Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой при дцп

Оценка эффективности занятий АФК может включать в себя различные параметры. Это может быть текущая оценка внешних признаков утомления занимающихся, оценка функционального состояния организма детей по физиологической кривой, хронометрирование с оценкой плотности проведенного занятия. Такая оценка производится врачом совместно с педагогом, поэтому данный метод оценки получил название врачебно-педагогического наблюдения (ВПН).

При церебральном параличе необходимо включать специфические методы оценки, отслеживающие антропометрические, функциональные и физиологические показатели. В связи с преимущественным поражением двигательной системы при ДЦП, необходимо оценить в динамике состояние мышц –силы, тонуса, амплитуды движений в суставах, состояние позвоночника, стоп, двигательные умения и навыки, действие патологических синергии и тонических рефлексов, оценить навыки самообслуживания, бытовые и профессиональные умения.

Оценку состояния опорно-двигательного аппарата рекомендовано проводить совместно с оценкой деятельности ребенка педагогом, психологом, логопедом [12,14, 18, 45].

1.3. Краткое заключение по главе 1

Исходя из проведенного анализа литературы, дети, больные ДЦП, нуждаются в обязательном включении в комплекс образовательных и реабилитационных мероприятий средств и методов адаптивной физической культуры. На АФК возлагается роль восстановления, компенсации и реабилитации двигательных функций и, как следствие, сенсорных и когнитивных возможностей ребенка, что обеспечит его адаптацию и социализацию.

Вместе с тем, несмотря на очевидную важность роли АФК в восстановлении и развитии детей, больных ДЦП, на сегодняшний день методики проведения соответствующих занятий недостаточно разработаны. Руководители физического воспитания и учителя физической культуры испытывают недостаток программ для занятий с больными ДЦП, вследствие чего они вынуждены адаптировать для них методики, созданные для здоровых детей. Всё это обусловило актуальность настоящего исследования. Гипотеза исследования заключается в том, что специальная программа АФК, разработанная с учетом клинических, морфофункциональных и физиологических особенностей детей с ДЦП, а также онтогенетических принципов развития двигательных навыков позволят повысить эффективность проведения реабилитационных мероприятий и улучшить качество жизни детей с ДЦП.

Глава 2. Практическая часть

2.1. План проведенного исследования

Исследование было проведено с участием 36 детей, больных ДЦП, в возрасте от 4 до 6 лет (средний возраст 4,8±1,3 года). Участники исследования имели легкую степень тяжести течения ДЦП, что позволяло проводить групповые занятия. Ведущим синдромом была спастическая диплегия, у 4 детей отмечались парциальные гиперкинезы. Дизартрические явления были выявлены в той или иной степени у 28 исследуемых.

Все исследуемые были произвольно разделены на 2 группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу было включено 20 детей с ДЦП, дети этой группы занимались по разработанной нами методике. Контрольная группа насчитывала 16 детей с ДЦП, больные этой группы занимались по традиционной методике.

Экспериментальная и контрольная группы были сопоставимы по возрастному, половому и нозологическому составу.

До и после проведения исследования в обеих группах было проведено комплексное обследование. Оно включало в себя: оценку состояния опорно-двигательного аппарата с проведением оценки мышечной силы, мозжечковых проб (адиадохокинез, пальценосовая проба, простая поза Ромберга), функциональных проб для оценки вегетативного статуса (индекс напряжения по методике Р. М. Баевского). Для оценки качества жизни у детей был использован опросник Pediatric Quality of Life Questionnaire - PedsQL (J.W.Varni et al., USA, 1998)

Простая поза Ромберга представляет собой координационную пробу, направленную на оценку содружественности деятельности вестибулярного и зрительного анализаторов. Проба выполняется с закрытыми глазами, стопы вместе, носки вместе, руки вытянуты вперед. Проба считается выполненной, если испытуемый не предъявляет жалоб на головокружение и тошноту, стоит в позе более 10 секунд без пошатывания.

Для оценки вегетативного баланса был использован метод исследования вариабельности ритма сердца (ВСР). В основе метода лежит математический анализ колебаний ритма сердца, позволяющий оценить активность симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также соотношение их активности. Индекс напряжения регуляторных систем (ИН) – показатель вариационной пульсометрии, характеризующий состояние центрального контура регуляции. Индекс напряжения вычисляется по формуле: ИН = АМо / 2 Хср х Мо, где АМо – амплитуда моды, Хср – математическое ожидание интервала R-R, Мо – мода. Индекс напряжения регуляторных систем отличается высокой чувствительностью к усилению тонуса симпатической нервной системы. В норме в состоянии покоя ИН колеблется в пределах 80-150 условных единиц.

PedsQL™ является одним из наиболее популярных педиатрических опросников для оценки качества жизни в мире, опробованный в ряде многоцентровых исследований в странах Европы, США, Китае и России. Опросник имеет хорошие психометрические свойств и не требует для интерпретации консультации профессионального психолога. Данный опросник ориентирован на широкий возрастной диапазон респондентов и имеет параллельные формы для детей и их родителей. Модули опросника, заполняемые родителями, имеют такое же смысловое содержание, как и модули для детей, но несколько отличаются по форме задаваемых вопросов. По результатам обследования с помощью этого опросника можно оценить качество жизни ребенка по шкалам физического функционирования (здоровье и повседневное функционирование), психосоциального функционирования (настроение и общение со сверстниками) и суммарного показателя качества жизни. Количество баллов от 80 до 100 соответствует высокому уровню показателя, 60-80 – среднему уровню и менее 60 отражает низкий уровень показателя.

