Помогает ли мануальная терапия при дцп



МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ДЦП:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ:

Лечение детского церебрального паралича представлено множеством различных методик гимнастики, массажа, а также медикаментозными средствами. Однако здесь важен комплексный подход, который и позволяет добиться положительных изменений в организме ребенка, стимуляции двигательных и интеллектуальных функций. Одним из видов лечения, который может существенно помочь в этом деле становится мануальная терапия.

Лечение ДЦП должно быть направлено на максимальное развитие умений и способностей ребенка, на разрушение коммуникационных и социальных преград. Мануальная терапия – востребованный способ лечения, который позволяет добиться существенных положительных изменений в организме ребенка. Она направлена на постановку двигательных функций с помощью последовательной стимуляции пораженных зон для их активизации.
Что может мануальная терапия?

Мануальная терапия дословно переводится, как лечение руками. Она представляет собой массаж, который отличается от классического. Во время правильного массажа накладывается воздействие непосредственно на позвонки, костную систему и межпозвоночные диски, а не только мышцы. Основными достоинствами метода становится возможность избавить ребенка от болевых ощущений, облегчить состояния и затормозить развитие заболевания.

Выбирая мануального терапевта, важно обращаться исключительно к опытным специалистам. Объясняется это тем, что неверные движения могут нанести собой вред, активизировать заболевание. При этом в обратном случае опытные и профессиональные движения позволят увидеть значительные улучшения в состоянии больного уже после первого сеанса.

Мануальная терапия – вид лечения, объединяющий знания сразу нескольких медицинских разделов. К ним относят неврологию, нейрофизиологию и ортопедию. Именно поэтому наблюдается быстрое устранение нарушений в функционировании суставов и позвоночника.

Разновидности видов и направлений действий мануальной терапии

Мануальная терапия представлена множеством различных действий. Конкретный комплекс для ребенка с диагнозом ДЦП подбирают в зависимости от требуемых результатов лечения.

Выделяют три отдельных вида мануальной терапии:

1. Кранио-сакральная. Она предназначена для лечения черепа и возможных проблем, связанных с ним.
2. Манипуляционная терапия. Она специализируется на лечении суставов и позвоночника.
3. Висцеральная остеопатия. Она направлена на восстановление мышечного тонуса, а также на помощь в лечении болезней, которые касаются внутренних органов.

Также отличаться может и принцип действия процедуры. Оно представлено нейрофизиологическим, периферическим, психофизиологическим. Периферическое действие наблюдается на уровне мягких тканей. Удается существенно ускорить процессы восстановления в тканях, активизировать кровообращение и нормализовать циркуляцию физиологических жидкостей.

Нейрофизиологическое действие позволяет стимулировать механорецепторы в пораженной зоне, улучшать проприоцепцию. Другими словами, нейрофизиологическое действие направлено на восстановление проводимости нервных импульсов. Психофизиологическое действие имеет большое значение, хотя его часто опускают. С его помощью удается нормализовать тонус мышц, повысить качество протекания процессов саморегуляции. Дополнительно наблюдается улучшение настроение у ребенка с ДЦП, активизируется желание жить и бороться за свое полноценное существование, что очень важно в процессе правильного лечения.

  1. Форум "Вопросы и ответы"
  2. Статьи
  3. О мануальной терапии и массаже при ДЦП, спастических параличах и парезах.

Роль мануальной терапии в лечении патологий, связанных с ДЦП,

спастическими параличами и парезами.

Детский церебральный паралич, спастический нижний парапарез, гипервозбудимость – состояния, объединённые схожими клиническими проявлениями.

Меня попросили рассказать о причинах, которые могут вызывать "хождение детей на носочка", а так же о схожих нарушениях в организме.

Вначале приведу данные официальной медицины по ДЦП, после чего выскажу своё мнение, относительно этого рода патологий.

«Существует множество возможных причин детского церебрального паралича, они могут оказывать влияние, как во время беременности, так и во время родов и в первые (около 4) недели жизни ребёнка.

Распространённость детского церебрального паралича среди новорождённых: 2 к 1000 живорождённых (у мальчиков чаще в 1,33 раза).

«Основными причинами являются: дисгенезии головного мозга хроническая внутриутробная гипоксия плода, различного генеза гипоксически-ишемические поражения головного мозга внутриутробные инфекции, особенно вирусные (чаще герпесвирусные) несовместимость крови плода и матери (Rh-конфликт и др.) с развитием гемолитической желтухи новорождённых травматические поражения головного мозга в интра- и постнатальном периоде инфекционное поражение головного мозга в постнатальном периоде токсические поражения головного мозга (отравления свинцом и др.) врачебная ошибка при родах."

Физиологические основы двигательного дефекта при детском церебральном параличе и прочих спастических парезах.

Диагностика детского церебрального паралича Для постановки диагноза ДЦП достаточно проявлений специфических непрогрессирующих двигательных нарушений, которые обычно становятся заметны в начальную резидуальную стадию и наличия одной или нескольких причин (см. выше) в перинатальном периоде.

При ДЦП на МРТ головного мозга может отмечаться корково-подкорковая атрофия, псевдопорэнцефалия, диффузное снижение плотности белого вещества.

