Песочницы для детей дцп



МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ДЦП:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ:

Лечение детей с диагнозом ДЦП может быть основано на песочной терапии. Это востребованная методика, которая будет невероятно интересна детям. Это, в свою очередь, позволит добиться значительных улучшений в процессе восстановления двигательных и интеллектуальных функций ребенка.

Песочня терапия может быть использована для того, чтобы диагностировать отклонения у детей, а также, чтобы скорректировать имеющиеся нарушения. Многие не понимают, что такое песочная терапия и почему она настолько востребована. Методика относится к арт-терапии и предполагает использование различных видов песка в своей деятельности. Результаты будут видны уже после первого сеанса, а прохождение курса гарантирует положительные изменения в состоянии ребенка с ДЦП.

Песочная терапия и ее особенности

Песочная терапия использует любые виды песка. Это не только речной, но и морской, и песок вулканического происхождения. Разумеется, использование грязного песка не допускается вовсе. Выбранный материал тщательно промывают, сушат, закаливают на огне. Только после этого допускается его использование в практических целях.

Песок можно насыпать в деревянные или пластмассовые песочники. Зачастую они имеют стандартные размеры – 50х70х8 см. Однако сегодня выделяют различные подвиды технологии, которые допускают и другие формы. Традиционная методика предполагает окрашивание подноса, в котором будет песок, в голубой цвет. У ребенка он обычно ассоциируется с небом и водой.

В процессе песочной терапии очень важен контакт с ребенком. Специалист должен понимать его, прислушиваться к желаниям. Именно поэтому допускается использование и сухого, и мокрого песка. Оба варианта могут быть подготовлены сразу. Второй метод – добавление воды в сухой песок по мере работы с ребенком.

Дополнительно можно использовать и некоторые другие природные материалы, среди которых коряги, раковины и камни. Они должны быть небольшого размера и чистыми. Малыш может захотеть использовать маленькие по размеру предметы обиходы, сказочных или мультяшных героев. Все это должно быть в наличии в свободном доступе, чтобы ребенок брал то, что ему приглянется.

Положительные особенности песочной терапии

Главным достоинством песочной терапии становится отсутствие любых противопоказаний. Единственным ограничением становится наличие аллергии у ребенка на песок или же серьезных кожных заболеваний. В этом случае придется подыскать другую эффективную терапию.

Сам процесс песочной терапии носит игровой характер. Первоначально на этапе диагностики специалист исключительно наблюдает за малышом, смотрит на его поведение, функции и отклонения. После этого начинается коррекционная работа. Здесь задачей психолога становится создание требуемых мотивов. Также он может принимать непосредственное участие в процессе игры.

Для детей с диагнозом ДЦП песочная терапия становится отличным способом избавиться или минимизировать приступы гнева, тревожные состояния, напряжения и раздражительность. Все это удается сделать с легкостью. Ребенок самостоятельно включается в игровой процесс, избавляется от чувства неполноценности или дискомфорта.

Песочная терапия помогает посмотреть со стороны, как ребенок видеть конкретные жизненные ситуации. К примеру, психолог может попросить малыша отыскать фигурки, которые будут ассоциироваться с членами семьи, расставить их в порядке важности. Если вопрос касается творчества, личного мира ребенка, ему можно предложить создать сказочный мир из песка. В песочной терапии многое зависит от профессиональных характеристик психолога, его умений подбирать слова, задавая ситуации для ребенка.


Руднева Илона Игоревна

Руднева Илона Игоревна

Клинический психолог, детский психолог 1 категории. Руководитель методического отдела компании “Инновации детям”. Автор методических пособий. Разработчик игр

Доступная среда — проект, который реализуется в России с 2011 года. Программа нацелена на создание благоприятных условий для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Интерактивные комплексы делают занятия интересными, а материал понятным и наглядным. Теперь ребёнок может принять участие в природных процессах, и увидеть последствия своих действий. В каждом комплексе есть специальные режимы и программы для коррекционной работы. А ещё в комплекте мы предлагаем методические рекомендации и практический опыт применения. Все наши продукты соответствуют ФГОС , а режимы и игры подходят под календарно-тематическое планирование.