Статистическая обработка полученных данных была проведена с помощью программного пакета Kyplot 3.0, распространяемого в режиме freeware. Полученные данные были обработаны методами описательной статистики и с использованием непараметрических критериев Вилкоксона и Манна-Уитни.

Частные методики адаптивной физической культуры

мяча с одной руки в другую. Передача мяча с одной руки в другую.
Передача мяча друг другу в различных построениях (парами с рас-

стояния 60—100 см, в шеренгу, в колонну, в круг). Броски мяча
вперед в сторону, назад снизу, от груди, из-за головы Подбрасывание
мяча перед собой, справа, слева и ловля. Ловля мяча, брошенного

Упражнения с малыми мячами Выполнение общеразвивающих

упражнений (правильно удерживать мяч и перекладывать из руки в
руку). Подбрасывание мяча вверх, удары мячом об пол, броски мяча
в стену правой, левой рукой и ловля его обеими руками. Поперемен-
ная ловля мяча одной рукой у пояса и выпускание на уровне груди

в исходное положение стоя и сидя.

данием на осанку, с включением ходьбы, метания, передач и бросков

мячей, преодоления препятствий.

5.3.3. Нетрадиционные формы занятий

При работе с детьми, имеющими церебральную патологию, мож-

Тело ребенка в бассейне постоянно находится в безопасной

опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями.
В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный
контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом,
происходит постоянный массаж всего тела, стимулируется проприо-

цептивная и тактильная чувствительность. Ребенок свободно двига-
ется, меняет направление движения, позу, чередуя деятельность с от-

дыхом, самопроизвольно регулируя нагрузку, удовлетворяет

потребность в движении. Сухой бассейн способствует развитию
моторики, координации движений, равновесия, проприоцептивной чув-

ствительности, всех сенсорных систем. Упражнения, проводимые в
сухом бассейне, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную
системы, деятельность желудочно-кишечного тракта, способствует раз-
витию физических качеств, уменьшают спастику и гиперкинезы, сти-

мулируют функцию паретичных мышц, способствуют увеличению под-
вижности позвоночника и суставов верхних и нижних конечностей,
создают положительный психоэмоциональный настрой. Подбор уп-

ражнений в бассейне должен быть индивидуальным в зависимости
от формы и степени тяжести заболевания.

Другой формой занятия с детьми, страдающими ДЦП, является

фитбол-гимнастика на больших упругих мячах. Впервые фитболы
стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х гг.
XX столетия швейцарским врачом-физиотерапевтом Сюзан Кляйн
Фогельбах в Базеле для больных ДЦП.

Фитболы изготавливаются из высокопрочного материала лед-

мячи со звенящими колокольчиками внутри, большие массажные
мячи и др. В технологии изготовления этих мячей учтены такие
особенности, как оптимальная упругость, эластичность материала,

дезодорирующая отдушка, антистатические свойства, максимальная

травмобезопасность, так как в случае механического повреждения
мяч не лопнет, а будет медленно сдуваться. Выдерживает фитбол

вес более 300 кг, позволяя заниматься людям любого возраста и
комплекции.

Фитболы могут быть разного размера в зависимости от воз-

раста и роста занимающихся. Так, например, для детей 3—5 лет

диаметр мяча должен быть равен 45 см, от 6 до 10 лет — 55 см,
для детей, имеющих рост от 150 до 165 см, диаметр мяча должен

составлять 65 см, для детей и взрослых, имеющих рост от 170 до

190 см, — 75 см. Мяч подобран правильно, если при посадке на

нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°.
Острый угол в коленных суставах опасен, так как создает допол-
нительную нагрузку на связки при выполнении упражнений, сидя
на мяче. Накачать фитбол можно велосипедным или автомобиль-
ным насосом.

Фитболы обладают комплексом полезных воздействий на орга-

низм человека. Так, например, вибрация на мяче активизирует реге-
неративные процессы, способствует лучшему кровообращению и лим-
фооттоку, увеличивает сократительную способность мышц. При этом
улучшаются функция сердечно-сосудистой системы, внешнего дыха-
ния, повышаются обмен веществ, интенсивность процессов пище-
варения, защитные силы и сопротивляемость организма.

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.И.ВЕРНАДСКОГО

Специальность: Физическая реабилитация.

РАБОТА ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Выполнила: Студентка IV курса

2.Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП

2.1 Принципы работы с детьми с ДЦП

2.2 Организация ЛФК для детей с ДЦП

2.3 Задачи и специфика адаптивной физкультуры для детей с ДЦП

2.4 Индивидуальные и групповые занятия

2.5 Формы занятий адаптивной физической культурой

В широком смысле слова АДАПТАЦИЯ (от средневекового лат . adaptatio - приспособление), в биологии - совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и др. особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды. Адаптацией называется и сам процесс выработки приспособлений. В физиологии и медицине обозначает также процесс привыкания. Социальная адаптация есть процесс взаимодействия личности с социальной средой.