Необходимо обязательно проводить дифференциальную диагностику с клинически схожими заболеваниями (соответственно форме ДЦП):

- последствия различных поражений головного мозга (черепно-мозговых травм средней тяжести и тяжёлых, нейроинфекций и инсультов), перенесённых после 1 месяца жизни;

- аутосомно-рецессивные формы наследственной спастической параплегии;

- синдром Джакомини; некоторые редкие формы доминантных наследственных спастических параплегий;

- ранние наследственные атаксии;

- врождённые непрогрессирующие мозжечковые атаксии;

- атаксия-телеангиэктазия;

- ранний детский аутизм;

- шизофрения;

- поражения спинного мозга ишемического и травматического характера;

- спинальная амиотрофия Вердинга-Гофмана;

- болезнь Штрюмпеля;

- болезнь Фара;

- гепатолентикулярная дегенерация;

- болезнь Галлервордена-Шпатца;

- болезнь Пелицеуса-Мерцбахера;

- синдром Шегрена-Ларссона;

- фенилкетонурия, галактоземия и др.

Исключение данных заболеваний необходимо для выработки верной лечебной тактики.

Лечение.

Основная задача лечения детского церебрального паралича: максимально полное возможное развитие умений и навыков ребёнка и его коммуникативности.

Основной способ коррекции спастических двигательных расстройств при ДЦП: онтогенетически последовательное становление двигательных функций путём последовательной стимуляции цепных установочных выпрямительных рефлексов при ослаблении патологический миелэнцефальной постуральной активности рефлекс-запрещающими позициями.

Применяется:

Оперативные ортопедические вмешательства: сухожильная пластика, сухожильно-мышечная пластика, коррегирующая остеотомия, артродез, хирургическое устранение контрактур вручную (например, поэтапная фибротомия по Ульзибату) и с использованием дистракционных аппаратов.

Функциональная нейрохирургия: селективная ризотомия, селективная невротомия, хроническая эпидуральная нейростимуляция спинного мозга, имплантация баклофеновой помпы, операции на подкорковых структурах головного мозга; лечение сопутствующих расстройств (эпилепсии и др.).

На ранней стадии: лечение основного заболевания, послужившего причиной развития ДЦП; санаторно-курортное лечение; анималотерапия.

Методика ЛФК при ДЦП - Регулярность, систематичность, непрерывность - Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребёнка, его психическим развитием. - Постепенное строгое дозирование, увеличение физических упражнений.

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, имеющими ДЦП.:

- Для растягивания мышц, снятия напряжения в мышцах, расширения диапазона движений. --

- Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц. --

- Упражнения на выносливость для поддержания эффективности функционального состояния органов.

- Тренировка на расслабление для устранения спазмов мышц, устранения судорог.

- Тренировка для обучения больного нормальной ходьбе.

- Упражнение на подъём по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

- Упражнение на сопротивление , постепенное увеличение, тренировка на сопротивление для развития мышечной силы."

Действительно, причин много. Выручает то, что многие из них являются редкими по частоте возникновения. Поэтому, нас будут интересовать те из них, которые встречаются чаще всего.

К выяснению редко встречающихся причин можно будет вернуться тогда, когда предлагаемые лечебные методы не дадут эффекта выздоровления.

Подводим итог: ребёнок может рождаться под влиянием стресс-гормона матери - кортизола, с гипоксией головного и спинного мозга, с травмами головы (явными и скрытыми, без видимых гематом), шейного и поясничного отделов позвоночника, а так же с общей интоксикацией организма и в состоянии недостатка или избытка микроэлементов.

Во всех этих случаях страдает, как правило, центральные борозды головного мозга, где расположены чувствительные и двигательные клетки, связанные с мышцами конечностей, головы и туловища.

Естественно, что сам массаж будет помогать мышцам, периодически избавляться от накопившейся молочной кислоты, однако долговременного лечебного эффекта не будет. Рискуем обречь больного на пожизненный ежедневный массаж.

Если головной мозг управляет мышцами электрическими импульсами, то и в лечении должны быть использованы электростимуляторы, вырабатывающие нейроподобные(!) импульсы. Только тогда можно быть уверенным, что слабые или слишком избыточные рефлекторные связи под воздействием этих импульсов придут в физиологическое соответствие с нормой.

При патологическом течении беременности и трудных родах, возможны травмы не только головы и шейного отдела позвоночника (например, от затягивания на шее ребёнка пуповины), но и поясничного отдела.

Компрессия спинальных корешков или сужение артерии Адамкевича (питающая кровью спинной мозг) могут приводить к спастическим парезам нижних конечностей. Стоит только вылечить мышцы и восстановить кровообращение, как сразу будут отмечены значительные сдвиги в характере движений нижних конечностей.

Примером может служить невозможность разжать кулачок младенца без приложения усилий. Ручки младенца находятся во флексии, а ножки в варусном положении. И только спустя время малыш самостоятельно раскрывает ладошку, полностью разгибает ручки и ножки.

В результате, можно быть уверенным в отсутствии таких последствий, как варус или вальгус колен в последующем. И называется одним ёмким словом – профилактикой искривления ног в коленных суставах и плоскостопия.

