом: ДЦП, гемипаретическая форма.

Конспект занятия по ЛФК с детьми старшего школьного возраста с диагнозом: гемипаретическая форма ДЦП.

Цель: Создать условия, способствующие более высокому уровню физического развития и коррекции двигательной активности.

Задачи: - формирование и закрепление навыка правильной осанки;

- нормолизация мышечного тонуса;

- укрепление мышечного корсета;

- улучшение подвижности в суставах пораженной руки и ноги;

- укрепление мышц верхних и нижних конечностей, в частности с пораженной

- улучшение координации движений и равновесия;

- обучение правильному дыханию при выполнении упражнений.

Вводная часть:( 5-7 мин.)

1. Коррекция осанки у гимнастической стенки.

2.Ходьба: - с высоким подниманием бедра (руки впереди прямые);

- приставным шагом правым и левым боком;

- выпадами (при выпаде руки на колено);

3. Ходьба с движениями рук.

1- руки к плечам;

3- руки в стороны;

Повторить упражнение 4-5 раз.

Упражнения выполняются на фитболах.

И. п. - сидя на мяче.

Повороты головы вправо-влево – 4-5р.

Одновременное и поочередное поднимание и опускание плеч. - 6-8 р.

Сжимание и разжимание пальцев рук в кулак. -8-10 р (руки впереди)

Наклоны в стороны с подниманием руки вверх и отведением ноги в сторону 6-8р.

Повороты туловища с отведением руки в сторону 6-8р.

Переступая ногами вперед, лечь на мяч, с последующим переступанием ногами назад, перейти в и. п. - сидя – 3-4р.

Переступать ногами вокруг своей оси в правую и левую сторону с пружинищими движениями – по 2-3 р в каждую сторону.

И. п. - лежа на спине, ноги на ширине плеч.

1. Руки в стороны. Поочередное подтягивание руками колена к животу и головы к колену на выдохе. Возвращение в и. п-вдох. 5-6р.

2. Руки вдоль туловища, ноги согнуты во всех суставах до 90 градусов. Поднимание таза- на выдохе, опускание- вдох. 5-6р.

3. Кистью здоровой руки достать противоположное ухо.

4. То же упражнение для обеих конечностей одновременно с перекрещиванием предплечий. Последовательно меняется верхняя позиция правой и левой руки. Также выполнить с закрытыми глазами.

5. Разгибание кисти и круговые движения кистями.

6. Согнуть пораженную ногу в коленном и тазобедренном суставе, завести ее за здоровую ногу и поставить стопу с наружной стороны в области коленного сустава. (5-6р).

7. Паретичную ногу захватить с внутренней стороны коленного сустава и тыльной

стороной стопы. Совершать круговые движения стопой, затем согнуть ногу в коленном и тазобедренном суставе и завести ее за здоровую ногу. Пассивные движения во всех суставах паретичной конечности.

8. Выполнение упражнения №4 для обеих ног, попеременно меняя нахождение в верхней позиции то правой, то левой ноги. 5-6р.

Перекрестить ноги, согнутые в коленных и тазобедренных суставах, приблизить их к животу. Опустить таз, поворачиваясь на левый бок (при необходимости с помощью инструктора, затем повернуться на спину 5-6р.

И. п. - лежа на боку, верхняя рука перед собой, предплечье лежит на опоре, нижняя рука и нога прямые. Верхняя нога согнута в суставах. Верхнюю руку отвести в сторону, вернуться в и. п. Верхнюю ногу отвести в сторону, вернуться в и. п. Затем движения выполнять одновременно. То же выполнить на другом боку по 5-6р.

И. п. - стоя на четвереньках в коленно-локтевом положении. Выполняется разгибание в локтевых суставах и опора переходит на ладонь. (при затруднении инструктор фиксирует руку в области локтевого сустава и кисти). Затем производить сгибание в локтевом суставе, возвращаясь в и. п. Повторить 5-6р.

И. п. - то же. Поочередное отведение прямой ноги назад (мах ногой). Сначала паретичной ногой, затем здоровой. По 5-6р каждой ногой.

И. п. - на коленях, ягодицы прижаты к пяткам. Наклониться вперед, потянуться за руками с последующим расслаблением.

И. п. - стоя на четвереньках в коленно- кистевом положении. Поднять паретичную руку и удержание руки от 1до 10сек. Возврат в и. п. То же для здоровой руки (при необходимости инструктор фиксирует паретичную руку).

И. п. - то же. Сгибание в коленных и тазобедренных суставах, опускание ягодиц на пятки, не отрывая ладоней от опоры (при необходимости инструктор фиксирует кисть, затем разгибание в коленных и тазобедренных суставах до 90 градусов. 5-6р.