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА- это социальный феномен, целью которого является социализация людей с ограниченными возможностями, а не только их лечение, по средствам физических упражнений и физических процедур. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил, повышение жизненных сил через удовольствие и психологический комфорт. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий.

Темой данного а является адаптивная физическая культура для детей с ДЦП. Для всех форм ДЦП характерны двигательные нарушения рефлекторного характера, нарушена координация, повышен тонус мышц, движения, если они возможны, не управляются ребёнком. Лечение детей с ДЦП комплексное и включает медикаментозное, ортопедическое, логопедическое, гидрокинезотерапию, электростимуляцию мышц в покое и ходьбе. Особое значение имеет лечебная физкультура и массаж. Трудотерапия необходима ребёнку для развития основных приёмов самообслуживания, приобретения определённых трудовых навыков, необходимых для социализации личности.

2.Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП

2.1 Принципы работы с детьми с ДЦП

1.Создание мотивации. Наилучший результат можно получить при оптимальной мотивации, желании и потребности работать. Необходимо создавать ситуации, при которых ребёнок может проявить активность- потянуться за игрушкой, повернуться, сесть, встать, участвовать в игре. Формирование интереса, мотивации возможно при правильной организации занятий: использование игровых моментов, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, правильный выбор сложности и темпа выполнения упражнений, подбора различных упражнений и средств. Дети с ДЦП , как и все дети, любят играть. В игре, особенно коллективной, они часто выполняют движения, действия, которые в другой ситуации не выполняют. Лечебные игры включают коррекцию двигательных, кинестетических, зрительно- пространственных, речевых и других нарушений. Игр должно быть много, разнообразных и интересных для ребёнка, но всегда целенаправленных. Если игры очень сложные, то ребёнок отказывается работать, если слишком лёгкие- ему не интересно.

3.Непрерывность процесса. Занятия не могут проводиться курсами. Они должны быть регулярными, систематическими, адекватными, практически постоянными и в школе и дома.

4.Необходимость поощрения. Ребята с ДЦП, как и все дети нуждаются в поощрении, и если на уроке сегодня ребёнок был более активным, изобретательным, что-то сделал лучше, то это надо отметить, похвалить его, в конце занятия подвести итог, но не в коем случае нельзя сравнивать успехи детей.

5.Социальная направленность занятий. Работать над социально значимыми двигательными актами(протянуть руку, взять кружку, поднести ко рту, переложить игрушки),а не над отдельными движениями (сгибание или разгибание в локтевом суставе).

6.Необходимость активизации всех нарушенных функций. На каждом занятии активизировать наибольшее число пострадавших анализаторов (двигательные, кинестетические, речевые, зрительные, слуховые)

7. Сотрудничество с родителями. Обязательно сотрудничать с родителями, чтобы и дома продолжалось адекватное воздействие. Использовать лечебную силу движений в простом и разнообразном домашнем труде - почистить зубы, застелить постель, помыть посуду, подмести пол. Не отбивать желание у детей что- либо делать самим, поощрять их к этому, ни в коем случае не делать за детей то, что они могут сами.

8.Воспитательная работа. Необходимо воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, чувство ответственности. Большую роль играет семья, в которой ребёнок проводит основную часть времени, подход и отношение родителей к решению проблем ребёнка. Родители должны создать условия для формирования максимальной самостоятельности и двигательной активности ребёнка, возможности его всестороннего развития. Семье нельзя замыкаться в себе, избегать контактов, широкого общения. Это вредно и для ребёнка и для родителей.

2.2 Организация ЛФК для детей с ДЦП

Лечебная физическая культура является одним из основных компонентов лечебно- восстановительной работы. Она направлена на мобилизацию всех двигательных возможностей для восстановления функции поражённых мышц, для коррекции дефектов моторики с целью оптимального формирования основных локомоторно- статических функций: прямостояния, ходьбы, манипулятивной деятельности рук. Являясь методом активной терапии и педагогическим проссом ЛФК выполняет терапевтические и педагогические задачи и представляет собой ведущее звено в коррекционно- восстановительной работе. Основным средством ЛФК являются различные движения в виде дозированных физических упражнений, проводимых под руководством и с помощью педагога ЛФК. Педагог ЛФК должен иметь чёткие знания по вопросам динамической анатомии, средств и методик ЛФК, хорошо ориентироваться в особенностях моторики и психики, интересов и наклонностей детей. Педагог ЛФК работает совместно с врачами: логопедом , невропатологом, ортопедом. Особое внимание нужно уделять выработке тонких движений пальцев рук, кисти и подготовки их к выполнению заданий по лепке, рисованию, письму. Движения конечностями, головой, туловищем должны постепенно усложняться, выполняться в разных исходных положениях, с предметами и без предметов, при контроле за положением языка, нижней челюсти, губ. Вначале дифференцируются артикуляционные движения от движений туловища и конечностей. Затем начинается обучение сочетания различных движений с речевым сопровождением (произнесение определённых слов, стихотворений, песенок с исполнением соответствующих движений). Логопед присутствует на занятии и контролирует упражнение.