Следовательно, насильственные действия по отношению к спазмированным конечностям ни к чему не приведут. И бесполезно заставлять ребёнка с носочков перейти на опору всей подошвой. Никто не подумал о том, что в данный момент - ЕМУ ТАК УДОБНО ХОДИТЬ! Уберите причину, и ребёнку будет удобно ходить, ставя стопу на всю подошву.

Обратите внимание, дети с ДЦП или спастическим парезом стоят на носочках, но никак не на пятках! Это указывает на то, какие мышцы необходимо лечить от спастики, а какие, наоборот, от потери тонуса.

Для целостного понимания происходящего, здесь уместно привести аналогию. У больного, перенёсшего инсульт, одна сторона лица перекошена и спазмирована, тогда как другая – расслаблена и обвисшая. Встаёт профессиональный вопрос: какую сторону надо лечить первой, а какую – второй, и каким образом - каждую из них, понимая, что характер повреждений разный для каждой из сторон. Неверная тактика или несвоевременность лечения не даёт положительного лечебного эффекта, а то вовсе превращает больного в инвалида.

В связи с этим, напрашивается вывод: лечение должно начинаться с первых проявлений спастики, то тесть – с первых дней.

Ознакомившись с изложенной информацией относительно лекарственной терапии ДЦП и спастических парезов, не кажется ли вам странным назначение моими коллегами врачами миорелаксантов для снятия спастики с мышц у больных детей?

Дело дошло до того, что уже к детям предлагают применить препараты, содержащие токсин ботулизма! А что будет дальше? Ведь сегодня нет отдалённых результатов применения ботулина в детской практике. Получается, что в действиях врачей усматривается осуществление некоего эксперимента по продвижению новых "лечебных" препаратов (может быть для написания диссертаций?!). Интересно, поступили бы они так по отношению к своим детям?

Думаю, что даже дилетанту и то будет понятно, что снимая препаратами спастику с одних мышц, будем ещё больше расслаблять те мышцы, которые и без того потеряли тонус, так как они тоже получат с кровью этот препарат!

Поэтому, на форумах в Интернете родители часто жалуются на неэффективность лекарственной терапии. Но мои коллеги, врачи, как назначали их, так и будут назначать дальше. Они не могут отступить от официальных инструкций лечения ДЦП, и спорить с ними - бесполезное занятие.

Следует обратить внимание, что ещё одним ключевым моментом в патологиях, связанных с ДЦП и спастическими парезами, является шейно-затылочный переход. Это в нём происходят основные по амплитуде движения головой: наклоны вперёд и назад, ротационные повороты в стороны, смещение головы влево и вправо.

Естественно, что этот, и так избыточно подвижный отдел позвоночника, больше всего подвержен патологическим изменениям и повреждениям. Местом конфликта, как правило, является затылочная кость, атлант и аксис.

Слава Богу, что прогноз этих нарушений всегда положительный, и связан он с тем, что мышцы и связки этого отдела у детей ещё не развиты, как у взрослого, и нет необходимости применения усилий, чтобы восстановить утраченные соотношения между затылочной костью атлантом и аксисом. Это делается легко и просто, и чаще всего - за одну процедуру!

Своим единомышленникам напоминаю, что шейный и поясничный отделы позвоночника взаимозависимы, а атланто-затылочные суставы зависит от состояния подвздошно-крестцовых сочленений. Поэтому, лечение должно охватывать весь опорно-двигательный аппарат, а не отдельные его части.

Есть ещё один орган, о котором почему-то часто забывают при лечении ДЦП и спастических парезов. Обратили внимание на информацию в официальной статье о наличии потери чувства равновесия при данных патологиях?

Этот орган - мозжечок, отвечающий за координацию тела во время движений, ходьбы и бега.

Не только во время родов, но и на первых месяцах жизни ребёнка его шейный отдел может подвергаться травматизации в связи с неосторожным обращением при пеленании, купании, перекладывании, подкладывании под голову младенца подушек, и пр. Чего греха таить, часто детей просто роняют, скрывая впоследствии это событие.

Это здесь уже зарождаются патологии, связанные с межполушарными дисфункциями, аутизмом, мутизмом, логофобией, логоневрозом и пр.

Занимаясь воспитанием миологов в Школе Телесной Терапии, передавая коллегам свой опыт, основанный на законах физиологии и анатомии, я с первого семинара показываю большую разницу между классическим массажем и лечебными приёмами на мышцах. К тому же, у моих коллег нет препаратов, содержащих токсин ботулизма, выводящих мышцы из-под влияния коры головного мозга, зато есть способы лечения мышц руками с высоким лечебным эффектом.

В комметариях я представил своё видение проблемы, связанное с лечением спазмированных мышц. Для того, чтобы объяснить более конкретно и предметно методы лечения ДЦП и спастических парезов в пределах статьи не представляется возможным.

Одно могу сказать с уверенностью – соблюдение основных правил лечения мышц окажут неоценимую помощь(!) любому больному человеку на любом этапе болезни, так как самостоятельно мышцы улучшить кровообращение и иннервацию, избавиться от триггерных узлов (наполненных кристаллами молочной кислоты - лактатов) и спаек между мышцами и кожей - не могут.


