Написать письмо мальчику с дцп

Овладение навыками письма у детей с ДЦП проходит очень сложно и требует огромной усидчивости как от ребенка, так и от родителя. Универсального средства обучения письму нет – к каждому ребенку надо искать подход и определять, какие техники помогают лучше всего. В этой статье мы собрали для вас несколько советов, которые помогут детям с ДЦП научиться писать.


Готовим рабочее место и канцелярские принадлежности

Письменный стол и стул необходимо подбирать с учетом особенностей и потребностей ребенка: рассчитать их высоту и ширину, продумать крепления для ног, рук и – при необходимости – для плеч. Перед тем, как переходить к обучению письму, рекомендуем за этим столом провести несколько привычных для ребенка занятий, чтобы ему было комфортно в своем новом положении.

Важную роль играют канцелярские принадлежности – карандаши, ручки, бумага. Опираемся, опять же, на особенности и потребности ребенка: для начала подойдет обычный мягкий карандаш круглой формы (без граней, которые создадут дополнительный дискомфорт пальчикам) и хорошая ручка, не царапающая бумагу (лишний стресс ребенку ни к чему). Затем подбираем бумагу удобного формата с необходимым количеством линеек, с удобным размером клеток и т.п. Подойдут хоть матовые, хоть глянцевые листы.

Учим захвату карандаша

Рекомендуем начинать занятия с карандаша, т.к. он легче поддается непослушным детским рукам. У детей с гиперкинезом чаще всего захват получается хорошо – они крепко держат карандаш, хоть и не всегда берут его правильно. Но на данном этапе это не так важно – главное, чтобы ребенку было удобно держать карандаш и писать им. Дети с ослабленными мышцами с трудом удерживают карандаш в руке и даже, зачастую, вовсе не могут взять его со стола. Здесь на помощь приходят дополнительные средства: шарики (помогают размять и усилить руки), клубок ниток со вставленным в него карандашом (подобранный по размеру клубок ребенок сможет удержать в кулачке, а крепко зафиксированным карандашом сможет написать первые буквы); крепление карандаша ремешками с липучками или резинками к руке.



Пишем первые буквы

При дальнейшем обучении подойдут любые игровые формы, ассоциации и подсказки. Главное – чтобы ребенок запоминал последовательность черточек, из которых складываются буквы. Одна из часто встречающихся проблем – безотрывное письмо, т.е. дети пишут, не отрывая карандаш от бумаги. Чтобы избежать этого, подойдут, опять же, различные игровые и ассоциативные напоминания о необходимости сделать паузу в написании.

Вместо послесловия

Процесс обучения письму проходит для каждого ребенка с ДЦП индивидуально и не ограничивается теми средствами, о которых мы рассказали. По итогам первых занятий можно будет сделать вывод, какие моменты получаются лучше, а какие хуже, на что нужно обратить внимание и какую подобрать методику, чтобы ваш малыш научился писать без посторонней помощи.

Победить многие последствия ДЦП можно, и чем раньше начато лечение, тем больше шансов достичь успеха. Но кроме врачебной помощи многие дети нуждаются в технических средствах реабилитации. Это специализированные коляски для прогулок и поездок на лечение, домашние многофункциональные кресла, вертикализаторы, ходунки, тренажеры и многое другое. Крайне редко такая техника оплачивается из бюджетных средств, справиться же с ее приобретением самостоятельно многим семьям не под силу. Благодаря вашей помощи десятки детей с ДЦП получают столь необходимую им поддержку.

Уважаемые родители!

С 27 по 29 февраля 2020 года в фонде проходил прием обращений по проекту ДЦП, в рамках которого мы получили рекордное число заявок — более 600. По опыту предыдущих лет уже сейчас мы можем сказать, что сможем взять в работу около 200 просьб о помощи.

Первичная обработка заявок займет около 8-10 недель, после чего каждому из вас мы отправим письмо о принятом решении. Помощь по заявкам, отобранным советом фонда, будет оказываться в течение всего 2020 года, поэтому мы просим вас своевременно сообщать фонду о получении помощи из других источников.

Мы сожалеем, что не сможем помочь каждому. Мы постоянно ищем дополнительные источники финансирования для поддержки детей, страдающих детским церебральным параличом, но в нынешней экономической ситуации делать это все сложнее.

Просим вас набраться терпения в ожидании ответа фонда. Если вы еще не дослали какой-то из обязательных документов, сделайте это в ближайшее время, чтобы просьба о помощи не была снята с рассмотрения.

Срочно нужна помощь!