И. п. - сидя ягодицами на пятках, ладони на бедрах. Разгибание в тазобедренных и коленных суставах (встать на колени, возврат в и. п. 5-6р.

И. п. - стоя на коленях. Сгибание паретичной ноги в тазобедренном суставе и разгибание в голеностопном, поставить ногу перед собой, возврат в и. п. То же выполнить здоровой ногой. По 5-6р.

И. п. - сидя по - турецки. Производить горизонтальные движения глазными яблоками от крайне левого отведения, до крайне правого. Голова и туловище неподвижны. 5-6р.

Руки через стороны поднять вверх- вдох (через нос, опустить руки вниз- выдох (через рот). 2-3р.

Коррекция осанки у гимнастической стенки.

Конспект физкультурного занятия для детей с диагнозом ДЦП Физкультурно-игровое коррекционное занятие "Морские приключения" (для детей с диагнозом ДЦП) На занятии показано, что внедрение инновационных.


Сегодня я начинаю цикл постов про ДЦП, как и в случае с Инсультом, запланировал сделать порядка пятнадцати постов на эту тему. В ближайшее время мы поговорим о таких вопросах как:

Детский церебральный паралич заявляет о себе не прогрессирующим симптокомплексом двигательных нарушений и прочих вторичных отклонений, которые связаны с нарушением развития центральной нервной системы.

Проведение качественной коррекции ДЦП позволяет снизить проявление симптомов, лучше адаптировать ребенка к жизни в обществе.


Лечение речевых нарушений при ДЦП

  1. Поражение речевого центра мозга.
  2. Нарушение процесса созревания некоторых участков, формирующих речевые навыки по мере взросления.

Стандартные упражнения на развитие моторики и логопедическая коррекция не дают результатов. Коррекция детей с ДЦП в такой ситуации требует применения разных методов. Они должны быть направлены на развитие речевых и интеллектуальных навыков, снижение спастики. Чаще всего у малышей диагностируются:

• дизартрия;
• анартрия;
• алалия;
• дислексия;
• ЗРР;
• ЗПР.

Методы коррекции речевых проблем при ДЦП направлены на снижение тонуса мышц, которые мешают нормальному произношению звуков. Для этого требуется совместная работа дефектолога, невролога и врача-психолога. Основные варианты лечения:

• разработка слухового внимания;
• коррекция речи у ребенка с ДЦП с помощью логопедической гимнастики; расслабляющего массажа;
• стимуляция голосовой реакции;
• развитие мелкой моторики.

Одновременно проводится нейропсихологическая коррекция детей младшего возраста с ДЦП. Это стимулирует развитие речи, улучшает словарный запас. При ранней диагностике и терапии удается добиться отличных результатов уже к 5–6 годам.


Методы двигательной коррекции


Коррекция любых двигательных нарушений у детей с ДЦП помогает увеличить активность. В комплексе с другими методами она учит малыша чувствовать свое тело, способствует развитию нервно-мышечной связи, снимает гипертонус мышечного корсета.

Для ребенка важно научиться выполнять простые движения, ползать и присаживаться самостоятельно, чтобы адаптироваться к окружающей среде.


Одним из наиболее успешных методов считается система двигательной коррекции ДЦП Светланы Грибовой. Она разработала комплексы упражнений, ориентированные на разные степени нарушений. С ее помощью малыша учат навыкам ползания, ходьбы, управления корпусом тела.

Для работы используются мячи, валики и другие приспособления, многие из которых родители без труда изготавливают самостоятельно.

Многочисленные отзывы родителей отмечают высокую эффективность плавания и водных занятий с целью двигательной коррекции ДЦП. Вода является уникальной средой для больного малыша:

• удается добиться полного расслабления мышц;
• стимулируется иммунитет;
• крохе легче контролировать собственное тело.

Упражнения для аквагимнастики подбираются индивидуально с учетом индивидуальных проблем, требующих лечения.

Одним из последних методов является дельфинотерапия. Ее применение в коррекции ДЦП показывает невероятные результаты, как и другие виды анималотерапии:

• стимулируются биологически активные точки на теле малыша;
• вибрация от тела дельфина работает как гидромассаж;
• контракт с животным дает ребенку положительный заряд, уменьшает раздражительность, нервозность.

Данные занятия при ДЦП рекомендуется проводить одновременно с психологической коррекцией.
Под контролем специалиста родители помогают своим детям осваивать следующие навыки:

• манипуляции с предметами, игрушками, канцелярскими принадлежностями;
• формирование мышления и логики;
• изучение цветов, оттенков, форм.

Коррекцию интеллектуальных нарушений у маленьких детей с ДЦП рекомендуется проводить индивидуально и в небольших группах. Поддержание режима занятий и отдыха дополняет методику лечения, делает ее более эффективной.

Уже завтра читайте на моем блоге Опоры для детей с ДЦП

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.