Мануальная терапия или как устранить последствия ДЦП

Детский церебральный паралич приводит к различным осложнениям, касающимся в том числе и опорно-двигательного аппарата. Часто с таким явлением сталкиваются недоношенные дети. Препараты в этом случае не всегда эффективны.

Мануальная терапия для детей с ДЦП является одним из самых эффективных способов лечения. Эта методика подразумевает воздействие не тело человека с помощью рук . Единственным инструментом врача являются руки, с помощью которых он устраняет различные патологические проявления.

Роль мануальной терапии в лечении патологий

Каждый родитель, столкнувшийся с проявлениями ДЦП у ребенка, должен хорошо представлять, что это за болезнь.

Основная причина возникновения этого недуга – поражение клеток мозга, возникающее во время беременности, во время родов или уже после рождения ребенка (в первые четыре недели).

Среди факторов риска называют:

  • Внутриутробные инфекции;
  • Эндокринные сбои;
  • Сильный токсикоз во время беременности;
  • Резус-конфликт;
  • Гипоксия плода;
  • Сложные роды и родовые травмы;
  • Тяжелые инфекции в первые недели жизни ребенка.

Первые месяцы после рождения ребенка симптомы могут оставаться незамеченными. Однако опытный педиатр довольно быстро определит нарушения. Детский церебральный паралич приводит к различным осложнениям . Среди них нарушения речи, опорно-двигательного аппарата, неправильное распределение мышечного тонуса, проблемы с концентрацией и вниманием.

У новорожденных детей заметить такие нарушения просто невозможно.

Однако даже в младенческом возрасте детям свойственны рефлекторные движения: сосательный, хватательный, способность держать головку, сидеть. При ДЦП все эти рефлексы будут нарушены , однако родители без помощи врача не всегда это замечают.

При ДЦП происходит повреждение нервной ткани мозга , поэтому вылечить болезнь одними медикаментами и быстро не получится. Необходимо постоянно заниматься интеллектуальным, речевым, физическим развитием ребенка, не забывая о лечебной физкультуре и остеопатии.

Чтобы понять, как действует мануальная терапия при ДЦП , нужно знать основные принципы этого лечения. Врач с помощью рук оказывает воздействие на мышцы и суставы.

В результате ослабленные мышцы приходят в тонус, а напряженные расслабляются.

Роль мануальной терапии при ДЦП заключается не только в устранении последствий. Ребенок запоминает новые движения, учится фиксировать позы. Также происходит воздействие и на внутренние органы. В данном случае очень важен индивидуальный подход.

Для детей с ДЦП подбираются техники с учетом их возраста, стадии болезни, тяжести состояния и индивидуальной реакции организма. Очень важно подобрать методы правильно.

Насильственные движения, сгибания и разгибания конечностей ребенка только усилят статический эффект.

Роль мануальной терапии в восстановительном лечении очень велика, но не обязательно такое лечение должно быть единственным. Параллельно могут проводиться другие процедуры. Лечение детей с ДЦП нужно начинать как можно раньше, сразу после постановки диагноза.

Мануальная терапия в этом случае является одним из наиболее безопасных и эффективных процедур. Она позволяет устранять двигательные нарушения, снимать неврологические симптомы.

Мануальная терапия решает проблемы с опорно-двигательным аппаратом, а также помогает нормализовать работу внутренних органов.

Проводить процедуры должен только дипломированный специалист . Очень важно понимать, на какие точки и как воздействовать, чтобы получить хороший результат.

ДЦП имеет различные клинические проявления. Одними из первых становятся заметными двигательные нарушения.

Двигательные дефекты детей с ДЦП включают в себя нарушение походки, гипертонус одних мышц и ослабленность других, ограниченность поз и передвижения. При этом нижние конечности обычно поражены сильнее верхних.

Двигательные дефекты при ДЦП часто зависят от формы и стадии заболевания, что связано с тем или иным пораженным участком мозга. Очень важно своевременно провести диагностику, чтобы отличить их от других, схожих по симптомам заболеваний:

  • Детский аутизм;
  • Шизофрения;
  • Атаксия (несогласованность движения мышц из-за их слабости);
  • Болезнь Фара (скопления кальция и железа в мелких сосудах мозга, приводящие к нарушениям опорно-двигательного аппарата);
  • Заболевания спинного мозга;
  • Синдром Джакомини (сочетание микроцефалии, психических нарушений, паралича и судорог).

В целях диагностики проводится МРТ головного мозга и другие обследования организма, позволяющие выявить степень и причину нарушений.

Мануальная терапия активно применяется для лечения ДЦП у новорожденных и детей в более старшем возрасте. Дети с таким диагнозом требуют особого подхода. Современная медицина предлагает множество методик для восстановления утраченных функций, но полное восстановление остается недостижимым.

Правильный подбор методов позволит значительно снизить количество осложнений и улучшить двигательную активность ребенка.

Воздействие на мозговые структуры оказывается с помощью медикаментов, функциональной нейрохирургии, а также методов нетрадиционной медицины, среди которой и мануальная терапия.

Также важно развивать мышцы , суставы , активно воздействовать на опорно-двигательный аппарат. В данном случае используются специальные упражнения лечебной физкультуры, массаж, пневмокостюм. В случае необходимости назначается ортопедическое хирургическое вмешательство.