Диагноз: детский церебральный паралич, эпилепсия. Стоматологическое лечение для Вики — это проблема. Из-за основного диагноза его можно провести только под наркозом, а в родном городе не нашлось ни одной клиники, которая взялась бы за эту непростую работу. Лечение Вики в московской клинике, специализирующейся на помощи детям с неврологическими диагнозами, платное. Мама одна растит двоих детей, работает медсестрой и средств у нее нет. Вика очень страдает из-за зубной боли. Вы помогли оплатить лечение на сумму 95 862 рубля.


Диагноз: детский церебральный паралич. У Мирославы начали развиваться подвывихи тазобедренных суставов: к сожалению, частое, опасное и очень болезненное осложнение у детей с ДЦП. Если сустав выйдет из своего положения, ставить Мирославу будет уже нельзя, потребуется операция и долгий восстановительный период, который приведет к потере многих двигательных навыков. Предотвратить это поможет вертикализатор с функцией разведения ног. Но стоит от 160 000 рублей, которых у родителей девочки нет. Помогите!


Диагноз: детский церебральный паралич. Заболевание Алены, как считают врачи, вызвана генетической поломкой. Эту поломку очень важно обнаружить, чтобы скорректировать лечение, — тогда у Алены будет больше шансов научиться ходить, стоять и стать самостоятельной. Все средства семьи уже были потрачены на эти поиски и на восстановительное лечение, которое велось с самого рождения девочки. Но точный диагноз пока не ясен. Мы просим вашей помощи в оплате расширенного генетического исследования для Алены. Его стоимость — 44 000 рублей, на оплату у семьи уже нет средств.

Это тяжелое испытание как для ребенка, так и для его родителей. Ведь чтобы ребенок преодолел болезнь, стал полноценным человеком, требуются колоссальные усилия и затраты. По статистике, из таких семей очень часто уходят папы — не выдерживают психологической нагрузки. А мамы вынуждены забыть о работе и все свое время тратить на занятия с ребенком. Да и полной семье не так просто заработать на качественную реабилитацию и оборудование, которые весьма дороги. Государство, которое, казалось бы, должно заботиться о детях-инвалидах, в своих решениях подчиняется особой логике. Например, коляски выделяют, не учитывая индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка, а зачастую ориентируясь на более низкую стоимость каких-то моделей. А ИПРА (индивидуальный план реабилитации и абилитации — документ, включающий в себя комплекс мер по реабилитации ребенка на основе оценки его ограничений) порой удивляет своей абсурдностью: если ребенку вписывают в ИПРА ортопедическую обувь, то могут отказать вписать коляску, и наоборот.

Лечение ДЦП состоит из комплексной реабилитации, включающей медикаментозную терапию, массаж, ЛФК, оперативное вмешательство, ортопедические мероприятия: гипсование, протезирование, ношение ортопедической обуви. Победить последствия ДЦП можно, но для этого понадобятся годы работы. И чем раньше начато лечение, тем больше шансов достичь успеха. При должной реабилитации ребенок может стать самостоятельным человеком. Конечно, потребуется не одна упаковка таблеток, не одна операция, не один массаж — но разве поставить на ноги ребенка не стоит этих затрат?

К сожалению, мы не можем помочь всем, кто к нам обращается, — сбор средств для детей с ДЦП идет медленно, растет очередь из ожидающих помощи. Но мы очень надеемся, что ситуация изменится к лучшему и когда-нибудь ни одно обращение не останется без ответа. И сердечно благодарим всех тех, кто поддерживает проект помощи детям, больным ДЦП!

Информация для родителей

Дорогие родители! Прежде чем отправлять документы, пожалуйста, обратите внимание на особенности оказания помощи в рамках проекта.

Фонд оказывает помощь в приобретении технических средств реабилитации и инвалидных колясок. Мы понимаем важность правильного позиционирования ребенка, страдающего тяжелыми формами ДЦП, следим за новинками рынка и стараемся приобретать наиболее комфортные, учитывающие особенности каждого конкретного ребенка коляски и ТСР. При принятии решения учитываются размеры компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР в каждом конкретном регионе. К примеру, если ФСС вашего региона приобретает коляски стоимостью 80 000 рублей, а подходящая вашему ребенку модель стоит 85 000 рублей, велика вероятность, что ваша просьба о помощи будет отклонена.

Дети Земли

Вернем детям жизнь и улыбку!

Письмо мамы Череменского Ивана


(перейти на страницу ребенка)

Уважаемые сотрудники фонда!