Необходимость ЛФК конкретно для каждого ребёнка определяет врач по лечебной физкультуре.

2.3 Задачи и специфика адаптивной физкультуры для детей с ДЦП

Несмотря на крайнее разнообразие патологии в двигательной сфере при детском церебральном параличе, клиницистами выделены общие причины нарушений моторики, обусловливающие задачи и специфику физических упражнений.

1.Задача: нормолизация тонуса мышц. Обучение подавлению усиленного проявления позотонических реакций. Используются позы, направленные на формирование навыка регуляции положения частей тела по отношению к голове в разных исходных позициях, например лёжа на спине- голова- прямо, вправо, влево, согнута к груди, сидя- голова- прямо, в сторону, вперёд, назад и т.д. Выполняется с открытыми и закрытыми глазами, способствуют развитию мышечного чувства, чувства положения и движения. Здесь же решается задача по нормализации элементарных движений.

2.Задача:содействие становлению и оптимальному проявлению статокинетических рефлексов. Здесь важна функция равновесия, что достигается использованием упражнений на сохранение равновесия при преодолении противодействия, прыжки на батуте, упражнения на качающейся плоскости, на уменьшенной площади опоры.

3.Задача: восстановление мышечного чувства, стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы. Применяются упражнения для развития и тренировки возрастных двигательных навыков: ползание, лазание по скамейке, метания. Используют зеркало, перед которым ребёнок принимает положение правильной осанки у опоры.

Совместно с физическими упражнениями применяют массаж, трудотерапия, гидрокинезотерапия, физиопроцедуры, ортопедия. Широко используется санаторно- курортное лечение.

Украина имеет огромное количество рекреационных ресурсов для использования климата, минеральных вод, лечебных грязей, морского купания. Основными курортами Украины являются: курорты Южного берега Крыма, Закарпатские курорты, Евпатория, Конча-Заспа, Одесская группа курортов, Саки, Судак, Хмельник и многие другие.

Важным звеном в комплексном лечении больных детей является детский санаторий. На многих курортах (Евпатория, Ялта, Саки) действуют санатории для лечения родителей с детьми в возрасте от 4 до 14 лет. Имеются также санаторно- лесные школы, а для детей дошкольного возраста санаторные ясли и сады . В детские местные санатории принимают детей в возрасте от1 до 14 лет. Детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом принимают в санаториях с 3 лет. Занятия физкультурой и спортом инвалидов является составной частью их досуга. Система коррекционной подготовки подразделяется в зависимости от возраста детей и проводится в специальных группах детских садов, в спецшколах для детей с различными патологиями, в интернатах, в специальных профессиональных училищах.

2.4 Индивидуальные и групповые занятия

Индивидуальные занятия направлены в основном на нормализацию координации движений, равновесия, мышечной силы. С ребёнком- инвалидом часто работает психолог с целью преодолеть в сознании чувство безысходности, представление о бесполезности лечения, вселить веру в благополучный исход лечения, особенно при некоторых , хотя бы незначительных, сдвигах в течении болезни. Важно знать педагогику, чтобы принимать воспитательные меры в отношении больных детей.

Эти меры направлены на то, чтобы ребёнок овладел необходимым умением и навыками по самообслуживанию, если возможно, получил школьное образование.

Очень важно выработать у ребёнка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную учебно-трудовую ориентацию. И тут чрезвычайно велика роль родителей. Длительность индивидуального занятия составляет обычно 35 минут.

Групповые занятия имеют целью не только нормализацию двигательной деятельности, но и ускорение социальной реабилитации детей, поддержание уверенности в том, что они являются полезными членами общества. Обычно группы формируются без учёта возраста, степени тяжести и однородности двигательных нарушений.

Оптимальное количество детей в группе- не больше 8-10 человек. В конце уроков проводится подведение итогов, что вырабатывает у детей ответственное отношение к выполнению заданий.

На групповых уроках дети, благодаря наклонности к подражанию, быстрее осваивают отдельные движения и навыки, обучаясь и копируя друг- друга. Очень важен эмоциональный фон урока. С этой целью часто используют музыкальное сопровождение.

Музыка способствует успокоению и расслаблению, освоению ритмических и плавных движений.

Когда дети вместе играют, то на фоне положительного эмоционального состояния и соревновательного момента они часто выполняют движения, которые в обычных условиях им недоступны.

2.5 Формы занятий адаптивной физической культурой

Оптимальное возрастное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем и органов ребёнка осуществляется благодаря набору разнообразных занятий с ним.

Подвижные игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием. Это игры с элементами ползания, ходьбы, бега, метания, с преодолением различных препятствий.

Применяют спортивные игры по упрощённым правилам: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис. Очень эффективны плавание в бассейне и катание на лошадях.

Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами ( с гимнастической палкой, обручем, мячом) , с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. В самостоятельный раздел вынесены дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой при ДЦП можно выделить занятия в сухом бассейне , заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела., стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных положений, например упражнения из исходного положения лёжа на животе укрепляют мышцы спины, развивают опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно- моторные координации, стабилизируют правильное положение головы.