Интерактивную песочницу активно применяют в детских учреждениях и медицинских центрах. Ежедневно с комплексом проводят занятия для детей с синдром Дауна, ДЦП, аутизмом, моторными нарушениями, умственной отсталостью.



Интерактивный скалодром учитывает особенности ребёнка с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. В программе можно выбрать высоту и уровень сложности. Безопасность взаимодействия обеспечивает гимнастический мат и верёвочная страховка. Комплекс сделает трудные занятия яркими и подарит положительные эмоции, а также создаст дополнительную мотивацию. Благодаря интерактиву ребёнок учится преодолевать препятствия и развивает крупную моторику. У него улучшается координация движений и возрастает уровень концентрации.


За счёт того, что в основе работы комплекса лежат разные движения (захваты руками, повороты, поднятие рук, перемещение в пространстве и другие) каждый ребёнок сможет принять участие. А если что-то не получится, то программа предложит попробовать ещё раз.


Чтобы лучше понимать, тенденции мы постоянно совершенствуемся: общаемся с узкопрофильными специалистами, сотрудничаем с экспертами в области медицины, коррекционной педагогики, психологии, и принимаем участие в различных форумах и семинарах. Это помогает создавать доступные образовательные продукты. Уже больше 40 учреждений применяют наши комплексы для коррекционной работы. Мы регулярно получаем от них положительные отзывы .

Узнайте о продукте больше


Это стена, оборудованная выступами для лазания и меняющая свой дизайн в зависимости от выбора игры. Мы обеспечили безопасность эксплуатации скалодрома специальными матами и страховками.