К Вам обращается мама Череменского Ивана, р., с ДЦП, с просьбой о помощи по сбору средств для прохохщения очередного курса реабилитации, для моего сына. Самостоятельно собрать нужную сумму у меня нет , так как я являюсь одинокой неработающей мамой, одна воспитываю ребенка, а наша семья, состоящая из двух человек, малообеспеченная, мы имеем только социальный доход. До ронщения ребенка у меня была хорошая работа, приличный заработок, но с рождением ребенка, его болезней, я в настоящее время не имею возможности работать, так как помочь мне с ним некому. Позтому я решила обратиться к Вам за помощью.

Теперь расскажу немного о ребенке. Мой сын появился на свет в результате кесарева сечения- Для меня он был долгожданным ребенком, так как родила я его в 34 года. Но, к сожалению, при родах у него была диагностирована врожденная правосторонняя косолапость тяжелой степени, ступня была сильно загнута вовнутрь, пятки не было совсем, ступня была полая, Со слов педиатра, ребенок выглядел недоношенным и слабым, Еще в роддоме нам было дано направление, а 19 ДГБ, в которой моего ребенка с двухнедельного возраста начали гипсовать. При первом осмотре ортопед сказала, что такую косолапость вряд ли можно исправить гипсованием, и скорее всего нужно будет делать операцию. Гипсования проводились позтапно до летнего возраста, Но вместе с тем, ребенок плохо развивался, отставал в развитии, до 5 мес. не держал голову, в 1год еще даже не переворачивался, не сидел, не ползал, не стоял, у него не было опоры на ноги, когда другие дети даже будучи в гипсе в 10 мес. начинали ходить. Ведущий нас ортопед рекомендовала обратиться к неврологу, сказав, что все наши отставания указывают на невропогическую патологию. До 1 ода ребенку ставили знцефалопатию и ЗПМР, а в последствии, когда мы легли в 18 ДПНБ, ему был поставлен диагноз: ДЦП, спастическая диппегия, что для меня было шоком. После этого начались всевозможные курсы печения в больницах, реабилитационных центрах, санаториях, на дому, в поликлинике, медикаментозно (уколы, таблетки ). Никто не давал гарантий, что ребенок будет ходить. Ногу, к сожалению, гипсами исправить не удалось, пришлось делать 2 операции, после которых снова был закован в гипс на 6 мес. Но благодаря операциям и последующим реабилитациям он начал ходить, Но 4 года назад произошел рецидив, которого произошла деформация костей ног. татоке одна нога сильно отстает в развитии. она короче другой на 2 см, тоньше на 4 см и меньше на 2 размера То есть по сути у ребенка две разные ноги и мне приходится ему покупать по 2 пары обуви разных размеров, чтобы из них Сделать одну пару, выбросив при этом по одному ботинку из каждой пары, За эти годы нам предлагали сделать еще несколько операций на костяк. но я отказалась. так как существует риск, потому что кости еще будут расти` Поэтому решили отложить этот вопрос до окончания и прекращения роста костей. до 14–15 лет. Хотя хождение на сваленнык вовнутрь ступнях моему сыну тяжело и трудно. он быстро устает и постоянно жалуется на боль в ногах. Деформированные кости на голеностопах при ходьбе всегда стерты. Таюке в 2 года после обследования, у ребенка была диагностирована Спина Бифида и как следствие миелодисплазия отдела позвоночника, нарушение деятельности. По причине пороков развития спинного мозга произошли грубые неврологические нарушения, От чего у ребенка наблюдается слабость в ногах, снижение тонуса мышц ног, деформация позвоночника. Диагноз дЦП, спастическая диплегия впоследствии был изменен на ДЦП, правосторонний гемипарез, правая рука тоже, как и правая нога, оказалась поражена. В 4,5 года, после Большого количества медикаментов, принятых за 4 года, у ребенка был отек Квинке, после которого он стал аллергиком. На фоне аллергии и частых простудных заболеваний, а таюхе ослабленного иммунитета, начали расти аденоиды, которые пришлось удалять дважды, но они снова выросли, уже З раз. Таюке имеются врожденные проблемы с миндалинами. плохое зрение, с сердцем (пролапс митрального клапана и брадикардия). плохо развита мелкая моторика, есть проблемы с координацией движения, в быту ребенок не организован. Есть синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушение памяти, мышления, с которыми мы боремся с помощью занятий с логопедом, дефектологом и психологом. С пет и по сей день мы занимаемся с этими специалистами, посещаем разные кружки, развивающие мелкую моторику, мышление, память и внимание, учимся в школе. укорочения ноги у ребенка деформировался позвоночник, и сейчас у него выявлен сколиоз. Но благодаря Богу и непрерывному лечению все 11 лет, борьбе с нашими недугами, нами было достигнуты, по словам врачей, которые изначально даже не давали ли он ходить или нет, очень хорошие результаты, нами не было упущено драгоценное время! Но, к нашему сожалению, наши болезни неизлечимы, т‚к. от ДЦП нет такой таблетки, которую бы выпил и стало лече, в тоже время и не смертельны, к счастью, только с помощью постоянного лечения. Мы и дальше не должны забывать о наших проблемах, а продолжать бороться с ними, проводить лечение и курсы реабилитации 3–4 раза в год по рекомендации врача, чтобы не упустить достигнутое таким тяжелым трудом, чтобы не было ухудшении, потому что, как правило, исправляя что то одно, упускаешь другое. Если мы прекратим проходить постоянные курсы реабилитации, зто отбросит нас назад, Пока здоровье ребенка оставляет желать лучшего, нам предстоит еще много работы по его восстановлению.

