Особенности семейного воспитания детей с дцп в дошкольном возрасте

Ответы

Работа с семьей имеющая ребенка с нарушением ОДА

Трудно выявить статистически значимую зависимость между особенностями семейной адаптации и клиническими характеристиками больного ребенка. Существуют предвари­тельные данные, которые указывают на то, что наибольшие трудности испытывают семьи, имеющие детей с ДЦП и ум­ственной отсталостью, а наиболее благоприятны семьи, вос­питывающие ребенка с легкими проявлениями основного заболевания (В. В. Ткачева, 1999). В адаптации семьи боль­шую роль играют личностные особенности родителей, осо­бенно матери. Влияние этого фактора убедительно пока­зано в работах В. А. Вишневского и В. В. Ткачевой, описавших различные типы реагирования на факт установ­ленного у ребенка заболевания (паранойяльные тенденции, депрессия, реакция отказа, адекватное реагирование ит. д.). Огромна роль здорового психологического климата в семье, где растет инвалид с детства вследствие ДЦП. Отсюда важ­ность психотерапевтической и психокоррекционной рабо­ты с семьей инвалида.

Психолог образовательного учреждения располагает уни­кальными возможностями для коррекционной работы с ре­бенком и его семьей. В отличие от психолога, работающего в клинике или реабилитационном центре, он может встре­чаться с ребенком в течение нескольких лет, наблюдать тон­чайшие изменения в его психологическом статусе. Эти из­менения определяются не только работой психолога, но и семейной ситуацией, отношением к ребенку членов его се­мьи. Роль семьи в реабилитации детей с ограниченными возможностями трудно переоценить: родители и другие род­ственники ребенка могут стать союзниками профессионалов (врачей, педагогов, психологов), а могут сознательно или бессознательно препятствовать реабилитационному процес­су.

Вторую стадию некоторые авторы называют фазой скор­би — скорби по желанному здоровому ребенку. Отношение к аномальному ребенку зачастую лишено непосредственности: родители начинают понимать, что они ответственны за него, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспита­ния и ухода за ребенком, ищут совета у специалистов.

Родители часто испытывают чувство неполноценности, ущербности, усугубляемое, к сожалению, отношением ок­ружающих к ним и ребенку, которое может быть неблагоп­риятным. Даже если семьи не распадаются, в них нередко возникают проблемы межличностных отношений, конфлик­ты по поводу воспитания ребенка, разделения обязанностей по уходу за ним. Неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают.

Все эти типы воспитания так или иначе деформируют личность ребенка, затрудняют его дальнейшую социальную адаптацию.

Таким образом, с учетом описанной социальной ситуации развития ребенка в семье, основные направления в работе специалистов представляются следующими:

-гармонизация семейных взаимоотношений;

-установление правильных детско-родительских отно­шений;

-помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических);

-помощь в решении личных проблем (чувство неполноцен­ности, вины), связанных с появлением аномального ребенка;

-обучение элементарным методам психологической кор­рекции (аутогенной тренировке, элементам игротерапии, сказкотерапии и т. п.);

-помощь в выборе профессии и места получения професси­онального образования.

Приоритетность тех или иных направлений в работе оп­ределяется после исследования семьи, бесед с родителями и ребенком, психодиагностических исследований. Соответ­ственно и сама работа может строиться в моделях психоло­гического консультирования, психологической коррекции и психотерапии (хотя надо заметить, что такое разделение весьма условно). Конкретные формы работы зависят от за­дач, стоящих перед психологом, и его профессиональной подготовки. Это могут быть и родительские клубы, и систе­матические занятия, и индивидуальная работа с матерью или отцом. Поведенческий тренинг, групповые дискуссии, игры инсценировки, родительские сочинения — все это и многое другое может быть использовано для работы с семьей.