  • Контрастная разметка
  • Фотолюминесцентная разметка
  • Маяки Доступная среда
  • Маяки Vertical
  • Портативные переносные
  • Стационарные
  • Больше →
  • Сенсорные терминалы
  • Тактильно-сенсорные терминалы
  • Скамьи для инвалидов
  • Столы для инвалидов
  • Пандусы перекатные
  • Пандусы приставные
  • Больше →
  • Перила для лестниц и пандусов
  • Гусеничные мобильные
  • Ступенькоходы мобильные
  • Больше →
  • Поручни нержавеющие
  • Поручни антибактериальные
  • Больше →
  • Самоклеящаяся резиновая лента
  • Самоклеящаяся абразивная лента
  • Больше →
  • Унитазы и биде
  • Раковины и умывальники
  • Больше →
  • Световые маяки
  • Визуально-акустическое табло
  • Больше →
  • Комплекты вызова “Доступная среда”
  • Тифловызов-1099
  • Больше →
  • Система открывания DSW
  • Система Доступный вход
  • Больше →
  • Тактильные мнемосхемы
  • Тактильные пиктограммы
  • Больше →
  • Тактильная плитка ПВХ
  • Тактильная плитка ТПУ Полиуретан
  • Больше →
  • Тактильно-звуковые мнемосхемы
  • Тактильно-звуковые таблички
  • Больше →
  • Сухие бассейны
  • Мягкие модули
  • Больше →
  • Аудио классы
  • Слухо-речевые тренажеры
  • Больше →
  • Логопедические тренажеры
  • Тренажеры опорно-двигательного аппарата
  • Больше →
  • Клавиатуры
  • Джойстики роллеры
  • Больше →
  • Стационарные
  • Мобильные
  • Столы механические
  • Столы с электроприводом
  • Комплексы БОС
  • Сенсорика
  • Больше →
  • Мониторы
  • Принтеры и МФУ
  • Больше →
  • Опоры для сидения. Реабилитационные кресла
  • Опоры для стояния. Детские вертикализаторы
  • Опоры для ползания и лежания
  • Восстановление функций верхних конечностей
  • Оборудование для ЛФК
  • Опоры для ходьбы, ходунки и ролаторы
  • Видеоувеличители
  • Читающие машины
  • Больше →
  • Велосипеды для инвалидов
  • Кресла-коляски механические
  • Больше →
  • Экраны лицевые
  • Маски и перчатки
  • Больше →
  • Контрастная разметка
  • Фотолюминесцентная разметка
  • Маяки Доступная среда
  • Маяки Vertical
  • Портативные переносные
  • Стационарные
  • Настенные
  • Транспортные
  • Сенсорные терминалы
  • Тактильно-сенсорные терминалы
  • Скамьи для инвалидов
  • Столы для инвалидов
  • Пандусы перекатные
  • Пандусы приставные
  • Пандусы телескопические 2-х секционные
  • Пандусы телескопические 3-х секционные
  • Пандусы складные
  • Пандусы односекционные
  • Перила для лестниц и пандусов
  • Гусеничные мобильные
  • Ступенькоходы мобильные
  • Для ванной и бассейна
  • Передвижные медицинские
  • Эвакуаторы
  • Поручни нержавеющие
  • Поручни антибактериальные
  • Поручни эконом
  • Поручни-отбойники
  • Самоклеящаяся резиновая лента
  • Самоклеящаяся абразивная лента
  • Виниловая неабразивная лента
  • Накладки угловые алюминиевые
  • Накладки алюминиевые
  • Плитка противоскользящая
  • Больше →
  • Унитазы и биде
  • Раковины и умывальники
  • Ванны и душевые
  • Держатели и крючки
  • Смесители
  • Зеркала
  • Больше →
  • Световые маяки
  • Визуально-акустическое табло
  • Бегущие строки полноцветные
  • Спортивное табло
  • Световые аптечные кресты
  • Бегущие строки красные
  • Больше →
  • Комплекты вызова “Доступная среда”
  • Тифловызов-1099
  • Тифловызов-1999
  • 2-х канальная система
  • Пульсар-3
  • Система Доступная среда
  • Больше →
  • Система открывания DSW
  • Система Доступный вход
  • Доводчики
  • Тактильные мнемосхемы
  • Тактильные пиктограммы
  • Тактильные наклейки
  • Тактильные таблички
  • Тактильные стенды
  • Информационные стенды и стойки
  • Больше →
  • Тактильная плитка ПВХ
  • Тактильная плитка ТПУ Полиуретан
  • Тактильная плитка керамическая
  • Тактильные индикаторы полимерные
  • Тактильные индикаторы нержавеющие
  • Тактильные индикаторы алюминиевые
  • Больше →
  • Тактильно-звуковые мнемосхемы
  • Тактильно-звуковые таблички
  • Тактильно-звуковые пиктограммы
  • Сурдоцентр
  • Беспроводное видеонаблюдение
  • Проводное видеонаблюдение
  • Дверные ручки ULNA
  • Дверные ручки Инвацентр
  • Дверные ручки с антибактериальным покрытием
  • Система Антипаника
  • Сухие бассейны
  • Мягкие модули
  • Мягкое оборудование
  • Световое оборудование
  • Фибероптические изделия
  • Световые столы и планшеты для рисования песком
  • Больше →
  • Аудио классы
  • Слухо-речевые тренажеры
  • Акустические системы
  • Логопедические тренажеры
  • Тренажеры опорно-двигательного аппарата
  • Детские тренажеры
  • Клавиатуры
  • Джойстики роллеры
  • Кнопки выносные
  • Ресиверы и маршрутизаторы
  • Устройства коммуникационные
  • Стационарные
  • Мобильные
  • Столы механические
  • Столы с электроприводом
  • Комплексы БОС
  • Сенсорика
  • Тимокко Видеобиоуправление
  • Программно-индикаторные и профилактические комплексы
  • Комплексы для детей с проблемами развития
  • Мониторы
  • Принтеры и МФУ
  • Системные блоки и неттопы
  • Телефоны и факс
  • Клавиатуры и мыши
  • Акустика и наушники
  • Опоры для сидения. Реабилитационные кресла
  • Опоры для стояния. Детские вертикализаторы
  • Опоры для ползания и лежания
  • Восстановление функций верхних конечностей
  • Оборудование для ЛФК
  • Опоры для ходьбы, ходунки и ролаторы
  • Видеоувеличители
  • Читающие машины
  • Дисплеи и органайзеры Брайля
  • Принтеры Брайля
  • Тифлоплееры
  • ПО для инвалидов по зрению
  • Больше →
  • Велосипеды для инвалидов
  • Кресла-коляски механические
  • Кресла-коляски детские
  • Кресла-коляски электрические
  • Костыли и трости
  • Ходунки
  • Больше →
  • Экраны лицевые
  • Маски и перчатки
  • Антисептики санитайзеры