Несмотря ни на что, после всего пережитого и перенесенного, мой сын остается добрым, веселым, солнечным мальчиком, старается не замечать своих болезней и не считает себя неполноценным. Я верю и надеюсь, что он вырастет сильным, здоровым, умным и добрым человеком, и обязательно найдет свою дорогу в жизни, а я буду ему всегда в этом помогать. Я очень переживаю и боюсь за жизнь и здоровье своего ребенка, у меня ближе и роднее его никого нет. Я не вечна, а оставить его мне не на кого. Моя мама и его бабушка умерла 3 года назад. Для таких детей, как мой сын, с подобным диагнозом, жизнь уготовила нелегкую судьбу, для них вся борьба и преодоление. И зто, не пустые слова!

Поэтому мы очень надеемся на помощь добрых людей, на их отзывчивость и милосердие! Заранее Всем огромное спасибо и дай Бог Вам Всем здоровья!

Причины ДЦП, симпмтомы и лечение. ДЦП: когда хирургическое вмешательство возможно?

Такие заболевания, как ДЦП, гидроцефалия, спинномозговая грыжа, принято считать неизлечимыми. Однако сегодня нейрохирурги лечат самые сложные случаи, которые ещё десять лет назад считались приговором. Для родителей, столкнувшихся с тяжелым диагнозом, а также для персонала Домов ребенка, куда попадают дети с нейрохирургическими заболеваниями, общественная благотворительная организация "Ты ему нужен" составила полезную памятку с кратким объяснением сути заболеваний и полезными контактами врачей, фондов и реабилитационных центров. Публикуем главу из памятки, посвященную детскому церебральному параличу (ДЦП).


ДЦП — это группа не прогрессирующих нарушений двигательных функций головного мозга, обусловленных его недоразвитием или повреждением, как правило, в перинатальном периоде. ДЦП рассматривают как следствие ряда расстройств и нарушений, как вторичное заболевание.

Какие причины приводят к ДЦП

  • Генетический фактор (на момент рождения головной мозг недоразвит, неполноценен)
  • Ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (кислородное голодание) головного мозга, как правило, во время беременности или в период родов
  • Инфекционные заболевания матери в период беременности (краснуха и др.)
  • Инфекционные заболевания ребенка (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит)
  • Патология беременности
  • Механический фактор (травма во время родов или перед ними, или вскоре после них)
  • Гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость крови матери и плода).

Опасные симптомы, которые позволяют заподозрить ДЦП у детей первых месяцев жизни:

  • Ребенок быстро устает во время кормления
  • Отсутствие движений или наоборот лишние движения
  • Не осваивает двигательные навыки согласно возрасту (не держит голову, не переворачивается, не сидит и прочее)
  • Судороги
  • Не произносит звуков
  • Конечности сильно напряжены или, наоборот, вялые.
  • Двигает конечностями только с одной стороны (например, только правой рукой)

Первичные признаки ДЦП:

  • Нарушение мышечного тонуса (спастичность, ригидность, гипотония, дистония)
  • Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи)
  • Нарушение равновесия
  • Речевые нарушения
  • Нарушения координации (падает без причины, кивает головой, выполняет неконтролируемые движения руками или ногами)

Основные проблемы, которые испытывают дети с ДЦП:

  • Нарушение постурального контроля — невозможность контролировать собственную позу. Сюда относится:
    • возможность поддерживать симметричность тела,
    • возможность переносить вес тела во всех направлениях и возвращаться в стартовую позу,
    • возможность удерживать прямую позу относительно силы тяжести, возможность двигаться без излишних усилий
    • в некоторых случаях — спастичность (непроизвольное болезненное сокращение мышц), некотролируемые движения руками или ногами
  • Мышечная слабость
  • Контрактуры (ограниченность движений в суставе)
  • Постуральные деформации (деформации, вызванные неправильным положением тела)
  • Эпилепсия
  • Нарушения речи
  • Болевой синдром
  • Проблемы с кормлением
  • Нарушение зрения
  • Нарушение слуха
  • Психические расстройства

Наблюдение, лечение и реабилитация при ДЦП

В связи с тем, что ДЦП имеет несколько форм, которые могут принципиально отличаться по симптомам, лечение и реабилитацию подбирает врач или группа врачей индивидуально под каждого ребенка в зависимости от формы, степени тяжести заболевания и возраста ребенка.