Другой формой занятий с детьми с ДЦП является фитбол- гимнастика - гимнастика на больших упругих мячах.. Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х годов 20 столетия в Швейцарии для больных с церебральным параличём. Применяются также Физиороллы- два соединённых между собой мяча, мячи-стулья(мячи с четырьмя небольшими ножками), мячи с ручками( хлопы), прозрачные мячи со звенящими колокольчиками внутри, большие массажные мячи. Фитбол выдерживает вес более 300 кг и при повреждении медленно сдувается. Применяются фитболы разного размера. Для детей 3-5 лет диаметр мяча должен быть 45см, а от 6 до 10 лет-55 см. Размер увеличивается с ростом и возрастом. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой).При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психо- эмоциональную сферу.

Для детей с ДЦП важно использование уроков пластики и хореографии . С помощью них можно развивать чувство ритма, гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат. Специальные упражнения для ног сначала изучают сидя, затем у опоры стоя и лишь некоторые дети по мере их возможностей и освоения движений выполняют их без опоры стоя.

Развитие пространственных отношений происходит с помощью тренировки вестибулярного анализатора за счёт использования упражнений на матах и на батуте. Сюда входят упражнения для ориентировки в пространстве, такие как прыжки с поворотом, с переменой положения тела и др. В самых разнообразных вариантах используются кувырки, перекаты, группировки.

Можно использовать вращательные тренажёры , постепенно увеличивая длительность вращения с переменой направления и с различными положениями головы. Можно использовать большую автомобильную шину, внутри которой согнувшись помещается больной. Толкают шину, она катится вместе с пациентом.

3.Заключение

Адаптация детей с ДЦП требует учёта всех особенностей ребёнка. Работать с ним необходимо в соответствии с имеющимися нарушениями и одновременно по всем направлениям. Неправильно думать, что сперва нужно поработать с двигательными нарушениями, а потом, когда ребёнок начнёт ходить.- с речевыми, зрительными и другими проблемами. Чем раньше начато адекватное регулярное лечение, тем лучше результат. Создаётся единая сеть лечебного воздействия и среды, где всё направлено на стимулирование активности и посильной самостоятельности и в двигательной и в психологической сферах.

Вывод: дети с ДЦП нуждаются в адаптивной физкультуре и делают большие успехи при регулярном и правильном применении комплексного лечения.

4. Литература

1.А.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Человек. Анатомия. Физиология. Гигиена.-М.: Просвещение, 1971.-255с.

2.Популярная медицинская энциклопедия. Гл.ред. Б.В. Петровский,-М.: Советская энциклопедия,1987.-704с.

3.Физическая реабилитация. Учебник. Под / ред. С. Н. Попова. Ростов – на – Дону : Феникс, 2005.-603с.

4.Васичкин В.И. Справочник по массажу.-Л.:Медицина,1991.-192с.

5.Савран Ю.Г.,Тюнин В.Л. Массаж. Методическое пособие для студентов.Севастополь,2002

6.Восстановление и лечение детей с поражениями ЦНС и опорно-двигательного аппарата. Под/ред. И.В.Добряков, Т.Г.Щедрина. Санкт-Пит. : Издат. Дом СПбМАПО,2004.-317с.

При анализе показателей качества жизни после проведенного эксперимента было выявлено статистически значимое возрастание уровня физического функционирования в экспериментальной группе с 60,50 ± 1,67 до 67,50 ± 1,84 баллов (р Читать ещё >

  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Профилактика методами адаптивной физической культуры нарушений опорно-двигательного аппарата у детей, больных детским церебральным параличом ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

  • Список сокращений
  • Введение
  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Понятие о детском церебральном параличе: эпидемиология, классификация, этиология
      • 1. 1. 1. Речевые и психические отклонения при ДЦП
      • 1. 1. 2. Двигательные нарушения при ДЦП
      • 1. 1. 3. Сопутствующие заболевания при ДЦП
    • 1. 2. Адаптивная физическая культура как наука
      • 1. 2. 1. Методика адаптивной физической культуры при ДЦП
      • 1. 2. 2. Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой при ДЦП
    • 1. 3. Краткое заключение по главе 1
  • Глава 2. Практическая часть
    • 2. 1. Дизайн проведенного исследования
    • 2. 2. Комплекс упражнений для больных ДЦП
    • 2. 3. Результаты исследования и их обсуждение
  • Заключение. Практические рекомендации
  • Выводы
  • Литература

Проба считается выполненной, если ребенок осуществляет движения обеими руками одновременно, в одинаковом темпе и с одинаковой амплитудой движений.

Простая поза Ромберга представляет собой координационную пробу, направленную на оценку содружественности деятельности вестибулярного и зрительного анализаторов. Проба выполняется с закрытыми глазами, стопы вместе, носки вместе, руки вытянуты вперед. Проба считается выполненной, если испытуемый не предъявляет жалоб на головокружение и тошноту, стоит в позе более 10 секунд без пошатывания.