В ходе изучения удалось описать группу семей, особен­но нуждающихся в помощи психолога. Исследование по­казало, что более 40% матерей испытывают глубокое чув­ство вины, вплоть до суицидальных мыслей. Родители испытывают страх перед будущим, чувство собственной не­полноценности, ощущение беспомощности. Эта сложная гамма переживаний выбивает людей из привычных рамок поведения, что сказывается как на внутрисемейных, так и на внесемейных контактах. Из общего числа обследован­ных нами семей в 27% случаев родители были одиночка­ми. Некоторая часть семей не выдерживает испытаний, свя­занных с рождением проблемного ребенка, и распадается, что оказывает неблагоприятное влияние на развитие само­го ребенка.

Распределение обязанностей между мужем и женой, от­цом и матерью в большинстве случаев носит традиционный характер. Проблемы, связанные с обеспечением жизнедея­тельности семьи, воспитание и обучение больного ребенка ложатся в первую очередь на женщину. Отец больного ре­бенка в основном обеспечивает экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения такого ребенка и не исключается, как мать, из жизни социума. Отец ребенка меньше, чем мать, проводит с ним времени в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием своих семейных обязанностей. В связи с этим психика отца не подвергается патогенному воздействию стресса столь же интенсивно, как психика ма­тери больного ребенка.

Особенности семьи, воспитывающей ребенка ДЦП

Семья - социокультурная среда для воспитания и развития любой личности. Однако семья, в которой рождается ребенок с отклонениями в развитии, имеет свои особенности. В связи с болезнью ребенка в нашем случае это - детский церебральный паралич (ДЦП), все члены семьи сталкиваются с множеством трудностей и проблем воспитательного, социального материального и морального характера. Чтобы понять специфику данных проблем приведем краткую характеристику данного заболевания.

Семенова выделяет различные формы тяжести этого заболевания: спастическая диплегия, (страдают более 50% больных ДЦП), двойная демипллегия, гемипаритическая, гиперкинетическая и др. Чем выше степень тяжести ДЦП, тем больше сопровождающих ее вторичных эффектов, (различные нарушения речи и письма, нарушение зрения и т. д.). Cледовательно, и проблем, которые необходимо решить семье в процессе развития и воспитания ребенка.

С момента постановки диагноза жизнь в семье изменяется коренным образом. В нашей стране инвалидность ребенка воспринимается родителями как личная трагедия. Впервые узнав о заболевании ребенка, которое приводит не только к физическим, но часто и к психическим отклонениям, родители оказываются глубоко потрясенными и длительное время находятся в шоковом состоянии. Они живут в условиях хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения.

Сначала родители отторгают саму мысль о возможности серьезного заболевания и о том, что их ребенок не такой, как все. Зачастую они склонны обвинять друг друга и близких родственников в плохой наследственности, неправильном поведении. Отрицание физического дефекта или заболевания сменяется переживанием вины. Родители испытывают одновременно любовь к своему малышу и чувство рухнувшей гордости за него .

Выделяют несколько стратегий поведения родителей на известие о заболевании ребенка:

Реакция отрицания. Отрицается, что ребенок страдает дефектом, что он дефектный, что его дефект оказывает эмоциональное воздействие на родителей. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родитель не принимает и не признает своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия, и родители настаивают на высокой успешности его деятельности.

Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства. Родители наполнены чрезмерным чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Аномальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, что может привести к тому, что родитель будет стараться сделать все за него, и, таким образом, ребенок может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. Забота о ребенке свидетельствует о привязанности любящего родителя и о его чрезмерном внимании к ребенку.

В семьях, где кроме ребенка с ограниченными возможностями есть и другие, обычные дети, у родителей возникают особые трудности. Им приходится использовать различающиеся методы воспитания и поведения по отношению к здоровым и больным детям. Из опыта известно, что отношение обычного ребенка к своему брату или сестре, имеющему какие-либо нарушения, в огромной степени зависит от установки родителей.