  • Описание

Песочница является излюбленным местом для игр детей маленького возраста, которые могут часами ковыряться в песке, строить домики и устраивать баталии со своими ровесниками. Но данные комплексы проектируются для обычных детей, которые смогут без труда присесть, что делает невозможным участие детей, передвигающихся в инвалидных колясках. Решение есть! Песочница для детей с ограниченными возможностями спроектирована таким образом, что делает возможным играть в ней как обычным детям, так и детям с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Комплекс высотой 650 мм обеспечит возможность ребенку в инвалидном кресле играть, стоить различные песочные скульптуры и просто развлекаться.

  • Длина - 1500 мм
  • Ширина - 1500 мм
  • Высота - 650 мм

Цель мастер-класса: создать условия для повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в развитии детей с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством песочной терапии.

Задачи мастер-класса:

создание условий для взаимодействия с родителями воспитанников;

повышение уровня информированности родителей об использовании технологий песочной терапии;

обеспечение преемственности в воспитании ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

Ход мастер-класса:

Песок – уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что очень важно для развития детей с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира. Также игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей.

Общение с песком дает толчок полету творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать все заново.

Цель занятий по песочной терапии: развивать эмоционально-личностную и познавательную сферы ребенка с использованием игр с песком.

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, снижение психофизического напряжения, стабилизации эмоционального состояния;

развитие психических процессов (восприятие, внимание, память, логическое мышление, используя нестандартные методы, приемы и средства обучения;

побуждение речевой активности, обогащение словарного запаса;

развитие фантазии и воображения, творческих способностей;

совершенствование навыков позитивной коммуникации, сотрудничества, умения ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу;

коррекция нежелательных форм поведения (агрессивность, гиперактивность, замкнутость и др.)

Противопоказаниями песочной терапии являются: высокий уровень тревожности, аллергия на пыль, легочные заболевания, кожные заболевания, порезы на руках, эпилепсия.

Удивительные тактильные ощущения и возможности для формирования мотивации к созидательной продуктивной деятельности предоставляет необычный сыпучий материал, по структуре подобный влажному и пластичному пляжному песку. Отличает его мягкость, текучесть, а во время работы руки малышей остаются чистыми, поэтому игры с кинетическим песком в детском саду набирают популярность.

Игра с кинетическим песком - это, в первую очередь, развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений.

Предлагаю вашему вниманию некоторые игры с кинетическим песком.

Цель: знакомство со свойствами кинетического песка, сравнение с обычным песком.

Песок не сухой и не мокрый, а как будто живой, он движется. Давайте мы с ним поздороваемся и познакомимся. Опустите руки на поднос, сожмите песок в кулачках, разожмите кулачки, опять сожмите, разожмите. Понаблюдайте, как песок вытекает из ладошки как ручеек. Переверните руки тыльной стороной, положите на песок погладьте его. Что вы чувствуете? Этот песок такой же, как и в песочнице? А чем отличается?

Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму; учить ребенка владеть ножом.

Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму; развитие внимательности; закреплять представление о свойстве кинетического песка – оставлять отпечатки.