Лечение ДЦП у новорожденных мануальной терапией включает в себя множество приемов и основывается на следующих принципах:

  • Процедура должна быть адекватной для возраста и состояния пациента интенсивности.
  • Врач воздействует на мышцы и суставы таким образом, чтобы достичь релаксации , избегая при этом болезненных ощущений.
  • Продолжительность должна быть такой, чтобы достичь максимального эффекта.
  • Необходимо совмещать приемы манипуляции и мобилизации.

Мануальная терапия включает в себя следующие приемы:

  • Постизометрическая релаксация . В течение короткого времени специалист проводит надавливания и пассивные вытяжения мышц, что приводит к их расслаблению, снятию тонуса.
  • Постреципрокная релаксация . В основе этой методики также лежит растяжение всех структур.
  • Манипуляция . Врач прилагает определенное усилие, чтобы увеличить напряжение в суставе. Здесь многое зависит именно от мануального терапевта и его опыта. Такой прием должен быть не только эффективным, что и безболезненным.
  • Мобилизация . Это одна из самых эффективных техник мануальной терапии, которая используется и при лечении детей с ДЦП. Врач воздействует на суставы и мышцы мягко, не вызывая боли, а также используются различные сгибательные и разгибательные упражнения.

Врач подбирает методику индивидуально, учитывая возраст ребенка и состояние его организма.

Схема лечения может включать в себя различные упражнения, техники, методы нетрадиционной медицины. Для начала необходимо провести обследование, выявить, имеются ли противопоказания к проведению тех или иных процедур.

Мануальная терапия включает множество упражнений, способов лечения, несколько видом массажа. Специалист после осмотра ребенка подберет оптимальную схему лечения, включающую все необходимые упражнения для нормализации опорно-двигательного аппарата.

Во время лечения используются упражнения для детей с ДЦП для укрепления спины, для нормализации ходьбы, для ног и рук .

Не менее важную роль играют упражнения для детей с ДЦП на развитие мелкой моторики , для координации движений. Параллельно важно проводить занятия с логопедом и различные игры на развитие памяти, интеллекта. Важно, чтобы развитие было разносторонним.

В список используемых при ДЦП упражнений входят:

  • Для растягивания мышц . Сюда входят наклоны, сгибания конечностей в положении сидя и лежа.
  • На выносливость . Очень важно, чтобы ребенок мог справляться с упражнениями на выносливость. Они не только укрепляют мышцы, но и нормализуют работу внутренних органов.
  • Для устранения спазмов и судорог . Это упражнения на расслабление, где часто используются утяжелители, фиксированные позы.
  • Для тренировки нормальной ходьбы . Суть этих упражнений заключается в той же ходьбе. Если для здорового ребенка это автоматические движения, детям с ДЦП приходится контролировать работу мышц при каждом шаге.
  • На развитие мышечной силы. Это целый комплекс упражнений, позволяющих развить силу мышц спины, живота, рук, ног.
  • Для улучшения координации движений . Список таких упражнений очень велик: сюда входят приемы с мячом, одновременное и разнонаправленное движение конечностями.

Упражнения помогают улучшить координацию, уменьшить тонус мышц и укрепить их.

Это позволяет развить способность управлять своим телом, совершать осмысленные точные движения, улучшить функцию суставов. Не стоит забывать и про дыхательную гимнастику.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Шмидт И. Р., Соломин С. А.

был применен в качестве монотерапии при тонических дискинезиях с 1990 г. Представляем опыт применения ЮМЕКСА при лечении нейро-могорных дискинезий у детей грудного возраста с 1998 по 2001 г. на базе детского неврологического отделения.

За данный период времени в нашем отделении проведено обследование и лечение 137 детей с перинатальной патологией ЦНС в возрасте от 1 мес. до года. В неврологическом статусе у них имелись симптомы нарушения мышечного тонуса, расцененные как проявления синдрома нейромоторной дискинезии по пластическому типу без признаков парезов и параличей — 92 ребенка (67,2%), и дистонически-гиперкинетического синдрома — 45 детей (32,8%). При обследовании больных обращали внимание на объем активных и пассивных движений, выраженность мышечного тонуса, состояние вегетативного тонуса и эмоционального фона.

ЮМЕКС назначался только больным с признаками повышения мышечного тонуса по пластическому типу, с проявлениями ригидоспастич-ности и с дистонически-гиперкине-

тическим синдромом. Данные нарушения проявлялись у детей опорой на цыпочки в вертикальном положении, перекрестом ног, поджиманием пальцев ног, формированием своеобразной "дуги" тела в горизонтальном положении, ограничением разведения бедер в тазобедренных суставах. Гиперкинетический синдром проявлялся гиперкинезами по типу атетоза, гиперкинезом языка и оральной мускулатуры. Кроме указанных двигательных расстройств в неврологическом статусе выявлялись признаки гипср-тензионно-гидроцефального или гид-роцефального синдромов, выявленных клинически и при ультразвуковом исследовании головного мозга, синдрома вегетативно-висцеральных дисфункций.