Если их поведение разумно и ясно, то именно в здоровых детях они найдут старательных помощников. А неосознанные и неразрешенные конфликты по поводу больного ребенка могут подействовать на других детей негативно. Чаще всего к больному брату или сестре дети относятся не агрессивно, а скорее отстраненно. Иногда их поведение регрессирует, у них бывают эмоциональные срывы, складываются невротические состояния.

Если ребенок с ограниченными возможностями единственный в семье, то и в этом случае возникают сложности.

Итак, можно выделить два основных типа отношений родителей к больному ребенку - это максимальная самоотдача, когда жизнь семьи строится в полном соответствии с потребностями ребенка, и отстраненность родителей, полная или частичная передача ответственности за него государственным учебным и медицинским учреждением. Многие родители придают главное значение медицинским воздействиям, а последовательный процесс воспитания зачастую подменяют отдельными повелительными указаниями и назидательными беседами

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1032 ;

Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание нервной системы, возникающее в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе и проявляющееся в двигательных расстройствах, которые часто сочетаются с нарушениями речи, психики, тактильного, зрительного и слухового анализаторов.

Основной целью физического воспитания является развитие двигательных функций ребенка и коррекция двигательных нарушений. Большую роль в достижении данной цели играет семья.

Физическое воспитание ребенка с ДЦП в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте продолжается развитие двигательных навыков и укрепление здоровья ребенка с ДЦП. Средства укрепления здоровья остаются те же, что и в предыдущий период: соблюдение общего и двигательного режима, закаливание. В развитии общих движений внимание необходимо обращать на обогащение двигательного опыта в соответствии с физическими возможностями ребенка, на тренировку реакций равновесия, на коррекцию осанки, на совершенствование предметно- практической деятельности, на подготовку руки к письму.

при воспитании навыков самообслуживания родителям желательно учитывать следующее: ребенок должен всегда чувствовать себя спокойно и уверенно, осуществляя какое-либо действие; взрослые, особенно на начальном этапе, должны находится рядом; подбирается такое положение тела, чтобы ребенок мог без напряжения совершать данное действие. Помощниками в решении данного вопроса могут быть различные вспомогательные средства в зависимости от специфики проявления церебральной патологии. Требования родителей должны соответствовать реальным психофизическим возможностям ребенка.

Трудовое воспитание - незаменимое средство коррекции недостатков умственного и физического развития ребенка, формирование активной жизненной позиции. Ребенок повышает уверенность в своих силах, чувствует свою самостоятельность и потребность со стороны окружающих. Родители начинают реально и оптимистично оценивать возможности больных детей и избегать гиперопеки в их воспитании.

Условия умственного воспитания ребенка с нарушением функций ОДА: педагогическая компетентность, заинтересованность и оптимистическая направленность родителей; обеспечение контакта и сотрудничество родителей со специалистами (психологами, педагогами-дефектологами, социальными педагогами); создание для ребенка развивающей среды; сочетания методов и приемов умственного развития ребенка с методами стимуляции и коррекции нарушений его двигательного развития. Создание развивающей среды для полноценного умственного развития ребенка с нарушением функций ОДА имеет большое значение и предполагает наличие уголка для занятий; достаточного количества игрушек и дидактических игр, подобранных с учетом психо-физических особенностей ребенка, а также дидактических пособий (краски, фломастеры, трафареты, пазлы, бумага и т.д

Педагогическая компетентность родителей предполагает: знание психических особенностей дошкольника и основных методов педагогического воздействия на детей в этом возрасте; знание тех неблагоприятных факторов, которые оказывают влияние на психику ребенка в связи с болезнью, и тех, возникновение которых можно предупредить в процессе обучения; знание индивидуальных психических особенностей своего ребенка и методов педагогического воздействия, которые можно использовать для коррекции нарушений психического развития в условиях семьи; овладение методами и приемами активизации познавательной деятельности ребенка-дошкольника.