Основная задача родителей — научиться выполнению необходимых техник, чтобы ежедневно самостоятельно заниматься в домашних условиях. Врач расписывает план, а мама ему следует. Нужно стремиться максимально научить ребенка самообслуживанию.

Реабилитация должна быть индивидуальная, ежедневная, комплексная, с двигательными целями (ставим цель научить держать ложку, достигаем и ставим новую цель).

Если у ребенка сильная спастика или болевой синдром — сначала снимаем симптомы, а потом проводим гимнастику и прочие процедуры. Если они вызывают обратно тяжелые состоянии — отменяем это процедуры.

Какие врачи и как часто должны наблюдать ребенка с ДЦП

  • Наблюдения: ортопед, невропатолог (возможны отставания в умственном развитии), логопед, психиатр, диетолог, эндокринолог, физиотерапевт, реабилитолог.
  • Обследование тазобедренных суставов — рентген (1 раз в год до 8 лет при 2-5 степени, далее по клиническим показаниям).
  • Клиническое обследование (оценка спастичности 2 раза в год до 9 лет, далее 1 р в год).

Основные акценты в реабилитации

  • Развитие дополнительной и/или альтернативной коммуникации (например, с помощью жестов, картинок). Таким детям нужно повышенное общение.
  • Лечебная гимнастика: в основном направлена на растяжение мышц, развитие реакции на равновесие, на координацию, на правильное позиционирование (преодоление и торможение неправильных поз и положения тела).
  • Иппотерапия (стимулирует движение, работает много мышц, заставляет концентрироваться, благоприятно влияет на психику ребенка).
  • Плавание, гидромассаж (в воде ребенок расслабляется). Некоторые дети начинают первые шаги делать в воде, поскольку именно в воде могут расслабиться мышцы.

Чем отличается лечение ДЦП у детей

  • Направлено на предупреждение развития осложнений — неправильное развитие мышц и суставов.
  • Перед лечением необходимо определить уровень двигательного развития и коммуникативных функций ребенка в зависимости от возраста (есть шведская программа, куда загружают данные ребенка, и она показывает, какие методы лечения и реабилитации подходят). После чего определяется прогноз заболевания и потенциал ребенка, и уже потом выстраивается схема лечения и комплекс реабилитации.
  • Должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, длительным.
  • Раннее лечение — своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций, позы, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка.
  • Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.
  • Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, занятия с логопедом, медикаментозную терапию.
  • Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости.


В каких случаях при ДЦП возможно хирургическое вмешательство

Оперативные методы лечения применяются при определенных стандартизированных доказательных критериях — при формировании контрактур и деформаций опорно-двигательного аппарата.

При контрактурах применяется "тенотомия" — рассечение сухожилия. После операции обязательно нужны ортезы — иначе операция бессмысленна. Позаботьтесь, чтобы ортез был сделан к тому времени, как снимут гипс, продумайте это заранее, можно сделать по квоте. (Для ортеза нужен слепок с ноги. Снимают половину гипса, делают слепок и обратно надевают лангетку, ребенок 2 недели ждет ортез в лангетке.)

При спастике возможны следующие виды нейрохирургических операций:

  • Селективная (спинальная) ризотомия — это двухстороннее иссечение корешков спинного мозга. После операции мышечный тонус частично восстанавливается, боли уходят, и ребенок чувствует гораздо меньшее напряжение.

Селективная невротомия проводится при деформациях стоп, мышечной дистонии и частичных спастических парезах. Для начала определяется та мышечная группа, которая имеет повышенный тонус. Врач осуществляет доступ к периферическому нерву, выявляет нейроны, провоцирующие напряжение, и пересекает их.