Для оценки вегетативного баланса был использован метод исследования вариабельности ритма сердца (ВСР). В основе метода лежит математический анализ колебаний ритма сердца, позволяющий оценить активность симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также соотношение их активности. Индекс напряжения регуляторных систем (ИН) — показатель вариационной пульсометрии, характеризующий состояние центрального контура регуляции. Индекс напряжения вычисляется по формуле: ИН = АМо / 2 Хср х Мо, где АМо — амплитуда моды, Хср — математическое ожидание интервала R-R, Мо — мода. Индекс напряжения регуляторных систем отличается высокой чувствительностью к усилению тонуса симпатической нервной системы. В норме в состоянии покоя ИН колеблется в пределах 80−150 условных единиц.

PedsQL™ является одним из наиболее популярных педиатрических опросников для оценки качества жизни в мире, опробованный в ряде многоцентровых исследований в странах Европы, США, Китае и России. Опросник имеет хорошие психометрические свойств и не требует для интерпретации консультации профессионального психолога. Данный опросник ориентирован на широкий возрастной диапазон респондентов и имеет параллельные формы для детей и их родителей. Модули опросника, заполняемые родителями, имеют такое же смысловое содержание, как и модули для детей, но несколько отличаются по форме задаваемых вопросов. По результатам обследования с помощью этого опросника можно оценить качество жизни ребенка по шкалам физического функционирования (здоровье и повседневное функционирование), психосоциального функционирования (настроение и общение со сверстниками) и суммарного показателя качества жизни. Количество баллов от 80 до 100 соответствует высокому уровню показателя, 60−80 — среднему уровню и менее 60 отражает низкий уровень показателя.

Статистическая обработка полученных данных была проведена с помощью программного пакета Kyplot 3.0, распространяемого в режиме freeware. Полученные данные были обработаны методами описательной статистики и с использованием непараметрических критериев Вилкоксона и Манна-Уитни.

2. Комплекс упражнений для больных ДЦП В соответствии с рекомендациями, изложенными в доступной нам литературе, нами была разработана методика проведения занятий лечебной физической культурой для детей в возрасте 4−6 лет с ДЦП легкой степени тяжести. Продолжительность занятий составляла 20 минут, занятия проводились в группах по 5 человек. При проведении занятий использовалось музыкальное сопровождение. При этом у детей легче формируется равномерность длины шага, выполнение движений в заданном ритме тренирует функцию активного внимания. Музыка повышает эмоциональный фон детей, создавая у них бодрое, радостное настроение.

Занятия проводились дважды в неделю. Весь комплекс был разделен на три этапа: начальный, развивающий и тренировочный. Начальный этап имел продолжительность 2 недели и включал в себя следующие упражнения.

Изолированные движения головы. И. п. то же, что и в 1 упражнении. Выполнять повороты головы вправо, влево, вверх, вниз. Дыхание: в и.п. вдох, при повороте головы выдох, при возврате в и.п. вдох, после окончания упражнения выдох. Выполняется 3 раза.

Развивающий этап продолжался 4 недели. Занятия этого этапа включали в себя следующие упражнения.

Упражнение для формирования равновесия. И. п. стоя. Кружение на месте переступанием. По 2 раза в каждую сторону.

Упражнение для формирования равновесия. И. п. стоя. Перешагивание через гимнастические палки, лежащие на полу на расстоянии 1 м.

Тренировочный этап продолжался 6 недель и включал в себя следующие упражнения.

Дыхательные упражнения. Исходное положение (и. п.) стоя. Выполнять удлиненный выдох после глубокого вдоха, при этом необходимо надуть воздушный шарик.

Изолированные движения рук. И. п. то же. Закрыть глаза. Поочередно выделять пальцы рук вначале на каждой руке отдельно, затем одновременно на обеих руках. Выполняется 2 раза.

Упражнение для формирования подвижности и опороспособности стоп. И. п. сидя на стуле. Стулья устанавливаются в горизонтальный ряд. Первый в ряду захватывает стопами мешочек с песком и передает его соседу. Сосед — следующему и так до конца. Затем после небольшого отдыха мешочек передают в обратном направлении. Выполняется 2 раза в каждую сторону.

То же упражнение с закрытыми глазами.

Упражнение на координацию движений. И. п. стоя. Взять в руки большой мяч. Ударить мяч об пол с одновременным подпрыгиванием на двух ногах. Выполняется 2 подхода по 10 раз.

Упражнение для формирования координации. И. п. стоя. Метание теннисных мячей в цель, целью может служить большой надувной мяч или куб.

Таким образом, в комплексе постоянно усложняются упражнения от этапа к этапу, кроме того, по мере усложнения этапа увеличивается количество упражнений. Каждое упражнение содержит игровой компонент, что позволяет делать занятия привлекательными и интересными для дошкольников. В конце каждого занятия проводится игровое подвижное упражнение, позволяющее развивать координацию, равновесие и двигательные функции в целом. Элемент соревнования в каждой игре носит стимулирующий характер и позволяет сделать занятия более увлекательными для детей.

Инвентарь, используемый во время занятий, может быть изменен в зависимости от возможностей базы, на которой они проводятся. Чем больше дополнительных приспособлений используется во время занятий (мячи разных размеров и веса, бруски, гимнастические палки, обручи, канаты, веревки, скакалки), тем более увлекательным и интересным становится урок для его участников.