Музыка играет особое значение для воспитания ребенка с ДЦП, т.к. специально подобранные музыкальные произведения не только обогащают сенсорный опыт и развивают музыкальный слух, но и способствуют коррекции его двигательных нарушений.

Для освоения детьми сенсорных эталонов можно использовать такие игры, как подбор шариков и игрушек по цвету, форме, величине, геометрическое лото.

Эстетическое воспитание детей с ДЦП в семье имеет важное значение и большие возможности. Воспитание способности видеть и ценить красоту природы, музыки, художественных произведений создает условия для развития творческой личности, а творчество – это одно из ведущих направлений реабилитации детей с нарушением ОДА и детей с ДЦП в частности. Специалисты, изучавшие особенности эмоциональные особенности детей с ДЦП (Э.С. Калижнюк, Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук и др.), отмечают у многих из них наличие у многих из них эмоциональной возбудимости, чувствительности и впечатлительности.

Родители должны стимулировать сознательное отношение ребенка к закаливанию, к выполнению физических упражнений, к соблюдению общего и двигательного режима. Во-первых, использовать личный пример организованности и закаливания. Во-вторых, совместно с ребенком участвовать в процессе закаливания, в выполнении физических упражнений, в составлении режима дня в наглядной форме, совместно осваивать какие-либо виды спорта (плавание, езда на лошади и т.д.), организовывать активный отдых (походы, прогулки, катание на санях и т.д.). При условии индивидуального обучения ребенка, когда посещение школы невозможно, необходимо продолжать циклы коррекционных занятий у специалистов по ЛФК, проходить курсы массажа, физиотерапии и медикаментозного лечения при реабилитационных центрах и поликлиниках. Родители должны научиться правильно оценивать учебные и трудовые достижения детей. Зная, что многие ошибки и неточности связаны с психофизическими особенностями ребенка, главным критерием его оценки должен стать труд, усилие, направленное на достижение результата. Необходимо замечать самые малые достижения ребенка, поощряя его и показывая их значимость для будущих достижений и для семьи. Это будет повышать его самооценку. В то же время, школьника уже необходимо учить самому оценивать свою работу и воспитывать потребность исправлять недостатки, добиваться положительного результата. Роль родителей в воспитании положительных качеств личности школьника с ДЦП и преодолении недостатков исключительно велика. И.И. Мамайчук, Г.В. Пятакова, А.П. Кутузов, Е.М. Мастюкова и другие исследователи отмечают характерные негативные особенности личности детей и подростков с ДЦП. Это заниженная самооценка, эмоциональная нестабильность, склонность к невротическим реакциям, замкнутость, неуверенность, трудности в общении со сверстниками, пассивность.

Вопрос

Детям с аутизмом необходимы длительная помощь, целенаправленные усилия семьи, учителей, воспитателей, врачей, психологов. Они нуждаются в устойчивой структуре окружения, понимании, терпении, помощи со стороны родных, друзей, соседей и общества.

Родителям аутичного ребенка следует научиться не сравнивать своего малыша с другими детьми. Надо адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы. Не стоит стремиться сделать его более "удобным" и внешне адекватным.

При воспитании ребенка с ранним детским аутизмом родителям не следует принуждать ребенка к выполнению тех или иных действий. Чем упорнее родители настаивают нам своих требованиях, тем большее сопротивление им оказывает ребенок. Чтобы организовать поведение ребенка с аутизмом, предупредить возникновение у него перевозбуждения, прежде всего необходимо организовать его режим дня, важно также научить его основным гигиеническим навыкам. При этом надо прежде всего создавать такие условия, которые бы способствовали предупреждению у ребенка страхов.

Дети с аутизмом отличаются повышенной чувствительностью к различным внешним стимулам, они легко фиксируют внимание на отрицательных ощущениях. Поэтому если такого малыша искупали, например, в слишком горячей, или в слишком холодной воде, он может длительное время бояться не только процедуры купания, но и просто воды.