На выровненном песке любыми предметами оставить отпечатки, это могут быть овощи, фрукты, машинки и т. д.

Благодаря свойству песка держать форму, любой предмет оставляет хорошо различимый след и угадать, что это за предметы не составит для ребенка труда.

После того, как ребенок угадал, можно поменяться с ним ролями, он оставит отпечаток, а взрослый – угадает.

Цель: изучение геометрических фигур; продолжать закреплять представление о свойствах кинетического песка – оставлять отпечатки и держать форму.

Для этой игры мы используем штампы геометрических фигур, с их помощью знакомство и закрепление фигур проходит интересней и увлекательней. Так же с помощью отпечатков на песке ребенок, используя геометрические фигуры, может составить изображение животного, машины, дома и т. д.

Геометрические фигуры можно не только отпечатать, но и слепить, например, с помощью фигурок из сортера.

Усложните задачу, предложив ребенку не просто вылепливать фигуры, но и сопоставлять их с изображениями. Для этого мы используем любые карточки с изображением геометрических фигур.

Цель: продолжать закреплять представление о свойстве сохранять отпечатки; формирование нестандартного творческого мышления.

На кинетическом песке ребенок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т. п.

Цель: показать ребенку наглядно соотношение – больше – меньше.

Для этой игры мы используем стаканчики различного диаметра. В отпечатке большего по диаметру стаканчика помещается отпечаток или отпечатки стаканчиков, меньших по диаметру.

Ребенок наглядно видит разницу в этих понятиях и обучается играючи.

Предложить ребенку с помощью трафарета, оставить отпечатки с помощью трафарета, определенного транспортного средства.

Это всем знакомая игра – палочкой рисуем на кинетическом песке. Рисунки могут импровизацией ребенка, так и на усмотрение взрослого: нарисовать фигуру, букву, провести волнистую линию, соединить две фигуры и т. п.

Сегодня я Вас познакомила лишь с несколькими играми и упражнениями, которые помогают, играя развивать ваших детей, способствуют гармонизации взаимоотношений взрослых и детей.

Спасибо Вам за активное участие в мастер-классе. До новых встреч!

Изобразительная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с детским церебральным параличом Реабилитационный процесс – это целенаправленный процесс возвращения человека с ограниченными возможностями здоровья в продуктивную и полноценную.

Упражнения на мяче для детей с детским церебральным параличом 1. И. П. стоя на коленях на полу перед мячом, с опорой рук на мяч. Поочередно, поднимаясь на каждую ногу, встать на обе ноги, прокатиться.

Вестибулярная тренировка в лечении больных детским церебральным параличом Упражнения для тренировки равновесия. 1. Сесть на стул, ноги фиксировать мешочками с песком. Ноги слегка разведены. Ребенок наклоняется.

Песок прекрасный природный материал, который способен принимать формы различных предметов, он обладает сыпучестью и хорошо пропускает воду.

Песочная терапия – это действенный метод помощи ребёнку дошкольного возраста вырасти здоровой, гармоничной и развитой личностью.

История создания песочной терапии

Философ Карл Густав Юнг в самом начале двадцатого века впервые заметил эффективное воздействие игры с песком на детей с психическими отклонениями. Эту методику он начал развивать и применять для терапии своих маленьких пациентов. Этот способ широко распространился по миру и стал именоваться, как юнгианский.

Песок и его воздействие на ребенка

Пескотерапия помогает ребенку быть самим собой. Дошкольник не умеет словами выражать, что он чувствует и какие эмоции испытывает.

Игра с песком помогает детям придумывать разные сюжеты в трехмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке. Ребенок бессознательно на образы переносит свои страхи, переживания или психологические травмы.

Такая игра является важной для детей, благодаря ей они общаются. Игрушки, которые используют в ней, являются средствами. Они помогают их самовыражению.