Музыка, в свою очередь, должна быть подобрана таким образом, чтобы её ритм не был чересчур быстрым для детей с поражением центральной нервной системы. Вместе с тем, от этапа к этапу возможно использование более ускоренного ритма музыки для того, чтобы нагрузка равномерно возрастала.

3. Результаты исследования и их обсуждение Участники экспериментальной и контрольной групп были обследованы до проведения эксперимента. Результаты обследования представлены в таблицах 1 — 3.

Функциональные показатели состояния детей до начала эксперимента

Результаты, полученные в ходе исследования исходного вегетативного статуса, обработаны статистически и представлены в таблицах в виде M ± m, где M — среднее арифметическое, а m — стандартная ошибка среднего арифметического.

Исходный вегетативный статус у исследуемых различных групп

№ Группа ИН Трактовка Контрольная 1 62 Ваготония 2 70 Ваготония 3 75 Ваготония 4 152 Симпатикотония 5 168 Симпатикотония 6 75 Ваготония Среднее 86,80 ± 9,21 Экспериментальная 1 65 Ваготония 2 79 Нормотония 3 156 Симпатикотония 4 180 Симпатикотония 5 64 Ваготония 6 75 Ваготония Среднее 103,17 ± 11,43

Как видно из таблицы 2, исходно вегетативный статус значительно не различался между группами. При этом в контрольной группе было выявлено 4 человека с признаками ваготонии и 2 ребенка с признаками симпатикотонии, в то время как в экспериментальной группе число ваготоников и симпатикотоников составило 3 и 2 соответственно. Таким образом, по состоянию вегетативного баланса группы также существенно не различались.

Показатели качества жизни были также оценены исходно в обеих группах. Анализ полученных данных показал, что показатели физического функционирования были низкими как в контрольной, так и в экспериментальной группе и составили 58,67 ± 2,09 и 60,50 ± 1,67 баллов соответственно. При этом показатели психосоциального функционирования также были невысокими в обеих группах и насчитывали 58,33 ± 1,98 и 50,50 ± 2,23 баллов в контрольной и экспериментальной группах соответственно. Суммарная оценка качества жизни показала также низкие результаты в обеих группах, составив 58,50 ± 1,91 и 55,50 ± 1,03 баллов соответственно (табл. 3).

Исходные показатели качества жизни в обеих группах обследуемых

№ Группа Физическое функционирование Психосоциальное функционирование Суммарная оценка качества жизни Контрольная 1 51 65 58 2 54 58 56 3 68 60 64 4 49 58 54 5 63 55 59 6 67 54 60 № Группа Физическое функционирование Психосоциальное функционирование Суммарная оценка качества жизни Среднее 58,67 ± 2,09 58,33 ± 1,98 58,50 ± 0,91 Эксперимен-тальная 1 75 45 60 2 56 50 53 3 58 45 52 4 60 55 58 5 60 40 50 6 54 68 61 Среднее 60,50 ± 1,67 50,50 ± 2,23 55,50 ± 1,03

После эксперимента было проведено повторное обследование, результаты которого представлены в таблицах 4−6.

Функциональные показатели состояния детей после проведение комплекса разработанных нами упражнений значительно возросли. Так, количество детей, выполнивших две пробы в экспериментальной группе составило 4 человек. Кроме того, появились дети, выполнившие все три координационные пробы, их число составило 2 человека. В контрольной группе при этом функциональные показатели у детей значительно не изменились (табл. 4).

Функциональные показатели состояния детей после эксперимента

Вегетативный статус у исследуемых различных групп после эксперимента

№ Группа ИН Трактовка Контрольная 1 64 Ваготония 2 72 Ваготония 3 75 Ваготония 4 80 Нормотония 5 90 Нормотония 6 110 Нормотония Среднее 81,83 ± 4,07 Экспериментальная 1 80 Нормотония 2 90 Нормотония 3 75 Ваготония 4 65 Ваготония 5 65 Ваготония 6 80 Нормотония Среднее 75,83± 2,17

Показатели качества жизни в обеих группах обследуемых после эксперимента

№ Группа Физическое функционирование Психосоциальное функционирование Суммарная оценка качества жизни Контрольная 1 55 55 55 2 52 68 60 3 60 70 65 4 55 73 64 5 62 73 68 6 70 80 75 Среднее 59,00 ± 1,63 69,83 ± 2,08 64,42 ± 1,70 Эксперимен-тальная 1 80 65 73 2 65 45 55 3 60 60 60 4 75 75 70 5 60 60 60 6 65 65 70 Среднее 67,50 ± 1,84*# 61,50 ± 2,19* 64,50 ± 1,58* Примечание: Знаком * обозначены показатели, статистически значимо отличающиеся от соответствующих показателей до начала эксперимента в той же группе (р Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1989. — 77 с.

Бабунц И. В. Азбука анализа вариабельности сердечного ритма / И. В (18, "https://referat.bookap.info").

Бабунц, Э. М. Мириджанян , Ю. А. Машаех . — Ставрополь, 2002.

Баевский Р. М. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р. М.

Баевский, Г. Г. Иванов // Ультразвуковая функциональная диагностика. -

Баевский Р. М. Современное состояние исследований по вариабельности сердечного ритма в России: по материалам Международного симпозиума Компьютерная электрокардиография на рубеже столетий, Москва, 27−30 апреля 1999 г) / Р. М. Баевский , Г.