Многие аутичные дети сверхчувствительны к шумам, резким звукам. Поэтому они легко могут испугаться шума воды, стиральной машины, гула водопроводных труб. И испугавшись раз, они будут избегать процедуры купания.

Первостепенной задачей родителей, обучающих детей с аутизмом гигиеническим навыком является устранение всех раздражителей, которые могут напугать ребенка или вызвать у него неприятные ощущения.

Следующая задача – постепенное и доброжелательное обучение малыша гигиеническим навыкам. При этом необходимо похвалить и наградить ребенка за любые, даже очень незначительные успехи. Его следует постоянно подбадривать, вселять чувство уверенности. При обучении ребенка навыкам приема пищи особенно важно соблюдать режим питания, пищу рекомендуется давать в одни и те же часы, за одним и тем же столом. Для приема пищи у ребенка должна быть любимая посуда.

Родителям следует знать, что аутичного ребенка может пугать вид новой пищи, поэтому все новые блюда необходимо предлагать крайне осторожно, ставя их вначале подальше от ребенка. Взрослые же с аппетитом и комментариями "Ах, как вкусно!" едят эту пищу. Постепенно и у ребенка появляется любопытство и он осторожно пробует ее.

Детей с аутизмом следует как можно раньше привлекать к помощи по дому. Дети должны принимать участие в приготовлении пищи, мытье посуды, уборке помещения. Для аутичного ребенка очень полезно, если в доме есть какие-либо животные: кошка, собака, птицы, рыбки. Ребенка следует научить заботиться о них.

Дети с аутизмом нуждаются в ранней коррекционной помощи, направленной на развитие из познавательной сферы, тонкой моторики, речи, изобразительной деятельности. В процессе этих занятий ребенка учат контактировать со взрослым, корригируют его эмоциональное состояние и поведение, обогащают жизненный опыт, организуют его произвольную деятельность

Вопрос

Задачей специального дошкольного воспитания ребенка со сложными нарушениями должна стать психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка и выстраивание плана индивидуальных консультативных занятий с ребенком для родителей и педагогов любого ближайшего, подходящего по профилю специального дошкольного учебно-воспитательного учреждения. Чуткость к состоянию ребенка и его родителей, полисенсорная стимуляция при постоянном контроле за ее интенсивностью, стимуляция малейших проявлений самостоятельной активности ребенка являются принципами индивидуальных коррекционных занятий с ним.

Опыт психолого-педагогической работы в семьях таких детей показывает что специалист должен не только непосредственно заниматься с ребенком, но и регулярно беседовать со всеми членами его семьи, подбирать и предлагать им подходящие для ребенка игрушки, консультировать по поводу обращения к другим специалистам и врачам, организовывать встречи с другими родителями и т.д.

В тяжелых ситуациях “непринятия” собственного ребенка, специальный педагог как бы становится посредником между отчаявшимися родителями и их маленьким ребенком, создавая то жизненное пространство, в котором может происходить развитие ребенка. В подобных тяжелых случаях необходима психотерапевтическая работа со всеми окружающими ребенка взрослыми и детьми. Тяжесть стоящей перед всеми членами семьи проблемы столь огромна, что с ней можно справиться только совместными усилиями, помогая друг другу.

Опыт воспитания детей со сложным дефектом напоминает нам, как велика роль телесного контакта с матерью для развития любого ребенка. Только постоянный телесный контакт с ребенком создает у него чувство безопасности и защищенности.

Способность матери понять малейшие признаки желаний ребенка и помочь в их осуществлении оказывает самое большое влияние на его развитие. Очень хорошо, если родители знают, как идет развитие здорового ребенка и стремятся следовать тем же этапам в воспитании больного ребенка. Развитие ребенка с глубокими нарушениями идет также, но каждый его этап гораздо больше может быть растянут во времени и требует специальных усилий взрослых.