  • Имплантация баклофеновой помпы. Помпа представляет собой круглый металлический диск 2-3 см толщиной и около 7 см в диаметре. Помпа имплантируется под кожу в области живота и после этого программируется при помощи пульта дистанционного управления. Заправляется баклафеном, снимающим спастику, который поступает непосредственно в спинномозговую жидкость постоянными дозами. Из плюсов — эффективное снижение спастичности мышц, позволяющее вести более активный образ жизни. Из минусов — необходимость заправки баклафена по мере его использования в условиях стационара примерно каждые 3 мес.
  • Установка (имплантация) нейростимулятора. Нейростимулятор состоит из батареи и электроники. Он имплантируется подкожно и вырабатывает электрические импульсы, необходимые для стимуляции спинного мозга, что ведет к уменьшению спастики.

Куда обращаться, если у ребенка ДЦП

Клиники, отделения нейрохирургии

Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Москва, 4-я Тверская-Ямская, д.16
www.nsi.ru

ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России
г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 132/1
www.neuronsk.ru

ФГБУ Федеральный центр нейрохирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации
г. Тюмень, ул. 4 км Червишевского тракта, д. 5
www.fcn-tmn.ru

Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава
Москва, ул. Талдомская, д. 2
www.pedklin.ru

Фонды, у которых есть программы по оплате реабилитации при ДЦП:

  1. Мир счастья
  2. Созидание
  3. Милосердие (фонд создан в 2006 году для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые находятся на воспитании в детских домах, школах-интернатах, приютах, домах ребенка):
  4. Галчонок
  5. Артемка
  6. Росспас
  7. Предание
  8. Помоги.орг
  9. Русфонд
  10. Правмир
  11. Дети Земли
  12. Мир помощи
  13. Добросердие
  14. Счастливый мир
  15. Бумажный журавлик
  16. Димина мечта
  17. Адели
  18. Помоги спасти жизнь
  19. Клуб добряков
  20. Гольфстрим

Проблема социализации и социальной адаптации детей с нарушениями психофизического развития является одной из актуальных и значимых в теории и практике специального образования, а также основной темой школы-интерната №7.

Детский церебральный паралич-это настолько разнообразная патология, что она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им.

У ребёнка с ДЦП, с его ограничениями жизнедеятельности, обусловленными двигательными нарушениями, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности, незрелостью эмоционально-волевой сферы и как следствие, ограничение социальных контактов, всё выше перечисленное вызывает выраженные трудности в социальной адаптации.

В то же время исследования Е. Г. Сологубовой (1996) показывают, что в результате своевременной и полноценной медико-социальной и педагогической реабилитации и адекватной профессиональной ориентации 35,4% детей с ДЦП являются социально перспективными, то есть могут жить и работать в обществе наравне со здоровыми людьми, а 40,2% - могут трудиться в специально созданных условиях.

Дети с особыми образовательными потребностями должны найти своё место в обществе и занять в нём достойное положение. Овладение навыками письма является одним из важных средств социализации в обществе, но именно у детей с ДЦП это вызывает большие трудности, а порой невозможность приобретения и реализации этих навыков.

В структуре двигательного дефекта у учащихся с ДЦП особое место занимают нарушение функции рук. Именно они в ряде случаев затрудняют бытовую, школьную и трудовую адаптацию.

Дети с одинаковыми клиническими формами ДЦП могут иметь существенные различия в степени выраженности как двигательных расстройств в общем, так и моторных функций рук. Учёт этого обстоятельства имеет существенное значение в выборе методов и стратегии при подготовке руки к письму и непосредственно обучению письму.

Планирование и результат моей деятельности по теме:

• Анализ влияния двигательных нарушений при ДЦП на формирование и развитие графомоторных навыков;

• Выработка и использование в работе алгоритма некоторых подходов к преодолению сенсомоторных затруднений при подготовке руки и непосредственно обучению письму детей с ДЦП;

• Выступление на методическом объединении.

Степень тяжести поражения рук широко варьирует при различных формах ЦП.

Спастическая диплегия (синдром Литтля 45 – 50%) степень поражения рук может быть различной – от выраженных ограничений объёма и силы движений до лёгкой неловкости, которая выявляется при тонких дифференцированных движениях в процессе овладения акта письма.

Гемипаретическая форма (20 -25%, односторонние двигательные нарушения, чаще больше поражена рука. Мышечный тонус в руке высокий, она часто согнута во всех суставах и приведена к туловищу, кисть сжата в кулак.

Гиперкинетическая форма(15 -20%) двигательные расстройства, проявляющиеся в виде насильственных непроизвольных движений (гиперкинезов, исчезают во сне, усиливаются при движении, волнении, утомлении, охватывают мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Автоматизация двигательных навыков, особенно навыка письма крайне затруднена.