В зависимости от возраста и степени клинических проявлений заболевания начальная доза юмекса составляла от 1/8 до 1/2 таблетки в сутки. Препарат назначался в утренние часы и днем в соответствии с физиологическим суточным колебанием метаболизма дофамина. Улучшение наступало, как правило, в течение первых 5-7 дней приема препарата. Эф-

фект нарастал через 10-14 дней и сохранялся в течение всего курса лечения. Больные получали ЮМЕКС длительно, от 1 до 6 мес., в зависимости от выраженности дистонических проявлений. В результате проводимого лечения у детей снижался мышечный тонус, увеличивался объем активных движений, купировались проявления гиперкинетического синдрома, улучшался эмоциональный тонус и уменьшались симптомы вегетативно-висцеральной дисфункции. У 1% детей с умеренными проявлениями повышения мышечного тонуса прием ЮМЕКСА привел к развитию мышечной гипотонии, которая исчезала при отмене препарата.

Таким образом, ЮМЕКС как корректор моторно-вегетативного гоме-остаза является эффективным средством при лечении нейромоторных дискинезий и дистонически-гиперки-нетического синдрома у детей первого года жизни. Он предупреждает развитие контрактур, способствует формированию оптимального двигательного стереотипа в процессе овладения ребенком локомоторными навыками.

И.Р. Шмидт, С.А Соломин

МАНУАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Новокузнецкий институт усовершенствования врачей

медицинских и социальных аспектов проблемы детских церебральных параличей (ДЦП) сохраняется до настоящего времени, несмотря на большое число исследований, посвященных данной проблеме [1, 8, 10, 11]. Актуальность ДЦП обоснована частотой (1,7—8,9 на 1000 детей), выраженностью клинических проявлений, приводящих к инвалидизации 60,0% больных, ограничением участия в производственном процессе и нормальной жизни не только больных, но и их родителей, для которых болезнь ребенка является, кроме всего прочего, тяжелейшей психотравмой. Эффективность лечебно-реабилитационных мероприятий (ЛРМ), к сожалению, остается недостаточной, а сами лечеб-но-реабшштационные комплексы требуют значительных затрат, специаль-

ного оборудования и организационных форм (специализированные санатории, центры). Все это является достаточным основанием для дальнейшего поиска путей совершенствования методов лечения и реабилитации больных с ДЦП. Имеющиеся в литературе опыт эффективности мануальной терапии (МТ) в комплексе ЛРМ при ДЦП и наши собственные наблюдения [4, 6, 7, 12, 14] послужили основанием для выбора темы специального исследования, целью которого явилось изучение функциональных биомеханических нарушений (ФБМН) и разработка дифференцированного применения методов мануальной терапии при ДЦП у детей.

Материал и методы

Основную группу составила безотборная выборка из 157 больных детей а йозрасте от 6 мес. до 15 лет, страда-

ющих ДЦП (99 мальчиков и 58 девочек). В соответствии с классификации К.А. Семеновой [10], ДЦП в основной группе был представлен спастической диплегией (19,9%), двойной гемиплегией (40,7%), гиперкинетической (13,3%), атонически-астатической (7,6%) и гемипаретичес-кой (18,4%) формами. Кроме того нами было проведено распределение больных в зависимости от нарушения основных двигательных функций: не сидели 9,5% детей, сидели с поддержкой — 75,7%, сидели самостоятельно — 14,6%, не ходили — 27,3%, ходили с поддержкой — 51,5%, ходили самостоятельно — 21,0%.

Все дети получали стандартный комплекс ЛРМ и дифференцированную МТ. Стандартный комплекс ЛРМ включал медикаментозную терапию; фармакопунктуру с церебро-лизином, пирацетамом, АТФ, вита-

мином В12, прозерином; обкалывание по Скворцову биологически активных точек церебролизином, актовегином; физиопроцедуры; ЛФК; занятия в сухом бассейне и на тренажерах; массаж и точечный массаж; занятия с логопедом, логопедический массаж.

Для сравнения результатов лечения проведен анализ историй болезни 50 больных с аналогичными проявлениями ДЦП, которые МТ не получали. По основным клиническим характеристикам и содержанию стандартного комплекса ЛРМ обе группы были репрезентативными.

Для достижения поставленной цели и решения возникающих в связи с этим задач использовались следующие методы: клинический неврологический, вертеброневрологический, мануальное тестирование, стабиломет-рия, статистический. Стабилометри-ческое исследование проведено 60 больным на статокинезиметрическом комплексе "Стабилограф СТ-02" с программным обеспечением анализа статокинезиграмм. Обследование проводилось 3 раза: до лечения, после 6 сеанса и через 2 нед. после курса мануальной терапии. Дети с двойной гемиплегией, гиперкинетической и атонически-астатической формой тестировались при помощи классической стабилографической пробы. Пациентам с гемипаретической формой и спастической диплегией, кроме того,

проводилась нагрузочная проба "Мишень" на удержание равновесия в строго заданных условиях.

Результаты и обсуждение

Для выбора адекватных методик мануальной терапии и места их приложения необходимо установление особенностей опорно-двигательной системы ребенка и выявление ФБМН. С этой целью проводилось вертебро-неврологическое обследование и мануальное тестирование [2, 3, 5, 9, 15-18]. Среди ФБМН выделялись функциональные блоки (ФБ), локальная гипермобильность (ЛГМ), регионарный постуральный дисбаланс мышц (РПДМ) и изменения динамической и статической составляющей двигательного стереотипа (ДС). Те или иные проявления ФБМН нами были выявлены у всех обследованных.