Ношение ребенка на руках, укачивание, поглаживание и целование важны каждому младенцу со сложными нарушениями.

В ходе занятий с ребенком внимание родителей следует обращать на:

1) учет конкретного состояния ребенка в данный момент времени и перестройку в соответствии с этим плана занятий с ребенком;

2) прислушивание к ритму действий самого ребенка и приспособление к нему темпа действий взрослого;

3) чередование интенсивных, стимулирующих действий со стороны взрослого с наблюдением за свободным поведением ребенка;

4) прекращение интенсивного воздействия при усталости или излишнем возбуждении ребенка. Мягкий переход от поглаживания к более резким воздействия – пощипыванию должен осуществляться именно матерью, снижая вероятность испуга от воздействия нового взрослого.

Очень важно, чтобы малыш развивался двигательно с возможно меньшим отставанием. Здоровый ребенок очень подвижен и постоянно сам меняет свое положение тела. За ребенка со сложным врожденным нарушением это должен делать взрослый. Нужно приподнимать его за ручки, учить опираться ногами, подталкивать его для переворотов.

Как и все здоровые дети, ребенок со сложным нарушением по возможности должен научиться есть самостоятельно с ложки и пить из чашки.

Самостоятельное передвижение по дому и освоение действий с предметами создает предпосылки для успешного познавательного развития ребенка. Организация интересных и привлекательных совместных с ребенком действий способствует развитию его общения. В развитии средств общения ребенка со сложным нарушением необходимо внимание к использованию любых известных средств (крика, лепетных устных слов, указательных и изображающих действий с предметом, естественных жестов, собственно предметов и их графических изображений, письменных слов). Даже максимально ограниченная сенсорная сфера слепоглухого ребенка создает условия для его психического развития. При сохранных познавательных возможностях и правильном отношении родителей, слепоглухой ребенок способен к определенному спонтанному развитию. Показателем такого успешного развития является появление общения между ребенком и его близкими с помощью естественных жестов. Однако усвоение словесной речи возможно только при специальном обучении.

Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеет для слепоглухого ребенка лепка, моделирование, рисование и игра. Именно эти виды деятельности позволяют контролировать адекватность представлений ребенка об окружающем, с их помощью происходит обобщение значения первых слов детей.

Однако слепоглухой или слепой ребенок часто ограничен или даже лишен возможности самостоятельно наблюдать и подражать действиям взрослого. Его обучение идет через организацию совместных со взрослым действий с предметами (взрослый действует руками ребенка или руки ребенка "следят" за действиями взрослого), постепенно превращаясь сначала в разделенное со взрослым (когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его) и ,наконец, в полностью самостоятельное действие.

Наблюдения за развитием игры у детей со сложными сенсорными нарушениями показывают, что сюжетные игрушки сначала выступают у них как реальные предметы. В дошкольном возрасте кукла, как правило, не осознается такими детьми как копия человека, но ее вполне можно использовать как модель человека для совершенствования навыков правильного одевания различных частей одежды, застегивания и расстегивания застежек, причесывания, для изображения с ее помощью действий реальных людей и т.д.

Любой ребенок не может развиваться как личность, не овладев предметным миром, не научившись самостоятельно ориентироваться во времени и в окружающем пространстве, не владея навыками самообслуживания. В обучении детей со сложными нарушениями этот период может занять и дошкольный и школьный возраст ребенка. Овладение письмом и чтением часто занимает весь школьный период развития такого ребенка.

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка со сложным нарушением

-Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

-Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

-Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.

-Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

-Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

-Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

-Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

-Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

-Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

-Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

-Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

-Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

-Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

-Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

-Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. ---Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

  • Skip to content

Консультант рубрики: Ивлякова Татьяна Александровна,

зав. лабораторией коррекционной педагогики и социальной адаптации

Какие условия в семье должны быть созданы для полноценного развития ребенка с ДЦП?