Атонически-астатическая форма (10 -15%): поражается мозжечковая система мозга, которая является важным регулятором координации движений и равновесия. Характеризуется низким мышечным тонусом (атония). Мышцы конечностей слабые. Ребёнок сидит согнувшись, не удерживается в вертикальном положении. При тонких целенаправленных движениях, например при письме, наблюдаются дрожание (тремор) рук, нарушен двигательный акт письма, навык формируется с большим трудом, письмо длительное время остаётся неровным, порывистым, с неровными большими буквами.

Исследование показало, что при всех формах заболевания встречаются стойкие или обратимые патологические установки верхних конечностей. Наиболее часто наблюдается приведение плеча к туловищу, сгибание руки в локтевом суставе, сгибание кисти и пальцев. Разгибание руки бывает затруднено, отмечается снижение силы в мышцах-разгибателях, плеча, предплечья и кисти. Всё это в значительной степени затрудняет формирование функции кисти. Характерны нарушения точности, соразмерности, дифференцированности движений рук, а также недостаточность координации одновременно выполняемых движений в разных суставах. Всё это задерживает развитие опорной, указывающей, отталкивающей, хватательной функции кисти и пальцев, составляющих основу манипулятивной деятельности и навыка письма.

Специфические трудности при обучении техники письма:

• Несформированность или нарушение хватательной функции кисти;

• Повышение мышечного тонуса;

• Слабость мышц кисти;

• Несформированность зрительно-двигательных координаций;

Одним из средств коррекции двигательной сферы, кинестетического восприятия являются рекомендации Винтропа М. Фелпс, которые нашли своё применение в логопедии при коррекции дизартрий.

- массаж в виде лёгких поглаживаний;

- многократное потряхивание конечности ниже того сустава, в

котором имеется тугоподвижность;

- обучение произвольному расслаблению мышц;

2. Пассивное движение.

- ребёнок при этом не оказывает ни поддержки, ни сопротивление движению, но осознаёт его;

- способствует выработке зрительного и кинестетического контроля.

3. Активное движение с ассистированием.

- помощь на одном из этапов движения;

- ребёнок помогает себе здоровой рукой (при гемипарезах);

4. Активное движение без помощи.

5. Произвольное движение (по инструкции).

6. Автоматизированное движение.

7. комбинированное движение.

- умственная релаксация должна сопровождать телесную;

9. Спонтанное движение с позиции расслабления.

10. Достижение и схватывание.

11. Двигательные умения и навыки.

Рекомендации ориентированы на работу с детьми раннего возраста или с детьми, имеющими низкий потенциал развития.

Движения рук тесно связаны с познавательной деятельностью, а также с речью. Мелкая моторика рук является одним из факторов формирования речи. Формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, чувствительности, пространственной ориентацией, координацией движений.

Коррекция двигательных нарушений предполагает комплексное, системное воздействие, включающее медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение, различные виды массажа, лечебную физкультуру, а также коррекционно-педагогическое воздействие.

Подготовка к письму состоит из трёх этапов:

Нельзя пренебречь ни одним из этих этапов. Но в каждом конкретном случае нужно выявлять трудности и концентрировать особое внимание на их разрешении.

Включает в себе 1-й и 2-й этапы. Тренировку функции кисти можно проводить после расслабления мышц путём расслабления, потряхивания по Фелпсу. Для первого этапа хорошо подходит методика развития ручной умелости Ирэнэуш Филипяк.

1-й этап. Совершенствование простых жестов необходимых для письма;

Прежде чем ребёнок начнёт учиться писать, он должен приобрести ряд навыков:

• Регуляция пронации и супинации;

• Формирование кулачковой позы;

• Регуляция движений в локтевом суставе;

• Удержание головы и плеча;

• Формирование сложной координации между всеми этими движениями.

Дальнейшее развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук предполагает формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук. Ребёнка побуждают брать игрушки из разных положений;

Развитие простых предметных действий (пассивно или пассивно-активно).

Развитие предметно – практической деятельности. Предлагаются манипулятивные и конструктивные игры, рисование пальцем, лепку из пластилина, игры с бумагой, песком, водой.

2-й этап. Развитие пространственных представлений;

Процесс письма – сложный многоуровневый акт, состоящий из целого ряда операций, которые после обучения переходят в автоматический стереотип из единства акустических, оптических и кинестетических раздражителей. Каждый этап этого процесса протекает на основе умений и навыков пространственного ориентирования.Сюда относятся три категории элементарных знаний о пространстве:

- отражение удалённости предмета и его местоположения;

- ориентирование в направлениях пространства;

- отражение пространственных отношений между предметами.