В игре с песком ребенок проявляет различные эмоции:

При помощи песочной терапии специалист может:

  1. Выявлять психологические отклонения у детей.
  2. Развивать детей с ЗПР и ДЦП.
  3. Помочь ребенку социализироваться, научиться общаться со сверстниками.
  4. Развивать различные навыки.

Терапия оказывает и профилактическое действие. Отрицательные эмоции у детей могут накапливаться, в игровой деятельности они выплескиваются.

Как работает песочная терапия?

Основной эффект от терапии песком в том, что она помогает бороться с психологическими травмами при помощи перенесения их на песок. Начинают формироваться ощущения контроля и взаимосвязи над своими внутренними ощущениями и желаниями. Ребёнок, играя в песок, выражает все свои переживания и страхи, освобождается от травм, которые не перерастают в психологические травмы.

Песочная терапия в развитии детей

Благодаря пескотерапии можно развивать у ребенка следующие навыки:

  1. Двигательные. Ребенок учится насыпать песок в ведерко, банку или бутылку с узким горлышком.
  2. Начертательные. Дошкольники на песке рисуют животных, растения, технику и т.д.
  3. Развивать речевые функции и фонематический слух. Дети рисуют буквы на песке, что помогает научить их произносить и автоматизировать звук.
  4. Развитие умственных способностей, памяти и внимания.
  5. Развитие мелкой моторики рук. В игре участвует каждый пальчик, что благоприятно скажется на общем развитии ребенка.
  6. Для коррекции дыхания. Песок выступает в качестве средства для упражнений по развитию дыхания.

Игра в песочнице помогает ребенку выполнять действия с песком: сухим и мокрым. Он познает его свойства и учится устанавливать причинно-следственную связь. В процессе развиваются и творческие способности – ребенок придумывает новые образы и делает их из песка.

Польза песочной терапии для детей

Достоинства занятий с песком неоспоримы:

  1. Развивается мелкая моторика у детей дошкольного возраста.
  2. Обширный простор для фантазии и мыслительной деятельности.
  3. Регулируется мыслительный механизм.

На логопедических занятиях выполнение упражнений с песком помогает:

  • логично выражать свои мысли;
  • формированию диалогической речи дошкольников;
  • нести ответственность за свои действия в игре;
  • полагаться только на свои силы;
  • стирать из головы психологические травмы и проблемы.

Действия педагога при организации песочной терапии

Педагог при организации песочной терапии должен:

  • подготовить место для песочной терапии. Это должен быть спокойный уголок, где не будет шума и суеты;
  • приобрести ящик, который необходимо покрасить в голубой или светло-синий цвет. Такая окраска действует благоприятно, и успокаивает психику. В него насыпают чистый белый песок;
  • возле ящика ставят коробку с игрушками. Они должны быть небольших размеров, чтобы ребенок мог создать модель игры. В комплект обязательно должны входить фигурки людей и животных;

Обратите внимание! Во время пескотерапии ребенок выбирает именно те фигурки, которые символизируют его внутреннее состояние на данный момент.

  • создать комфортные условия для игровой деятельности;
  • поддерживать игру детей, помочь им переживать различные ситуации;
  • оценивать поведение детей во время игры и делать выводы.

Для занятий песочной анимацией нужно:

  1. Приобрести стол со стеклянной столешницей, снизу сделать подсветку. По краю стола установить невысокие бортики.
  2. На поверхность насыпать чистый речной песок, в таком количестве, чтобы можно было рисовать рисунки на нем.

На занятиях терапией должна быть спокойная обстановка, располагающая к терапии. Можно включить спокойную музыку. Педагог наблюдает за ходом игры, при необходимости подсказывает ребенку сценарий.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Для малышей такая терапия – это занятный способ потрогать приятный на ощупь материал. Она помогает деткам развиваться умственно и физически, давая возможность подготовиться к школе.

Для малышей игры в песке помогает:

  • выучить цифры и буквы;
  • различать левую и правую сторону;
  • правильно ориентироваться во временах года;
  • тренировать память, зрение и слух;
  • развивать фантазию.