Какими домашними методами реабилитации и коррекционными приемами (специальный массаж артикуляционного аппарата и др.) должны владеть родители, воспитывающие ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

Как организовать подвижные игры, двигательный режим в семье с ребенком?

Какие упражнения и игры на развитие координации движений и ориентировки в пространстве с детьми с ДЦП возможно проводить в домашних условиях?

Какие меры можно предпринять для того, чтобы помощь родителям была своевременной, а последствия заболевания ребенка - минимальными?

Подобных и других важных вопросов у родителей наберется не мало. Спектр источников, к которым прибегает семья, весьма разнообразен. Родители слушают, читают, пытаются следовать сначала одним советам, потом другим, делают ошибки. Однако на поиски потрачено много сил, а самое главное, часто упущено драгоценное время.

Определены следующие задачи консультации:

Детский церебральный паралич возникает в результате поражения центральной нервной системы под влиянием неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробный период, в момент родов или на первом году жизни. У ребенка с детским церебральным параличем с трудом и опозданием формируются функции удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы и произвольных движений. Двигательные нарушения оказывают неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.
Такие дети имеют повышенную утомляемость, быстро становятся вялыми, пассивными, раздражительными, утрачивают интерес к выполняемой работе.

Большинство детей, страдающих указанным отклонением в развитии, пассивны, нерешительны, пугливы. Они боятся темноты, пустой комнаты, закрытой двери. У некоторых склонность к упрямству, быстрой смене впечатлений. Дети болезненно реагируют на повышение голоса, тона говорящего, на настроение окружающих. У большинства детей с ДЦП отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов. Трудности в сосредоточенности и переключении внимания, малый объем памяти. Сон у таких детей расстроен. Они долго засыпают, часто просыпаются, плачут и кричат во сне.

В этом случае необходимо обратиться к врачу, рассказать ему о своих наблюдениях. В соответсвии с указаниями врача следует организовать режим питания и сна, систематически проводить курсы лечения.

Но родителям следует помнить, что ребенку важна не только медицинская, но и родительская помощь.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий по ранней стимуляции развития ребенка с ДЦП в условиях семьи и включению родителей в образовательный процесс не только повышает качественный уровень развития малыша и способствует социальной активности самого ребенка, но и нивелирует негативные переживания родителей, формирует оптимистические установки по отношению к будущему.

Современные исследования показали наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия между родителями и ребенком, эффективностью программ ранней помощи.

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в раннем возрасте с правильно подобранной программой ранней педагогической помощи и эффективными формами ее организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка, являются мощным фактором профилактики и предупреждения детской инвалидности.

С детьми раннего возраста предполагается наряду с медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, лечебной физкультурой, массажем, водными процедурами, тщательным уходом, закаливанием и правильно организованным режимом жизни детей необходимо проводить коррекционно-развивающую работу. Коррекционно-развивающая должна быть направлена на:

  • развитие зрительных ориентировочных реакций, слуховых ориентировочых реакций, эмоций;
  • развитие движений руки и действий с предметами, общих движений;
  • нормализация дыхания, состояния и функционирования органов артикуляции;
  • развитие предпосылок активной речи и понимания речи,
  • нормализация навыков, необходимых ребенку в процессе кормления.

Развитие зрительных ориентировочных реакций

Развитие зрительного сосредоточения на ярких и разнообразных игрушках и на лице взрослого, формирование слежения (на расстоянии 50 - 60 см) за движущимися и звучащими предметами и разговаривающим взрослым, когда ребенок находится в положении "под грудью" взрослого или в положении на спине (в манеже, на пеленальнике, на столе, на коленях у взрослого).

Развитие слуховых ориентировочных реакций

Развитие слухового сосредоточения (ребенок находится в положении "под грудью" взрослого или на спине). Ребенка побуждают к поиску справа-слева, сверху-снизу звучащей игрушки или взрослого, разговаривающего с ним, напевающего ему. Основное внимание уделяется формированию зрительно-слуховых и зрительно-двигательно-слуховых связей у ребенка.