Недостаточная сформированность пространственного различения выражается в ряде типичных ошибок,по разному проявляющихся в различных видах деятельности:

- в рисовании: глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок на пространстве листа, несоблюдение пропорций в рисунке.

В процессе развития пространственного восприятия необходимо давать задания, соответствующие его ментальному развитию. Не смотря на его реальный возраст, избегая предложения трудновыполнимых задач, усиливающих его моторные нарушения.

3-й этап. Собственно подготовка к письму.

Наступает момент, когда нужно определить, начинать ли письмо, несмотря на моторные нарушения или подождать ещё, пока не улучшатся движения. Процесс предварительной подготовки к письму с помощью упражнений даёт хороший результат в большинстве случаев. Желательно пользоваться тетрадями Хавранека, в которых используются рисунки, обозначающие глаголы действия. Эти упражнения позволяют концентрировать внимание ребёнка на выполнение нужного жеста (слева –направо). Их вначале можно

выполнять на доске, чтобы освоить движения большей амплитуды, достичь большей гибкости плеча, локтя и кисти. Чтобы научить ребёнка не фиксировать внимание на кусочке мела, который он держит, а на выполнение жеста, можно нарисовать на значительном расстоянии две точки. Ребёнок ставит мел на первой, и делает движение, которое должно их соединить. Можно это делать пальцем, следуя по заранее нарисованной линии или с помощью влажной губки. Эти упражнения сначала выполняются пассивно, а затем – активно с ассистированием, пока ребёнок не сможет их выполнить самостоятельно.

Обучение графическому навыку письманеобходимо проводить в три этапа:

1. Развитие мускульной памяти;

2. Развитие кинестетической памяти;

3. Развитие тактильной памяти;

4. Закрепление знаний и умений с помощью вкладышей букв.

Все этапы связаны между собой и сочетаются на одном занятии.

Для развития мускульной памяти предлагается штриховка различных фигур обведённых по трафаретам. Штриховка осуществляется сначала параллельными штрихами, расстояние между которыми равно ширине строчной буквы. Позднее вводится штриховка волнистыми и круговыми линиями, овалами, полуовалами, петлями. Эти упражнения укрепляют мышцы пальцев, кисть руки, подготавливают её к работе.

Развитие тактильной памяти осуществляется посредством многократного ощупывания букв из негрубой наждачной бумаги, причём рука движется слева направо, как это происходит при письме.

Индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с альбомом, тетрадью;

Обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приёма удержания;

Формирование навыков пространственной ориентации в альбоме, тетради;

Формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков и т. п.

Проводятся упражнения с использованием трафарета с геометрическими фигурами. Дети обводят фигуры, а затем штрихуют в заданном стрелкой направлении. Также используют трафареты с изображением различных предметов, фигур животных. Характер штриховки усложняется (волнообразная, кругообразная, петлеобразная).

Дети знакомятся с рукописным начертанием букв, используются разнообразные игровые приёмы:

• письмо мокрым пальцем на полоске линолеума;

• письмо на манке;

• письмо под счёт;

В дальнейшем письмо в тетради с помощью вкладыша, по обводке, письмо в жирно очерченной рамке, обводка пунктирного изображения, письмо по опорным точкам, а затем самостоятельно.

Таким образом, отрабатывается правильное написание сначала каждой буквы в отдельности, а затем их соединение в слоги.

Условия обучения письму:

Предпочтительна поза сидя. Лучше использовать адаптированный стул, стол. Учитель сзади ребёнка, чтобы лучше увидеть трудности ребёнка.

Положение стоя. Удобно для письма на доске и в том случае, когда он должен длительное время стоять за столом, например, для проведения постуральной терапии.

2. Размещение листа, наклон в зависимости от доминирующей руки. Фиксация листа с помощью различных приспособлений.

3.Выбор пишущих средств: использование карандашей и ручек с отягощением;

В результате глубокого изучения этой темы, системы работы у детей наблюдается динамика в развитии графомоторных навыков.

Подготовка руки дошкольников к письму посредством рисования штрихом Опыт педагога Письмо - один из видов речевой деятельности. Но почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Они смутно представляют.

Подготовка руки к письму. Отчет о проделанной работе Подготовка руки к письму через различные виды деятельности «Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе.

Подготовка руки к письму при помощи декоративного рисования Подготовка руки к письму при помощи декоративного рисования. Для начальной школы необходимо подготовить руки детей, чтобы они легко действовали.

Особенности обучения грамоте, развитие графомоторных навыков у детей с детским церебральным параличом Иванищева Светлана Владимировна учитель-дефектолог МДОУ детский сад комбинированного вида № 79 г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.