Такую терапию лучше начинать с 3 лет, но можно и раньше, когда ребёнок перестанет тянуть все в рот.

Особенности проведения песочной терапии для детей

Терапия песком подходит и взрослым людям, но использование пескотерапии имеет свои особенности в играх:

  1. С психологической проблемой ребёнка разбирается родитель ли преподаватель.
  2. С детьми важно устанавливать границы общения.
  3. Более естественная игра, которая несвойственна взрослым.
  4. С детьми занимаются более динамичными и подвижными играми.
  5. Основные стадии игры: хаос, борьба, исход.
  6. Полное отсутствие абстрактных картин.
  7. Предпочтительное преобладание в игре сказочных персонажей, животных, мультгероев.

Показания к терапии

Занятия с песком показаны в любом возрасте, особенно детям с психологической травмой и задержкой развития. Малышу, с трудом выражающему свои чувства и переживания, такие занятия пойдут только на пользу. Помимо этого, терапия помогает дошкольникам развить интеллект и подготовиться к школе.

Основное противопоказание к пескотерапии – отсутствие доверия ребёнка к своему преподавателю. А также повышенная тревожность, возбудимость и сопротивление к песочным играм.

Иногда противопоказанием выступает аллергия на материалы у ребёнка.

Оборудование для занятий

Для терапии песком необходимо:

  1. Деревянный ящик с водонепроницаемым дном, размером 50х70см.
  2. Чистый песок среднего размера, лучшее всего его слегка увлажнить.
  3. Цветной песок подходит для дошкольников.
  4. Цветная морская соль для усиленного развития мелкой моторики малышей.
  5. Миниатюрные фигурки животных, мультгероев, цветов, домиков, транспорта, сказочных персонажей.

Методики игр

Основные методики игр:

Для занятий дома понадобятся:

  • чистый песок;
  • ящик прямоугольной формы;
  • миниатюрные фигурки.

Песок насыпать в ящик на две трети, также необходимо иметь воду для смачивания песка.

В данном виде терапии множество игр, направленных на развитие памяти, слуха и речи. Рассмотрим основные из них:

Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

Рассмотрим некоторые игры для снятия тревожности и развития личности:

Роль песочной терапии для детей с отклонениями

Для здоровых малышей подобные игры просто полезны и носят развлекательный характер. Другое дело обстоит с детьми с отклонениями в развитии. Занятия с песком используются как коррекция поведения, снятия напряжения и развития сенсорики.

Игры в песочнице эффектны малышам с:

  • ЗПР;
  • ОВЗ;
  • ОНР.

Такие дети в песочнице формируют свой характер игры, персонажи общаются между собой, ведут разговор. Так Малыши с отклонениями в развитии формируют собственный характер.

Дети с интеллектуальным отстаиванием должны играть с песком около часа.

Такая терапия лечит неврологические проблемы и является активной профилактикой отклонений в развитии. Частая игра в песочнице заряжает ребёнка положительными эмоциями и освобождает от негативных проявлений внешнего мира.

Этапы песочной терапии

Есть три основные этапы игры с песком:

Песочная терапия полноценно развивает ребёнка, устраняет неврологические проблемы. Также это просто приятное и полезное времяпрепровождение с собственным ребёнком.

Виды песочных игр

Существует 2 основных вида песочных игр:

  1. Рисование песком. Такой вид терапии помогает ребенку расслабиться. Он фантазирует, рисуя различные образы: людей, животных или природу. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами, рисовать кулачком или запястьем. Можно делать отверстия, разгребать его или просеивать между пальцами. Песочная анимация помогает развивать творческие способности, мышление и воображение. Особенно этот вид пескотерапии подойдет для легковозбудимых и гиперактивных детей.
  2. Игра в песочнице. Ребенок играет в импровизированной песочнице – коробке с песком. Он использует фигурки людей, строений, техники, фруктов, овощей и других предметов. Дошкольник самостоятельно придумывает сюжет и проигрывает его, выражая скрытые эмоции. При организации терапии психологом, он сам подсказывает сюжет, чтобы ребенок пережил конкретное чувство. Для развития речи логопед проводит необходимые занятия в игровой форме.