Из анализа частоты и основных характеристик ПБМИ у больных с ДЦП (таблица) следует, что ФБ развиваются у подавляющего большинства больных с ДЦП, особенно в грудном отделе и крестцово-подвздошном сочленении. Характерно наличие многоуровневых ФБ. Развитие ФБ приводило к компенсаторной ЛГМ, которая выявлялась, в основном, в шейно-грудном и грудопоясничном переходе, реже — на уровне Сш-Су и Ljy-S,. РПДМ наблюдался у всех больных с равной частотой верхнего и нижнего перекрещенных синдромов и РПДМ таза. Нарушения осанки проявлялись сколиозом, чаще всего в грудном отделе, и гиперкифозом грудного отдела. У детей, которые не сидели, сколиоз не развивался.

При всех вариантах РПДМ в измененных мышцах определялись ми-офасциальные тригерные точки (МТТ). До 7 лет МТТ носили латентный характер, определялись только пальпаторно и захватывали все брюшко мышцы. С возрастом МТТ проявлялись болезненностью в покое, их границы становились более четкими, а в 12-15 лет определялись в виде жгута или уплотнений различной формы. При гиперкинетической и атонически-астатической форме МТТ больше определялись в расслабленных мышцах, не изменяясь с возрастом. При паретических формах с возрастом МТТ развивались больше в укороченных или более сильных мышцах с развитием двигательных функций. Латентные МТТ встречались значительно чаще активных.

При выполнении любых движений имел место неоптимальный двигательный стереотип (НДС), что проявлялось как удлинением, так и укорочением фаз шагового цикла. НДС развивался и в верхних конечностях при присоединении синергий.

Патогенез ФБМН у больных с ДЦП сложен и во многом предопре-

деляется нейрогенными двигательными нарушениями, характерными для данного заболевания. В пользу этого свидетельствует обнаруженный нами факт зависимости частоты и локализации ФБ и ЛГМ от формы ДЦП. Наряду с ФБМН нами оценивалась частота и выраженность контрактур, обусловленных изменениями мышечного тонуса по спастическому типу, так как методы мануальной терапии показаны и для коррекции ней-рогенных нарушений тонуса. Контрактуры были выявлены в тазобедренных суставах у 49,0% больных; в коленных — у 64,3%; в голеностопных — у 35,0%; в плечевых и локтевых — у 58,6%; в лучезапястных — у 46,5%.

Поскольку основным показанием для мануальной терапии (МТ) является наличие ФБМН, а техник и методик МТ описано большое количество, то следующей нашей задачей была разработка оптимальной индивидуализированной программы МТ для коррекции ФБМН у детей с ДЦП. Мы использовали весь известный арсенал методов МТ [2, 3, 5, 13, 17-19]: суставные техники (манипуляции, мобилизации), нейромышечные (техники мягких тканей, постизометрическая релаксация, мышечно-энергетические техники, миофасциальное расслабление), специальную гимнастику для коррекции двигательного стереотипа и др.

В процессе выполнения работы нами был выделен ряд общих принципов проведения мануальной терапии у детей с ДЦП.

1. Строгая направленность приема мануальной терапии на конкретное ФБМН, что требует точной диагностики перед каждым сеансом.

2. Право выбора техники МТ принадлежит мануальному терапевту с учетом состояния пациента и анато-мо-физиологических особенностей детского организма, которые предопределяют использование меньшего числа приемов у ребенка, чем у взрослого. Предпочтение следует отдавать наиболее комфортным и безболезненным техникам. У детей до 7—8 лет для коррекции регионарного посту-рального дисбаланса мышц нецелесообразно использование техник, требующих использования дыхательных синергий, а для устранения функциональных блоков быстро выполняемые манипуляционные приемы показаны в большей степени, чем медленные и требующие участия пациента. У детей старше 7—8 лет арсенал приемов мануальной терапии может быть расширен с предпочтением нейромы-шечных техник.

3. Не следует стремиться корригировать все функциональные биомеханические нарушения за один сеанс. Длительность сеанса в нашем опыте составляла от 30 с до 2—5 мин.

Характеристика ФБМН в их частота у больных с ДЦП

— в шейном отделе 74,5±3,5

— в грудном отделе 98,7±1,1

— в поясничном отделе 72,4±3,5

— сочетание ФБ в отделах позвоночника 95,6±1,7

— крестцово-подвздошного сочленения 82,2±3,1

— в шейном отделе 33,1±3,8

— в грудном отделе 64,3+3,8

— в поясничном отделе 46,4±3,9

Региональный постуральный дисбаланс мышц

— верхний перекрещенный синдром 47,7±3,9

— нижний перекрещенный синдром 35,6+3,8

— "косой таз" 54,5±3,9

— "скрученный таз" 45,5±3,9

— шейный сколиоз 1,2±0,8

— грудной сколиоз 70,7±3,6

— поясничный сколиоз 10,1±2,4

Чем ребенок младше, тем сеанс был короче.