Развитие эмоционально-положительных реакций

Обогащение тактильных, вестибулярных, зрительных и звуковых впечатлений ребенка в целях вызывания и стимулирования первой улыбки. Далее улыбка вызывается, закрепляется и поддерживается в ответ на социальные воздействия (на вид, голос, улыбку взрослого, эмоционально-речевое обращение взрослого к ребенку).

Развитие предпосылок к эмоционально­му общению со взрослым

Установлению и поддержанию контакта взглядами способствуют физические воздействия взрослого: поглаживание, покачивание, переборы пальчиков малыша и т.д., а также разговор взрослого, эмоционально выразительный и личностно адресованный малышу, напевание песенок, потешек. Эмоционально-положительные реакции ребенка поддерживаются ответной улыбкой взрослого. Развитию звуковой активности способствуют игры с воспроизведением звуков из "набора" самого малыша.

Развитие движений руки

На основании ладонного (хватательного) рефлекса следует вызывать рефлекторное схватывание и удержание мягких и теплых предметов, удовлетворяющих потребность ребенка в безопасности и защищенности, обогащать тактильную чувствительность рук, подготавливая появление осязания, побуждать наталкиваться и схватывать одной своей ручкой другую, схватывать коленочку, ножку, ощупывать лицо взрослого, свое лицо в положении на спине, на коленях у взрослого, в положении на животе.
Побуждать ребенка наталкиваться ручками на низко висящие игрушки, захватывать их, ощупывать.

Развитие общих движений

Основное внимание в работе уделяется развитию приподнимания и удерживания головы ребенком в положении лежа на животе и в вертикальном положении на руках у взрослого. Для развития приподнимания и удерживания головы, опорной реакции рук, приподнимания корпуса можно использовать приспособления: валики, клиновидные подушки, надувные круги, надувные бревна.
В целях развития опорной реакции детей побуждают отталкиваться ножками от боковины пеленальника, от стены или манежа.

Нормализация состояния и функциони­рования органов артикуляции

Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции достигается посредством массажа мышц лица, губ, языка и пассивными упражнениями артикуляционной гимнастики. Массаж и артикуляционная гимнастика способствуют нормализации тонуса мышц, стимулированию кинестетических ощущений. На этапе коррекционно-педагогической работы применяется только поглаживающий массаж. Приемы массажа и пассивные упражнения для губ и языка подбираются индивидуально для каждого ребенка совместно с врачом-невропатологом.

Развитие предпосылок активной речи

Стараться вызывать на выдохе первые ответные голосовые реакции детей - гуканье и гуление на основе имитационного заражения эмоциями взрослого, побуждают проявлять голосовую активность в ответ на тактильные, вестибулярные, двигательные, звуковые, зрительные и эмоциональноречевые воздействия. В дальнейшем необходимо поддерживать произносимые детьми звуки, "перекликаясь" с ребенком.

Нормализация навыков, необходимых ребенку в процессе кормления

Идет расслабление или укрепление мышц губ и языка, нормализация положения губ и языка в момент сосания. С проведения дифференцированного массажа лица и губ, далее тренируются движения губ и языка. После этого осуществляется кормление ребенка.

Основные позиции ребенка и взрослого при проведении игр и упражнений

На этапе коррекционной работы используются контактные позиции ребенка и взрослого: ребенок на руках у взрослого "под грудью"; ребенок на коленях у взрослого; ребенок на груди у взрослого в положении на животе; взрослый держит ребенка "на весу", поднимая его лицом к себе, при этом одна рука взрослого поддерживает шею и затылок ребенка, а другая - ягодицы; взрослый держит ребенка в вертикальном положении спиной к себе, его голова опирается на плечо взрослого.

На занятиях используются и неконтактные позиции ребенка и взрослого: поза ребенка на спине, на животе, на боку.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.