Песочная терапия включает в себя многообразные сюжетные игры, которые помогают детям развиваться.

Методы песочной терапии в развитии речи

У детей дошкольного возраста часто возникают речевые расстройства. Пескотерапия эффективный инструмент для развития речи детей. Этот метод отличается новизной и все чаще приобретает популярность.

Логопед на занятиях с детьми использует песочные игры:

Педагог рисует на песке животное или предмет и спрашивает у ребенка его название. Затем просит нарисовать другие предметы, названия которых начинаются на первый звук слова. Благодаря такой игре, логопед помогает ребенку автоматизировать конкретный звук.

Педагог рисует 3 предмета, один из них не подходит к логической цепочке. Например, круг, квадрат и яблоко. Ребенок должен стереть лишнее и дополнить нужным рисунком. Песочная игра способствует речевому развитию.

Педагог рисует букву, ребенок должен превратить ее в другую.

Дошкольник рисует пальцем буквы или слова, которые произносит педагог. В игре можно использовать для написания палочки или веревочки с узелками.

Важно! Логопед подберет песочную терапию индивидуально для каждого ребенка, которая необходима именно ему для постановки звука и его автоматизации.

Песочные игры для коррекции дыхания

Для коррекции дыхания применяются следующие игры:

Логопед машинкой проводит дорожку по песку. Ребенок должен струей воздуха ее разровнять.

На стол нужно положить цветную картинку, сверху насыпать песок. Ребенок должен сдуть его с изображения.

На песок ставят две фигурки животных на расстоянии друг от друга. Дошкольник должен с помощью длительной струи воздуха образовать дорожку от одного зверя к другому.

Выкапывают ямку, которую наполняют водой. Нужно с силой дуть на воду, чтобы она забурлила.

Терапевтические игры с песком для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием речи, памяти и мышления ребенка. Для этого существует много разных игрушек, настольных игр, творческих наборов и других разнообразных методов. Песочная терапия помогает развивать моторику рук детям разных возрастов.

Для развития моторики педагог проводит следующие игры:

Ребенок на стеклянном столе с подсветкой рисует картину пальцами, при необходимости помогает себе запястьем или кулачком.

Педагог и ребенок кладут на песок ладошки. Старший участник рассказывает, какие ощущения при этом испытывает. После этого спрашивает у ребенка, что испытывает он. Такую игру проводить можно часто, дети в процессе не только развивают мелкую моторику, но учатся понимать свои ощущения.

Обратите внимание! Пескотерапия помогает одновременно развивать различные навыки: моторику рук, дыхание, речь.

Этапы организации песочной терапии в детском саду

Организацией пескотерапии занимаются педагоги в детских садах, психологи и логопеды. Они применяют игры с песком для занятий с детьми. В домашних условиях родители могут организовать место, в котором ребенок сможет играть в песочнице с пользой для себя.

К основным этапам организации терапии можно отнести:

  1. Подготовка ребенка к песочной терапии. У него должно быть желание участвовать в игре.
  2. Педагог должен уметь проводить песочную терапию, иметь творческий подход и потенциал.
  3. Дети должны быть здоровыми на момент игры. У них должна отсутствовать аллергическая реакция на песок.
  4. Подготовка игрового места: ящик с песком, стол для анимации и игрушки.
  5. Проведение игры.

Вариантов песочных игр очень много. Грамотный специалист подберет необходимые методы, которые необходимы для развития конкретного ребенка.

Песок может завораживать своими удивительными возможностями. Обратите внимание, сколько разных фантазий можно воплотить в песочном рисунке. Можно с уверенностью сказать, что не только дети, но и взрослые с удовольствием могут проводить время с песком.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.