4. Каждый сеанс должен завершаться повторным тестированием для динамического наблюдения за эффективностью лечения.

5. При ДЦП любой прием следует начинать с работы на мышцах. Обязательно работать и на укороченных, и расслабленных мышцах. Для воздействия на мышцы эффективны миофасциальный релиз, техника растяжения по Янде, техника мышечного веретена, а также приемы дезак-туализации МТТ.

6. Количество сеансов в курсе лечения при преобладании среди ФБМН функциональных блоков целесообразно ограничить 5—8; при преобладании регионарного посту-рального дисбаланса мышц можно проводить до 10—15 сеансов.

7. Для воздействия на контрактуры и на спастический тонус нами была разработана оригинальная методика, основывающаяся на суставной биомеханике, нейрорефлектор-ных механизмах и проприоцептивной обратной связи с пациентом [14].

Всего больным проведено 334 курса мануальной терапии. Один курс получили все больные, по 2 курса — 85,4% детей, по 3 курса — 40,0%,„более 3 курсов — 8,0%. Уже после 1 курса улучшение наступило у 149 больных (94,9%). По завершении коррекции ФБМН до прогнозируемого уровня значительное улучшение констатировано у 27,2%, улучшение — у 59,9%, незначительное улучшение — у 7,1%, без перемен — у 5,8%. Ухудшения или осложнений не было ни у одного больного.

Различия эффекта при разных клинических формах статистически недостоверно (р>0,05). Отмечено положительное влияние мануальной терапии не только на ФБМН, но и на проявления основного неврологического заболевания в виде улучшения двигательной активности, сна, аппетита, настроения и др. Исследования, проведенные на компьютеризированном стабилометрическом ком-

плексе в ходе лечения методом МТ детей с различными формами ДЦП, показали несомненную положительную динамику состояния координа-торных систем и возможности компенсации. Оценка динамики двигательных функций в основной и контрольной группах показала, что в основной группе при сравнении с исходными данными наступило достоверное улучшение всех двигательных возможностей (р 0,05).

1. При всех формах ДЦП в 100,0% случаев развиваются функциональные биомеханические нарушения, которые влияют на течение основного заболевания, что обосновывает необходимость включения мануальной терапии в лечебно-реабилитационный комплекс при ДЦП.

2. Включение в лечебно-реабилитационные мероприятия при ДЦП комплекса мануальной терапии, основанного на предложенном алгоритме выбора приемов и использующего нейромышечные методики, обусловливает коррекцию функциональных биомеханических нарушений, обеспечивая более высокую эффективность лечебно-реабилитационных мероприятий. При проведении дифференцированного индивидуального комплекса мануальной терапии в лечении ДЦП не наблюдается никаких осложнений или побочных действий.

1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Всеволожская Н.М. Руководство по неврологии раннего детского возраста. Киев: Здоровье, 1980. 527 с.

2. Васильева Л.Ф. Мануальная диагностика и терапия. Клиническая биомеханика и патобиомеханика: Руководство для врачей. СПб.: Фолиант, 1999. 399 с.

3. Веселовский В. П. Практическая вертеброневрология и мануальная терапия. Рига: Знатне, 1991. 334 с.

4. Витовский И.А., Соломин С.А. // Актуальные вопросы неврологии. Новокузнецк, 1997. С.237-241.

5. Иваничев Г.А. Мануальная медицина (мануальная терапия). М.: МЕДпресс, 1998. 470 с.

6. Исанова В.А. // Неврол. вестн. Казань, 1994. С.32-33.

7. Козявкин В.И. // Новые технологии в реабилитации церебрального паралича: Мат-лы межа, конгр. Донецк, 1994. С. 202.

8. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. М.: Медицина, 1979. 118 с.

9. Попелянский Я.Ю. Ортопедическая неврология. Вертеброневрология: Руководство для врачей. Т.2. Казань, 1997. 488 с.

10. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. М.: Медицина, 1968. 259 с.

11. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М.: Медицина, 1976. 184 с.

12. Соломин С.А. // Мануальная медицина. Владивосток — Новокузнецк, 1997-1998. №12-13. С.50.

13. Тревелл Дж.Г., Симоне Д.Г. Миофасциальные боли. М.: Медицина, 1989. Т.1. 256 е.; Т.2. 608 с.

14. Шмидт И.Р., Соломин С.А. / / Новые технологии в реабилитации церебрального паралича: Мат-лы межд. конгр. Донецк, 1994. С.283.

15. Шмидт И.Р. Вертеброгенный синдром позвоночной артерии. Новосибирск: Издатель, 2001. 299 с.

16. Dvorak J., Dvorak V. Manuele medizine. Diagnostics. N.Y.: Georg Thieme Verlag, 1986. 149 p.

17. Greenman P.E. Principles of Manual Medicine. Baltimore: Williams and Wilkins, 1989. 292 p.

18. Lewit K., Sachse J., Janda V. Manuelle Medizin in Rahmen medizinischen Rehabilitation. Leipzig: Barth, 1987. 548 s.

19. Schneider W., Dvorak J., Dvorak V., TritschlerT. Manuelle Medizin. Therapie. Stuttgart — New York: Georg

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.