Г. Иванов, Г. В. Рябыкина // Вестник аритмологии. -

1999. — № 14. — С. 71 — 75.

Бортфельд С. А. Двигательные нарушения и ЛФК при ДЦП. / С. А. Бортфельд . — Л., 1971. — 246 с.

Бортфельд С.А. ЛФК и массаж при ДЦП. / С. А. Бортфельд , Е. И. Рогачева . — Л., 1986. — 176 с.

Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. /

Гросс Н. А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. / Н. А. Гросс . — М., 2000. — 224 с.

Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию / Под ред. Х. Рай и М. Д. Скьортен . — ЮНЕСКО, 1989. — 180 с.

Детские церебральные параличи. / Л. О. Бадалян , Л. Т. Журба , О. В. Тимонина . — Киев, 1988. — 328 с.

Дубровский В. И. Детские церебральные параличи. — В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., доп.

— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 2002. — с. 425−426.

Дубровский В. И. Реабилитация инвалидов-спортсменов. — В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС. — 2002. — с. 403 — 417

Дубровский В. И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.

Ефименко Н. Н. Содержание и методика занятия физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. / Н. Н. Ефименко , Б. В. Сермеев — М.: Советский спорт, 1991.- 56 с.

Ефимова А. В. Санаторное лечение детей с церебральными параличами. / А. В. Ефимова -М., 1969. -167 с.

Ильин Е. П. Психология физического воспитания: учебное пособие. / Е. П. Ильин . -

СПб., 2000. — 486 с.

Каптелин А. Ф. Восстановительные методы лечения при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата. / А. Ф. Каптелин . — М.: Медицина, 1980. — 403 с.

Кнупфер Х. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом. / Х. Кнупфер. — Марбург, 1994. — 348 с.

Коноваленко В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. / В. В. Коноваленко , С. В. Коноваленко . -М., 1999. — 118 с.

Куничев Л. А. Лечебный массаж. / Л. А. Куничев — К.: Вища школа. Головное изд-во, 1981. — 328 с.

Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. / И. Ю. Левченко , О. Г. Приходько . — М., 2001. — 192 с.

Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. проф. В. А. Епифанова . — М.: Медицина, 2004. — 592 с.

ЛФК в системе медицинской реабилитации / Под ред. проф. А. Ф. Каптелина и И. П. Лебедевой . — М.: Медицина, 1995. — 98 с.

Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. /

Е. К. Лютова, Г. Б. Монина . — СПб., Речь, 2001.

Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. / И. И. Мамайчук — СПб., 2001. -220 с.

Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. / Е. М. Мастюкова . — М., 1991. — 159 с.

Мошков В. Н. Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней. / В. Н. Мошков . — М.: Медицина, 1982. — 223 с.

Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. / Т. С. Овчинникова , А. А. Потапчук — СПб., 2002. — 176 с.

Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры. / Г. И. Погадаев . — М., 2000. — 496 с.

Потапчук А. А. Осанка и физическое развитие детей. / А. А. Потапчук , М. Д. Дидур . — СПб., 2001. -166 с.

Потапчук А. А. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте. / А. А. Потапчук , Г. Г. Лукина . — СПб., 1999. — 80 с.

Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями (в 2-х томах) / Под ред. А. Н. Беловой , О. Н. Щепетовой . — М.: 1998.

Семенова К. А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией ДЦП. / К. А. Семенова . — М., 1999. -384 с.

Семенова К. А. Лечение двигательных расстройств при ДЦП. / К. А. Семенова . — М., 1976. -185 с. '

Семенова К. А. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом. / К. А. Семенова — Киев, 1986. — 180 с.

Серганова Т. И. Как победить детский церебральный паралич, -СПб., 1995. — 86 с.

Стебелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. / Е. А. Стебелева — М., 2001. — 312 с.

Транквиллитати А. Н. Восстановить здоровье. / А. Н. Транквиллитати — М.: ФиС, 1999. — 254 с.

Учебник инструктора по лечебной физической культуре для институтов физ. культ. / Под ред. проф. Провосудова В. П. — М.:ФиС, 1980. — 470 с.

Филиппова С. О. Музыка и эмоции на физкультурных занятиях. /

С. О. Филиппова, Г. Г. Лукина . // Дошкольная педагогика.

Финна Р. Ребенок с церебральным параличом / Под ред. Клочковой Е. В. — М., 2001. — 333 с.

Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие. / Под ред. Л. В. Шапковой . — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.

Шамарин Т. Г. Возможности восстановительного лечения ДЦП. / Т. Г. Шамарин , Г. И. Белова . — Элиста, 1999. -168 с.

Шипицына Л. М. Детский церебральный паралич. /

Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук -СПб.: Дидактика плюс. — 2001.

Штеренгерц А. Е. Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях и травмах нервной системы у детей. / А. Е. Штереншерц — К.: Здоровья, 1989. — 187 с.

Энциклопедия детского невролога. / Под ред. Г. Г. Шанько . — Минск, 1993. -560 с.

Юмашев Г. С. Основы реабилитации. / Г. С. Юмашев , К. И. Ренкер М.: Медицина, 1973. — 284 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.